Сообщение на тему бурятское народное творчество

Обновлено: 04.07.2024

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Древняя культура Прибайкалья и Забайкалья………………………..4
1. Устно-поэтическое творчество. Бурятский фольклор……………. 6
2. Бурятские летописи и исторические хроники………………………8
Глава 2 Присоединение Бурятии к России – новый этап в развитии культуры………………………………………………………. 11
2.1 Материальная культура и быт………………………………………..14
2.2 Национальная одежда………………………………………………. 19
2.3 Просвещение…………………………………………………………..21
Глава 3 Религия и церковь………………………………………………………23
3.1 Шаманизм. …………………………………………………………….23
3.2 Буддизм………………………………………………………………. 26
3.3 Христианство…………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая культорология.doc

Федеральное агентство по образованию

Специальность Государственное и муниципальное управление

Курсовая работа

По дисциплине: Культурология

На тему: Культура Бурятии

Выполнил: Болдохонова Ф.В. студентка гр. ЗГМУ-09

Проверил: доцент кафедры ГМУ

Глава 1 Древняя культура Прибайкалья и Забайкалья………………………..4

    1. Устно-поэтическое творчество. Бурятский фольклор……………. 6
    2. Бурятские летописи и исторические хроники………………………8

    Глава 2 Присоединение Бурятии к России – новый этап в развитии культуры………………………………………………………. . 11

    2.1 Материальная культура и быт………………………………………. .14

    2.2 Национальная одежда………………………………………………. 19

    Глава 3 Религия и церковь……………………………………………………… 23

    Буряты – самый большой по численности коренной народ Сибири, их почти полмиллиона человек. Живут они на самом юге Сибири – в Бурятии, Иркутской и Читинской областях.

    Археологическими исследованиями установлено, что наиболее ранние следы пребывания человека на территории Прибайкалья и Забайкалья относятся к концу ледникового периода – к поздней поре древнекаменного века (палеолита), т.е. к тому времени, когда стала развиваться культура людей, по своему физическому строению уже мало отличавшемуся от современных.

    В течение многих столетий история Бурятии развивалась во взаимосвязи с историей и культурой монголов и народов Центральной Азии. Поэтому невозможно изучать прошлое народа Бурятии в отрыве от истории культуры монголов, тибетцев и др. народов Центральной Азии. Историко-культурные сокровища народов регионов Азии являлись с далеких времен достоянием бурят-монголов, играли важную роль в формировании и развитии его культуры.

    Историческую основу бурятской культуры составляет комплекс материальных и духовных ценностей, относящимся в целом к культуре монгольского суперэтноса. Комплекс этот включал в себя письменные традиции, возникшие у монголов в веке. В условиях пребывания в составе России, вторжения в Бурятию двух систем культуры и идеологии - западно-христианской и восточно-буддийской, их воздействия и влияния традиционная номадическая и полуномадическая культура, с одной стороны, продолжала свое развитие, приобретая новое содержание и формы, а с другой, начала трансформироваться и в какой-то мере вытесняться ценностями двух мировых религий. В итоге образовался новый культурный синкрет – собственно бурятская культура.

    Глава 1. Древняя культура Прибайкалья и Забайкалья

    Прежде всего следует отметить общность происхождения фольклора у народов Центральной Азии и Сибири. Многие ныне известные фольклорные произведения были созданы в древнюю эпоху, когда нынешние монголоязычные народы развивались в одинаковых социально-экономических и культурных условиях. Каждая эпоха вносила свои изменения в экономическую и общественную жизнь народа, что в свою очередь, вносило изменения в духовную жизнь людей, в частности наслоения в фольклорно-эпические произведения.

    Отсутствие дальнейших письменных источников вплоть до прихода русских в веке вынуждает реконструировать черты ранней бурятской культуры лишь по данным этнографии и фольклора.

    У бурят происходила постепенная смена материнского рода отцовским, хотя определить хронологические рамки этого процесса и невозможно. О существовании в далеком прошлом материнского рода свидетельствуют: наличие могущественных божеств-женщин в шаманском пантеоне; особая роль женщины в древнейших эпических произведениях. Но отцовский род у бурят восторжествовал задолго до века, вероятно, даже до сформирования основных бурятских племен.

    Родовая связь все еще оставалась основной формой общественной связи. Всякое покушение на жизнь или благополучие члена рода кровно затрагивало его сородичей, приводя к острым конфликтам. Ответом на убийство некогда являлась кровная месть. Но она уже вытеснялась уплатой головщины, дело принимало кровавый оборот лишь в том случае, если виновные уклонялись от выплаты возмещения.

    Общественные празднества, шаманские тайлаганы, облавные охоты, весьма популярные у бурят, несмотря на потерю их экономического значения, носили родовой характер.

    Культурный обмен столь же древен, как и торговый. Взаимный контакт и взаимообогащение культур наблюдается и в глубокой древности. Можно наметить три линии такого контакта, судя по материальной культуре, которая изменяется очень медленно, по культуре духовной, в частности по устному народному творчеству, по орнаментике. Во-первых, обнаруживается немало общих элементов культуры у бурят и у предшествовавших им этнических образований на территории их расселения, оставивших свои следы в древних стоянках и могильниках; во-вторых, близость территории и языка с населением Монголии обусловила постоянный культурный обмен, результатом которого явилось сходство многих обычаев и народных традиций, а также общность многих мотивов в фольклоре; в-третьих, постоянные связи и общность исторических судеб сибирских народов- бурят, якутов, эвенков, тувинцев и других- привели к взаимному обогащению их культуры. Это прослеживается в области лексики, приемов ведения хозяйства, обрядности, верования, изобразительного искусства. Но при всем том культура бурят в основе своей вполне самобытна. Полнее всего ее архаические черты раскрываются в старинных обычаях и фольклоре.

      1. Устно-поэтическое творчество. Бурятский фольклор.

      Устное народно-поэтическое творчество занимает выдающееся место в истории духовной жизни бурятского народа и является важнейшим источником для познания его древней культуры.

      Буряты в мифах, легендах, преданиях, сказках, пословицах и загадках выражали свои представления о мире, отражали важнейшие этапы социального и культурного развития.

      Человек отходил от оборотнических взглядов постепенно, на протяжении многих столетий освобождался от анимизма, что вело к угасанию мифотворчества. Но красочные и образные мифы еще долго сохранялись как произведения народной фантазии, хранящие в себе черты мировоззрения людей далекого прошлого. По этим мифам мы можем судить о духовной культуре предков.

      Мифы и легенды бурят, слагавшиеся в народе в глубокой древности, сохранили ценный материал для изучения древнего бурятского общества. Наукой жизни называют бурятские сказки о животных. В них ярко проявляются наблюдательность и мудрость этого талантливого народа.

      Особый раздел составляет музыкально-драматическое искусство культового назначения – шаманские ритуальные действия, мистерии.

      Элементарное театральное искусство в бурятском шаманстве достигло крайне высокого уровня, почти профессионального. Шаманы пели, плясали, играли на музыкальных инструментах, разыгрывали представления различного характера. Их камлания представляли не только религиозный акт или действие, но особый синкретичный род искусства, в котором было все – сочинение текста, подлинная драматургия, фокус, гипноз, чревовещание.

        1. Бурятские летописи и исторические хроники

        С 17 века буряты стали пользоваться старомонгольской письменностью. С этого времени часть бурят стала грамотной, освоила письменность. Особенно те молодые люди, которые получали образование в дацанских школах. Правда такая форма обучения детей грамоте была не везде. Она практиковалась там, где местные власти уделяли соответствующее внимание просвещению народа, привлекая передовых людей к педагогической деятельности.

        Наиболее способные из бурят продолжали дальше свое образование, изучая философию, логику, восточную медицину и другие дисциплины, становились затем крупными специалистами. Они осваивали фольклор своего народа, создавали родословные и исторические хроники. Бурятские хроники, летописи и родословные, созданные на старомонгольской письменности в вв., сейчас являются ценнейшими историко-литературными источниками. Не все они дошли до наших дней, а многие из дошедших летописных произведений неизвестны широким слоям населения. Это объясняется прежде всего тем, что в годы культа личности и в застойное время все, что было создано на старомонгольской письменности, находилось в забвении. После языковых реформ 30-х годов (бурятский язык в 1931году был переведен латиницу, в 1939 году- на кириллицу) перестал существовать по сути старомонгольский язык, в результате народ был отчужден от своего многовекового культурного наследия. За бортом оказалось богатейшее наследие прошлого: искусствоведческие, исторические и художественные произведения.

        Автор: Мурзина Валентина Юрьевна

        Населенный пункт: Республика Бурятия, пгт. Таксимо

        Как же важна магическая сила слова (пословиц, поговорок, считалок, благопожеланий, скороговорок, дразнилок, страшилок, присказок, здравниц, шуток, прибауток, загадок, легенд, преданий, сказок, сказов) в нравственном, эстетическом, трудовом, физическом воспитании детей. И в нашем детском саду именно этнопедагогике уделяется особое внимание как средству воспитания нравственных, патриотических чувств ребенка-дошкольника.

        В библиотеке МАДОУ мы сделали подборку художественной литературы, музыкальных произведений и видео-коллекций, знакомящих ребят с устным народным творчеством, музыкальными произведениями как на русском, так и на бурятском языке.

        (сказителей-песенников). Честность, порядочность, преданность идеалам справедливости – таковы идеи этого замечательного сказания. Данное фольклорное произведение становится источником и методом народности в воспитании национального характера детей.

        О роли пословиц, поговорок, загадок в жизни бурят вообще часто судят по той роли, какую они играют в настоящее время. Их функции сейчас рудиментарны. Поэтому многим кажется, что так было всегда. Между тем, это не совсем так. Это особенно относится к тем периодам в жизни этнических общностей, когда не было специально организованной системы образования. Есть основание думать, что повсеместное применение загадок как бы восполняли дефицит образования. Между процессом отгадывания загадок в древности и современным мышлением, основанным на аналогии, есть преемственная связь. Метод аналогии и вероятностные принципы в дедуктивных науках возникли не на пустом месте, а имеют генетические корни в практике отгадывания загадок на заре истории. Отгадывание загадок способствует развитию таких качеств мышления, как догадка, сообразительность, находчивость, умение выйти за пределы непосредственной данной в тексте информации, её осмысление. Например:

        (Река, камень, береза).

        Газар доро гахай турэбэ (хартаабха).

        Под землёй птица гнездо свила, яиц снесла. (Картошка).

        Содержание бурятских пословиц, поговорок помогает усваивать обычаи и традиции, морально-нравственные правила своего народа, так как народные обычаи и традиции донесли до нас мудрую организацию воспитания подрастающего поколения, включения его в практическую жизнь. Поэтому было бы большим упущением не пользоваться этим богатством. Среди воспитательных задач разного рода важное место занимают те, что связаны с формированием уважительного отношения к родителям, старшим, младшим, тем, кто трудится, а не бахвалится, дружбе в семье, взаимопомощи друг другу. В качестве примеров приводим несколько пословиц.

        Убгэн хунэй хэлэhэн угэ дууhасаар мунхэ.

        Слово, сказанное стариком, на всю жизнь.

        Бууралhаа угэ дуула, бусалhанhаа ама хурэ.

        Седого слушай, спелое пробуй.

        Хун болохо багаhаа.

        Человеком становятся уже с детства.

        Hайн хун hанаагаар.

        Хороший человек по желанию.

        Аманда орохысаа бу дуугара.

        Не болтай что попало.

        Халуунда hyyха хубуутэй болоорой,

        Хадамда гараха басагатай боолорой.

        Имей сыновей, чтобы продолжить отцовский род.

        Имей дочерей, чтобы замуж выдать.

        Олон хубуутэй, ургэн хореотой болоорой.

        Вырасти много детей, наживи широкие загоны (для скота).

        Хоймороор дуурэн хубуутэй, хорегоор дуурэн малтай болоорой.

        Имей полный хоймор детей, полный загон скота.

        Поскольку многодетность всегда почиталась за счастье, родителям, имеющим много детей, оказывалось большое почтение и уважение.

        Урэтэй хун-зула, урэгуй хун-ула.

        Человек с детьми подобен свече, человек без детей подобен подошве.

        Так гласит народная мудрость.

        Если бурят умирал бездетным, говорили:

        Именно поэтому самая страшная клятва бурята заключалась в словах:

        «Пусть потухнет мой очаг”.

        Предсвадебный день и теперь называют зууха. Собираются родственники и приносят с собой турын нэмэри (прибавку к свадебному столу). Готовят различные блюда национальной кухни, в том числе именного мяса для почётных гостей

        (Тоолэй – голова барана, ууса – крестец, убсуун – грудинка, дала – лопатка).

        Суровые климатические условия, постоянная борьба с различными стихийными бедствиями и природными опасностями на протяжении веков требовали от взрослых уделять пристальное внимание в первую очередь физическому воспитанию детей с самого раннего возраста. Осуществлялось оно путем вовлечения их в различные виды игровой деятельности по мере возмужания и физического развития. Среди бурят были распространены национальные бытовые игры, соревновательные, массовые народные танцы, игры с предметами и без предметов. Это богатое наследие средств воспитания

        народной педагогики приобретает огромное значение для возрождения бурятской национальной культуры, так как относится к детям и молодёжи.

        В бурятских улусах возрождаются национальные игры (нааданы), праздники спортивных игр (сурхарбаны), театрализованные игры. Обычно молодежь, взявшись за руки, ходит по кругу, сначала молча, затем кто-то начинает петь за ним другой, третий и далее все хором. Иногда песни сопровождаются играми-танцами: ягшаа (медвежья пляска), моритур-баша (лошадиная пляска), хотор наадан (глухариная пляска). Бурятские игры-танцы, являясь в какой-то степени подражательными движениями животных, представляют собой гармоничный сплав хореографии, вокала и подвижной игры. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, эти игры-танцы способствуют развитию находчивости, вызывают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, доброжелательность. И самой главной традицией нашего детского сада стало изучение бурятских танцев, ну а в зажигательный ёхор всегда включаются взрослые, показывая тем самым уважение традициям и любовь к родной культуре.

        Такие средства народной педагогики, как народные бурятские празднества и игры, основанные на национальных традициях, культивируют душевную чистоту, творчество, мужество и самообладание, служат делу воспитания детей в духе морального и физического совершенства.

        Уважительное отношение в семье друг к другу и почитание старшими младших, а младшими старших говорит тот факт, что в обращении используются не имена, а слова, показывающие выше указанные отношения.

        Аха (старший брат), дуу (младший брат).

        Эгэшэ (старшая сестра), дуу басаган (младшая сестра).

        Уважение к старшим звучит и в пословицах, приведенных выше.

        Существует дифференциация между родственниками отца и матери. Например: Абга (дядя по отцу), нагаса (дядя по матери). Подчеркивается в

        разговоре, чей это внук (дочери или сына): Аша басаган (внучка (сына), зээ басаган (внучка (дочери)).

        Дружба в семье, отчий дом высоко ценятся у бурят:

        Аха дуунэр эбтэй haa, абдари алтан хэрэггуй.

        Если братья (семья) дружные, то не нужен сундук золота.

        Оорын дайда халуун, хариин дайда хуйтэн.

        В гостях хорошо, а дома лучше, - звучат бурятские пословицы.

        Интерес представляет наименование детей бурят. Основу бурятских антропонимов тюркского происхождения составляют апеллятивы, обозначающие предметы материальной культуры, термины родства и отвлеченные понятия, символически выражающие определенные благопожелания (счастья, крепкости здоровья, долголетия).

        Например: Мангаал (счастье), Алимаа (яблоко), Балтуу (секира), Багдай (кинжал).

        Большинство личных имен тибетско-буддийского происхождения также выражают лучшие душевные качества человека:

        Самбуу (хороший), Лубсан (разумный), Рэгзэн (умный);

        Бутит (ведущий сына), Гунга (процветание), Галдан (счастливый);

        Бал (блеск), Балдан (славный), Вандан (сильный), Вампил (увеличение силы).

        Муухай (плохой), Архинша (пьяница), Нохой (собака), Хуса (баран), Гулгэн (щенок).

        Чадолюбие бурят особенно манифестируется как в именах-пожеланиях, так и в охранных именах, что связано с верой в магическую силу слова, имени, где имя звучит как заклинание, мольба:

        Тогто (задержись), Мунхэ (вечный).

        Итак, в семье национальный характер как составной элемент культуры, проникает не только в сознание, но и на подсознательный уровень, тем самым дети не только понимают национальное, но и чувствуют его. Это способствует формированию национального характера, как на логическом, так и на чувственном уровне.

        На долю воспитателя выпала благородная задача – воспитать в ребенке чувство патриотизма, без которого немыслим человек будущего, патриот и гражданин своей Родины. Чтобы выполнить эту задачу воспитателям необходимо знать о традициях, быте и искусстве народов, проживающих в нашей стране. И в этом нам помогает этнопедагогика.

        В Приложении привожу примеры бурятских народных игр, которые мы используем при проведении праздников, спортивных развлечений.

        Список использованной литературы:

        3. Выдающиеся бурятские деятели (XVII – нач. XX в.). Часть I. / Сост. Ш.Б.Чимитдоржиев, Т.М. Михайлов, Д.Б.Улымжиев. Улан-Удэ, БГУ, 2001 г.

        4. Историко- культурный атлас Бурятии.

        Бурятия: история, культура, современное общество.

        БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

        ТАБУН (hурэг адуун).

        Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанию. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.

        Правила игры: волк может разорвать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.

        ИГОЛКА, НИТКА, УЗЕЛОК. (Зуун, утаhан, зангилаа).

        Играющие встают в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку, узелок. Все они друг за другом то вбегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки.

        Правила игры: иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая выпускать или впускать в круг и сразу же закрывать круг.

        ВОЛК И ЯГНЯТА (Шоно ба хурьгад).

        Правила игры: ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.

        ИЩЕМ ПАЛОЧКУ (Модо бэдэрхэ).

        Правила игры: осаленный должен быстро передать палочку.

        БАБКИ-ЛОДЫЖКИ (Шагай наадан).

        Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

        1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

        2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую, и т.д. Сбитые лодыжки забирает себе.

        3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

        4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

        5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока она летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

        СУРХАРБАН (СТРЕЛЬБА ПО СОЛОМЕННЫМ БАБКАМ).

        Культура Бурятии

        Культура Бурятии представляет собой соединение культур народов Азии и Европы, формирование которой шло параллельно с развитием устоев общественной жизни в Забайкалье. Свой вклад в эту культуру внесли многие племена и народы, на протяжении тысячелетий сменявшие друг друга на этой территории.

        Одним из интереснейших пластов культуры Бурятии является культура его коренного народа – бурят. Огромный пласт культуры принадлежит буддизму и буддийской традиции, принесенной в Бурятию из Тибета и Монголии. К этому пласту относится буддийское учение, включающее философию, тибетскую медицину, астрологию, буддийскую живопись. На этой основе в Бурятии развивались письменность и книгопечатание. Большой вклад в развитие связей Бурятии с Тибетом внес русский художник Николай Рерих.

        Культура русских в Бурятии сохранила свои традиционные черты благодаря, прежде всего, одной из наиболее ярких групп представителей русского населения – семейским (старообрядцам). Самобытностью отличается искусство Забайкальских казаков.


        Современный пласт культуры, получивший развитие в результате создания в Бурятии институтов, деятельность которых была направлена на приобщение народа к европейской культуре, представлен видами культуры, в которых использованы сюжеты, как прошлого, так и настоящего Бурятии. Это литература, опера и балет, искусство драмы, искусство кино, музыкальное искусство, скульптура и живопись, эстрада, цирк, фольклор.

        Национальное искусство других народов, проживающих в Бурятии, представлено фольклорными ансамблями выходцев из Кореи, Китая, Армении, Азербайджана, Польши, Германии, Украины. В Бурятии работают национальные культурные центры и общественные объединения.


        Наиболее интересные образцы материальной культуры хранятся в фондах и выставочных залах музеев, образцы классического и современного искусства представлены в деятельности театров, дворцов и клубов, в деятельности Бурятской государственной филармонии.

        Культура Бурятии находится в непрерывном развитии, она обогащается новыми достижениями, в ней появляются новые направления и виды, но при этом она сохраняет наследие прошлых эпох. Мифы и легенды Бурятии.

        ГЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

        Сурхарбан – праздник-обряд по­читания Земли – проходил ле­том и считался вторым по зна­чению праздником года у бурят. Ритуальная часть праздника обыч­но проходила на горе, где дела­лись жертвоприношения хозяе­вам, – духам местности возле обо. После молебна в степи наступал черед игрищам и состязаниям. Они включали в себя стрель­бу из лука, бурятскую борьбу и скачки. Это был истинно на­родный праздник, собиравший толпы людей со всей округи.



        Участники скачек сорев­новались на дистанции три-четыре километра. Хозяин беговой лошади выхаживал ее за месяц до скачек. После скачек произносилась хвала коню, пришедшему первым.


        В народно-бытовом плане подго­товка к встрече Нового начинается задолго до его наступления – с при­готовления национальных блюд, наведения порядка и чистоты в доме, приобретения обнов и мно­гочисленных подарков для всех родственников и друзей. В первый день нового года дети, если живут отдельно, обязательно приходят с поздравлениями и подарками к родителям или старшим рода. Проявление уважения к старшим является одним из главных значе­ний праздника Сагаалган.

        Хадак подносится так: младший подходит с ним к старшему, держа на ладонях вытянутых рук, и кла­дет на кисть руки, старший пере­кладывает хадак на правую руку младшего и соединяет с ним руки от локтей до кистей.


        МУЗЫКА БУРЯТИИ

        Бурятская музыка представлена как исполнителями из Российской Федерации (Республика Бурятия, Агинский и Усть-Ордынский Бурятские округи), так и исполнителями бурятского происхождения из Монголии и Китая.

        Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами. Ладовая основа — ангемитонная пентатоника. В песенном творчестве прибайкальских бурят (Иркутская область) преобладает неполная пентатоника, состоящая из 3 и 4 звуков.


        Для восточных бурятских песен характерны широкий диапазон, распевность, широкие интервальные ходы, полный 5-ступенный звукоряд. В западных бурятских песнях (сэгээ зугаа) преобладают узкообъёмные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики. Песни: обрядовые, исторические, лирические, хвалебные и т.д.

        Такая протяжная песня — продукт скотоводческого пастушьего племени. Создатели протяжной песни — пастухи, пасущие стада в степи.

        Первые записи бурятских народных песен были собраны и опубликованы И. Г. Гмелиным (1852 год), затем И. С. Стальбрассом и К. Штумпфом (1887 год), А. Д. Рудневым(1909 год).


        Коллектив Намгар

        Среди народных инструментов можно отметить такие инструменты как: духовые — лимбэ (тип флейты),бэшхүүр (бишхур) (язычковый), аман хуур (варган), струнные —морин-хуур и хучир (смычковый), чанза (шанза) и ятага (щипковые), а также многочисленные ударные инструменты.

        В шаманском и буддийском культах применялись хэнгэрэг, сан, дамаари, дынчик (ударные), үхэр-бүрээ, ганлин, бэшхүүр (духовые) и другие инструменты.

        Лупсунцырен и Ацержаб Жамбаловы — известные мастера изготовители музыкальных инструментов.

        ЛИТЕРАТУРА БУРЯТИИ

        Буряты располагают важным письменным наследием. Это в первую очередь бурятские летописи, включающие историю и предания бурят. Буряты — единственный народ Сибири, обладающий собственными историческими письменными памятниками.

        Традиционная литература бурят включала ряд полубуддийских, полушаманских произведений, заключающих в себе истории знаменитых шаманов и правила почитания шаманских божеств.

        Основная масса литературы бурят состояла из переводных произведений буддийской традиции. Это были в первую очередь переводы с тибетского на монгольский буддийских священных книг, трактатов по философии, медицине и т. д. и Данджур — энциклопедия более чем в 200 томов. Главными очагами литературной деятельности являлись монастыри-дацаны, при которых состояли ученые-переводчики. Многие из дацанов были оборудованы библиотеками и типографиями, где книги печатались ксилографическим способом.

        После революции началось формирование бурятского литературного языка на основе латиницы, а затем кириллицы и хоринского диалекта. Это означало разрыв с предыдущей литературной традицией. При этом шло освоение европейских литературных форм и массового светского образования на русском и на бурятском языках.

        Первый литературный альманах на бурятском языке Уран-Угун-Чимек вышел в феврале 1927 года.



        Б.Д. Абидуев Х. Намсараев

        МУЗЕИ БУРЯТИИ

        В Бурятии действуют: 5 государственных, 19 муниципальных, более ста поселенческих и школьных музеев.

        Музей истории города Улан- Удэ был создан в 1990 году, а в 2001-м музей обосновался в памятнике архитектуры и гра­достроительства, доме купца, потомственного почетного граж­данина И.Ф.Голдобина в истори­ческой части города по адресу ул. Ленина, 26. Семья Голдобиных попечительствовала учебным заведениям и приходским шко­лам, вкладывала немало средств на содержание приюта для аре­стантских детей. В 1891 году дом был определен для приема цесаревича Николая, когда он присутствовал на празднова­нии 40-летия Забайкальско­го казачьего войска.



        Национальный музей Республики Бурятия – хранилище культурных, исторических сокровищ народов Бурятии. Музей состоит из двух крупнейших музеев Бурятии: музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова и Республиканского художествен­ного музея им. Ц.С.Сампилова.

        Музей истории – один из крупней­ших музеев Сибири (основан в 1923 г.). Предки народов Бурятии оста­вили бесценную память материаль­ной культуры региона, древних ци­вилизаций гуннов, тюркоязычных и монголоязычных степных кочев­ников – свидетельства далекого и недавнего прошлого, неразрывной связи времен и народов.




        Художники не столько реконструируют картину ко­чевого мира, сколько, реально переживая ее, во­площают на холстах мироздание кочевой цивили­зации. Современная экспозиция музея открывается декоративно-прикладным искусством Бурятии. Мно­гие их виды давно уже стали национальным брендом.

        Музей природы Бурятии – не толь­ко хранилище культурных ценно­стей, естественнонаучных коллек­ций, но и центр экологического воспитания.


        Экспозиция размещена в пяти за­лах: выставочном, естественной истории, геологии и полезных ис­копаемых, ландшафтов Бурятии.


        Особое место в экспозиции отведе­но озеру Байкал. Форма котловины, рельеф дна хорошо видны на макете озера; показаны и байкальские эн­демики: нерпа – единственное мле­копитающее озера, голомянка – глу­боководная, живородящая и самая многочисленная рыбка Байкала.

        На древней земле Бурятии века­ми и тысячелетиями сменяли друг друга племена и народы, и все они оставили после себя множе­ство памятников – жилища и за­хоронения, городища и крепости, оборонительные валы и культо­вые сооружения, предметы быта, ремесел, боевого и охотничье- промыслового снаряжения. Наи­более выразительная часть этих памятников собрана в уникальном музее под открытым небом – Эт­нографическим музее народов За­байкалья.



        Бурятский государственный ака­демический театр оперы и бале­та им. Г.Цыдынжапова (архитектор А.Н.Федоров) проектировался в 30-е годы как Дворец социалистической культуры; построен он в 1952 году. Здание признано памятником ар­хитектуры. Стиль – сталинский ам­пир с национальными декоратив­ными элементами. В оформлении использовались отдельные эле­менты архитектуры дацанов: лю­стры, бра, цветные витражи, пла­фон, горельеф внутри и снаружи, национальный орнамент, башен­ки. Над центральным порталом театра устанвлена художественая композиция: всадники со знаменем на вздыбленных конях. Эта работа А.И.Тимина, автора многих скульптур­ных композиций на улицах города.


        Государственный русский драма­тический театр им. Н.А.Бестужева – первый профессиональный театр в Бурятии. Театр неоднократно менял свой адрес, но, наконец, обрел посто­янное место жительства. В 2007 году началось строительство нового зда­ния театра, а в 2009 он уже принимал первых зрителей. Театр ставит пьесы советской, русской классической дра­матургии, мировой классики.


        Бурятский государственный ака­демический театр драмы им. Х.Н. Намсараева – старейший театр Бурятии. В1959 г. театру было при­своено имя писателя Хоца Намса­раева. В 2012 г. театру исполняется 80 лет. Театр ставит свои спектакли на бурятском и русском языках.


        Музыка Бурятии — музыка (народная и профессиональная) народов, населяющих Бурятию.

        Содержание

        Народная музыка

        Бурятская народная музыка

        Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами. Ладовая основа — ангемитонная пентатоника. В песенном творчестве прибайкальских бурят (Иркутская область) преобладает неполная пентатоника, состоящая из 3 и 4 звуков.

        Для восточных бурятских песен характерны широкий диапазон, распевность, широкие интервальные ходы, полный 5-ступенный звукоряд. В западных бурятских песнях (сэгээзугаа) преобладают узкообъёмные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики. Песни: обрядовые, исторические, лирические, хвалебные и т.д.

        Такая протяжная песня — продукт скотоводческого пастушьего племени. Создатели протяжной песни — это пастухи, пасущие стада в степи. Одинокий пастух стремился заполнить пустоты степных просторов звонкой и широкой песней.

        Первые записи бурятских народных песен были собраны и опубликованы И. Г. Гмелиным (1852 год), затем И. С. Стальбрассом и К. Штумпфом (1887 год), А. Д. Рудневым (1909 год).

        Старожильческая музыкальная традиция

        Старожильческая музыка — музыкальный фольклор, занесённый русскими переселенцами в XVII веке и позднее. Песни долго время сохраняли различные топонимические, лексические и другие черты, указывающие на их исходные регионы. Были распространены сюжетные песни (баллады, романсы), обрядовые песни (родильно-крестильные, свадебные, календарные), лирические необрядовые песни, частушки. Постепенно тексты песен изменяются в соответствии с местными говорами, традициями, природными особенностями и т.д. Свадебные песни долгое время сохранялись практически не изменными, в отличие от не обрядовых песен. В конце XIX — начале XX века разрушается свадебный ритуал; из народной традиции уходят календарные и свадебные песни.

        Старообрядческая музыкальная традиция

        Инструментальная музыка в среде семейских (старообрядцы Забайкалья) распространена мало. Песенная традиция в современности представлена ансамблями и хорами. Сольное пение, за исключением частушечного жанра, не популярно.

        Первые исследования музыкальной культуры семейских проводили П. А. Ровинский в 1873 году и Н. П. Протасов в 1926 году.

        В некоторых сёлах в музыкальной традиции присутствуют индивидуальные черты. Широко распространены песни: рекрутские, хороводные, песни тюрьмы и каторги, заимствованные у старожилов Забайкалья. Сохранились традиционные свадебные песни, духовные стихи, плачи (голошения). Не сохранились календарные обрядовые песни [3] .

        Музыка советского периода

        История

        В 1920-е годы появляется профессиональная музыкальная культура.

        В 1920-е годы в Бурятии появляются музыкальная школа, передвижные музыкальные курсы. В 1923 году Верхнеудинская музыкальная школа преобразована в Верхнеудинский государственный музыкальный техникум [4] . В феврале 1924 года Верхнеудинский духовой орестр НКВД передали в распоряжение Наркомпроса. Оркестр назывался государственный духовой оркестр. Капельмейстер оркестра Срулевич записал 10 вариантов бурятских мелодий. Оркестр был первым духовым оркестром, исполняющим бурятскую музыку [5] .

        15 июня 1927 года в Верхнеудинске состоялся первый выпуск учеников музыкальных краткосрочных курсов БУКа (Бурятского управления культуры) [6] .

        В 1929 году в Улан-Удэ была открыта музыкально-театральная студия, на базе которой в 1931 году был создан техникум искусств.

        У истоков профессиональной музыкальной культуры Бурятии стояли композиторы: П. М. Берлинский, М. П. Фролов, В. И. Морошкин, балетмейстеры: И. А. Моисеев, М. С. Арсеньев, дирижёр М. А. Бухбиндер, педагоги: Т. Глязер, В. Д. Обыденная, режиссёры: И. М. Туманов, Александр Васильевич Миронский (1899—1955), актер и режиссёр Г. Ц. Цыдынжапов и другие.

        Исследования бурятского музыкального фольклора ведут Б. Сальмонт, П. М. Берлинский, Г. В. Башкуев, В. И. Морошкин, Б. Б Ямпилов, Д. Д. Аюшеев, Б. В. Олзоев, Д. С. Дугаров.

        К середине 1930-х годов в республике действовало около 100 коллективов художественной самодеятельности. В феврале 1936 года Наркомпрос республики создал Дом самодеятельного искусства, который вскоре переименовали в Дом народного творчества. [7] Дом народного творчества проводил организационно-методическую деятельность: поставлял инструменты, ноты и методические материалы, был организован первый эвенкийский театр [8] .

        19 марта 1938 года постановлением Совета Народных Комиссаров Бурят-Монгольской АССР была организована Бурят-Монгольская государственная филармония. В 1938 году в составе филармонии было три штатных коллектива: симфонический оркестр, смычковый квартет и цирковая колхозная группа.

        В 1939 году был создан Оркестр бурятских народных инструментов (в настоящее время Оркестр бурятских народных инструментов БГТРК им. Ч. Павлова). В состав оркестра входило 80 музыкантов.

        20 декабря 1939 года Президиум ЦИК Бурят-Монгольской АССР принял постановление о реорганизации национального драматического театра в музыкально-драматический. В 1948 году музыкальный театр был отделён от драматического. На основе музыкального театра был создан Бурятский театр оперы и балета.

        11 мая 1940 года постановлением СНК БМАССР создан Союз композиторов БМАССР. Возглавил Союз композиторов П. М. Берлинский, членами Союза стали В. Морошкин, Д. Аюшеев, Ж. Батуев, Б. Ямпилов, Н. Халбаев, Ч. Генинов, А. Бардамов.

        Композиторы

        В. Л. Наговицин написал: Квартет №2 (Бурятский) (1965 год), "10 бурятских народных песен" (Обработка для голоса и фортепиано), Песни на слова бурятских поэтов.

        А также Г. Г. Дадуев (1914 — 1958), С. С. Манжигеев, А. А. Андреев, Б. О. Цырендашиев, Г-Д. Д. Дашипылов (1937 — 1980) и др.

        Музыканты и певцы

        Певцы: народные артисты СССР Л. Л. Линховоин, К. И. Базарсадаев, народный артист РСФСР Б. М. Балдаков (1918 — 1974), Н. К. Петрова, заслуженные артисты РСФСР В. П. Манкетов, В. Д. Лыгденова, К. И. Гомбоева-Языкова, заслуженный артист Бурятской АССР Д. Ц. Дашиев.

        Артисты балета

        Народный артист СССР Л. П. Сахьянова, народный артист РСФСР П. Т. Абашеев, заслуженный артист РСФСР Т. Е. Гергесова, заслуженные артисты Бурятской АССР Ц. Е. Бадмаев, Ф. С. Иванов.

        Музыкальные организации и учебные заведения

        Фестивали и конкурсы

        Музыкальные коллективы

        Постсоветский период

        Примечания

        См. также

        Литература

        Читайте также: