Сообщение на тему изобразительное искусство как источник знаний и нравственных ценностей

Обновлено: 06.05.2024

Перед современной школой стоит непростая задача развития и воспитания современных детей. Изобразительное искусство является одним из эффективных средств воспитания духовно-нравственных ценностей учащихся.

ВложениеРазмер
statya_v_razdumya_dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_uchashchikhsya_.docx 20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся

средствами изобразительного искусства.

«Красота - могучий источник нравственной чистоты,

духовного богатства, физического совершенства.

Важнейшая задача эстетического воспитания - научить

ребёнка видеть в красоте окружающего мира (природе,

искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство,

доброту, сердечность и на основе этого

В. А. Сухомлинский

За последние два десятилетия в научной педагогической среде все чаще поднимается вопрос духовно-нравственного воспитания детей. С одной стороны, из этого можно сделать вывод, что общество относится с большим вниманием и заботой к проблемам духовно-нравственным воспитания подрастающего поколения. С другой стороны, эта ситуация показывает, на каком низком духовном уровне находятся наши школьники и молодые люди.

Перед современной школой стоит непростая задача развития и воспитания современных детей. С одной стороны, в современном обществе для получения хорошего квалифицированного образования необходим высокий интеллектуальный уровень развития. Но мы не должны забывать, что ребенок должен получить не только определенную сумму знаний и научиться зарабатывать деньги, но и стать полноценным членом общества с развитым чувством любви к Родине и ближнему, пониманием добра и зла. Понимание и принятие духовных и нравственных ценностей является фундаментом общественной жизни. Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную.

Изобразительное искусство является одним из эффективных средств воспитания духовно-нравственных ценностей учащихся. Оно помогает формированию творческой личности, знакомит с лучшими произведениями искусства, с высокими идеалами общества и нравственными нормами людей. Именно искусство прививает любовь к Родине, раскрывает внутренний мир человека, обогащает его чувства.

В развитии нравственных представлений детей и их духовного мира изобразительное искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление. Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества. Уже с раннего детства ребенок начинает рисовать. Воспитание детей средствами изобразительного искусства включает в себя не только практические занятия по рисованию, но и беседы, участие в выставках, конкурсах.

На беседах по истории изобразительного искусства на примере работ художников педагог может затрагивать темы, влияющие на формирование нравственного облика ребенка. На примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства детей. Здесь важно рассматривать не только композиционные особенности полотна и содержание исторических событий, но и обращать особенное внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях, давать им оценку.

При беседе о картинах бытового или портретного жанра педагог может раскрывать тему семейного воспитания, учить давать оценку общественным явлениям, формировать у учеников представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, воспитывать нравственное и доброе отношение к членам общества.

Анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Все беседы об изобразительном искусстве необходимо закреплять практическими занятиями, чтобы ребенок мог пропустить через себя полученный материал. Педагог в процессе работы над рисунком должен закрепить эмоциональное впечатление, сформированное у ребенка во время беседы.

Участие в выставках тоже имеет воспитательную направленность. Основная тематика выставок и конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, ребенок получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. Но при выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача - научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, не тщеславиться перед другими, а радоваться за ближнего и помогать ему. А так же учить детей понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя.

Задача учителя изобразительного искусства, не ограничивая интеллектуального развития, высвободить путь для духовных исканий и для утверждения в душе ребенка чистых и светлых нравственных идеалов, при этом сохраняя и развивая драгоценный дар живой души. Уроки изобразительного искусства в школе - это уроки духовности.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём.

Помочь вырастить и воспитать в ребенке гармонично духовно-нравственное начало способно и приобщение детей к народному творчеству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал. Народное декоративно-прикладное искусство национально по содержанию. Оно способно активно воздействовать на духовное развитие личности. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, помогают увидеть и понять окружающий мир. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало. Дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента. Произведения народного искусства не только воспитывают художественный вкус детей, но и побуждают в них желание самим заняться творчеством.

Формированию у учащихся правильных представлений об истинной красоте человека способствует рассматривание портретов. Ребята всегда проявляют интерес к этой работе, им интересно, правильно ли они описали и определили характерные черты человека, отраженные художником. эта работа влияет на становление личности учащихся, заставляя их задуматься о своем характере, о поступках. Рассматривая лица людей разных эпох и стран, ребята находят в них те черты прекрасного или безобразного, которые хотели в свое время отразить художники. И удивляясь переменам в облике людей, их одежде, самой манере художников писать в разных стилях и разными способами, дети способны увидеть, что отношение людей к таким вечным нравственным категориям, как добро и зло, остается неизменным. Человеческое очарование, радость, нежность, доброта или холодное презрение, горе отражаются в произведениях раннего средневековья, и эпох Возрождения, и наших современников.

И вполне может случиться, что человек не будет рисовать, не будет сам создавать произведения искусства. Но понимать живопись, любить ее, наслаждаться ею может каждый. Искусство побуждает к размышлению, оказывает влияние на нравственные убеждения. Осознанное желание ребенка стать мастером имеет важнейшее значение для становления творческой, духовно развитой личности.

Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству можно существенно влиять на духовные, нравственные качества воспитанников, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, давать учащимся основы патриотического и семейного воспитания.

К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с огромным потоком негативной и вредной для наших детей информации. Но мы должны научить их ограждать себя от псевдокультуры, и содержать в чистоте свой духовный мир. Важно говорить о том, что плохо, но еще важнее говорит о том, что хорошо, так как именно те примеры, которые мы разбираем с детьми запоминаются и находят эмоциональное отражение в их сознании. Мы не можем перегородить потоки негативной информации, но мы можем приложить все усилия, чтобы сформировать у подрастающего поколения представление о том, какое поведение является правильным и нравственным, что есть добро, что есть красота. И они научатся самостоятельно делать правильный выбор, защищать себя от отрицательного и разрушающего воздействия окружающей информационной и общественной среды.

Духовное развитие личности немыслимо вне его органической связи с прогрессивными явлениями жизни и культуры. Искусство – это форма сознания. И, коль это так, мы не можем не интересоваться его возможностями выразить ту или иную идею, духовные переживания. В искусстве с самого начало заложено эмоциональное выражение духовных переживаний человека.

Эпоха глобализации – это эпоха преобразования общества, что свойственно всякому сознательному целенаправленному творчеству в различных видах деятельности.

Значительна роль изобразительного искусства в духовном обогащении человечества, пафос содержания которого направлен на раскрытие глубинных духовных и социальных закономерностей жизни, на раскрытие и утверждение в мире высоких гуманистических идеалов.


The article describes the features of the development of spiritual and moral values of children of primary school age at lessons of the fine arts. We give lessons types of fine art, which should promote the spiritual and moral qualities of primary school pupils.

Key words: spiritual and moral values, art, junior high school students.

В настоящее время в системе отечественного образования и культуры проблема духовно-нравственного развития ребенка занимает одно из приоритетных мест. В целях духовного оздоровления общества многие исследователи приходят к пониманию того, что недостаточно только знаний традиционного образования. Нравственные основы сложно сформировать с помощью постижения сугубо научных знаний.

Очень ценно формировать у младших школьников духовно-нравственные качества потому, что они являются ориентиром о нормах поведения, утвержденных в многонациональном современном обществе России, и они позволяют дать оценку нарушениям норм или последствиям конкретного поступка в окружающем социуме.

Сегодня очень важна деятельность общеобразовательной школы основная задача, которой заключается в взращивании настоящего гражданина, патриота, способного самостоятельно оценивать происходящее и выстраивать траекторию деятельности в соответствии с приоритетными направлениями многонационального государства, решение которой видится посредством формирования устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника.

Решение многих задач, ставящихся в современном образовании, должно опираться и ориентироваться на формирование воспитанности ребенка, овладение им этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

По данным многих педагогических источников духовность следует рассматривать, как качественную характеристику сознания и самосознания личности, в которой отражается целостная гармонизация ее внутреннего мира, способная выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Не смотря на то, что духовность характеризуется образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, следует сказать, что она предполагает постоянного и непрекращающегося труда души, осмысление мира и себя в этом мире, стремления к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширения своего сознания. Все это проявляется в особом эмоциональном устроительстве личности, которое выражается в тонких движениях души, обостренном восприятии окружающей действительности, в способности проявления высоких духовных состояний и установления тонких духовных связей между людьми, понимаемое, как чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии.

В целях совершенствования духовно-нравственного развития младших школьников необходимо обратиться к воспитательному потенциалу уроков изобразительного искусства. Поскольку деятельность учителя изобразительного искусства направлена, на воспитание духовно-нравственной, культурной и толерантной личности. Уроки изобразительного искусства, кроме того, что способствуют формированию у детей навыков рисования, лепки, создания аппликаций, конструирования, направлены на восприятие образов окружающей действительности. Умение всматриваться в жизнь является одним из главных умений.

Ключевая цель уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе заключается в формировании художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Они являются высшими ценностями человеческой цивилизации, которые находят свое воплощение в произведениях искусства, и должны служить средством формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Выразительные средства художественных произведений изобразительного искусства способствуют пробуждению таких чувств, как думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей.

Процесс восприятия произведений искусства осуществляется младшими школьниками в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.

Зависимость методов воспитания находится в строгом соподчинении с развитием детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется [4, с. 60].

Одним из значимых видов уроков изобразительного искусства в духовно-нравственном развитии младших школьников является иллюстрирование литературных произведений, и в особенности, иллюстрирование сказок. Чувства, переживаемые ребенком в процессе прочтения и рисования сказок не объяснить никакими другими словами. Всегда любой ребенок, да и взрослый тоже, мечтает когда-нибудь попасть в сказку. Окунуться в неизведанный, волшебный мир, хотя бы во сне. Сказка, по нашему мнению, является эффективным средством познания мира. Она не только способствует воспитанию ярких и сильных человеческих чувств, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Сказка непременно должна войти в сердце ребенка. В целях правильного осмысления ее содержания необходимо проводить беседы, которые позволят определить главную мысль произведения, осознать несколько ее сюжетов.

Учащимся, в целях образного осмысления героев сказок, следует предлагать рассмотреть репродукции художников, при этом дать им возможность определить из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Тем самым младшие школьники знакомятся с особенностями художественно выразительных средств в работах известных иллюстраторов.

Проведение предварительных экскурсий с целью анализа красоты весенней природы способствует формированию у учащихся образного мышления, необходимого для создания самостоятельных живописных сюжетов. Полученные в ходе наблюдений за природой художественные образы, дети впоследствии реализуют в собственном творчестве.

На уроках изобразительного искусства очень важно использовать региональный, национальный и краеведческий материал, который способствует формированию чувства патриотизма к малой родине. Опираясь на региональную специфику местности, учащиеся узнают обычаи и традиции своих предков, символы и цветовую гамму народного прикладного творчества.

Занятия по рисованию с натуры способствуют познанию предметного мира. Во время рисования натюрморта учащиеся анализируют форму предметов, цвет, отношение нескольких предметов между собой. В целях формирования особой заинтересованности детей постановочными предметами, необходимо делать упор на предметы старины, которые давно вышли из обихода.

Любовь в малой родине формируется у младших школьников во время пленэра, в процессе наблюдения за своим населенным пунктом, где они проживают. Такие занятия способствуют формированию у детей чувства восприятия окружающей природы. Все это нацелено на правильное понимание и использование красок, их оттенков в своих работах.

В настоящее время накоплен значительный материал по изучению духовно-нравственных качеств младших школьников.

Н.П. Шитякова все разработанные в настоящий момент методики по исследованию нравственных качеств младших школьников разбивает на несколько групп: Н.И. Монахов, М.И. Шилова, И.С. Хазова и др. для определения уровня нравственной воспитанности предлагают набор нравственных качеств личности; – Л.И. Божович, З.И. Васильева, И.А. Каиров и др. полагают, что самой существенной характеристикой нравственного развития личности является её направленность; - И.С. Марьенко, В.Я Яковлев, Н.Е. Щуркова и др. в качестве критерия нравственной воспитанности выделяют отношение школьников к обществу учению, труду, людям [6, с. 5].

Наше исследование, проводимое в группах детей в возрасте 6-9 лет, может быть направлено на изучение только уровня сформированности нравственных понятий. За основу исследования нами выбрана методика для детей дошкольного возраста, предложенная Г.А. Урунтаевой [3, с. 243], которая заключается в проведении анкетирования, в ходе которого детям предлагается дать определения нескольким нравственным категориям. Мы переработали данную методику для детей младшего школьного возраста, усложнив некоторые из категорий и добавив новые.

Эксперимент проводился в МБОУ Дивеевская СОШ Дивеевского района. В исследовании принимали участие 10 учащихся первого класса, 10 учащихся третьего класса. Цель экспериментальной работы заключалась в выявлении уровня развития духовно-нравственных качеств у детей разного возраста.

Детям было предложено объяснить, что такое добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, приводя при этом примеры. Каждому ответу ребенка присваивался один из трех уровней осознанности.

Результаты анкетирования детей представлены в таблице 1 и 2, анализ которых позволяет определить общий уровень духовно-нравственного развития в каждом классе и выявить особенности духовно-нравственного развития у детей.

реферат на тему

Современное общество желает видеть в каждом индивиде нравственную и образованную личность, способную приносить пользу не только себе но и всему государству. Поэтому одной из приоритетных задач в образовании становится воспитание нравственных качеств у детей, что может достигаться различными путями.

Учителя и воспитатели могут испытывать затруднения в воспитании таких качеств как отзывчивость, сострадание, умение понимать чувства других людей, доброта, искренность и др. это связано с тем, что развитие этих черт личности не всегда подразумевает какие-либо активные действия, то есть нет строго определенных критериев, по которым можно было бы определить нравственность человека.

Очень распространено мнение, что для развития нравственности следует формировать четкую структуру иерархии ценностей и целей. Но такой подход работает не во всех случаях, ведь каждая личность – это набор разных черт характера, опыта, ценностей, которые формируются под влиянием общественного мнения а также наблюдения за родителями. Люди старшего поколения часто осуждают молодежь в том, что они не придерживаются моральных принципов, которые раньше были негласными законами, преступить которые решались немногие. Но современную молодежь нельзя сравнивать с людьми какого-либо другого времени, так как в настоящее время условия очень сильно отличаются от того, что было раньше. Только это не означает, что нужно забыть о нравственности и оставить детей одних со своими мыслями о том, что можно делать, а чего нельзя.

Актуальность развития нравственных качеств в современном мире связана с тем, что обществу необходимы люди не только с определенным уровнем образованности, требуется еще и наличие у них нравственных качеств, улучшающих процесс взаимодействия с коллегами, например, и многих других черт личности, в конечном итоге влияющих на результат деятельности человека.

Нравственные ориентиры нужны еще и для того, чтобы маленький ребенок, который сталкивается на своем жизненном пути с сильнейшим воздействием безнравственной рекламы, средств массовой информации и любым другим источником информации отличал общественно полезные и позволяющие самореализовываться действия от разрушающих его личность. Кроме этого, стоит учитывать, что образование само по себе не гарантирует воспитания нравственной личности, поэтому необходимо воздействие на ребенка, подразумевающее внедрение в его мировоззрение социально одобряемых качеств, таких, например, как уважение к другому человеку. Воспитание нравственности помогает не только сформировать желаемое поведение, но также и показать ребенку что может произойти в случае пренебрежения нормами, установленными обществом.

Но для воспитания определенных черт личности недостаточно усвоения ребенком традиций и правил поведения, которые передаются из поколения в поколение. Необходимо развитие личности на основе учета индивидуальности человека, его способностей, в том числе и творческих.

Самым благоприятным периодом для воспитания нравственности является младший школьный возраст, в котором закладываются основы личностных характеристик, которые затем лишь развиваются и принимают различные формы. Основными способностями, которые должны развиваться в этот период являются интеллектуальные, коммуникативные и эмоциональные способности. именно они помогут ребенку в будущем эффективно взаимодействовать с окружающим его миром.

Задача любого педагога состоит не только в том, чтобы дать ребенку определенный набор знаний, научить его логическому мышлению, но еще и в формировании качеств, помогающих ориентироваться в сложных социокультурных ситуациях.

Известно, что в младшем школьном возрасте детям нравится изображать окружающий мир и свои мысли при помощи рисунка, поэтому именно на уроках ИЗО учитель может формировать нравственные качества своих воспитанников увлекательным и интересным для них способом.

Цели нравственного воспитания и способы их достижения

Для того, чтобы сформировать нравственного человека следует понять какие задачи должен ставить перед собой педагог, чтобы добиться положительного результата. Понятие нравственность можно приравнять к такому термину как мораль – правила и нормы поведения, чувства и определенные убеждения, благодаря которым человек регулирует свое поведение в согласии с нормами общества.

Мыслители прошлого по-разному относились к нравственности. В трудах древнегреческих философов говорилось о том, что нравственный человек обладает всеми добродетелями и является благоразумной и справедливой личностью. Спустя века немецкий философ Ф. Ницше считал нравственность не таким уж полезным качеством, говоря о том, что нравственность – это повиновение издревле установленным обычаям и неспособность выйти за рамки общественного мнения.

Во многих научных трудах говорится о нравственности как о качестве, которое сформировалось в процессе труда и основанных на нем взаимоотношениях людей. Часто упоминается о том, что без наличия этого качества человек не смог бы противостоять природе. Таким образом, общество стимулирует нравственность как черту человека, помогающую этому обществу существовать.

Любая деятельность для ребенка является эмоционально окрашенной. Не являются исключением и занятия изобразительным искусством. Так как на уроках ИЗО предоставляется большая свобода действий, чем на других предметах, учитель может в процессе обучения больше внимания уделять формированию нравственных качеств личности ребенка. кроме того стоит упомянуть, что процесс формирования моральных принципов является творческим и динамичным процессом, поэтому уроки рисования могут быть самым благоприятным временем для внедрения в мировоззрение ребенка таких понятий как трудолюбие, уважение к другим людям, ответственность и др.

На развитие ребенка оказывают воздействие биологические и социальные условия, а также педагогическое воздействие. Так как все стороны жизни можно отразить в рисунке, уроки рисования являются очень благоприятным временем для воздействия на ребенка, а также для оценки его отношения к окружающему миру.

Перед педагогом стоят следующие цели:

Становление нравственных основ личности ребенка

Формирование у каждого отдельного индивида стремления к совершенствованию своих возможностей.

Формирование гуманистического отношения к окружающим людям а также изучение нравственных принципов, которые уже имеются у ребенка.

Расширение кругозора в сфере культуры, а также формирование эстетических качеств.

Формирование способности совершать правильные поступки в ситуации нравственного выбора.

Описанные цели конкретизируются в следующих задачах:

Формирование мотивов деятельности, которые согласуются с моральными нормами общества

Формирование таких чувств как коллективизм, патриотизм, гуманизм и др.

Воспитание решительности, смелости и способности отстаивать свою точку зрения.

Для реализации описанных задач существуют определенные методы, которыми должен пользоваться в своей практике каждый учитель. Основными методами можно назвать упражнения в совокупности с убеждающим воздействием на ученика. Упражнение позволяет закрепить привычку на практике. Учитель ИЗО, например, давая детям коллективное задание, формирует у них такие качества как коллективизм, уважение к плодам деятельности других людей, умение взаимодействовать и решать спорные вопросы мирным путем.

При этом важную роль играет убеждение, которое направлено на формирование этических понятий и нравственных принципов. Кроме этого используется ситуационный метод, позволяющий ученикам решать нравственные проблемы самостоятельно, учитель лишь создает определенную ситуацию, подталкивающую учеников к действиям, которые требуют проявления моральных идеалов личности. Если педагог замечает неправильное поведение он старается корректировать его, давая наставления и задавая наводящие вопросы, отвечая на которые ребенок сам понимает как нужно поступить.

На уроках изобразительного искусства учитель может знакомить детей с работами известных художников, интересуясь их мнением по поду увиденного. Эти действия направлены на диагностику нравственного развития детей, так как те, во время описания увиденного, отражают свое мировоззрение, моральные установки, отношение к определенным проблемам.

Кроме этого, для формирования нравственности нужна активизация мыслительного процесса детей, оценка ими поступков людей и самостоятельное решение возникающих проблем. Поэтому учитель должен задавать такие вопросы, которые заставляли бы ребенка подумать, а не высказать то, что он уже знает. Например – как бы вы поступили в такой-то ситуации. Задавая такие вопросы учитель должен учитывать, что многие дети не привыкли думать самостоятельно, отвечая на любые вопросы только за счет воспроизведения информации, имеющейся в их памяти. Потому важно составлять обобщенные, а не конкретные вопросы.

Мыслительная деятельность детей будет активизироваться если:

Задаются вопросы, требующие от ребенка установления некоторых различий или же наоборот сходства ситуаций или людей.

Ребенок станет действовать исходя из нравственного выбора после некоторых раздумий вместо простого следования заученным шаблонам поведения.

Но чтобы активизировать мыслительную деятельность нужна некоторая стимуляция. Этому способствует дружелюбная и приятная обстановка во время уроков. Критику желательно заменить на объяснение и наводящие вопросы, помогающие понять ребенку в чем он ошибается. Также помогает обогащение обстановки, в которой находятся дети, новыми предметами и образами. Должно приветствоваться высказывание любых новых и оригинальных идей, создание необычных рисунков.

Таким образом, на уроках ИЗО ребенок не только развивает творческие способности но еще и получает возможность развить интеллектуальные способности, чувство ответственности, а также интерес к изучению дополнительного материала. Так как творчество позволяет проявить индивидуальность личности, на занятиях по изобразительному искусству можно направлять этот процесс в русло развития нравственных качеств и самосознания, воспитанника, подразумевающее развитие гуманистических идеалов.

Значение изо в воспитании нравственности

При воспитании нравственности у детей важно понимать, что с одной стороны необходимо научить их понимать возвышенное, а с другой видеть безнравственность, чтобы замечать ее проявления и избегать аморальных поступков. Это и является тем фундаментом, на котором будут сформированы представления о нравственности. При этом огромную роль играет эмоциональная составляющая каждого урока, так как дети окрашивают поступающую к ним информацию в различные эмоциональные оттенки. Одним из эффективных средств воздействия на эмоции ребенка является изобразительное искусство.

Через искусство передается духовный опыт, о котором ребенку необходимо знать, чтобы у него сформировались нравственные представления и убеждения. Из всех видов искусства ИЗО является наиболее доступным и ярким средством, помогающим развить представление ребенка о моральных ценностях. В рисунках ребенок очень конкретно выражает то, что ему нравится или что его отталкивает. По картине можно заметить не проблемы в семье, во взаимоотношениях со школьным коллективом, а также отношение ребенка к своей личности. Зная обо всем этом, педагог может воздействовать на мысли воспитанника, помогая ему развивать свою точку зрения, основанную на гуманизме и нравственности.

Педагог может как переносить жизнь ребенка на рисунок так и способствовать воплощению нарисованного в жизнь своих воспитанников. Изображая явления из своей жизни, ребенок может увидеть в них то, чего не видел раньше, другими словами анализировать и делать какие-то выводы, формировать самостоятельное видение мира, а не подражать взрослым. Во время изучения картин известных художников человек учится наблюдать и за своей жизнью, замечая некоторые явления, увиденные им на рисунке. Но давая подобные задания, воспитатель должен понимать, что существуют возрастные ограничения, которые необходимо учитывать при подборе тем урока. Младшим школьникам будет более понятна тема взаимоотношений с родителями, в основном с матерью. А в подростковом возрасте более интересна тема отношения к миру в целом и к противоположному полу, взаимоотношений в коллективе.

Кроме этого, во время создания образов развивается целеустремленность, ведь не все получается сразу. Важно, чтобы наставник помог ребенку дорисовать картину, исправляя ошибки, иначе потребность доводить дело до логического конца может и не сформироваться. Коллективные задания также необходимы, они учат пользоваться одним набором красок, например, и при этом учитывать желания окружающих.

Любая тема должна быть прожита, а не просто обсуждена и забыта к вечеру этого же дня. Одна из основных задач – развитие интереса к тому, что происходит у человека внутри, способности понимать как себя так и тех, с кем взаимодействуешь. Именно это и является основой для развития сопереживания, ведь без понимания того, что чувствует другой человек невозможно научиться ему сопереживать. Только в таком случае знания полученные на уроках станут частью жизни, а не просто наставлениями взрослых, которыми можно пренебрегать, если этого хочется.

Еще одним приемом развития нравственности является придумывание учеником собственного сюжета, который нужно нарисовать.

Примерный список тем уроков, помогающих развить нравственные качества:

• Мудрость, приходящая с опытом

• Понимание чувств окружающих или сопереживание

• Изображение природных явлений

Первая тема подразумевает изображение портретов матери и анализ рисунка, в ходе которого ребенок высказывает свое отношение к матери, к ее авторитету и убеждениям. Во время рисования бабушки и дедушки выясняется отношение к жизненному опыту и формируется уважение к нему.

На тему сопереживание ученикам приходится придумывать сюжет для картины самостоятельно. Именно это помогает определить в какой области жизни ребенок видит проявления сочувствия и есть ли у него сформированные представления по такому нравственному вопросу.

еще одним очень действенным способом воздействия на чувства и мысли ребенка является изображение сказочных персонажей, ведь именно через нее можно донести до ребенка многие мысли в образной и яркой форме. И самое большое преимущество сказки в том, что она увлекает младшего школьника. Без сказки поучительные мысли могли бы быть скучны и ребенок не обратил бы на них внимания. а во время рисования персонажей он отождествляет себя с некоторыми героями и тем самым развивает качества, присущие нарисованному образу.

Знания, приобретенные во время занятий изобразительным искусством могут служить хорошим фундаментом, на основе которого сформируется гуманистическое мировоззрение, социальные навыки и комплекс духовно-нравственных качеств личности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУ.

«Всякое искреннее наслаждение изящным есть само по себе источник нравственно.

Духо́вно-нра́вственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленны.

Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие д.

Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности: индивидуально-личностные (жизнь человека, честь, достоинство, сопереживание, отношение друг к другу, любовь, человечность); семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции, материнство); национальные (образ жизни, традиции, поведения, общения; Родина, святыни страны, религия, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах явл.

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Википедия

Задачи, которые я ставлю перед собой на своих уроках: воспитание и формирова.

Задачи, которые я ставлю перед собой на своих уроках: воспитание и формирование у детей высоких нравственных чувств и духовных ценностей; развитие умения восхищаться бесконечным многообразием и красотой природы; видеть прекрасное во всем, даже самом малом.

Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать.

Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживанию, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей.

Читайте также: