Сообщение на тему функции сми

Обновлено: 05.07.2024

Средства массовой информации — понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.). Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

К основным видам СМИ относятся:

• радио — акустическое, словесно-звуковое воздействие;

• печать — словесное и графическое воздействие;

• кино — художественно-образное воздействие;

• телевидение — интегрированное акустическое и художественно-творческое воздействие;

• компьютерные технологии (Интернет) — оперативное самостоятельно-творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия.

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ

Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответствующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные технологии позволяют активизировать участие пользователя, мотивировать активность, развивать интерес и пр.

• общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач);

• воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.).

• информационная (от лат. informatio — разъяснение): осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации;

• обучение и просвещение: профессионально-заинтересованная аудитория, расширение кругозора;

• художественно-репродуктивная: трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;

• художественно-продуктивная: распространение произведений особого вида искусства — рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов и проч., при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале;

• развлечение: заполнение досуга приятным отдыхом, развлечением (музыка, кино и т.д.).

Раздел IV. Среда и формирование личности

Исследование воздействия СМИ на личность и группу (массы) потребителей осуществляется социологией, психологией и педагогикой. Психология изучает в большей степени механизмы влияния на аудиторию, а педагогика — способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного воздействия, а также условия, обеспечивающие эффективность использования различных программ.

При изучении проблем воздействия СМИ на аудиторию применяются определенные концептуальные подходы. В основе их лежат соответствующие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы влияния на личность, группы и их последствия. К таким теориям относятся:

Тот факт, что эффекты телевидения не являются единообразными, не снижает их значимости. К примеру, даже если какая-то телепрограмма оказывает определенное воздействие всего на 0,1% зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 млн человек, то это влияние распространится на 4 тыс. зрителей!

• Теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги). Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии. В его основе лежит утверждение того, что усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как они ведут себя в той или иной ситуации, человек, подражая им, усваивает их опыт. В этом отношении СМИ демонстрируют примеры, становятся источником научения. Для того чтобы происходило социальное научение человека, необходимо, чтобы имело место:

1) наличие примера;

2) запоминание модели поведения;

3) осмысление действий;

5) реализация модели поведения.

• Теория культивирования (постепенного формирования образа мысли) (Джордж Гербнер и его коллеги). Увеличивающееся, многократное действие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени способствует постепенному изменению у их потребителей представлений об информируемом явлении, процессе, социальной реальности. Такое влияние на аудиторию способствует формированию (культивирует формирование) у нее определенных позиций, взглядов в соответствии с информацией созданной на телеэкране. Использование этой теории находит активноеприменение в процессе решения определенных политических задач, проведения предвыборных кампаний и пр.

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ 213

• Теория социализации (теория социального развития). Благодаря продолжительному воздействию СМИ на потребителей, они становятся источником знаний о мире. Современные дети нередко от 2 до 4 часов проводят у телевизора, что делает его важным элементом социального развития. С помощью телевидения они узнают о мире взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, присущие взрослым. Направленность телевидения на детскую и молодежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию (элементы развлекательности, состязательности, новизны, азарта и пр.), способствует наибольшему влиянию на них. Неслучайно именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ.

• Теория использования и удовлетворения. СМИ могут существовать только тогда, когда у них имеется свой зритель. Одна из важнейших задач, стоящих перед ними, — создание своей аудитории. Одновременно психология пользователя СМИ такова, что человек в большей степени обращается именно к тем из них, которые удовлетворяют их интересы, потребности, желания. Данный факт определяет направленность деятельности постановщиков информационных программ, старающихся создавать такие, которые максимально захватывали бы зрителя сюжетом, информацией, содержанием, формой подачи, заставляли его переживать, вызывали потребность быть в более тесном взаимодействии и т.д. Таким образом, формируется своя аудитория, на которую ориентируется канал.

Раздел IV. Среда и формирование личности

Механизмы влияния СМИ на личность (аудиторию) обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на мировоззрение и проявление активности. Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий:

• актуальность информации и создание для потребителя эффекта ее востребованности, что усиливает влияние (действенность);

• соответствие информации интересам, потребностям аудитории. В этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в процесс ее потребления;

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ

• идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ. Чело- век часто готов поверить правдоподобной информации, предлагаемой реально существующими людьми. Особенно это характерно для детей, которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печали. Данный факт используется в СМИ довольно часто, когда хотят как можно дольше удерживать зрительское внимание. С этой целью у героя, который выступает в роли идентифицирующей личности, возникает проблема, решение которой откладывается до следующей встречи. Зритель (аудитория), желая получить наиболее полную интересующую его информацию, вновь обращается к источнику. В качестве информатора выступает наиболее авторитетная для аудитории личность и пр.;

• напряженное ожидание, формируемое содержанием информации и способом ее представления, создает у аудитории нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ. Такое явление основано на эмоциональном сопереживании зрителей вместе с героем фильма. Сюжет, основанный на сложном, исключительно трудном решении проблемы героя, вызывает у зрителей напряжение (психологическое ожидание), требующее снятие (разрешение). Таким образом формируется нетерпеливое ожидание последующей встречи с героем, желание участвовать в решении его проблем. На этом эффекте строятся многие сериалы, многосерийные фильмы.

Так, телевизионные программы предусматривают использование (создание) определенных условий (эффектов) и тем самым способствуют достижению соответствующего результата воздействия на личность, группу (аудиторию) (См. табл. 1).

Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. В частности:

поведенческие последствия. Образдеятельности, представленный СМИ, является руководством для зрителя. Впоследствии он становится ориентиром либо основой, определяющей его практическую деятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим порядком действий, представленным СМИ;

установочные последствия. При определенныхусловиях под воздействием СМИ у зрителя формируются соответствующие установки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя на отношения этого зрителя, его действия и поступки;

когнитивные последствия. Под воздействием информации, представляемой СМИ, изменяются знания, мировоззрение зрителей. Это находит отражение в их информированности, суждениях;

216 Раздел IV. Среда и формирование личности

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ

психологические последствия. При просмотре различных психологических триллеров, фильмов ужасов и пр. у человека под воздействием глубоких переживаний возникает возбуждение, страх и пр. Он долго не может уснуть, у него сохраняется видение того, что только что происходило на экране. У людей с нарушениями психики могут быть более сложные последствия;

физиологические последствия. Информация, которая воспринимается зрителями, ведет к определенным физиологическим изменениям в организме. Такие последствия можно достаточно легко выявить. Например, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порнографии можно оценить, измерив частоту сердцебиения, электрохимические характеристики кожи, набухание пениса и пр. Просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения (см. табл. 2).

Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.

С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.

Виды СМИ.

К видам средств массовой информации относятся:

  • пресса (газеты, журналы);
  • книжные издательства;
  • агентства печати;
  • радиовещание;
  • телевидение;
  • кино-, видео-, звукозапись;
  • интернет.

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

Функции СМИ.

В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:

Политика и СМИ.

Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.

Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.

Пропагандистский уклон имеют и российские, и западные СМИ, но и те, и другие редко скатываются в откровенную ложь (чего не скажешь о большинстве современных украинских средств массовой информации, или скорее – массовой дезинформации).

Однако не все так грустно, как кажется, и этому есть несколько причин.

Всегда остаются мыслящие люди среди населения. Не перевелись еще журналисты с независимым взглядом (пример – украинский блогер Анатолий Шарий).

Даже глубоко заангажированные СМИ порой выдают достоверную информацию. Иногда технические возможности играют злую шутку с некоторыми представителями средств массовой информации: возникают различные сбои, ляпы и казусы – при этом правда всплывает наружу. Чаще всего такое происходит в прямом телевизионном или интернет вещании. Вообще, прямой эфир – это такой способ подачи контента, где возможность скрыть информацию сводится к минимуму.

СМИ являются средством массовой информации. В современном мире с этим понятием знаком даже ребенок. Социология представляет СМИ социальными институтами, которые сначала собирают информацию, потом обрабатывают, анализируют и максимально распространяют ее в обществе.

Политология рассматривает средства массовой информации как механизм, чтобы проводить политические игры, агитировать и вести политическую манипуляцию среди граждан.

Виды СМИ

Появление первого вида СМИ произошло еще в древние времена, тогда вестник выходил на центральную улицу для оглашения нового указа короля или для оповещения народах о последних событиях королевства.

Типы СМИ

Наряду с совершенствованием современных технологий, развивались и модернизировались СМИ. Такая классическая пресса как газеты, журналы и др. стала вытесняться сначала радио, потом телевидением, и, наконец, интернетом.

Закон о средствах массовой информации гласит, что к приоритетным средствам массовой информации относятся:

Печатные издания. Печатные СМИ, хотя и являются довольно устарелым видом средств массовой информации, продолжает существовать и даже развиваться. Это объясняется высоким уровнем доверия, доступностью для всех слоев населения, возможностью перечитать информацию, сохранить и передать другому.

Информационные агентства (к примеру, ТАСС) - оперативное получение свежей информации из любой точки Земли.

Телеканалы - этот вид СМИ выступает золотой серединой между радио и печатью. Информацию можно не только прочитать или услышать, но и просмотреть соответствующий ей видеоряд. Даже после появления интернета телевидение не теряет своих лидирующих позиций среди всех видов СМИ.

Функции СМИ

Функции СМИ

Исследователями были выделены главные функции СМИ:

Информационная ― сбор и передача населению информации о событиях действительности.

Регулятивная ― воздействует на принятые обществом стандарты поведения, формирует общественное мнение (вплоть до запуска в действие окна Овертона).

Нормативная ― формирование социальных ценностей и норм.

Просветительская ― донесение до аудитории важной информации о правах, обязанностях и возможностях.

Социального контроля ― формирование и корректировка социальной политики.

Политической социализации общества.

Эмоциональной разрядки ― уменьшение или снятие напряжения.

У всех этих функций имеются одни цели: просвещение граждан, помощь в формировании своего собственного взгляда на событие, развитие грамотности, предоставление народу возможности взаимодействовать с другими участниками социально-политических процессов.

Признаки СМИ

Признаки СМИ

Средства массовой информации характеризуются следующими признаками:

многочисленность (не менее 1000 единиц выпускаемых печатных изданий);

цикличность, временной промежуток не должен превышать одного раза в год;

обязательность: один источник сигнала — много слушателей.

Средства массовой информации в России

Наиболее востребованным СМИ в России являются печатные издания, которых насчитывается более 27 тыс. штук, на втором месте радиоканалы, затем по популярности идет телевидение. Также популярны среди русского народа новостные интернет источники.

23

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом — интернет-блоги (кроме блогов, имеющих посещаемость больше 3000 посетителей в день), чаты, форумы, конференции.

С 1 августа 2014 года в России была введена обязательная регистрация блогеров, имеющих более 3-х тысяч подписчиков в сутки. Эти блогеры были приравнены в плане ответственности к СМИ. В 2015 г. таких блогеров, официально зарегистрировавших свой блог, было около 700.

Средства массовой информации в России являются механизмом для реализации политики государства и играют в политической жизни общества немаловажную роль. С помощью СМИ выстраиваются необходимые для власти общественные связи и отношения.

СМИ в мире

СМИ

Во всех странах работа и популярность СМИ сильно отличается. К примеру, в США самым востребованным источником информации является телевидение. На втором месте информация из интернета. Список изданий все больше сокращается, все больше новостных агентств открывают свои интернет-каналы и сайты для того, чтобы не терять аудиторию.

В Европе прочные позиции среди СМИ занимают печатные издания, этому способствует их субсидирование государством. Все больше печатных изданий сокращают тираж. Например, в Великобритании, более 80% населения пользуются интернет-версиями печатных изданий, читая газеты в метро, на работе и дома с телефонов и компьютеров.

Интересные наблюдения среди печатных СМИ. Показатели читающего населения в Индии самые высокие — более 10 часов в неделю житель этой страны читает газеты и другую периодику, на втором месте среди читающих — Тайланд, на третьем — Китай. Россия — на седьмом месте. США и Великобритания не попали даже в десятку.




ФУНКЦИИ СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. СМИ КАК СРЕДСТВО ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Время, в котором мы живём, называют информационным, так, как информация является одной из главных вещей, ценностей в обществе. Распространением информаций, и донесение её до каждого из нас главная задача средств массовой информации.

В процессе формирования общества выделилось множество социальных институтов, например: политические, научные и образовательные и т. д. Для удовлетворения потребностей человека в общении формируется институт средств массовой информации.

СМИ – это система органов, занимающихся сбором, обработкой и хранением информации, а также передачей информации необходимой аудитории.

Классические СМИ: - такие как газеты, журналы, книги.

Современные СМИ: - Интернет, телевидение, радио.

До появления письменности, печатного станка, для передачи информации использовалась устная речь, рисунки. Но только с появлением письменности и печатного дела, стало возможным передавать информацию неопределенно большому кругу лиц, в неопределенно большом количестве, а также оставить во времени описание культуры.

В результате этих событий возникли массовые аудитории – собрание людей, получающие необходимую информацию не отдельно, а как члены социальной группы. В этом и выражается суть СМИ – предназначение информации для общества, а не для отдельного человека. В общем, СМИ можно назвать как сложную, очень активно развивающуюся систему, изучаемую во многих гуманитарных науках: журналистике, культурологи, социологии. СМИ выполняет большое количество функций.

Помимо выше перечисленных функций СМИ, выполняют также идеологическую, коммуникативно-когнитивную, функцию критики и контроля.

Идеологической функцией СМИ, является видение обществом событий, которые представляются в выгодном политическом и культурном виде. Другими словами влияние на мышление человека, формирование особого сознание и ценностей.

Когнитивно – коммуникативная функция СМИ заключается в том, что посредством языка СМИ формируется определенное видение мира, осуществляется контроль и регулирование общественных масс.

Образовательная функция заключается в распространении знаний и повышение уровня образования.

Функции критики и контроля, заключается в даче юридической и нравственной оценки событиям и людям. В демократическом государстве и обществе, СМИ могут опираться и на закон, и на общественное мнение.

Отдельно я хотел бы отметить функцию воздействия, управления и манипуляции, которые также могут выполнять средства массовой информации.

Широко использовать информацию и СМИ как средство воздействия, начали во время ПМВ. Это были печатные средства воздействия, листовки, разбрасываемые английским солдатам над позициями немецких войск. Такой незатейливый способ борьбы с противником дал неожиданно эффективный результат, и страны Атланты, ближе к концу войны организовали центр по морально – психологическому разложению вражеской немецкой армии. К работе в этот центр были приглашены журналисты, психологи.

Нагнетание, при помощи эмоционального воздействия.

И действительно, нельзя отрицать то, что немецкая пропаганда показала весьма высокую эффективность во время ВМВ. Некоторые военные кампании в Европе, немцы выигрывали даже без стрельбы, к примеру, оккупация Австрии и Чехословакии.

Наиболее широкое распространение информационная война получила в период Холодной войны. В послевоенный период, задача борьбы с СССР, получившим на международной арене большой авторитет за победу над нацистской Германией, у стран Запада вышла на первый план. В первые восемь лет после окончания ВМВ, США провели программы реформы пропагандистской системы, результатом которой стало учреждение Информационного Агентства Соединенных Штатов. Эффективность работы этой структуры этой структуры советские политические деятели и руководители силовых структур смогли ощутить уже в середине и конце 50х годов. Отсутствие подобной системы пропаганды и органов ответственных за нее привели к распаду СССР и укреплению доминирующего положения США в мире.

На данный момент используется несколько методов организации информационного воздействия на человека:

Существует множество других приемов организации воздействия, например, монополия на вещания в СМИ, подмена источника информации или его скрытие, фальсификация информации о каких либо процессах в обществе и государстве, с целью вызова недовольства у граждан ( например другой стороной для выработки стериотипов по отношению к другой стороне, опираясь на которые, можно проводить какие либо действия).

Наиболее точно методы организации информационной войны сформулировал в своих статьях Игорь Панарин, доктор политических наук и действующий член Академии военных наук. При создании этого доклада, мною были взяты за основу его статьи.

Подводя итог, можно сказать о том, что СМИ зачастую используется как средство воздействия, нежели как орган передачи информации о каком либо событии в мире и обществе, информировании и образовании людей. Стоит заметить, что информационная война показала свою эффективность, позволяя к примеру. Контролировать общество или даже посеять вражду между государствами. Во многом действенность этого метода ведение борьбы связана со скрытым характером действия информационного оружия, отсутствия представлений об организации и проведении информационной борьбы. Важно также отметить, что в последние годы этим способом скрытой информационной борьбы пользуются многие страны и организации по отношению к нашей стране, ведь информационное воздействие по характеру не уступает обычному оружию.

Читайте также: