Сообщение на тему изобразительное искусство и архитектура

Обновлено: 04.07.2024

Моё почтение достойным и неповторимым! Сегодня наш веб-лайнер унесётся в путешествие по миру искусства 20 века. Из него мы узнаем, как происходило развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия. Всё о том, какие изменения произошли в этом развитии, и о появлении новых направлений в искусстве, вы узнаете прямо сейчас.

Кстати для учащихся 10-11 классов эта экскурсия станет отличной шпаргалкой для написания экзаменационных работ по данной теме. Ну что же, в путь по увлекательным морям прекрасного друзья!

Вступление

Развитие живописи и архитектуры в прошлом столетии происходило более радикально, чем во все предшествующие времена. Изобразительное искусство от простого воспроизведения окружающего мира (рисование предметов) перешло к отображению средствами живописи мыслей и чувств художника (картины о предметах).

Мастера стали больше общаться друг с другом, делиться своими идеями и новыми выразительными средствами. Это привело к формированию различных направлений в искусстве.


Ранние направления

Экспрессионисты и фовисты-футуристы, например французский художник Анри Матисс, стремились отобразить свои эмоции и настроения при помощи густых тонов и широких мазков.

В 1907 г Пабло Пикассо и Жорж Брак основали новое направление в живописи — кубизм

Кубисты экспериментировали с новыми с новыми техниками рисования, пытаясь перенести на полотно трёхмерные изображения сцен и предметов. Претендуя на некое особое видение реальности, они создавали картины, на которых фигурировали расколотые, фрагментарные изображения.


А кубистами их называли оттого, что они отдавали предпочтение прямым линиям и острым углам

Некоторые художники и вовсе отказывались от изображения окружающей их действительности. В 1911 г Василий Кандинский создал первое абстрактное полотно.


Пит Мондриан начиная с 1917 г рисовал комбинации вертикальных и горизонтальных чёрных линий. Эти линии он перемежал с красными, жёлтыми и голубыми пятнами.


После второй мировой войны американские художники Джексон Поллок и Марк Ротко стали обходиться даже без линий. Поллок, к примеру, просто капал или даже выплёскивал краску на холст.


Примитивизм

К примеру, такие скульпторы, как Генри Мур и Барбара Хепуорт, стремились придать традиционному творчеству новый импульс, пересмотрев формы и пропорции фигур в стиле примитивистских тенденций.


Сюрреализм

В 1900 г Зигмунд Фрейд предположил, что во сне человеческое сознание как бы воспроизводит то, что обычно скрыто в его глубине. Тем кому интересно, могут заодно посетить тур о достижениях в биологии и медицине 20-го столетия во всём мире. В нём о Фрейде и его ученике есть отдельный рассказ. Мы же следуем дальше.

Художники-сюрреалисты поставили перед собой задачу обнажить тайны подсознательного

Их картины кажутся совершенно бессмысленными, если подходить к ним с обычными мерками. Сальвадор Дали, Рене Магрит и Макс Эрнст создавали на первый взгляд не связанные между собой изображения. Однако все они были выполнены в очень строгом и реалистичном стиле.


Концептуальное искусство

После 1945 г началось развитие концептуального искусства. Его вдохновителем стал французский Марсель Дюшамп. Картины, скульптуры, кинофильмы и композиции концептуалистов нацелены в первую очередь на то, чтобы заставить людей вдумываться в сотворённое.


Для данного направления идея, стоящая за произведением искусства, гораздо важнее самого произведения

В 1960-е гг Энди Уорхол рисовал точные копии консервных банок. А Йозеф Бёйс заполнил всю комнату сверху донизу мотками чёрного войлока.


Ближе к концу столетия художники стали прибегать к самым разнообразным средствам самовыражения. Приверженцы концептуального искусства продолжали стоять на своих позициях. В то время как многие другие вернулись к более реалистическим методам отображения действительности.

Архитектура

Появившиеся в 20 веке новые строительные материалы — бетон, зеркальное стекло и сталь — значительно расширили возможности архитектуры.

Многие проектировщики использовали новые технологии для создания принципиально новых стилей

В начале 20-го столетия началась головокружительная карьера двух великих архитекторов — американца Фрэнка Ллойда Райта и немца Петера Беренса.

Беренс стремился к тому, чтобы сделать промышленные здания более функциональными и привлекательными. Впоследствии его ученики основали так называемый интернациональный стиль.


Этот стиль оказал сильное влияние на принципы проектирования домов в пригородах и на городских окраинах

К концу столетия половина населения США проживала в пригородных зонах. Причём многие живут в домах, чья архитектура основывается на идеях Райта.


Небоскрёбы

Небоскрёбы часто рассматриваются как типичные строения 20 в, хотя впервые их начали возводить ещё в 1880-е гг.

После 1945 г подобные жилые башни преподносились как идеальное решение проблемы перенаселённости больших городов.


На самом деле это далеко не так, поскольку многие люди испытывают в них серьёзный дискомфорт, считая их малопригодными для жизни.

Архитектурный модернизм

Господствующим стилем в архитектуре прошлого века стал модернизм , или интернациональный стиль. Он характеризуется чистотой линий и прямыми углами.

Именно их идеи и развились впоследствии в данное направление архитектуры

Архитекторы Ле Корбюзье и Мис ван дер Рое предпочитали строить дешёвые многоквартирные дома для малообеспеченных рабочих, используя сборные блочные конструкции.


После второй мировой войны некоторые архитекторы перестали строго придерживаться модернистского направления и начали использовать изогнутые и неправильной формы конструкции.


Особенно это применялось при сооружении аэропортов и стадионов, где требуется перекрывать обширное пространство.

Креативные решения

В 1970-80-е гг некоторые архитекторы начали подчёркивать механические детали зданий, которые в прошлом зачастую наоборот старались закамуфлировать.

К примеру, Ричард Роджерс, Ренцо Пиано и Майкл Хопкинс использовали полированную сталь или защитное стекло, чтобы выделить конструкции систем отопления и кондиционирования воздуха, лифты и прочие служебные механизмы.


Благодарю всех за участие и жду в новых путешествиях по абсолютно разным и в то же время увлекательным направлениям нашей жизни.

Искусство – это творчество вцелом.
Какие искусства вам известны?
Литература, музыка, танец, театр, кино.

Изобразительное искусство – пространственное, не растянуто во времени. Оно требует двух- или трехмерного пространства. Хотя в наше время благодаря техническим возможностям появился вид искусства, включающий временное пространство (видеоарт).

Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов:
- многообразие окружающего мира;
- мысли и чувства человека.
Это способ познания окружающего и себя самого.

Для этого художник использует обобщение и воображение.

Виды изобразительного искусства:
Архитектура
Живопись
Графика
Скульптура
Декоративно-прикладное искусство
Театрально-декорационное искусство
Дизайн

Архитектура

Архитектура – это искусство постройки зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

Требует трехмерного пространства.. Имеет еще и внутреннее пространство – интерьер.

Живопись

Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок (темпера, масляные краски, акрил, гуашь, …).

Графика

Графика делится на станковую, книжную и прикладную.
На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь и пастель.

Первые произведения графики – наскальные росписи первобытного искусства.
В Древней Греции графическое искусство было на высочайшем уровне – вазопись.

Скульптура

Материалы: кость, камень, дерево, глина, металл, воск…
Скульптура – один из самых древних видов искусства.
Первые скульптурные произведения являлись идолами, оберегами, изображали древних богов.
Различаются круглая скульптура (осматриваемая с разных сторон) и рельеф (высокий, средний, низкий, контррельеф).
Скульптура делится на виды: станковую и монументальную (памятники, монументы) и монутентально-декоративную (архитектурное убранство).

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)

Дизайн

Театрально - декорационное искусство

Этот вид искусства включает в себя создание декорации, бутафории, костюмов, грима.

ЖАНРЫ

Исторический
Мифологический, религиозный
Батальный
Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Бытовой
Марина
Анималистический
Интерьер

Исторический жанр

Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события.

Мифологический жанр

Религиозный

Батальный жанр

Батальный жанр – это произведения искусства, в которых отражены военные эпизоды.
Художник, который пишет на батальные темы, называется баталистом.

Портрет

Портрет – это изображение человека в скульптуре, живописи и графике.
Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох.

Пейзаж

Натюрморт

Бытовой жанр

Марина

Марина – это произведения искусства, на которых изображено море.
Художник, который пишет море, называется маринистом.

Анималистический жанр

Интерьер

Изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.

Стиль искусства

Художественный образ

Художественный образ – это форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве.

https://pp.userapi.com/c855120/v855120286/20b6a/VMxPMRdKERs.jpg

Архитектура — наука, занимающаяся проектированием и последующим строительством объектов и зданий для организации пространства и комфортной жизнедеятельности людей. Этот термин также означает комплекс сооружений, созданных человечеством на протяжении всей его истории. Русское понятие зодчество — синоним слова архитектура и может употребляться наравне с ним.

При разработке любых сооружений важно учитывать три компонента: польза, прочность и красота. Именно эти требования должны учитываться в градостроительстве. Главная задача этого направления в архитектуре — грамотно распланировать и застроить города и жилые места, чтобы они гармонично сочетались с окружающей природой.

Стили архитектуры

На протяжении истории формировались разные архитектурные стили, и связано это с прогрессом в жизни общества. Изобретение новых видов техники и строительных материалов, усложняющаяся экономика, стремление людей к открытиям, познанию нового, вера в Бога, — всё это накладывало свой неповторимый отпечаток на тот или иной стиль.

Поэтому у каждого направления в зодчестве есть общие черты, характерные особенности, позволяющие объединить их в группы. Рассмотрим несколько наиболее ярких и интересных стилей.

Романский стиль

C:\Users\Администратор\Pictures\уникализирвано\нотр-дам ром2.jpg

Один из наиболее ранних стилей в архитектуре, процветавший в 10–12 веках в странах Европы. В это время зарождаются и развиваются феодальные государства, что влечёт за собой массовое строительство и приводит к росту архитектуры и искусства.

Этот исторический период характеризуется большим количеством войн, поэтому и отличительные черты романского стиля — массивность, монументальность, прочность, незыблемость. Воюющим государствам были нужны оборонительные сооружения, и это нашло воплощение в строительстве крепостей, укреплённых монастырей и замков.

  • мощные каменные стены;
  • узкие, маленькие окна;
  • наличие главной башни — донжона;
  • сооружения имеют вид простых геометрических форм: кубы, цилиндры;
  • минимальное количество наружной отделки;
  • возведение зданий на возвышенности, доминирование над местностью;
  • простота конструкций.

Памятники романской архитектуры в большом количестве находятся во Франции, которая в ту эпоху была центром культуры, науки, искусства. Здесь преобладают храмы и монастырские комплексы, сохранились также и замки-крепости. Например: церковь Сен-Мартен де Вик, замок Венсен (Франция).

Готический стиль

C:\Users\Администратор\Pictures\уникализирвано\гот ночь2.jpg

В 13–14 веках на смену тяжеловесному романскому стилю пришла лёгкая и невесомая готическая архитектура. Название происходит от слова готы. Так называли племена варваров германского происхождения.

Это течение в архитектуре настолько отличалось от приземистых романских сооружений, что поначалу люди не принимали его, называя готическим, то есть варварским.

В этом стиле выделяют три этапа:

  1. Ранняя готика (начало 13 века).
  2. Высокая или зрелая готика (конец 13 века).
  3. Пламенеющая или поздняя готика (14–начало 15 века).

Несмотря на то, что своё название это искусство получило от германских племён, настоящего расцвета оно достигло во Франции.

Родоначальником готического зодчества называют французского аббата Сугерия. Ему принадлежит идея перестроить в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени под Парижем. Этот храм и является первым образцом ранней готики в Европе.

  • наличие устойчивого каркаса;
  • вытянутые арки и порталы имеют форму стрел;
  • лёгкость и невесомость конструкции;
  • устремлённость вверх, к Богу;
  • большое внутреннее пространство;
  • круглые окна с витражами на библейские сюжеты;
  • ажурные, резные фасады.

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам де Пари известен во всём мире не только благодаря произведению Виктора Гюго. Это ещё и прекрасный пример готической архитектуры. Его строительство велось на протяжении ста лет. Высота собора–35 метров, и в нём без труда может поместиться двенадцатиэтажный дом.

Стиль барокко

C:\Users\Администратор\Pictures\уникализирвано\санта2.jpg

Стиль барокко возник в конце 16 века в Италии. Этим словом португальские моряки называли жемчужины неправильной формы.

Главным желанием придворных архитекторов того времени было восхищать, удивлять, производить впечатление. Поэтому дворцы, соборы, построенные в барочном стиле, отличаются особой пышностью, помпезностью, лоском.

  • фасады зданий криволинейны, пластичны, плавно перетекают друг в друга;
  • обильное использование декора: лепнина, роспись, скульптуры, колонны;
  • акцент на прилегающие территории: оформление парков, садов фонтанами, скульптурами, прудами; единство здания и парка.

Памятники в стиле барокко есть и в России. Пример тому — Эрмитаж, Большой Екатерининский дворец в Царском селе, Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

Стилей в архитектуре гораздо больше и каждый из них индивидуален, неповторим. Прогресс общества, развитие науки и техники накладывали свой отпечаток на то или иное направление зодчества, придавая ему яркий колорит и самобытность.

Фото: GiuseppeT/wikipedia.org

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Фото:Shutterstock

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Фото:Shutterstock

Основные черты древнегреческой архитектуры:

Екатерина Сванидзе:

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Иль-де-Франс

Фото:Unsplash

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото:Unsplash

Николай Фанеев:

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Фото:Shutterstock

Фото:Shutterstock

  • многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов;
  • обилие деталей;
  • позолоченная скульптура;
  • яркие цвета;
  • фрагментированные или намеренно неполные элементы;
  • использование игры света и тени;
  • ярко расписанные потолки;
  • масштабные фрески;
  • иллюзорные эффекты, такие как Тромплей;
  • купола грушевидной формы (более характерны для барокко Восточной Европы);
  • витые колонны, как бы создающие иллюзию движения вверх.

Екатерина Сванидзе:

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Фото:Shutterstock

Фото:Unsplash

  • симметрия и пропорции: колонны и окна расположены равномерно;
  • главный вход выполнен в форме портика и увенчан фронтоном;
  • прочные строительные материалы;
  • высокие, от пола окна с мелкой расстекловкой;
  • пилястровый ордер;
  • стены лишены декора.

Николай Фанеев:

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Фото:Vassil/wikipedia.org

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Фото:Shutterstock

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

  • мотив рокайля — морские ракушки, необычные изогнутые формы, имитирующие природные элементы;
  • отсутствие строгой симметрии;
  • богатая декоративная отделка;
  • пастельные цвета;
  • в интерьере активно используются лепнина, резьба и позолота;
  • относительно небольшой размер построек;
  • использование картушей (лепных украшений в виде щита или развернутого свитка);
  • зеркала — важный элемент интерьера.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Фото:Shutterstock

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

Фото:Pexels

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

  • парадность;
  • монументальность;
  • мотивы Древнего Рима и Египта в орнаментах, декоре;
  • обилие декоративных элементов;
  • облицовка разноцветным камнем;
  • лоджия вместо портика;
  • позолота в деталях.

Николай Фанеев:

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

Фото:Bellomonte/wikipedia.org

  • природный орнамент;
  • плавные, волнистые, изогнутые линии в декоре фасадов и интерьеров;
  • пастельные, приглушенные оттенки;
  • украшение интерьеров мозаикой, витражами, эмалью;
  • оформление здания — дерево, кованые элементы необычной изогнутой формы;
  • прямоугольные двери и окна, достаточно часто — арочные.

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Фото:Shutterstock

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Хрустальный дворец

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

  • акцент на объем;
  • асимметричность композиции;
  • ленточное остекление;
  • отсутствие декора;
  • основные материалы — железобетон, сталь.

Николай Фанеев:

Читайте также: