Сообщение на тему изобразительное искусство и музыка древнего египта

Обновлено: 30.06.2024

Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой , скульптурой , рельефами и росписями , теснейшим образом связано с заупокойным культом. При этом ведущим видом была архитектура.

Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.). С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый - создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов , окружающих 60 - метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса ; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.

Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4-й династии (27 в. до н.э.) Хеопса , Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен).Их отточенная форма , основанная на пропорциях “золотого сечения” , была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы : основание, квадратное в плане , и схождение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская жизнь сходилась , сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества , подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией , очень небольшая , а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Безраздельно господствовала масса всей пирамиды , в то время каксама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды .Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха”. Считается , что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).

Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности : не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья.

Второе - усложнение композиции заупокойного храма , состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом , как бы притормаживается верти кальными портиками , идущими по фасаду и по бокам храма.

За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой.

Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения , вырубленные в скале.

К этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и дорога , огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.

Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя , стоявшие на дороге , и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов, которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в. до н.э.). Он возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом , рядом с храмом Ментухотепа I.

Самая главная новация - захоронение отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов, что и храм “соседа”, но с тенденцией к большей грандиозности: три террасы, возвышающиеся одна над другой , имеют большие масштабы ; богатейшая декорировка , широкое использование скульптур(свыше 250 статуй),обилие колоннад, деревья и искусственные пруды , размещавшиеся и на террасах.

Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах , посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв. до н.э.).

Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные и пространственные компоненты : молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами. Чередование их акцентировалось огромными пилонами - входами , представляющие собой плоские трапециевидные формы , возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового комплекса. Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски (т.н.” иглы фараона”).

Основным средством архитектурной выразительности была колонна: в карнакском храме их 270,в луксорском-151.Характернейшая черта этих колонн - использование растительных материалов: колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса.

Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес.В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э.

Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части. Первая - вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего папируса);вторая - квадратная , обозначающая второй открытый двор, обнесенный двухрядной колоннадой ; третья - самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений , расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские “заросли” каменного папируса имело и “световую драматургию” от ярко освещенного солнцем двора,через сумрак колонного зала , куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий ,нежели пространством для пребывания.

И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего Египта т.н. Рамсессум : комплекс , состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия) , которые полностью высечены из скального массива , включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде.

Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов Нового царства, максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.

Скульптура.

Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра ,будто портретная скульптура , рельеф , роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо художественное истинное творчество не может не реагировать на те изменения, которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского искусства.

В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера ); сидящая, с руками ,положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи).

Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены , что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона ; статуи раскрашивались: тело мужских фигур - красновато-коричневого цвета, женских - желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета.

Основной характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой , но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами ;надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.

Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого,физически развитого или полного , слегка оплывшего жиром , с дряблой кожей и морщинками.

В период Среднего царства, дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства). Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.

Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского реалистического портрета: резкие морщины ,глубоко посаженые глаза , крупный нос и слегка выступающий властный рот. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица : острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии.

В мелкой пластике Среднего царства появляются произведения, отличающиеся таким новым качеством , как изящество и стройность .Гармоничность линий рук и ног , более тонкая раскраска одежды, воспроизводящая различные узоры, миниатюрность фигур - характерные стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).

Лирическое начало в наибольшей степени характерно для скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы : они сделаны из дерева, глаза и украшения инкрустированы золотом, одежда посеребрена. Мягкие очертания округлых лиц, изящество фигур, приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.

Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало

время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до н.э. Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и включала в себя несколько крупных частей : центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона, включавшим административно-хозяйственные здания , домами - усадьбами вельмож. Окраину занимало жилье ремесленников и бедняков.

Существенным новшеством храмовых ансамблей, при сохранении общего принципа размещения преимущественно открытых помещений центральной оси , был отказ от многоколонных залов. Их заменили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.

Но наиболее значительные изменения произошли в изобразительном искусстве .Разрыв с древней религиозной традицией ознаменовал отход от героизации царского образа. Акцент теперь был сделан на требовании простоты и естественности , которые должны были проявиться не только в чертах лица , но и передаче душевного состояния. Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхнатона , поражающих реалистичностью трактовки. При этом в первые годы правления реализм приобрел характер утрирования индивидуальных черт облика фараона , доходящий иногда до гротеска : статуя Аменхотепа IV в Карнаке; рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле. Это исчезает в более поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона , незаконченная. Здесь уже нет гротесковых преувеличений губ и носа , моделировка лица отличается мягкостью.

Скульптуру второй половины Нового царства , ее основ -ную линию , представляют следующие произведения : гигантские статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме. Самая яркая черта этих памятников - огромные масштабы , сочетающиеся в общественными, монументализированными объемами.” Вспомнились” древние традиции египетского искусства - торжественно-героический

монументальный стиль , подавляющая грандиозность сооружений ,утверждающая величие фараона-бога.

Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура обрела оттенок гигантомании , когда внешнее слишком превосходит внутреннее.

Рельефы и росписи.

Завершают характеристику египетского искусства рельефы и росписи , которые в великом множестве украшали стены гробниц , заупокойных храмов , колонны , саркофаги и вообще все то , что могло быть ими оформлено.

Характерные особенности изобразительного канона в рельефе сложились еще в додинастический период, что нашло свое отражение и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства. Известная “Плита Нармера”, созданная в честь царя Нармера, объединившего Верхний и Нижний Египет,содержит в себе основные канонические черты. К ним относятся:

1.Построчное размещение сюжетных сцен(разделение плоскости горизонтальные пояса).

2.Композиционная организация сцен(внутри поясов)на основе упорядоченности. С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н. мотивах шествия , где фигуры движутся одна за другой , через одинаковые интервалы , с повторяющимися жестами.

3.Разномасштабность фигур. Так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции, то его, как впрочем и богов, изображали в больших размерах, чем все остальные фигуры.

4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль , а торс и глаз - в фас. Избирались самые четкие, ясно читаемые аспекты, органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.

5.Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их вертикального расположения : то , что находится дальше , изображается на плоскости выше.

6.Единство изображений и иероглифических надписей.

Наиболее распространенной темой рельефов и росписей была тема пира ,обычно связанного с заупокойным культом . Роспись из гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства Именно здесь с наибольшей отчетливостью проступают характерные черты египетского искусства , поскольку любая сюжетная композиция использует много различных “элементов” таких как человеческие фигуры, предметы обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п. И все это множество изображений размещается на плоскости , разделенной на горизонтальные пояса так , чтобы каждая из фигур и предметов ясно “читалась” глазами, не заслоняя друг друга. Расположенные через одинаковые интервалы , с повторяющимися жестами , они как будто застывают: вся “картинка” какой бы ни была ее тема воспринимается как торжественное ритуальное действо, воспарившее над обыкновенным миром реального бытия. Все конкретные и заимствованные из жизни сюжеты, воссозданные в египетских рельефах и росписях, благодаря композиционному решению, приобретали характер священнодействия , ибо они воспроизводили жизнь после смерти.


В середине 4 века до н. э. возле реки Нил (Африка) образовалось государство Древний Египет. Условия его существования способствовали довольно быстрому развитию культуры и искусства. Особенности этих сфер описаны в нашей статье.

Этапы развития искусства

Искусство Древнего Египта принято разделять на такие периоды:

  • Искусство Древнего Царства (32-24 века до н. э.): отличалось монументальностью (масштабность и возвышенность форм), постоянством сложившихся норм, тесной связью с верованиями;
  • Искусство Среднего Царства (21-18 века до н. э.): традиции сохраняются, но монументальность снижается, произведения искусства начинают приобретать индивидуальность, активно развивается ювелирное дело;
  • Искусство Нового Царства (17-11 века до н. э.): нормы утрачивают значимость, традиционные формы дополняются элементами, передающими личностные переживания; появлялись отдельные произведения искусства, показывающие человеческие чувства; в конце этого периода все снова вернулось к монументальному стилю, но он перестал быть таким естественным как на первом этапе.

Древнеегипетское искусство изжило себя, утратив новизну и творческие идеи.

В период Древнего Царства были возведены самые грандиозные сооружения – Великие Пирамиды, Большой Сфинкс, которые продолжают оставаться одним из чудес цивилизации, привлекая загадкой своего создания.

Египетские пирамиды

Рис. 1. Египетские пирамиды.

Особенности культуры

Известно, что культура Древнего Египта является одной из самых ранних. В конце 4 века до н. э. уже появилась древнеегипетская письменность. Основным видом письма были иероглифы, которые наносили на камень или папирус (изготовляли из одноименного растения).

На древнеегипетскую культуру сильно влияла религия. Единого верования не было, в разных местностях поклонялись определенному божеству, признавая существование других.

которые читают вместе с этой





Специфическим было отношение египтян к потустороннему миру. Они считали, что человек должен быть обеспечен всем необходимым, вступая в загробную жизнь. Также существовал особый символ Анх, обозначающий вечную жизнь. На земле являлся сильным оберегом, а после – ключом к царству мертвых (бессмертию).

Именно благодаря особенностям погребального культа (оснащение гробниц предметами быта, драгоценностями, надписями, рисунками, статуями) сохранилось большое количество свидетельств развитости древнеегипетской культуры и искусства.

Египетский символ Анх

Рис. 2. Египетский символ Анх.

Изобразительное искусство

Если говорить кратко о изобразительном искусстве Древнего Египта, то оно было представлено такими видами:

  • Живопись: изображения были яркими, поверхность для покраски предварительно обрабатывали (мягким гипсом, известняком), сверху покрывали лаком; картины в основном должны были облегчить человеку загробную жизнь, изображая переход в потусторонний мир; использовались простые линии и плоская проекция фигур;
  • Скульптура: наиболее строго соблюдались нормы, были установлены четкие правила передачи образов божеств и фараонов, использовались цельные каменные глыбы, небольшие деревянные статуэтки могли передавать изображение простых египтян;
  • Декоративно-прикладное: активно развивалось ювелирное направление (различные формы придавали золоту, умели менять его цвет, украшения дополняли цветными стеклами и поделочными камнями, современные драгоценные не использовались); создан стекловидный материал (фаянс), из которого изготовляли керамические изделия, бижутерию.

Выразительное искусство

В древнеегипетском искусстве также активно развивались:

  • Архитектура: была масштабной, но довольно однообразной; применялись пирамиды, пилоны (усеченные башни-пирамиды), колонны для строительства гробниц, дворцов, храмов; стены зданий украшали иероглифами и символическими изображениями;
  • Литература: в основном представлена религиозными и погребальными гимнами, текстами, стихами, биографиями; в Среднем Царстве добавились повествовательные произведения;
  • Музыка: основные инструменты – арфа, флейта; позже добавились бубны, лиры, барабаны; существовали профессиональные музыканты;
  • Театр: представления были массовыми, разыгрывались религиозные сценки, мистерии о борьбе добра и зла.

Что мы узнали?

Рассмотрев тему из курса истории (5 класс), по которой можно подготовить дополнительный доклад, мы узнали об особенностях и видах древнеегипетского искусства.

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству немало шедевров. В их числе скульптурные памятники, обелиски и стелы, рельефные и фресковые росписи, украшающие стены гробниц и заупокойных храмов.

Скульптурные памятники

Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мёртвых. Представления египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни.

Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложив­шихся в процессе художественной практики и за­креплённых традицией. В передаче фигуры на плос­кости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развернуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.

В понятие канона входили также определённость позы (стоящие фигуры с выставленной вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые), чёткая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Главная задача скульптора за­ключалась в достижении возможно более точного сходства с портре­тируемым. Его лицо должно было воплощать отрешённость от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Веч­ность.

Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры окрашивались в тёмно-коричневый цвет, женские — в жёлтый. Во­лосы всегда были чёрными, одежда — белой. Одежда мужчин состо­яла из короткой набедренной повязки, женщин — длинного, обле­гающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, ба­зальт, песчаник, известняк.

Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплоти­лось в Большом сфинксе — знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва.

«Вокруг меня мёртвое, жаркое море дюн и долин, полузасыпан­ных песками скал и могильников. Всё блестит, как атлас, отде­ляясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света. Но я иду и не свожу глаз со Сфинкса.

В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их лица незабываемы. Во всём облике царит невозмутимость и сила царской власти. Спокойно и величественно восседает на троне фараон Аменемхет III.Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого, сильного владыки, царствование которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны. В заупокойной надписи о нём сказано так:

Он — знание в сердцах,

Его глаза прослеживают каждого,

Он — солнце, видящее лучами своими,

Он освещает обе земли лучше, чем солнце.

Он дал Египту процветать лучше, чем Нил.

Он кормит идущих его путём.

Мастерски переданы индивидуальные черты: скуластое лицо, тяжёлые веки, прикрывающие глаза, желваки около властного рта, чётко очерченный подбородок. Игра светотени на гладкой поверхности гранита усиливает выразительность образа.

Совсем иначе изображали людей, всецело зависящих от власти фараона. Посмотрите на скульптурный портрет писца Каи из гробницы в Саккаре. Он сидит, скрестив ноги, готовый записывать каждое слово хозяина. На коленях лежит развёрнутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок угодливый и хитрый взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, чёрным камнем, серебром и горным хрусталём, что кажутся живыми. Большие уши слегка оттопырены. Он привык слушать и повиноваться. Именно такой человек мог следовать словам поучения:

Не менее интересны парные скульптурные портреты, выполненные египетскими мастерами. Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Каждый из них запечатлён в строго канонической позе. Фигуре царевича придан торжественный вид, его лицо индивидуализировано. Выступающие скулы, полные щёки, прямой нос, довольно толстые губы, выражение достоинства и величия, прямая осанка и гордо поднятая голова — вот что сумел передать в нём египетский мастер. На царевиче короткая белая повязка, на шее — нанизанные на белую нитку амулет серого цвета и яркая зелёная бусина, которые особенно эффектно выделяются на коричнево-красном теле. Жест руки свидетельствует об особой причастности к священному таинству.

В той же величественной позе запечатлена жена царевича. Мягкий округлый овал лица, миндалевидный разрез глаз, подчёркнутый контурной обводкой век, рельефно выступающий изгиб бровей, спокойный, уверенный взгляд, устремлённый в вечность, передают женскую прелесть, достоинство и очарование. Сквозь белое платье с широкими лямками отчётливо проступает изящная фигура Нофрет. Тело покрыто жёлтой охрой, на её фоне особенно выразительно ожерелье из бус сине-зелёного цвета. Пышная прическа перехвачена беллой лентой с разноцветными розетками.

Спинки кресел покрыты чёрными иероглифами. Ярко выделяясь на белом известняке, они выступают достойным декоративным обрамлением фигур.

3.2. Рельефы и фрески

Рельефные и фресковые композиции обычно раскрашивались в цвета, имеющие символический смысл.

Пространство внутри контура заполнялось минеральными кра­сками или цветными пастами. Затем вся фигура обводилась более широким контуром, отделявшим изображение от фона. В цветовой гамме преобладало всего несколько цветов: жёлтый, коричневый, зелёный и голубой, но при этом они отличались многообразием оттенков. И сегодня композиции древнеегипетских мастеров вызывают наше восхищение. Например, бе­лые одежды раскрашивались таким образом, что у зрителей созда­валась полная иллюзия прозрачности ткани, сквозь которую про­свечивает тело человека. На нежных женских лицах скользит едва заметный румянец.

Что же изображали на рельефах и фресках? Прежде всего это сцены загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые над покойником при погребении. Чёткими ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, несущих дары по­койному. С царственной важностью они ведут быков, их движения размеренны и непринужденны. Одни наклоняются, другие оборачи­ваются назад, третьи заботливо поглаживают по спине быков. Мы видим жертвенные столы, уставленные яствами, множество людей, работающих на полях и в садах, охотников и рыболовов, скотоводов и пастухов. Бесконечен поток пленных с захваченными трофеями.

Фрески и рельефы разбиты на четыре — шесть поясов, каждый из которых заполнен изображением законченных по содержанию сцен. А все вместе они составляют единую композицию.

Стенопись царских гробниц напоминала яркий развёрнутый свиток папируса, где священные тексты сопровождались иллюстра­циями, выполненными с тонким художественным вкусом и мастер­ством.

Иногда в рельефах и фресках представлены сцены повседневной трудовой жизни египтян: охота в нильских зарослях, рыбная ловля, трапеза, работа на поле и в саду. Мужчины гонят быков, тянут за рога упрямого козла, несут в руках по несколько уток, разделывают тушу быка, грузят на спину осла громоздкую плетёную корзину.

Картины пиров и развлечений правителей позволяют судить о вкусах и моде египетского общества того времени. Мы видим оча­ровательных танцовщиц с высоко поднятыми над головой руками. Их смуглые тела украшены поясами, ожерельями и браслетами, а на головах — диадемы. Особое внимание уделяется точной прора­ботке деталей одежды, украшений, длинных пышных париков.

В эпоху Нового царства в композиции стали вводить пейзаж с жи­вотными и растениями. Несмотря на то что египетские художники никогда не писали с натуры, им не откажешь в наблюдательности и прекрасном знании повадок животных. Особенности различных птиц или рыб переданы так правдиво, что современные зоологи без труда определяют их виды. Нанося штрихи разного цвета по основному то­ну, художникам удавалось передать изысканность оперения птиц, ха­рактерную окраску животных, пушистую кошачью шерсть. Худож­ник рисовал рыб, резвящихся в струях воды, диких уток и газелей среди пустынных скал, кошку, готовую броситься на добычу.

Лучшие традиции изобразительного искусства Древнего Египта получили дальнейшее развитие в рельефах и фресках многих наро­дов мира.

3.3. Сокровища гробницы Тутанхамона

Действительно, трудно описать словами одухотворённую нежность этого лёгкого, стремительно профиля, изящество гибкой шеи, тонкость и женственность черт благородного точёного лица. Не мог не обратить на себя внимание почти ничем не нарушаемая симметрия, удивительное чувство меры в передаче пластических форм. Поистине царственна осанка, способная вызвать благоговейное преклонение и восхищение совершенством прекрасного облика. Перед нами не просто гордая царица, а некий женский идеал в более широком и вневременном смысле. Становится понятным это поэтическое послание Эхнатона царице Нефертити:

Я люблю сладкое дыхание

Твоего рта,

Я каждый день восторгаюсь

Твоей красотой.

Мое желание — слышать

Твой прекрасный голос,

Звучащий словно шелест

Северного ветра.

От любви к тебе,

Дай мне твои руки, что

Держат твой дух,

Чтобы я смог принять его

И жить им.

Этот удивительный портрет, символ вечной красоты и обаяния, по праву занимает почётное место среди самых поэтичных женских образов.

В конце XIX в. в арабском селении Эль-Амарна, на территории столицы Эхнатона Ахетатона, начались археологические раскопки, открывшие человечеству немало художественных ценностей миро­вого значения. В их числе был и замечательный портрет царицы Не­фертити. Этот яркий, но недолгий период в развитии египетского искусства теперь принято называть амарнским. Со смертью Эхнато­на не исчезли художественные но­вовведения и поиски своего стиля. Достойным продолжателем Эхна­тона стал его преемник Тутанхамон (1351—1342 гг. до н. э.), имя кото­рого сегодня широко известно бла­годаря археологическим раскоп­кам его гробницы в Долине царей.

В 1922 г. английский археолог Говард Картер (1873—1939) сделал сенсационное открытие. Ему уда­лось обнаружить знаменитые со­кровища гробницы фараона, к сча­стью, не разграбленные к тому вре­мени. Двенадцать ступеней вели к замурованной двери с печатью Тутанхамона. Каких только пред­метов здесь не было! Богато укра­шенные ложа, стулья, кресла, иг­ральные столики, позолоченные инкрустированные колесницы, мо­дели морских судов, расписные ларцы и сундуки, военное оружие, парадная посуда, большие и маленькие статуи, изображения живот­ных.

В помещении погребальной камеры находилось несколько саркофагов, в последнем из которых поко­илась мумия Тутанхамона, сплошь усыпанная драго­ценными камнями и предметами ювелирного искус­ства. Но самой замечательной находкой была золотая маска Тутанхамона, точно передающая его черты. Внимательно посмотрите на это произведение искусства. Кажется, в нём запечатлелась сама Вечность. Широко раскрыты огромные миндалевидные глаза — вместилище души фараона. Его взгляд скользит мимо нас, он устремлён в Грядущее. Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами, инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами — передаёт величие и божественное происхождение фараона.

3.4. Музыка Древнего Египта

Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан с развитием музыки, театра и поэзии. Учёные считают, что есть основания говорить о значительных достижениях египтян и в этих областях художественного творчества.

Время не сохранило образцов древнеегипетской музыки и, возможно, мы ничего не узнали бы о ней, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают и интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.

На барельефах и росписях запечатлены группы музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединённых в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения играющих музыкантов позволили исследователям высказать мнение об использовании хейрономии, то есть специальной жестикуляции руками для выражения ритма и мелодии.

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Из жертв богов.

Умножай своё богатство.

Свершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

И не изнуряй себя.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЫКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству немало шедевров. В их числе скульптурные памятники, обелиски и стелы, рельефные и фресковые росписи, украшающие стены гробниц и заупокойных храмов.

Скульптурные памятники

Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мёртвых. Представления египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни.

Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложив­шихся в процессе художественной практики и за­креплённых традицией. В передаче фигуры на плос­кости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развернуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.

В понятие канона входили также определённость позы (стоящие фигуры с выставленной вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые), чёткая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Главная задача скульптора за­ключалась в достижении возможно более точного сходства с портре­тируемым. Его лицо должно было воплощать отрешённость от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Веч­ность.

Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры окрашивались в тёмно-коричневый цвет, женские — в жёлтый. Во­лосы всегда были чёрными, одежда — белой. Одежда мужчин состо­яла из короткой набедренной повязки, женщин — длинного, обле­гающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, ба­зальт, песчаник, известняк.

Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплоти­лось в Большом сфинксе — знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва.

«Вокруг меня мёртвое, жаркое море дюн и долин, полузасыпан­ных песками скал и могильников. Всё блестит, как атлас, отде­ляясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света. Но я иду и не свожу глаз со Сфинкса.

В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их лица незабываемы. Во всём облике царит невозмутимость и сила царской власти. Спокойно и величественно восседает на троне фараон Аменемхет III.Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого, сильного владыки, царствование которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны. В заупокойной надписи о нём сказано так:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 “Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта”

Описание презентации по отдельным слайдам:

 “Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта”

“Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта”

Скульптурные памятники Древнего Египта скульптура Древнего Египта производит.

Скульптурные памятники Древнего Египта скульптура Древнего Египта производит величественное впечатление. Она имела ритуальное значение и была связана с культом мёртвых. Как вы знаете, в Египте существовал обряд мумификации, что в свою очередь привело к созданию статуй, которые египетские фараоны заказывали себе при жизни


Особенности египетской пластики: - фризовое построение композиции, то есть пл.

Особенности египетской пластики: - фризовое построение композиции, то есть плоскостное изображение фигур, ни одна деталь не выходит за пределы первого плана; - чёткие контуры фигур; - знаковая выразительность; - изображение человека в идеальном возрасте – возрасте расцвета физических и духовных сил

Скульптура строго подчинялась канонам. Вспомните, что такое канон?

Скульптура строго подчинялась канонам. Вспомните, что такое канон?

Канон – совокупность норм и правил в искусстве.

Канон – совокупность норм и правил в искусстве.

Фигуры изображались следующим образом: голова и ноги - в профиль, плечи – в а.

Фигуры изображались следующим образом: голова и ноги - в профиль, плечи – в анфас, торс – три четверти. К числу характерных канонических типов относится портретный деревянный рельеф с изображением зодчего Хемры .

Поза также подчинялась канону: - стоящая фигура с выставленной вперёд левой н.

Поза также подчинялась канону: - стоящая фигура с выставленной вперёд левой ногой; - сидящие на троне фигуры; - коленопреклоненные фигуры.

Главной задачей скульптора было достичь сходства с портретируемым. Лицо изобр.

Главной задачей скульптора было достичь сходства с портретируемым. Лицо изображалось отрешённым от всех земных переживаний с безразличным, смотрящим в бесконечность взглядом.

Существовала традиционная окраска статуй: мужские фигуры – тёмно-коричневые.

Существовала традиционная окраска статуй: мужские фигуры – тёмно-коричневые, женские – жёлтые, волосы – чёрные, одежда – белая, у мужчин - короткие набедренные повязки, у женщин – длинное, облегающее тело платье.

Материалом для статуй служило дерево или камень – гранит, песчаник, известняк.

Материалом для статуй служило дерево или камень – гранит, песчаник, известняк, базальт.

В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их фигуры выделя.

В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их фигуры выделялись своим размером среди остальных. Во всём их облике царила величественность и сила царской власти


Совсем иначе изображали людей, которые зависели от власти. Скульптурный портр.

Совсем иначе изображали людей, которые зависели от власти. Скульптурный портрет писца Каи из гробницы в Саккаре.


Он сидит, скрестив ноги, уже готовый записывать каждое слово, на коленях лежи.

Он сидит, скрестив ноги, уже готовый записывать каждое слово, на коленях лежит папирус, в правой руке – кисточка для письма, взгляд внимателен. Обратите своё внимание на его глаза – они столь искусно инкрустированы серебром, горным хрусталём и алебастром, что кажутся живыми. Мы видим образ человека, привыкшего слушать и повиноваться.

Египетские мастера достигли совершенства в деревянной скульптуре. В XIX веке.

Египетские мастера достигли совершенства в деревянной скульптуре. В XIX веке во время раскопок в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура царского сановника Каапера (“сельский староста”).


изображение супружеской пары – царевича Рахотепа и его жены Нофрет. У царевич.

изображение супружеской пары – царевича Рахотепа и его жены Нофрет. У царевича торжественный вид, прямой нос, толстые губы, полные щёки, то есть его лицо индивидуализировано. У Нофрет красивые миндалевидные глаза, взгляд спокоен, её образ преисполнен женского достоинства и очарования.


Важное место в искусстве Древнего Египта занимали рельефные и фресковые компо.

Важное место в искусстве Древнего Египта занимали рельефные и фресковые композиции, с помощью которых декорировались стены заупокойных храмов, обелисков и стел. Их назначение в желании прославить могущество погребённого владыки. Рельефы и фрески также подчинялись строгим канонам. Композиция должна была быть строго пропорциональной. Египетские мастера использовали технику плоского рельефа – сначала подготовляли поверхность стены, затем наносили контуры рисунка при помощи режущего инструмента. Фигуры прорисовывались очень тщательно и детально. В цветовой гамме преобладали жёлтый, коричневый, зелёный и голубой, изобилующие многообразием оттенков.

что обычно изображалось на фресках: - сцены загробной жизни; - сцены повседне.

что обычно изображалось на фресках: - сцены загробной жизни; - сцены повседневной жизни египтян; - пейзажи с животными и растениями.

Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта стал амар.

Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта стал амарнский период – время правления фараона – реформатора Аменхотепа IV – 1368 – 1351 гг. до н.э. ( записать в тетрадь). Это период внёс серьёзные изменения в изобразительное искусство Древнего Египта.


Фараон на рельефе “Поклонение богу солнца Атону”, где правитель выглядит почт.

Фараон на рельефе “Поклонение богу солнца Атону”, где правитель выглядит почти комично, но это не карикатура, а результат стремления передать более точный облик.


Подлинные шедевры создавались в придворной мастерской Аменхотепа IV. К их чис.

Подлинные шедевры создавались в придворной мастерской Аменхотепа IV. К их числу следует отнести портрет жены фараона царицы Нефертити. Мы видим одухотворённую хрупкость лица, его выразительность, гибкую шею, тонкость и женственность всего образа. Перед нами не просто гордая царица, а женский идеал красоты.


Продолжателем Аменхотепа IV стал фараон Тутанхамон, имя которого широко изве.

Продолжателем Аменхотепа IV стал фараон Тутанхамон, имя которого широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в 1922 году Говардом Картером.


Археологом была найдена золотая маска Тутанхамона. Мы видим широко раскрытый.

Археологом была найдена золотая маска Тутанхамона. Мы видим широко раскрытый взгляд, устремлённый в вечность. Головной убор фараона инкрустирован золотом, лазуритом, сердоликом. Это передаёт величие и божественное происхождение владыки.

Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан с развитием музыки. Вр.

Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан с развитием музыки. Время не сохранило образцов древнеегипетской музыки, мы бы ничего о ней не узнали, если бы не другие виды искусства. На многочисленных барельефах и росписях изображены музыканты – арфисты, флейтисты, певцы, которые бьют в ладоши и танцуют.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 544 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.09.2016 8572
  • PPTX 10.6 мбайт
  • 239 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Борисова Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Искусство и музыка древнего Египта. Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Архитектура Древнего Египта Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привела к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе.

Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала, что вело и ограниченному использованию архитектурных форм. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон и колонна . Последний фактор, который играл большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор.

Искусство Древнего Египта В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков.

Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

Скульптура Древнего Египта Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Статуи, как правило, сохраняли первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого они высечены.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Живопись Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Каменная поверхность готовилась к покраске: грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк, и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были минеральными, чтобы защитить изображения от солнечного света. В конечном счете настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря. Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображенные на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых. В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мертвых. Это считалось важным для загробной жизни. Основными цветами были красный, синий, черный, коричневый, жёлтый, белый и зеленый.

Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бехдетскому. Мистерии включали сцены нахождения Исидой тела Осириса, ее плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса. Мистерии были разные, но во всех воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.

Музыка и танцы Древнего Египта Культура Древнего Египта была насыщена музыкой и танцами. Египтяне очень любили веселье и ни один праздник и ни одно событие не проходило без плясок под музыкальный аккомпанемент. Танцевали все. Улицы Древнего Египта были всегда наполнены танцовщицами, которые развлекали и восхищали прохожих. Но стоит отметить, что люди высокого ранга не участвовали в подобных плясках, а лишь наблюдали за нанятыми танцорами, которые веселили гостей и хозяев праздника. Современные хореографические традиции Египта во многом отличаются от танцев Древнего Египта. Они стали более совершенными, появилось большое разнообразие движений. Но, невзирая на истечение стольких столетий, искусство танца этой страны осталось уникальным и неповторимым. Египтяне сумели пронести сквозь века свои традиции и манеры, присущие только их народу.

В Древнем Египте искусство танца ценилось довольно высоко. Танцы в Древнем Египте были особенные и ни на что не похожие. За долгие годы развития культуры во времена фараонов возникло большое количество видов хореографии: танцы для развлечения, гаремные, ритуальные, религиозные и даже военные танцы. Со временем, в танце Древнего Египта стало прослеживаться влияние таких соседних стран, как Эфиопия, Нубия, Судан, Сирия и Палестина. Из каждого государства была перенята какая-то частичка его традиции танца

В 1500 году до н.э. в хореографии Древнего Египта появилось еще больше гибкости, элегантности и утонченности, которые были привнесены индийскими баядерками. Самым необычным танцем в Древнем Египте можно назвать астрономический танец жрецов, которые разгадывали тайны звезд и предвещали судьбы. Ритм их воплощал в себе движение небесных тел во всей Вселенной и олицетворял гармонию безупречной небесной сферы. Выполняли этот танец вокруг специального алтаря, что символизировал солнце. Каждое движение имело свой смысл и подтекст. Например, сначала участники танца двигались с востока на запад, что символизировало движение неба, а затем с запада на восток, что олицетворяло движение планет.

Музыкальные инструменты Древнего Египта Три инструмента боролись за главенствующую роль Древнего Египта - арфа, систр и флейта. Наиболее раннее изображение арфы мы встречаем в эпоху IV династии на барельефе гробницы Дебхен в некрополе Гизы. Первоначально это были так называемые дуговые арфы, древнейшим прототипом которых, по мнению многих ученых, являлся лук.

Арфы отличались друг от друга размерами и количеством струн: некоторые были высотой с музыканта. Струн могло быть от четырех до двадцати. Голова фараона означала, что на такой арфе играл придворный музыкант. Можно лишь согласиться с утверждением, что та "тысяча комбинаций", в которой некоторые ученые не усматривают ни одной правдоподобной, как раз и есть достоверное свидетельство разнообразнейшего арсенала средств, применявшихся древними музыкантами при игре.

Систр имели право использовать только знатные женщины и жрицы на церемониях. Во время игры на нем женщины надевали священное ожерелье "менат". Церемонии были связаны с Хатхор - богиней радости и веселья, музыки и танца. Это изображение относится к XVIII династии, периоду царствования Аменхотепа IV (Эхнатона).

Труба, или флейта - один из древнейших инструментов. Обычно их делали из цельного куска дерева. Однако в заимствованных инструментах египтяне многое изменили. Особенностью древнеегипетской лютни являлось то, что играли на ней при помощи плектра - маленькой пластинки, которую держали большим и указательным пальцами правой руки. Плектр висел на шнурке, прикрепленном к грифу инструмента. Звучание такой лютни больше походило на звучание современной балалайки или домры, нежели на звучание лютни, распространенной в Западной Европе эпохи Возрождения и барокко.

Читайте также: