Сообщение на тему колокольный звон набат

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. Познакомить учащихся с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов.

  • Образовательные:
    • познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов;
    • сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси;
    • закрепить полученные знания и подготовить учащихся к разговору о колокольных звонах в композиторской музыке.
    • формировать умение различать колокольные звоны;
    • способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте;
    • развивать творческие способности через организацию разных видов музыкальной деятельности.
    • способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
    • воспитать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа, почитающего колокол, как символ русской земли;
    • способствовать развитию творческой активности учащихся.

    Учебные универсальные действия:

    Личностные УУД:
    – выражать свое отношение, чувства, эмоции к прослушанному музыкальному произведению, аргументируя личностными ощущениями;
    – опираться на собственные предпочтения и свой личностный субъективный опыт, на свои интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности и учиться максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать, что говорит учитель
    Регулятивные УУД:
    – определять тему урока;
    – анализировать музыкальное произведение на основе средств музыкальной выразительности;
    – оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
    Коммуникативные УУД:
    – оформлять свои мысли в устной форме;
    – участвовать в диалоге;
    – слушать и понимать позицию друг друга.
    Познавательные УУД:
    – уметь извлекать информацию из музыкальных, художественных и поэтических иллюстраций;
    – выявлять сущность и особенность музыкального произведения;
    – уметь на основе анализа делать выводы.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.

    Форма урока: фронтальная, групповая.

    Методы: словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительской наглядности, музыкальное обобщение.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано.

    Виды деятельности: слушание, исполнение, размышление.

    Формы организации познавательной деятельности:

    1. Фронтальная.
    2. Групповая.
    3. Коллективная.

    Оборудование:

    Урок музыки – урок искусства и импровизационность, вариативность, индивидуальность – неотъемлемые и необходимые его качества. При организации материала учитель стремится к тому, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а вывели их в процессе постигающего мышления, реального и мысленного эксперементирования, выявления существенных связей и отношений между элементами своей деятельности, рефлексируя в общении на уроке.

    Ход урока

    У. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, тему которого мы определим вместе с вами. Давайте прочитаем стихотворение Ю.Сомова

    Когда ты слышишь звон колоколов,
    Душа вдруг замирает бесконечно.
    И в этот миг о тяжести оков
    Не думаешь, а думаешь о Вечном.
    По капельке вливается в тебя
    Душевная живительная влага.
    И хочется обнять весь мир, любя,
    И раствориться в нем, другим во благо!

    Слайд 2 /Тема урока/

    У. Какая музыка сейчас звучала?
    Д.Звучал колокольный звон.
    У. Вы услышали именно звук колоколов или что-то еще?
    Д. Звуки музыкальных инструментов, которые подражают колокольному звону.
    У. Какие инструменты или группы инструментов имитировали колокольный звон?
    Д. Колокольный звон передали духовые инструменты, струнные смычковые, оркестр.
    У.Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?
    Д. Колокола большие и маленькие.
    У. Как вы смогли определить?
    Д. Низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола.
    У. Какое настроение передали нам колокола?
    Д. Колокола предали настроение радости, праздника, торжества.
    У. Колокола появились на Руси еще в древние времена. Выглядели они по-разному.

    Слайд 4 /Колокола/

    По преданию, в IV веке монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. (Звучит колокольчик). Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Какой?

    Слайд 5 /Колокольчик/

    Д. Колокольчик
    У. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.

    Слайд 5 /Колокольчик и колокол/

    Слайд 6 /Колокола/

    У. У колоколов, как у людей, есть свои имена, своя судьба. Их даже одушевляли, сравнивали с человеком. Смотрите, как он устроен: тулово, ухо и язык. И его голос, как у человека – поет и в нем есть душа.

    Существует несколько видов колокольных звонов. С некоторыми мы сегодня познакомимся и будем учиться различать, вслушиваясь в их звучание.
    Вслушайтесь в строчки поэтического текста С.Есенина, они вам помогут узнать вид колокольного звона.

    Колокол дремавший разбудил поля,
    Улыбнулась солнцу сонная земля.
    Понеслись удары к синим небесам,
    Звонко раздается голос по лесам.
    Скрылась за рекою бледная луна.
    Звонко побежала резвая волна.
    Тихая долина отгоняет сон,
    Где-то за рекою Благовеста звон.

    Слайд 7 /Благовест/

    У. Благо = добро, радость, праздник
    Вест = весть – добрая весть.

    Благовест оповещает о хороших новостях, о победе над врагом, о празднике, о торжественном событии. Звучит при помощи одиночных редких ударов в один колокол. Послушайте колокольный звон Благовест и определите его характер.

    У. Сейчас прозвучит еще один вид колокольного звона. Послушайте и определите характер его звучания.

    У. Какой характер звучания этого звона?
    Д. Колокольный звон передает характер тревоги, волнения.
    У. О чем оповещает этот звон?
    Д. Оповещает о горе, беде, страданиях.

    Слайд 8 /Набат/

    У. Этот колокольный звон называется Набат – вид колокольного звона, который представляет собой тревожные сигналы о бедствии (о пожаре, о нападении врага). Звучит при помощи частых ударов в один колокол.

    У. И еще один вид колокольного звона, с которым мы сегодня познакомимся. Давайте послушаем, как звучит этот вид колокольного звона, и какой характер этого звона.

    У. Какой характер звучания этого звона?
    Д. Колокольный звон передает характер радости, праздника, звучит звонко.
    У. А чем отличается этот звон от Благовеста и Набата?
    Д. В этом колокольном звоне много колоколов разных тембров звонят одновременно.
    У. Какое настроение передает этот звон?
    Д. Настроение праздника, радости.

    Слайд 9 /Трезвон/

    У. Этот колокольный звон называется Трезвон – самый сложный вид колокольного звона – звонят во все колокола, которые мы можем услышать во время радостных событий и праздников.

    У. Итак, ребята, с какими видами колокольного звона мы познакомились?
    Д. Мы познакомились с колокольными звонами: Благовест, Набат, Трезвон.

    У. А чтоб дальше продолжить заниматься,
    Пришло время нам размяться!
    Мы не только отдохнем, а еще и закрепим виды колокольного звона, которые мы с вами изучили. И при помощи движений, мимики и пластики попробуем передать особенности их звучания.

    Слайд 10 /Физминутка/

    Физминутка:

    Вот звонит колокольный звон:
    Бом-бом, бом-бом.
    Созовет он весь народ –
    Бом-бом, бом-бом.
    Зазвучал Благовест:
    Динь-дон, динь-дон,
    О победе над врагом
    Динь-дон, динь-дон.
    А теперь Трезвон:
    Дили-дон, дили-дон.
    Колокольный перезвон –
    Дили-дон, дили-дон.

    У. Молодцы! Мы с вами сумели при помощи мимики, движений и пластики передать главные особенности колокольных звонов: Благовеста, Набата и Трезвона.

    Слайд 11 /Колокола/

    У. В народе по особому, с любовью и гордостью относились к колоколам – что даже давали им имена – Сысой, Георгий, Гавриил, Лебедь, Медведь, Царь-колокол. Названия деталей колокола тоже звучат по-человечески: плечо, ушко, язык. Колокола умеют говорить.
    Да и судьба колокола, что судьба человеческая – колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Говорят, что один колокол испугал коня царя Ивана Грозного и тот велел отрубить колоколу уши.

    Слайд 12 /Звонница/

    У. Ребята, вы видите на слайде дом, в котором живут колокола. Как он называется?
    Д.Этот дом называется колокольня.
    У.Еще у этого здания есть второе название – ЗВОННИЦА. Почему его так называют?
    Д. Колокола звонят! Мы слышим колокольные звоны.
    У.А кто руководит этим чудным ансамблем колоколов?
    Мы знаем, что музыканта, играющего на пианино называют – пианист,
    На скрипке – скрипач,
    На гуслях – гусляр,
    На колоколах – звонарь.

    Слайд 13 /Звонарь/

    Чтобы заставить дружно и слаженно звучать этот ансамбль, необходимо учиться в специальной школе звонарей. Колокольный звон – это целая наука.
    Сейчас мы с вами попытаемся представить, что находимся в школе звонарей на первом уроке. Перед вами на каждой парте находятся карточки-определения услышанной колокольной музыки.
    Первый ряд, работая в паре с соседом, находит слова, которые относятся к звону Благовест.
    Второй ряд – к звону Набат.
    Третий ряд – к звону Трезвон.
    Все определения наклеиваем на листок в форме колокола.

    Работа парами. Проверка определений.

    Слайд 15 /Колокола/

    У. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах:

    Колокола! Ваш звучный звон –
    Язык земли, меня вскормившей.
    Живёт в вас радость, клич и стон,
    Как отголосок жизни бывшей.
    Колокола – Руси венец,
    Червоным золотом горящий.
    Ваш звон – связующая нить
    Меж будущим и настоящим.

    Мы тоже с вами знаем песню, в которой прославляется наша Родина.

    Ответы детей.

    У. Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке, узнали много нового и интересного о колокольном звоне и его разновидностях. И чтобы вы еще раз подтвердили отличное усвоение знаний, полученных на уроке, домашнее задание будет таким: выразить знания, полученные на уроке в рисунке – изобразить, на ваш выбор, колокола, чтобы мы поняли, о каком колокольном звоне вы хотели нам рассказать.

    Слайд 16 / Пусть звучит Благовест/

    У. Итак, мы сегодня познакомились с колокольными звонами. Колокольные звоны – голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. Колокола – сама жизнь, история, часть музыкальной культуры России.

    Колокольные звоны плывут над Россией,
    Разгоняя все беды, над раздольем летят.
    Колокольного звона не сыщешь красивей,
    Об истории русской звоны те говорят!

    Сохраним это состояние души до следующего урока. Всего доброго, пусть чаще звучит в вашей душе и жизни Благовест!

    Православное богослужение невозможно представить без колокольного звона. Зачастую он торжественный и радостный, однако иногда может выражать грусть или быть сигналом тревоги. Подробнее о видах перезвона читайте ниже.

    Использование колоколов

    Прообразом нынешних колоколов являются китайские колокольчики небольшого размера, изготовленные в XXIII–XVII веках до нашей эры. Позже мастера Поднебесной создали на их основе музыкальный инструмент, ставший затем аналогом европейского карильона. Долгое время Старый Свет не признавал это устройство, так как ассоциировал его с язычеством.


    Устройство типичного европейского колокола

    Символом церкви карильон стал только в Средние века. На него наносили гравировки с отрывками из Евангелия, а отдельные составляющие называли по подобию человеческих частей тела: язык, уши, тулово, губа. Тогда же зародилась традиция освящения колокола, позже перекочевавшая на Русь.

    Люди верили, что мелодичный перезвон способен отпугивать нечистую силу, а иногда даже приносить исцеление. Сегодня практически во всех религиях и верованиях можно встретить колокольчики. Например, шаманы до сих пор используют этот инструмент для изгнания злых духов.

    Колокола в Русской православной церкви


    Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения

    Большие

    Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:

    • праздничные – используются на главные православные торжества, а также Великую Пасху;
    • воскресные – звонят по воскресеньям;
    • постовые – звучат только во время Пасхального поста;
    • полиелейные – их можно услышать во время полиелейной службы;
    • простодневные – используются ежедневно.

    Малые

    Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:

    • единожды – к вечерней службе;
    • дважды – перед утреней;
    • три раза – с началом Божественной литургии.

    Средние

    Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.

    Большие Средние Малые

    Размещение колоколов

    Карильон, который использует православная церковь, представляет собой простую конструкцию, подвешенную невысоко от пола на вертикальных столбиках. Инструментом очень удобно управлять, не прилагая при этом больших усилий, однако его практически не слышно на большом расстоянии.

    Чтобы колокольный звон был слышен за несколько верст, звонницу начали устанавливать отдельно от здания храма. Позже ее стали присоединять непосредственно к собору, делая неотъемлемой частью архитектурного комплекса. В XIX столетии колокольню располагали на крыше самой церкви. Так как последняя всегда возводилась выше других строений, звук разносился практически по всему городу.

    В этом видеоролике представлены основные виды звона колоколов.

    Виды колокольного звона

    Красивый мелодичный звук, который мы часто слышим по праздникам, бывает несколько видов.

    Благовест

    Представляет собой одиночные, размеренные удары в большой колокол. Сначала звонарь медленно выводит три протяжных звона, а после их затихания продолжает бить с равномерными паузами. Услышать благовест можно по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.

    Перезвон

    Переливающийся, торжественный перезвон обычно используется перед особо значимыми священнодействиями: Крещенской службой, Божественной литургией и пр. В нем можно услышать все три вида колоколов, которые звонят по очереди, образуя радостную, светлую мелодию.

    Перебор

    Это скорбный звон на минорный лад. Его используют во время панихиды или погребальных богослужений. Сначала звонарь медленно ударяет по очереди в каждый инструмент: от зазвонного до благовестника. После стихания последнего звука он начинает звонить во все колокола, повторяя этот порядок несколько раз.


    Разновидности колокольного звона в православии

    Трезвон

    Трезвон, который возвещает о светлых праздниках, вызывает у прихожан ликование и радостное настроение.

    Набат

    Сегодня набат – явление довольно редкое. Во времена Руси его использовали гораздо чаще, оповещая мирян о грядущих или уже случившихся страшных событиях. Как правило, одиночные, тревожные звуки, доносящиеся с колокольни, означали какое-то стихийное бедствие, пожар или набег вражеской армии.

    Колокольный звон можно назвать неизменным атрибутом православия, а колокол – символом церкви. Начиная с X столетия его использовали по случаю радостных, а иногда и горестных событий. Эта традиция сохранилась до наших дней, а потому на каждый церковный праздник мы слышим радостный, торжественный перезвон.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Целью данного реферата является ретроспективный анализ роли колоколов в культуре и отправлении культа.
    Задачами реферата является:
    - рассмотрение истории колокола как музыкального и ритуального инструмента;
    - изучение типологии колоколов
    - обзор различных видов колокольного звона и их символического значения.

    Содержание

    Введение 3
    1 Колокола 4
    1.1 Назначение и история колоколов 4
    1.2 Виды колоколов 5
    2 Колокольный звон 9
    Заключение 12
    Библиографический список 13

    Вложенные файлы: 1 файл

    КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН.docx

    1.1 Назначение и история колоколов 4

    1.2 Виды колоколов 5

    2 Колокольный звон 9

    Библиографический список 13

    Целью данного реферата является ретроспективный анализ роли колоколов в культуре и отправлении культа.

    Задачами реферата является:

    - рассмотрение истории колокола как музыкального и ритуального инструмента;

    - изучение типологии колоколов

    - обзор различных видов колокольного звона и их символического значения.

    Колокола

    Назначение и история колоколов

    Значение слова Колокол легко получается рассмотреть на основе значений составляющих его частей: Коло – круг, колесо, обод. Кол – круглая палка, ствол молодого дерева с заостренным концом.

    В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

    История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

    Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

    В Церкви колокола используются приблизительно с конца V века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков. В Византию колокола попали сравнительно поздно, во второй половине IX века, и широкого распространения не получили.

    Впервые о колоколах в русских летописях упоминается под 988 год. Завозились они на Русь из Западной Европы и, в гораздо меньших количествах, из Византии. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком[4].

    Виды колоколов

    В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.

    В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.

    Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:

    Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым больши́м по весу в наборе колоколов.

    Воскресные колокола используются в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.

    Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.

    Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное Богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).

    Будничные (простодневные) колокола

    Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).

    Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

    К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.

    Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

    Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

    Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к Божественной Литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

    Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является примитивнаязвонница, выполненная в вид перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможностьзвонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии.

    В русской церковной традиции первоначально был распространён архитектурный приём, когда специальную башню — колокольню — устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В древнем Пскове звонница нередко включалсь в конструкцию основного здания.

    Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля. В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. При возникновении пожара необходимо было ударить в ближайший колокол. Услышав звон пожарного далёкого колокола следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени. Колокола применялись на железной дороги для подачи сигналов отправления поездов. До появления проблесковых маячков и специальных средств звуковой сигнализации на гужевых повозках, а позже и на автомобилях экстренных служб устанавливался колокол. Тональность сигнальных колоколов делалась отличной от церковных. Сигнальные колокола также называли набатными.

    Колокольный звон

    Набат - частый звон в один колокол - сообщает о каком-то происшествии. Благовест призывает прихожан к богослужению.

    При благовесте ударяют в один колокол. Различают также большой благовест - когда ударяют несколько раз в большой колокол, как при обычном благовесте, а затем поочередно в остальные. Именно большой благовест развился в художественный звон в два и более колоколов. Различаются перебор и перезвон.

    Перезвон - поочередные удары в обратном перебору порядке, от большого к малым, от одного до семи ударов в каждый колокол, завершение перезвона обычно - удар во все колокола.

    Трезвон - это идущие подряд три удара в несколько колоколов. Он бывает великий, средний и красный. Трезвоном великим и средним отмечались особые дни - например, царские, или дни памяти местночтимых святых.

    Пасхальный трезвон - красный - это тот звон, который длится весь день в Пасху, он же начинает и заканчивает воскресные обедни на протяжении от Пасхи до Вознесения. Звонари, производя звоны, должны были руководствоваться каноном. Но, комбинируя разные виды звонов, они имели возможность создавать особые колокольные мелодии - чуть ли не концерты. Церковная жизнь давала и дает для этого достаточно оснований. Например, крестные ходы сопровождает сложный колокольный звон, в котором благовест в один колокол сменяется благовестом в несколько, затем начинается трезвон. Своеобразием отличается звон в Пасхальную ночь. В определенные моменты службы ударяют один раз в один колокол (возможно - от малого до великого), на последнем возгласе совершают общий удар во все колокола. Так выражается подобающее случаю ликование, которое переживают участники богослужения. Составлялись и составляются особые праздничные звоны в честь особых же случаев. В этих звонах, порой достаточно сложных, используются все те же простые виды звонов, в различном порядке. Темп отчасти задается назначением звона и традицией, отчасти - техническими особенностями больших колоколов (на один удар языком в две (либо в одну) стороны колокола большого должно приходиться некое определенное количество ударов в колокол второй, соответственно - это число ударов должно быть согласовано с ударами в третий колокол, и так далее).

    Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.

    Колокольный звон употребляется для того, чтобы:

    1. Созывать верующих к Богослужению,

    2. Выражать торжество Церкви и ее Богослужения,

    3. Возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.

    Разновидности колокольных звонов в православном мире отождествляют печальные и торжественные моменты в жизни людей. В связи с этим бой колоколов подразделен на две большие категории, имеющие свои особенности.

    Собственно звон

    По церковным традициям, этот вид звучания производится большим количеством колоколов и разделяется на несколько разновидностей:

    • Трезвон – трехкратные удары во все колокола с короткими перерывами. Трезвон означает радость от большого христианского праздника.
    • Двузвон – колокольный звон во все имеющиеся инструменты, но с двукратным перерывом.
    • Перезвон – множественные удары по каждому колоколу поочередно. Начинают с главного (крупного) и заканчивают самым маленьким. Перезвон повторяется много раз без перерывов.
    • Перебор – начиная с самого маленького колокола, ударяют поочередно во все с длительным перерывом. После последнего удара бьют во все инструменты одновременно. Такой порядок повторяется несколько раз. Чаще всего используется при проведении погребальных мероприятий.

    Разновидности колокольных звонов

    Благовест

    Самый значимый православный звон получил свое название от несения благой вести. Он созывает всех православных на начало богослужения. Производится благовест ударами в главный колокол по особому порядку:

    Благовест

    Праздничный – производится в праздник Пасхи. Звонарь бьет в самый большой инструмент. Но праздничный благовест иногда разрешается и при других церковных событиях. Например, освящение престола. Для использования этого типа звона необходимо благословение настоятеля храма.

    Воскресный – если имеется праздничный благовестник, то воскресным считается второй по весу.

    Полиелейный – применяется для проведения специальных служб.

    Будничный – благовестник используется для обозначения ежедневных православных служб.

    Постный – совершает удары во время Великого поста.

    Разновидности благовестников определяют виды колокольных звонов. Их применение в тот или иной день зависит от определения настоятеля.

    На Руси когда-то использовался еще один звон – набат. Это единичные тревожные удары, оповещающие о бытовом скорбном событии: нашествии врагов, пожаре, наводнении или любом другом бедствии.

    Очищение

    Мощность колокольного звона настолько сильна, что очищает вокруг себя пространство, насыщает его любовью и добром. Звуковые волны с колоколен распространяются в виде креста, этим объясняется мощный положительный эффект на физическое тело и духовное состояние человека. Доказано, что при помощи колокольных вибраций снижаются вирусные заболевания и приходит в норму психоэмоциональное состояние.

    Очищение

    Для лечения и очищения души звон колоколов можно прослушивать в записи на качественных носителях и без использования наушников. Минимум один раз в году рекомендуется наслаждаться живым звучанием.

    Получить позитивное влияние можно лишь при условии, что звуки не раздражают человека. Сеанс звукотерапии, даже при живом колоколе, не должен превышать 20 минут.

    Разновидности колокольных звонов обладают различными способностями и целительными свойствами. Но положительное воздействие зависит от силы веры человека в Бога.

    Читайте также: