Сообщение жанры публицистического стиля путевой очерк

Обновлено: 05.07.2024

Жанры публицистического стиля – определенные "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы" произведений" (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации.

Обычно выделяют три группы жанров:

- информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет);

- аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и

- художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).

Модифицируется в жанрах выражение авторского начала. Например, жанр заметки не предполагает открытого проявления авторского присутствия, тогда как в жанре репортажа событие передается через восприятие его автором. Вариативно в разных жанрах действие конструктивного принципа. Так, например, экспрессия возрастает от информационных материалов к художественно-публицистическим, при этом, соответственно, стандарт сокращается.

Рассмотрим стилистические особенности наиболее распространенных жанров газетной публицистики.

Репортаж – в узком смысле слова это жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия. В радио- и телерепортаже при этом все средства, передающие присутствие говорящего на месте события, используются естественным образом, как единственно возможные, например: "мы находимся в зале областного музея", "сейчас спасатель прикрепляет лестницу", "прямо передо мной" и др. В письменной речи те же средства используются для имитации одновременности события и рассказа о нем: это наст. время глагола в сочетании с перфектом, типа "я вижу, что спасатель уже поднялся на третий этаж", эллиптические и односоставные предложения (мы на каменистом плато, сегодня пасмурно), авторское "я" или "мы" в значении "я и мои спутники".

Композиция репортажа предусматривает фиксацию естественного хода события. Однако очень мало событий, да и то только в электронных СМИ передаются в режиме реального времени от начала и до конца (футбольный матч, военный парад, инаугурация Президента). В других случаях время приходится сжимать за счет отбора эпизодов. При этом возникает проблема монтажа эпизодов. Сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий типа Олимпиады в режиме реального времени передается как последовательность эпизодов разных действий, напр.: "сейчас у российских гимнасток вольные упражнения, на ковер выходит…", "а сейчас нам показывают выступления румынских гимнасток на брусьях". В записи событие также передается как последовательность смонтированных эпизодов, за счет монтажа здесь можно добиться четких акцентов на важных моментах события и расширить авторский комментарий. Письменный текст в принципе не способен отразить событие целиком, поэтому автору репортажа приходится излагать только самые яркие эпизоды события, стараясь эту яркость передать в слове за счет отбора самых значимых деталей. И чем больше роль монтажа, тем все более возрастает возможность включения в текст подробного и развернутого авторского комментария, в результате чего может появиться особая разновидность жанра – аналитический репортаж.

Такой текст представляет собой чередование по репортажному поданных фрагментов события и различного рода комментирующих вставок, рассуждений, которые, однако, не должны заслонять от читателя момент присутствия журналиста на месте события. Репортер может передоверить комментарий специалисту – участнику события, тогда в репортаже появляется элемент интервью по поводу текущего события в целом или по поводу отдельных его моментов. Это важный способ динамизации изложения, обогащения содержания и формы текста. С помощью языковых средств в изложение может вовлекаться адресат, напр.: "мы с вами сейчас…".

Статья – аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы. Основной стилистический признак жанра – логизированность изложения, рассуждение, развертывающееся от главного тезиса к его обоснованию через цепочку промежуточных тезисов с их аргументами или же от посылок к выводам, также через цепь второстепенных тезисов и их аргументов.

В языковом плане на уровне синтаксиса выделяется обилие средств, выражающих логические связи высказываний: союзы, вводные слова логического характера, слова и предложения, обозначающие вид логической связи, типа "приведем пример", "рассмотрим причины" и др. На уровне морфологии жанр характеризуется грамматическими средствами, позволяющими выразить формулировки закономерностей: настоящее абстрактное, единственное число с собирательным значением, абстрактные существительные. На уровне лексики наблюдается употребление терминов, в том числе и узкоспециальных с пояснениями, а также слов, называющих отвлеченные понятия. Используются, таким образом, средства языка, позволяющие оформить результат аналитической деятельности автора, который вскрывает закономерности развития явления, его причины и следствия, его значение для жизни общества.

Публицистические статьи – это произведения, форма которых разнообразна. Основные источники варьирования формы газетной статьи – композиция и стилевая ориентация текста. Статья может строиться как рассуждение от тезиса к доказательству или от посылок к выводам. Композиционно статью обогащают различные вставки в виде ярко выписанных эпизодов события, включаемых на правах фактологических аргументов и поводов для рассуждения, или в виде мини-интервью, также выполняющего аргументирующую функцию, ср., например, аргумент "к авторитету".

Особенно разнообразны статьи по стилевой ориентации. Статьи, ориентированные на научный стиль, выдерживают эту направленность чаще всего только в плане логизированности текста. Рассуждение в них может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.

Широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.

Аналитические статьи критического характера могут сочетать ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса и сниженную эмоционально-оценочную лексику, приемы комического (каламбуры, пародирование известных текстов и др.).

Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы.

Тематически очерки весьма разнообразны: они могут быть, напр., проблемными, портретными, путевыми, событийными. Поскольку очерк – это произведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа актуальной общественной проблемы. В тексте очерка гармонично сочетаются ярко, выразительно переданные события, убедительно нарисованные образы героев и глубокие, доказательные рассуждения. Объединение событийных, предметных и логических элементов очеркового содержания зависит от ряда факторов. Прежде всего, оно определяется тем, какой тип композиции избран очеркистом. Если используется событийная композиция, тогда очерк строится как рассказ о событии, в изложении которого, как и в художественном рассказе, выделяются завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Авторские рассуждения, описание героев прерывают действие на какое-то время, но потом развертывание текста вновь подчиняется ходу события. Если используется логическая композиция, построение текста определяется развитием авторского рассуждения, эпизоды одного события или несколько разных событий включаются в изложение как повод для рассуждения, аргумент тезиса, ассоциация по сходству или контрасту и т.д. Изредка используется в очерке эссеистская композиция, при которой развертывание текста осуществляется за счет ассоциаций, резких переходов от одного предмета речи к другому. Надо, однако, учитывать, что внешне хаотичное изложение скрывает целеустремленное развитие авторской мысли, ход которой читатель должен уяснять за счет интерпретации ассоциативных связей текстовых элементов.

Помимо типа композиции на объединение, а также на языковое оформление содержательных элементов очерка влияет тип повествователя. Используется повествование в форме третьего и в форме первого лица. В форме третьего лица повествователь может выступать как закадровый наблюдатель или закадровый комментатор. В первом случае событие, о котором ведется рассказ, предстает перед читателем протекающим как бы само по себе, авторское присутствие обнаруживается только косвенно – в выборе слов, обозначающих детали очеркового мира и оценивающих их, в приостановке повествования для введения формулировок, раскрывающих журналистскую концепцию. Повествователь – закадровый комментатор более активен. Не раскрывая себя в форме "я", он может энергично вмешиваться в действие, прерывая его отступлениями в прошлое (ретроспекциями) или забеганием вперед (проспекцией, т.е. изложением будущих событий, о которых герой пока знать не может). Такой повествователь часто весьма пространно комментирует происходящее и выносит ему оценку.

Наиболее разнообразны функции повествователя в форме первого лица. Иногда журналист использует "я" героя, т.е. очерк строится как рассказ героя о самом себе. Но чаще всего используется авторское "я", при котором повествователь выступает как текстовое воплощение реальной личности журналиста. Функции такого повествователя разнообразны. Так, он может выступать как участник события, анализу которого и посвящен очерк. Больше же всего привлекает журналистов форма повествователя-исследователя. В этом случае в основу компоновки очеркового материала кладется рассказ об исследовании события, которое в результате развертывается перед читателем не так, как оно происходило на самом деле, а в том порядке, как о нем узнавал исследователь.

Таким образом, очерк может строиться, во-первых, как рассказ о реальном событии, которое развертывается в своей естественной последовательности или с ее нарушением в виде ретроспекций и проспекций и которое прерывается или обрамляется авторскими рассуждениями, доносящими до читателя журналистскую концепцию. Автор при этом может выступать как закадровый наблюдатель, закадровый комментатор, участник события, собеседник героя, рассказывающего о событии. Во-вторых, очерк может строиться как рассказ о журналистском расследовании, и в форме изложения бесед с героями, содержания прочитанных документов и соображений по поводу увиденного читатель узнает о событиях и людях, в них участвовавших, а также о проблеме, которую журналист усматривает в приводимых фактах. В-третьих, очерк может представлять собой эмоционально окрашенное рассуждение журналиста о проблеме. По ходу рассуждения излагаются события, описываются герои, что позволяет такому размышляющему повествователю раскрыть проблему на наглядном жизненном материале.

Очерк характеризуется изобразительным письмом: для представления героя и события требуются конкретные, яркие, наглядные детали, которые в ряде случаев и рисуются как реально наблюдаемые повествователем в ходе исследования, путешествия, встречи с героем и т.д.

И наблюдающий, и комментирующий, и участвующий в событии, и исследующий ситуацию повествователь не может быть бесстрастным. Актуальная общественная проблема, события и люди предстают перед читателем в свете эмоциональной авторской оценки, в результате чего очерковый текст бывает окрашен той или иной тональностью.

При разных типах повествователей по-разному строится общение с читателем. Изложение в форме третьего лица или в форме "я" героя обходится без прямого обращения к читателю. Напротив, авторское "я" чаще всего сочетается с активным общением с читателем, особенно в форме "мы" со значением "я, автор, и мой читатель".

Различные сочетания типов композиции, типов повествователя, тональности и способов общения с читателем создают большое

произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Документальный, публицистический, бытовой о. 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. О. русской истории. (Толковый словарь русского языка.)

Очерк - 1) В художественной литературе одна из раз-новидностей рассказа, отличае і ся большой оиисательпосл ыо, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2) Пуб-лицистический, в J ом числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факті,і и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. (Энциклопедический словарь.)

Итак, опираясь на определения словарей, можно сделать вывод, что характерно/і особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий,

о которых идет речь. В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительпые средства, ВВОДИТСЯ элемент художес і пенной типизации.

Очерк, как' и друїпе жанры публицистики, всегда поднимает какую-то важную проблему.

Г j 1 Различают очерк путевой, в котором рассказывается LJLJ О дорожных: впечатлениях: даются зарисовки природы, быта людей, очерк портретный - раскрывает личность человека, его характер, и проблемный очерк, в котором поднимается какая-то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути ее решения.

очерке сочетаются все его разновидности: в путевом — встречаются портретные зарисовки или волнующая автора проблема.

Очень популярен путевой очерк, путевые зарисовки. Поездки, .экспедиции, встречи с интересными людьми дают богатый материал для достоверного и вместе с тем художе- |л венного описания края, для рассказа об ин тересных подях, их быте, для размышлений о жизни.

411. Признаки какого стиля проявляются в приведенном ниже ексте М. Пришвина? Свои выводы подтвердите анализом текста.

С утра был светлый день, утренник скоро растаял, и к по- іудпю утомительно было ходить в ватном пальто. Чайки прилетели раньте меня и теперь сильно кричали на зарас- [Ц01ЦИХ монастырских прудах.

Я ходил берегом озера устраивать свою квартиру на Bounce. У озера два берега: один — древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой — низкий, болотистый v воды, и в воде песок. Овраг здесь называется ио-старин- пому враг: первый от Горицкого Шутов-враг, речка очень маленькая при деревне Веськово с Мемской-горой, за Вееь- ковым-врагом Вознесенский и гора Князек, и тут- рядом Гремячая гора с Гремячим ключом. Вот- на этой Грс.мячей мэре и хранится, как мощи, ботик Петра Первого, и потому вся усадьба называется Ботик.

Не успел я взойти па Грсмячую гору и оглядеться, как і Іадежда Пав.тонна, же и а сторожа Ботика, рассказала мне о Петре, что он был большой любитель воды и раз, увидев издали Плсщеево озеро, повернул копя и прямо спелыми нолями поскакал к г,оде. А в деревне Веськово баба жала рожь и, как увидела, что какой-то верховой топчет, принято, честить его всякими скверными словами. Петру будто бы это очень поправилось, он щедро наградил веськовских мужиков и некоторых даже постоянно звал к себе на совет думу думать. С тех пор вот и пошли в селе Думновы. значит, кто-нибудь из его родни непременно с Петром думу |.\'мал.

Я осмотрел домик, где хранится единственный уцелевший от всей большой петровской потешной флотилии ботик с прогнившим дном, вспомнил из истории, как Петр, приехав сюда через тридцать лет, возмутился небрежным храпением остатков флота и туї' написал свой суровый указ воеводам переелав.чьским2.

остался единственный ботик, переходивший из рук в руки частных владельцев усадьбы. Царь Николай I, наконец, приналег на владимирских дворян, они выкупили ботик, построили тут небольшой дворец, триумфальную арку и мра-морный памятник с надписью из указа Петра:

Настроенный словами Петра, я подошел к обрыву Гремя- чей горы посмотреть на озеро, как на колыбель русского флота. За день кольцо заберегов стало еще отчетливее и было красным от заходящего большого красного солнца. По долетавшим до моеі'о слуха особым гармоническим ладам я узнал пролетающих где-то высоко лебедей.

В доме нашлись какие-то козлы, доски, из которых мы сделали себе столы и кровати, все убрали, наслаждаясь звуком рычащего дерева в лесу: этот звук обыкновенно бывает слышен только в глухих оврагах, а мы слышали его из дворца с большими саженными окнами. Жаль только, нигде не было дырочки для самоварной трубы, и пришлось его оставить на крыльце, но зато, когда я ставил его, вдруг, в нескольких стах шагов от крыльца, услыхал токование тетере-ва, а когда пошел в подвал за лучинками, то в окошко, напуганный мною, выскочил здоровенный русак.

Мы пили чай, с восторгом слушая рычащее дерево.

1. Проанализируйте текст надписи на мраморном памятнике Петру, о котором рассказывает Пришвин: а) какие слова в нем являются архаизмами, какие - историзмами; б) какие грамматические формы являются архаичными, устаревшими; в) какие обороты речи, словосочетания отражают далекое прошлое нашего языка: г) дайте свое толкование порядка слов в предложении этого текста; д) укажите специальную лексику.

Изложите текст из указа Петра, пользуясь современными лексическими и грамматическими нормами (письменно).

Перескажите эпизод, повествующий о посещении Петром I Плещеева озера.

Объясните выделенные слова и словосочетания.

Найдите в тексте устойчивые словосочетания.

Выпишите слова, содержащие орфограмму -тся, -ться в глаголах.

Выпишите все глаголы с безударным личным окончанием, рядом записывайте неопределенную форму глагола.

Выпишите те слова с проверяемой гласной в корне, которые представляют трудность при письме под диктовку.

Путевой очерк, путевой дневник, путевые заметки зна- L^J токов и любителей природы помогают нам лучше понять окружающую нас природную среду — ее звуки, краски, формы, ее таинственный язык, проникнуть в глубинную суть природных явлений.

412. Прочитайте отрывок из путевого очерка В. Распутина. Как соотносятся название, эпиграф и тема очерка? Какие особенности ззыка текста дают возможность отнести его к публицистическому стилю речи?

Опять над нолем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.

Весь день то дождь хлестал, то снег, небо в непривычной для меня степной стороне, ничем не поддерживаемое, сходилось с землей совсем близко, и в серой мгле трудно было что-то рассмотреть. Мы ехали с юга, откуда пришли и куда бежали затем татары: у Красивой Мечи, /юколе гнали их русские ратники, мы остановились и долго глядели на темную воду и на берега, спрашивая, помнят, ведают они славу свою и.ти пет. Но изрытые, истерзанные машинами берета едва ли что помнили. И мы поехали дальше, в сердце этой славы п памяти, куда с самого начала и правили, для чего и затеяли эту поездку. И то, что получилась она с обходом, с порядочным крута.тем, вышло даже хорошо: и старых русских городках, прежде громких, в истории нашей памятных, сбереженных удачей и надеждой и для последующей памяти, в городах, напоминающих в долгом и трудном нуги русской судьбины стоптанные башмаки со сверкающими новыми набойками, мы подворачивали к часовенкам и камням на/і братскими могилами, останавливались перед досками с великими именами и заходили в открытые, работающие музеи и в святыни, ждущие своего восстановления, все эти дни мы словно бы проходили необходимую душевную подготовку, или, лучше сказать, посвящение пе-ред главной встречей, чтобы позводилось нам за кратким сегодняшним мигом и верхним слоем земли увидеть п почувствовать нечто большее, чем могут вместить обычные впечатления.

4 И уж, кажется, на подъезде изнемогали мы от увиденного и услышанного, не в силах сразу отделить, чем можно гордиться и чего нужно стыдиться.

После обеда даже и не серая, а темная мгла стала наваливаться с неба, заставляя нас то и дело взглядывать па часы. Встречные машины прошмыгивали с зажженными фарами, белый свет сомкнулся и был забит мокрым снегом, придорожные деревни наплывали как-то непрочно и случайно, точно их подбивало непогодьем. Но часу в шестом, когда и без того вот-вот натянуться сумеркам и когда мы готовы уже были смириться, что нет, не успеть при свете, вдруг. не подозревайте в этой картине придуманной для красного словца, в лад блокове ким строкам, символики, я пишу, как было, хотя в прежние времена она, вечерняя эта картина, во всем ее продолжении, наверняка была бы принята за великое знамение. Едва свернули мы с богородицкой трактовой дороги вправо к Полю Куликову, как снег прекратился, и произошло это действительно вдруг, в одни миг сразу за поворотом, а тяжелая чугунная тьма неба в том месте, где заходить солнцу, также вдруг потянулась, зашевелилась, и сквозь нее проступило желанное обещание, легонько засветившее степь: так уж и быть, ради вас, потому что вы издалека, попробую.

Я искал впереди глазами шпиль-памятник, о котором был наслышан и который бы заранее показал Поле, и не сразу заметил, что и пашня по обе стороны от дороги, и успевший за вечер задержаться на ней снег, и редкие дальние перелески, и вся обозримая огромная степь закружились и поплыли уже и не от нашего движения, а от какой-то иной силы. Я взглянул на закат — за пять минут там чудом успела обнажиться полоса чистого неба, которая прямо па глазах все расширялась и расширялась, вздымая па/і собой черноту, и на глазах же, как божественная плоть, оживала и наливалась алостыо. От него-то. от волшебного красного света, плывущего с запада, завороженно загорелась и закружилась степь, творя свое д 11 кое, пусть п на паханом, по и тоскливое торжество.

Л тут и шпиль показался, вернее, прежде крест, поднимающийся от земли, и одновременно чуть правей еще кресты — эти, как я догадался, над храмом-памятником Сергию Радонежскому, благословившему князя Дмитрия на великую битву и немало сделавшему для объединения русских сил под его началом.

И покуда подъезжали мы смиренно, сбросив скорость, чтобы лучше видеть открывающееся Поле, кресты вырастали все выше и выше, и вот уже под левым, одиноким, обозначился темный столб, а иод правыми, как три васнецовских богатыря, встало в рост трехчастное здание храма.

Было отчего ошеломленно замереть и забыть на минуту н памятниках, когда мы вышли из машины: казалось, это могло быть только здесь, над Полем Куликовым, и, казалось, выступив из недр веков, являло оно не случайный смысл. І! полгоризонта полыхал закат, да не солнцем, нет, а словно бы его растекшимся во всю ширь освободившегося неба огнем, набирающимся изнутри, из какой-то горячей горло- пины; четкую и чистую кровавую раскаленность этого зареза чер г или еще местами дымные полосы из отступающей черноты, но они быстро погружались, тонули и исчезали бесследно в огненной глубине, которая, не усмиряясь, едва ли не видимыми подтайными взмахами снова наплескивалась па темный берег. И если бы не вечернее время, если бы не сочность и неистовость красок, вполне можно было бы принять это скоро нарастающее зарево за рассвет, выступивший не в свой черед где-нибудь посреди ночи,—так мощно и грозно, продолжая с пугающим мерцанием накаляться, нависли друг против друга над степью красная и черная сторон ы.

И как было предку нашему при виде столь дивного п жуткого зрелища не пасть на колени и не просить у неба защиты — да если случалось оно еще накануне его судьбы?!

По одним источникам, больше ста тысяч, по другим — двести пятьдесят, а по третьим — четыреста тысяч войска выступило па защиту русской земли и русской чести. У Мамая вместе с наемной генуэзской пехотой набралось еще больше. Как раз в той стороне, где горит закат, и выстроилась в переломный для нашей истории день 8 сентября 1380 года, перейдя ночью Дои, сила Дмитрия. Татары, поджидая на подмогу Ягайлу Литовского и Олега Рязанского (должно быть, и сейчас, шесть веков спустя, екает стыдливо сердце ни в чем не повинных рязанцев от вероломства их предка, князя Олега, и позже, в годину страшного нашествия Тохтамыша, снова предавшего Дмитрия Донского -- ох, как памятливо и взыскательно время!), огромным шумным лагерем бурлили здесь, откуда мы сейчас осматриваем I Голе.

Андрей Анисимович Родиончиков, работник краеведческого музея, ведет нас по аллее на самую высокую точку Поля, на знаменитый, увенчанный ныне памятником Дмитрию Донскому, Красный холм. Здесь, по преданию, находилась ставка хана Мамая, отсюда он в окружении пяти своих князьков руководил боем. С того места, где решено устроить смотровую площадку на краю холма, Родиончиков показывает нам расположение русских войск. Говорит он

негромко и неторопливо, будто принимая нас за бывалых, знакомых с этой битвой людей, которым нужно только напомнить, подсказать ее общую картину, возможно, несколько стершуюся в памяти за давностью лет.

Удивительно здесь, на месте события, ощущение близости и очевидности всего, что происходило в тот день. Совсем, кажется, гонкая, да и то полупрозрачная, пропускающая дневной свет, пленка и отделяет его, чуть смазывая знакомые черты, от пас. и до того, что невольно оборачиваешься: не поддел бы какой заблудившийся, перепутавший века татарин на острую свою пику? А не в нас ли, выбрав и выметав загадочным перстом, не в нас ли, по старинному пове- рию, переселились души полегших здесь. Л, люди добрые? Не оттого ли и званы мы сюда за сотни и тысячи верст, да так, что не стало сил откладывать? Не потому ли столь .течко стираются сегодняшние приметы, и вместо распаханной черной степи послушно видится играющий под ветром ковыль, не пересохли, водой текут речки Нижний Дубик и Смолка, по-прежнему жива Зеленая дубрава, полноводнее, шире Непрядва и Дон, которыми мы решительно прикрылись, отказавшись тем самым от возможности отступления,- или победа, или смерть?! И позор полуторавекового рабства не наше ли гнетет сердце, требуя возмездия и справедливости? А этот- закат?

Пет, пройдя шестьсот лет и огрузившись знаниями, в знамения не верят.

Закат между тем уже затмевался, догорал, и небо, вольно осияв родную нам сторону, потихоньку угасало. Потянул

с открытых просторов холодный ветер, в деревнях, что ! 1113ко и смутно темнели возле рек, мелькнули огоньки, заму- I илась степь, и по какому-то неверному ожиданию вот-вот, казалось, возникнут в ней горящие памятные знаки, показывающие, где и что было.

Князь Дмитрий, которому тогда было тридцать лет, оставил иод своим великокняжеским стягом Михаила Бренка (погиб .любимец Дмитрия), а сам в доспехах простого воина дрался в передовом полку, в пешей рати. Татары смяли ее, прорвались сквозь ряды большого полка, завернули левый фланг русских войск и стали сбрасывать его в Непрядву.

. Мы подъехали после к Непрядве — под высоким, крутым до сих пор берегом, куда скатывались воины полка левой руки, течет совсем невеликая, по нашим сибирским понят иям, полусонная речка. Меня удивило, что и Дон, Дон- батюшка, Дои Иванович, как величают его, в месте переправь! не шире каких-нибудь тридцати —сорока метров. Да ведь история и слава не метры считают, а тогда и метров было иоболе, но ведают память. (. )

Ч 1. Какие типы речи встречаются в этом тексте? Назовите их и приведите примеры из очерка.

2. Укажите, какими смысловыми отношениями связаны пред- ЮЖТЧІИЯ и абзацы в тексте. Выпишите средства связи, подтверждающие ваше мнение.

Найдите изобразительные средства языка, использованные автором при написании очерка, выпишите примеры.

Выпишите слова, в написании которых вы затрудняетесь. Объясните их правописание. Составьте для себя орфографический диктант.

Объясните все знаки препинания в тексте.

Выпишите все словосочетания, соответствующие схеме: сущ. + полн. прил. (прич.) с безударным окончанием.

Выпишите слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Корень обозначьте. Образуйте однокоренпые слова.

Подготовьте в виде путевого очерка рассказ об экскурсии или походе, в которых вам довелось участвовать. Опишите увиденное во время пути, расскажите о встрече с интересными .людьми, отметьте их характерные черты; выразите свое отношение к увиденному, возникшие при этом мысли.

Жанр путевой очерк

Путевой очерк возник из популярного в прошлом жанра — литературного путешествия. На протяжении многих столетий жажда к новым впечатлениям, любознательность и интерес к другим народам и странам побуждали людей к путешествиям.

Журналисты прибегали и до сих пор активно применяют возможности данного жанра. Путевой очерк позволяет автору в непринужденной и свободной форме рассказывать читателям о своих впечатлениях, об интересных человеческих типажах, о том новом, что происходит в современной действительности, делиться своими мыслями об увиденном и пережитом.

В статье вы узнаете:

  • что такое очерк, и его основные виды;
  • что такое путевой очерк;
  • жанровые признаки и черты, присущие путевому очерку;
  • особенности написания путевого очерка;
  • предметы отображения;
  • чем привлекателен данный жанр для публициста;
  • примеры путевого очерка.

Очерк — это одна из самых разносторонних и многогранных литературных форм.

Что такое очерк

Очерк — это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.

Очерк считается одной из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики. Такой тип текста относится к особому виду журналистики — к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства.

В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.

Минутка рекламы. Создавайте запоминающиеся, яркие, интересные публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva! После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.

Виды очерков

Выделяют 4 основных вида очерков:

Например: журналист ставит перед собой цель изучить, какие традиции сохранились у людей, проживающих в разных населенных пунктах или же исследует, каким образом государство решает те или иные социальные проблемы в различных городах страны.

    . В таком очерке автор в хронологическом порядке излагает исторические факты и события, связанные с предметом исследования. Анализирует исторические сведения и дает им собственное толкование.

Что такое путевой очерк

Путевой очерк — это очерк, основой которого является описание событий, встреч, происшествий, которые произошли с автором во время его творческого путешествия.

Путевой очерк — многообразный жанр, это одновременно и путевые заметки, зарисовки, и путевой дневник автора. Поэтому очень часто по своей структуре путевой очерк напоминает дневниковые записи: события описываются последовательно, по мере знакомства с ними автором.

Помимо того, что путевой очерк позволяет читателю познакомиться с реальными событиями и людьми, а также увидеть происходящее глазами автора, в очерке присутствует анализ увиденного и узнанного.

Перед автором путевого очерка стоит задача — целостно воссоздать картину действительности. Чаще всего путевой очерк отражает достаточно длительный временной процесс.

Путевой очерк помимо литературной формы активно применяется в рекламной журналистике и на телевидении (телевизионная журналистика о путешествиях). Большинство передач о путешествиях составлено именно в виде путевого очерка.

Путевой очерк: жанровые особенности и признаки

Жанровые особенности, присущие путевому очерку:

  • художественная образность;
  • эмоциональная насыщенность;
  • динамизм и авантюрность;
  • присутствие элементов публицистического и художественного стиля речи;
  • наличие авторского мнения;
  • описываемые события и персонажи взяты из реальной действительности;
  • структура путевого очерка похожа на структуру дневниковых записей;
  • актуальность и злободневность исследуемой проблемы;
  • встречаются сленговые и жаргонные слова, применяется специфическая терминология;
  • для подтверждения своей точки зрения автор использует факты, свидетельства, цитаты, конкретные данные и пр.
  1. Во-первых, это выраженная позиция автора. Все повествование связано с авторским мнением и взглядом на ситуацию. Нередко, автор очерка выступает в роли действующего лица, взаимосвязанного с главным героем.
  2. Диалог с читателем. Используя различные стилистические приемы, автор стремится к тому, чтобы вызвать у читателя интерес и эмоционально вовлечь его в сюжет своего очерка, сделав таким образом читателя участником описываемых событий.

Написание путевого очерка: особенности

Процесс написания очерка достаточно трудоемкий. Чтобы написать очерк недостаточно просто выбрать тему, собрать и проанализировать информацию.

Основная задача автора заключается в том, чтобы полученную информацию переосмыслить и преобразовать в особую очерковую форму.

Таким образом, в каждом очерке должны присутствовать и художественное творчество, и факты — в различных пропорциях (в зависимости от цели и тематики) .

Часто сам материал для сюжета настолько насыщенный, непредсказуемый и сенсационный, что журналисту остается лишь изложить в очерке всю полученную информацию, не прибегая при этом к дополнительной художественной обработке.

В первую очередь, данный жанр привлекателен для публициста тем, что дает возможность высказаться практически по любому поводу — от изучения культуры русской глубинки до глобальной демографической проблемы.

Кроме этого, путевой очерк рассчитан на массовую аудиторию, и благодаря своему стилю написания, а также убедительности и достоверности эффективно воспринимается публикой.

Путевой очерк — это не развлекательное чтиво. Дело в том, что в данном жанре в центре сюжета обязательно будет изучение автором в ходе своего путешествия какой-то социально-значимой проблемы.

Предметы отображения в путевом очерке

Предметом отображения в путевом очерке выступают: человеческий характер, различные конфликтные ситуации, а также общественно-значимые явления.

При написании путевого очерка используются такие методы сбора информации, как интервью, наблюдение, беседа, анализ личных документов.

Путевой очерк вобрал в себя элементы и науки, и искусства: это документы, цифры, статистика, и, одновременно, художественно-предметный мир автора с портретами, пейзажами, интерьерами.

Примеры путевых очерков

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Путевой очерк в русской литературе

Концепция очеркового жанра

  • пейзажные зарисовки;
  • разговорный язык;
  • эмоциональное состояние всех действующих лиц;
  • художественные образы.

Что такое путевой очерк

Публикации в периодических изданиях

В современном виде традиционный жанр обозначил направление, неразрывно связанное с публицистикой, и стал действенным инструментом в политической и общественной жизни социума. В чистом виде описательные заметки остались разве только в туристических проспектах, посвященным преимуществам сервиса. В очерковом сюжете сложно, но органично переплетаются сведения о достопримечательностях страны/региона, социальных отношениях, преобладающих духовных ценностях и материальном положении населения.

Публикации в периодических изданиях

Для тех, кто хочет ознакомиться с жанром путевого очерка, примеры текстов можно легко найти в крупных газетах или в журналах, посвященных путешествиям, туризму и темам международных отношений. В идеале, информация, излагаемая в таких статьях, должна быть исключительно достоверной.

Развитие сюжетной линии предполагает:

  • динамичность;
  • всестороннее исследование событий;
  • личную вовлеченность и заинтересованность автора.

Читатель должен быть захвачен информационным потоком, преподносимым не как свершившийся и оставшийся в прошлом факт, но как феномен, имеющий дальнейшее развитие, приглашая к участию его самого. Читатель может быть согласен или несогласен с трактовкой конкретных событий, но он не должен остаться равнодушным. Задача автора дать почувствовать, что мнение каждого читающего важно и может повлиять на ситуацию. Такая позиция особенно актуальна, если речь идет о проблемах, казалось бы, отдаленных, но на самом деле касающихся каждого:

  • лесные пожары и несанкционированные вырубки;
  • алкоголизм, наркомания среди подрастающего поколения;
  • снижение значимости института семьи;
  • объекты и действия, нарушающие экологическую безопасность;
  • коррумпированность среди властных структур.

От дневника к путевому очерку

Описание впечатлений

Путевой очерк — это сиюминутное эмоциональное восприятие, подвергнутое тщательному внутреннему анализу, с проекцией на особенности местных условий:

  • социальные и религиозные отношения внутри сообщества;
  • экономическую ситуацию, в которой находится страна, регион, отдельная личность;
  • общий культурный уровень.

В документальном повествовании невозможно избежать публицистической направленности. И если очерк готовится к печати, то непременно вызовет общественный резонанс, масштабы которого порой выходят за пределы задумки автора. Подача материала должна предусматривать максимальную объективность и тактичность обзора.

Жанровый диапазон

К путевому жанру одинаково относится и журналистское расследование глобальных событий, и школьное сочинение на тему летнего отдыха и экскурсионных поездок, написанное учеником 4−5 класса.

Он наблюдает за происходящим

Любой очерк, в том числе и путевой, позволяет автору в полной мере раскрыть свое видение мира, через призму которого он пропускает все описываемые жизненные ситуации. Он наблюдает за происходящим или принимает в нем участие, опуская малозначимые эпизоды и заостряя акцент на том, что его беспокоит и волнует.

Художественный язык произведения способствует его большей читабельности, а, значит, и заинтересованности аудитории. Чем красочнее и эмоциональнее изложение, тем более оно привлекает читателя, удерживает его внимание, становится более доступным для органичного понимания.

Читайте также: