Сообщение на тему художественные особенности полесских рассказов куприна лесные люди

Обновлено: 04.07.2024

Повесть Куприна “Олеся” не может оставить читателя равнодушным. История любви прекрасной девушки-колдуньи и молодого барина одновременно трагична и прекрасна. Куприн создает сказочный образ полесской красавицы.

В Олесе нет ничего искусственного, она не приемлет лжи, притворства. А насколько отличается девушка от жителей местных деревень! Она, как они, простая и необразованная, но сколько в ней врожденного такта, благородства, истинно женской мудрости! Местные девушки, привыкшие сохранять на своем лице рабски-покорное и запуганное

К Олесе невозможно остаться равнодушным, и не удивляет, что главный герой влюбляется в эту прекрасную девушку.

Любовь становится для Олеси смыслом жизни. Она отдается этому поглотившему ее чувству со всей своей страстью, до поры дремавшей в ее душе. И все же Олеся удивительно точно определила собственную роль в жизни Ивана Тимофеевича. Девушка понимает, что у их отношений нет будущего.

В дальнейшем любимый может стыдиться необразованной, простой девушки, показавшейся ему сказочной красавицей на фоне

Она прекрасно знает, как к ней относятся местные жители, злобные и жестокие в своей религиозной фанатичности. Юная девушка и ее бабушка в их сознании тесно связаны с чем-то нечистым, колдовским. И поэтому местные жители уверены, что “ведьме” не место в их обществе.

Деревенские жители не потерпели присутствия “ведьмы” в Божьем храме. Но сделала это Олеся не по своей прихоти, она всего лишь хотела выполнить просьбу своего любимого. Величие души Олеси в том, что она, не задумываясь, жертвует собой, своим благополучием и счастьем. Девушка отказывается от своего счастья во имя другого человека.

Может ли оценить Иван Тимофеевич всю глубину нравственного урока, который преподносит ему возлюбленная?

Читателю хочется верить, что чувства, которые Иван Тимофеевич испытывает к Олесе, искренни. Но все-таки любовь не занимает всех его помыслов. Ради Олеси он не отказался бы от привычной жизни, ничем не пожертвовал бы ради нее.

Он снисходительно воспринимает ее рассказы о колдовстве, о необыкновенных способностях, которые передаются из поколения в поколение. Но верит ли он в это? Или его привлекает необычность ситуации, сам факт общения с удивительной девушкой, совершенно не похожей ни на избалованных светских дам, ни на приземленных и неинтересных деревенских жительниц?

Олеся ни в чем не винит своего возлюбленного, несмотря на то что отношения с ним и стали первопричиной всех ее бедствий. Она удивительно чиста и добра, в ней нет корысти, она не может понять всей порочности и жестокости окружающего мира. Ненависть крестьян к Олесе кажется читателю жестокой несправедливостью судьбы.

Но на самом деле люди столь глупы и ограниченны в своем неведении, что воспринимают все непонятное как преступление против своего образа жизни и устоявшихся взглядов.

Повесть о короткой, но такой красивой и чистой любви заставляет читателя задуматься о том, сколь причудливы и неповторимы человеческие судьбы. Иван Тимофеевич очень мало времени провел со своей возлюбленной, но ее образ останется с ним до конца жизни. Потому что эта простая девушка научила его многому – любви, искренности, способности жертвовать собой ради любимого человека.

Художественное мастерство А.И.Куприна

(на примере полесских рассказов писателя)

Обучающаяся 10 класса

Учитель русского языка

Пушкина Анна Семеновна

2. Создание полесского цикла……………………..5

А) путешествие по Полесью……………………..5

Б)лесная глушь или шумный город. 6

3. Художественные особенности полесских рассказов Куприна……………………………………………8

Б)роль легенд, преданий,баек…………………..10

4. Художественное открытие писателя…………..11

Б) Олеся, Олеся, Олеся………………………….12

5. Взаимосвязь любви и природы…………………14

А) любовь и природа в повести…………………15

8. Использованная литература……………………19

А.И.Куприн - выдающийся писатель-реалист русской литературы XX века.

Какие удивительные строки. Их не мог написать человек, который сам не любил. А любовь, по Куприну, должна основываться только на возвышенных чувствах: доверии и верности, искренности и честности. Она должна стремиться к идеалу (пусть никогда не достигнуть его, только стремиться). Так, понимая, что никогда не достигнешь звезды, вновь и вновь тянешься к ней взглядом, сердцем, душой.

Творчество Куприна неразрывно связано с традициями лучших мастеров русской прозы. В произведениях Куприна отчетливо ощутимо воздействие творчества Л.Н.Толстого, глубоко родственен и близок ему А.П.Чехов, самый активный период писательной деятельности Куприна связан с именем А.М.Горького.

Эта верность писателя прогрессивным традициям русской литературы – ее гуманизму, народности, эта приобщенность к передовой современной литературе обусловили то, что Куприн при всей сложности и противоречивости пройденного им писательского пути смог своими лучшими художественными созданиями обеспечить себе прочное и почетное место в истории русской литературы, завоевать любовь и признание широких масс читателей.

А.И.Куприн всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь. Он не придумывал свои произведения, а выносит их из жизни. Поэтому все они такие яркие.

И если вам трудно, вы одиноки и не верите в будущее, если из вашего сердца ушла надежда, возьмите томик Куприна, прочтите его и прикоснитесь к чмистому и святому иточнику любви. Вы обретёте в себе новые силы.

1. Создание полесского цикла – Путешествие по Полесью.

Лесная глушь или шумный город?

Все в Талимоне резко отличает его от вздорного, болтливого и несерьезного, глуповатого и бестолкового сотского Кириллы, поданного Куприным в явно ироническом освещении. Разность и противоположность характеров обоих крестьян раскрывается, в частности, через следующую художественную деталь, одну из многочисленных в рассказе. Рассказчик достал из своей сумки провизию и предложил сотскому и Талимону выпить и закусить. «Сотский торопливо принял из моих рук серебоянный стаканчик, гаркнул своим сиплым фальцетом: «За ваше здоровье, ваше

-Пейте, пейте, паныч,- уговаривал он меня таким ласковым тоном, как будто хотел сказать, что ему ничего, он как-нибудь потерпит, обойдется, но что мне не выпить никак нельзя.

Роль легенд, преданий, баек.

Тип русского интеллигента, подобного купринскому Ивану Тимофеевичу, мягкого и отзывчивого, честного и добропорядочного, но недостаточно волевого и решительного человека, был хорошо знаком тогдашним читателям по произведениям Тургенева, позднего Толстого, Чехова, писателей значительно меньшего масштаба И.Потапенко, Вл.Немировича-Данченко и ряда других. Такие характеры не раз встречались и у Куприна (образы Козловского, Боброва). Ничего нового тут, в сущности, не было.

Олеся, Олеся, Олеся…

Олеся очаровывала не только своей красотою. Замечательными были в ней «её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием… «Гибкий ум Олеси сказывался и вопросах бытовых, и в том любопытстве, с каким она расспрашивает Ивана Тимофеевича о странах и народах, о явлениях природы, об устройстве земли и вселенной, об ученых людях, о больших городах и их обитателях. В соседстве с крепким умом и изумительными способностями в Олесе уживалось суеверие полудикарки. Олеся довольствуется теми «бессознательными, инстинктивными, туманными, добытыми случайным опытом странными знаниями, которые, опередив точную науку на целые столетия, живут, перемешавшись со смешными и дикими поверьями, в темной замкнутой народной массе, передаваясь, как величайшая тайна, из поколения в поколение.[7]

3.Взаимосвязь любви и природы.

Любовь и природа в повести.

Художественное мастерство А.И.Куприна

(на примере полесских рассказов писателя)

Обучающаяся 10 класса

Учитель русского языка

Пушкина Анна Семеновна

2. Создание полесского цикла……………………..5

А) путешествие по Полесью……………………..5

Б)лесная глушь или шумный город. 6

3. Художественные особенности полесских рассказов Куприна……………………………………………8

Б)роль легенд, преданий,баек…………………..10

4. Художественное открытие писателя…………..11

Б) Олеся, Олеся, Олеся………………………….12

5. Взаимосвязь любви и природы…………………14

А) любовь и природа в повести…………………15

8. Использованная литература……………………19

А.И.Куприн - выдающийся писатель-реалист русской литературы XX века.

Какие удивительные строки. Их не мог написать человек, который сам не любил. А любовь, по Куприну, должна основываться только на возвышенных чувствах: доверии и верности, искренности и честности. Она должна стремиться к идеалу (пусть никогда не достигнуть его, только стремиться). Так, понимая, что никогда не достигнешь звезды, вновь и вновь тянешься к ней взглядом, сердцем, душой.

Творчество Куприна неразрывно связано с традициями лучших мастеров русской прозы. В произведениях Куприна отчетливо ощутимо воздействие творчества Л.Н.Толстого, глубоко родственен и близок ему А.П.Чехов, самый активный период писательной деятельности Куприна связан с именем А.М.Горького.

Эта верность писателя прогрессивным традициям русской литературы – ее гуманизму, народности, эта приобщенность к передовой современной литературе обусловили то, что Куприн при всей сложности и противоречивости пройденного им писательского пути смог своими лучшими художественными созданиями обеспечить себе прочное и почетное место в истории русской литературы, завоевать любовь и признание широких масс читателей.

А.И.Куприн всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь. Он не придумывал свои произведения, а выносит их из жизни. Поэтому все они такие яркие.

И если вам трудно, вы одиноки и не верите в будущее, если из вашего сердца ушла надежда, возьмите томик Куприна, прочтите его и прикоснитесь к чмистому и святому иточнику любви. Вы обретёте в себе новые силы.

1. Создание полесского цикла – Путешествие по Полесью.

Лесная глушь или шумный город?

здесь картины природы, точность, детальность и правдивость описаний токующих глухарей и предрассветной охоты на них, передача тревог и волнений охотников, их своеобычного языка и всей поэзии охоты – всё это дает основание признать рассказ Куприна одним из лучших охотничьих произведений в русской литературе, своим лиризмом и живописной яркостью очень близким к тургеневским охотничьим очеркам и рассказам. 2. Художественные

худая хата во всем селе, скромный, застенчивый и уступчивый, с лицом «таким ласковым и добродушным, что на него просто залюбуешься, купринский Талимон отличается наблюдательностью, чисто мужицким умом, трезвым и рассудительным, ловкостью движений, трудолюбием. Куприн отмечает у Талимона «дорогую и трогательную общественную черту: он охотно берет на себя самые неприятные, хлопотливые обязанности и безропотно становится на

Читайте также: