Сообщение на тему календарно обрядовая поэзия зимний цикл

Обновлено: 17.05.2024

Обряды зимнего цикла связаны не только с периодом ожидания весны как времени посева, а и с давними мифами о рождении Мира. Основным праздником этого цикла является Рождение Мира (двенадцать священных ночей рождения Мира, пока солнце проходит созвездие Стрельца), который у древних славян был праздником Сварога (Зодиака) и связано с тремя светилами астрального культа - Солнцем, Луной, Звездой.

Появление на небе Звезды, которой в мифах предоставляется роль вестницы, является знаком, что Солнце вступило в созвездие Перуна (Стрельца).

Считалось, что в это время (по старому стилю - 25 декабря; по новому - 6 января) у Лады рождается грудной ребенок Коляда - божество зимнего солнцестояния. Когда Солнце проходило центральные звезды созвездия, православные торжественно праздновали другой праздник - рождение Луны (Новолуние) - Щедрый вечер (по старому стилю 1 января; по новому - 14 января), а когда оно оставляло созвездие - рождение богини воды Даны (по старому стилю - 6 января; по новому - 19 января). Этот миф, который относится к архаическим, был также связан с культом деревьев, который проявлялся в почести Прадерева мира. Символом этого дерева стали явор, дуб, кое-где верба, яблоня, сосна, а со временем, под влиянием северных народов, - елка. Еще дерево вверху украшали звездами небосвода, а снизу - дарами природы, и это означало единство земли с небом. С переориентацией прадавних племен на земледелие праздник приобрел новые элементы. К нему присоединилось почтение созвездия Ориона, которое в народе носит название Золотого Плуга. В рождественскую ночь это созвездие затрагивает землю. Древняя мифология это объясняет тем, что Сварог (волшебный кузнец) дарит людям плуг, который падает на землю, символизируя брак неба с землей.

С оказанием почестей плугу культовое поклонение плодам поля: божество Коляда получает другое название - Дедух (прадух, предок), его символом становится сноп пшеницы. Всем божествам приносятся ритуальные жертвы - 14 кушаний: кутья - в честь Сварога, 13 других - в честь зодиакальных созвездий - божеств (со временем это число уменьшилось до 12).

Празднования Рождества в древнейшие времена выливались в последовательные религиозные мистерии, которые осуществлялись процессиями жрецов, переодетыми в специальные маски, которые были олицетворением божеств и духов. Целью этих праздничных действ было поклонение культовым объектам, отпугивание вражеских человеку сил или их задабривание. Так с культом огня и поклонением Перуну связаны ритуалы около домашней печи - оказание почестей домашнему костру.

Другое действие, которое сохранилось в меньшей мере, является обряд хождения с плугом, который происходил в Щедрый вечер и был магической имитацией пахоты и засевания. Здесь культ Плуга (созвездие Ориона) объединялся с верой, в то что сакральные действия помогают приближению весны и подготовке земли к ее возделыванию. На многих территориях элементы этого обряда остались в форме символического засевания. Иное значение приобретает ритуал сеяния на праздник Маланки или Василия (Новый год).

Этимологически праздник происходит от Уатсилия - другого имени божества Луны, которая имеет тесную связь с Маланкой, которая олицетворяет воду. В этом случае образ засевания утром после щедрого вечера является имитацией мелкого дождика, который попадает на посевы и предвещает хороший урожай.

Поскольку прадавние славяне верили, что все, начатое с рождением новолуния, будет иметь успех, то большинство действий касались не только начала работы на поле, а и помолвки неженатой молодежи, которые тоже фрагментарно сохранились и до наших дней.

На Полтавщине распространен ритуал умывания в этот день парней и девушек: парни умывают девушек, а девушки парней - тем более та девушка, у которой есть парень, заранее подговаривает, что как придет на крещение, то чтобы на Орданы умылись вместе: она его, а он ее, потому что та вода, говорят, такая сведущая, что как только они умоют друг друга, то обязательно поженятся.

Зимние действия также сопровождались ритуальной пищей: круглыми хлебами или калачами (знак солнца), варениками (знак месяца), рыбой (символ воды), орехами и плодами (символ дерева, мира), кашей или кутьей (символ земли, который имела связь с культом предков).

Все тексты, которыми сопровождались магически-обрядовые ритуалы, возникли на основе прадавних заговорах, ритмичный характер и частые повторы которых оказывали содействие естественному их объединению с мелодией. В соответствии с назначением или связью с конкретным праздником, к зимнему календарному циклу относятся такие словесные жанры: колядки, щедривки, посевальные и крещенские песни.

Частью народного быта является фольклор. Он сопровождал первую пахоту, молодежные гулянья, праздничные обряды. Обрядовыми именуются песни, который исполняют во время самых разных обрядов.

Древние славяне считали, что такие обряды оказывают влияние на силы природы: способствуют хорошему урожаю, удачной охоте, приплоду скота, принесут человеку здоровье, счастье и богатство и т.п.

Праздник Каляды

коляда

Коляда — один из крупных славянских праздников, в переводе с латинского — первый день месяца. Этот праздник приурочен к зимнего солнцестоянию, к рождению Нового солнца, нового солнечного года, к повороту солнца на весну.

С пением колядок — песен, юноши и девушки наряжались и обходили дома, славили их хозяев, желали богатого урожая, изобилия и т.п. Веселые, короткие колядки были песенной формой таких пожеланий. В завершении колядующие просили хозяев дома наградить их. Наградой были угощения:

Бегла свинка от Максимки,
Да сгубила Коляду,
А ты, хлопчик,
Не гуляй, не гуляй,
А колядки собирай, собирай…

Если хозяева отказывали в угощении, то для них могли пропеть:

У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!

После принятия христианства праздник Коляды совпал с празднованием Рождества Христова.

Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Перед Рождеством и под Новый Год существовал обычай — святочные гадания по жребию, которые сопровождались подблюдными песнями, в иносказательной форме предвещающих будущее каждому участнику. В песнях предвещалось: богатство, счастье, несчастье, замужество и т.п..

На печи дежа
Высоко взошла.
Кому мы же спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется!

Пр аздник Маслени ц ы

масленица

Масленица — один из самых весёлых древних праздничков, отмечаемый в течении недели перед Великим постом, отличающейся гостеприимством и обильным застольем.

Масленица изображалась в песнях как богатая, красивая и щедрая гостья, которую народ встречал с радостью и весельем:

Наша Масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.

Чтобы проводить Масленицау — чучело с песнями возили по деревне, а затем хоронили или сжигали.

Поговорки:

Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица объедуха, деньгам приберуха.
На горках покататься, в блинах поваляться.
Сыр, сметану, масло вкушай, все беды — щедростью души избывай.
Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.

Заклички весны

закличка3

Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались не пением, а кликанием. Это то, что разрешалось издревле. И даже было обязательным. Славяне считали, чтобы Весна пришла, ее нужно позвать, попросить придти — выкликнуть. Девушки под вечер вечер забирались на крыши сараев, выходили на высокие места и оттуда кликали весну.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.

В это время начиналось возвращение перелетных птиц. Чтобы приблизить весну, хозяйки пекли фигурки птиц с распахнутыми крыльями: “грачей”, “жаворонков”, “куликов”. Каждый член семьи, выходя на улицу, подбрасывал их в воздух и выкликивал:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам, принесите нам
лето теплое.

Закличек было много. Наигравшись, накричавшись, фигурки прикрепляли к веткам деревьев, засовывали под крыши домов и сараев. Остатки печенья съедали или скармливали скоту.

Все это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.

Праздник Троицы

троица1

Широко отмечается летний праздник — Троица. Это один из важнейших праздников в году. Для славянских народов этот день особенный, с ним связано множество примет и обрядов. Возрождение земли после зимы отмечалось массовыми народными гуляньями, девушки плели пышные венки и гадали на замужество и свою долю, в Троицу бросая их в воду и наблюдая, как река их принимает. Водили хороводы, которые сопровождались различными песнями:

Березонька кудрявая,
Кудрявая, моложавая.
Под тобою, березонька,
Всё не мак цветет,
Под тобою, березонька,
Не огонь горит;
Не мак цветет,
Не огонь горит —
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, березонька,
Всё песни поют.

В празднике Троицы органично слились языческие и христианские верования.

Праздник Ивана Купалы

Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. приближение к жатве. По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи.

По традиции производились два очистительные обряда: купание и прыгание через костёр.

Горела липа, горела,
Под ней панейка сидела.
Искорки на неё падали,
Парни по ней плакали
Что ж вы обо мне плачете,
Не одна я на свете,
Ведь не одна я едина,
Девушек полна деревня.

купала1

Девушки собирают травы и цветы, плетут венки, по которым гадают и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапиву). В купальскую ночь ищут клады (цветущий папортник).

Основная цель купальских обрядов — отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Для этого жгут костры. Юноши и девушки ночь накануне Купалы проводили в поле.

Купалы проводила в поле.
А мы ночью мало спали,
Ведь мы поле охраняли.

Праздник урожая

урожай3


Праздник урожая посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию — спасы: медовый, хлебный, яблочный.

Лежит козёл на мяже,
Дивуется бороде:
А и чья то борода,
А вся мёдом увита?

Для восстановления сил катались по жатве. С радостными песнями возвращались домой. Последний сноп брали с собой и хранили в деревне весь год.

Ох, и слава богу,
Что жито пожали,
Что жито пожали,
И в копы поклали:
На гумне стогами,
В клети — закромами,
А в печи пирогами!

В такие дни чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Праздник Покров

По погоде этого дня, по тому, как падают листья с деревьев, откуда дует ветер, какие птицы улетают на юг, загадывали о характере предстоящей зимы.

Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалами. В Покров девки просили Ладу о скором замужестве, гадали.

К празднику Покрова в избе старались навести полный порядок и наготовить как можно больше угощений из плодов нового урожая.

С течением времени праздник Покров стал более православным, но у древних славян он был одним из важных праздников в году.

Заключение

Календарно-обрядовая поэзия — это художественное обобщение трудового опыта крестьянина — земледельца. Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией.

Список используемой литературы

1. В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.. Литература. 6 класс. 1 часть. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013

В разнообразных народных зимних праздничных обрядах обыгрывалось умирание природы зимой и обновление, воскрешение ее весной. Издавна в эту пору справлялись веселые зимние праздники. Люди отмечали окончание прошедшего сельскохозяйственного года и начало подготовки к следующему. В это время совершались различные магические церемонии, которые, по верованиям древних, могли повлиять на могучие силы природы и принести новый обильный урожай.

Сущность обрядов и песен зимнего календаря и состояла именно в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. Первая половина зимних обрядов относится ко времени от Рождества до Крещения включительно, вторая – от Крещения до Масленицы и отличается подготовкой к весенним землевладельческим работам. Обряды первой половины зимы совершались большей частью в избе, а второй – на улице.

Эта пора в жизни народа была насыщена колядованием, ряжением, играми и ездой на лошадях и санях, предсказаниями и приметами, песнями и танцами.

Ни в одном народном празднике не заключается столько обычаев, обрядов, примет, как в Святках. Святочный период представляет собой старинное смешение разнородных стихий: здесь можно встретить и суеверные языческие обычаи, и христианские воспоминания о Рождестве Спасителя. К первым относятся гадания, ряженья, древние обрядовые игры, отличающиеся сценической изобразительностью; ко вторым – славление, или хождение детей и молодежи по домам с вертепом и звездой. По своему названию и цели Святки должны святить благочестием великое и отрадное для христианского мира событие – Рождество Христово.

Более тысячи лет прошло со времени принятия Русью Христианства. Тесно переплелись древние народные праздники в честь разгорающегося светила (рождество солнца) с теми, которые были привнесены православным вероучением (Рождество Христа). Они взаимно обогатили друг друга, а зимние народные гуляния от Рождества до Крещения (6 – 19 января) получили наименование Святых вечеров или Святок.

Важнейшее место в святочных обрядах занимали девичьи гадания. Гадание когда – то было обрядовым действом, сопровождавшим и производственную и семейную жизнь. Гадали и женщины, и мужчины но уже в XVIII веке гадали преимущественно девушки, желавшие узнать выйдут ли они в этом году замуж, каковы будут муж, свекровь и пр.

Погода ясная и небо звездное – к урожаю гороха.

Снежная погода – к добрым хлебам.

7 января – Рождество. В Сочельник, в канун Рождества и на Рождество, после утренней службы молодежь и дети начинали колядовать. Колядки – коротенькие песни, в которых славят Христа, хозяев дома, поздравляют с Новым годом, желают счастья, богатства, здоровья, добра. Колядовщики носили с собой звезду на шесте, символизирующую Вифлеемскую звезду, возвестившую миру о рождении Иисуса Христа. Выбирали также человека, который собирал дары – мехоношу.




Колядка состоит из нескольких частей. В ней должны присутствовать:

- просьба одарить колядовщиков;

- поздравление с Рождеством, Новым годом.

Масленица состоит из трех частей: встречи в понедельник, перелома в широкий четверг и прощания в воскресенье. Каждый день недели имеет название.

Понедельник – встреча. В этот день изготавливали соломенное чучело, рядили мужское или женское платье.

Вторник – заигрыши. С утра молодежь выходила кататься на горках, угощали друг друга блинами.

Среда – лакомка. Тещи пекли блины и звали в гости своих зятьев, а также всю родню.

Четверг – широкий разгул, перелом, массовое катание с гор на санях. Масленицу возили по деревне на телеге.

Пятница – тещины вечерочки. Зятья угощали своих тещ блинами.

Суббота – золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных к себе на блины. Во многих селах строили снежные крепости, а затем сельчане делились на две группы: одна защищала крепость, а вторая пыталась ее взять.

Воскресенье – проводы, прощеный день. В этот день прощались с Масленицей, сжигали ее чучело на площади, пепел рассыпали по полю и пели весенние заклички. В прощеное воскресенье был обычай просить друг у друга прощения и целоваться в знак прощения.

В течение всей недели главное угощение – блины. Еще с язычества от круглых пресных лепешек ведут свою историю блины – круглые, желтые, горячие, как само солнце. Каждая хозяйка держала в секрете свой рецепт, чтобы удивить своими блинами гостей.

Смысл масленичных обрядов многозначный. С одной стороны, в них, несомненно, тема победы весны над зимой и похороны Масленицы – похороны зимы. С другой стороны, в этих обрядах отражается и магический земледельческий характер календаря, и просо веселый праздник предвесеннего времени.

В разнообразных народных зимних праздничных обрядах обыгрывалось умирание природы зимой и обновление, воскрешение ее весной. Издавна в эту пору справлялись веселые зимние праздники. Люди отмечали окончание прошедшего сельскохозяйственного года и начало подготовки к следующему. В это время совершались различные магические церемонии, которые, по верованиям древних, могли повлиять на могучие силы природы и принести новый обильный урожай.

Сущность обрядов и песен зимнего календаря и состояла именно в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. Первая половина зимних обрядов относится ко времени от Рождества до Крещения включительно, вторая – от Крещения до Масленицы и отличается подготовкой к весенним землевладельческим работам. Обряды первой половины зимы совершались большей частью в избе, а второй – на улице.

Эта пора в жизни народа была насыщена колядованием, ряжением, играми и ездой на лошадях и санях, предсказаниями и приметами, песнями и танцами.

Ни в одном народном празднике не заключается столько обычаев, обрядов, примет, как в Святках. Святочный период представляет собой старинное смешение разнородных стихий: здесь можно встретить и суеверные языческие обычаи, и христианские воспоминания о Рождестве Спасителя. К первым относятся гадания, ряженья, древние обрядовые игры, отличающиеся сценической изобразительностью; ко вторым – славление, или хождение детей и молодежи по домам с вертепом и звездой. По своему названию и цели Святки должны святить благочестием великое и отрадное для христианского мира событие – Рождество Христово.

Более тысячи лет прошло со времени принятия Русью Христианства. Тесно переплелись древние народные праздники в честь разгорающегося светила (рождество солнца) с теми, которые были привнесены православным вероучением (Рождество Христа). Они взаимно обогатили друг друга, а зимние народные гуляния от Рождества до Крещения (6 – 19 января) получили наименование Святых вечеров или Святок.

Важнейшее место в святочных обрядах занимали девичьи гадания. Гадание когда – то было обрядовым действом, сопровождавшим и производственную и семейную жизнь. Гадали и женщины, и мужчины но уже в XVIII веке гадали преимущественно девушки, желавшие узнать выйдут ли они в этом году замуж, каковы будут муж, свекровь и пр.

Погода ясная и небо звездное – к урожаю гороха.

Снежная погода – к добрым хлебам.

7 января – Рождество. В Сочельник, в канун Рождества и на Рождество, после утренней службы молодежь и дети начинали колядовать. Колядки – коротенькие песни, в которых славят Христа, хозяев дома, поздравляют с Новым годом, желают счастья, богатства, здоровья, добра. Колядовщики носили с собой звезду на шесте, символизирующую Вифлеемскую звезду, возвестившую миру о рождении Иисуса Христа. Выбирали также человека, который собирал дары – мехоношу.

Колядка состоит из нескольких частей. В ней должны присутствовать:

- просьба одарить колядовщиков;

- поздравление с Рождеством, Новым годом.

Масленица состоит из трех частей: встречи в понедельник, перелома в широкий четверг и прощания в воскресенье. Каждый день недели имеет название.

Понедельник – встреча. В этот день изготавливали соломенное чучело, рядили мужское или женское платье.

Вторник – заигрыши. С утра молодежь выходила кататься на горках, угощали друг друга блинами.

Среда – лакомка. Тещи пекли блины и звали в гости своих зятьев, а также всю родню.

Четверг – широкий разгул, перелом, массовое катание с гор на санях. Масленицу возили по деревне на телеге.

Пятница – тещины вечерочки. Зятья угощали своих тещ блинами.

Суббота – золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных к себе на блины. Во многих селах строили снежные крепости, а затем сельчане делились на две группы: одна защищала крепость, а вторая пыталась ее взять.

Воскресенье – проводы, прощеный день. В этот день прощались с Масленицей, сжигали ее чучело на площади, пепел рассыпали по полю и пели весенние заклички. В прощеное воскресенье был обычай просить друг у друга прощения и целоваться в знак прощения.

В течение всей недели главное угощение – блины. Еще с язычества от круглых пресных лепешек ведут свою историю блины – круглые, желтые, горячие, как само солнце. Каждая хозяйка держала в секрете свой рецепт, чтобы удивить своими блинами гостей.

Смысл масленичных обрядов многозначный. С одной стороны, в них, несомненно, тема победы весны над зимой и похороны Масленицы – похороны зимы. С другой стороны, в этих обрядах отражается и магический земледельческий характер календаря, и просо веселый праздник предвесеннего времени.

Христианство проявляло нетерпимость по отношению к язычеству, но все же пошло на вынужденный компромисс. Образовалось двоеверие (или бытовое православие): объединение христианских праздников и святых с прежними, языческими праздниками и божествами. Пророк Илья стал восприниматься как громовник, святой Гергий как змееборец, святой Власий как покровитель скота, святой Николай как чудотворец, помощник на водах и проч.

Содержание

1. Черты двоеверия.
2. Святочные игрища. Ряженье. Гадания. Их назначение, символика, композиция.
3. Разделение календарных праздников на циклы в соответствии с временами года и характером земледельческого труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Литература.docx

Поэзия зимнего цикла как элемент календарно- обрядовой системы.

  1. Черты двоеверия.
  2. Святочные игрища. Ряженье. Гадания. Их назначение, символика, композиция.
  3. Разделение календарных праздников на циклы в соответствии с временами года и характером земледельческого труда.

Около полутора столетий Русь была государством с языческой системой. Язычество Руси представляло собой обожествление природы земледельцами. Центральным божеством было солнце (Хорс, Даждьбог, Род, Ярило и проч.) Наряду с солнцем покорялись земному огню. Как все земледельческие народы, славяне поклонялись воде: важнейшие обряды происходили у реки, с которой были связаны русалки-берегини и священное дерево береза; до сих пор сохраняется повсеместная вера в чудесные источники. Они также поклонялись матери – сырой земле, которую олицетворяла богиня плодородия Макошь.

В русском фольклоре сохранились следы языческого обожествления разных растений (березы, дуба, сосны, рябины, липы, хмеля, злаков и проч.), а также культов животных, птиц, рыб (медведь, тур, лось, конь, волк, заяц, корова, козел, баран, собака, орел, кукушка, утка, петух, курица, щука и др.)

За несколько лет до принятия христианства ( около 980г.) князь Владимир Святославович попытался произвести языческую реформу, придать язычеству статус государственной религии. В Киеве он установил идолы языческих божеств (Перуна, Хорса-Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши), которым приносились жертвы.

Раннетрадиционный фольклор был слит с практической жизью и мифологией родоплемнного общества. Во времена Руси и позже народные обряды и их поэзия сохраняли имена языческихперсонажей: Коляда, Овсень, Масленица, Лада (Лад, Ладо), Весна, Русалка, Ярило, Купало, Марена, Кострома и др.

С мифологией были связаны инициации – обряды родового общества, обеспечивающие посвящение, переход его членов в новую половозрастную группу. Важнейшей женской инициацией было посвящение девушек в матери рода, мужской – посвящение юношей в охотники.

Народные верования сохранялись в суеверных приметах, поверьях, гаданиях и колдовстве.

Хранителем мифологии было влиятельное сословие жрецов-волхвов. Это были служители языческих культов, люди, хранившие в памяти священные знания, передававшиеся из поколения в поколение. Со времени принятия на Руси христианства (988г.) в церковном уставе были отмечены преступления, караемые сожжением на костре. Среди них – чародеяние и волхвование. Принятие христианства произошло не сразу.

Христианство проявляло нетерпимость по отношению к язычеству, но все же пошло на вынужденный компромисс. Образовалось двоеверие (или бытовое православие): объединение христианских праздников и святых с прежними, языческими праздниками и божествами. Пророк Илья стал восприниматься как громовник, святой Гергий как змееборец, святой Власий как покровитель скота, святой Николай как чудотворец, помощник на водах и проч.

Произошло слияние церковного и народного календаря.

Православный культ святых постепенно вытеснил поклонение языческим божествам. В деревенских захоронениях рубежа XII-XII вв. стали появляться массовые христианские символы (крестики, нательные иконки). Это означало, что духовный ми русского человека обрел новые ориентиры.

Святочные игрища. Ряженье. Гадания. Их назначение, символика, композиция.

Приметы, гадания, колдовство, заговоры известны у всех народов. В их основе лежит мифическое восприятие мира, придававшее окружающему особый, сокровенный смысл. В древности они были основаны на образном, метафорическом мышлении, уподоблении по аналогиям. Поразительна живучесть этих явлений: суеверия, и колдовство, особенно в модернизированном обличье, существуют и в наши дни.

Гадая, люди стремились получить ответ на тот или иной важный для них вопрос: о здоровье, об урожае и приплоде скота, о судьбе ушедшего на войну… Наиболее многочисленны были гадания девушек о предстоящем замужестве.

Существовал обычай прикреплять гадания к календарным дням: Масленице, Юрьеву дню, Пасхе, Троице, на Ивана Купалу и особенно - к зимним святкам.

Наиболее развитыми в художественном отношении были святочные подблюдные гадания – коллективные гадания о будущем. В них первостепенную роль играла символика специальных подблюдных песен.

Основными поэтическими символами были универсальные образы хлеба, золота, дома, дороги, дерева. В песнях предрекающих урожай и богатство, наиболее характерным был образ хлеба и связанных с ним зерна, снопов, квашни, дежи. Богатство символизировали также образы щуки, медведя, мыши. Несчастья или смерть предрекали карканье вороны, поминальный блин, белое полотно, гроб. Замужество – кот с кошуркой, а также символы свадебных песен и обрядов, часто парные: соболь с куницей, береза с дубом, два голубочка; венчальное кольцо. Песенные предсказания имели постоянный, традиционный смысл, но в отдельных случаях в их истолковании допускалось варьирование.

Разделение календарных праздников на циклы в соответствии с временами года и характером земледельческого труда.

Русские, как и другие славянские народы, были земледельцами. Уже в древности славяне отмечали солнцеворот и связанные с ним изменения в природе. Эти наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, закрепленных обрядами, приметами, пословицами. Постепенно обряды образовали годовой (календарный) цикл. Важнейшие праздники были приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию.

Возрождение солнца означало наступление нового года, и у людей возникало желание предугадать будущее, повлиять на судьбу. С этой целью совершались разнообразные действия, которые были призваны обеспечить хороший урожай, удачную охоту, приплод скота, увеличение рода.

На Благовещенье (25марта) принято было выпускать на волю живых птиц.

23 апреля, в день Георгия Победоносца, повсюду совершался первый выгон скота. Св. Георгия в народе называли Егорием вешним, зеленым Юрием, а 23 апреля – Егорьевым (Юрьевым) днем. Егорий слился с древнерусским Ярилой. В его власти была земля, дикие животные (особенно волки), он мог оберечь стадо от зверя и от других несчастий. В песнях Егорий призывался отомкнуть землю и выпустить тепло.

Главным праздником православных христиан была Пасха. Ей предшествует Вербное воскресенье – самобытный русский праздник.

Вербная неделя сменялась Страсной, наполненной приготовлением к встрече Пасхи.

Первое воскресенье после Пасхи, а иногда вся послепасхальная неделя именовалась Красной горкой. С этого времени начинались развлеченья молодежи: качели, мгры, хороводы, которые с перерывами продолжались до Покрова (1 октября).

Качели- одно и з любимых народных развлечений – когда-то входили в аграрную магию.

Читайте также: