Сообщение картины быта 16 века

Обновлено: 05.07.2024

Быт и жизнь людей того далекого для современного человека времени, а именно, 16 века, описаны не так уж и подробно в этой знаменитой песне. Так как главную роль в повествовании все-таки играют не они, а сюжетная линия.

Но эти самые картины все-таки есть в этом творении.

Так, например, устройство деревянного дома показано достаточно скромно. Показано, как даже у купцов мебели в доме на так уж и много. Так же показаны картины продаже каких-либо вещей на рынке. Описано, где должна быть жена и в какое время.

С.И.Ожегов.Слова рь ру сского языка. М., Ру сский язык, 1987,с.7 00,57,378.

Репродукции ка ртин художн иков И.Билибина,В.В аснецова,Б.Кустодиева.

Постановка п роблемной задач и . (Как картины быта 16 век а помогают понять

− Быт купцов 16 века и от ношения в ку печеской семье.

Выберем те эпизо ды, которые помогут нарис овать картин ы быта 16 века и

раскроют смысл столкновения Калаш никова с Кир ибеевичем и Иваном

Рассказ Алёны Дм итриевны Кал ашникову о том, что их семью обесчестил

Поставив перед ребятами у чебную з адачу, начнём искать её решение и

предложим им са мим назвать те э пизоды, кот орые помогу т нам разобраться в

русского язы ка. М., Ру сский язык, 1987, с.700, 5 7, 378). Знач ение данных

слов поможет у чащимся при анализе характер ов героев и идеи поэмы.

Проанализи руем сцену пира во дворце Ивана Грозно го.

Обращаясь к а нализу данной сц ены, будем искать ответы на в опросы:

– Что в повествова нии указывает на незыблемость установи вшегося порядка

в жизни царског о двора и пове дении его подданны х?

– Что в сцене тра пезы при цар ском дворе раск рывает это я вление как

– Найдите в тек сте параллель ное сравнени е из мира при роды с образом ц аря

и царской вл асти. Какой дополн ительный смысл изобража емым событиям

придаёт это срав нение? (Образ неба (тучи и солнце) симв олизирует

– Что в повествова нии указывает на незыблемость установи вшегося порядка

в жизни царског о двора и пове дении его подданны х? Найдите в тексте

детали, подчёрк ивающие в со бытиях их у стойч ивую повт оряемость, а в

поведении лю дей – традиционно сл ожившиеся правила.

Обращаем внима ние у чащихся на обстоятель ность в описан ии внешнего вид а

быта, обществе нного поведен ия людей, которую оттеняет н етороплива я

сказовая манера п овествовани я: каждый из пр исутствую щих твёрдо знает

– Проследите по тексту , как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия

жизни, за кото рыми по традици и должен наблю дать царь. (Удал ой опричник

– Какую помощь п редлагает Ива н Грозный Ки рибеевичу? Чем

руководству ется царь в своём поступке? (Ива н Грозный п редлагает посватать

девушку, предложив дорогие подарки. Советует поло житься Кирибеевичу на

обычай: «полю бишься – праздну й свадебку , не полюбишься – не

– Какие нравстве нные законы и к ак престу пает Кирибеевич? (Пресле дует

Устное слове сное рисование « Куль тура приёма п ищи в царских

Следующая гру ппа вопросов пе реключит наш е внимание н а образ Купца

Калашникова и на смысл его столк новения с Кири бе евичем и Иваном

Рассказ по плану о быте ку пцов 16 века ( проверка дом а шнего задан ия).

Купцы – христ иане, глубоко веру ющие лю ди. Посещают слу жбу.

Купцы – торговы е люди. Калашник ов – процветающий купец. Дверь в л авке

Дома купцов на ходятся в Замос кворечье. О ни высокие. Ст олы в доме

дубовые, накрыт ы белой скате ртью. В дома х - иконы, горят свечи.

По закону христианскому супру ги венчаются в церкви.

Муж – глава семейства. Если у мер отец, то он ста рший в с емье. В беде

Жена почитает м ужа. Хран ит ему верность. Строго соблюдает тради ции: на

– Какая лихая беда приключилась в семье Калашников а? (Опоз орил семью

– Как Калашник ов защищает честь семь и? (Принимает решение в ыйти на

1- й вывод. Оп озорена честь семь и. Обычаи 16 века требу ют, чтобы

Калашников встал на защиту человеческого достоинства, п остоял за правду

Рассмотрим ещё одну картину быта 16 века: излюбленну ю забаву ру сского

– Как вы ду маете, исключительн ым событием или обычаем того

исторического в ремени предст авлен кул ачный бой в поэме ? Найдите

доказательства прав оты суждени я в тексте. (Ку лачный бой – излюбленная

забава царя и м осквичей. Все знают, что проходит о н на Москва - реке.

Сравним характе ры героев поэм ы – Кирибеевича и Калашн икова. Выявим

– Как раскрываются характеры К ирибеевича и Калашник ова в их любви к

Алёне Дмитриевн е? (Кирибеевич лю бит Алёну Дмитриевну так, что

– Сравните пове дение Кирибеевича и К алашникова пере д боем. (Опричн ик

хвастлив, у верен в себе и в т ом, что равных ему в бою не бу дет. Привык быть

первым, в ег о характере проявляютс я спесь, выс окомерие, нежелание

Калашников у частву ет в бою, чтобы защитить честь семь и. Он знает, что

пр отивник силё н, но не боитс я Кирибеевича. Гот ов стоять до кон ца. Это

– Назовите эпичес кие способы изображения Кал ашникова. (Былинный гер ой,

богатырь. Пое дино к – средство раскрытия нез аурядной физичес кой силы

героя. Использова ние гипе рбол в повеств овании и описан ии. Смелость в

Предложим у ченикам рассмот реть и сравнить р епродукции картин

художников И . Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева. Ц ель: уточнить

зрительные образ ы Калашн икова и Кирибеевича, создан ные в воображе нии

учеников на о снове словес ных деталей. «Рассматривание репроду кций – это

созерцательны е виды деятель ности, они т ребуют вну тренней

сосредоточен ности, а з начит, и времени. Такое переключение с одн ого вида

деятельности н а другой вносит необходиму ю разрядку и разнообразие в

урок. В нашей бе седе образуется пау за, завершающа яся обм еном

Рассмотрим иллюст рации к сцене боя. Чем они отличаются ? Какая из них

Иллюстрации ху дожников выполн ены мастерск и, живые и выразительные.

Иллюстрация Били бина: Калашни ков свалил у даром Кирибе евича. На

переднем плане за пределами очерченного к руга на льду лежит повержен ный

опричник. Ок оло него хлопочу т двое. Один из н их, старик, неприязненно

оглядывается н а стоящего в кру ге победителя, р ядом с которым вал яется

шапка Кирибеев ича. Слева гу сляр уже готовится сл ожить об это й победе

песню, его т оварищи поднимаю т чарку за по беду ку пца, но справ а, от

высокого царск ого места у же рвётся к ку пцу царский слуга, готов ый

Иллюстрация Вас нецова: м омент перед начал ом боя. Спиной к зрителям

стоит Кирибеев ич, напротив него – Калашников. Ег о лицо выражает

упорство и решим ость. Тщател ьно выписаны все дет али костю ма бойцов,

убранство шатр а, из которог о смотрит царь, башня Московс кого Кремля

Иллюстрация Ку стодиева: миниму м деталей: прост о изображена о дежда

бойцов, толпа з а цепью; схемат ично нарисова ны башни Кремля.

Художник сос редотачивает в нимание на динам ике картин ы. Стоящий к нам

лицом Кирибеевич слегка подался н азад после у дара, который он нанёс

Калашникову . Фигура купца, с г оловы кото рого упала шапк а в тот миг, к огда

он сумел у стоять, полу чив страшный удар в грудь, исполнена напря жения.

Ощу щение движения картине п ридают силу эты дву х всадников за спиной

опричника, скачу щих вну три круга, чтобы успеть у видеть ход пое динка.

После анализа илл юстраци й, уточняющих в осприятие текст а, вернёмся к

анализу образов г ероев поэмы, по дчеркнём пр отиворечивость образа царя.

Задачей анализа бу дет выявлен ие авторс кого отношения к И вану Грозному .

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Образовательные: ознакомление учащихся с Москвой 16 века, с её жителями; выявление фольклорных элементов в поэме; описание картин пира в царских палатах.
2)Воспитательные: выяснение смысла столкновения Калашникова и Кирибеевича; защиты Калашниковым человеческого достоинства; его готовности стоять за правду до конца.
3)Развивающие: умение определить конфликт между личностью и властью; сопоставить описание царских палат Ивана Грозного в тексте поэмы и на картине В.Васнецова.

Форма урока: эвристическая беседа.

Конспект урока по литературе в 7А классе

(учитель русского языка и литературы Фархутдинова Раиса Нургалиевна)

по поэме М.Ю.Лермонтова

1) Образовательные: ознакомление учащихся с Москвой 16 века, с её жителями; выявление фольклорных элементов в поэме; описание картин пира в царских палатах.

2)Воспитательные: выяснение смысла столкновения Калашникова и Кирибеевича; защиты Калашниковым человеческого достоинства; его готовности стоять за правду до конца.

3)Развивающие: умение определить конфликт между личностью и властью; сопоставить описание царских палат Ивана Грозного в тексте поэмы и на картине В.Васнецова.

Оборудовние:

С.И.Ожегов.Словарь русского языка. М., Русский язык, 1987,с.700,57,378.

Репродукции картин художников И.Билибина,В.Васнецова,Б.Кустодиева.

Аудиозапись композиции под гусли.

Форма урока: эвристическая беседа.

Постановка проблемной задачи. (Как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею поэмы?)

2.Объяснение нового материала.

а) лекция учителя;

− Быт купцов 16 века и отношения в купеческой семье.

− Фольклорные элементы в поэме.

− Ритуал приёма пищи в царских палатах.

в) анализ эпизодов поэмы.

Выберем те эпизоды, которые помогут нарисовать картины быта 16 века и раскроют смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным:

Пир в царских палатах.

Рассказ Алёны Дмитриевны Калашникову о том, что их семью обесчестил Кирибеевич.

Наказ Калашникова братьям.

Бой на Москва- реке.

Диалог Ивана Грозного и Калашникова.

Поставив перед ребятами учебную задачу, начнём искать её решение и предложим им самим назвать те эпизоды, которые помогут нам разобраться в конфликте.

Проанализируем сцену пира во дворце Ивана Грозного.

Обращаясь к анализу данной сцены, будем искать ответы на вопросы:

– Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в жизни царского двора и поведении его подданных?

– Какие законы нарушает Кирибеевич?

– Что в сцене трапезы при царском дворе раскрывает это явление как традицию?

– Найдите в тексте параллельное сравнение из мира природы с образом царя и царской власти. Какой дополнительный смысл изображаемым событиям придаёт это сравнение? (Образ неба (тучи и солнце) символизирует могущество, величие и вечность царской власти.)

– Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в жизни царского двора и поведении его подданных? Найдите в тексте детали, подчёркивающие в событиях их устойчивую повторяемость, а в поведении людей – традиционно сложившиеся правила.

– Расскажите, что поведал Кирибеевич царю?

Анализ эпизодов второй части поэмы.

Следующая группа вопросов переключит наше внимание на образ Купца Калашникова и на смысл его столкновения с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Рассказ по плану о быте купцов 16 века (проверка домашнего задания).

Купцы – христиане, глубоко верующие люди. Посещают службу.

Купцы – торговые люди. Калашников – процветающий купец. Дверь в лавке дубовая, замок немецкий с пружиною.

Дома купцов находятся в Замоскворечье. Они высокие. Столы в доме дубовые, накрыты белой скатертью. В домах - иконы, горят свечи.

По закону христианскому супруги венчаются в церкви.

Муж – глава семейства. Если умер отец, то он старший в семье. В беде советуется с братьями.

Жена почитает мужа. Хранит ему верность. Строго соблюдает традиции: на улицу не выходит с непокрытой головой.

– Какая лихая беда приключилась в семье Калашникова? (Опозорил семью честную опричник царский.)

– Как Калашников защищает честь семьи? (Принимает решение выйти на опричника, биться насмерть.)

1-й вывод. Опозорена честь семьи. Обычаи 16 века требуют, чтобы Калашников встал на защиту человеческого достоинства, постоял за правду до конца.

Анализ эпизодов третьей части поэмы.

Бой на Москва-реке.

Рассмотрим ещё одну картину быта 16 века: излюбленную забаву русского люда и Ивана Грозного – кулачный бой.

– Как вы думаете, исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме? Найдите доказательства правоты суждения в тексте. (Кулачный бой – излюбленная забава царя и москвичей. Все знают, что проходит он на Москва-реке. Ведётся он по правилам.)

Сравним характеры героев поэмы – Кирибеевича и Калашникова. Выявим цель участия каждого в поединке.

Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь семьи. Он знает, что противник силён, но не боится Кирибеевича. Готов стоять до конца. Это человек сильный, мужественный и решительный.)

– Назовите эпические способы изображения Калашникова. (Былинный герой, богатырь. Поединок – средство раскрытия незаурядной физической силы героя. Использование гипербол в повествовании и описании. Смелость в поведении с царём.)

Рассмотрим иллюстрации к сцене боя. Чем они отличаются? Какая из них кажется вам более выразительной?

Иллюстрации художников выполнены мастерски, живые и выразительные.

Иллюстрация Васнецова: момент перед началом боя. Спиной к зрителям стоит Кирибеевич, напротив него – Калашников. Его лицо выражает упорство и решимость. Тщательно выписаны все детали костюма бойцов, убранство шатра, из которого смотрит царь, башня Московского Кремля вдалеке.

Иллюстрация Кустодиева: минимум деталей: просто изображена одежда бойцов, толпа за цепью; схематично нарисованы башни Кремля.

Художник сосредотачивает внимание на динамике картины. Стоящий к нам лицом Кирибеевич слегка подался назад после удара, который он нанёс Калашникову. Фигура купца, с головы которого упала шапка в тот миг, когда он сумел устоять, получив страшный удар в грудь, исполнена напряжения. Ощущение движения картине придают силуэты двух всадников за спиной опричника, скачущих внутри круга, чтобы успеть увидеть ход поединка.

После анализа иллюстраций, уточняющих восприятие текста, вернёмся к анализу образов героев поэмы, подчеркнём противоречивость образа царя. Задачей анализа будет выявление авторского отношения к Ивану Грозному.

– Как вы думаете, почему Иван Грозный нарушил свой указ после поединка? (Убили любимца царя. Он разгневан.)

В народной традиции царь предстаёт перед народом справедливым, грозным и милостивым одновременно. Лермонтов подчёркивает противоречивость образа царя.

Проанализируем диалог Калашникова и царя.

«Вольной волею или нехотя

Ты убил насмерть мово верного слугу,

– Как вы думаете, почему Степан Парамонович отвечает:

«Я убил его вольной волею,

А за что, про что – не скажу тебе,

– Какие христианские заповеди нарушает Калашников? Осознанно ли он это делает? Свой ответ подтвердите словами из текста.

«Помолитесь сами в церкви Божией

3.Подведение итогов урока.

Как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею поэмы?

В поэме простой человек – купец Калашников - выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной.

4.Релаксация.

5.Домашнее задание и его инструктаж:

2). Ответьте на вопросы:

3). Подготовьте выразительное чтение поэмы, учитывая связь с фольклорными традициями,

оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию;

Внеклассное мероприятие по здоровому питанию в 7А классе (учитель русского языка и литературы Фархутдинова Раиса Нургалиевна).

НЕОБЫЧНОЕ КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

• Развитие представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека.

• Развитие представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека.

• Развитие культурного кругозора учащихся, формирование интереса к различным видам искусства.

• Пробуждение интереса к творческой деятельности, чтению.

Основные понятия: кулинария, искусство, живопись, литература, музыка.

Основные формы реализации: самостоятельная работа учащихся, экскурсия, работа в группах, творческий проект, викторина.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

…Перед началом трапезы прежде всего священники Отца и Сына и святого Духа восславляют, потом деву Богородицу; едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу; …И есть бы вам и пить во славу Божию, а не объедаться и не упиваться, пустых разговоров не вести и, если перед кем-то ставишь еду или питье и всякие яства или же перед тобою поставят какие яства, не подобает хулить их… но подобает дар Божий — всякую пишу — расхваливать и с благодарностью есть.

…А в погребе, и на ледниках, и в подвалах хлебы и калачи, сыры и яйца, сметана и лук, чеснок и всякое мясо, свежее и солонина, и рыба свежая и соленая, и мед пресный, и еда вареная, мясная и рыбная, студень и всякий припас съестной, и огурцы, и капуста, соленая и свежая, и репа, и всякие овощи, и рыжики, и икра, и рассолы готовые, и морс, и квасы яблочные, и воды брусничные, и вина сухие и горькие, и меды всякие, и пива на меду и простые, и брага, — весь тот запас ведать ключнику…

…Накрыли. Весь старонемецкий стол

Найдется здесь, вероятно,

Сердечный привет тебе, свежий салат,

Как пахнешь ты ароматно!

Каштаны с подливкой в капустных листах,

Я в детстве любил не вас ли?

Здорово, моя родная треска,

Как мудро ты плаваешь в масле!

Кто к чувству способен, тому всегда

Аромат его родины дорог.

Я очень люблю копченую сельдь,

И яйца, и жирный творог.

Как бойко плясала в жиру колбаса!

А эти дрозды-милашки,

Амурчики в муссе, хихикали, мне

Лукавые строя мордашки…

«…Вот с кулебякою родной,

Кругом подернута янтарной,

Душистой, жирной пеленой,

Уха стерляжья на шампанском,

За ней — ботвинья с астраханским

И с свежей невской лососиной.

Вот с салом борщ, калья с вином,

С желтками красный суп с дичиной,

Внимание учащихся следует обратить на следующее:

• Еда для человека является источником удовольствия, эстетического наслаждения. Культура человека выражается, в том числе, и в умении оценивать вкус продуктов и блюд, выбирать наиболее гармоничные вкусовые сочетания, придавать значение эстетическим аспектам при организации своего питания.

• Кулинария — особая сторона жизни человека, в которой большое место занимает творческая деятельность. Приготовление пищи может стать очень интересным занятием, когда человек может проявить свои способности, придумывая новое блюдо или вариант его оформления.

Варианты реализации темы:

• Самостоятельная работа учащихся

Подростку предлагается дома самостоятельно выполнить задания на стр. 72—74 (посвященные кулинарной тематике в живописи).

• Экскурсия в музей

В рамках реализации этой темы может быть организована экскурсия в местный художественный музей. Как правило, в экспозиции музеев есть раздел, посвященный натюрмортам и бытовой живописи, связанными с кулинарной тематикой.

• Самостоятельная работа учащихся

Педагог предлагает учащимся самостоятельно дома выполнить задания на стр. 74—76.

По вертикали.

1. Полба. 2. Рыба… 3. Перец… 4. Лимонад… 5. Рис.

По горизонтали.

1. Суп… 2. Бутерброд… 3. Каша.

Викторина проводится совместно с преподавателем изобразительного искусства, преподавателем музыки. В мероприятии могут принять участие родители.

В ХVI веке сложился своеобразный костюм крестьян и горожан – понева, сарафан, кокошник у женщин, косоворотка с разрезом на левой стороне у мужчин. Выделились по своему внешнему облику социальные верхи - бояре и богатые купцы одевались в богатые шубы, меховые шапки зимой, в нарядные кафтаны летом.

Распространенной пищей были: щи, гречневая, овсяная, гороховая каши, печеная и пареная репа, лук, чеснок, рыба, овсяный кисель, по праздникам ели пироги с начинкой, блины, яйца, икру, пили пиво и мед. В 50-х годах ХVI века открылись царевы кабаки, продававшие водку. У богатых людей стол был иной - здесь и в будни всегда были икра и осетрина, мясо, за исключением постных дней, дорогие заморские вина.

Читайте также: