Сообщение о нотах 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.

У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма.

Невмы передавали только музыкальное направление произведения и точная высота звука не указывалась. Они обозначали число звуков в одном слоге и незначительное украшение мелодии, а все детали музыкального произведения исполнитель мог придумывать сам. Такой нотной грамотой записывали только вокальную музыку. Невмы напоминали точки, запятые и разные черточки, в беспорядке разбросанные по бумаге и певцы нередко путались из-за неразборчивости символов.

Вся эта путаница прекратилась в начале XI века. Итальянский монах, музыкант и учитель пения Гвидо Аретинский — Гвидо д’ Ареццо нарисовал линии, на которых разместились ноты.

Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалеку от галереи Уффици

Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

Ut queant laxis,
Resonare fibris,
Mira gestorum,
Famuli tuorum,
Solve polluti,
Labii reatum,
Sancte Ioannes!

(В переводе с латинского:

Чтобы слуги твои

чудные деяния твои,

с наших опороченных уст,

Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Гвидо также неточно приписывается изобретение, названное в честь него — гвидонова рука – механический способ облегчить чтение нот, обозначив их названия на суставах и конечностях пальцев.

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Давайте вспомним еще какие нибудь истории создания чего либо: давайте вспомним, кто сделал Первый в мире пароход, а так же Когда что появилось в автомобиле. Ну и интереснейшая История знаков

http://billionnews.ru/uploads/posts/2015-01/1422534422_1.jpg

Музыка звучала, когда люди еще не знали нот. Кто-то пел мелодию, другие люди пытались повторить ее. Много мелодий было утеряно. Люди не всегда точно могли воспроизвести понравившийся мотив. Сначала для записи музыки были придуманы невмы и только потом ноты. Про невмы мы поговорим как-нибудь в другой раз, а историю возникновения нот узнаем сегодня.

История происхождения нот

Он очень хорошо пел и преподавал музыку. В Ареццо был монастырь, где Гвидо занимался с хором мальчиков и учил их церковному пению. Занятия проходили каждый день и начинались с распевки. Распевкой служил "гимн святому Иоанну". Теперь его можно назвать самой важной песней в истории музыки, потому что именно этот гимн положил начало нотам. А дело было так.

Каждую следующую строчку гимна мальчики должны были петь немного выше предыдущей. Мальчики забывали текст, иногда фальшивили, и Гвидо сам пропевал первый слог каждой строчки на нужной высоте. Для того, чтобы помочь своим ученикам запоминать мелодию и ускорить процесс обучения, Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы мальчики могли "читать" музыку с листа.

Он разместил первые слоги каждой строчки первого куплета гимна на четырех линеечках, в виде квадратных значков. Четыре линейки использовались как ступеньки, а на них, как на лесенке, располагались квадратные значки-ноты, каждая из которых соответствовала звуку. Вначале, Гвидо использовал красные, черные и желтые линеечки для размещения нот. Он создал для детей понятный и наглядный музыкальный алфавит. Позже линеечки перестали рисовать цветными, все они стали черными, а ноты из квадратных превратились в круглые. Скорее всего, когда начали писать ноты вручную быстрее и удобнее было нарисовать кружочки, чем квадратики.

Первые ноты Гвидо

Названия нот сохранились до наших дней. Перед вами текст латинского "гимна святому Иоанну". Прочитайте первые слоги каждой строчки гимна

" Ut queant laxis -первая строчка дала название ноте Ут (позже До)
Re sonare fibris - вторая строчка - ноте РЕ
Mi ra gestorum - третья -ноте МИ
Fa muli tuorum -четвертая - ноте ФА
Sol ve poluti -пятая- ноте СОЛЬ
La brii reatum -шестая- ноте ЛЯ
Sancte Johanes"

Этот гимн-молитва о том, чтобы Святой Иоанн (покровитель пения) помог звучать голосам певчих, которые будут восхвалять Господа, без хрипоты.

А вот так звучит этот гимн:

Гвидо совершил революционный переворот в музыке. Он придумал ноты, изобрел современную систему записи нот и создал сольфеджио. Он придумал методику преподавания музыки для своих учеников по руке. Термин "Гвидонова рука" используется до сих пор.

Гвидонова рука

Каждая фаланга пальцев соответствовала звуку определенной высоты, поэтому работая с хором, Гвидо мог по своей руке показывать ученикам, какой звук петь. Почти как Гвидо 1000 лет назад, профессор Уильям Март показывает технику преподавания высоты звуков по руке.

С помощью новшеств введенных Гвидо певческая подготовка монахов сократилась с десяти лет до двух. Люди смогли "читать" мелодию с листа. Единственным недостатком оставалось невозможность передать ритм мелодии и длительность звуков.

Почти через пятьсот лет как Гвидо придумал ноты, ноту Ут заменили на ноту До (Do), потому что ее легче пропевать, она более благозвучна. Ученые считают, что нота Do появилась от слова "Dominis" - Господь, а другая версия говорит что do - "даю" в переводе с латыни. Некоторые считают, что ноту До ввел музыкант Дж. Дони, взяв первые буквы своей фамилии (около1540 года).

А еще добавили ноту си (Si или Ti). Считается, что нота СИ получила свое название от инициалов Святого Иоанна (Sancte Ioanes) Х. Вальрантом в 1574 году.

Ноты! В наше время из называют так: ДО,РЕ,МИ,ФА,СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Почему они называются так, а не иначе? Давайте разберёмся!
Тайна названия нот раскрыта в конспекте урока и презентации. Материал урока могут использовать в своей работе не только учителя музыки, но и преподаватели сольфеджио, музыкальной литературы и родители.

ВложениеРазмер
otkuda_vzyalis_noty.ppt 1.23 МБ
konspekt_uroka_otkuda_vzyalis_noty.doc 44 КБ
proishozhdenie_nazvaniya_not.doc 77.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

«Что стало бы с музыкой,

Урок составлен для 5 класса,

Косарева Валерия Николаевна,

учитель музыки МАОУ СОШ №2

им. Ф.М. Достоевского с углублённым

изучением английского языка.

Цель : познакомить учащихся с историей возникновения нот.

Оборудование: фортепиано, телевизор или проектор, компьютер. А также: доска, презентация.

До каких пор музыканты будут страдать! –

Ре шительно произнёс он. –

Ми риться с этим более невозможно:

Фа льшивые звуки, разнобой, разноголосица.

Со льные партии ещё ничего, но ансамбли.

Ля псус за ляпсусом, ошибка за ошибкой.

Си л больше нет никаких…

И он велел выучить своим ученикам молитву – гимн в честь Святого Иоанна. Этот святой покровительствовал всем певцам! Гвидо сочинил новую мелодию молитвы, в которой каждая новая строчка начиналась на ступень выше предыдущей. И каждый первый слог строчки – молитвы стал названием ноты. Так появились известные нам ноты, которые стали записывать в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Ноту ut впоследствие заменили на do из-за неудобства пения. Приписывается это нововведение Дж.Дони (около 1540 год), который толи назвал её в честь себя, толи в честь Господа (Dominus).Теперь достаточно было записать мелодию нотами, и певчие могли сами прочесть нужную строчку. Время обучения сократилось в пять раз! Вместо десяти лет – два года.

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырёх линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперв а во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

ДО – воробушка гнездо.
РЕ – деревья во дворе.
МИ – котенка покорми.
ФА – в лесу кричит сова.
Соль – играет детвора.
Ля – запела вся земля.
Си – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в До.

III блок. Ноты на слайде появляются по щелчку!

Попробуйте при помощи нот рассказать сказку.

Выг нуло Солнышко из-за тучки.

Посмот ло вокруг и за яло от радости.

На по нках синеют ва льки, резеда.

Цветут в саду, зеленеют кусты жас на. На огородах чего

Только нет: по доры спеют, , репа и ревень

листья раскинул. Речка за мом плещется. Земля Солнышку

радуется. Вдруг ждик откуда ни возьмись. Застучал, по

дорожке побежал… Стали Солнце и дождик спорить, кто Земле

Домашнее задание: продолжите сказку.

Предварительный просмотр:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ НОТ

В настоящее время приняты следующие названия нот: До , Ре , Ми , Фа , Соль , Ля , Си . Если вдуматься, то не понятно, почему именно этими слогами мы называем ноты, какой за ними кроется смысл? Давайте попробуем в этом разобраться.

До нот в европейской музыке использовались особые знаки - невмы (от др.-греч. πνε ῠ μα - дыхание ). Первоначальные невмы представляли собой набор чёрточек, точек и запятых проставляемый над текстом псалмов и использовались главным образом при католическом пении. В то время невмы обозначали лишь отдельные звуки и ход голоса (вверх или вниз), однако не обозначали их точную высоту , поэтому могли лишь напомнить уже известный мотив.

Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д'Ареццо (Guido D'Arezzo (примерно 991 - 1033гг)), который начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане . Названия же нотам Гвидо Аретинский дал, использовав слова гимна Святому Иоанну Крестителю :

Гимн "Ut queant laxis" был написан в виде кантус планус (ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала) Паулусом Диаконусом (Paulus Diaconus) , жившим во второй половине VIII века . Слова первой строфы гимна таковы:

Ut queant laxis
re sonare fibris,
Mi ra gestorum
fa muli tuorum,
Sol ve polluti
la bii reatum,
Sancte Ioannes.

Что примерно можно перевести так: "Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоан".

Давайте послушаем фрагмент гимна:

Как слышно на записи, мелодия каждой строки текста начинаются на одну ступень выше предыдущей . С лёгкой руки Гвидо Аретинского начальные слоги каждой фразы первой строфы превратились в названия нот, соответствующих по высоте этим слогам. Получилось ut , re , mi , fa , sol , la . Ноту ut впоследствие заменили на do из-за неудобства пения открытого звука на первом месте в слоге. Приписывается это нововедение некоему Дж. Дони (около 1540 г.), который то ли назвал её в честь себя, толи в честь Господа ( Dominus ). Седьмая нота не входила в средневековый шестиступенчатый звукоряд ( гексакорд ) и при переходе на нынешнюю октавную систему была названа si по перым буквам имени S ancte I oannes из последней строчки.

Происхождение названий нот и развитие нотации вообще – это очень интересная история. Дело в том, что знакомые нам слоговые названия – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ впервые появились лишь в эпоху Средневековья в XI веке. Значит ли это, что раньше никаких нот не существовало вовсе? Совсем нет.

Ранее в европейской музыке были распространены, например, буквенные обозначения звуков – сначала на основе греческого, а затем латинского алфавита. Но буквы совсем неудобно петь вслух, а кроме того с помощью букв было трудно записать многоголосное сочинение для хора.

Впрочем, певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки. Они записывали мелодии специальными значками, которые назывались НЕВМЫ. Невмы представляли собой всякие крючки и завитушки, которые помогали певцам вспоминать те песнопения, которые они уже знали наизусть.

Невмами, увы, нельзя было зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз). А ведь всю музыку не удержишь в памяти? А музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много. В церкви ведь отмечается много разных праздников, и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии. Нужно было искать какой-то выход…

Изобретение линейной нотации

И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.

Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.

Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.

Как появились слоговые названия нот?

Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.

Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.

Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:

Ut queant laxis
Re sonare fibris
Mi ra gestorum
Fa muli tuorum
Sol ve polluti
La bii reatum
S ancte I oannes

Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.

А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна. Вот такая вот история.

Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.

средневековый гимн, от которого произошли названия нот

Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот

В последнее время в Интернете, в частности, на сайте ВКонтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот совсем другие. А именно:

неправильная информация о происхождении названий нот

Читайте также: