Сообщение значение гимнастики в физическом воспитании

Обновлено: 05.07.2024

Гимнастика, созданная на основе многовекового опыта и дости­жений современной науки в области физического воспитания.

Особенно велико значение гимнастики в физическом воспитание детей и подростков. С помощью многообразных гимнастических упражнений наиболее успешно решаются задачи начального физи­ческого воспитания, когда создается основа для развития двигательных способностей.

Гимнастика формирует важные прикладные навыки и умения в преодолении различных препятствий, переноса . Тяжестей и т. д, совершенствует координационные способности человека.

Гимнастика — незаменимое средство в борьбе со смещениями внутренних органов в необычных условиях. Благодаря многократ­ному повторению, различных переворотов, вращений, спадов, подъ­емов организм гимнастов все меньше и меньше реагирует на не­обычные положения тела.

Умение сохранять работоспособность в необычных условиях особенно важно для летчиков и парашютистов, для моряков и ры­баков, для верхолазов и монтажников, а также для представите­лей многих других специальностей.

Гимнастика — эффективное средство эстетического воспитания человека, так как в ней широко используется музыкальное сопро­вождение. Техника гимнастических упражнений предусматривает легкость и выразительность движений, элегантность действий ис­полнителя. Это способствует развитию эстетических вкусов гим­настов.

Физическое воспитание осуществляется в двух взаимо­связанных направлениях: обще подготовительном и прикладно-­специализированном (профессионально-прикладное, военно-при­кладное и спортивно-прикладное). Средства гимнастики, ее методы и формы организации занятий широко применяются как в том, так и в другом направлении.

Большое значение придается умению составлять и выполнять комплекс гигиенической гимнасти­ки, объяснять его роль в повседневной жизни. Данный норматив предполагает владение необходимым количеством обще развиваю­щих упражнений для всех частей тела, умение распределить их в определенной последовательности и выполнить в соответствии с принятыми в гимнастике требованиями к качеству исполнения: точности исходных и конечных положений, амплитуде движений, осанке. Благодаря систематическому выполнению комплексов ги­гиенической гимнастики в форме утренней зарядки или упражнений в течение дня развиваются силовые качества мышц, подвижность в суставах, приобретается потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями. Навыки проведения гигиенической гимнастики являются основой и в деятельности общественных ин­структоров физкультуры, производственной гимнастики.

Другие гимнастические нормативы в основном направлены на определение уровня развития силовых качеств, преимущественно рук, плечевого пояса и туловища. Умения и навыки удержании веса своего тела в упоре, подтягивание в висе, лазанье имеют прикладное значение, характеризуют ловкость человека во многих жизненных ситуациях. Подготовка к сдаче данных нормативов предполагает многократное повторение подготовительных упражнений, укрепляющих и развивающих определенные мышеч­ные группы.

Силовые нормативы для мужчин несколько отличаются от нор­мативов для женщин и по содержанию, и по числу повторений в каждой ступени комплекса. Это определяет подбор подготовитель­ных упражнений и методику работы с занимающимися. Хорошая гимнастическая подготовка инструктора, преподавателя физвоспитания способствует не только успешной сдаче учениками нормативов по гимнастике, особенно упражнений на снарядах, но и подго­товке их к сдаче других норм, связанных с развитием качеств, приобретаемых занятиями гимнастикой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания.

Цель данной работы рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

- определить место гимнастики в системе физического воспитания;

- рассмотреть общеразвивающие виды гимнастики;

- изучить какие виды гимнастики относятся к спортивным;

- проанализировать значение прикладных видов гимнастики.

1. Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания

Гимнастические упражнения в России существовали с древних времен. Они служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные занятия физическим упражнениями ввел Петр 1 в армии в конце 17 века.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными, упражнениями, которые есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики, которая наряду с основными средствами физического воспитания, такими, как игры, спорт, туризм, призвана содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию моральных и волевых качеств человека, восстановлению его физических и духовных возможностей.

Гимнастика стала сегодня подлинно народным средством физического воспитания. В нашей стране ежедневно занимаются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, коллективах физической культуры и добровольных спортивных обществах спортивной акробатикой, спортивной и художественной гимнастикой регулярно занимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек.

Гимнастика используется как средство лечения в медицине, применяется как средство оздоровления в домах отдыха, санаториях. В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика.

«Задачи гимнастики определяются общей целью воспитания, которая заключается в формировании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое со-вершенство.

1. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

2. Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому физическому развитию, воспитанию силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выразительности движений; вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в быту, трудовой деятельности.

2. Виды гимнастики и их классификация

Все великое многообразие гимнастических упражнений исторически сложилось в отдельные виды. Этот закономерный процесс начался еще в прошлом столетии. В 1968 г. на Всесоюзной конференции по вопросам гимнастики были рассмотрены и утверждены три группы ее видов: общеразвивающие виды, спортивные и прикладные виды гимнастики. Такое деление оправдано двумя обстоятельствами. Первое связано с более конкретными задачами, которые поставлены перед гимнастикой в настоящее время. Второе — с необходимостью научного обоснования дальнейшего развития гимнастики, создания современной теории и методики ее практического применения.

Существующие ныне виды гимнастики отличаются частными целями и задачами, специфическими упражнениями и методическими приемами.

2.1. Общеразвивающие вид гимнастики

К общеразвивающим видам относятся: основная, гигиеническая и атлетическая.

Основная гимнастика, в свою очередь, делится на ряд раз-новидностей применительно к различным группам и возрастам занимающихся.

Основная гимнастика для детей дошкольного возраста (3—7 лет). Главными задачами основной гимнастики в дошкольном возрасте являются охрана и укрепление здоровья детей, закаливание организма, формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие, выработка первоначальных навыков личной и общественной гигиены.

Учитель должен учитывать физические возможности детей данного возраста и весь процесс физического воспитания дошкольников подчинять интересам нормального развития растущего организма. В связи с особенностями развития скелета, мышц, внутренних органов, нервной системы необходимы простейшие виды физических упражнений—общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, равновесие, подвижные игры, а также простейшие упражнения художественной гимнастики. Учитель должен стремиться воспитывать у ребят дисциплину и прививать навыки организованного поведения в коллективе.

Основная гимнастика для детей школьного возраста направлена на общее укрепление и развитие организма школьников, формирование правильной осанки, воспитание физических, моральных и волевых качеств, а также умения целесообразно пользоваться ими в практической деятельности.

Наряду с урочной формой в школьном режиме дня предусмотрена гимнастика до занятий. Цель ее — организовать учащихся перед началом учебного дня, приучить их к регулярным физическим упражнениям.

В связи с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями растущего организма школьный возраст подразделяется на три периода:

а) младший школьный возраст—от 7 до 9 лет (I— III классы);

б) средний школьный возраст—от 10 до 14 лет (IV— VIII классы);

в) старший школьный возраст—от 15 до 16 лет (IX— Х классы).

В каждой из этих возрастных групп используются различные средства и методы физического воспитания.

Атлетической гимнастикой в основном занимаются юноши с целью формирования правильной осанки, гармонического развития мускулатуры всего тела, исправления недостатков телосложения. Она развивает такие ценные для человека двигательные качества, как сила, гибкость, быстрота, ловкость и выносливость.

«Средства атлетической гимнастики весьма разнообразны. В ней широко применяются различные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (булавы, палки, набивные мячи, скакалки, резиновые амортизаторы, гири, гантели, штанга). При занятиях могут быть также применены предметы домашнего обихода (упражнения со стулом, на стуле, с опорой ног о стол, на кровати), а также на снарядах массового типа и гимнастических снарядах.

Тренировки по атлетической гимнастике надо планировать так, чтобы упражнения с предметами сочетались с упражнениями без предметов. Упражнения для развития силы и увеличения объема мускулов должны сочетаться с упражнениями, развивающими ловкость, быстроту и выносливость. Чисто силовые упражнения (жимы, медленные подъемы) надо чередовать со скоростно-силовыми, а различные акробатические и гимнастические упражнения — с бегом на короткие и длинные дистанции.

Цель гигиенической гимнастики — укрепление здоровья, сохранение бодрости и высокой работоспособности. Из всех видов гимнастики гигие-ническая гимнастика наиболее массовая и доступная. Она полезна в любом возрасте: детям, учащейся молодежи, работникам умственного и физического труда. В состав гигиенической гимнастики входят физические упражнения, водные процедуры и самомассаж. Ею ежедневно можно заниматься самостоятельно в домашних условиях, руководствуясь мето-дической литературой, советами учителя и указаниями, которыми обычно сопровождаются передачи гимнастики по радио и телевидению.

Если ею заниматься систематически, она приносит большую пользу — укрепляет организм человека, улучшает работу органов кровообращения, дыхания и нервной системы. Она особенно полезна лицам с ослабленным здоровьем и людям пожилого возраста. Систематические занятия гигиенической гимнастикой способствуют развитию мышечной силы, гибкости тела, формированию и сохранению правильной осанки, повышению деятельности внутренних органов и центральной нервной системы.

В настоящее время существуют две формы гигиенической гимнастики — индивидуальная и групповая.

Индивидуальная гигиеническая гимнастика обычно состоит из простых, доступных каждому, физических упражнений и проводится самостоятельно. Групповые занятия гигиенической гимнастикой, в отличие от индивидуальных, организуются и проводятся под руководством учителя, инструктора в различных коллективах, домах отдыха, санаториях, пионерских лагерях, учреждениях, школах, вузах, воинских частях, общежитиях и т. д.

В гигиеническую гимнастику входят общеразвивающие упражнения для увеличения силы, подвижности в суставах, формирования правильной осанки, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а следовательно, и всего организма в целом.

Упражнения гигиенической гимнастики методически оформляются в виде комплексов из 5—6 упражнений, каждое из которых повторяется несколько раз. Изменение количества повторений позволяет регулировать нагрузку в соответствии с возможностями занимающихся.

2.2. Спортивные виды гимнастики

К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика. Эти виды пользуются большой популярностью в нашей стране и за рубежом.

«Спортивная гимнастика является наиболее массовым видом спорта, увлекательна и близка молодежи. Неисчерпаемое число постоянно новых и интересных упражнений делают ее популярной и заманчивой. Беспрерывное продвижение вперед в спортивной технике, разучивание все новых и новых упражнений, преодоление неудач и успехи, выполнение ряда упражнений, связанных с риском,— все это укрепляет волю, воспитывает важные черты характера.

Основное содержание спортивной гимнастики составляет многоборье. В мужское многоборье входят вольные упражнения, упражнения на коне, брусьях, перекладине, кольцах и опорные прыжки. В женское — вольные упражнения, упражнения на бревне, брусьях разной высоты, опорный прыжок. Эти упражнения гимнастического многоборья в настоящее время входят в программу международных соревнований — Олимпийских игр, первенств мира, чемпионатов Европы, универсиад.

Кроме этих основных средства в спортивной гимнастике используются другие виды физических упражнений: упражнения со штангой, спортивные и подвижные игры, плавание, легкая атлетика, прыжки в воду, ходьба на лыжах и т. д.

Значительная часть этих упражнений используется для общей физической подготовки гимнастов. Особое место в спортивной гимнастике занимают акробатические и хореографические упражнения, являющиеся ценным средством общей и специальной технической подготовки гимнаста.

Большинство из них приобретает танцевальный характер. Средства, применяемые на занятиях художественной гимнастикой, форма, содержание учебного процесса и требования, предъявляемые на соревнованиях, способствуют эстетическому воспитанию.

Спортивная акробатика имеет в основном те же задачи, что и спортивная и художественная гимнастика, но отличается от них характером упражнений и способом их выполнения. Вначале акробатика развивалась в низовых коллективах, некоторые акробатические упражнения включались в программу по гимнастике. Особенно широкое развитие акробатики начинается в конце тридцатых годов. Она в этот пе-риод становится самостоятельным видом спорта. Согласно существующей классификации, акробатика делится на следующие виды: прыжковая акробатика для мужчин и женщин, парная, групповая мужская и женская, смешанная. В последнее время с успехом развивается акробатика на батуте.

Развитием этого вида спорта у нас в стране сейчас занимается самостоятельная федерация акробатики. По этому виду с 1974 г. проводятся международные соревнования, включая и первенство мира.

Акробатические упражнения широко представлены в программах по физической культуре. С их помощью развивают координацию движений, ловкость, прыгучесть, чувство равновесия, воспитывают смелость, настойчивость, ориентацию.

Для большинства акробатических упражнений не требуется специальных снарядов или оборудования. Занятия по акробатике можно проводить в любом зале, на любой площадке при несложном оборудовании.

2.3. Прикладные виды гимнастики

Упражнения прикладных видов гимнастики решают специальные задачи, связанные с развитием физических и морально-волевых качеств, необходимых в профессиональной деятельности человека, а также в лечебных целях.

К этой группе относятся: профессионально-прикладная гимнастика; военно-прикладная; спортивно-прикладная; гимнастика на производстве; лечебная гимнастика.

Военно-прикладная гимнастика способствует формированию умений и воспитанию специализированных качеств, необходимых для успешного овладения военными профессиями. Этот вид гимнастики применяется в работе с юношами допризывного возраста и в системе физической подготовки слушателей военных учебных заведений. К средствам данного вида гимнастики относятся: строевые упражнения, различные прикладные способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, переползания, ползания, преодоление всевозможных препятствий, переноска партнеров различными способами, овладение навыками сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры, специальные упражнения на тренажерах. Изучение упражнений военно-прикладной гимнастики проводится на открытой местности. Большое место занимает преодоление различных полос препятствий на время.

В тренировочном процессе спортсмена-гимнаста эта гимнастика, как правило, проводится в конце тренировки и состоит главным образом из упражнений на развитие силы, гибкости, прыгучести и т. д.

Главной задачей гимнастики на производстве является укрепление здоровья трудящихся и повышение производительности труда. При правильной организации производственной гимнастики снижаются производственный брак, травматизм, заболевания. Многочисленными наблюдениями показано, что в результате систематических занятий рабочие движения становятся более ловкими, экономичными, снижается степень усталости. В процессе трудовой деятельности в организме человека происходят существенные изменения, влияющие на качество трудового навыка. Специальными исследованиями установлено, что в течение рабочей смены наблюдается три сменяющих друг друга периода работоспособности:

а) период врабатываемости, необходимый для оптимального рабочего темпа и ритма движения;

б) период устойчивой работоспособности — слаженные и экономичные рабочие движения, позволяющие сохранить должную производительность труда длительное время;

в) период снижения работоспособности — удлинение времени рабочих операций, снижение точности движений, появляется ощущение усталости.

Таким образом, исходя из анализа динамики работоспособности человека, гимнастику на производстве проводят перед работой, во время и после работы.

Так называемую вводную гимнастику проводят перед началом работы на протяжении 7—10 мин, цель ее состоит в том чтобы активизировать общую деятельность организма, повысить готовность и ускорить переход к трудовому процессу. Упражнения гимнастики до работы применяются для общего воздействия и могут быть даны вне зависимости от характера производства: ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, подскоки и т. п.

Во время работы проводятся физкультпаузы (5—7 мин). Они создают условия активного отдыха, снижают усталость длительно работающих мышц, ускоряют восстановление работоспособности.

Содержание физкультурной паузы следует устанавливать с учетом конкретного вида труда, состояния работающих, динамики их работоспособности. Для людей, занятых монотонным, однообразным трудом, полезно проводить две физкультурные паузы. Одну — перед обеденным перерывом, вторую — за 1,5—2 ч до окончания смены. Большую пользу приносят индивидуальные физкультурные паузы, проводимые по 3— 5 раз в день: 1—2—до обеденного перерыва и 2—3—во второй половине смены.

Гимнастика после работы (10—25 мин). Цель этой гимнастики состоит в том, чтобы снять остаточные явления от трудового процесса, способствовать восстановлению сил и быстрейшему переходу к другому виду деятельности или отдыху. Средствами гимнастики после работы являются простейшие упражнения, главным образом связанные с расслаблением мышц, с повышением кровообращения, что в свою очередь способствует удалению из мышц продуктов распада, накопившихся во время работы,

«Лечебная гимнастика направлена на восстановление здоровья и трудоспособности, утраченной вследствие различных заболеваний, ранений, несчастных случаев. Особенно велика ее роль при исправлении недостатков телосложения. Кроме того, она играет большую роль в улучшении общего самочувствия больных, в повышении их жизненного тонуса. В настоящее время лечебная гимнастика как средство лечения широко применяется в самых разнообразных лечебно-профилактических учреждениях, больницах, поликлиниках, госпиталях, курортах и санаториях.

Занятия по лечебной гимнастике проводятся в следующих формах: урок гигиенической гимнастики, сеанс занятий (процедур), урок лечебной гимнастики, прогулка и т. д. На занятиях используется как обычный, так и специальный инвентарь, а также гимнастические снаряды: перекладина, кольца, гимнастическая стенка и др.

Лечебная гимнастика не ограничивается влиянием на пораженный орган, а преследует общее воздействие на весь организм больного. Это осуществляется путем постепенной тренировки больного и обучения его правильно и экономно выполнять жизненно необходимые двигательные действия.

Разновидностью лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика, цель ее: содействовать исправлению таких дефектов, как деформация позвоночника, грудной клетки, стопы.

Успех корригирующей гимнастики зависит от своевременного и систематического ее применения в сочетании с общеразвивающими упражнениями, укрепляющими организм в целом.

Гимнастические упражнения делят на строевые, общеразвивающие, прикладные, вольные, на снарядах, прыжки, упражнения художественной гимнастики, акробатические. Строевые упражнения (различные построения, перестроения, размыкания и смыкания) используют для обучения ходьбе, бегу, воспитания правильной осанки, организации занимающихся и их коллективных действий. Общеразвивающие упражнения способствуют общему физическому развитию, подготовке занимающегося к более сложным двигательным действиям. Прикладные упражнения (ходьба и бег, метание, лазание, упражнения в равновесии, преодолевании препятствий, переползании, поднимании и переноски груза и др.) формируют необходимые навыки. Вольные упражнения развивают и совершенствуют координационные способности занимающихся. Упражнения на гимнастических снарядах (конь, кольца, брусья, перекладина) развивают силу, ловкость и высокую координацию движений. Прыжки опорные и простые тренируют органы дыхания, кровообращения, развивают и укрепляют мышцы ног и др. В России развивается основная гимнастика (включая гигиеническую и атлетическую), прикладные виды гимнастики (производственная гимнастика, профессионально-прикладная, спортивно-прикладная и др.), спортивная гимнастика, художественная гимнастика и спортивная акробатика

1. Гимнастика как исторически сложившаяся со­вокупность специфических средств и методов физи­ческого воспитания и ее основные задачи.

2. Характеристика групп гимнастических упраж­нений. Методические особенности гимнастики.

3. Виды гимнастики и характеристика их как спе­цифических средств разностороннего педагогическо­го воздействия на занимающихся.

4. Значение и место гимнастики в системе физи­ческого воспитания.

5. Контрольные вопросы для самоподготовки.

6. Рекомендуемая литература.

ГИМНАСТИКА

Гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными уп­ражнениями, которые есть в современной спортивной гимнасти­ке, в ней имеется множество самых разнообразных простых уп­ражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола.

Гимнастика стала сегодня подлинно народным средством фи­зического воспитания. В нашей стране ежедневно занимаются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика занимает важное мес­то в программах физического воспитания высших и средних учеб­ных заведений. В ДЮСШ, ШВСМ, коллективах физической куль­туры и добровольных спортивных обществах спортивной акроба­тикой, спортивной и художественной гимнастикой регулярно за­нимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек.

Гимнастика используется как средство оздоровления в лаге­рях, домах отдыха, санаториях. В нашей стране широко пропа­гандируется гигиеническая гимнастика, особенно по радио и те­левидению.

В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее рас­пространение профессионально-прикладная гимнастика.

Задачи гимнастики. Задачи гимнастики определяются общей целью физического воспитания, которая заключается в формиро­вании нового человека, гармонически сочетающего в себе духов­ное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

1. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие от­дельных мышечных групп и всей мышечной системы; устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных ор­ганах и системах организма; выработка правильной осанки, по­ходки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и по­вышение жизнедеятельности организма.

2. Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому развитию, воспитанию силы, гибкости, выносли­вости, скорости, ловкости, координации и выразительности дви­жений; вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками необходимыми в быту, трудовой и оборонной деятельности.

3. Воспитательные задачи: формирование добросовестного от­ношения к труду и к общественной собственности, воспитание патриотизма, коллективизма, дисциплинированности, воспита­ние моральных качеств: смелости, решительности, целеустрем­ленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности.

В арсенал средств гимнастики входят все анатомически воз­можные движения от элементарных односуставных сгибаний и разгибаний до сложнейших по координации двигательных дейст­вий, выполнение которых требует высокого уровня развития ос­новных двигательных качеств.

ВИДЫ ГИМНАСТИКИ

I. Образовательно-развивающие виды — основная гимнасти­ка и прикладная гимнастика — с их разновидностями связаны с долгосрочным применением большинства средств с целью пла­номерного физического воспитания, обеспечиваемого государст­венными программами. С помощью этих базовых видов гимнас­тики дети, подростки, юниоры, молодежь достигают нового, бо­лее высокого уровня общефизической подготовленности, приоб­ретают важные двигательные умения и навыки прикладного и профессионально-прикладного характера. Сюда же относятся женская и атлетическая гимнастика.

II. Оздоровительные виды гимнастики— гигиеническая и ее разновидности (бытовые и производственные формы) сопутст­вуют занимающимся в течение, всей жизни, являются формами
физической культуры широких слоев населения, обеспечивают оптимальное текущее функциональное состояние организма, вос­станавливают работоспособность и повышают эмоциональный тонус, оказывают профилактическое воздействие в условиях про­фессиональной деятельности. Лечебная гимнастика и ее разно­видности также относятся к данной группе видов гимнастики оз­доровительной направленности.

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Гимнастика как научная дисциплина представляет собой часть науки о физическом воспитании, изучающей закономернос­ти физического развития и совершенствования человека с по­мощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. В научном исследовании применяются пре­имущественно педагогические, физиологические, биомеханичес­кие и математические методы исследования.

Гимнастика — научно-практическая дисциплина. Она имеет теорию, историю, методику преподавания, типичные средства и формы организации занятий.

Теория гимнастики разрабатывает вопросы, связанные с сущ­ностью и содержанием предмета гимнастики, се целями и зада­чами, местом и значением гимнастики в системе физического вос­питания и др. История гимнастики раскрывает процесс се разви­тия и становления как одного из средств и методов физического воспитания, освещает вопросы, связанные с совершенствованием средств и методов гимнастики. В разделе методики преподава­ния гимнастики рассматриваются общие основы обучения и вос­питания (применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам упражнений), методы и приемы организации занятий с различными контингентами и др. Практические занятия направ­лены на решение задач всестороннего физического развития и совершенствования специальных физических качеств, овладение техникой гимнастических упражнений, а также приобретение профессионально-педагогических навыков и умений. Система фи­зического воспитания служит благородным целям гармоническо­го развития физических и духовых способностей людей. По мере сокращения времени на материальное производство, досуг лю­дей будет все больше посвящаться общественной деятельности, культурному общению умственному и физическому развитию, научно-техническому и художественному творчеству. Физкуль­тура и спорт прочно войдут в повседневный быт людей.

Таким образом, физическая культура и спорт будут еще ши­ре развиваться и станут неотъемлемой частью в жизни общества. В этом процессе физического обновления человека, физического совершенствования, гимнастике и впредь будет принадлежать одно из основных мест.

Вопросы для самоподготовки

  1. Гимнастика как дисциплина в системе физического воспитания.
  2. Охарактеризуйте оздоровительные задачи гимнастики.

3.Охарактеризуйте образовательные задачи гимнастики.

4.Охарактеризуйте воспитательные задачи гимнастики.

  1. Дайте характеристику: строевым, вольным, прикладным, акробатичес­ким упражнениям, прыжкам, упражнениям па снарядах и художественной гимнастике.
  2. Методические особенности: разностороннее воздействие на организм человека; применение самых разнообразных физических упражнений; изби­рательное воздействие на организм; строгая регламентация учебного процес­са и точное регулирование физической нагрузки; возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений и применение одних и тех же упражнений в различных целях.
  3. Виды гимнастики: образовательно-развивающие виды гимнастики; оз­доровительные виды гимнастики; спортивные виды гимнастики.
  4. Значение и место гимнастики: в дошкольных учреждениях, школах, лагерях отдыха, училищах, техникумах, в высших учебных заведениях, в ар­мии, в самодеятельном физкультурном движении.
  5. Гимнастика как учебная и научная дисциплина.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гимнастика /Под. ред. М. Л. Украна и А. М. Шлемина. —-М., ФиС, 1969.

3. Спортивная гимнастика /Под ред. М. Л. Украна.

4. Юный гимнаст /Под ред. А. М. Шлемнна. —М., ФиС, 1973.

5. Гимнастика /Под ред. А. М. Шлемина и А. Т. Брыкина, —М., ФиС, 1979.

6. Спортивная гимнастика /Под ред. 10. К. Гавердовского и В. М. Смо­левского —М., ФиС, 1979.

8. Гимнастика /Под ред. А. Т. Брыкина и В. М. Смолевского. —М. ФиС, 1985.

9.Гимнастика с методикой преподавания /Поц ред. В М. Смолевского—М., ФиС, 1987.

1. Место гимнастики в системе физического воспитания.

2. Гимнастика – научно-педагогическая дисциплина.

3. Методические особенности преподавания гимнастики.

4. Характеристика средств гимнастики.

5. Виды гимнастики:

5.1.образовательно-развивающие виды гимнастики;

5.2.оздоровительные виды гимнастики;

5.3.спортивные виды гимнастики.

Вопросы и задания.

Место гимнастики в системе физического воспитания.

Гимнастика – один из действующих и универсальных средств физического воспитания. Это система специфических упражнений и методических приемов, которые используются с целью физического воспитания, образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления, лечения, обретения жизненно важных навыков.

Благодаря доступности, эффективности и эмоциональности упражнений в занятиях гимнастикой наилучшим образом решаются задачи, типичные для физического воспитания в целом.

Влияние физических упражнений многосторонний процесс, он обусловлен многочисленными факторами и зависит от того, которые именно эти упражнения, для кого предлагаются (возраст, пол, уровень физической подготовки, состояние здоровья), как применяются движения и, как и в каких условиях выполняются (методика обучение и воспитания). Именно поэтому физические упражнения являются основными и специфическими средствами не только физического развития, а и физического воспитания. Среди разных физических упражнений важнейшее место принадлежит гимнастическим. Отдельные из них имеют значение подготовительных не только к отдельным видам спорта и даже к отдельным спортивным упражнениям и значение вспомогательных для решения определенных задач на любых уроках (разминки, дыхательные, для расслабления мышц). Гимнастические упражнения являются и основным содержанием разных видов гимнастики (основной, спортивной, художественной, акробатики, лечебной, в режиме рабочего дня на производстве). Итак, по специальному назначению гимнастические упражнения принято разделять на подготовительные (общеразвивающие), специально-подготовительные и основные специальные упражнения. Поэтому гимнастические упражнения становятся важнейшими и наиболее эффективными средствами для решения задач физического воспитания людей всех возрастных категорий и полов.

Читайте также: