Сообщение музыкальная культура болгарии

Обновлено: 06.07.2024

Болгарская музыка - яркая и самобытная традиция, существующая в рамках музыкальной культуры Балкан. Начальный этап формирования болгарской народной музыкальной традиции связан с влиянием народной музыки славянских племен. Также болгарская музыка вобрала в себя некоторые черты музыкальных культур других народов, населявших в разное время Балканский полуостров: фракийской, иллирийской, византийской и турецкой.

Вместе с тем народная болгарская музыка столь своеобычна, что спутать ее с фольклором других стран невозможно. Характер этой музыки - страстный, душевный, порывистый. Ее отличает особенный метро-ритм и типично болгарская ладово-тональная мелодика. Особенностью болгарского пения является использование горловых и носовых звуков, а в ритмах, на которые поются песни преобладают ассиметричные. Народные песни Болгарии также характеризует жанровое разнообразие: песнями болгары сопровождают горестные и радостные события жизни, трудовую деятельность, застолья, выражают патриотические чувства.

В арсенале музыкантов, исполняющих народную музыку, находятся волынка (гайда), свирель (кавал), гадулка, тамбура, гусла и тапан.

Также Болгария славна церковным пением. С утверждением на балканских землях христианства в Болгарии оформилась сильнейшая школа религиозных песнопений. В 17 веке русские певчие обучались у болгарских церковных певцов. Среди византийских певцов было много болгар, самый выдающийся из которых Иоанн Кукузель — автор неовизантийской невменной нотации, которая по сей день используется в церковной музыке.

Клубная музыка Болгарии также находится под влиянием этого музыкального жанра, на танцполах часто можно услышать волнующие мелодии поп-фолка.

У болгарской музыки богатая и славная история. В средние века Болгария была страной с цветущей музыкальной культурой и внесла существенный вклад в развитие восточно-православной церковной музыки. Пять столетий томился болгарский народ под игом Оттоманской империи, и это, естественно, остановило развитие профессиональной музыки.

Но именно тогда проявилось истинное величие болгарской народной музыки. Она сохранилась в это страшное время все такой же богатой, свежей, оригинальной, самобытной, отражающей душу народа. Болгарское народное звуковое творчество давно признано многими зарубежными специалистами как одно из богатейших в Европе по своей своеобразной, красивой и выразительной мелодичности, интересной мелизматике и в особенности по своему удивительному метроритмическому разнообразию (известные болгарские такты 5/8, 7/8, 8/8, 9/8, 11/8 и т.д.). Именно народное творчество послужило богатой основой, на которой вот уже целое столетие развивается болгарская музыкальная профессиональная культура.

Первые болгарские композиторы появились в XIX веке. Это преимущественно авторы песен, которые определили правильное развитие болгарской музыки — ее ярко выраженный, реалистический национальный и демократический характер. Они обращаются к народной песне, и она становится их творческим знаменем. В начале XX века в Болгарии творили два выдающихся композитора. Это, во-первых, Добри Христов, ученик Дворжака, автор многочисленных произведений самых различных жанров, хоровые и сольные песни которого, мелодичные, подчеркнуто болгарские по своему звучанию, пользуются и теперь большой популярностью. Другой, Георгий Атанасов, ученик Масканьи (прозванный Маэстро), автор шести опер.

И все-таки эти успехи были плодом таланта и патриотизма отдельных личностей. Болгарским композиторам приходилось работать в очень тяжелых условиях, сносить пренебрежение и насмешки. Болгарская буржуазия была недовольна ими, потому что их творчество в своей основе было реалистическим, народным, потому что в нем явно сказывалось влияние творчества великих русских композиторов, потому что в подавляющем своем большинстве композиторы остались антифашистами и патриотами.

Многих из них преследовали, некоторых вообще запретили как авторов.

С установлением народно-демократического строя создались все условия для расцвета музыки. Для наглядности приведем всего несколько цифр: если в прошлом в стране имелся один симфонический оркестр, то сейчас их 12, число оперных театров возросло с одного до 6, создано 5 государственных ансамблей, хоровая капелла, государственный радиоквартет и т.д. Число государственных музыкальных коллективов возросло в десять раз. Это явилось главным условием расширения аудитории, подлинной революции в демократизации музыкального искусства. Перед болгарскими композиторами встали новые большие задачи. Народная власть обеспечила им прекрасные условия работы. С большинством композиторов заключаются контракты — государственный платный заказ на новое произведение. Многим из них присвоены звания народного и заслуженного артиста, лауреата Димитровской премии.

Для новейшей истории болгарской музыки характерно то, что после народной победы 9 сентября 1944 года композиторы стали на сторону народа, посвятили свое творчество служению высокогуманным социалистическим идеям. Расцвет музыкальной культуры, демократизация искусства, новые задачи и цели определили и новый невиданный подъем в творчестве болгарских композиторов за последние пятнадцать лет. Речь идет не о количественном росте музыкальных произведений (многие композиторы стали профессионалами, тогда как в прошлом они писали между прочим), а главным образом о том, что в их творчестве появились новые темы и герои, появились качественно новые черты. Это, разумеется, произошло не сразу — не на второй день после революции. Это сложный и длительный творческий процесс, который продолжается до сих пор. Но теперь, когда мы подводим итоги истекших пятнадцати лет, становится особенно понятным и ясным новый облик болгарской музыки.

Стремление отразить новую жизнь, вдохновить трудящихся на новые подвиги в борьбе за счастье, идти в авангарде времени открыло доступ новому интонационному материалу в произведениях современных болгарских композиторов. Каждой эпохе присущи свои характерные интонации. Кузницей современных болгарских интонаций стала массовая песня. Современная болгарская массовая песня родилась после 1944 года. Правда, у нас и в прошлом имелись сравнительно распространенные песни, но только в социалистическом обществе массовая песня стала в подлинном смысле массовой, начала воздействовать на огромное большинство народа. Массовая песня стала музыкальным символом нового времени, важным рычагом, поднимающим трудящихся на героические дела. Теперь все болгарские композиторы пишут массовые песни, а такие композиторы, как Асен Карастоянов, Светослав Обретенов, Тодор Попов, Георгий Димитров зарекомендовали себя как зрелые мастера этого нового жанра. Их песни пользуются большой популярностью. Современная болгарская массовая песня развилась под благотворным влиянием революционных песен болгарского народа и советской массовой песни.

Особенно крупных успехов добились болгарские композиторы за последние годы в области симфонической музыки. Традиции нашей музыки в этой области, как и стремление обобщить в больших произведениях коренные изменения, наступившие в судьбе народа, безусловно оказали свое благотворное влияние на бурное развитие болгарской симфонической музыки. Очень характерны в этом отношении новые симфонические произведения Петко Стайнова. Две его симфонии и Молодежная увертюра — это крупные синтезирующие произведения, отразившие новый боевой дух времени. Особенно это относится к его Второй симфонии — большому, монументальному полотну, в котором бьется сердце нового человека, строителя социалистической Болгарии. И здесь Стайнов остается верен своей творческой манере, но это уже не старое созерцательное, патриархально-идиллическое звучание.

Динамика нашей бурной современности определяет развитие музыкальной мысли в этом замечательном произведении. Почти то же самое можно сказать и о многих симфонических произведениях Любомира Пипкова и в особенности о его Второй симфонии, концертах для скрипки и для фортепьяно с оркестром, оригинальных Албанских вариациях для струнного оркестра. У Пипкова аспект не так эпичен, как у Стайнова. Он углубляется в психику нового человека, во внутренние конфликты отдельной личности в период титанической борьбы между новым и старым. На симфонизме Пипкова мы видим отпечаток глубокого философского раздумья, стремления проникнуть во внутренний мир нового человека. Поэтому он пользуется чистым, лаконичным языком.

Может быть, самым отрадным явлением в новой болгарской музыке явился рост молодых кадров болгарских композиторов. В основном это воспитанники Софийской консерватории. Все они овладели профессиональным мастерством и уже сделали первые успешные шаги по пути творчества главным образом в области симфонической и камерной музыки. Димитр Христов, Иван Маринов, Стефан Ременков, Цветан Цветанов, Живка Клинкова — талантливые, многообещающие композиторы.

Остановимся на одном из важнейших явлений в современной болгарской музыке — возрождении народного музыкального творчества. В Болгарии созданы все условия для всестороннего развития талантов. Народ слагает новые песни о счастливой, свободной жизни. Большая часть этих песен по художественным достоинствам стоит ниже старых народных песен, которые шлифовались народом на протяжении столетий. Но в современных народных песнях есть драгоценные ростки нового, которые в будущем принесут обильные плоды. Огромную роль в этом процессе играет Государственный ансамбль народной песни и танца под руководством Филиппа Кутева и созданные по его образцу многочисленные профессиональные и самодеятельные коллективы. Они популяризуют болгарское народное творчество далеко за пределами нашей страны, воспитывают в духе патриотизма миллионы слушателей, являясь одновременно своеобразной творческой лабораторией новой народной песни, которая отражает жизнь кооперативной болгарской деревни, идущей по пути социализма.

Истекшие пятнадцать лет были годами невиданного расцвета болгарского музыкального творчества. Новая болгарская музыка является гордостью нашей социалистической культуры и играет важную роль в деле воспитании нового человека.

Музыка Болгарии относится ко всем формам музыки , связанных со страной Болгарии , в том числе классической, народной, популярной музыки и других форм.

СОДЕРЖАНИЕ

Инструменты


Народные инструменты

Болгарские народные группы, называемые битови, используют инструменты, которые обычно включают:

В 1965 году Министерство культуры основало Копривщицкий национальный музыкальный фестиваль, который стал важным событием в демонстрации болгарской музыки, пения и танцев. Он проводится раз в пять лет, последний раз проходил 7–9 августа 2015 года.

Инструменты, используемые в болгарской свадебной музыке

Инструменты, используемые в свадебной музыке, включают скрипку, аккордеон , кларнет , саксофон, ударную установку , электробас, электрогитару и синтезатор.

Фолк-музыка


В Болгарии много региональных стилей. Добруджа , Шоплюк , Родопы , Македония , Фракия , Странджа и Северная Болгария - у всех есть отличительные звуки.

Некоторая народная музыка вращается вокруг таких праздников, как Рождество, Новый год, середина лета и праздник Святого Лазаря , а также необычных обрядов нестинарства в регионе Странджа , в которых сельские жители впадают в транс и танцуют на горячих углях как часть совместного праздник Святых Константина и Елены 21 мая. Музыка также является частью более личных торжеств, таких как свадьбы.

Пение всегда было традицией как для мужчин, так и для женщин. Женщины часто пели песни на рабочих вечеринках, таких как седенка (часто посещаемые молодыми мужчинами и женщинами в поисках партнеров для двора), церемониях обручения и просто для развлечения. У женщин также был обширный репертуар песен, которые они пели, работая в поле.


Асимметричные измерители


Избранная дискография народной музыки

Избранные артисты и группы, исполняющие болгарскую музыку

Православный

Традиция церковного пения в Болгарии насчитывает более тысячи лет и восходит к раннему средневековью. Один из самых ранних известных музыкальных деятелей (композитор, певец и музыкальный реформатор) средневековой Европы Йоан Кукузель (1280–1360), известный как Ангел-озвученный за свои певческие способности, имеет болгарское происхождение.

В Болгарской Православной Церкви существует две традиции церковного пения:

  • Восточное монодическое (одноголосное) пение и хоровое ( полифоническое ). Восточное монодическое пение соблюдает традиции греческой и византийской музыки и требования восьмитонального канона восточно-православного пения .
  • Вторая традиция уходит корнями в хоровую церковную музыку , зародившуюся в 19 веке, когда русская хоровая церковная музыка начала оказывать влияние в Болгарии . В XIX и XX веках многие болгарские композиторы создавали свои произведения в духе русской полифонии. Сегодня православная музыка живая и исполняется как во время богослужений, так и на концертах светских хоров и солистов.

В следующем списке представлены современные болгарские хоры и певцы, чей репертуар основан на православной музыке:

27.92 КБ


Болгарская народная музыка является частью балканской музыкальной традиции, которая имеет свои отличительные особенности.

Народные болгарские инструменты:
(картинки кликабельны:-)

Многие народные болгарские инструменты - это разновидности турецких народных инструментов, например, тамбура происходит от саза, а гадулка от кеменче.


Гайда ― народная волынка из козлиной кожи.


Тракийская гайда настраивается в Ре или Ля.


Родопская гайда или каба гайда больше, имеет более глубокий звук и настраивается в Фа.

Кавал ― продольная флейта, очень близкая к турецкому кавалу и арабскому наю.





Гадулка ― струнный смычковый инструмент, вероятно происходящий от ребека, который держат при игре вертикально и который имеет мелодические и резонансные струны.



Тапан - большой барабан, который держат при игре на ремне через плечо и играют на нем колотушкой по одной стороне и тонкой палочкой по другой.


Тамбура ― струнный щипковый с длинным грифом, на котором играют как аккомпанемент, так и сольные партии.

Тарабука ― барабан с одной мембраной и коническим резонатором, родственный турецкой или североафриканской дарабуке и греческому думбелеки.

Болгарская народная музыка различается по регионам. Добружданский, софийский, родопский, македонский (болгарская Македония) тракийский и придунайский стили имеют свои отличительные черты. Как и у многих других народов, народная музыка у болгар сильно привязана к календарным обрядам и праздникам, таким, например, как Рождество, новый год, середина лета, праздник святого Лазаря, а так же к необычным ритуалам Нестинарства в области Странджа во время двойного праздника Святых Константина и Елены 21 го мая, во время которых жители деревни впадают в транс и танцуют на горячих углях.

Очень развита и песенная традиция, мужская и женская, а так же хоровая.

Наиболее известным ансамблем в советское время в Болгарии был Государственный Ансамбль Народной Песни и Танца под руководством Филипа Кутева. Кутев был, наверное, самым влиятельным музыкантом 20 века в Болгарии, он в определенной степени модернизировал народную музыку, чем добился у себя дома большого признания. В 1951 Кутев основал тол, что сейчас известно как Женский Хор Болгарского Государственного Телевидения, который стал известен по всему миру после выхода ряда записей под названием Le Mystère des Voix Bulgares.

Особенностью болгарской хоровой музыки являются ее необычные ритмы, полифония и гармонии, например большое количество интервалов, таких как большая секунда, а так же бурдонное сопровождение мелодии (часть хора поет мелодическую партию, а другая ― тянет один тон на протяжение этой мелодии или большой ее части), особенно характерное для шопского области вокруг столицы Болгарии Софии и области Пирин.

Некоторые ритмы с одинаковым количеством долей могут считаться по-разному, например: 8ми дольный размер может считаться 2-3-3, 3-2-3, 3-3-2, 2-2-2-2, 2-2-4 2-4-2, 4-2-2 и даже 4-4.

Читайте также: