Сообщение на тему этнология

Обновлено: 19.05.2024

Объектом изучения этнологии являются этносы, их жизнедеятельность. Известно, что существование этносов связано с экономической, социальной, политической, культурной и другими сферами общественной жизни. Поскольку эти сферы жизни общества изучаются другими науками, этнология непосредственно взаимодействует с соответствующими науками. В связи с этим появились отрасли научного знания, сочетающие этнологию и другие социально-гуманитарные науки. Прежде всего это относится к этнографии, антропологии, культурологии, социологии, политологии, лингвистике, психологии.

Не отрицая тесной связи этнологии и антропологии, все же следует признать, что эти понятия не синонимичны. По своей предметной области этнология шире, чем антропология. Предметом антропологии никогда не были проблемы этногенеза, этничности, этнических, этномиграционных и этнодемографических процессов и др. Антропология была и остается наукой о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас.

Этносы как исторические явления формируются не только в результате природных процессов, но и одновременно в результате развития социокультурных процессов. Поэтому этнология в своих исследованиях использует социологические и культурологические методы и концепции. Следовательно, этнология, культурология и социология пересекаются в предмете своего исследования.

На стыке этнологии и социологии возникла научная дисциплина этносоциология, изучающая социальные аспекты развития и функционирования этнических общностей и групп, их взаимодействий, закономерностей их коллективного поведения, а также взаимосвязей членов этноса и социальной среды. Область этносоциологического изучения довольно широка. По мнению немецкого ученого-этносоциолога Р. Турнвальда, эта наука главным образом изучает взаимосвязь этнических и социальных процессов в жизни современных индустриально развитых стран. По существу, этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества.

Особое внимание этносоциология уделяет изучению механизма взаимосвязи собственно этнических и социальных (в узком смыспе) явлений в современном обществе — этнических процессов в различных социальных группах и социальных процессов в различных этнических общностях. Этносоциология стремится раскрыть социальную обусловленность этнических черт культуры и быта, ценностных ориентаций, трудового и досугового поведения, обычаев, обрядов, межличностных этнических отношений, выявить этнические особенности таких явлений и процессов, как отраслевая и профессиональная занятость, миграционная и трудовая мобильность, демографическое и социальное воспроизводство и т. д. Поскольку этническая специфика наиболее наглядно проявляется в сфере культуры и быта и воспроизводится, прежде всего, через семью, постольку в этих областях, прежде всего, и сосредотачиваются исследования по этносоциологии.

Этносы являются действующим лицом, групповым субъектом политики. Одновременно этносы представляют собой не только субъект, но и объект, точку приложения политических влияний. Наиболее активным генератором таких воздействий является государство. С этой целью в нем создаются определенные структуры, разрабатывающие и осуществляющие этническую (национальную) политику.

Отрасль науки, изучающая сферу взаимодействия этносов с политикой, называется этнополитологией. Под предметом и проблематикой этнополитологии понимаются место и роль этнонациональных сообществ (этносов, наций, этнических групп) в истории человечества и политической жизни общества, их взаимодействие между собой, с государством и его органами, закономерности этнополитических процессов, начала и принципы этнонациональной политики, политические устремления народов м приобретение тех или иных форм национальной государственности, политического и правового статуса, пути и методы урегулирования этнополитических конфликтов и обеспечение этнополитической стабильности в отдельном государстве и в мире в целом. Таким образом, этнополитология — это совокупность, синтез, диалектическое единство двух научных дисциплин: этнологии и политологии.

Этнология широко и тесно переплетается с психологией. Междисциплинарная отрасль знания изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции этнического и национального самосознания, этнических стереотипов и т. п. Изучение всех этих проблем приобретает особое значение в многонациональной, полиэтнической стране.

Знание содержания и форм этнической психологии значительно обогащает наши представления о народах, их духовном мире, ментальности. Следует иметь в виду, что нередко сознательно создаются этнические стереотипы, которые становятся психологическим фактором формирования этнических предрассудков и предубеждений, межнациональной розни и вражды. Поэтому этнопсихологические знания важны для разработки научно обоснованной национальной политики, создания благоприятного психологического климата в межэтнических отношениях.

Наряду с отмеченными науками, этнология взаимодействует и с некоторыми другими, образуя целый ряд междисциплинарных прикладных наук: палеоэтнологию, изучающую культурно-бытовые особенности народов по археологическим материалам; этнолингвистику, рассматривающую проблемы происхождения языков во взаимосвязи с этническими процессами; этнонимику, изучающую происхождение и функционирование этнонимов — названий этнических общностей и др.

В этот день:

Дни рождения 1871 Родился Сергей Константинович Богоявленский — русский и советский историк, археограф и источниковед, археолог. Доктор исторических наук (1943), профессор (1922), член-корреспондент Академии наук СССР (1929). Ученик В. О. Ключевского и П. Г. Виноградова. 1919 Родился Дмитрий Борисович Шелов — крупнейший исследователь в области античной истории и археологии Северного Причерноморья. 1945 Родился Алексей Владимирович Чернецов — главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии, специалист по археологии Древней Руси. доктор исторических наук

Вот, по сути, вопрос, на который должна ответить наука этнология. Будет найден ответ на него — будут ответы и на множество других неясных сегодня вопросов. В нем концентрируется множество первостепенных проблем современной этнологии[2]:

— как человек воспринимает окружающий мир,

— каковы в его представлении значения предметов окружающего мира,

— как происходит смена этих значений,

— как на смещения этих значений влияет межкультурное взаимодействие,

— что представляет собой этническая картина мира,

— каковы механизмы ее изменения,

— как носитель той или иной культуры адаптируется к изменениям, происходящим в мире,

— как к ним адаптируется общество, в котором он живет,

— каковы пределы гибкости и подвижности этнической традиции,

— что в сознании членов этноса в любых обстоятельствах остается неизменным, что отбрасывается, что видоизменяется и как,

— какова взаимосвязь и взаимозависимость внутрикультурных парадигм, каковы их возможные траектории движения, пределы колебания,

— есть ли в этнической культуре неподвижные участки, которые удерживают всю структуру, предохраняя ее от распада в периоды бурных общественных процессов и т. п.

Все эти вопросы вошли в поле зрения этнологии в последние десятилетия. Проблемное поле этнологии нарастает как снежный ком. Определения науки не успевают учитывать все новые и новые проблемы, которые попадают в поле зрения этнологов. Так, один из самых новых словарей концепций культурной антропологии определяет этнологию следующим образом: “Это — сравнительная дисциплина; ее цель описать культурные (а изначально, и физические) различия между народами и объяснить эти различия посредством реконструкции истории их развития, миграций и взаимодействий. Термин “этнология” происходит от греческого слова этнос, народ, связанный общими обычаями, нация.”[3] Это определение слишком расплывчато. Кроме того, вряд ли его можно назвать исчерпывающим. Все дело в том, что — этнология изучает все проблемы, связанные с жизнью этноса. Вопрос состоит в том, как, под каким углом зрения она их изучает?

На этот вопрос мы и должны сейчас ответить.

Начнем с того, что приведем перечень предметных областей, которые более-менее традиционно относятся к области этнологии или были отнесены к ней какими-либо авторитетными научными школами в последние годы. (При перечислении предметов этнологии мы будем двигаться от более традиционных и давно устоявшихся к менее традиционным, новым.)

Итак, считается, что этнология изучает:

— Материальную культуру народов;

— Ритуалы, обычаи, верования различных народов;

— Системы родства у различных народов; системы родственных кланов;

— Социальную и политическую структуру народов (семейные отношения, отношения власти);

— Поведенческие системы, присущие разным народам;

— Системы воспитания присущие разным народам;

— Взаимосвязи и взаимозависимости различных компонентов культуры одного народа;

— Сравнивание комплекса культурных черт различных народов;

— Динамику культурных черт того или иного народа (культурные изменения);

— Психологические особенности различных народов.

— Системы жизнеобеспечения различных народов; их адаптацию к природной среде;

— Сравнение ценностных систем этносов;

— Сравнение картин мира различных народов;

— Сравнение систем значения и моделей восприятия различных народов;

— Особенности межкультурных контактов;

— Причины возникновения и распада этносов;

— Демографические процессы, происходящие в этносах;

— Экономическое поведение членов того или иного этноса;

— Становление и развитие традиций;

— Проблемы этничности и этнических групп.

Список может быть продолжен и расширен. Но он и без того достаточно велик, для того, чтобы убедиться — проблемное поле этнологии очень широко. Первое, что бросается в глаза, это то, что многие из перечисленных предметных областей изучаются и другими науками, предметные поля как бы пересекаются. Особенно это касается следующих дисциплин: этнографии, политологии, культурологии, социологии, антропологии.

Рассмотрим каждое из перечисленных пересечений предметных полей, начиная с конца.

Этнология и антропология. Практически никакой установившейся грани между терминами “этнология” и “антропология” в современной науке нет. Они используются как взаимозаменяемые, и когда речь идет о гуманитарных ответвлениях антропологии — культурной, социальной, психологической, структурной, символистской и т. п. (тех, которые и станут предметом нашего рассмотрения в рамках исторической этнологии), и когда вопрос касается физической антропологии. Но ведь и термин этнология нередко употребляется в связи со сравнением физиологических особенностей тех или иных народов. Одних и тех же ученых, работающих в разных направлениях антропологии, называют то антропологами, то этнологами. Какие бы определения не давались в словарях этнологии и антропологии, как бы не проводились границы между ними разными авторами, устоявшаяся на сегодняшний день практика игнорирует все эти различия. В любых исследованиях по проблемам развития антропологии любой из представителей любой антропологической школы по воле автора может быть назван этнологом. С другой стороны исследования по истории и теоретическим проблемам этнологии рассматривает историю антропологии как свою собственную тему.

И все-таки синонимичность терминов этнология и антропология можно оспаривать хотя бы в одном смысле. Этнология шире, чем антропология по своему предметному полю. Проблемы этногенеза, проблемы этничности и этнических групп, расселения народов, демографических процессов в поле зрение антропологии никогда не попадали и исследователей, изучающих эти проблемы, антропологами как правило не называют. А раз так, то антропологию условно можно рассматривать как часть этнологии.

Приведем короткую справку о истории соотношения этих понятий. Первоначально, в первой половине XIX века “этнология включала в свою предметную область и физическую антропологию. Это нашло отражение, в частности, в уставе “Парижского общества этнологии”, где к сфере этнологии относилось “изучение особенностей человеческих рас, специфики их физического строения, умственных способностей и морали, а также традиций языка и истории”. С середины XIX в. возникает тенденция противопоставлять этнологию как науку о народах и антропологию, как науку о человеке. Проявлением этого было, например, возникновение в Германии “Общества антропологии, этнологии и предыстории” (1869), в Италии — “Итальянского общества антропологии и этнологии” (1871) и т. д. Эта позиция в определении соотношения между этнологией и антропологией была представлена и на Международном географическом конгрессе в Париже (1875), в рамках которого работала секция антропологии, этнологии и доисторической археологии.

Наряду с этим, со второй половины XIX в., сложилась и иная традиция — рассматривать этнологию в качестве составной социальной части антропологии (так, созданные в 1843 г. в Англии “Этнологическое общество” и в 1863 г. “Антропологическое общество” были в 1871 г. преобразованы в “Королевский Антропологический институт Великобритании и Ирландии” (“Этнография и смежные дисциплины” М., 1994, с. 68).

Этнология и социология. Этнология и культурология. Этнос является социальной и культурной общностью и, поэтому, этнологии используют в своих работах социологические и культурологические концепции. Многие из этнических процессов могут быть представлены в социологических и культурологических понятиях. Так, этнические процессы часто описываются с помощью понятия традиции, с точки зрения ее функционирования и модификации. Особенность этнологии состоит в том, что она учитывает кроме общесоциологических, общекультурных, общеэкономических закономерностей и особые закономерности функционирования этноса. Этнология принимает тезис об изменчивости и гибкости культурной традиции, но ее интересует вопрос, какие специфические процессы происходят в этносе в период модификации культурной традиции. Она вносит в общую теорию традиции и культурных изменений свой специфический блок новых знаний, который дополняет и углубляет традиционалистику.

Этнология, также как и социология, использует ценностный подход, но социология стремиться с помощью исследований ценностей продемонстрировать современные культурные, политические и т. д. доминанты общества и тенденции их развития. Этнологию же интересует в большей степени, какую роль играют ценности в формировании этнической картины мира, как с точки зрения психологии происходит их смена, имеет ли значение соотношение ценностных доминант, присущих различных групп внутри этноса. Таким образом, этнология является составной частью традиционалистики, а традиционалистика — составной частью этнологии. Этнология является составной частью ценностных исследований, а ценностные исследования составной частью этнологии. Этнология, культурология и социология имеют пересечения в предмете своего исследования, но каждая изучает этот предмет с новой стороны, заимствуя, конечно, выводы и достижения друг друга.

Итак, мы рассмотрели случаи, когда этнология в большей или меньшей степени пересекается с другими научными дисциплинами. Перечисление подобных примеров можно было бы продолжить. Теперь мы приведем примеры, когда этнология:

1. Является материалом для другой науки: таково, например, отношение этнологии к политологии.

2. Рассматривает другую науку как материал для своих выводов и обобщений, является для другой науки объяснительным механизмом. Таково отношение этнологии к этнографии. Таковым оно, как мы увидим выше, является и по отношению к истории.

Этнология и политология. Попытки литературного описания характеров различных народов идут от Феофраста и продолжаются до сих пор. Такого рода описания не долго оставались просто занимательным чтением. Описания жизни народов систематизировались и уже в Римской империи сделались базой “искусства управления народами”, то есть служили пособием для властей по вечно актуальному национальному вопросу, а так же по внешней, приграничной политике. Традиция целенаправленного изучения в целях политических была доведена до совершенства в Византии, в частности, в труде императора Константина Багрянородного “Об управлении империей” (IX в.). Внешняя политика Византии строилась, в первую очередь, как политика приграничная, а потому предполагала манипулирование племенами и народностями, для чего считалось необходимым знать их психологические особенности и “модели поведения”, как сказал бы современный этнолог. “Византийцы тщательно собирали и записывали сведения о варварских племенах. Они хотели иметь точную информацию о нравах “варваров”, об их военных силах, о торговых сношениях, об отношениях между ними, о междоусобиях, о влиятельных людях и возможности их подкупа. На основании этих тщательно собранных сведений строилась византийская дипломатия.”[4] Разумеется поступала так не только одна Византия и можно смело утверждать, что в таковом качестве этнология использовалась на протяжении всей последующей истории. Научная школа исследования “национального характера” в середине XX века, как мы покажем выше, зародилась в непосредственно политических целях.

Этнология и этнография. А теперь обратимся к наиболее интересному для нас вопросу, а именно рассмотрим этнологию в качестве науки, генерирующей объяснительные модели и теории для других наук. Рассмотрим это прежде всего на примере этнографии, поскольку современная этнология, большей своей частью, выступает именно в таком качестве: вырабатывает способы систематизации, обобщения и истолкования этнографического материала. Такова специфика отношений между этими двумя дисциплинами. Современная этнология дает этнографии концептуальный аппарат. Этнография как таковая является в большой мере описательной наукой. Этнология является ее теорией.

Не вполне адекватной представляется широко распространенная точка зрения, что этнография и этнология (антропология) понятия практически синонимичные: то, что в Советском Союзе именовалось этнографией, на Западе именовалось культурной антропологии. В действительности, термин этнография существует и на Западе и означает примерно то же самое, что и в России. Культурная антропология же, с самого момента своего зарождения, выступала как более широкая дисциплина и интересовалась, в первую очередь, концепциями, объясняющими структуру и бытование народной культуры, а описательным, “полевые” материалы (сколь бы обильны они ни были) — являлись для нее средством либо для проверки концепций, либо для их доказательства (второе чаще, чем первое).[5] Этнографические материалы использовались как материалы для интерпретаций.

В последнее время этот взгляд на этнологию становится все более распространенной. Так, один из недавних словарей этнологических терминов утверждает, что “в узком понимании, этнология — теоретическое народоведение, в отличии от описательного — этнографии”[6], делая, правда при этом оговорку, что это только нарождающаяся точка зрения. Согласно этому же словарю “основным предметом изучения этнологии является находящаяся в постоянном развитии теория этноса, определение принципов классификации народов и их субординации, а также методов и способов обработки эмпирического, фактологического материала”[7].

Проиллюстрируем это, обратившись к теориям, возникавшим в ходе развития этнологии и применявшимся ею в полевых исследованиях в качестве объяснительного механизма.

Этнология

3. История и этнология

3. История и этнология Схема этногенеза наглядна и облегчает изучение этнической истории, — но только как вспомогательный мнемонический прием. Она относится к историческому повествованию, как каталог библиотеки — к содержанию книгохранилища, или старый план Москвы —

Этнология и историческая география (Ландшафт и этнос: XIII)

Этнология и историческая география (Ландшафт и этнос: XIII) Статья опубликована в "Вестнике Ленинградского ун-та". – 1972. – N 18. вып. 3. – С. 70-80. Во всех исторических процессах от микрокосма (жизнь одной особи) до макрокосма (развитие человечества в целом) общественная и

Генерал Фитин изучает досье

Генерал Фитин изучает досье Сталин не особенно доверял первым донесениям разведки в отношении атомных исследований за рубежом, но делал все необходимое, чтобы получить информацию о том, что там происходило. После визитов к нему Берия в конце 1941 года он вызвал к себе двух

К ВВЕДЕНИЮ: ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ?

Этнология

Что изучает астрология?

Историческая этнология учебное пособие для вузов

Историческая этнология учебное пособие для вузов Предисловие Задача настоящего учебного пособия — ознакомить студентов-историков с теми этнологическими сведениями, которые будут необходимы им в их собственной исследовательской работе. Поэтому приоритетное внимание

2.6.5. Этнология и археология: от эволюционизма к антиэволюционизму

2.6.5. Этнология и археология: от эволюционизма к антиэволюционизму В археологии первобытности идея развития господствовала, по существу, с самого ее начала. В этнологию первобытности она проникла тогда, когда началось теоретическое осмысление собранного этой наукой

Глава одиннадцатая Тесла изучает ультразвук. Телегеодинамика. Можно ли ослабить землетрясение? Случай в лаборатории. Марк Твен — жертва ультразвуковых вибраций

Глава одиннадцатая Тесла изучает ультразвук. Телегеодинамика. Можно ли ослабить землетрясение? Случай в лаборатории. Марк Твен — жертва ультразвуковых вибраций Во время опытов с токами высокого напряжения — до нескольких миллионов вольт, — проводимых в лаборатории на

Антрополо́гия (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Антропология исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различных естественно-географических средах. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая.

Этногра́фия (от др.-греч. ἔθνος — народ и γράφω — пишу) — наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Культу́рная антрополо́гия (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века-начале XX века в основном в США. Основные представители.

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом.

Социа́льная антрополо́гия (иногда культурная антропология) — межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие.

Упоминания в литературе

Эта тенденция была продолжена и развита в ином концептуальном измерении исследованиями французских структуралистов и постструктуралистов в 1950-х—1990-х гг., в которых рассматриваются не только образы географического пространства как таковые, но и предлагаются новые образы самой географии, базирующиеся на создании и использовании целенаправленных географических образов (Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. – Л. Нанси). Очень важно, что при этом первоначально исключительно философские исследования стали распространять свой интерес на смежные области гуманитарных наук, что привело к появлению интересных междисциплинарных работ, затрагивающих содержательные и методологические аспекты формирования образов географического пространства. Здесь следует, конечно, отметить исследования мифологий и различных религиозных традиций, космогонических представлений на стыке философии, культурологии, этнологии , религиоведения и литературоведения (Г. Башляр, М. Элиаде, Р. Барт, М. Фуко, В. А. Подорога).

Если основными науками, которые занимаются изучением культуры, являются культурология и философия культуры, то есть и науки, чей вклад в ее изучение тоже очень значителен. К таким наукам относятся психология, антропология, социология, история и конечно же философия. Но выделение конкретных предметов и объектов, относящихся к тем или иным наукам, как раз и позволяет их разграничить. К примеру, для культурологии в отличие от социологии важнейшую роль играет содержательная сторона совместной жизнедеятельности людей. В отличие от истории и социальной философии, которым больше интересна сторона событийно-деятельностного содержания жизни общества, культурология больше интересуется конкретными формами истории этой жизни, способами сохранить их, упорядочить и урегулировать. Хотя возникновение культурологии относят к началу XX в, в России это произошло еще позже, только в 90-х гг. XX в. В то же время на Западе нет четких границ владения этой науки. Ее обязанности взяли на себя и разделили между собой такие науки, как социология, культурная антропология, философия культуры, этнография, этнология и др.

Связанные понятия (продолжение)

Культуроло́гия (от лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; от др.-греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности.

Фольклори́стика — наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на стыке этнографии, литературоведения и музыкознания. В сфере научных интересов фольклористики находится собирание, издание, типологизация и общее изучение народного творчества.

История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.

Религиове́дение или религиеве́дение (слово состоит из религия и ве́дение) — область научных исследований, предметом которых являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии.

Физическая или биологическая антрополо́гия (греч. ἀνθρωπολογία, от ἄνθρωπος — человек) — отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас.

Социоло́гия (от лат. societas — общество и др.-греч. λόγος — слово) — наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.

Этнолингвистика (от греч. έθνος — народ, племя), лингвистическая антропология — это отрасль лингвистики, изучающая отношения между языком и культурой, а также особенности восприятия мира разными этническими группами. Это соединение лингвистики и этнологии — науки, в рамках которой изучаются аспекты жизни целых общностей, то есть те особенности, благодаря которым одна общность отличается от других.

История науки — развитие разнообразных наук или история современного научного мировоззрения: картина исторического развития научных учений, фактов и явлений фиксируемых наукой, методологий, представлений, мировоззрений, процессов и проблем, влияние которых может быть прослежено во времени.

Африкани́стика — комплекс дисциплин, изучающих экономику, социальные и политические проблемы, экономическую географию, историю, право, этнографию, языки, литературу и искусство народов Африки.

Социальная история — раздел истории с ярко выраженным акцентом на изменениях всеобщих моделей социальной жизни.

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также.

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Семио́тика, или семиоло́гия (греч. σημειωτική этнологии , психологии культуры и др.[1] Они выступают против сведения культурологии исключительно к философии культуры или к истории искусства. Интегративный подход имеет те преимущества, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской культурологии будет повторяться то, что давно известно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интеграционистский подход, по всей видимости, заложен и в российском государственном образовательном стандарте.

Указанные виды профессиональной деятельности и этнологическая культура журналиста неразрывно связаны с теоретическими концепциями, методологией и методикой, разработанными в рамках ряда гуманитарных наук и научных дисциплин. К ним относится прежде всего этнология – наука о закономерностях происхождения и развития этносов, факторах этнического развития и процессов межэтнического взаимодействия. В качестве научной дисциплины этнология сформировалась в нашей стране к 80-м годам XX в. Конечно, и до этого времени в российской и советской науке исследовались единые закономерности происхождения и развития этносов, но изучались они в рамках другой науки – этнографии. Институциализация этнологии как научной дисциплины в нашей стране связана с именем Льва Николаевича Гумилева.

Этнопедагогика в России прошла сложный путь развития от осознания учеными необходимости исследования этнических проблем воспитания до попыток обоснования ее как самостоятельную научную и учебную дисциплины. Этнопедагогика – это отрасль научно-педагогического знания, сформировавшегося на стыке философии, педагогики, этнологии , этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этносов с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах.

Этнопедагогика имеет свою особенную понятийную систему. Она включает в себя ряд понятий из смежных дисциплин: этнологии , культурологии, этнопсихологии, педагогики и др., адаптируя их при этом к своей специфике. Поэтому сущность этнопедагогики, как междисциплинарной отрасли научно-педагогического знания, изучающей народную педагогику и народную культуру выражают понятия, относящиеся как к самой этнопедагогике, так и к другим наукам, это следующие: этнос, народ, нация, народная педагогика, традиционное народное воспитание, этническое воспитание, традиции воспитания, народная культура, этническая культура, этническая идентификация, национальная самобытность, национальный характер и др.

Подобно тому как культурные антропологи разделяют этнологию и этнографию (см. [Леви-Стросс 20016: 8]), мы можем разграничить танатологию и танатографию. С данной точки зрения, танатографим, как и этнография, занималась бы фиксацией и описанием танатологических мотивов и образов, возникающих и функционирующих в мировой литературе (культуре); танатология, как и этнология, – исследованием общих закономерностей этого возникновения и функционирования.

Примордиализм как научная теория уходит своими корнями в середину XIX в., в работы Э. Дюркгейма о групповой солидарности. Возникновение этой теории было тесно связано с развитием прикладной этнологии и антропологии, востребованных прежде всего в связи с развитием колониализма. XIX – первая половина XX в. – время колониальных европейских империй, а народами империй надо было как-то управлять. Европейцы пытались поставить это на научную основу. Как говорил один из основателей английской антропологии А. Радклифф-Браун, прежде чем пытаться реформировать общество колоний, надо его изучить.

Культурология – комплексная гуманитарная наука. Формирование ее выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии , этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, педагогики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. За сравнительно краткую историю культурологии еще не сложилась единая теоретическая схема, позволяющая в строгой логической форме упорядочить ее содержание. Структура культурологии, ее методы, ее отношение к тем или иным отраслям научного знания остаются предметом дискуссий.

Взаимосвязь политико-антропологических и институциональных исследований очевидна, так как политическая антропология – научная дисциплина, нацеленная на комплексный анализ генезиса и становления многообразных практик политического господства и государственных институтов, широко использующая понятийный и методологический инструментарий изучения политических феноменов социальной и культурной антропологии, этнологии , исторической науки, социологии и политологии. Исследовательские стратегии эволюционного, структурно-функционального, системного анализа политических институтов широко использовались при антропологическом анализе генезиса отношений господства.

Аксиология, антропология, архетипы, гносеология, гуманизм, искусствоведение, история, классы, культура, культурологические школы, метод, норма, общество, обычаи, семиотика, символы, социализация, социальные группы, социальный институт, социология, типология, традиции, филология, философия, ценности, ценности, человек, этнография, этнология , этнос.

При разработке концепции предлагаемой монографии обобщен многолетний опыт чтения курса лекций по этнопсихологии, этнологии в системе высшего образования.

К настоящему времени культурология превратилась в фундаментальную гуманитарную науку, которая синтезирует и систематизирует данные философии, истории, социологии, психологии, антропологии, этнологии , этнографии, искусствоведения, науковедения, семиотики, лингвистики, информатики.

Читайте также: