Сообщение какая форма культуры мне больше всего нравится и почему

Обновлено: 04.05.2024

Думаете, что скачать готовую работу — это хороший вариант? Лучше закажите уникальную и сдайте её с первого раза!

Отзывы студентов

Очень понравилась работа!) Написано с учётом всех требований, очень информативно. Единственное, что окончания некоторых…

Добрый день. спасибо за Эссе и даже, несмотря на доработку, получилась не плохая работа. Все достаточно быстро !

Завышенная стоимость. точно такую же работу на этом сайте делали дешевле. Но спасибо за то, что работа выполнена раньше.

Когда речь заходит о культуре, а также ее составляющих, принято подразделять ее на духовную и материальную, подразумевая, таким образом, что это две составные части единого целого. Выяснить, какая из них возникла первой довольно затруднительно, несмотря на то, что многие люди уверены в первичности ….

Александр Селенский

Культуры всех народов каждая по-своему многогранны и заслуживают внимания. Глупо ограничмиваться из ложного чувства патриотизма культурой лишь своей страны и отгораживаться от "чужого". к тому же, еще бабушка надвое сказала, что родное, а что - чужое. Ведь если человека всей душой тянет к какому-то народу и его традициям, то возможно эти традиции для него отчасти и родные?? Зов крови как говорится!
Здесь я предлагаю каждому участнику рассказать, к культурам каких народов он больше всего тяготеет и почему. Раскройте зов вашей души)))))

Artemy Ttt

Английская (педантичность, четкость, ясность какая-то), Японская (загадочная, мистичная, красивая), Русская (no comments =) ).
Верую в Ктулху, но также уважаю Буддизм (хотя мало знаком, в ближайшее время планирую познакомиться поближе).
Да всё хорошо. Во всем есть чему поучиться. =)

Елизавета Балабанова

Написать что ли от своего админского имени. )) Индуизм и буддизм, и арабо-мусульманская.
Ну не считая России естестно :)

Александр Селенский

Ну и я тогда от имени админа: Безусловно японска ( мистика и красота Японии в моем сердце навсегда),а также кельты и индейцы Центральной и Южной Америки, древнегреческая и древнеегипетская культуры, вообще Древний Восток ну и конечно руссская культура))
Из религий выбираю Язычество, но также уважаю буддизм и синтоизм:)


Мы с детства знаем, что брать без спроса вещи и сидеть с ногами на столе некультурно. Чтобы стать ближе к пониманию культуры, рассмотрим какие у нее бывают виды и формы.

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие культуры

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Основные формы культуры

Существует несколько критериев, на основе которых выделяют различные формы и разновидности культур:

по связи с религией — религиозная и светская;

по региональному признаку — культура Востока, Запада и т.д.;

по национальному признаку — русская, американская и т. д.;

по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

по связи с территорией — сельская и городская культура;

по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.

по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

Элитарная

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

трудна для понимания для неподготовленных людей;

эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

Народная

Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:

следование традициям и ритуалам;

ограниченное информационное поле.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

носит коммерческий характер;

в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

снижает общий уровень духовной культуры общества;

ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

рассчитана на пассивное потребление;

формирует стереотипы в сознании людей;

формирует искусственные потребности.

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

адаптация человека к окружающему миру;

удовлетворение его материальных потребностей.

Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, мебель, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

Духовная

Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

Признаки духовной культуры:

стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

ориентация на идеальные формы;

глубокая нравственная традиция;

большая свобода творчества;

неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

Функции духовной культуры:

хранение культурного опыта;

средство понимания и объяснения мира;

регулирование взаимодействия людей в социуме;

формирование общественных ценностей и идеалов;

воспитание и образование.

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

подростково-молодежная, члены которой стремятся создать свой особенный стиль жизни (например, фанаты какого-либо музыкального жанра, фильма или сериала);

религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

специфический образ жизни и привычное поведение;

наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Как пример можно привести подростково-молодежные группы, ценности и образ жизни которых противоречат общепринятым: например, готы, панки, анархисты и т.д. Также к контркультуре относятся криминальные группы, которые действуют против правил общей культуры: воры, хулиганы, наркоманы.

Характерная черта контркультур — противостояние с традиционными нормами общества.

Массовая

Элитарная

Народная

Коммерциализация духовной деятельности

Приоритетное развитие развлекательных жанров

Ориентация на запросы широкого круга потребителей

Направленность на получение прибыли

Носит развлекательный характер

Ориентируется на запросы широкого круга избирателей

Тиражирование стандартизированных ценностей

На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов

Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов

Привлечение популярных актеров

Характеризуется частой повторяемостью сюжетов

Адресована всем, без различия классов, наций, пола

Является порождением технического прогресса

Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций

Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей

Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства

Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта

Необходимость специальной подготовки для усвоения информации

Нестандартность художественных средств

Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов

Безграничное самовыражение творца

Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника

Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли

Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов

Оригинальность и индивидуальность работ

Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном

Передача преимущественно в устной традиции

Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей

Египетские мозаики

В этой статье рассмотрим основные формы культуры, приведём примеры. Но прежде всего, давайте кратко рассмотрим что такое культура.

Что такое культура?

Если говорить простыми словами, культура – это всё то, что создано человеком. Таким образом, независимо от конкретного значения, культура противопоставляется природе (к примеру, сельскохозяйственные растения – это культуры, а дикорастущие – нет).

Формы культуры

С точки зрения культурологии, культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных всем человечеством или его частью. Это понятие объединяет памятники архитектуры и искусства, национальные костюмы и традиции, фольклор и литературу, картины и скульптуры, музыку и кино, даже сериалы и ток-шоу. Во всём этом многообразии культурология выделяет три формы культуры: народную, элитарную и массовую. Рассмотрим каждую из них их подробно.

1. Народная культура

Культурные произведения, не имеющие конкретного автора, относятся к народной культуре. В первую очередь это фольклор, представленный народными сказками, преданиями, мифами, пословицами, песнями, анекдотами и прочими произведениями. Также к народной культуре относятся обычаи и традиции, национальная одежда и ремёсла, ритуалы и поверья, танцы и прочие культурные ценности, сформировавшиеся исторически и несущие в себе опыт предыдущих поколений.

Основные признаки народной культуры:

  • локальность (привязка к определённой местности);
  • демократичность (все могут внести свой вклад);
  • отсутствие конкретных авторов;
  • отсутствие коммерческой подоплёки;
  • доступность для большинства людей;
  • слабая подверженность устареванию.

В зависимости от способа распространения произведения народной культуры делятся на три группы:

  • индивидуальные (анекдот или сказка, которую может рассказать один человек);
  • групповые (песня или танец, для исполнения которых требуется несколько человек);
  • массовые (карнавалы, гуляния и прочие мероприятия, требующие большого количества участников).

Основу народной культуры составляет фольклор – устное народное творчество. Изначально данное понятие включало только словесные произведения, нигде не записанные и передающиеся из поколения в поколение в устной форме. Но со временем оно обрело более широкий смысл, и к фольклору стали относить также песни, музыку, верования, обряды и прочее. Иногда фольклор отождествляют со всей народной культурой.

2. Элитарная культура

Многие произведения такого искусства непонятны большинству людей, поскольку для их понимания необходима определённая подготовка. Воспринимать такие произведения и наслаждаться их художественной ценностью может лишь узкий круг лиц.

Примеры элитарной культуры:

Элитарная культура изначально направлена на узкий круг потребителей. По этой причине она обычно не подразумевает извлечения коммерческой выгоды. Вместо этого авторы стремятся создать нечто уникальное – то, что будет высоко оценено критиками за смелые новаторские идеи.

Основные признаки элитарной культуры:

  • высокая сложность для понимания;
  • требования к подготовленности аудитории;
  • направленность на узкую аудиторию;
  • отсутствие стремления к коммерческой выгоде;
  • сильное влияние на всю культуру, формирование трендов.

Стоит отметить, что элитарная культура не является статичной. К примеру, 2 столетия назад к ней относились произведения Пушкина, поскольку абсолютное большинство населения тогдашней Российской империи было неграмотным. Сегодня же все дети изучают творчество Пушкина в школе.

Другой интересный пример – джаз, который в начале 20-го века считался дешёвой музыкой, недостойной тонкого слуха образованных людей. Сегодня же он стал настоящим элитарным искусством, собирающим вокруг себя небольшие группы истинных ценителей.

3. Массовая культура

Культуру делает массовой наличие двух ключевых особенностей:

  • Она достаточно проста для понимания большинством людей, независимо от их эрудиции, воспитания, образования и прочих факторов.
  • Она быстро распространяется, и её без ограничений могут потреблять представители всех социальных слоёв.

Массовая культура существовала всегда в виде различных увеселительных мероприятий. Но её расцвет начался в середине 20-го века – в период повсеместного распространения радио и телевидения, а также роста популярности печатной прессы во всём мире. Самый очевидный пример массовой культуры – это, конечно же, эстрадная музыка. Она не предъявляет никаких требований к аудитории, поэтому удачные произведения обычно становятся известными на всю страну или даже на весь мир.

Основные признаки массовой культуры:

Считается, что художественная ценность массовой культуры существенно ниже, чем ценность элитарной или народной культур. Однако за счёт охвата аудитории она приносит своим создателям существенную материальную выгоду. При этом произведения массовой культуры обычно ориентированы на сиюминутные запросы людей, поэтому быстро устаревают.

Субкультура и контркультура

Отдельно стоит рассмотреть такие разновидности массовой культуры как субкультура и контркультура.

Субкультура – это обособленная часть доминирующей культуры, созданная отдельной социальной группой с учетом интересов и взглядов её представителей.

Основные признаки субкультуры:

  • групповой конформизм (участники охотно перенимают взгляды и ценности, свойственные субкультуре);
  • наличие собственного сленга;
  • специфические особенности внешнего вида (одежда, прически, украшения, татуировки и прочее);
  • интерес к определённым жанрам музыки и видам искусства;
  • специфические особенности поведения;
  • желание выделиться на общем фоне, подчеркнуть свою неформальность.

Контркультура – это субкультура, построенная на отрицании традиционных ценностей (всех или некоторых из них). Стоит отметить, что вполне различимые признаки контркультуры есть у многих субкультур.

Материальная и духовная культура

Все существующие культурные ценности могут быть разделены на материальные и духовные. И в зависимости от того, на создание каких именно ценностей направлена культурная деятельность, сама культура также может принимать одну из двух соответствующих форм:

  • Материальная культура. Это понятие объединяет все материальные предметы, созданные человеком, а также саму деятельность, направленную на производство, освоение и использование этих предметов.
  • Духовная культура. Это понятие объединяет все духовные ценности, созданные и накопленные человечеством, а также деятельность, направленную на создание, освоение, сохранение, распространение и потребление этих ценностей.

Провести отчётливую грань между материальной и духовной культурой невозможно. Духовная культура вполне может принимать материальную форму (книги, картины, фигурки мифических персонажей). А материальные предметы могут обладать духовной культурной ценностью (рукописи, исторические реликвии, архитектурные памятники и прочее).

Функции культуры

Культура, как социальный институт, выполняет ряд функций, направленных на удовлетворение человеческих потребностей и регулирование жизни общества. В качестве основных можно назвать следующие функции культуры:

Читайте также: