Сообщение на тему нарушение слуха

Обновлено: 25.06.2024

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Исправникова Олеся Владимировна

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Нарушения слуха: причины появления, при каких заболеваниях возникают, диагностика и способы лечения.

Определение

Нарушение слуха – это преходящее или стойкое снижение остроты слуха (способности воспринимать звуки низкой интенсивности) и объема звука (сужение частотного диапазона или неспособность слышать определенные частоты).

Слуховой анализатор состоит из наружного уха, в которое входит ушная раковина, улавливающая и направляющая механические колебания воздуха в наружный слуховой проход. В слуховом проходе происходит первое усиление звуковой волны и передача колебаний на барабанную перепонку. Барабанная перепонка передает колебания в систему среднего уха. Среднее ухо – полость, в которой располагаются три слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Молоточек соединен с барабанной перепонкой, а все они сочленены между собой суставами. Движение слуховых косточек усиливает колебания до 15 раз. Среднее ухо переходит во внутреннее ухо, слуховая часть которого состоит из костного лабиринта (улитки), заполненного жидкостью. Колебания жидкости приводят в движение пластину, на которой располагаются чувствительные клетки, преобразующие механические колебания в электрический импульс. Импульс проводится по слуховому нерву, достигая коры височной доли, где анализируется информация и формируются звуковые ощущения.

Ухо.jpg

Звуковые колебания могут передаваться не только по воздуху (воздушная проводимость), но и через ткани черепа (тканевая проводимость).

Человек способен анализировать звуки, частота которых находится в диапазоне от 16 до 20 000 Гц, с наибольшей чувствительностью от 1000 до 4000 Гц - это диапазон человеческого голоса. В возрасте 20–40 лет лучше воспринимаются звуки с частотой колебания 3000 Гц, после 60 лет эта цифра смещается к 1000 Гц из-за возрастного изменения структур внутреннего уха (основа старческой тугоухости).

Громкость звука, находящаяся в области слухового восприятия, колеблется в диапазоне от 0 до 140 дБ. При этом громкость шепота – 30 дБ, разговорной речи – 40–60 дБ. Звук в 120–130 дБ вызывает перегрузку с возможной аудиотравмой.

Слуховой анализатор обладает возможностью адаптироваться к громким звукам и тишине, изменяя порог чувствительности.

Срыв адаптации вследствие систематического воздействия шума приводит к утомлению слуха, анализатор медленно восстанавливается после отдыха, следующей стадией являются стойкие слуховые нарушения.

Особенностью органа слуха является возможность определять расстояние до звука и понимать его направление благодаря тому, что уши – парный орган.

Разновидности нарушений слуха

Необходимо различать тугоухость и глухоту. При тугоухости восприятие и воспроизведение речи возможно, при глухоте человек не слышит разговорной речи даже на близком расстоянии.

Тотальная глухота, при которой невозможно восприятие никаких звуков, встречается крайне редко. Для определения степени нарушения исследуют слух на частотах разговорной речи при проведении по воздуху. Порог слышимости при тугоухости находится в диапазоне между 26 и 90 дБ. Порог восприятия выше 91 дБ расценивается как глухота.

Принято выделять кондуктивное нарушение слуха, при котором поражается звуковоспринимающий и звукопроводящий отделы (наружное или среднее ухо, внутреннее ухо до рецептора), вследствие чего нарушается передача воздушных колебаний. Проявляется снижением остроты слуха, возможно ощущение заложенности в ухе, при этом тканевая проводимость сохраняется.

Нарушение слуха подразделяют на врожденное и приобретенное.

Приобретенное нарушение слуха может возникнуть внезапно и сохраняться до 12 часов, остро - длительностью от 1 суток до 1 месяца, подостро - длительностью от 1 до 3 месяцев, хронически - длительностью более 3 месяцев.

При этом дисфункция бывает обратима полностью, стабильна или может прогрессировать. Поражается одно или оба уха.

Возможные причины нарушения слуха

Нарушения слуха могут быть вызваны врожденными аномалиями развития уха из-за генетических нарушений, инфекций, гипоксии плода - внутриутробной и во время рождения, родов на ранних сроках.

Приобретенные нарушения слуха по кондуктивному типу возникают по множеству причин:

  • из-за серных пробок;
  • дефектов барабанной перепонки, ставших следствием травмы или отита;
  • инородного тела в ухе;
  • кровоизлияний в полость среднего уха;
  • разрывов соединений между слуховыми косточками (травмы, воспалительные процессы);
  • ложных опухолей (холестеатомы);
  • истинных опухолей (рак слухового канала – встречается крайне редко).
  • прием препаратов, токсичных для органов слуха (некоторых антибиотиков, обезболивающих и т.д - от них не следует отказываться только в том случае, если польза превышает риск);
  • промышленные токсины (бензол, анилин);
  • инфекции (грипп, клещевой энцефалит, менингит, корь, паротит, скарлатина, дифтерия, сифилис);
  • нарушения обмена веществ и сосудистые нарушения (сахарный диабет, гипотиреоз, артериальная гипертония, инсульт);
  • опухоли (невринома слухового нерва);
  • травмы (механическая, воздействие громкого звука или перепада давления);
  • естественные возрастные изменения.

Воспаление внутреннего уха сопровождается тошнотой, головокружением, нарушением координации из-за анатомического единства органа слуха и равновесия.

Болезнь Меньера – заболевание внутреннего уха, причиной является увеличение объема жидкости в улитке, сопровождается частичной или полной временной потерей слуха, головокружением, тошнотой, рвотой, шумом в ушах.

К каким врачам обращаться при нарушении слуха

С нарушением слуха следует обращаться к терапевту , педиатру , врачу общей практики. Они помогут дифференцировать состояние и направят пациента к нужному специалисту. Заболеваниями уха занимается отоларинголог. Поражение слухового нерва, проводящих путей и коры находится в компетенции невролога . Эти специальности объединяет отоневролог. Заподозрить ухудшение слуха, связанное с трудовой деятельностью, может врач-профпатолог. Реабилитацией пациента занимается группа специалистов, в состав которых входит сурдолог.

Диагностика и обследования при нарушении слуха

Для определения причины нарушений слуха врач проводит опрос пациента, выполняет отоскопию. Если необходимо, оценивает остроту слуха с помощью шепотной и разговорной речи, речи повышенной громкости в тишине и с помехой.

В норме человек различает шепотную речь на расстоянии 5–6 метров, расстояние слышимости разговорной в 10 раз больше.

Тканевая и воздушная проводимость сравнивается с помощью камертонов. Дополнительно записывают аудиограмму, проводят импедансометрию и оценку способности подкорковых структур отвечать на слуховые раздражители (вызванные слуховые потенциалы). Для выявления структурных изменений проводят магнитно-резонансную томографию головного мозга, в том числе с контрастированием, и компьютерную томографию черепа, височных костей.

Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.

Сегодня проблема нарушения слуха становится всё более актуальной. Возрастает число как врождённых, так и приобретённых патологий. Это связано с плохой экологией, сильным шумовым загрязнением в городах и другими факторами.

Нарушение слуха – это ухудшение способности воспринимать окружающие звуки полностью или частично. В первом случае пациенту ставится диагноз глухота. Частичная потеря слуха называется тугоухостью.


Причины нарушений слуха

Существует множество причин нарушений слуха. Они делятся на две группы. К первой относятся приобретённые, а ко второй – врождённые нарушения слуха. С последними остаётся только смириться. Приобретённых нарушений можно избежать.

К приобретённым нарушениям слуха относятся:

  • длительное шумовое воздействие. Причины нарушения могут крыться в постоянном звуковом загрязнении, с которым сталкиваются люди, живущие возле крупных автомагистралей, железнодорожных вокзалов, аэропортов или работающие на шумных производствах;
  • звуковые травмы. Громкий хлопок, взрыв или выстрел могут привести к повреждению волосковых клеток улитки. Они отвечают за передачу звуковой информации слуховому нерву. Также причиной звуковой травмы может стать регулярное прослушивание громкой музыки в наушниках;
  • следствие приёма препаратов. Некоторые лекарственные средства вызывают ухудшению слуха. Поэтому никогда не стоит заниматься самолечением. Нарушенный слух может не восстановиться никогда;
  • механические травмы. Причин множество: от неаккуратной чистки уха до повреждения мозга;
  • инфекции. Многие заболевания, особенно в раннем детстве, вызывают нарушения слуха. К ним относятся корь, свинка, грипп и так далее;
  • возрастные изменения. С этим сталкивается большинство людей старше 60 лет. Слух снижается из-за атрофии волосковых клеток.

Среди врождённых нарушений слуха можно выделить:

  • генетические факторы. Мутации некоторых генов приводят к нарушениям слуха. Свыше половины врождённых патологий имеют генетическую природу;
  • тяжёлое течение беременности. Чаще всего на свет появляются малыши с нарушенным слухом у матерей, которые страдали от сильного токсикоза, угрозы выкидыша во время вынашивания плода;
  • трудные роды. Нарушение слуха может стать следствием недостаточного снабжения мозга ребёнка кислородом. Это бывает при обвитии, преждевременных или стремительных родах, тазового или ягодичного предлежания, кесарева сечения.

Дети с нарушенным слухом могут нормально развиваться, если родители своевременно обратятся за помощью к специалистам. Если вы находитесь в группе риска, то рекомендуется регулярно обследовать малыша.

Диагностические мероприятия


Возможные дефекты слуха поддаются коррекции. Однако для подбора тактики лечения важно провести диагностику. Это позволит выявить степень и характер нарушения. Диагностика слуха проводится специализированными центрами. В исследовании могут принимать участие различные специалисты – сурдологи, ЛОРы и аудиологии.

При первых признаках расстройства слуха следует проконсультироваться со специалистом. Он осмотрит ухо, чтобы убедиться в отсутствии повреждений барабанной перепонки, инфекций или других патологических состояний. Очень важно изложить врачу всю сопутствующую симптоматику, например, головокружения или ушной шум. Для оценки слуха проводится несколько исследований:

  • аудиометрия. Бывает речевой, тональной и компьютерной. Последний метод является наиболее объективным, а также подходит для обследования новорождённых детей. Речевая и тональная аудиометрия являются субъективными методиками обследования, поскольку требуется непосредственное участие пациента;
  • тимпанометрия (импедансометрия). Процедура нацелена на выявление патологий среднего уха и оценку подвижности барабанной перепонки;
  • отоакустическая эмиссия. В ходе исследования оценивается состояние волосковых клеток, отвечающих за передачу звука слуховому нерву;
  • регистрация вызванных потенциалов. Позволяет определить, вызвано ли нарушение слуха патологиями центров мозга или слухового нерва. В ходе процедуры следят за электрической активностью при воздействии звуковыми раздражителями.

Пациентам с нарушенным слухом может быть назначено комплексное аудиологическое обследование. Поскольку для разработки стратегии лечения или коррекции необходимо установить тип и степень патологии.

Типы нарушений слуха

Характер патологии можно установить, изучив аудиограмму. В частности специалисты обращают внимание на костно-воздушный интервал. Нарушение слуха может быть:

  • кондуктивным. Звук блокируется и не проходит дальше внешнего или среднего уха;
  • сенсорным. Дефект слуха появляется из-за повреждения волосковых клеток;
  • невральным. Мозг не обрабатывает или неправильно интерпретирует поступающую звуковую информацию;
  • сенсоневральным. Проблемы наблюдаются как в работе волосяных клеток, так и в обработке сигналов;
  • смешанным. В расстройстве сочетаются признаки сенсоневрального и кондуктивного нарушений.


Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указывают, что от глухоты и тугоухости страдает около 466 миллионов людей, что составляет около 5% населения планеты. И с течением времени ситуация будет только усугубляться – через 30 лет количество тех, кто не может похвастаться хорошим слухом, возрастет вдвое. Причины, вызывающие, нарушения слуха, делят на врожденные и приобретенные. В докладе ВОЗ указанные самые частые из них:

  • генетические нарушения;
  • инфекции матери во время беременности;
  • недоношенность;
  • гиперибилирубинэмия (желтуха) новорожденных;
  • поражение головного мозга ребенка в родах;
  • воспалительные заболевания органов слуха;
  • прием ототоксических лекарственных препаратов;
  • воздействие шумов (в быту, на производстве);
  • возрастные изменения органа слуха.

Изучение этого вопроса играет важную роль в предотвращении развития тугоухости как одной из причин инвалидности. В ряде случаев установить, какой же фактор повлиял на слух, не удается. Тогда говорят о сочетанном действии нескольких негативных причин.

Редкой причиной врожденной глухоты считают атрезию наружного слухового прохода, она встречается у 1 ребенка из 10-20 тысяч новорожденных младенцев. Причины аномалии окончательно не изучены. У взрослых пациентов приобретенная атрезия может возникать при травмах, операциях на ухе.

В зависимости от локализации патологического процесса выделяют 3 вида тугоухости: кондуктивная, нейросенсорная, смешанная.

При кондуктивном виде происходит нарушение проведения звукового импульса. Более чем у 2/3 пациентов она связана с патологией евстахиевых труб. К причинам снижения слуха относят:

  • болезни наружного уха (пробки, наружный отит, травмы, инородные тела);
  • патологию барабанной перепонки (травмы, склеротические изменения);
  • болезни среднего уха (средний отит, евстахеит, аденоиды);
  • поражение внутреннего ужа (непроходимость окна улитки).

Нейросенсорная тугоухость возникает при патологии внутреннего уха, проводящих путей анализатора или коркового отдела головного мозга, отвечающего за слух. Это встречается как результат аномалии развития, болезни Меньера, аутоиммунном поражении, акушерской патологии, наследственных заболеваниях, травмах инфекциях, естественном старении организма.

Смешанная тугоухость – результат проводниковых и нейросенсорных нарушений.

Причины потери слуха у взрослых


Скорость снижения слуха и обратимость процесса зависит от действующего фактора. Приобретенная тугоухость у взрослых чаще развивается при инфекциях, воспалениях среднего уха, действии профессиональных шумов, травмах. Отиты возникают при наличии хронического очага инфекции в носоглотке и часто приводят к перфорации барабанной перепонки со стойким снижением слуха. Поражение может быть как односторонним, так и двухсторонним.

В большинстве случаев лица, имеющие поражение органов слуха во взрослом возрасте находятся в группе риска по возникновению возрастной глухоты или тугоухости.

Старческая тугоухость

Возрастное снижение слуха (пресбиакузис) постепенно начинает обнаруживать себя с 40 лет. Так уже к 65 годам до 30% людей страдает от тугоухости, к 75 годам более 60% нуждаются в обследовании и подборе слухового аппарата.

Причиной заболевания становится дегенеративное перерождение чувствительных нервных клеток во внутреннем ухе. Особенность нейросенсорной старческой тугоухости заключается в том, что в первую очередь отмирают клетки, располагающиеся в основании улитки и отвечающие за звуки высокой частоты. Страдает восприятие детских, женских голосов, разборчивость. Изменения развиваются симметрично, с двух сторон.

Возникновение и прогрессирование тугоухости у пожилых людей провоцируют следующие факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • атеросклероз сосудов;
  • эндокринные заболевания (сахарный диабет).

Исследования позволяют утверждать, что старческая тугоухость связана с инфарктом миокарда в анамнезе. Высокий уровень артериального давления особой роли не играет.

Причины нарушений слуха у детей


Согласно статистике ВОЗ, более половины случаев тугоухости у детей в возрасте до 15 лет можно было предотвратить. Среди таких причин нарушения слуха у детей первое место занимают инфекционные заболевания, такие как:

  • паротит;
  • корь;
  • краснуха;
  • менингиты;
  • грипп;
  • цитомегаловирус;
  • хронический отит.

Самая частая причина из этой группы - хронические воспалительные заболевания наружного и среднего уха. В дошкольном возрасте барабанная перепонка еще не полностью закрывает внутренний слуховой проход, вероятность проникновения инфекции выше. Это указывает на важность своевременного лечения заболеваний ринита, ангины, фарингита.

На втором месте находятся патологии беременности и родов: гипоксическое поражение ЦНС, желтуха новорожденных с высокими цифрами билирубина. На третьем месте причина тугоухости – полиэтиологические заболевания и применение препаратов, оказывающих токсическое действие.

Врожденная тугоухость

О врожденном нарушении слуха говорят тогда, когда ребенок уже рождается с явлениями тугоухости или глухотой. В ряде случаев заболевание сопровождается аномалиями и других органов, их недоразвитием. Врожденная тугоухость может возникать в результате:

  • инфекционных заболеваний матери во время беременности;
  • употребления беременной женщиной алкоголя, наркотических средств;
  • лечения будущей матери некоторыми группами препаратов;
  • гипоксического поражения мозга при беременности, в родах;
  • аномалий развития плода;
  • недоношенности ребенка;
  • гемолитической болезни новорожденных;
  • наследственных форм заболевания.

Около 60% всех случаев врожденной глухоты связывают с токсическим поражением слухового нерва при фетальном алкогольном синдроме. Он возникает, если женщина злоупотребляет алкоголем во время беременности.

Медицинские генетики указывают, что за остроту слуха отвечают до 50 различных генов человека. Вероятность проявления заболевания у ребенка возрастает, в случае если один из родителей уже имеет такое наследственное заболевание. Если же генетически обусловленная тугоухость/глухота есть у отца и матери, риск врожденной патологии у малыша составляет более 50%.

Снижение и потеря слуха может происходить в детском, взрослом, преклонном возрасте, а также возникать внутриутробно. Предотвращение тугоухости возможно с помощью: вакцинации от ряда инфекций, здорового образа жизни, бережного отношения к беременности, своевременного лечения очагов хронической инфекции и профилактического посещения специалистов.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Нарушения слуха возникают остро или прогрессируют с течением времени, а сами изменения носят стойкий характер или проходят на фоне лечения.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Нарушения слуха возникают остро или прогрессируют с течением времени, а сами изменения носят стойкий характер или проходят на фоне лечения. Зная, как проявляется тугоухость: что это за состояние, каковы симптомы и причины тугоухости, сам пациент и его близкие могут вовремя оценить перспективы, принять решение о восстановительной операции, установке импланта или коррекции с помощью слухового аппарата.

Что такое тугоухость и нарушение слуха

Органы слуха обеспечивают связь взрослого или ребенка с внешним миром, давая информацию о наличии других живых и неживых объектов, их приближении или удалении, скорости перемещения, опасности. Общение лежит в основе получения знаний, построения и поддержания межличностных отношений.

Нарушение слуха – признак врожденных или приобретенных заболеваний. По степени выраженности и способности к восприятию речи различают глухоту и тугоухость.

Глухота – это полное отсутствие слуха или такая степень его снижения, при которой человек не понимает обращенную к нему речь.

Характерные особенности нарушения слуха

При описании нарушения слуха врач обязательно расспросит пациента о том, когда впервые возникли симптомы, с чем они могут быть связаны, как изменилось состояние с течением времени. Например, глухота после травмы возникает остро, не останется незамеченной и служит причиной для обращения в медучреждение. А вот пациенты с постепенной потерей слуха в силу возрастных изменений зачастую не могут сказать, когда стали увеличивать громкость телевизора, переспрашивать близких.

Последующий осмотр и обследование позволит уточнить выраженность тугоухости и симметричность поражения. Одностороннее снижение слуха характерно для травмы, опухоли, хронического воспалительного заболевания уха. Двустороннее снижение может возникнуть при аллергическом воспалении, применении лекарственных средств.

Орган слуха состоит из 3 отделов. Два – наружное и среднее ухо отвечают за проведение звука. Третий - внутреннее ухо кодирует информацию и проводит ее в кору головного мозга. Эти особенности работы органа слуха определяют характер нарушений при поражении того или иного звена цепочки. Так выделяют 3 вида тугоухости:

  • кондуктивная (при нарушении проведения);
  • нейросенсорная (поражение внутреннего уха, структур головного мозга);
  • смешанная (сочетание нейросенсорных и кондуктивных нарушений).

Уточнение локализации поражения позволит оценить, что может сделать сурдолог для пациента, насколько эффективным станет его вмешательство, как будет ухудшаться состояние здоровья при отказе от медицинской помощи. Так проводниковые нарушения слуха могут носить обратимый характер – после устранения причины пациент начинает лучше слышать. Нейросенсорная тугоухость носит стойкий характер, так как связана с гибелью нервных клеток.

Особенности нарушения слуха у взрослых

Снижение слуха у пациентов трудоспособного возраста чревато утратой профессиональной пригодности, при которой человеку приходится бросать любимую работу и осваивать новую специальность. У этой группы лиц заболевание развивается как результат лекарственной терапии, травмы, операции, острой или хронической инфекции.

У пожилых пациентов тугоухость или глухота может привести к нарушению самообслуживания. Вынужденное бездействие становится причиной более быстрой утраты памяти, при наличии предрасположенности повышается риск деменции (слабоумия).

У трудоспособных и пенсионеров на фоне потеря слуха сопровождается тягостными переживаниями об ухудшении качества общения, возникновении изоляции от окружающих. Это может стать причиной реактивной (то есть, ассоциированной со стрессом) психотической симптоматики. Человек с тугоухостью подозревает, что окружающие переговариваются за его спиной, пользуясь тем, что он ничего не слышит.

Применение препаратов, оказывающих токсическое действие на слуховой нерв, может стать причиной нейросенсорной тугоухости. К группе лекарств с таким побочным действием относят некоторые мочегонные, макролидные антибиотики, нестероидные противовоспалительные средства (НПВС).

Лица с нарушениями мозгового кровотока также входят в группу риска по развитию нейросенсорной тугоухости: тромбоз артерий, питающих внутреннее ухо, приводит к отмиранию нейронов.


Особенности нарушения слуха у детей

Установлено, что у детей с глухотой или тугоухостью более чем в 80% случаев заболевание впервые диагностируется в возрасте до года. У половины из них болезнь носит врожденный или наследственный характер, то есть появляется в результате патологии беременности, родов или передается генетически.

Итак, выделяют несколько вариантов потери слуха у малышей:

  • глухонемой ребенок;
  • слабослышащий ребенок;
  • позднооглохший ребенок.

У глухонемого ребенка стойкое, двухстороннее нарушение слуха возникло до формирования речи. Он не понимает обращенную речь и стремится наладить общение путем мимики, жестов, манипуляций с предметами.

Позднооглохшие дети теряют слух после какого-либо заболевания или приема ототоксичных препаратов. Даже если тугоухость возникает после формирования речи, отсутствие реабилитационных мероприятий в дошкольном возрасте приводит к интеллектуальному снижению. С течением времени у таких детей обедняется словарный запас, произношение становится неправильным. При снижении, потере слуха в более позднем возрасте прогноз более благоприятный, но в той или иной степени страдает произношение: нарушается артикуляция, интонации, возникают ошибки в ударении, речь становится невнятной.

Ранняя диагностика снижения слуха у детей раннего возраста позволит вовремя начать реабилитационные мероприятия, не пропустить оптимальные сроки для установки кохлеарного импланта, восстановительной операции.

Нарушения слуха могут быть впервые диагностированы в любом возрасте. Отказ от медицинской помощи приводит к ухудшению состояния. Взрослые пациенты могут потерять работу или постепенно утратить навыки самообслуживания. Снижение слуха у детей нередко приводит к речевым нарушениям и отставанию в развитии.

Читайте также: