Сообщение на тему долг

Обновлено: 02.05.2024

Долг - одна из основных категорий этики, обще­ственная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают пе­ред определенной личностью. Иными словами, это пре­вращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент.

Если в моральном требовании выраже­но отношение общества к отдельным его членам (оно фор­мулируется обществом и предъявляется к ним), то долг - это отношение личности к обществу. Личность выступа­ет здесь как активный носитель определенных мораль­ных обязанностей перед обществом (субъект), который осознает их и реализует в своей деятельности. Выполняя требования долга, личность выступает носителем определенных моральных обязанностей перед обществом, реализуя их в совей деятельности. В долге обязателен побудительный момент. Долг – это такое отношение человека к общественным обязанностям, общественным делам, когда они осознанно выполняются по внутреннему побуждению.

Категория долга тесно связана с другими понятиями, характери­зующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Психологически долг осознается личностью как не­обходимость совершать определенные действия. Однако в случае долга эта необходимость диктуется не внешни­ми обстоятельствами, а осознается личностью как изнут­ри данная необходимость, как внутреннее побуждение. Долг только тогда становится нравственным феноме­ном, когда следование его требованиям является добровольным. Нравственный долг - это сознательное и сво­бодное подчинение личности моральному повелению.

Таким образом, спецификой нравственного долга яв­ляется его превращение из внешней необходимости опре­деленного поведения в добровольно принимаемую на себя обязанность, становящуюся внутренней потребностью личности. По словам И.Канта, долг - это нравствен­ный закон внутри нас, субъективный принцип нравствен­ности. Он означает, что в случае долга нравственный за­кон сам по себе прямо и непосредственно становится мо­тивом человеческого поведения.

В повседневном опыте и общеупотребительной лек­сике долгом именуются разнообразные обязанности, вы­текающие из совместной жизни людей, включая профес­сиональную деятельность и предписываемые правом, обы­чаем, традицией, служебными уставами и т.д. (воинский долг, долг врача, долг отца, долг соотечественника и т.п.). Моральный долг отличается от прочих обязанностей тем, что он претендует на безусловность. Через понятие дол­га той или иной конкретной обязанности придается безус­ловный характер и она поднимается на высоту нравствен­ной обязанности.

В самом общем плане можно сказать, что содержа­нием морального долга является та совокупность мо­ральных норм, принципов, моральных кодексов и идеа­лов, которые регулируют нравственную деятельность и нравственные отношения того или иного сообщества. В этой совокупности имеется безусловно стабильный ком­понент, который составляет содержание общечеловечес­кой морали. Вместе с тем, в нем имеется также относительный момент, связанный с историческими особеннос­тями общества.

В рамках рассмотрения данной категории выделяется понятие профессионального долга, относящегося к профессиональной этике наряду с понятием профессиональной чести, которое будет рассмотрено далее. Профессиональный долг включает в себя не только практические результаты, но и мотивы деятельности. При выполнении профессионального долга важно выяснить степень ответственности человека за выполнение поставленной задачи и степень осознания ее служебно-деловой важности. Моральный критерий профессиональной деятельности ориентирует на максимальные возможности развития нравственных сил и основывается на углублении субъективной стороны профессионального долга. Иначе говоря, Выполнение профессионального долга носит скорее субъективный характер и зависит от наличия личностных качеств, позволяющих реализовывать свой профессиональный долг.

Далее рассмотрим категорию совести .

Совесть может проявляться не только в форме разум­ного осознания нравственного значения совершаемых дей­ствий, но и в форме эмоциональных переживаний, на­пример в чувстве удовлетворенности или угрызений со­вести. Совесть - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом за свое поведение, служащее руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков. Но фор­ма этого осознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руковод­ствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени. Эта субъективная форма проявления совести послужила источником мно­жества идеалистических мистификаций данного понятия в истории этической мысли.

Совесть представляет собой способность человека фор­мулировать моральные обязательства, критически оцени­вать свои поступки, мысли, желания, осознавать и пере­живать их несоответствие нравственным заповедям и принципам, требовать от себя поступать в соответствии с требованиями этих заповедей и принципов.

Основные функции совести - это самооценка и са­моконтроль.

Очень важно отметить рефлексивный характер со­вести, т.е. ее направленность на собственное сознание. Совесть производит оценку действия и поступков ин­дивида и выносит свой вердикт: добрые они или злые, находятся ли они в соответствии с долгом, нравственны или безнравственны. Совесть способна и поддержать ин­дивида в тех случаях, когда он подвергается незаслужен­ным обидам, оскорблениям, оговорам. Человек противо­стоит этому негативному давлению извне, имея опору внутри себя - опираясь на голос своей совести, подтвер­ждающей его правоту, нравственную чистоту.

Проблема развития нравственного сознания силы и глубины голоса совести нашла свое отражение в дискуссии о том, возможна ли вообще чистая совесть. По это­му вопросу в этике были высказаны два противополож­ных взгляда. Один взгляд, выражаемый в частности выдающимся этиком XX в. Альбертом Швейцером, со­стоит в том, что чистая совесть как таковая невозмож­на. Так что уверенность в чистоте собственной совести есть либо лицемерие, либо знак нравственной неразвитос­ти, слепоты в отношении собственных оплошностей и ошибок, неизбежных для каждого человека, либо свиде­тельство успокоенности и, значит, смерти души.

Другой взгляд состоит в том, что признавать свою совесть чистой возможно и нужно. Чистая совесть - это сознание того, что ты в общих чертах справляешься со своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушений долга и крупных отступлений от нравственных ориентиров.

Более обоснованной представляется вторая точка зрения. Чистая совесть - это нормальное состояние человека, выполняющего мораль­ный долг, это награда за нравственные усилия. Без чис­той совести добродетель потеряла бы всякую ценность.

Совесть в значительной степени - эмоциональный фе­номен. Он проявляется через глубокие переживания, чаще всего негативного характера: самоупреки, укоры, тревож­ность и озабоченность человека моральностью и гуман­ностью своего поведения.

Основой совести является понимание и переживание человеком нравственных ценностей.

Формы проявления совести могут быть самыми разными:

- в форме нравственного удовлетворения (исполненный долг, помощь нуждающемуся, защита, забота и т.п. вызывают у человека чувство душевного удовлетворения, радости от содеянного);

- в форме стыда. Чувство стыда испытывается как перед другими людьми за безнравственное деяние, ставшее известным окружающим, так и перед самим собой – за поступки, о которых никто даже не догадывается. В последнем случае имеют место угрызения совести, как форма проявления совести;

- в форме сомнения. Сомнение – это результат незнания или неполного знания, поспешности. Как чувство долга, так и чувство совести имеют в своей основе самосознание, самооценку личного отношения к окружающему миру, к нравственным нормам в обществе.

Человек как высшая ценность раскрывается только во взаимоотношениях с обществом, выражаясь в категориях чести и достоинства.

Издавна эти категории привлекали к себе внимание разных философов. Говоря о данных категориях, на первое место обычно ставят честь. Это более древняя категория, чем достоинство. В обыденной жизни иногда одно понятие подменяют другим. Однако они не идентичны, достоинство более широкое понятие. Эти категории практически совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – дело самой личности.

Достоинство – это форма индивидуальной самооценки, осознания собственной ценности. Это собирательное понятие.

Другими словами, каждый человек является одновременно носителем нескольких достоинств:

- личное достоинство (ценность конкретной личности, с присущей ей совокупностью значимых свойств);

- групповое достоинство (ценность человека как представителя социальной группы (семьи, коллектива);

- профессиональное достоинство (ценность человека, связанная с его профессиональной принадлежностью);

- гражданское достоинство (ценность человека как представителя того или иного государства);

- человеческое достоинство (ценность человека вообще, как представителя человеческого рода).

Достоинство человека находится в тесной взаимосвязи с выполнением общественного долга. Чем добросовестнее выполняет человек свой долг перед обществом, тем выше его ценность и, наоборот, чем выше достоинство личности, тем полнее она его осознает, тем ответственнее она выполняет свои обязанности. Проверкой степени личного достоинства являются жизненные трудности, умение их преодолевать, выполнять свой долг.

Достоинство помимо манеры держать себя определенным образом в обществе выступает как реакция на то или иное отношение к человеку, поэтому можно говорить о нем как об понятии эмоциональном. Честь выступает как мировоззренческое понятие. В чувстве собственного достоинства немаловажную роль играет чувство гордости, основывающееся на осознании своих заслуг перед обществом и людьми. Чувство профессионального достоинства основывается на понимании человеком сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией.

Подобно достоинству категория чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Честь – это бескомпромиссное следование моральным принципам и нормам, ориентированным на нравственный идеал, это нравственная воспитанность, убежденность. В категории чести ценность человека связывается с конкретным положением в обществе, родом его деятельности, моральными заслугами. Честь оценивает людей дифференцированно, что отражается в их репутации. Честь- это положительная моральная репутация; социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет; высшая степень порядочности, честности и благородства. Понятие о чести конкретного человека находится в сознании знающих его людей, в мнении коллектива. Если достоинство человека – это его ценность, то честность – признание достоинств человека.

Честь как стимул выполнения общественного долга выступает в форме профессиональной чести. Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самим человеком высокой социальной ценности и важности выполнения своего долга. В данном понятии отражается осознание общественной значимости профессии, любовь к ней и профессиональная гордость, побуждающие к высокому мастерству и творчеству. Профессиональная честь стимулирует, активизирует личность; требует добросовестного и ответственного отношения к выполнению профессиональных обязанностей, предполагая самокритичное отношение к себе. У человека в процессе социализации вырабатывается чувство чести – высокая восприимчивость к своей моральной репутации, стремление заслужить положительную оценку определенных групп людей, их уважение.

Как правило, развитое чувство чести заставляет человека вести себя в рамках нравственных норм даже тогда, когда он не находится под непосредственным контролем общественного мнения. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения масштабно (по-государственному) мыслить.

Чести противоположно честолюбие. Честолюбие отличается от чести тем, что оно проявляется в постоянном и настойчивом стремлении завоевать себе общественное признание, почет и славу любыми средствами, как социально полезными, так и социально вредными. Честь подчиняется долгу, если долг подчиняется чести, то это уже честолюбие.


Каждый из нас ежедневно взаимодействует с окружающими. Для того, чтобы отношения с другими людьми не приносили вред, были направлены в позитивное русло, общество выработало правила поведения. В их основе лежит выполнение объективных обязанностей. Говоря просто, мы должны выполнять действия, которые не зависят от нашего желания. Узнаем, что такое долг и совесть, как они влияют на жизнь человека.

Во время взаимодействия с другими людьми мы руководствуемся моральными нормами, то есть правилами поведения, выработанными в обществе. Они прививаются нам в процессе жизни. Каждый человек имеет представление о том, какие поступки правильные, а какие — нет.

Когда человек понимает, что существующие в обществе правила поведения необходимо строго выполнять, речь идёт о долге. В обществознании выделяется два вида долга: общественный и моральный.

  • Под общественным долгом понимается необходимость выполнения правил, существующих в обществе. Таких обязанностей множество. Примером может быть соблюдение законов, устава, следование этикету. За нарушение норм человека ожидает наказание — наступление юридической ответственности, а также осуждение со стороны окружающих.
  • В том случае, когда для человека соблюдение норм поведения превращается в личную задачу, речь идёт о моральном долге. Говоря кратко, человек предъявляет требования к самому себе, следует им по собственной воле, без принуждения со стороны других людей. Например, многие члены общества жертвуют часть заработанных средств на благотворительность, занимаются волонтёрской деятельностью.

Волонтёрами называют людей, которые занимаются полезной для окружающих работой на безвозмездной основе. В сферу их деятельности входит помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, бездомным животным, облагораживание окружающей среды (посадка цветов, уборка мусора), организация благотворительных концертов, пропаганда здорового образа жизни.

Волонтёры помогают бездомным

Рис. 2. Волонтёры помогают бездомным.

Совесть

Существует два вида контроля поведения человека: внешний и внутренний. Кратко охарактеризуем их.

  • Внешним называется контроль со стороны общества, окружающих людей. Например, поведение ребёнка отслеживают и корректируют родители. В школе поступки ученика оцениваются учителями и одноклассниками. На рабочем месте качество труда оценивается начальником.
  • Внутренний контроль по-другому называют самоконтролем, совестью.

Совесть — это способность человека анализировать своё поведение, определять собственные недостатки, работать над их устранением. Многие поступки человек оценивает именно с позиции этого строгого критика. Иначе говоря, совесть — это осознание ответственности перед собой и окружающими, превращение общественного долга в личную задачу.

Совесть помогает человеку не совершать поступки, которые он считает плохими. Тот, кто постоянно прислушивается к внутреннему голосу, проживает нравственную жизнь. Объяснить, почему совесть заставляет нас совершать те или иные действия, иногда невозможно. Чтобы пребывать в состоянии гармонии с собой, не стоит игнорировать моральный самоконтроль.

Угрызения совести

Рис. 3. Угрызения совести.

Голос совести слышал каждый человек. Практически любое наше действие подвергается строгой внутренней критике. Согласно статистике, многие преступники сознаются в совершённых правонарушениях, так как испытывают муки совести. Глубоко верующие люди время от времени ходят на исповедь, чтобы получить отпущение грехов.

Что мы узнали?

Под долгом, понятие которого изучается в 8 классе, понимается осознание человеком собственной ответственности. Долг может быть общественным и моральным. Совесть — это проявление внутреннего контроля человека, способность критически оценивать своё поведение.

Долг — внутренне принятое (добровольное) обязательство, связывающее человека с людьми и обществом. Долг является одним из фундаментальных концепций этики, подразумевающей, что действия человека совершаются на основании морально мотивированного давления или оправдания.

Долг — моральная необходимость, закрепленная как субъективный принцип поведения.

Долг можно определить как обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми, страной или Богом). Чаще всего моральный долг рассматривается как добровольное моральное обязательство человека перед другими людьми.

История происхождения термина

В древнегреческом языке для обозначения правильных (должных) действий использовалось несколько разных слов, в том числе δέον (буквально: насильственное опутывание). Используя этот термин, Иеремия Бентам ввел новое понятие деонтологии для обозначения учения о правильном (должном).

Демокрит, говоря о личностной природе моральных механизмов в своей этике, указывает на стыд и чувство долга как на внутренние регуляторы человеческого поведения.

Виды долгов

  1. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые необходимо выполнять человеку в жизни. Этот вид долга проявляется во всех сферах жизни современного человека — материально-производственной (экономической), социальной, политико-правовой и духовной.
  2. Моральный долг — превращение человеком требований морали в личную задачу, предъявление к себе требования и следование им в жизни. Он отличается от общественного тем, что основан на правилах морали и совести.

Здесь речь не может идти об указаниях родственников, друзей или начальства, это лишь индивидуальный выбор человека. В отличие от общественного долга, трудно проверить и оценить результаты морального долга. В этом случае человек не только осознает законы морали, он ставит перед собой цель следовать им и предъявляет к себе требования.

Часто бывает, что понятие сущности морального долга человеку дается с трудом, ведь он вызывает множество внутренних противоречий. Но когда моральный долг формируется и становится неотъемлемой частью человеческого сознания, он отражает его силу и смелость.

Смысл проявления нравственного долга — процесс преодоления внутренних конфликтов и разногласий, выбор в пользу нравственности и совести. Тогда человек смело и уверенно идет к своей цели.

Большинство результатов наших внутренних выборов в жизни оцениваются именно совестью.

Долг и обязанности имеют большое значение для цивилизованного человека, но именно совесть диктует человеку, как поступать правильно. Поэтому совесть определяется как глубокое осознание своей ответственности и долга, а также — как внутренний нравственный самоконтроль.

Разница между понятиями обязанность и долг

Эти два термина очень часто приравнивают и путают друг с другом. Их можно объединять в одно понятие, однако они имеют существенные различия. Вот основные причины, по которым раскрывается разница между долгом и долгом.

Обязанность — это навязанное общественное мнение, а долг — личное решение человека, привитое чувство ответственности. Гражданин вправе по своему усмотрению быть освобожденным от той или иной обязанности. Например, при расторжении трудового договора работник отказывается от всех основных обязательств. Супруги подают на развод, прекращая обязательства по семейному кодексу.

Главное несоответствие в том, что у человека долговая повинность существует с первых дней жизни. Например, отказаться от долга перед Отечеством невозможно. За исключением смены гражданства, переезда на постоянное место жительства в другую страну. В то же время материальный долг существует до тех пор, пока деньги не будут возвращены кредитору и не будут отражены в задолженности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Неисполнение долга и его последствия

Долг – это нравственная обязанность человека перед обществом, выполняемой из побуждения совести.

Долг — многозначное слово:

· Долг , в праве — обязательство, возникающее в результате сделки, невыполнение которого влечет за собой возмещение вреда по решению суда.

· Долг , в философии — внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство.

· Долг , в экономике — денежные средства или другие активы, которые кредитор передаёт заёмщику с условием их возврата в будущем и выплаты вознаграждения.

· Долг — ( S.T.A.L.K.E.R. ) военизированная группировка, образованная бывшими военными. Одна из самых старых группировок в Зоне, имеет чёткий устав и цель — защиту мира от порождений Зоны. Отлично оснащены и организованы, являются одной из сильнейших группировок Зоны.

Долг может быть:

1) Общественным – обязанности перед обществом, которые необходимо выполнять независимо от нашего желания. Он поддерживается и контролируется Законом и общественным мнением.

2) Моральный – осознание безусловной необходимости исполнения того, что предписано моральным идеалом. Контролируется общественным мнением и совестью.

Хотим мы того или нет, но все наши поступки оцениваются нами самими, нашей совестью.

Совесть – это критическое осознание нашего долга, внутренний самоконтроль человека. Совесть – наш главный судья.

Неисполнение долга влечет за собой разные последствия, все зависит от того, о каком долге идет речь, например:

1. Неисполнение родительского долга влечет за собой – уголовно – правовую ответственность (ст. 156,157 УК РФ – лишение родительских прав); гражданско –правовую ответственность ( ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ – взыскание в пользу ребенка компенсации за причинение ему морального и имущественного вреда); административную ответственность (5.35 КоАП РФ – штрафные санкции); ответственность, предусмотренная Семейным кодексом Российской Федерации (ст. 69 Семейного кодекса – лишение родительских прав) и моральную ответственность (что о тебе скажут люди?)

Родители не исполняли обязанности по воспитанию, обучению и содержанию ребенка, в результате чего, ребенок стал вести себя аморально, видя наглядные примеры поведения своих неблагополучных родителей, стал употреблять алкогольные напитки, а зависть к сверстникам, которым родители покупают сотовые телефоны, компьютеры, игровые приставки, шоколад , толкает подростка на совершение преступлений (отобрать, украсть и т.д). В результате такого поведения подросток оказывается в местах лишения свободы.

2. Неисполнение воинского долга влечет за собой - уголовно –правовую ответственность (ст. 328 УК РФ – штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет, ст. 338 (дезертирство) – лишение свободы до 10 лет ); административную ответственность (глава 21 КоАП РФ – штрафные санкции) и моральную ответственность (что о тебе скажут люди?). Кроме того, в настоящее время на престижную работу берут юношей, отслуживших в рядах вооруженных сил России. Военный билет – обязательный документ при приеме на работу.

3. Неисполнение финансового долга влечет за собой - гражданско –правовую ответственность (ст. 395 ГК РФ); уголовную ответственность (ст. 104.3 УК РФ) и моральную ответственность (что о тебе скажут люди?) .

Бригадир пути не произвел проверку рельсов на наличие трещин и изломов в рельсах, уровень затяжки стыковых, клеммных и закладных болтов, достаточность и работоспособность противоугонов, костылей; плавность отводов при росте и осадке пучин; отсутствие просадок, выплесков; оценивается и фиксируется по дефектности состояние подкладок, нашпальных и подрельсовых прокладок, исправность рельсовых соединителей и изолирующих стыков, то есть выполнил работу с нарушением трудовой дисциплины, в результате чего пассажирский поезд сошел с рельсов, в ЧП погибли и пострадали люди, а также был нанесен значительный материальный ущерб РГЖД.

Ученик плохо учился, не слушал на уроках, не выполнял домашние задания, в результате чего не усвоил школьную программу, не сдал экзамены, не получил аттестат или получил аттестат с низким средним баллом, что не дало возможность поступить в престижное учебное заведение, а соответственно, получить престижную работу, хороший заработок и удовлетворение своих потребностей и желаний.

6. Неисполнение гражданского долга.

Гражданский долг каждого человека – беречь и охранять природу. Однако, многие люди забыв об этом, идут в лес на пикник. Навеселившись вдоволь, они оставляют после себя груду мусора, не затушенный костер и брошенные по разным сторонам окурки, в результате чего происходит пожар, который быстро распространяется по лесу от дерева к дереву. В результате таких действий наносится ущерб легким планеты, флоре и фауне, в лесном пожаре гибнут звери, люди, тушащие пожар.

Читайте также: