Толерантность дорога к миру сообщение
Обновлено: 05.07.2024
В современном мире мы не всегда толерантны по отношению друг к другу. А что значит быть толерантным? Где находятся истоки этого слова? А между тем мы слышим это слово с экранов телевидения, на уроках, внеклассных мероприятиях, в повседневной жизни.
В процессе защиты звучали стихи, песни о мире, дружбе, общении. Все группы раскрыли понятие толерантности как добродетели, которая дает возможность мирно сосуществовать и противостоять войнам и конфликтам. Ярко, красочно выглядели все плакаты. Добро, уважение, забота, тепло, терпение, уважение, вежливость звучали с плакатов.
Жюри никого не оставило без внимания, победители 2А гр., 1А гр., 1Ю гр., 2 ЭЛ, 1М гр. награждены дипломами, остальные благодарностями. Председатель жюри Шишаева Е.М. зам. директора по социально – воспитательной работе отметила, что все плакаты отвечали теме, поблагодарила всех участников и ведущих. По итогам конкурса на втором этаже оформлена общая выставка плакатов, которая напоминает учащимся, что нужно быть толерантными повседневно.
В колледже обучаются представители разных национальностей и главная цель для них не только получить профессию, но и стать человеком, уважающим не только себя, но и тех, кто окружает тебя. Не всегда мы видим в жизни это, поэтому говорить о толерантности необходимо постоянно.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МКОУ Михайловская основная общеобразовательная школа
Классный руководитель 6-7 класса -
Приколотина Т. А.
познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
· дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
· развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
· воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию
· уважительного отношения между учащимися.
Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
· Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность;
· Как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).
Ход классного часа
- все люди на земле не похожи друг на друга, потому что…
- все люди на земле похожи, потому что…
- мне кажется, что у меня с одноклассниками больше общего, потому что…
- мне кажется, что я отличаюсь от одноклассников, потому что…
- мне кажется, что у меня с родителями больше…
- Сегодня наш разговор посвящён толерантности.
Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах:
- Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?
- Из-за чего вы огорчались?
- Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?
- Что такое терпение?
- Что такое толерантность?
- В чем их схожесть?
- Все ли терпимо?
- Где границы терпимости?
Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Происхождение слова «Толерантность : На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.
В русском языке “ толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.
По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Примечательно, что первым документом, на котором поставил подпись Президент РФ В.В. Путин после официального вступления в должность, была как раз программа по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.
Ежегодно день толерантности отмечается 16 ноября. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России?
Ученики: (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос).
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый
Толерантность считается признаком высокого духовного и
интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого
многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
Принятие другого таким, какой он есть;
Принятие другого таким, какой он есть;
Уважение прав других;
Сотрудничество, дух партнерства;
Уважение человеческого достоинства;
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих
собственных идеи и мнения;
Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или
действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,
благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, чем мы похожи, что нас объединяет?
1. Нас объединяет то, что
· Живем на одной планете
· Живем в одном городе, республике
· Учимся в одной школе, в одном классе
· Живем на одних улицах
· Носим одну одежду, очки
· Занимаемся одним делом
· Похожи глаза, волосы
Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, а в чем мы не похожи друг на друга, что нас отличает?
2. Нас различает
§ Цвет волос и глаз
§ Возраст (старые и молодые)
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
(Жить в таком мире будет неинтересно. Мы не сможем отличить друг от друга, все-таки лучше, когда мы все разные. Только надо научиться жить в мире).
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Вопросы к учащимся:
· Какое из определений вам импонирует более всего?
· Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
· А что же объединяет эти определения?
· Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее.
Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки.
В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый
пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в
глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует,
пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
он попытался увести ее.
- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не
понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз
попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.
- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не
отсюда. Мне очень больно.
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала
брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и
приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты
пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она
быстро подошла к телефонному аппарату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете себе счастье.
Вопросы к учащимся:
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Есть два пути развития личности:
Работа учащихся по группам
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности,
Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования призвана заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности. Вместе с тем, по ряду причин система образования не всегда обеспечивает комплекс мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у обучающихся основы толерантного мировоззрения.
Государственное бюджетное специальная (коррекционная) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8 VIII г. Лабинска Краснодарского края
решение педсовета протокол
№ ___ от_____ 2014 года
Подпись, печать ОУ
Целевая воспитательная программа по духовно – нравственному воспитанию школьников
Возраст: 11 -16 лет
Автор: Савченко М.А.
Пояснительная записка
Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования призвана заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности. Вместе с тем, по ряду причин система образования не всегда обеспечивает комплекс мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у обучающихся основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков. Дети мигрантов и представителей этнических меньшинств порой сталкиваются с враждебностью со стороны сверстников, что ведет к тяжелым психологическим травмам, социальной и культурной изоляции.
Новая общественно-политическая реальность и усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии, а также позитивного восприятия этих процессов коренным и укорененным населением города разных национальностей. Одновременно должен развиваться и формироваться подлинный российский патриотизм, свободный от национализма и шовинизма.
Данная программа воспитательной работы ориентирована на обучающихся 5-9 классов, она определяет основные пути процесса формирования толерантного сознания и поведения у подрастающего поколения.
Особенностью программы является то, что она рассчитана на обучающихся, воспитанников в условиях коррекционной школы.
Цель программы: Способствовать формированию у обучающихся, воспитанников позитивного, толерантного отношению к окружающим.
Задачи программы: расширить представление обучающихся, воспитанников о мире; развить умение мыслить гуманно; толерантно подходить к решению вопросов, проблем, конфликтов.
Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.
Программа дает материал для проведения разнообразных праздников, развлечений, викторин, опытов и экспериментов – всего того, чем наполнена жизнь современного школьника.
Содержание программы
Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или притворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.
Программа содержит курс занятий, которые включают в себя информационные, практические, мониторинговые и социально-значимые виды деятельности.
Программа включает 4 блока. Все блоки взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель и специфику.
Формы работы с обучающимися, воспитанниками:
Методы работы:
В ходе реализации программы используются дидактические игры, наблюдения, упражнения, трудовая деятельность, праздники, развлечения, индивидуальные беседы.
1 блок
Образовательно-воспитательный (познавательный)
Представлен системой классных часов, диспутов, бесед.
Цель: создавать условия для осознания принадлежности к многонациональной стране
- воспитывать чувство коллективизма,
- формировать понятие о нормах морали,
- способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.
Цель: Воспитание у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
Обсудить проявление толерантности и нетерпимости в обществе;
Развивать чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
Учить осознавать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
Развивать способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного диалога о самом себе.
Толерантность проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, групп, общества в целом. Определение толерантности можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом. Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. В нашем детском саду организуются беседы, праздники, развлечения, направленные на воспитание толерантности у детей. Но мне хочется рассказать об увлекательной встрече детей старшего дошкольного возраста с заведующим библиотекой Тимкановой Эльзирой Винарисовной.
Что такое толерантность? Консультация для родителей. Что такое толерантность? Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском.
Читайте также: