Сообщение на педсовете в доу на тему дид игры по развитию речи

Обновлено: 08.07.2024

Выставка авторских дидактических пособий по развитию речи.
Приготовить карточки с крестиками и ноликами для разделения на 2 команды, на доске - игровое поле поделено на 9 секторов:

Правила игры: участвуют 2 команды. Начало игры по жребию. Команды по очереди бросают кубик, на гранях которого написаны слова: я (2 звука), мышь (3 звука), вьюн (4 звука), ямка (5 звуков), честный (6 звуков), ясная (7 звуков). Начинает игру команда, у которой выпало слово с большим количеством звуков. Команда открывает игровое поле под выбранным номером, узнает стоимость вопроса и выполняет задание. Если ответ дан полностью, то команда забирает себе все баллы, если было дополнение от второй команды, то часть баллов отдается ей. В выбранном игровом поле команда ставит свой знак. Если одинаковые знаки выпадают по вертикали, горизонтали, диагонали, то команда получает дополнительный балл.

ЗАДАНИЯ В СЕКТОРАХ ИГРОВОГО ПОЛЯ:

2 сектор. Назвать приемы речевой активизации детей на занятиях и в повседневной жизни. За каждый названный прием засчитывается по 1 баллу на счет команды.

3 сектор. Составить речевой протрет воспитанника прогимназии на этапе перехода от дошкольной ступени к школьной.

  • фонетически и грамматически правильно владеет родным языком и основными формами речи (диалог, монолог);
  • четко произносит все звуки родного языка;
  • может выделить звук в начале, середине и в конце слова;
  • обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него;
  • правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения;
  • может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картине;
  • в речи нет незаконченных предложений, несвязанных между собой;
  • передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова);
  • осознает смысл произносимых слов, предложений;
  • умеет задавать вопросы и давать полный ответ на простые вопросы;
  • умеет оценивать речевое поведение - свое и другого, употреблять в речи отдельные формы речевого этикета.

4 сектор. Счастливый билет (команда занимает сектор поля без ответа) – 5 баллов

7 сектор. Назвать приемы обучения рассказыванию.

  • образец рассказа
  • частичный образец рассказа
  • дублер образца
  • разбор образца рассказа
  • план рассказа
  • воспроизведение плана рассказа детьми
  • коллективный разбор плана
  • коллективное составление рассказа
  • составление рассказа по частям
  • окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
  • подсказ вариантов
  • вопросы, указания, пояснение
  • оценка

8 сектор. Аукцион авторских дидактических игр по развитию речи детей. Всем участникам раздаются фишки в равном количестве стоимостью 7, 5, 3, 1 балла, которыми они оценивают игру. На аукцион можно представить более одной игры, тогда и количество баллов на команду увеличится.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

ВложениеРазмер
pedsovet_rol_did_igry.docx 31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовет

«Нам необходимо добиться того,

чтобы дидактическая игра была не только формой

усвоения отдельных знаний и умений, но и

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в коррекционной работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению, вытеснению или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Изучая методическую литературу, анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть.

В своей работе с детьми я использую различные игры, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении/Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра развивает речь детей:

  • способствует обогащению и активизирует словарь;
  • формирует правильное звукопроизношение;
  • развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли
  • побуждает детей к общению друг с другом;
  • способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • способствует совершенствованию разговорной речи;
  • оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Можно выделить следующие виды дидактических игр:

  • игры – путешествия
  • игры – поручения
  • игры – предположения
  • игры – загадки
  • игры – беседы

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача;
  • игровая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение.

В современной дефектологии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе педагога, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно и без принуждения.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

В своей работе я использую различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Некоторые игры и занятия с детьми я начинаю с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. Мне важно, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.

Организацию дидактических игр я осуществляю в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитателя и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определение количества играющих;
  • подготовка необходимого дидактического материала для игры;
  • моя подготовка к игре: изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;
  • объяснение хода правил игры. При этом обращаю внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
  • показ игровых действий, в процессе которого учу детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
  • определение своей роли в игре, мое участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
  • подведение итогов игры – это ответственный момент. В конце игры спрашиваю у детей, понравилась ли им игра, и обещаю, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.

Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

В своей работе я учитываю не только возрастные особенностях детей, но и всегда помню об отклонениях в развитии (специфика нашего учреждения). Многие мои воспитанники пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Мне приходится постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, включается в музыкальные занятия, является одним из занимательных элементов на прогулке. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Построенная таким образом работа позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширяет знания дошкольника об окружающем мире. Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т.е. дети часто просят поиграть в понравившуюся игру, а отказать детям не в моих правилах.

Список используемых источников

Бондаренко Е.А. Дидактические игры для детей от года до трех лет. – М.: АСТ, 2003. – 127с.

Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М., АЙРИС ПРЕСС, 2004

Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996

Шорохова О.А Речевое развитие ребенка - М., 2009

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшая группа),- М., 1982

Бочарова А.Г., Горева Т.М., Окунь В.Я. 500 замечательных детских игр. – М., 1999

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: объединить усилия коллектива МБДОУ для повышения уровня организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста.

Повестка дня:

5.Практические рекомендации для воспитателей МБДОУ по планированию дидактических игр (старший воспитатель ).

6. Решение педагогического совета.

Ход педсовета

Вводное слово (Заведующий Сахно Н.И.)

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Практически решить эту проблему сумел наш современник Ш. А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Ш. А. Амонашвили играет, общаясь со своими учениками, и вот это драгоценное умение взрослого человека встать, как бы на один уровень с ребенком вознаграждается сполна блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к Учителю.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. И сегодня мы с вами подведем итоги работы нашего дошкольного учреждения по теме:

интерес воспитателя к личности ребенка и речевому индивидуальному обучению с ним;

внимание к речевой индивидуальности ребенка. Своевременная педагогическая помощь в развитии речи ребенка;

сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми, способствующих своевременному развитию речи каждого ребенка;

организация содержательной жизни детей. Их участие в интересной, эмоционально значимой жизни;

наличие дидактического материала;

общение детей в семье

Развитие речи детей с ОНР имеет некоторые особенности:

Нарушения слоговой структуры слова

Несформированность лексико-грамматических категорий

Низкий уровень развития связной речи

Пассивный словарный запас

Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Исходя из особенностей развития речи детей групп компенсирующего вида, воспитатели ставят следующие задачи:

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия

Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарат

закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков

Закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах

Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий

Формирование диалогической и монологической форм связной речи

Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза

Подготовка детей к письму, формирование графических навыков

Развитие памяти, внимания, мышления

Нельзя забывать о том, что ведущая деятельность дошкольников - игровая. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

побуждает детей к общению друг с другом;

способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

способствует совершенствованию разговорной речи;

способствует обогащению словаря;

оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Я считаю, что необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе через игру очевидна. Работа по развитию речи нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

самое главное в дидактической игре то, что дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций:

обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;

развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.

Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.

Я использую дидактические игры для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

5.Практические рекомендации для воспитателей МБДОУ по планированию дидактических игр (старший воспитатель Симоненко Е.С.).

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста - основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.

Дидактические игры кратковременны (10-20мин);

Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени - время игры сокращается. Этого нельзя допускать!

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

При проведении НОД используются те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

При планировании д/игр в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.

Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

Д/игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.

Чаще всего это проверяется д/игрой, в процессе которой, педагог устанавливает, на сколько правильно поняли и усвоили содержание зянятия не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.

Д/игра-это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.

В связи с тем, что д/игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные д/игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.

В д/игре применяются знания, полученные на занятии, обощаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.

Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

М.Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего, и легче всего в игре, игрой".

6. Решение педагогического совета.

1. Воспитателям всех возрастных групп соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня; способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.

2. Воспитателям пополнить тематику используемых дидактических игр при планировании воспитательно-образовательной работы: словесно-дидактическими играми, музыкально-дидактическими играми, играми на развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников, дидактическими играми, направленными на закрепление полученных знаний.

3. Педагогам старших групп и специалистам дошкольного учреждения по мере возможности обогатить воспитательно-образовательный процесс нетрадиционными развивающими играми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка . Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Виды дидактических игр

Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации любой деятельности . Игровые приёмы с обычными игрушками использую в своей работе во время обучения элементарным математическим представлениям, ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах.

Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации любой деятельности . Игровые приёмы с обычными игрушками использую в своей работе во время обучения элементарным математическим представлениям, ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах.

Использование игр в работе по развитию речи

Игры для детей 3 лет

Игры для детей 4 лет

Игры для детей 5 лет

Игры для детей 6 лет

Для детей 4 лет

Для детей 5 лет

Для детей 6 лет

Игры с мячом

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников: повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала; активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно. Спасибо за внимание!

Читайте также: