Сообщение которое побуждает к выполнению определенного действия называют

Обновлено: 04.07.2024

Побудительные пред­ло­же­ния выра­жа­ют побуж­де­ние к дей­ствию, оформ­лен­ное в виде прось­бы, поже­ла­ния или приказа.

Чтобы понять, что такое побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим, какие быва­ют виды пред­ло­же­ний по цели выска­зы­ва­ния, и при­ве­дем примеры.

В связ­ной речи отдель­ные сло­ва при­ни­ма­ют задан­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, выстра­и­ва­ют­ся в опре­де­лен­ном поряд­ке и оформ­ля­ют закон­чен­ную мысль, кото­рая в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем. Существует мно­же­ство раз­ных пред­ло­же­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся по мно­гим характеристикам.

С помо­щью связ­но выра­жен­ной мыс­ли гово­ря­щий пре­сле­ду­ет свою цель, кото­рую он ста­вит в речи:

  • рас­ска­зать о ком-то или о чём-то;
  • узнать что-то, полу­чить нуж­ные сведения;
  • выра­зить прось­бу, поже­ла­ние, совет и т. д.

С этой точ­ки зре­ния по цели выска­зы­ва­ния отме­тим сле­ду­ю­щие виды предложений:

виды предложений по цели высказывания

Узнаем, что такое побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в рус­ском язы­ке. Чем они отли­ча­ют­ся от повест­во­ва­тель­ных и вопро­си­тель­ных предложений?

Что такое побудительные предложения?

Побудительными назы­ва­ют­ся пред­ло­же­ния, в кото­рых гово­ря­щий побуж­да­ет кого-либо к совер­ше­нию опре­де­лен­но­го действия.

Давайте про­гу­ля­ем­ся по осен­не­му парку.

Как вид­но из при­ве­ден­ных при­ме­ров, побуж­де­ние к дей­ствию может быть выра­же­но по-разному.

Способы выражения побуждения

В побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ни­ях выска­зан­ное стрем­ле­ние к опре­де­лен­но­му дей­ствию выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми спо­со­ба­ми. Это может быть

  • моль­ба
  • прось­ба
  • поже­ла­ние
  • при­гла­ше­ние
  • напут­ствие
  • совет
  • при­каз
  • запрет
  • про­тест и пр.

побудительные предложения

Интонация побудительных предложений

В зави­си­мо­сти от фор­мы выска­зан­но­го побуж­де­ния к дей­ствию меня­ет­ся инто­на­ция побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний. Если оно ска­за­но в мяг­кой фор­ме (прось­ба, моль­ба, поже­ла­ние, напут­ствие, совет), то инто­на­ция побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния близ­ка к инто­на­ции повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния. Побудительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но. В кон­це тако­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точка.

Приезжайте к нам луч­ше осе­нью. Сходим в лес за грибами.

Если же побу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние выска­зы­ва­ет­ся в фор­ме при­ка­за, про­те­ста, запре­та, то тон выска­зы­ва­ния ста­но­вит­ся повы­шен­ным. И тут появ­ля­ет­ся повод пого­во­рить о вос­кли­ца­тель­ных и невос­кли­ца­тель­ных побу­ди­тель­ных предложениях.

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения

Приведенные выше при­ме­ры побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний про­из­но­сят­ся, как уже отме­ча­лось, спо­кой­но, без осо­бой экс­прес­сии. Отсутствие эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки поз­во­лит назвать их невосклицательными.

Запрет, про­тест, воз­му­ще­ние, при­каз невоз­мож­но выска­зать без про­яв­ле­ния чувств, без соот­вет­ству­ю­щей экс­прес­сии. В таких пред­ло­же­ни­ях к выска­зан­но­му побуж­де­нию к дей­ствию обя­за­тель­но при­ме­ши­ва­ет­ся эмо­ци­о­наль­ный фон. Побудительное пред­ло­же­ние по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке ста­но­вит­ся восклицательным.

В кон­це побу­ди­тель­но­го вос­кли­ца­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Средства выражения побудительности

Кроме инто­на­ции, в рас­смат­ри­ва­е­мом виде пред­ло­же­ний исполь­зу­ют­ся грам­ма­ти­че­ские сред­ства выра­же­ния побу­ди­тель­но­сти. Самыми рас­про­стра­нен­ны­ми, пожа­луй, явля­ют­ся фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов как про­стые, так и с фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми части­ца­ми и фор­мы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла в зна­че­нии повелительного:

Присядем , дру­зья, перед даль­ней дорогой,
Пусть лёг­ким ока­жет­ся путь!
Давай , маши­нист, поти­хо­неч­ку тро­гай
И пес­ню в пути не забудь !

Евгений Беляев. Перед даль­ней дорогой.

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне с обрать­ся с силой
И до веш­них толь­ко дней
Прокорми и обо­грей !

И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей.

Но пусть обсто­я­тель­ства нашей встре­чи оста­нут­ся меж­ду нами (А. Блок).

Да здрав­ству­ет солн­це, да скро­ет­ся тьма! (А. С. Пушкин).

Сказуемое побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний может быть выра­же­но инфи­ни­ти­вом, гла­го­лом в фор­ме услов­но­го накло­не­ния и дру­ги­ми словоформами.

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! (А. С. Грибоедов).

Ты бы рас­спро­сил попо­дроб­нее об этом случае.

Структура побудительных предложений

По струк­ту­ре побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в зави­си­мо­сти от нали­чия глав­ных чле­нов и от фор­мы ска­зу­е­мо­го быва­ют одно­со­став­ны­ми и двусоставными.

Вы бы про­шли на верх­нюю палубу.

Если в пред­ло­же­нии нет под­ле­жа­ще­го, а гла­гол пере­да­ет воле­изъ­яв­ле­ние гово­ря­ще­го в фор­ме 1 лица изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, то такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся определенно-личным одно­со­став­ным.

В побу­ди­тель­ном пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое в фор­ме инфи­ни­ти­ва — центр без­лич­но­го одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния.

По нали­чию чле­нов пред­ло­же­ния побу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние может быть пол­ным и неполным.

ВОЛЯ — (лат. voluntas, англ. will, ит. volonta, нем. Wille, фр. volonte) специфическая способность или сила, не вполне тождественная разуму или отличная от него. В истории европейской философии понятие В. имело два основных значения: 1) способность… … Философская энциклопедия

Труд — (экономическая теория). Политическая экономия занимается теми видами Т., которые имеют отношение к хозяйственной деятельности человека. Это общее положение, однако, недостаточно определенно; его содержание зависит от того, что понимать под… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Труд (экономическая теория) — (экономическая теория). Политическая экономия занимается теми видами Т., которые имеют отношение к хозяйственной деятельности человека. Это общее положение, однако, недостаточно определенно; его содержание зависит от того, что понимать под… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Я (Эго, SELF) — понятие, предназначенное, во первых, для обозначения действующего, агента, актора, во вторых, для фиксации центра инициативы или сущности личности, источника ее активной деятельности, в третьих, для фиксации ментальной репрезентации личности, ее… … Современный философский словарь

Аналитик — (Analyst) Специалист, работник фирмы, банка Информация о сфере деятельности аналитиков, финансовая и бизнес аналитика, аналитика валютного и фондового рынка Содержание >>>>>>>> Аналитик это, оределение История Аналитика появилась тогда, когда… … Энциклопедия инвестора

Продавец — (Seller) Профессия продавец, права и обязанности продавца Профессия продавец, права и обязанности продавца, правила поведения продавца Содержание Содержание Обозначение Профессия Права и обязанности Характеристика купли продажи и участие в нем… … Энциклопедия инвестора

РАСКРЫВАЮЩАЯ РЕКОНСТРУКТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БОЛЬНЫХ МАЛОПРОГРЕДИЕНТНОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ ВИДА — Метод, разработанный В. Д. Видом (1991, 1993), явился результатом обобщения опыта многолетнего лечения и исследования данного контингента больных психиатрической клиники. Типы вмешательства в Р. Р. п. б. м. ш. В. разрабатывались и … Психотерапевтическая энциклопедия

Договор о нераспространении ядерного оружия — (NPT) многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением… … Википедия

ДНЯО — Договор о нераспространении ядерного оружия многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый… … Википедия

На сайте Учебник-скачать-бесплатно.ком ученик найдет электронные учебники ФГОС и рабочие тетради в формате pdf (пдф). Данные книги можно бесплатно скачать для ознакомления, а также читать онлайн с компьютера или планшета (смартфона, телефона).


Учебник Информатика 6 класс Ривкинд Лысенко - 2014-2015-2016-2017 год: Читать онлайн (cкачать в формате PDF) - Щелкни!

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа - СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа - СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения - просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) Наиболее благоприятный, чувствительный, оптимальный возраст
2) Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития.
3) Это сложное эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные, интеллектуально-возрастные, личностные, поведенческие изменения в самом человеке.
4) Переломные точки детского развития, отделяющие один возраст от другого
5) Новый тип строения личности и ее деятельности, психологические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени

__ развитие
__ возраст
__ сензитивный период развития
__ кризис
__ новообразование

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) Относительно слабо выраженное и устойчивое эмоциональное состояние.
2) Переживания, которые повышают активность человека, побуждают к поступкам.
3) Кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.
4) Переживания, которые расслабляют человека, снижают его активность.
5) Состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии.

__ Настроение
__ Стресс
__ Аффект
__ Стенические эмоции
__ Астенические эмоции

Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью
2) способ выполнения действия
3) способность осознанно выполнить определенное действие, составляет основу мастерства

Запишите ответ:
__________________________________________

Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) эксперимент
2) беседа
3) наблюдение

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:
1) восприятие

2) воображение
3) темперамент
4) ощущение
5) настроение
6) характер
7) мышление
8) память

а) понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задач выполняет действие в уме с помощью понятий, суждений и умозаключений.

б) мышление, материалом которого являются образы. Манипулируя образами, человек, мысленно преобразует ситуацию, решает задачу.

Укажите правильное определение.

Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) верно а)
2) верны оба определения
3) верно б)

Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) способ выполнения действия, доведенного до автоматизма
2) действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью
3) способность осознанно выполнить определенное действие, составляет основу мастерства


Запишите ответ:
__________________________________________

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) осознание своего места в жизни
2) возбуждение нервной системы
3) отражение
4) регулирование поведения и деятельности
5) активизация поведения и деятельности


Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) верны оба определения
2) верно а)
3) верно б)

Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) привычные условия работы
2) новизна, сила и контраст раздражителя
3) осознание долга и обязанности
4) постановка значимых целей и задач деятельности
5) устойчивость интересов

Читайте также: