Сообщение на тему декор русской избы

Обновлено: 02.07.2024

Ценность, уникальность, строительные и художественные традиции русской избы. Характеристика особенностей интерьера избы (декоративная резьба фасада, элементы декора кровли, конструкция печи). Роль и значение орнамента в декоративно-прикладном искусстве.

Рубрика Культура и искусство
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 27.09.2012
Размер файла 13,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Декор русской избы

Выполнил: Мыларщиков Иван

Ценность и уникальность русской избы определяется исследователями так же скорее с позиции технологической искусности ее изготовления. При этом художественное произведение мыслится далеко не только в качестве искусно произведенной вещи, а скорее в качестве того, что обладает глубинным содержанием. Какое содержание может являть собой русская изба как произведение искусства?

Традиционно изба представляет собой четырехгранный сруб с двускатной кровлей - это наиболее простой, а потому предположительно исходный вариант русской избы как типового сооружения. Русская изба предназначена для жилья и представляет собой стабильную целостность, которая функционирует как система - каждый ее элемент имеет свое определенное место, отвечающее его функции, что позволяет выполнять свою функцию избе в целом как тому, что организует жилое пространство человека.

Центральная характеристика избы как жилого сооружения - ее целостность в качестве ансамбля - единства архитектурного объема, декора и интерьера. Поскольку избы на Руси рубились артелями из нескольких мастеров-универсалов, то сам сруб, кровля избы, ее резной декор и мебель изготовлялись одними мастерами одновременно с постройкой дома. По причине этого единства фасадный декор и предметы интерьера избы искусно строились зодчими по принципу архитектурных элементов. Каждый предмет декора и обстановки изготовлялся для определенного места и их перемещение принципиально не предполагалось: так, мебель для определенного места имела свой тип, а декоративные элементы употреблялись в устойчивом порядке. То есть интерьер избы изначально планировался как предельно упорядоченное пространство, стабильный ансамбль - целостность, которая не предполагает дальнейших преобразований. декор изба орнамент

Декоративная резьба фасада является обрамлением щипца двускатной кровли избы и представляет собой систему орнамента. Обрамление это составляет орнаментированная лента конструктивных элементов, что позволяет говорить о предельной значимости этого орнамента для сооружения - он буквально отождествлен с конструктом.

Элементы декора кровли восходят к языческому славянскому орнаменту.

Особенность этой Вселенной в том, что в нее изначально вписан человек - хозяин избы, как органичный элемент этой Мировой Системы, который имеет возможность действовать в ней, жить. Специфика русской избы состоит в том, что она служит человеку не просто жильем, но его ориентиром в целом Мире, его личным, фиксированным местом во Вселенной. Быт человека здесь - способ бытия в этом Мире.

Изба как жилое пространство дает человеку возможность связи с Космосом, органичной и ежедневной, устанавливающейся посредством любого бытового действия, поскольку это пространство организует также и ритм жизни в соответствии с ритмом явленной Вселенной. То есть русская изба выступает посредником в отношении человека и Космоса, Вселенной, являет место человека в Мире. Изба в единстве конструкта и декора, выполняя свою утилитарную функцию, одновременно служит человеку предельно неутилитарно - вписывает человека в Мировую целостность, являет собой содержание Мира, то есть выступает в качестве произведения искусства.

Подобные документы

Виды русской избы - сельского деревянного срубного жилого дома - брус, кошель, глаголь. Внутреннее убранство избы, ее трехчастная структура. Схема устройства кровли. Семантические знаки, используемые в декоре. Накладная, прорезная и скульптурная резьба.

презентация [3,6 M], добавлен 20.04.2012

История возникновения и развития язычества. Символика славян в декоративно-прикладном искусстве. Ремесла древних славян, русская вышивка и мифология, художественная резьба по дереву. Древние славянские образы в современном декоративном искусстве.

дипломная работа [78,0 K], добавлен 22.06.2014

Роль и значение, особенности проявления образа и символики растения в декоративно-прикладном искусстве русских народных промыслов Хохломы, Жостово, Пермогорья, Урало-Сибирской и Обвинской росписи. Обрядово-мифологическое значение растения в данной сфере.

курсовая работа [64,1 K], добавлен 05.09.2014

Исследование книги Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. "Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор". Значение русской крестьянской избы в жизни крестьянина, история ее строительства. Концентрация знаний об окружающем мире в понятии "дом".

реферат [24,3 K], добавлен 14.06.2009

Хронологические рамки существования славянского язычества; его символика. Описание защитно-заклинательной внешней орнаментации русской избы и внутреннего убранства ее различными оберегами, амулетами и жезлами. Традиционные одежды и украшения язычников.

реферат [2,9 M], добавлен 23.04.2011

"Звериный" и "растительный" мотивы в орнаментах древнерусских мастеров. Самобытный характер книжного декора, художественный облик рукописной книги. Художественный уровень и разнообразие технологии русской чеканки. Резьба по дереву в русской архитектуре.

реферат [1,3 M], добавлен 12.12.2009

Характеристика экспонатов, представленных в музее-заповеднике "Кижи". Архитектурный ансамбль Кижского погоста - удивительное наследие деревянного зодчества. Церковь Воскрешения Лазаря. Дом Ошевнева. Фрагменты интерьера крестьянской избы. Кижские дороги.

русская изба

Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.

Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Крыльцо русской избы

крыльцо

Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.

В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.

На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.

сени

Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени - это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.

Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.

Русская печь

русская печь

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.

С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.

Печной угол

печной угол

Его также называли "бабий угол", поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.

Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись - это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.

Лавки в избе

Лавки

В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.

Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.

Мужской угол (Коник)

коник

Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют "коник". Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.

Женский угол (Середа)

середа

Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.

Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.

Красный угол

красный угол

Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах - лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.

И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.

Крупы, муку и другие продукты народ хранил в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:


Видимая сказочность украшений избы не случайна. Помимо эстетических функций о.

Видимая сказочность украшений избы не случайна. Помимо эстетических функций они защищали избу от негативных воздействий.

Мироустройство дома Правь – верхний мир, где живут птицы и боги Явь – средний.

Мироустройство дома Правь – верхний мир, где живут птицы и боги Явь – средний мир, мир людей, мир животных Навь – нижний мир, мир мертвых

Декоративное убранство избы

Декоративное убранство избы

При постройке избы копали яму, в которую на 20–25 сантиметров углубляли сруб.

Окна — очи, глаза, свет . Окно — глаза на лицо дома, связь с внешним миром, п.

Окна — очи, глаза, свет . Окно — глаза на лицо дома, связь с внешним миром, поэтому и наличники — самая украшенная часть избы. Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы. Действительно, утром окна блестят открытыми глазами, смотрят на всё происходящее вокруг, а на ночь их закрывают ставнями, и изба погружается в сон. Лобовая доска над наличниками – резная, украшена тонким узором, словно кружевная лента украшает лоб красавицы.

Вниз от коня направо и налево спускаются красивые резные доски. Они называютс.

Вниз от коня направо и налево спускаются красивые резные доски. Они называются причёлины, от слова "чело" – лоб. Стык причелин, чтоб в щель не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз, полотенцем.

Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой. Резьба на.

Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой. Резьба на них изображает знаки солнца, земли, воды.

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб

Изба завершалась вырезным коньком, вокруг окон и дверей - отверстий - узоры.

Изба завершалась вырезным коньком, вокруг окон и дверей - отверстий - узоры. Разнообразию оформления изб нет конца: от похожих на неприступную крепость до предельно изукрашенных, ярких и светлых в старые времена все эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли отверстия, края, от проникновения злых сил, были "оберегами".

Задание Эскиз крестьянской избы Подумайте, какую деталь дома вы будете украша.

Задание Эскиз крестьянской избы Подумайте, какую деталь дома вы будете украшать: причелину, полотенце, лобовую доску. Работу можно выполнить восковыми мелками или акварелью.

У каждого дома своё лицо!

У каждого дома своё лицо!

Автор презентации: Стрельцова Фаина Владимировна, учитель технологии, изобраз.

Краткое описание документа:

Декор - что это такое? Слово "декор" означает совместимость, совокупность всех элементов, которые составляют внешнее или внутреннее (интерьерное) оформление любого архитектурного сооружения, помещения, внешнего вида. Существует активный декор, который непосредственно связан с конструктивными функциями сооружения, помещения, внешнего вида, и пассивный декор, который служит только украшением.

Дизайн – это замысел, намерение. Основой значения этого слова является то, что дизайн – это творческая прикладная деятельность человека, которая определяет формальные качества различных предметов и сред, делая их лучше. Эти формальные качества включают в себя как внешний вид предметов и сред, так и усовершенствование структуры и взаимосвязи, что делает их единым целым.

Интересные факты о русской истории, культуре, традициях.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Символы в резных элементах русской избы


Деревенский дом - это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.

Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет.

На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д.



Крышу покрывали тёсом. Тёс ( тесины ) - обработанные топором гладкие доски. Они опирались на водотечник. Сверху их прижимали тяжёлым бревном - охлупнем. Охлупень - конёк, шелом. Конец охлупня вырезали в виде головы коня, птицы и т.п. Под коньком располагалось полотенце, закрывающее стык причелин.


Крыша, как небесный свод

В оформлении крыши символизируется легенда о боге Солнца летящем по небу в золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах оформления дома.









Полотенце - резная доска, свисающая со стыка причелин.






Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля ( ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек ).



Окна - глаза дома

Окна – это глаза дома. Их украшали наличниками и ставнями. Закрытые ставни говорили о том, что все спят, или дома никого нет. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. Но

окна - это не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы. Наличники украшали русалки-берегини, диковинные птицы, гривастые львы-собаки. Все они олицетворяли небесную сферу, водную стихию. Образы животных порой едва угадываются, насколько декоративно они решены, словно перерастают в растительный узор. Дополняли декоративную композицию знаки воды, солнца и матери-земли.




Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания в настоящее время очень сложно. Именно поэтому они так к себе манят…

Читайте также: