Сообщение на тему апостолы петр и иоанн

Обновлено: 05.07.2024

В этой книге Булгаков ставил своей целью обоснованно и всесторонне осветить с позиций православия примат авторитета апостола Петра, а также примат любви и авторитета апостола Иоанна в противовес богословской трактовке этого вопроса Католической церковью. Такое

понимание проблемы существовало вплоть до II Ватиканского собора (1962–1965).

Выдающийся религиозный мыслитель и деятель Католической церкви папа Иоанн XXIII, явившийся инициатором и руководителем II Ватиканского собора, состоявшегося четыре десятилетия спустя после выхода в свет книги о. Сергия, внес много существенных изменений – в направлении большей соборности – в католическое миропонимание и трактовку папской власти.

Наряду с критикой указанных моментов о. Сергий вдохновенно и исчерпывающе обрисовал духовные образы святых апостолов Петра, Иоанна и Павла, внеся этим глубокий вклад в православное богословие и экклезиологию.

Православная церковь отвергает примат власти святого апостола Петра, но принимает примат его авторитета, соглашаясь с тем, что ему принадлежит первенствующее место среди других апостолов. Против этого, конечно, не может быть честного и разумного спора. Протестовать против этого факта – значит противиться воле Самого Господа и Его избранию Петра. Но можно спорить о смысле и значении этого факта. И здесь Булгаков проводит блестящий и глубочайший анализ всего контекста 16-й главы

Руководящая роль апостола Петра выражается обычно вовне: он первый проповедует после Пятидесятницы, первый совершает чудо исцеления хромого, отвечает перед Синедрионом, поражает Ананию и Сапфиру, первый принимает в Церковь язычников, открывает Апостольский собор речью.

Очень важным в критике о. Сергия является утверждение, что самоотверженное и грандиозное по масштабам благовествование святого апостола Павла, призванного на апостольское служение Спасителем, представляет очевидную границу примата авторитета Петра. Оба они – первоверховные апостолы, взаимно дополняющие друг друга. Промыслительно и Церковь, как на Востоке, так и на Западе, подтверждает это празднованием их памяти в один день – 29 июня/12 июля.

мимо Иисусе, он немедленно пошел за Ним, провел целый день в беседе с Ним и оказался, таким образом, вместе с Андреем – первоизбранником среди всех апостолов.

Откуда святой Иоанн мог иметь все эти сведения? Их мог сообщить своему возлюбленному ученику и избранному другу только Сам Спаситель. Важно также отметить, что на Тайной вечере апостол Петр не смеет спросить Спасителя об имени предателя и лишь святой Иоанн, возлежавший на груди Спасителя, узнает это имя и передает апостолу Петру.

Еще более существенным является свидетельство о поведении апостола Петра и апостола Иоанна во дворе первосвященника Анны. Здесь происходит расхождение двоицы: апостол Петр, несмотря на утверждение своей исключительной верности Христу, трижды отрекается от Него под влиянием страха, с которым не в силах спра-

виться. Напротив, глубокая устойчивая любовь апостола Иоанна ко Спасителю изгоняет из его души всякий страх. Он безбоязненно сопровождает своего любимого Учителя к Каиафе и на суд к Пилату, оставляя нам живые образы знаменательных бесед римского наместника со Спасителем и с разъяренным иудейским народом, с целью возможного спасения Христа.

Святой Иоанн был единственным девственником среди апостолов, и поэтому Спаситель с высоты своего Креста вручил ему попечение над Приснодевой, что он и выполнял до самой Ее преславной кончины. В лице апостола Иоанна Спаситель предал под Покров Божией Матери весь апостольский чин и человеческий род.

Остается сообщить еще о двух важных событиях. После погребения Спасителя, когда Мария Магдалина известила учеников, что Его нет во гробе, неизменная двоица – Петр и Иоанн – побежали ко гробу. Они еще не зна-

ли из Писаний, что Христу надлежит воскреснуть из мертвых. Иоанн бежал быстрее Петра и прибежал первым, но не вошел во гроб, уступая первенство подоспевшему Петру. Увидев внутри лишь лежащие пелены, Петр вышел из гроба. Тогда вошел Иоанн – и уверовал. Он был единственный из апостолов, который сразу уверовал в воскресение Христа.

Во время чудесного лова рыб в море Тивериадском (21-я глава Евангелия от Иоанна) апостол Иоанн первый узнает появившегося на берегу Спасителя и сообщает об этом Петру. Тот, в соответствии с огненностью своего темперамента, безоговорочно поверив Иоанну, бросается в море навстречу Христу.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что примат любви святого Иоанна Богослова, сочетающийся с приматом его авторитета, не только ограничивает примат авторитета апостола Петра, но и значительно его превосходит и полностью исключает примат его власти.

Как автор Апокалипсиса Иоанн есть единственный новозаветный пророк между апостолами и единственный апостол между пророками. Святому Иоанну, несомненно, принадлежит примат любви и вместе с Петром примат авторитета.

«Если сравнить евангелиста Иоанна с апостолом Павлом, другим великим богословом Нового Завета, то. и один и другой хотят выявить потрясающую новизну Христа и Его благовестия, но они осуществляют это на различных регистрах: святой Павел – со своей пылкостью полемиста, святой Иоанн – с затаенным жаром созерцателя. Один видит в деле Христа новое творение, другой отдает приоритет озарению, принесенному истинным Светом, Приходящим в наш мир. И один и другой являются великими богословами веры, но с заметными нюансами: один говорит, скорее, о вере как основе жизни, другой – о процессе веры как о слиянии личности с Богом. В то время как моралист Павел охотно перечисляет все категории грехов, бушующих в мире, святой Иоанн концентрирует свое внимание на самом существенном грехе – отказе верить. Вера содействует рождению свыше и создает из верующих чад Божиих, призванных жить под действием Духа. Наибольшее число сравнений между обоими великими богословами может быть отмечено в плане христологии.

Из приведенных текстов следует, что католический богослов Е. Кетенэ, сопоставляя подвиги и значение святых апостолов Иоанна, Петра и Павла, выдвигает на первое место апостола любви, и высказывает одинаковые воззрения со взглядами о. Сергия на примат любви и примат ав-

тритета, противопоставляя им примат власти, недопустимый в Церкви Христовой.

Апостолы (в переводе с греческого языка – “посланник”) ученики Иисуса Христа, находившиеся рядом с Ним и являющиеся непосредственными свидетелями Его жизни, которые были избраны для проповеди Евангелия. Число 12 было избрано не случайно, а по количеству колен израильских. Это число считалось особенным, означающего полноту народа Божьего. Так Спаситель избирает 12 апостолов, которые положили начало Новозаветного народа – христиан.

“И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.” (Мф.10:1-4)

Суть служения апостолов

Апостолы были не просто проповедниками новой веры, но и хранителями Слова Божьего. Апостолами было составлено Евангелие и Послания Апостолов, весь Новозаветный корпус текстов. Именно в нем разъяснены вероучительные тезисы и даны нравственные принципы жизни христианина. Они организовали Церковь Христову и распространили христианское вероучение среди не еврейских народов. Своим примером подвижнической жизни апостолы являются примером как любить ближнего и почитать Бога.

Суть апостольского служения заключается в донесении до людей Благой Вести, веры Христовой. Вся их жизнь была посвящена проповеди.

Сколько было апостолов? Кроме ближайших 12 апостолов и апостола Павла были избраны еще 70 апостолов из числа последователей Иисуса Христа. Но они не находились постоянно со Спасителем и не были очевидцами Его жизни. В Евангелии их имена не упоминаются, полный список был составлен в V – VI веках.

12 апостолов — имена и краткие биографии

Список 12 апостолов: Андрей, Петр, Иоанн и Иаков (сыны Зеведеевы), Филипп, Варфоломей, Матфей (мытарь), Фома, Иаков (Алфеев), Иуда (Иаковлев), Симон (Кананит), Иуда (Искариот), Матфий (вместо Иуды предателя).

Наиболее приближенными к Господу апостолами были Петр, Иаков, Иоанн.

Симон (Петр). Проживал в небольшом городке Вифсаиде на берегу Галилейского моря, и занимался ловлей рыбы. В один из дней, когда Иисус проповедовал возле озера Геннисаретского, Он увидел что рыбаки ничего не поймали в свои сети. Господь велел Симону отплыть на глубину и снова закинуть сети. Поймали они такое множество рыбы, что даже лодки начали тонуть.

Симона охватил священный ужас и он сказал:

“выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.” На что получил ответ: “не бойся; отныне будешь ловить человеков.” (Лк. 5, 1-11).

После этого жизнь Симона резко переменилась и он из рыбака превратился в верного последователя Христа. Господь дал ему второе имя: Петр (в переводе с древнегреческого языка означает “камень”), что указывает на твердость в вере и убеждениях, готовность бороться за них).

Именно Петр первым назвал Иисуса Христом и Сыном Божьим. Но при этом он первым и отрекся от Спасителя, когда Его взяли под стражу. После же Петр нашел в себе силы покаяться, за что был прощен и занял верховное место среди апостолов. Его казнили в Риме в 68 году. По Преданию, он попросил распять его вниз головой, так как считал себя недостойным принять муки и смерть таким же образом, как Господь.

Иоанн и Иаков

Иаков и Иоанн (Зеведеевы). Два родных брата, сыновья рыбака Зеведея, наряду с апостолом Петром были ближайшими учениками Спасителя. Только эти три апостола видели Преображение Господа. И только их Иисус Христос позвал с собой, когда воскрешал дочь Иаира. Иаков был казнен Иродом Агриппой I в 44 году.

Младший брат Иакова – Иоанн Богослов является автором “Евангелия от Иоанна” и Апокалипсиса. Иисус Христос выделял его среди всех своих учеников. Именно к нему были обращены слова распятого Спасителя, чтобы Иоанн заботился о Богородице. Как и другие апостолы Иоанн подвергся гонениям, но мученическая участь миновала его. Апостол умер своей смертью в глубокой старости, в возрасте более 80 лет.

Андрей

Андрей. Брат Петра, посвятивший себя служению Богу и не создавший своей семьи. Услышав, что Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и совершает Крещение на Иордане, оставил свой дом и отправился к пророку. Его также называют Первозванным, он был призван первым среди учеников Спасителя. “Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: «мы нашли Мессию, что значит: Христос.” (Ин.1:40-41). Проповедовал среди языческих народов. На его долю выпали жестокие гонения. Был распят в греческом городе Патры в 67 году на Х-образном кресте, который впоследствии назвали андреевским.

Симон Канонит

Симон Канонит (Зилот). По Преданию Церкви именно на его свадьбе Спаситель присутствовал со Своей Матерью и превратил вино в воду. Канонит или Зилот в переводе с греческого и арамейского означает “ревнитель”. Относился к политическому течению зилотов, выступающих против римского владычества и за независимость Израиля. Принял мученическую смерть на берегу Черного моря, предположительно на территории современной Абхазии. Недалеко от Новоафонского монастыря в Абхазии находится пещера, в которой по Преданию жил какое-то время Симон Канонит.

Иаков (младший)

Иаков (младший). Сын Алфеев был сборщиком податей и налогов – мытарем (налоговым инспектором). О его жизни и кончине известно мало. Вел подвижническую строгую жизнь. По одной из версий, принял мученическую смерть на кресте в Египте.

Филипп

Филипп. Проживал в Вифсаиде с женой и дочерьми. После Вознесения ему выпал жребий проповедовать в Греции. Был особо жестоко казнен за проповедь Евангелия в 80 году – распят головой вниз.

Варфоломей

Варфоломей (Нафанаил). Спаситель говорил о нем: “вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства.” (Ин. 1:47). После встречи Нафанаил становится преданным учеником Христа. Просвещал народы Малой Азии вместе с апостолом Филиппом, там же подвергся гонениям и был казнен.

Фома. Был смелым и преданным учеником Христа. Он первый изъявил готовность идти за Спасителем в Иудею, несмотря на угрозу ареста и казни со стороны фарисеев. Когда же другие апостолы пришли с вестью о том, что видели Воскресшего Спасителя, он усомнился в их словах. Когда же Спаситель явился апостолам вновь, то Фоме было сказано:

Проповедовал Благую Весть в Индии, там же был казнен.

Матфей

Матфей (Левий). Был мытарем – сборщиком податей и налогов. Мытари были презираемы среди соотечественников, так как они служили римским прокураторам, предавая иудейский народ. Господь увидел в нем не просто мытаря, а преданного и способного на великие дела человека. Является составителем первого Евангелия (традиционно датой написания Евангелия от Матфея считается 41-55 гг.). Проповедовал в Эфиопии, в этой стране и принял мученическую кончину.

Иуда (Иаковлев)

Иуда (Иаковлев). Младший брат Иакова, сына Алфеева. По Преданию проповедовал в Палестине, Аравии, Сирии, Месопотамии, был казнен в Армении.

Иуда (Искариот)

Иуда (Искариот). Собирал пожертвования на нужды учеников Спасителя, его можно назвать казначеем общины учеников Иисуса Христа. Иуда предал Спасителя первосвященникам за 30 сребренников. Искариот, подойдя к Иисусу Христу, поцеловав его и тем самым указал, кого требуется арестовать. После чего запоздало раскаялся и совершил самоубийство. После Вознесения Иисуса Христа на его место среди 12 апостолов был выбран Матфей.

Матфей

Матфей. Изначально он был избран в число 70 апостолов, но после предательства Иуды по жребию занял его место. Проповедовал в Македонии и на западе Грузии. Позже вернулся в Иудею, где и был побит камнями по приказу Синедриона.

Петр и Павел — первоверховные апостолы

Но после того, как Сам Иисус Христос явился ему, бывший гонитель христиан уверовал в Господа. Савл крестился и всю свою жизнь посвятил проповеди Евангелия, обратив к истинной вере тысячи людей. Его апостольские послания являются важной частью Нового Завета и чаще других посланий звучат на божественной Литургии. Павел перенес многие страдания за веру, несколько раз был арестован. Мученическую смерть принял при правлении римского императора Нерона – был обезглавлен.

Особое место в Православной Церкви занимают первоверховные (по первенству порядка и трудов) апостолы Петр и Павел. Это два абсолютно разных человека, объединенные общим деланием – проповедью Евангелия и незыблемой верой в Иисуса Христа.

12 апостолов Иисуса Христа являются примером истинной и непоколебимой веры. Они продолжили нести Благую Весть после распятия Спасителя. Они же стали первыми христианами-мучениками, которые не побоялись страданий, а исповедовали своего Учителя до самого конца.

4. Сюда же относятся все случаи первенства Петра, описанные в Деяниях Апостолов: руководящая его роль при избрании апостола на место Иуды (Д. А. 1, 15–22); первый проповедует после Пятидесятницы Д. А. 2, 14–36), первый совершает чудо исцеления хромого (Д. А. 3, 4–7), проповедует в храме (3, 12–26), отвечает перед синедрионом (4,8–13), поражает Ананию (5, 1–11), первый принимает в церкви язычников (10), открывает апостольский собор речью (15, 11),

Таким образом, при понимании слов Христа о Петре, как о камени Церкви, действительно нельзя исключить момента правой веры, явленной в исповедании Петровом, как нельзя исключить и личности Петра, удостоенной такого исповедания по божественному промыслу. Исповедание Петрово принадлежит не ему, но всему апостольскому лику, к которому и говорит Господь, продолжая свою беседу со всеми и отнюдь не прерывая ее (как это явствует особенно из паралл. у других синоптиков), однако, в лице Петра. Стало быть, нельзя отрицать и того, что Петр здесь является средоточием, представителем, первостоятелем апостольства, живым его центром, и в этом смысле можно сказать, что здесь – не установляется, но выявляется особая роль Петра среди апостолов, наперед предуказанная при его переименовании, а затем и непрерывно проявлявшаяся и осуществлявшаяся в ряде мелких и повседневных событий, согласно евангельскому рассказу (см. выше). Такой примат принадлежит Петру с первого дня его апостольства, и нельзя сказать, чтобы он был установлен, как нечто новое, в данный момент. Если же придавать такое определяющее значение именно этому моменту, тогда пришлось бы прийти к абсурдному утверждению, что данный Петру примат был здесь же от него и отнят, потому что непосредственно после слов: ты еси Петр, ему было сказано: сатана! В положении Петра в отношении к другим апостолам после этого события ничто заметно не изменилось, как не может быть проведено решительного различия и между ролью Петра до вознесения, когда личное присутствие Господа, конечно, заставляло меркнуть значение Петра, и после Вознесения. Петру неизменно оставалось присуще положение и авторитет первенства, старшины апостолов. Это не есть, конечно, plena potestas или primatus iurisdictionis или власть episcopus universalis, но это есть, несомненно, примат представительства, авторитета, первенства, который при соответствующих благоприятных условиях может расшириться неограниченно, но не может быть выражен в терминах власти. Авторитет есть и власть, заключает ее в себе как некоторое последствие, но власть не есть авторитет. Primatus iurisdictionis в этом смысле содержит в себе такое же внутреннее противоречие, как и обратная формула: primus inter pares, ибо primus уже отличается от pares также как носитель власти не есть уже primus, но единственный в своем роде, который существует не со всеми и среди всех, как первый, но в противопоставлении к ним. Поэтому если на одной стороне стремление к паритету приводит к фактическому уничтожению примата, как авторитета, во всей многозначительности и многозначности (исторической) этого понятия, то на другой стороне примат, несмотря на все заверения и оговорки, поглощает в себе апостольство и производное от него епископство и поэтому не есть уже примат, предполагающий вслед за первым, рядом с ним, вторых того же чина, но есть, действительно, монархия, и притом самого абсолютного типа. Монарх не есть, конечно, primus, но princeps, единственный и несравнимый. Иначе говоря, в этом смысле примат есть уже особый сан, качественно отличающийся от апостольства подобно тому, как качественно от апостолов отличается Пастыреначальник Христос. Стало быть, апостол Петр, по этой логике, есть сверх-апостол, т. е. уже не апостол. Однако, оставим богословствование о примате и обратимся к анализу евангельского текста.

Однако, такое допущение явно не соответствует обстановке рассказа, где присутствовали и эти мнимые овцы, в качестве обедающих и вместе свидетелей примирения Христа со Своим апостолом. Вообще это истолкование овец, как епископов, представляется нам совершенно произвольным примышлением, опирающимся на предвзятость. Несомненно, Петр восстановляется во всем, что он имел, но не приобретает ничего нового, чего не имел. Поэтому восстановляется и примат апостола Петра в том смысле и во всем том объеме, в каком он существовал. Совершается restitutio in integrum, которая сама по себе не содержит указаний относительно этого интегрального состояния. И тексты Ио. 21, 15–17, также как Лк. 22, 33–34 , получают свое значение лишь в зависимости от Мф. 16, 18–22 и в его свете.

Но есть среди двенадцати и второй первоапостол, рядом с Петром. То – Иоанн Зеведеев, Воанергес, сын громов. И об его первоапостольстве громовое свидетельство имеем мы в Новом Завете: в Евангелии Иоанна, а также в его посланиях и Апокалипсисе.

Иоанн с братом были рыбари и имели общее дело с Петром ( Лк. 5, 10 . ср. Мр. 1, 19 ). Призванный Христом в числе двенадцати, он еще раз возвращался к своему занятию, но после чудесного лова рыбы окончательно оставил все и последовал за Христом ( Мф. 4, 21 . Мр. 1, 19 . Лк. 5, 1.11 ). Став апостолом, Иоанн сделался одним из приближенных учеников Христовых, именно одним из тех трех, Петр, Иаков, Иоанн, которые были и при воскрешении дщери Иаира ( Лк. 8, 51 ), и на горе Преображения ( Мф. 17 , и сл. Мр. 9, 2 ) и на Елеонской горе при беседе о конце мира ( Мр. 13, 3 ), и, вместе с Петром, он уготовляет горницу для Тайной вечери ( Лк. 22,8 ), присутствует при Гефсиманском борении ( Мф. 26, 37 . Мр. 14, 33 ). Одним словом, Иоанн по синоптикам является одним из видных апостолов, приближенных к Христу, но и только. Из индивидуальных черт выделяется его ревнивая пылкость, с которой он возбраняет человеку, изгоняющему именем Христовым бесов, но не ходящему за Ним, но получает от Учителя замечание за свою ревность ( Мр. 9, 38–40 ); в другой раз, вместе с братом своим, он изъявляет готовность низвести огонь с неба на неприязненных самарян, и также встречает возражение Учителя ( Лк. 9, 54 ). Эта ревность в нем является еще непросветленным проявлением пламенной любви, свойственной его натуре. Однажды и он делается жертвой иудейского мессианского соблазна, вместе с братом и матерью, в связи с возникшими среди учеников разговорами о первенстве в этом мессианском царстве, в ответ на что они получают должное вразумление от Учителя: Мф. 20, 20 слл. Мр. 10, 35 сл., при этом они вызывают негодование других учеников. Отдавая дань своей среде и времени, Сын Громов, однако, является чуждым слабости воли и неустойчивости характера, которые оказываются присущи Кифе, по крайней мере, прямые сведения об этом отсутствуют. В общем, однако, приходится сказать, что на основании синоптиков не может быть и речи о сопоставлении Петра и Иоанна в отношении первенства среди апостолов, оно здесь явно и бесспорно принадлежит одному Петру.

И прежде всего в Евангелий от Иоанна поражает тот факт, что об Иоанне здесь говорится только двояко: или как о возлюбленном ученике, первоапостоле, или о двоице его с Петром. Не Петр и Андрей, и не Иаков и Иоанн есть основная двоица Иоаннова Евангелия, но Петр и Иоанн. И это исполнено особого смысла и значения. Рассмотрим по порядку соответствующие тексты:

В) На Тайной вечере. На протяжении двух третей Евангелия сам евангелист остается в тени, выступая из нее только там, где, как очевидец, он призван сообщить новые подробности последних дней и часов Спасителя, начиная с рассказа о Тайной вечере, причем и здесь он выступает в сопряжении двоицы с Петром. Заслуживает, впрочем, внимания, что эта двоица (только однажды) появляется уже и в синоптическом повествовании о Тайной Вечере в Евангелии Луки: именно Господь посылает Петра и Иоанна приготовить пасху и дает им соответственные наставления ( Лк. 22, 8–13 ), что они и исполняют. Нельзя не отнестись с благоговейным вниманием к этой подробности о Тайной Вечери: Жених избирает себе двух архитриклинов, начальников пира, которым и вверяет его устройство, как будто пророчественно указуя, что в грядущие времена Тайная Вечеря пребудет только в пределах, куда простирается область первоапостольной двоицы.

И слово Слова не могло не исполниться: от того часа поят ю ученик той во своя си. Осуществилось некое таинственное и великое избрание возлюбленного ученика; и торжественное его посвящение в первоапостола Христова, блюстителя Приснодевы. Оно совершилось в присутствии сохранивших верность до конца, немногих преданных женщин. И тайна этого посвящения оставалась неведомой миру (нет его и у синоптиков). Ее мог огласить только сам посвященный, Евангелист Иоанн, когда пришло тому время, т. е. когда раскрылся весь смысл происшедшего, после Успения Богоматери и ее прославления. Евангелист поименовал и свидетелей этого события, впрочем, в то время, конечно, уже не бывших в живых. Согласно единогласному церковному преданию, единственный среди всех апостолов, Иоанн был девственником, коему и было вверено блюсти Приснодеву, как это умилительно изображается в посвященных ему песнях церковных. 23

Чем была Мария для церкви апостольской? Об этом почти не находим указаний в Д. Ап.: в безмерном смирении Своем Она остается даже еще в более глубокой тени, чем в Евангелиях. Не говорится о том, что Ей прежде всех явился Воскресший, как не говорится, что Она была и на горе Вознесения. Ее имя упоминается только в числе единодушно пребывающих в горнице Сионской после Вознесения (Д. Ап. 1, 14). Ничего не говорится об ее славном Успении, о чудесном прибытии св. апостолов к погребальному ложу (причем в числе их церковная песнь особо выделяет ап. Петра 24 с Иаковом и Иоанном). Это отсутствие письменных сведений обычно является смущающим, особенно пред лицом факта того почитания Богоматери, которое является одинаково существенным и неотъемлемым для всего церковного мира (как в восточной так и в западной его половинах). Однако, эти соблазны маловерных бессильны для верующих и чтущих Матерь Божию, и на основании того опытного ведения, какое мы имеем о Ней ныне, становится непреложным и то значение, которое Она имела и для Церкви апостольской. Она, – а не кто либо из апостолов, не Петр и не Иоанн, – была живым сердцем Церкви, ее средоточием, а, вместе с тем, высшим и непреложным авторитетом. Личный авторитет Богоматери среди апостолов был выше всякого сравнения, а после ее Успения он, конечно, стал еще очевиднее, как очевидно и то, что Богоматерь, пребывающая на небеси, есть уже осуществленная цель мироздания, прославленное творение, увенчанная Церковь. И апостол Иоанн, названный ее сын, тем самым получает первенство среди апостолов. Посему, если можно говорить об установлении первенства Петрова после его исповедания, то с таким же основанием можно говорить и об установлении первенства Иоаннова среди других апостолов на Голгофе. Событие у Креста с Иоанном есть полная аналогия с событием на пути в Кесарию Филиппову с Петром, иначе говоря, два первенства установлены самим Христом: Петрово и Иоанново. Дело богословия понять до конца и извлечь все выводы из этого факта, здесь требуется установить лишь самый факт.

В отношении к сомневающимся о Петре и склонным умалять его авторитет пред Иоанновым здесь твердо и решительно восстанавливается этот авторитет в уже разобранном рассказе о троекратном вопрошании: смущающему впечатлению от троекратного отречения Петра, которое так и остается нисколько не изглаженным у синоптических евангелистов, (а изустное предание, вероятно, восполнявшее этот пробел, могло уже погаснуть), здесь противопоставляется торжественное восстановление Петра в первоапостольстве.

Однако, в отношении к компетенции Петра вопрос был разрешен уже тем, что оставлен открытым относительно Иоанна, о котором хотя прямо и не говорится, что ученик тот не вкусить смерти, но во всяком случае не сказано и того, что он ее вкусит. Притом написано это было много спустя после того, как Петр мученической кончиной своей прославил Бога. И божественные слова: что к тебе уже осуществились самым делом, – тем, что Иоанн пережил Петра. Очевидно, при таком положении вопроса, какая же может быть речь, так сказать, о ликвидации земного дела Иоанна, или о подчинении его преемникам Петра? Если там, на западе, утверждается, что сам Петр живет и действует в своих преемниках, римских епископах, то здесь, на востоке, возлюбленный ученик еще не умирал, а если Господу будет угодно, то и не умрет до второго пришествия, здесь пребывает сам Иоанн Богослов. Живет ли? Этот вопрос, как для Петра, так и для читателей Евангелия Иоанна, остается как некая священная тайна об Иоанне и об его, Иоанновой, церкви.

Эти экзегетические наблюдения отдаем мы ныне на суд компетентной критики в полном сознании того, насколько трудна и ответственна эта область и сколь ограниченными в ней являются единоличные усилия. Само собою разумеется, устанавливаемый здесь факт двойственного первоапостольства Петра и Иоанна 34 ставит на очередь целый ряд и дальнейших принципиальных вопросов первостепенной важности, преимущественно из области учения о Церкви. Однако, сами эти вопросы выходят уже за пределы настоящего очерка.

Лето 1923 г.

Мы воспроизводим здесь итоги этого изучения опираясь преимущественно на новейшее обширное исследование Michel d’Herbigny S. I. Theologia de Ecclesia, I-II, 2 изд. Paris. 1920–1.

Апостол, о котором чаще и подробнее всего рассказывается в Евангелиях, не выделялся среди прочих происхождением, образованием или талантами. Он носил вполне обычное еврейское имя Симон, отца его звали Иона, брата — Андрей, учениками Христа братья стали одновременно.

У Симона была жена и собственный дом в селении Капернаум, вместе с братом и отцом они рыбачили на Галилейском озере. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников, столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам и почти что язычникам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра потом опознают во дворе первосвященника.

Апостол Петр — рыбак, ставший камнем в основании Церкви

Есть ли противоречие между двумя рассказами? Да, безусловно. Его легко можно устранить, сказав, что в тот раз Андрей и Петр всего лишь поговорили с Учителем, но не последовали за Ним, а призвал Он их позже — это ничуть не противоречит евангельскому тексту.

По-видимому, два рассказа призваны подчеркнуть две стороны жизни братьев до того, как они стали апостолами.

Матфей и Марк показывают жизнь совсем простых людей, занятых тяжким трудом. А вот Иоанн, который всегда говорит о возвышенном, подчеркивает, что они и до обращения вовсе не были чужды духовных интересов, что слушали проповеди Иоанна Крестителя и ждали прихода Мессии. Такова манера многих библейских повествований: представлять каждую сторону события или явления в целостности и полноте, не объясняя внешних противоречий.

А ведь даже Иоанн Креститель посылал тогда ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле. Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он утвердит Свою Церковь. Именно здесь и раскрылось значение нового имени, Петр-Кифа, которое было когда-то дано как предсказание — а теперь объяснено.

Дело не в личных качествах Симона, а в его пламенной вере, в его готовности принять Учителя и последовать за Ним. Только на этом и может стоять церковь как на нерушимой скале.

Апостол Петр — рыбак, ставший камнем в основании Церкви

Валантен де Булонь. Отречение Святого Петра

После воскресения (Петр сам убедился в том, что тело Иисуса исчезло, а в гробнице лежат лишь пелены, которыми оно было повито) апостолы вернулись в Галилею, к привычному занятию — большинство из них, как и Петр, были рыбаками. Да и что, в самом деле, оставалось теперь делать? И снова, как однажды еще до всех тех великих надежд и огорчений, были заброшены сети, снова они оказались пустыми, и снова какой-то человек с берега велел бросить их еще раз, в иное место. И переполненные сети уже невозможно было поднять на лодку! Первым узнал Господа Иоанн — но именно Петр схватил свою одежду и бросился в воду, чтобы доплыть до Него прежде, чем причалит лодка с остальными рыбаками. Не мог Петр сидеть на месте, видя перед собой Христа.

И все равно Павел потом сказал:

Может быть, выходцу из Галилеи не так уж и просто давались иностранные языки, тот же греческий, на котором говорили меж собой представители разных народов в Восточном Средиземноморье. С Павлом у них даже вышел спор о том, как принимать в церковь людей, не имевших никакого отношения к иудаизму — и мы видим, что победила точка зрения Павла. Петр сначала колебался, несмотря на пережитый опыт с Корнилием.

Апостол Петр — рыбак, ставший камнем в основании Церкви

Караваджо
Распятие Святого Петра. 1601

Пожалуй, Петр, познавший на собственном опыте, как может Христос спасти из бурных вод Галилейского моря или из бездны отчаяния после отречения, лучше, чем кто либо другой из апостолов, мог рассказать об этом.

Читайте также: