Сообщение между берлином и фрг

Обновлено: 03.07.2024

— Предполагаем, что из Берлина поезда до Калининграда и Петербурга будут идти через Франкфурт-на-Одере до границы с Польшей и дальше в направлении Варшавы, частично по уже существующему маршруту Варшава–Брест–Минск, — пояснили в пресс-службе ведомства. — Линия — кроме небольших участков в районе Берлина — в последнее время была расширена, теперь скорость движения составов на ней составляет 160 км/ч.

— Железную дорогу не придется строить заново, большая часть пути уже существует. Можно просто прицепить вагоны к экспрессу Берлин–Варшава и продлить его движение до польского Эльблага и далее в Калининград, — заявил парламентарий. — Было бы неплохо, если для туристов, прибывающих в российский эксклав, был упрощен визовый режим. Это бы усилило экономику региона в целом. Для немецких компаний Калининград, кстати, мог бы стать отличной точкой захода на российский рынок.

Политик добавил, что поездам не обязательно курсировать каждый день, достаточно 2–3 раз в неделю. Зимой хватит и одного рейса в неделю — тогда, по мнению депутата, маршрут не будет убыточен.

К слову, именно финансовая убыточность и слабость пассажиропотока стали причинами прекращения движения поездов по этому маршруту в 2013 году.

По мнению Александра Рара, железная дорога из Берлина в Санкт-Петербург отлично впишется в транспортный коридор, который планирует организовать Китай.

Любопытно, до Первой мировой войны в рамках Восточно-Прусской и Петербургско-Варшавской железных дорог между двумя столицами уже курсировали поезда. Ходили они также с одной пересадкой — из-за отличия российской колеи от европейской.

В Калининград поезда из Северной столицы идут окружным путем через Витебск, путь занимает более 23 часов. Благодаря новому маршруту, который пройдет по территории Латвии, время в пути между российским эксклавом и Санкт-Петербургом сократится почти в два раза.

Сейчас в самый западный российский регион из Берлина можно добраться через Белоруссию и Литву — за 37 часов и с двумя пересадками. В июле прошлого года директор Калининградской железной дороги Виктор Голомолзин заявил, что возобновление рейсов в Берлин вряд ли возможно по причине малой загруженности. Поэтому был выбран вариант с включением в маршрут Санкт-Петербурга.

Продолжаю свой рассказ про значимые КПП между Восточным и Западным Берлином.

Heinrich-Heine-Straße

18 апреля 1962 года трое мужчин из Восточного Берлина предприняли попытку на грузовике прорваться через шлагбаум контрольно-пропускного пункта. Тяжело раненный выстрелами пограничников водитель Клаус Брюске (Klaus Brüscke) сумел все-таки довести машину до западноберлинской территории. Он скончался на месте, а оба его спутника получили тяжелые ранения.

Drewitz-Dreilinden (Bravo)

КПП "Браво" ("Контрольно-пропускной пункт B" для удобства обозначения по второй букве английского алфавита) был именем, данным Западными союзниками главному пограничному переходному пункту автострады между Западным Берлином и ГДР. Он являлся одним из главных контрольных пунктов союзников, и был так же известен как КПП "Drewitz-Dreilinden"

Транзитный транспорт из Западной Германии, ожидающий въезда в Западный Берлин на контрольно-пропускном пункте Восточной Германии в Древитце в 1986 году. Водители и пассажиры иногда толкали свои машины, чтобы сэкономить топливо.

Транзитный транспорт из Западной Германии, ожидающий въезда в Западный Берлин на контрольно-пропускном пункте Восточной Германии в Древитце в 1986 году. Водители и пассажиры иногда толкали свои машины, чтобы сэкономить топливо.

Весь комплекс состоял из нескольких бензозаправок, таможни, ресторана и автобусной остановки. Общий концепт дизайна КПП спроектировал немецкий архитектор Rainer G. Rümmler.

Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину было подписано 3 сентября 1971 года в американском секторе Берлина в бывшей резиденции Контрольного совета послом СССР в ГДР и послами США, Франции и Великобритании в ФРГ.

Вступило в силу после подписания 3 июня 1972 года министрами иностранных дел СССР, США, Франции и Великобритании заключительного протокола к соглашению.

Договоренность четырех держав была достигнута по одной из самых сложных международных проблем послевоенного периода.

В результате разгрома фашизма в 1945 году Германия перестала существовать как самостоятельное государство. Державы-победительницы приняли на себя верховную власть в стране, разделив ее на четыре оккупационные зоны. В период оккупации Германия должна была рассматриваться как единое экономическое пространство.

Но почти сразу же между союзниками возникли принципиальные разногласия. Ситуация в восточной и западных зонах оккупации стала развиваться по разным сценариям.

В 1946 году США и Англия объединили свои зоны оккупации в так называемую Бизонию. В 1948 году к ним присоединилась французская зона — образовалась Тризония.

В том же году на совещании в Лондоне правительства США, Англии, Франции решили создать на территории Тризонии отдельное государство. Важным шагом на этом пути была сепаратная денежная реформа, осуществленная в Тризонии летом 1948 года. Она была распространена и на Западный Берлин, оккупированный англо-американскими и французскими войсками, но находящийся в советской зоне оккупации. В ответ советская военная администрация ввела в обращение в своей зоне и в Берлине восточную валюту и ввела ограничения на перевозки из Тризонии в Западный Берлин, фактически установив блокаду Берлина. Разразился острейший международный кризис, главным следствием которого стала невозможность проведения бывшими союзниками в дальнейшем сколько-нибудь согласованной политики в германском вопросе. Раскол Германии практически стал неотвратим. 7 сентября 1949 года было провозглашено образование нового государства — Федеративной Республики Германии (ФРГ), в советской зоне оккупации 7 октября 1949 года была основана Германская Демократическая Республика (ГДР).

На месте особого района Большой Берлин фактически возникли два разных образования: столица ГДР и де-юре остававшиеся оккупированными западные секторы города.

Нерешенность вопроса о статусе Западного Берлина, де-факто жившего по законам ФРГ, стала одной из причин напряженности в отношениях двух новых стран.

Для ГДР существование в столице неподконтрольного ее властям сектора было источником перманентной нестабильности — прежде всего, из-за массового бегства восточных немцев на Запад.

В 1958 году СССР потребовал объявить Западный Берлин "свободным городом" с гарантией его независимости, но западные союзники настаивали на своем праве оставаться в Берлине.

13 августа 1961 года ГДР начала строительство стены вдоль границы секторов и закрыла для перехода туда и обратно обе части города.

В конце 1963 года появилось первое соглашение о пропусках для посещения жителями Западного Берлина своих родственников в восточной части города, возобновлявшееся в последующие годы.

Переговоры о Западном Берлине начались в марте 1970 года и закончились подписанием 3 сентября 1971 года Четырехстороннего соглашения.

Бывшие союзники во Второй мировой войне, исходя из политических и территориальных реалий, подтвердили статус западной части Берлина как самостоятельной территории, не входящей ни в ФРГ, ни в ГДР.

Представителями интересов Западного Берлина в мире оставались три западные страны, и только в отдельных областях, не затрагивающих вопросов статуса и безопасности (консульское обслуживание и др.), эти полномочия могли быть делегированы ФРГ.

В декабре 1972 года ФРГ и ГДР подписали договор об основах двусторонних отношений, а в 1973 году оба немецких государства были приняты в ООН.

За́падный Берли́н (англ. West Berlin , фр. Berlin-Ouest , нем. West-Berlin ) — особое политическое образование, существовавшее с 1949 по 1990 год на территории американского, французского и британского секторов оккупации Берлина. Западный Берлин был анклавом, со всех сторон окружённым территорией ГДР, которая включала в себя Восточный Берлин (см. Четырёхсторонний статус Берлина).

Содержание

Статус





Броневое вооружение американских оккупационных войск на улице Западного Берлина, 27 октября 1961 года.

Статус Западного Берлина в период его существования определялся совокупностью четырёхсторонних договоров СССР, Великобритании, США и Франции (см. Ялтинская конференция). В отличие от Восточного Берлина, входившего в Германскую Демократическую Республику и являвшегося, более того, её столицей, Западный Берлин не был частью Федеративной республики Германия, он не считался федеральной землей, его представители не имели права голоса в бундестаге, а граждане были освобождены от воинской обязанности. Верховной властью в городе являлась трёхсторонняя военная комендатура. Законодательную власть осуществляла палата депутатов (парламент), избираемая населением на 4 года, исполнительную — Сенат Берлина (правительство) во главе с правящим бургомистром. Конституция ФРГ здесь не действовала, тем не менее, Западный Берлин использовал в качестве валюты немецкую марку ФРГ. Существовал наземный и воздушный коридор, связывавший Западный Берлин и ФРГ.

Возникновение

Столица Германии была в результате штурма занята советскими войсками в ходе Берлинской наступательной операции ко 2 мая 1945 года. По согласованию с союзниками СССР, Берлин был поделён между Советским Союзом, США и Великобританией на три (с 26 июля на четыре (Франция)) оккупационные зоны. Восточная зона, занятая советскими войсками, стала впоследствии столицей Германской Демократической Республики. В трёх западных зонах контроль осуществляли, соответственно, оккупационные власти США, Великобритании и Франции.

В 1948 году между союзниками обнаружились разногласия, вылившиеся в полномасштабный кризис, непосредственным поводом для которого стала денежная реформа в Тризонии (оккупационных зонах США, Великобритании и Франции в Германии).

До строительства стены граница между западной и восточной частью Берлина была открыта. Разделительная линия протяжённостью 44,75 км (общая протяжённость границы Западного Берлина с ГДР составляла 164 км) проходила прямо по улицам и домам, реке Шпрее, каналам и т. д. Официально действовали 81 уличный пропускной пункт, 13 переходов в метро и на городской железной дороге. Кроме того, существовали сотни нелегальных путей. Ежедневно границу между обеими частями города пересекали по различным причинам от 300 до 500 тысяч человек.

Отсутствие чёткой физической границы между зонами приводило к частым конфликтам и массовой утечке специалистов из ГДР. Восточные немцы предпочитали получать образование в ГДР, где оно было бесплатным, а работать — в Западном Берлине или ФРГ.

Берлинская стена



Карта Берлина (1961—1989). Красные точки — контрольно-пропускные пункты на границе Западного Берлина с ГДР.

Читайте также: