Сообщение на тему инновационные технологии

Обновлено: 02.07.2024

Все указанные особенности развития современного общества посредством применения различных инновационных технологий обуславливают глубокий, многоуровневый процесс изменения социальных систем, изменения среды, в результате чего происходит изменение личности человека. Поэтому назрела необходимость углубленного рассмотрения проблемы инновационных технологий, а также обобщения и систематизации имеющихся научных изысканий по данной проблеме.
Цель данной работы заключается в рассмотрение вопросов, касающихся некоторых аспектов изучения специфики современных инновационных технологий.

Содержание

Введение. 3
1.1. Понятие инновационных технологий. 4
1.2. Некоторые особенности современных инновационных технологий. 6
Заключение. 11
Список литературы. 12

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат по СТС.doc

1.1. Понятие инновационных технологий. . . 4

1.2. Некоторые особенности современных инновационных технологий. 6

Список литературы. . . . 12

Одной из важнейших особенностей развития общества на современном этапе является процесс инновационного развития. Среди основных черт современного инновационного общества можно выделить: информатизацию, повсеместную разработку и внедрение новых интеллектуальных технологий, ускорение темпов развития техники, превращение инноваций в важнейший глобальный ресурс человечества.

Все указанные особенности развития современного общества посредством применения различных инновационных технологий обуславливают глубокий, многоуровневый процесс изменения социальных систем, изменения среды, в результате чего происходит изменение личности человека. Поэтому назрела необходимость углубленного рассмотрения проблемы инновационных технологий, а также обобщения и систематизации имеющихся научных изысканий по данной проблеме.

Цель данной работы заключается в рассмотрение вопросов, касающихся некоторых аспектов изучения специфики современных инновационных технологий.

1.1. Понятие инновационных технологий

Множество авторов предлагают понимать под инновацией какой-либо процесс, действие (В.Г. Медынский, Ф. Валента, Ф. Никсон, Л. Волдачек), другой ряд исследователей понимают под инновацией объект или результат научно-исследовательской деятельности, который реализуется в виде конечного продукта или технологии. (Э.А. Уткин, Ш. Гохберг и др.)

В теоретических исследования принято различать такие понятия как "новшество" и "инновация". Новшество представляет собой новое решение, идею, разработку, результат научно-исследовательской или творческой деятельности. Новшество, которое в последствии реализуется в новом изделии, технологии становится инновацией.

Новые технические решения принято также называть изобретениями. Хотя, стоит заметить, что по мнению П.Н. Завлина, А.К. Казанцевой, Л.Э. Миндели, понятие "инновация" целесообразно приравнивать к понятию нововведение, или новшество. В то же время в исследованиях А.Н. Цветкова предлагается соотносить данные понятия к двум различным категориям. Нововведение, по его мнению, это процесс реализации, внедрения новшества.1

В западных исследованиях существует два подхода к определению инновации: широкий и узкий. В широком понимании инновация представляет собой всевозможные изменения; внедрение новых или усовершенствованных решений в технику, организацию, процесс снабжения и сбыта, общественную жизнь и т.д.2

Основоположник теории об инновациях - ученый Й. Шумпетер. В его научных изысканиях инновация понимается в качестве "непостоянного проведения новых комбинаций" в следующих случаях:

- в процессе внедрения нового продукта, т.е. продукта неизвестного потребителям;

- в процессе внедрения какого-либо нового метода производства, метода, ещё не апробированного практически в данной отрасли производства;

- в процессе открытия новых рынков, т.е. рынков, на которых какая-либо отрасль промышленности данной страны прежде не присутствовала, независимо от того, существовал ли до этого этот рынок или его не было;

- в процессе овладения новым источником сырья или полуфабрикатов и на этот раз независимо от того, существовал ли уже этот источник или же он только что был создан;

- в процессе проведения новой организации какой-либо промышленности, например, завоевание позиции монополиста или ее потеря.3

Исходя из приведенных выше особенностей процесса инновации можно выделить ее технический, экономический и организационный характер. Й. Шумпетер считает, что в качестве предмета инновации можно выделить: продукты, производственные процессы, а также условие, что они являются новыми и внедрены.

По нашему мнению в современной действительности, данное понятие можно переформулировать следующим образом. Инновация - это первое практическое применение нового научно-технического, технологического, организационно- экономического, производственного или иного решения.

Стоит отметить, что инновация и технология всегда находятся в тесном взаимодействии друг с другом, так как посредством технологии инновация получает свое распространение и диффузию.

Так, в Большом толковом словаре современного украинского языка подается такое определение: «совокупность способов обработки или переработки материалов, изготовление изделий, проведение производственных операций и т.д.4

Итак, на основе представленных толкований, определим, что технология - это наука о преобразовании материалов или информации с целью влияния на ту или иную деятельность или ее изменения в целом.

1.2. Некоторые особенности современных инновационных технологий

Нанотехнологии являются одним из перспективных направлений современной науки. Интерес к нанотехнологиям как со стороны научного сообщества, так и со стороны правительства, бизнеса, населения страны в целом обусловлен уникальными возможностями нанотехнологий. Сейчас нет ни одной технологии, в которой бы не использовались нанотехнологии. А использование в нанотехнологиях передовых научных результатов позволяет отнести её к высоким технологиям.

Например, нанотехнологии широко применяются в наномедицине. Условно можно выделить два направления в этой области. В одном случае наночастицы непосредственно входят в контакт с клетками, белками, ДНК и др. молекулярными структурами организма. При этом эксплуатируются такие свойства наночастиц, как их высокая способность проникновения в клетку, а также их уникальные оптические свойства. Второе направление связано с созданием материалов, обладающих заданными свойствами. В этом случае наномедицина эксплуатирует используются свойства таких материалов, а не отдельных наночастиц.

Наночастицы создаются с химически модифицированными поверхностями, к которым могут присоединиться различные лиганды. Это позволяет превратить такие наноматериалы в биосенсоры, флуоресцентные ярлыки молекулярного масштаба, в факторы визуализации, средства направленной доставки лекарственных веществ и другие средства, полезные в биологии. Поэтому сферами использования наночастиц в медицине являются: диагностика/мониторинг (выявление маркеров заболеваний), скрининг лекарственных веществ (мечение), репарация органов и тканей, диагностика (приборы и мечение), направленная доставка лекарственных веществ (терапия), белков, ДНК и создание новых наноматериалов с заранее заданными свойствами. Диагностика/мониторинг (выявление маркеров заболеваний) является одним из наиболее распространенных направлений применения нанотехнологий в медицинских исследованиях.

В современном мире широкое применение получили различные лазерные инновационные технологии: от коррекции зрения до управления транспортными средствами, от космических полётов до термоядерного синтеза.

Лазерные технологические процессы можно условно разделить на два вида. Первый из них использует возможность чрезвычайно тонкой фокусировки лазерного луча и точного дозирования энергии как в импульсном, так и в непрерывном режиме.

В таких технологических процессах применяют лазеры сравнительно невысокой средней мощности: это газовые лазеры импульсно-периодического действия, лазеры на кристаллах иттрий-алюминиевого граната (Y3Al5O12) с примесью неодима.7

С помощью последних были разработаны технология сверления тонких отверстий (диаметром 1 - 10 мкм и глубиной до 10 -100 мкм) в рубиновых и алмазных камнях для часовой промышленности и технологиях изготовления фильеров для протяжки тонкой проволоки.8 Основная область применения маломощных импульсных лазеров связана с резкой и сваркой миниатюрных деталей в микроэлектронике и электровакуумной промышленности, с маркировкой миниатюрных деталей, автоматическим выжиганием цифр, букв, изображений для нужд полиграфической промышленности.

В последние годы в одной из важнейших областей микроэлектроники - фотолитографии, без применения которой практически невозможно изготовление сверхминиатюрных печатных плат, интегральных схем и других элементов микроэлектронной техники, обычные источники света заменяются на лазерные.

Второй вид лазерной технологии основан на применении лазеров с большой средней мощностью: от 1кВт и выше. Мощные лазеры используют в таких энергоемких технологических процессах, как резка и сварка толстых стальных листов, поверхностная закалка, наплавление и легирование крупногабаритных деталей, очистка зданий от поверхностных загрязнений, резка металла, мрамора, гранита, раскрой тканей, кожи и других материалов.

В частности, широко распространена технология лазерной резки (например, при обработке металлов). Преимущества лазерной резки достаточно очевидны, с ними можно ознакомиться здесь

Также на основе использования лазера разрабатываются перспективные технологии, среди которых особое место отводится комбинированным методам обработки, в которых воздействие лазерным излучением совмещается с другими технологическими процессами.9 Например, использование электрической дуги, плазменной струи или газовой горелки совместно с лазерным лучом позволяет существенно улучшать эффективность процессов, то есть повысить толщину резки, сварки или закалки.

Использование лазерного излучения для механической обработки металлов и их сплавов позволит в несколько раз поднять производительность и улучшить качество обработки. Пластическое деформирование сплавов после или перед лазерной закалкой позволяет получать поверхности с новыми свойствами. Также получила интенсивное развитие лазерная обработка листовых тонкостенных материалов с последующим формированием объемных конструкций методами направленного деформирования.

Большой интерес вызывают процессы, которые основаны на инициировании на поверхности материалов определенных химических реакций, например, реакции синтеза карбидов, нитридов, других соединений, процессы восстановления металлов. Проводятся работы в части скоростной лазерной обработки поверхности электротехнических сталей для изменения их электромагнитных свойств. Успешно осуществляются работы касательно очистки произведений искусства от окислов и загрязнений лазерным излучением, а также очистки различных материалов от лакокрасочных покрытий.

Также стоит отметить, что лазерная технология нашла применение в машиностроении, автомобильной промышленности, промышленности строительных материалов. Существуют проекты использования лазерных лучей при разрушении горных пород во время их бурения, при вскрытии льда на трассах ледокола и даже при выпечке хлеба.

Лазерные технологии широко применяются в медицине, и все больше и больше укрепляет свои позиции в таком ее направлении, как медицина эстетическая. Лазер позволяет эффективно воздействовать на проблемные участки, дозировать воздействие в зависимости от потребности, при правильно рассчитанной дозировке окружающие ткани не просто не повреждаются, а еще и стимулируются, в зоне воздействия происходит обеззараживание.


Сейчас часто можно услышать об инновационных технологиях. Этот термин муссируют то тут, то там. И это не удивительно, ведь мы живем в эпоху настоящей научно-технической революции. Давайте же разберемся, что они собой представляют, как развиваются и насколько актуальным является их применение.

Общая информация

Мы живем, пожалуй, в наиболее интересный период человеческой истории. Развитие технологий приобрело экспоненциальную форму, а не линейную, как было раньше. Изучение знаний в сфере новейших технологических направлений, управление всеми проектами и организация необходимых процессов – этим занимается наука инноватика. По сути, предмет обсуждения имеет тренд на удовлетворение потребностей людей в современном мире, как насущных, так и общественных.

Нередко инновационная технология затрагивает огромное количество проблемных вопросов. Их характерной особенностью является новизна в сфере мировых трендов. Причем часто это относится не только к технической составляющей, но и к процессам управления и координации труда. Этот термин применяется не просто для чего-то нового или необычного, а того, что сможет кардинально увеличить эффективность определенной сферы.

Использование инновационных технологий приводит к повышению качества выпускаемой продукции, совершенствованию производственной сферы. Это предполагает наличие целостного комплекса мероприятий и организационных наработок, позволяющих улучшить процесс разработки, производства, эксплуатации и обслуживания, а также, в случае необходимости, проводить ремонт и восстанавливать объект интереса с оптимальными характеристиками и разумными затратами. Все это приводит к эффективному использованию не только материальных и экономических, но и социальных ресурсов.

Классификация

инновационные технологии развития

Здесь очень многое зависит от позиции взгляда. Так, если ориентироваться по процессам новшества, то выделяют технологии:

  1. Радикальные или базисные. Это относится к масштабным изобретениям и открытиям, благодаря которым начинается уникальная тенденция развития технического прогресса или формируются современные поколения (техники, решений и так далее).
  2. Инновации среднего потенциала.
  3. Частичные или модификационные изобретения. Используются для изменения устаревших технологий, техники, организационных процессов.

В зависимости от масштаба и отраслевого применения:

  1. Инновации в рамках предприятия.
  2. Межотраслевые.
  3. Региональные.
  4. Отраслевые.

В зависимости от факторов, которые привели к возникновению инноваций:

  1. Стратегические. Решение об их внедрении принимают с опережением, имея прямой умысел получения конкурентного преимущества в определенной временной перспективе.
  2. Реактивные. Используются для поддержания состояния предприятия после внедрения инновационного решения конкурентами.

В зависимости от характера реализованной инновации:

  1. Экономические.
  2. Социальные.
  3. Экологические.
  4. Интегральные.

О подготовительном аспекте

инновационная технология

Инновационные технологии в работе, как правило, представлены в виде полноценных систем. В связи с этим встает вопрос о целесообразности выделения процессов и исследовании разработок. По сути, инновационная технология – это внедрение чего-то нового в уже функционирующую зону ответственности, установлений в данной сфере и начало изменений в этой области. То есть в нее включено внедрение новшества и его реализация. Успешность развития инновационных технологий связана с определенной совокупностью выполняемых работ, которые и позволяют появиться и продемонстрировать результативность деятельности. При этом весь процесс можно разделить на такие этапы:

  1. Научная деятельность и осуществляемые в ее рамках разработки, которые нацелены на получение новых знаний. Их используют для констатации открытия или нового изобретения.
  2. Проектные работы и процессы, которые должны позволить создать новые технологические инструменты в данных условиях. При этом внимание уделяют целесообразности действий и принимаются необходимые решения для достижения установленной цели.
  3. Большую роль играют и инновационные технологии обучения, позволяющие получить нужные знания, а впоследствии и опыт, необходимые для воплощения проекта в жизнь.

Как выглядит реализация нововведения?

инновационные педагогические технологии

В данном случае выделяют три основных этапа:

  1. До реализации. В этом случае подыскиваются пути определения проблемных зон, составляется план претворения в жизнь инновационного решения.
  2. В момент реализации переосмысливаются полученные ранее знания и осуществляется моментальная доработка во время выполнения проекта. По мере появления ситуационных особенностей для них разрабатываются уточнения, позволяющие достичь оговоренной цели.
  3. После реализации запускают диагностический процесс, который сопоставляет все полученные параметры с плановыми и позволяет судить об успешности новшества.

При этом все большую актуальность приобретает управление. Ибо воспроизвести что-то или создать не так уж и сложно. Вопрос в том, сколько времени, сил и ресурсов будет потрачено на это. Эффективная модель управления позволяет разумно распоряжаться всем этим и выигрывать как в качественном, так и в количественном аспекте. Успешная реализация инновационной технологии отличается гибкостью, мобильностью, скоростью и даже проворностью действий. Причем не важно, где именно она реализуется – в банковском секторе или сфере образования, медицине или где-то еще. Давайте рассмотрим пример, затрагивающий всех. А именно инновационные технологии обучения.

Образовательная сфера

Главный приоритет и важнейшая ценность человечества – это качественные и полезные знания, позволяющие эффективно действовать в современном обществе и успешно конкурировать с другими представителями социума за положение и привилегии.

При этом огромную роль играют инновационные педагогические технологии. То есть важны не только знания, но и их подача, а также закрепление в разуме людей. И здесь на помощь приходят средства мультимедиа и интерактивные инновации.

Кроме нее, внимание получает, пускай и в несколько меньшей мере, детский сад, профессиональные училища, а также высшие учебные заведения. Какие есть инновационные технологии в ДОУ? Здесь так просто ответ не дать. Ибо если говорить кратко, то следует выделить информационно-коммуникационный, здоровьесберегающий, исследовательский, личностно-ориентированный и игровой аспекты.

Вспомогательная электроника

использование инновационных технологий

Для многих техника – это то, с чем приходится взаимодействовать посредством рук. Но не всегда так. Есть такая инновация, как нейрокомпьютерный интерфейс – по сути, нейронная система, которая предназначена для обеспечения свободного обмена информацией между мозгом человека и электронным устройством с другой стороны. Она позволяет управлять техникой с помощью силы мысли.

Сейчас ведутся успешные исследования и изыскания, позволяющие разобраться с параличом рук, ног, проблемами с глазами и рядом иных значительных недугов.

Кроме этого, электронные устройства могут быть использованы для контроля работы человеческого организма, его состояния и самочувствия. Например, маленькие наушники, вложенные в ушную раковину, позволяют считывать показатели работы сердечно-сосудистой системы. Есть даже небольшие датчики, выглядящие как временная татуировка, но позволяющие контролировать осанку тела, а также осуществлять процесс лечения. Тактильные электронные подошвы при необходимости укажут нужное направление по сигналу глобальной системы позиционирования, оповестят о нем человека с помощью вибрации.

Прогресс в материаловедении

Актуальным является получение необходимых веществ из немыслимых ранее источников. А если вспомнить еще о создании совершенно новых материалов! Как сильно перевернуло мир одно только использование пластиков. Сейчас, правда, более актуальным является разработка и использование новых композитных материалов. Ученые работают над созданием сверхлегких наноструктурированных волокон, которые при этом будут обладать высокими качественными характеристиками (прочность, тягучесть и тому подобное).

Новые композитные материалы позволяют создавать технику, которая потребляет меньше топлива, менее токсична и обладает целым рядом иных преимуществ. Они используются в автомобилестроении, космических кораблях, гидроэлектростанциях и тому подобных разработках.

Кроме этого, можно в качестве примера упомянуть и об извлечении металлов из концентрата морской воды. Многим известна такая мировая экологическая проблема, как уменьшение количества пресной жидкости, которую может употреблять человек. Искусственное опреснение позволяет исправлять эту проблему, но данная технология пока имеет существенные недостатки, а также проблемы в сфере экологической практики. Так, например, необходимы большие затраты энергии. К тому же получается значительная концентрация соляного раствора, с чем тоже необходимо что-то делать. Если его возвращать в море, то это грозит обернуться проблемой в силу существующего негативного воздействия на фауну и флору Мирового океана.

Продвижение в сфере медицины

инновационные технологии в работе

В первую очередь следует вспомнить о фармакологии из нитей РНК. Ее суть – создание вакцинных препаратов из малых сетей молекулярного состава рибонуклеиновой кислоты, позволяющих восстановить иммунитет пациента. Кроме этого, таким образом можно исследовать вирусный или бактериальный белок.

Еще одна инновация – это создание совершенных пробиотиков, которые позволяют поддерживать человека в состоянии нормального баланса. Кроме этого, следует отметить и существенные качественные изменения.

В качестве очередного примера можно привести мобильные ДНК-лаборатории. Ранее диагностическое исследование цепочки дезоксирибонуклеиновой кислоты осуществлялось в больших стационарных комплексах и занимало сутки. Сейчас этот процесс может быть пройден за несколько часов в настольной лаборатории.

Инновационная технология – это и цифровой цитоскоп. Так, его адаптер связан с облачным хранилищем, где находится база данных, по которым проверяется сердцебиение и легочное дыхание больного. Все полученные данные рассматриваются аналитически. И даже более – они могут быть переданы на смартфон. Благодаря этому можно поставить диагноз в краткие сроки и назначить правильное и своевременное лечение.

Космические технологии

инновационные технологии обучения

Куда без этого пионера научной деятельности, подарившего множество преимуществ рядовым жителям? Космические программы изменяли положение человека и до сих пор активно влияют на него. Можно вспомнить о новых подходах к изготовлению пищи, материалов и многое другое.

Заключение

технология инновационных процессов

Технология инновационных процессов (их возникновения, становления, реализации) изучена весьма хорошо. Это позволяет облегчить дорогу тем, кто идет по сему пути. Следует отметить, что все это не берется с нуля. Первоначально есть дети, которые увлекаются наукой и различными техническими разработками. Они много обучаются и практикуются. Например, запускают самодельные ракеты, которые взлетают вверх на несколько десятков метров. Затем идут получать высшее образование, поступают или организовывают конструкторское бюро и только лишь затем создают новые разработки, которые понесут человечество ввысь. То есть, чтобы были люди, способные создавать и воплощать инновационные технологии, об этом необходимо заботиться с самого рождения человека, прививать любовь и интерес даже самым маленьким. И такие вложения сторицей окупятся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Подготовила и провела

Воспитатель Степанова О.В.

Инновационные технологии физического оздоровления детей

Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования тех или иных инновационных педагогических технологий. В качестве инновации чаще всего рассматривается любое новшество, вводимое в систему традиционного образования. Особого внимания заслуживают инновации в области физического воспитания дошкольников, которые при множестве положительных сторон, в частности повышения творческой роли педагога в образовательном процессе, нередко имеют определенные издержки. Так, существенная доля инновационных разработок последних лет основывается на идее интеграции физического и умственного воспитания дошкольников. В практике традиционного образования это направление реализовывалось в различных формах физкультурной деятельности с целью поддержания умственной работоспособности детей в процессе занятий (физкультминутки, динамические паузы).

В настоящее время первое, что можно заметить у детей, - слабое физическое развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны, в первую очередь, способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Танцевально-ритмическая гимнастика

Танцевально-ритмическая гимнастика

Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

Игроритмика

Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Игрогимнастика

Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.

Он направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).

Нетрадиционные виды упражнений

Игровой самомассаж.

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

Дыхательная гимнастика

Улучшает функцию внешнего дыхания, увеличивает силу дыхательных мышц.

Пальчиковая гимнастика

Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

Музыкально-подвижные игры.

Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Креативная гимнастика

Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.

Игропластика

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Игровой стретчинг

Упражнения стретчинга носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений. Подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

Игры-путешествия

Они включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

Фитбол-аэробика

На сегодняшний день фитболы только начинают использоваться в практике детских дошкольных учреждений. Фитбол – это аэробика с использованием мячей диаметром от 55 до 70 см. Эти мячи вносят игровой момент в занятие, а также создают неповторимый эмоциональный подъем. Они имеют ярко выраженный лечебный эффект. Задача состоит в развитие гибкости, подвижности суставов, укрепление мышц без нагрузки на позвоночник, мягкая растяжка - все это прекрасно осуществляется с помощью мяча. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений. Формируют правильную осанку, заряжают энергией. Занятия в сочетании с движениями и музыкой развивают творческие способности, раскрывают природный потенциал детей, формируют положительные эмоционально – волевые качества: саморегуляцию, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку, справедливость. Ребята получают приятные эмоции от общения с фитболами, победы над своим неумением, понимания того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья.

Современная литература по физическому оздоровлению детей

Авторы указывают на необходимость осуществления этой работы во взаимодействии с семьей и с учетом других направлений образовательного процесса в детском саду, а в качестве форм организации детей при освоении физкультурных знаний и формировании соответствующих умений предлагают проводить занятия, беседы, экскурсии, досуги, прогулки и праздники.

Использование разнообразных подвижных игр также стимулирует воспитание физических качеств и общих координационных способностей дошкольников, оказывая положительное влияние на формирование их умственных способностей.

Практическая часть

Цель: развитие мышечной силы и гибкости занимающихся; помочь свободно выражать свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу; улучшение памяти, мышления; развитие фантазии.

Попробовать с детьми изобразить морскую звезду, морского ежа.

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания; увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажигает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Цель: развитие ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук; обогащает внутренний мир ребенка; улучшает память, мышление, развивает фантазию.

Мы ворота открываем (ладони разворачивает)

Цель: развить внимание, память, фантазию.

Все играющие – лягушки, а один человек – цапля (стоит посередине круга). Под музыку лягушки начинают веселиться. Как только музыка прекращается, лягушки приседают и не двигаются. Тех, кто пошевелится, цапля забирает к себе, и они помогают ей ловить остальных лягушек. Самые осторожные объявляются царевнами-лягушками. Выделяется лучшая цапля.

Фото: Science HD / Unsplash

Инновационные технологии уходящего года однажды позволят обняться с человеком, который находится на другом континенте, вылечить болезнь Альцгеймера и вместо флешки для хранения информации использовать ДНК

Редакция Scientific American совместно с аналитиками Всемирного экономического форума опросили ведущих экспертов в области технологий, чтобы определить самые интересные и полезные инновации [1].

1. Биопластик из растительных отходов

Пластмассовый мусор, накапливающийся в Мировом океане, — причина гибели морских животных, растений и даже источник человеческих болезней (микропластик может попасть в организм через рыбу). Биопластик может решить эти проблемы, способствуя развитию циклической экономики — он разлагается и превращается в биомассу. Сегодня биопластик изготавливают из кукурузы, сахарного тростника и отработанных жиров и масел, но он не очень прочный и к тому же некрасивый.

Фото: Imago / ТАСС

Недавняя разработка — метод изготовления пластика из целлюлозы и лигнина (вещества, характеризующего, например, одеревенелые стенки растений). Биопластик, полученный из непищевых сортов растений (например, гигантского тростника), по качествам ничем не уступает обычной пластмассе.

2. Социальные роботы

Фото:Bloomberg

3. Металинзы

С каждым годом устройства становятся все более компактными, но их оптические компоненты уменьшаются не с такой высокой скоростью. Инженеры выяснили, какие физические законы стоят за их легкими альтернативами — металинзами. Их миниатюрность позволит уменьшить в размерах камеры, оптические датчики для интернета вещей, микроскопы и другое оборудование. Кроме того, ученые разработали металинзы, которые исправляют астигматизм у человека.

4. Потенциальное лекарство от Альцгеймера

5. Умные удобрения

Стандартные способы внесения удобрений часто наносят вред окружающей среде. Новая разработка — удобрения с контролируемым высвобождением веществ, которые снабжают почву веществами, когда это необходимо. Они состоят из маленьких капсул, внешняя оболочка которых замедляет проникновение воды внутрь содержимого.

6. Совместное телеприсутствие

Технология совместного телеприсутствия находится в стадии разработки, однако ведущие технологические гиганты, например, Microsoft, вкладывают деньги в развитие этой индустрии. Ожидается, что к 2025 году она будет оцениваться в несколько миллиардов долларов. Фонд XPRIZE Питера Диамандиса объявил о начале конкурса ANPR Avatar XPRIZE. Его победитель получит средства на разработку технологий, которые позволят людям ощущать присутствие друг друга, даже если они будут находиться на разных концах Земли.

7. Блокчейн против пищевых отравлений

Снизить количество пищевых отравлений можно с помощью блокчейна. Инновационный метод использования этого инструмента в промышленности применяется для отслеживания продуктов. С помощью блокчейна продавцы могут сразу же вывести испорченную еду из обращения и уничтожить лишь запасы, полученные из того же источника. Кроме того, некоторые компании начали производить упаковки с датчиками, которые контролируют качество продуктов и указывают на истекающий срок годности.

8. Безопасные ядерные реакторы

Многие производители (например, Westinghouse Electric Company, Framatome) форсируют разработку ядерного топлива, устойчивого к перегреву. Такое топливо почти не вырабатывает водород или вырабатывает его очень мало. Новейшие модели ядерных реакторов вместо воды для охлаждения используют жидкий натрий или расплавленную соль, которые не могут производить водород.

Фото:NASA

9. Хранение данных в ДНК

Жесткий диск или флешка могут потеряться или устареть, поэтому ученые нашли альтернативу традиционным носителям информации — это ДНК. Информацию об организме, которая хранится в ДНК, без труда считывают, синтезируют и копируют. А последние достижения в секвенировании (то есть, определении аминокислотной и нуклеотидной последовательности) ДНК — это использование штрих-кодирования, когда последовательность ДНК используется в качестве маркеров молекулярной идентификации. Благодаря этому ученые продвинулись в изобретении новых методов лечения и в борьбе с лекарственной устойчивостью.

10. Сетевые накопители энергии

Энергетики прогнозируют, что в течение следующего десятилетия литий-ионные аккумуляторы будут использовать чаще всего. Постоянно совершенствующиеся технологии приведут к тому, что аккумуляторы скоро смогут хранить вдвое больший запас энергии, чем есть сейчас.

В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении нового качества образования и воспитания на основе инновационных инициатив.

Потребность в инновациях возникает, когда появляются необходимость разрешить какую-то проблему, противоречие между желанием и реальным результатом деятельности. Дошкольные образовательные учреждения, занимающиеся нововведениями, работают в режиме развития.

Что же такое инновация? Рассмотрим несколько определений этого понятия. В современном словаре инновационных слов (1993) инновация трактуется как нововведение. В социально-психологическом аспекте инновация – создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Нововведение (инновация) – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей.

Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п., а инновация – процесс освоения этого средства. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.

Новое может выступать в разных формах и быть:

- принципиально неизвестным новшеством (абсолютная новизна,

- условной (относительной) новизной,

Типы инноваций также группируются по следующим критериям:

- по влиянию на образовательный процесс:

• в содержании образования,

• формах и методах образовательного процесса,

• управлении образовательной организацией.

- по масштабам преобразований:

• частные, единичные, не связанные между собой,

• модульные (комплекс частных, связанных между собой,

• системные (относящиеся ко всей дошкольной организации).

- по инновационному потенциалу :

• усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог и прототип (модификационные нововведения,

• новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинированное нововведение,

• радикальные инновации.

- по отношению к предшествующему:

• вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество,

• прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение,

• освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение,

• освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного образования (ретровведение).

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве.

Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетия.

Специалисты утверждают, что инновационные технологии в ДОУ внедрять не только можно, но и нужно. Однако следует учитывать, что к педагогическим технологиям, применяемым в образовательном процессе детей дошкольного возраста, предъявляется несколько строгих требований. К ним относятся:

1. Концептуальность, предполагающая, что воспитательный процесс должен основываться на определенной научной концепции.

2. Системность – требование, предусматривающее, что технологиям необходимо обладать всеми признаками, характерными для системы. То есть они должны быть целостными, логичными, а составляющие их элементы – взаимосвязанными.

3. Управляемость – требование, под которым подразумевается, что педагогическому коллективу должна быть обеспечена возможность ставить перед собой определенные цели, планировать процесс обучения, по ходу работы корректировать те или иные моменты.

4. Воспроизводимость – требование, в соответствии с которым технология должна быть одинаково эффективна вне зависимости от личности педагога, применяющего ее на практике.

Современные образовательные технологии в ДОУ в обязательном порядке должны соответствовать всем вышеперечисленным пунктам.

На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах, насчитывается более сотни. Среди них пристальное внимание следует уделить:

• здоровьесберегающие технологии;

• технологии проектной деятельности;

• технологии исследовательской деятельности;

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

• игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Существующие на сегодняшний день здоровьесберегающие образовательные технологии условно можно разделить на три подгруппы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

• Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

• Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

• Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

• Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

• Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппойежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

• Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

• Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

• Динамическая гимнастика (бодрящая) – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

• Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

• Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

• Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

• Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

• Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

• В утренние часы проведение точечного самомассажа проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

3. Коррекционные технологии

• Технологии музыкального воздействия – вразличных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

• Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

• Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

• Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

• Закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

• закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

• проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

• проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

• сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, должно привести не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.

по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Технологии исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности :

• трудовые поручения, действия.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности, как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Метод исследовательского обучения надо понимать как обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

1) ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения;

2) проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

3) делает выводы в соответствии с результатами проверки;

4) применяет выводы к новым данным;

5) делает обобщения.

Карты Проппа позволяют стимулировать развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, активизируют связную речь. Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей.

Ментальные карты - информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т. д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области.

Ментальные карты позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.

Ментальные карты не дают упустить из виду все минусы и плюсы того или иного решения.

Карты ума активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факторы, упущенные при традиционном анализе.

Плюс ко всему использование в ментальных картах образов и цветов активизирует интуицию, а это так же может оказать влияние на правильность принимаемых решений.

Геокэшинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокэшинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или КПК.

Образовательный геокешинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития дошкольников.

Геокэшинг предполагает и поисковую и исследовательскую деятельность, позволяет проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом, вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

Целью личностно ориентированной технологии является развитие личности, удовлетворение ее запросов, развитость, раскрепощение собственного Я, самопознание, самоопределение, самостоятельность, независимость суждений, создание условий для самореализации

• вальдорфская педагогика (Р. Штейнер);

• технология свободного труда (С. Френе);

• технология педагогических мастерских;

• система развивающего обучения Л. В. Занкова;

• технология развивающего обучения в теории учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова;

• педагогические технологии с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов);

• гуманно-личностный подход (Ш. А. Амонашвили);

• личностно ориентированное обучение (И. С. Якиманская);

Игровые технологии

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;

• которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

• которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

• которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Игровые технологии В. В. Воскобовича, блоки Дюнеша, палочки Кюзинера и т. п.

Раймунд Луллий — философ, богослов и алхимик XIII века создал логическую машину — круги Луллия — для открытия новых истин и умозаключений. Позже этот принцип стали широко использовать в педагогике.

Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Инновационная деятельность Мдоо как эффективный способ развития учреждения и профессионализма педагогов Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. тема нашего совещания звучит так: «Инновационная деятельность МДОО, как эффективный способ.

Инновационная деятельность педагогов ДОУ Современный педагог должен уметь перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами.

Читайте также: