Сообщение на тему древнегреческая цивилизация

Обновлено: 04.07.2024

Древняя Эллада – так изначально называлась страна, которую мы знаем как Грецию.

Историю древней Эллады условно можно разделить на следующие этапы:

  • v Минойский
  • v Ахейский
  • v Эллинский

Территорию Греции можно разделить на Южную, Среднюю и Северную.

Южная часть страны была занята героической Спартой.

Среднюю Грецию занимали Афины – сердце Эллады.

Северная территория принадлежали Фессалии и Македонии.

Ранний период развития Греции ( примерно от 3000 до 1000 гг. до н. э.)

Возникла Греция в то время, когда самих греков можно было считать такими же варварами, как и окружающие их народы.

Минойский этап ( примерно 2700—1400 гг. до н. э.)

Относится к самому раннему периоду развития Греции. На этом этапе на острове Крит возникает морское государство царя Миноса, по имени которого назван и весь период. Именно с ним связана мифическая легенда о чудовищном Минотавре и победившем его Тезее.

Природный катаклизм, разразившийся в середине 15 в. до н.э., стал причиной падения Минойской цивилизации, что привело к завоеванию Крита племенем ахейцев.

Ахейский этап ( примерно 1300 по 1100 годы до н. э)

Архаический период развития (750—500 год до н. э.)

Спарта же являлась полной противоположностью Афинам. Это было государство воинов, в котором не было места демократии. Интересно, что управляли Спартой сразу два царя: один из них командовал армией и водил её на войну, а второй занимался административными вопросами. Экономику Спарты обеспечивали рабы – илоты.

Каждый мужчина в Спарте с детства обучался военному мастерству, которое продолжал совершенствовать всю жизнь. В результате этого, спартанская армия была самая сильная и выносливая в Древней Греции.

Ещё один знаменитый город Древней Греции – Фивы. Интересно, что власть в этом городе осуществляла группа богатых граждан – олигархов. Вот откуда пришло к нам это так хорошо знакомое слово.

С одной стороны, олигархи, как огня, боялись афинской демократии, с другой стороны, воинственная Спарта тоже была для них не вариант. В результате, Фивы представляли собой нечто среднее между демократичными Афинами и милитаризованной Спартой.

Классический период развития (500—323 год до н. э.)

В этот период Древняя Греция достигла своего наивысшего расцвета. В ней были заложены основы, практически, всех известных в настоящее время наук.

Наука и политика

В Афинах появляется выдающийся политик, оратор и полководец Перикл, который, фактически, становится правителем Афин.

Из трудов Геродота родится история. Архимед и Пифагор создают основы арифметики и геометрии.

Архитектура

Подлинным шедевром архитектуры становится Парфенон – храм, возведенный в честь богини войны Афины Паллады. Построен в 447 г. до н.э. из белого мрамора талантливым архитектором Фидием.

Греки считали человеческое тело верхом совершенства, и все произведения искусства воспевают и прославляют его в различных ракурсах и позах. Самое известное творение – знаменитая Венера Милосская - богиня любви и красоты, работа неизвестного скульптора.

Живопись Греции представлена в искусной росписи на многочисленных вазах и амфорах.

Древнегреческая мифология считается уникальным шедевром литературы, дошедшим до наших дней.

В Греции существовал целый пантеон различных богов и богинь, а их похождения и приключения дошли до нас в многочисленных мифах. Интересно, что греческие боги весьма далеки от совершенства, очень похожи на людей в этом плане и обладают знакомыми человеческими качествами и пороками: гневом, злобой, завистью, интригами, мелкими пакостями и даже прелюбодеянием.

В классический греческий пантеон входит 12 главных богов, причём, в разных вариантах мифов их состав может меняться.

Верховным правящим богом Олимпа является Зевс-громовержец, повелитель молний.

Его брат Посейдон царствует над водной стихией, а второй брат Аид – над царством мёртвых.

Зевс был не особо разборчив в связях, часто менял жён, но рядом с ним постоянно была одна его супруга – Гера. До неё в жёнах у Зевса побывала Фемида – богиня судьбы.

Дочь Зевса – Афина появилась на свет весьма необычным образом. Зевса долго мучили головные боли, и тогда его сын Гефест ударил его топором по голове. Из раны вышла прекрасная дева в доспехах – Афина.

Бог кузнецов Гефест – нелюбимый сын Зевса и Геры. Он родился уродливым и хромым, за что Гера сбросила его с Олимпа.

В отместку за это, Гефест сделал для Геры золотой трон. Стоило Гере сесть на него, её руки и ноги попали в оковы, которые никто не мог снять.

Дионис – бог виноделия, опьянил Гефеста и уговорил его освободить мать. В благодарность Гера вернула Гефеста на Олимп.

Аполлон и Артемида – брат и сестра, как раз дети другой жены Зевса – Лето. Артемида стала богиней-охотницей, покровительницей животных, а Аполлон – богом искусств и гармонии.

Богиня любви и красоты Афродита тоже явилась на свет очень своеобразным образом. Когда Кронос оскопил Урана, то выбросил его детородный орган в море. Оно вспенилось, и из этой морской пены, образовавшейся в том месте, куда он упал, и вышла на берег прекрасная Афродита.

Гермес – бог торговли, жуликов и воров. Сын Зевса и нимфы Майи.

Ещё на Олимпе есть Гестия – старшая сестра Зевса, очень миролюбивая, в отличие от своего буйного брата.

Пандора вышла замуж за брата Прометея – Эпиметея, и на свадьбу Зевс подарил ей ларец, в который были заключены все людские пороки и несчастья. Пандора открыла этот ларец, и бедствия вырвались наружу и расползлись по земле.

Дочь Пандоры и Эпиметия – Пирра и сын Прометея – Девкалион поженились, у них родился сын Эллин, которого греки считают своим предком и сами себя называют эллинами.

Драма и философия

В драматургию приходят знаменитые авторы Софокл и Эсхил, а философия получает таких гениев как Платон, Сократ и Аристотель.

Греция подарила миру такое волшебное действие как театр. Изначально поэты исполняли свои произведения на дионисиях - религиозных мистериях, посвященных богу Дионисию. Постепенно они превратились в театрализованные представления. Интересно, что все роли, даже женские, исполняли мужчины.

Все современные театральные здания построены по типу древнегреческих амфитеатров. Причём, античные актёры обходились без микрофонов, при этом их было слышно в самом последнем ряду. Этот секрет акустики изобрели тоже в древней Греции.

Из Древней Греции к нам пришли и легендарные Олимпийские игры, задуманные в честь бога Зевса, восседавшего на горе Олимп. Все современные виды спорта вышли из этих древних спортивных состязаний. На время их проведения даже было принято прекращать все войны.

Армия и флот

Основу боевого флота Греции составляли триеры – суда с 3-мя рядами весел с каждого борта.

Войны в Древней Греции

В этот же период Греции приходится столкнуться с нашествием персов, которые пытаются поработить независимых греков. Перед лицом общего врага вечные соперники – Афины и Спарта на время забывают свои споры и объединяются против неприятеля.

В 480 г. до н.э. происходит битва в ущелье Фермопилы, в котором пали смертью храбрых 300 спартанцев во главе с царем Спарты Леонидом. Легендарный подвиг 300 спартанцев, задержавших персидскую армию ценой своей жизни, до сих пор вдохновляет художников и режиссеров на создание картин и художественных фильмов.

После победы над персами отношения между Спартой и Афинами снова обострились, и они сошлись уже друг с другом в Пелопонесской войне, которая длилась 30 лет и окончилась победой Спарты.

Однако, насладиться победой спартанцы не успели, потому что скоро всю Грецию победил македонский царь Филипп – отец легендарного Александра Македонского, прозванного за многочисленные победы Великим.

После победы над Грецией, будущий Александр Великий уже сам предпринял поход на Персию, победив которую, прошёл триумфальным маршем по всему миру и остановился только в Индии.

Эллинистический период развития (323—31 год до н. э.)

Походы Александра Македонского привели Грецию к зениту славы, после чего последовал спад могущества греческой эпохи.

После смерти Александра его необъятная империя распалась так же быстро, как и была завоевана. Её территорию разделили между собой четыре заместителя Александра.

На смену греческой цивилизации пришла железная империя Рима, и Греция стала одной из римских провинций.

Древняя Греция

Один грек стоит тысячи варваров. (Александр Македонский).

Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

История

Карта древней Греции

Карта древней Греции.

Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

Ранний период

Троянский конь

Период Архаики

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народное собрание в Афинах

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой персидской армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

300 спартанцев

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Классический период

Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

марафонская битва

Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до Индии. С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

Эллинистический период

Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

Бамианская статуя Будды

Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен кельтов-галатов.

И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

Культура

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

древнегреческий театр

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Олимпийские игры

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, скифами, кельтами и прочими варварами.

Греческая фаланга

Искусство

Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

Венера Милосская

Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

Парфенон

Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

Руины храма Аполлона в Дельфах

Руины храма Аполлона в Дельфах.

Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

древнегреческая амфора

Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

Религия

Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

греческие боги

А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.


История Древней Греции начинается с зарождения цивилизации и ранней государственности в III—II тысячелетий до н. э. и длится до падения эллинистических государств, захваченных Римом и Парфией. Итак, история Древней Греции условно делится на периоды, которые мы и рассмотрим в данной статье.

Минойский или Крито-Микенский период (2700 – 1400 гг до н.э)

Самая ранняя древнегреческая цивилизация возникла на острове Крит. Это была первая культура, возникшая в Европе. Археологи обнаружили трехэтажные дворцы, построенные в ту эпоху. Самым известным является Кносский дворец царя Миноса. Именно в его правление цивилизация достигла максимального расцвета, поэтому и период называют Минойским, а критян минойцами (больше о Минойском периоде вы можете узнать тут).

Экскурсия “Кносс — Ираклион”. TEZ TOUR

Кносский дворец царя Миноса

Каждый из найденных и изученных дворцов имеет уникальные черты, но у всех есть объединяющие особенности. Так, минойские дворцы были монументальными и многоэтажными сооружениями с внутренними дворами и массивными колоннами.

Прекрасно развитая система водоснабжения и канализации говорит о высоком уровне развития. Минойцы были жизнерадостным и артистическим народом. У них было превосходно развитое сельское хозяйство. Минойцы не только разводили скот и выращивали зерновые культуры, но и одомашнили пчёл, культивировали оливу и виноград. Также известно, что минойцы активно охотились на диких кабанов и птиц. Разнообразие продуктов привело к росту и улучшению здоровья критского населения. Не последнюю роль в процветании минойской цивилизации играло письмо. Минойцам принадлежат самые древние из найденных на Крите иероглифов. Никто не знает, был ли у местных особый язык или они заимствовали письмена из Месопотамии и Египта. Иероглифы долгое время использовались параллельно с линейным письмом А.

История Древней Греции: периоды развития

К тому же критяне были еще и выдающимися мореплавателями, имея прекрасный по тем временам флот. В Восточном Средиземноморье минойскому флоту не было равных: он безоговорочно влиял на все процессы, основывал колонии и боролся с пиратами.

Минойцы имели огромное влияние за пределами Крита, например на материковой Греции найдено немало ремесленных изделий, привезённых с острова. Минойцы наладили торговые связи, в том числе с Египтом, откуда завезли на Крит архитектурные идеи и папирус. Они поддерживали отношения с Сирией и Месопотамией. До сих пор фрески и прочие артефакты минойцев продолжают находить в разных точках — на Кипре, в Анатолии и даже в Израиле. Всё это указывает на высокий уровень организации и стремление к установлению контактов с другими народами.
Однако процветание цивилизации нарушила природная катастрофа. Это было сильнейшее извержение вулкана Тира (нынешний — Санторини). Мощная волна подземных толчков, докатилась до берегов Крита и привела к необратимым последствиям. Туча пепла и вулканической пыли накрыла остров. Оказались разрушены жилые кварталы и наиболее важные дворцы. Почти нетронутым остался только Кносский дворец. Впоследствии здесь зародилась династия, влиявшая на жизнь Крита до прихода Микенцев.

Вслед за разрушениями от вулкана пришла новая беда. С Севера на остров вторглись чужеземцы. В основном это были племена ахейцев и микенцев. Их назвали так по наиболее хорошо изученному центру — дворцовой цитадели и гробницам в Микенах (Пелопоннес). Это и есть предки греков. Захватив остров, они адаптировали линейное письмо минойцев к потребностям собственного языка. Они расселились по всему острову и заимствовали элементы критской (минойской) культуры. После этого Крит стал периферией греческой цивилизации, а ее центр перенесен на материковую часть.

Примерно в 1650-1100 гг до н.э. на материковой части существует Микенская цивилизация, которая находится под влиянием Крита. Микенцы переняли многие культурные навыки минойцев, искусство, а главное письменность. Однако микенцы гораздо воинственнее минойцев.

Наступает расцвет бронзового века. Основным материалом является бронза, она дорогая, потому что в Греции нет ни меди, ни олова, зато микенские кинжалы очень ценятся. Микенские правители жили во дворцах, но не таких, как критские, а с большими укрепленными стенами.

В это время возникают многие города Греции: Микены, Аргос, Спарта, Фивы, Афины. На микенских табличках можно прочесть имена некоторых божеств, таких как Посейдон, Аполлон, которые были известны позже.

К концу XIII — началу XII века микенская цивилизация переживает упадок. Ученые связывают это с климатическими изменениями.

Последнее успешное мероприятие микенских царей — это знаменитая Троянская война 1190 года до н.э. Микенцы объединились, отправились в поход на Трою, долгое время осаждали город на берегу пролива Дарданеллы и захватили его.

О Троянской войне мы знаем из археологических раскопок, Троянская война окончательно подорвала силы микенских государств, и в XII веке микенские царства пали в результате вторжения дорийцев. Дорийцы — тоже греки, это следующая волна колонизации.

История Древней Греции: периоды развития

Древнегреческий поэт-сказитель Гомер

Итак, в XII в. до н.э. на территорию Греции вторглись греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита,. Они вытеснили оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу — резко сократилась численность населения, упал уровень жизни, пришли в упадок ремёсла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства.

В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы. Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города.

Несмотря на минусы, Гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться — накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.

Архаический период истории Древней Греции (VIII–VI вв. до н.э)

История Древней Греции отводит особое место Архаическому периоду. В эту эпоху были заложены основы культуры и развития общества, которые на протяжении следующих столетий непрерывно совершенствовались. Греция периода архаики — это совершенствование ремёсел и кораблестроение, появление настоящих денег и широкое распространение железа.

Архаический период в истории Греции

В архаический период обновилась культура Греции. Центром новой системы ценностей стала человеческая личность, появились новые литературные жанры. На смену эпосу пришла лирическая поэзия, которая описывала радость, горе и чувства. Также философия зародилась как наука в результате попыток греческих мыслителей понять, какое место в этом мире отведено человеку. Кроме того, в Греции тех времён развивалась живопись, и лучший пример — керамика, сохранившая удивительную по красоте роспись. В эпоху архаики получили широкое развитие главные виды древнегреческих ваз: гидрии для ношения воды, объёмные кратеры для смешивания вина с водой, овальные амфоры с двумя ручками и узкой шейкой, в которых хранили зерно, масло, вино и мёд. Форма сосудов полностью соответствовала их назначению, а роспись приобрела гибкие линии. Постепенно усложняется техника исполнения — она требует от художника большего мастерства.

Больше внимания стали уделять декорированию храмов и общественных зданий. Храмы строили на самых видных местах, поскольку они являлись центром не только духовной, но и политической деятельности. Именно в это время создали ордерную систему, которая предопределила развитие греческой архитектуры. В период архаики выделились два ордера: ионический и дорический. Последний характерен для греческих колоний в Южной Италии и на Пелопоннесе, а его происхождение связывают с городами Ионии.

Перемены во всех сферах обусловливались экономическим подъёмом. Использование железа позволило развить виноградарство и увеличить количество оливковой продукции. В результате излишки стали вывозить за пределы Греции, а получение прибыли стимулировало сельское хозяйство. Между полисами укреплялись связи, экономические преобразования заметно изменили Грецию. Как закономерный результат — появление денег, а количество земли уже не является показателем богатства. Во всех греческих полисах увеличилось количество ремесленников, торговцев, владельцев мастерских, крестьяне реализовывали продукцию на народных собраниях — города Греции начали формировать культурно, политически и экономически полноценное общество.

Особый этап архаического периода — Великая греческая колонизация. Бедняки, не смирившиеся с расслоением, искали лучшей жизни в новых греческих колониях. Правителям такое положение дел было выгодно: так проще было распространить влияние на новые земли. Наиболее распространена была колонизация южного направления: восток Испании, Сицилия, часть Италии, Корсика и Сардиния. На юго-восточном направлении заселялись Северная Африка и Финикия, а на северо-восточном — берега Чёрного и Мраморного морей. Событием, впоследствии повлиявшим на ход истории, стало основание Византия — города-прародителя великого Константинополя. Но его развитие и рост относятся уже к другим, последующим эпохам.

Классический период Древней Греции (500–323 гг. до н.э)

В этот период быстро расцвело искусство, литература, философия и политика. Классический период ограничен временем войн с двумя иностранными державами — Персией и Македонией. Несмотря на тяжелые потери греков, войны подтвердили жизнеспособность греческой цивилизации.

Победа эллинов над персами обеспечило грекам возможность свободного политического развития. Началось новое сотрудничество между разными городами-государствами и Афинами. Флот Афин сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Благодаря успешным войнам выросла экономика греческих городов, которая получила поддержку за счет массового использования обращенных в рабство чужеземцев.

Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. В домах богатых людей множится число слуг. В гос. управлении широко используется труд рабов-канцеляристов, а в Афинах также и труд полицейских. Значительная часть свободных людей в греческих городах смогли жить, не обременяя себя физическим трудом. А материальное обеспечение стало основанием для расцвета творческой деятельности художников, писателей, ученых.

За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в Пелопоннескую войну, продлившуюся 27 лет. Война закончилась победой Спарты и поражением Афин. Афинам было запрещено иметь морской флот

Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи. Он был убит, и на трон взошел его сын Александр, в будущем — Македонский.

История Древней Греции: периоды развития

Главным событием правления Александра Македонского стал Восточный поход. Во время этого похода греко-македонцы разгромили Персию. Кроме того, они покорили все страны Ближнего Востока — от Малой Азии, Финикии и Египта до северо-восточных границ Персии и западных областей Индии. Став во главе огромной державы, Александр укрепил ее внутреннее единство. Он имел абсолютную власть монарха. При этом на завоеванных землях непрерывно строились новые греческие города, например Александрия. Впоследствии они стали опорой Македонской монархии.

Всего через 12 лет Александр Македонский умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии. Таким образом, история Древней Греции переживает следующий свой этап развития.

Эллинистический период (323–30 гг. до н.э.)

Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром. Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки. Среди них была и Великая Александрийская библиотека, где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных. И обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н.э. попала под римское господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления.

Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного ей народа), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Древнему Риму удалось подчинить все Средиземноморье. Но господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния. Римляне вобрали в себя культуру Древней Греции. Они увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.

После поражения, нанесенного в 197 году до н.э. римлянами Македонии в битве при Киноскефалах, Греция попала под влияние Рима, а уже с утверждением Римской империи (27 г. до н.э.) она стала римской провинцией Ахайя (кроме Афин, которые номинально считались свободным городом).

На этом история Древней Греции заканчивается. Захват римлянами в 30 г. до н. э. последнего эллинистического государства (Египетского царства, управляемого династией Птолемеев) означает конец эллинистического периода. К тому же наступает конец длительного развития всей древнегреческой цивилизации.

Характерной чертой раннегреческой культуры было удивительное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал значительное место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа.

Содержание

Введение
1.Крито – микенский период
2.Гомеровский период
3. Архаический период
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Культурология реферат.docx

1.Крито – микенский период

3. Архаический период

Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.)

Характерной чертой раннегреческой культуры было удивительное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал значительное место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа. Особенность куль туры ранней Эллады сказывается в том удивительно гармоничном сочетании мотивов природы и требований стиля, которые обнаруживают произведения ее лучших мастеров искусства. И если первоначально художники, особенно критские, стремились больше к украшательству, то уже с XVII-XVI вв. творчество Эллады полно жизненности. Должно заметить, что изучаемой культуре присуща определенная традиционность, сохранения ряда понятий например мотива бегущей спирали, сохранившегося еще от культуры северобалканских племен эпохи неолита, получившего великолепное развитие в кикладском искусстве III тыс. и многократно воспроизведено в II тыс. в орнаменте не только монументальных царских фолосов, но и в декоре бытовых предметов, особенно посуды. Вместе со спиралью народ сохранил и другие традиционные геометрические мотивы. Поэтому в эпоху после дорийского переселения, когда с гибелью дворцов резко уменьшилось потребность в предметах роскоши, геометрический стиль вновь занял ведущее место с искусстве. В XXX-XII вв. население Греции прошло сложный путь экономического, политического и духовного развития. Указанный отрезок истории характеризуется интенсивным ростом производства, создавшим в ряде областей страны условия для перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому строю. Параллельное существование этих двух общественных систем обусловило своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить, что многие достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской культуры.

1.Крито-микенский период - время раннего клас. общества, характеризуется высоким, хотя и непродолжит. расцветом всех видов изобразит. иск-ва (см. Эгейская культура, Крито-микенская культура).

Главная для античности древнегреческая культура формировалась на основе нескольких предшествовавших культур. Критская (минойская) культура (3—2-е тыс. до н. э.) существовала за счет активной морской торговли со всем Средиземноморьем, экспортируя вино, оливковое масло, изделия художественного ремесла, оружие и получая взамен цветное стекло и фаянс из Египта, медь с Кипра, коней с сирийских пастбищ, слоновую кость и драгоценные металлы из Ливии.

Крито-микенская цивилизация — первая в Европе — возникла примерно на рубеже 3-2-го тыс. до н.э. Ее материальная основа включала производящее хозяйство, медно-бронзовую металлургию, городские поселения с оборонительными стенами, дворцы.

Города на Крите и материковой Греции формировались вокруг дворцов. На Крите они были неукрепленными, на материке — крепостями. Размеры этих сооружений грандиозны. Один из дворцов на Крите занимал площадь в 10 тыс. кв. м и имел два или три этажа. Крепость в Микенах отличалась стенами толщиной до 10 м и высотой до 18 м.

Дошедшие до нас памятники — в основном дворцы и захоронения знати, где найдено огромное количество предметов, представляющих блестящие образцы ремесла и искусства. Это сосуды из керамики, камня и металла, бронзовое оружие, изделия ювелиров.

Микенцы и особенно критяне были отличными мореходами и построили флоты, состоявшие из парусно-гребных кораблей, способных совершать дальние морские походы. Критяне изобрели киль и шпангоуты, чем придали большую прочность корпусу судна.

Крит стал первой морской державой на Средиземном море, его общество можно охарактеризовать как восточную деспотию, где земля принадлежала государству. О его патриархальном укладе свидетельствуют групповые гробницы и двухэтажные жилища.

Безусловное господство на море давало критянам возможность не строить оборонительных сооружений. Сохранились дворцы в Кноссе и Фесте, царская вилла, дома вельмож. Дворец в Кноссе напоминает город-лабиринт: там помещаются залы для зрелищ и состязаний, жилые помещения, мастерские и др. Являясь как бы продолжением холма, дворец снаружи — живописное чередование лестниц и террас, каменных и кипарисовых колонн. В залы свет проникает из типичного для Крита открытого центрального двора, а также через специальные отверстия в перекрытиях и потолках: теплый климат позволял обилие проемов. На стенах дворцов - яркие фрески совершенной техники исполнения и гипсовые рельефы, изображающие сцены придворной жизни, животных и растения: кабан, преследующий зайца, кот, подкарауливающий петуха, сцены игры с быком, танцовщицы и юноши с ритуальными сосудами, придворные дамы в пышных юбках, затянутые в корсеты и с обнаженной грудью.

Реализм фресок первого стиля сменяется стилизацией и скованностью второго стиля, фрески которого более похожи на орнамент. Ярко выражена и стилистическая эволюция в керамике: геометрический многоцветный рисунок сменяется на сосудах рисунком натуралистическим, а затем - стилизациями, близкими к орнаменту.

Греция XI-IX вв. до н. э. была бедным, жестоким, можно сказать, варварским обществом. Но в ее глубинах зрели предпосылки невиданного культурного взлета. Гомеровский период – не только время упадка и застоя, но и время накопления сил перед решающим рывком. Сам этот рывок пришелся уже на следующую, архаическую эпоху истории греческой цивилизации. Однако первые значительные достижения были сделаны в конце гомеровского периода. Это и формирование оригинальной религиозно-мифологической системы, и изобретение алфавита, и, конечно, сами гомеровские поэмы.

Греческое искусство XI-IX вв. до н. э. несет на себе печать несомненного упадка. Архитектурные сооружения этого времени до нас не дошли, поскольку строились они из непрочных материалов. Однако раскопки их фундаментов позволяют установить, что постройки эти, за очень редкими исключениями, были крайне незамысловатыми. Скульптура сводилась к небольшим металлическим и глиняным изображениям людей и животных; были также деревянные статуи богов. Внешний вид всех этих изделий отличался грубостью и даже неуклюжестью.

В гомеровский период господствует керамика так называемого геометрического стиля. Поверхность сосуда разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: зигзагами, треугольниками, ромбами, квадратами, звездами и др. Позже начинают появляться сцены из жизни людей, также включенные в орнамент и составляющие его часть. Это – сцены похорон, сражений, скачек на колесницах. Строгость, цельность, органичное выражение определенной художественной картины мира делает лучшие произведения геометрического искусства (например, амфоры-надгробия с Дипилонского кладбища в Афинах) подлинными шедеврами.

В конце гомеровского периода, в IX в. до н. э., произошло важнейшее событие в истории древнегреческой культуры: греки вновь обрели письменность. Это случилось в результате восстановленных ими связей с цивилизациями Ближнего Востока, где традиции грамотности никогда не прерывались. Письменность зародилась, очевидно, в греческих торговых базах на побережье Сирии, а оттуда распространилась по всей Элладе.

Именно греческий алфавит стал прародителем всех современных европейских алфавитов: и латинского, перенятого народами Западной Европы, и кириллицы, применяемой в нашей стране.

Греки забыли секреты каменного строительства, фресковой живописи. Дошедшие до нас ремесленные изделия этой эпохи несут печать примитивизма и отсталости. Эллада как бы погрузилась во мрак.

Впрочем, регресс не был абсолютным. В частности, именно на рубеже II—I тыс. до н. э. греки освоили технику выплавки и обработки железа. Не исключено, что ее принесли с собой дорийцы. В предшествующую эпоху железо было редким, привозным металлом, использовавшимся лишь для изготовления украшений. С XI в. до н. э., однако, появляется железное оружие, а чуть позже – и железные орудия труда. Введение в обиход дешевого и широкодоступного металла было настоящим техническим переворотом. Греция вступила в железный век.

Читайте также: