Сообщение на тему турецкая музыка

Обновлено: 17.05.2024

Несмотря на отрицательное отношение мусульманской ортодоксии к искусству как явлению, отвлекающему верующих от религиозных помыслов, ислам в силу своей природы, может быть, более, чем любая другая религия, нуждался в утверждении своих идей при помощи определенных художественных образов. Тем не менее уже в раннем исламе возникла оппозиция к искусству. Причины ее некоторые востоковеды усматривают в стремлении противодействовать сохранению доисламских религиозно-мистических принципов, исключить влияние на психологию верующих языческого искусства, подтачивающего авторитет догматов ислама.

Логика религиозных авторитетов, исходивших из небогоугодности целей и содержания искусства, должна была привести к порицанию музыки за враждебные религиозному духу откровения. И если осуждение поэзии, например, не смогло помешать признанию де-факто той роли, которую она издавна играла в культурной жизни мусульманских народов, то оппозиция ислама к музыке оказалась более устойчивой.

Антимузыкальная позиция ислама не означала, однако, полного отсутствия элементов музыки в ритуале самой религиозной службы, хотя ислам и предназначал ей утилитарную функцию фона, усиливающего сакральное значение слова в мелодической декламации Корана, призыва к молитве (азана), псалмодиях.

В богослужении мусульман отсутствует инструментальная музыка, господствующее положение занимают вокальные формы музыкального выражения. Принципы импровизированных вокально-поэтических декламаций Корана и азана – лад, мелодия, ритм – строго соответствовали канонам культового ритуала, и исполнить все требования, предъявляемые к вокализованному чтению законоучительной книги мусульман, могли лишь высокопрофессиональные и талантливые певцы.

Кажущаяся парадоксальность ситуации заключалась в том, что теоретически обоснованный улемами запрет не влек за собой фактического неприятия музыкального искусства. Стремление богословов подчинить развитие художественной культуры нормам религиозной эстетики и морали было далеко не всегда и не во всем успешным: блестящий расцвет придворных искусств, не говоря уже о музыкальном фольклоре, служил противовесом богословским теориям. Окружив себя изысканным комфортом и сказочной роскошью, султан и светская знать, не считаясь с моралистическими догмами духовных авторитетов, немаловажное место в дворцовой церемонии отводили музыке.

Традиционное, или классическое направление в музыкальном искусстве характерно для многих стран средневекового мусульманского Востока. Однако в Турции оно возникло гораздо позже, чем в Персии и в арабских странах, в связи с тем, что формирование турецкого государства и становление его культуры произошло в более поздний исторический период.

Есть основание предполагать, что развитие турецкой национальной музыки началось с усвоения музыкальной культуры Ирана . Богатые музыкальные традиции Древней Персии проникали на турецкую почву не только через искусство придворных кругов, подверженных иранскому влиянию, но и при посредничестве многочисленных сектантов, особенно из числа суфиев, распространявших наряду со своим учением и элементы инонациональной культуры.

Основу традиционной музыки Турции составляют такие жанры, как фасиль, таксим, пешрев, бесте, семаи, шаркы, тюркю.

Фасиль – канонизированный вокально-инструментальный концерт камерного типа; таксим – импровизированная пьеса, выполняющая функции вступления; пешрев – инструментальная пьеса разнообразной структуры; бесте, семаи, шаркы, тюркю – вокальные жанры традиционной музыки.

Турецкий макам – это вокально-инструментальное произведение, которое состоит из разделов импровизированного характера и устоявшихся жанровых форм традиционного музыкального искусства.
Вводным разделом макама является инструментальная импровизация баштаксим, цель которой – настроить аудиторию и самого исполнителя на определенный лад. В далекие времена перед собравшимися любителями музыки, а их немало было и во дворцах, и в бедных кварталах, под громкие рукоплескания появлялся музыкант-исполнитель. Долго перебирая струны саза или ребаба, он незаметно уводил слушателей в мир сказочных звуков.

Помимо инструментальной музыки, в макаме исполняются также вокальные произведения.

Если на арабском Востоке был распространен ислам преимущественно суннитского толка, в Персии – шиитского, то Турция в силу ряда исторических причин оказалась ареной своеобразного культового дуализма, очагом расцвета суфизма, воспринятого различными по этническому составу слоями населения.

Среди исследователей нетрадиционного ислама пристальный интерес к музыке проявляли суфии. Суфизм, пустивший особенно глубокие корни на турецкой почве, из-за специфики своих культовых ритуалов оказался своеобразным двигателем развития музыкального искусства. Власть музыки над человеком не могла не привлечь внимания суфиев, питавших большую склонность в разработке проблем психологии и пользовавшихся добытыми знаниями для достижения своих особых целей. Суфии не могли не заметить, что экстатическое состояние весьма часто наступает в минуты возбуждения, вызванного слушанием музыки. Нужно было ввести музыку в ритуал, так сказать, узаконить с ортодоксальной точки зрения ее появление. Позицию свою суфии старались еще более укрепить рядом преданий о пророке, в которых указывается, что он якобы охотно слушал пение стихов в исполнении рабынь и своих жён.

Исходя из того, что музыка, пение и танец суть средства духовного совершенствования человека, суфии активно использовали элементы музыкального искусства в своей культовой практике. Для достижения специфической цели суфийского обряда – приобщения в божественному началу через экстатическое состояние – верующий должен был пройти путь мистической самоподготовки, минуя ряд психических фаз-состояний. При этом состояние религиозной сублимации, по мнению суфиев, способны вызвать не только максимальная мобилизация внутренних духовных сил, но и обладающие мощным психологическим воздействием факторы внешнего порядка – пение, стихи, танец.

Поэтому в ритуальные церемонии члены суфийских орденов непременно включали в качестве составных элементов музыку и стихи, опираясь при этом на различные поэтические и музыкальные формы фольклора. Например, если орден бекташи использовал в своих обрядах различные поэтические произведения, содействовал развитию национальных литературных жанров, то представители ордена мевлеви внесли вклад в развитие турецкого музыкального искусства.

В 1926 г. обитель мевлеви в Конье была превращена в музей. Музыка, некогда использовавшаяся суфиями в ритуальных целях, звучит теперь с магнитофонной пленки и является таким же музейным атрибутом, как и игрушечные фигурки дервишей, кружащихся под стеклом в бесконечном ритуальном танце.
Таким образом, табу, наложенное богословами на музыкальное искусство, не означало его реального исключения из художественного опыта народов Востока, в частности Турции, обогащение которого стимулировалось прогрессивными общественно-этническими традициями.

Предпосылкой использования макама в религиозных церемониях послужило и то обстоятельство, что он был очень популярен у широких народных масс.

Макам как уникальный жанр народно-профессионального искусства, является богатым источником для изучения музыки народов Востока. Общие структурные принципы не лишают макамат признаков национального своеобразия в различных странах. Несмотря на каноничность, макамат немыслим без импровизации, которая достигает в нем вершин художественного совершенства.

Макамат, составляющий основной фонд музыкальной классики народов Ближнего и Среднего Востока, способствует формированию национальных композиторских школ, открывает широкие возможности для творческого поиска.

Любимый арабами музыкальный инструмент канун появился в Турции в период раннего Средневековья и завоевал признание главным образом знатных женщин. Он представляет собой плоскую трапециевидную цитру с 72 струнами. Помимо кануна, распространенные музыкальные инструменты в Турции: кеман – струнный, напоминающий скрипку; кеменче – маленькая скрипка с грушевидным корпусом; тамбур представляет собой лютню с длинной шейкой и восемью двойными струнами (в Закавказье, Иране, Афганистане называется кеманча); ребаб – струнный смычковый инструмент; арабский уд (лютня) является предшественником всех западных лютен и гитар. У него грушевидный корпус, отсутствуют лады, а шейка повернута на характерный угол в 60°. Инструмент имеет обычно 11-12 струн. Все женщины в гаремах играли на уде, а наиболее талантливых обучали играть на кануне. Флейта ней представляет собой длинную деревянную флейту, распространенную среди турок, персов и арабов. Инструмент имеет 10 отверстий, в Турции эта флейта может иметь 14 тональностей. В зависимости от положения головы и силы выдоха можно играть в интервале трех октав. Ней остается основным инструментом турецких мистических орденов. Баглам – щипковый инструмент вроде мандолины; саз – щипковый инструмент, число струн которого варьируется от 6 до 12. К инструментам, широко распротраненным на Ближнем Востоке и Закавказье, также относятся духовые инструменты – дюдюк, зурна (габой) и др.

На сорок ломтей свой хлеб делит она,
Тощую почву сохой пашет она,
В простой колыбели ребенка качает она…

Известно несколько версий того, как театр теней появился в Малой Азии. Есть предположение, что из Китая через Монголию он в XI-XII вв. попал в Персию и во владения сельджуков, а затем турки принесли его с собой и в страны Ближнего Востока. На первых порах он использовался в арабских странах для представлений, в которых с философско-мистических позиций трактовались вопросы происхождения мира, сущности Бога и человеческого бытия. Тень уподоблялась душе, призванной из потустороннего мира. А роль медиума – посредника между живыми и мертвыми выполнял кукловод. Точно не известно, когда театр теней проник в страны Магриба, но в XII в. он был уже там весьма популярен.

Если сопоставить скудные знания о театре с записками путешественников, то можно реконструировать его устройство. Первоначально это был фонарь, вокруг горящего фитиля которого прикреплялись фигурки, вырезанные из бумаги. Воздух в фонаре нагревался и приводил фигурки в движение. В дальнейшем техника представлений изменилась.

Фигурки стали делать из разных материалов, в том числе из кожи, чаще верблюжьей, натянутой на каркас. Высота фигурок – от 20 до 100 см, глаза прорезаны.

Существует много описаний фигурок теневого театра. Главные персонажи выглядели внешне следующим образом: Карагёз – с окладистой черной бородой, в пёстром колпаке, красном кафтане с широким поясом, в синих шароварах, желтых чулках и красных туфлях с черными каблуками. Это глубоко народный тип, на вид простоватый, но умный и лукавый; он ставил своими вопросами в смешное положение собеседника – напыщенного болтуна Хадживата. Карагёз – любимец публики, воплощение мудрости, наивной простоты и юмора. Выходец из бедняков, неграмотный, грубоватый, он нередко попадает в замысловатые ситуации, но чувства юмора не теряет никогда. Его неразлучный друг Хадживат – в алой феске (мужской головной убор в форме усеченного конуса, обычно красного цвета, с кисточкой; по названию города Фес в Марокко), зеленом кафтане с красным воротником, в голубых штанах и красных туфлях с синими бантами. У Хадживата короткая остроконечная бородка, он склонен к претенциозности, кичится своей ученостью и знанием правил хорошего тона, постоянно вступает в споры и чаще всего терпит поражение. Были среди действующих лиц и курильщик опиума – горбатый, с трубкой, в европейских ботинках и с тросточкой в руках; нищий – калека в заплатанном сером кафтане и др. Кроме кукол и фигурок различных животных, важную роль в спектаклях играли декорации и фигурки-дублёры, которые представляли героев в различных ситуациях, например, верхом на верблюде. Декорации изображали дворцы, дома и т.д. Публика без труда узнавала героев. Если декорации оставались неподвижными, то реквизит (лодки, палки, верблюды) перемещался с помощью кукловода.

Сюжеты всех представлений строились на юмористических похождениях и потасовках основных героев. Постепенно круг персонажей расширялся. Популярным стал образ доктора, смешно коверкающего турецкие и арабские слова и из-за этого едва не губящего больного, или чиновника, олицетворяющего закон и порядок, но совершающего глупые поступки.

Театр располагал всеми атрибутами настоящего театра – литературный текст (сценарий), действие, музыка. Музыканты (три-четыре человека) сидели полукругом между экраном и публикой. Перед началом представлений они должны были развлекать людей. Появление каждого персонажа сопровождалось соответствующей мелодией с преобладанием персидских мотивов и текстов. Музыку и слова писали сами кукловоды-актёры. Текст произносили и пели на разные голоса, с разными акцентами, так как в спектаклях действовали представители разных национальностей. По ходу спектакля производился звук пощёчин, шум драки – для этого у актёра одна рука должна была оставаться свободной, ведь он бил самого себя.

Спектакли вел хайялджи – артист, управлявший куклами и зачастую исполнявший все роли. На первых порах весь театр состоял из одного-двух актеров, позднее труппы увеличились до четырех-пяти человек.

Известно, что ислам запрещает изображать людей, поэтому театр теней – это своеобразный выход из положения. Театр не касался главных персонажей исламской истории – Мухаммеда и правоверных халифов. Театр теней вмешивался во все сферы быта. На экране появлялись представители разных сословий и профессий – визиры, паши, купцы. Долгое время не показывали женщин, евнухов и учителей медресе.
Сюжеты театра передавались от отца к сыну, от сына к внуку и становились достоянием устной народной литературы. Это эпизоды из древней истории, мифы, народные сказания, легенды, современный быт, сатира на местные нравы и обычаи, семейные неполадки. Попасть на экран в качестве сатирического персонажа считалось позором.

Популярность театра была огромна во всех слоях общества. Устами Карагёза (подобно Ходже Насреддину в литературе) ведущий высказывал любую крамолу.

Сюжеты старых театральных представлений – борьба добра со злом, порицание человеческих пороков – остались те же, но уже в современном театре.

Интересно то, что даже в гаремах женщины умели играть на лютнях, а самые талантливые из них обучались игре накануне, представляющем разновидность цитры.

В XV веке в Анатолии появились первые ашики — народные поэты-музыканты. Подобно французским трубадурам они ходили из одного населенного пункта в другой, играя на багламе или сазе. Как правило, такие исполнители в основном специализировались на сатирических песнях, затрагивающих социальные и политические темы. Увидеть ашиков можно и сегодня, но уже не как странствующих певцов, а как уважаемых исполнителей на различных народных фестивалях.

Музыкальные инструменты Турции

В этой стране, как и в других государствах, музыкальные инструменты представлены в большом многообразии, но мы рассмотрим только самые популярные:

1. Кебаб кемане — своеобразный вариант классической скрипки, издающий довольно пронзительные звуки. Традиционно его основа изготавливается из особого сорта тыквы, а гриф — из прочной древесины. Смычок тоже вырезается из дерева, а для струн используется отборный конский волос.

2. Баглама — довольно простое изделие, внешне напоминающее мандолину. В настоящее время в Турции и других мусульманских странах играют на разных видах багламы, поэтому встречается она не только в музеях.

3. Черноморская кеманча — популярный инструмент с тремя струнами, умеющий издавать параллельные звуки. Его корпус создается из гибкой древесины, которая обрабатывается специальными составами.

4. Тар — пекторальный инструмент, встречающийся не только в Турции, но также в Иране, Узбекистане, Грузии и Азербайджане. Передняя часть тара покрывается пленкой, которая снимается с сердца КРС, а его струны изготавливаются из лещины.

5. Зурна — духовой инструмент, часто используемый на различных праздниках и гуляниях, проходящих на открытой местности. Зурна отличается громким звучанием и формой, напоминающей рожок.

6. Волынка — еще один духовой инструмент, используемый турецким народом. Его конструкция включает три части: нав, трубку и кожаную деталь.

Музыкальные фестивали Турции

Представить эту страну без таких мероприятий сегодня невозможно. Турция старается равняться на европейские государства, да и талантами, отнюдь, не бедна. Одно из самых ярких ее празднеств — международный фестиваль Босфор, обычно проходящий в июне. В нем принимают участие десятки музыкальных и танцевальных коллективов, поэтому программа получается очень насыщенной. В мае для ценителей симфонических оркестров в Анатолии устраивается отдельный фестиваль, а всех поклонников блюза собирает фестиваль Эфес.

Надо сказать, что турецкая музыка очень любима за пределами родины и исполнители этой гостеприимной страны даже на чужбине умудряются купаться в лучах славы. В самой же Турции веселые мотивы являются неотъемлемой частью жизни каждого человека. Где бы вы не находились, отовсюду будет звучать мелодия, а вечером курортные зоны и вовсе наполняются музыкой, как глубокая чаша водой.

Как развивалась музыкальная культура в Турции

Турецкая музыка, хоть и развивается, как и другие, в современном русле, но все чтит свои традиции. В ее основе лежит турецкий фольклор, традиционная музыка, классика, а также веяния культур других народов – армян и греков, с которыми осуществлялся культурный обмен, развивающий культуры.

Турецкие марши, как явление 18 века, существовали недолго, но стали важными, так как заимствовалось использование барабанов, цимбал и колокольчиков в европейских оркестрах. С 20 века началось развитие следующих жанров — симфония, балет и опера в этой восточной стране.

Современная музыка в Турции, как в большинстве стран, поддается влиянию западных веяний, так как эта музыка распространилась своими хитами по всему свету. Особенно развивается клубная культура, которая широко востребована, но именно турецкая клубная музыка стала популярной благодаря традиционным чертам своей культуры – страстности и эмоциональности. Это позволило турецкой музыке распространиться во многих других странах мира.

Музыка в Турции наполнена традициями – это классические произведения османской эпохи, мистические суфийские напевы, мелодии наций Центральной Азии – все они остались актуальными. И в то же время пополнилась культура и под влиянием джаза и поп-музыки. Такое смешение культур дало яркую мозаику из разнообразных стилей. Туристы, приехавшие в Турцию, могут увидеть и медитативный транс пляшущих дервишей, и движения танцовщиц, которые слились в ритме танца живота, и мерный ритм мастерских оркестров. Желающие узнать немного больше об этой прекрасной стране здесь смогут почитать об истории Турции. А также о тайнах турецких городов и о великих личностях, участвовавших в становлении великой державы.

Традиционные турецкие инструменты

Их можно поделить на три группы:

  • Духовые инструменты в виде кавала и нея
  • Струнные — в составе саза иуда
  • Ударные инструменты типа давула и дарбуки

Самым главным инструментом является саз иуд, струны которого щипаются или перебираются играющим на нем. Его верхняя дека защищена противоударным кожаным покрытием.

Древнее происхождение имеют духовые инструменты кавал – вырезается из сливового дерева, и ней – из тростника.

Ударные инструменты в Турцию были привезены арабами, к примеру, это дарбука и давул, сделанные из керамики и металла.

Фазильская музыка как еще одно явление турецкой культуры.

Эта музыка считается полуклассической и поэтому ее исполнение происходит чаще всего либо в концертных залах, либо в мейхане. Эта музыка очень похожа по напеву с цыганской, и мастерски исполняется на традиционных струнных, ударных и духовых инструментах. Но, в отличие от цыганской музыки, под которую танцуют, фазильскую обычно только слушают.

Национальная музыка Турции

Турецкая народная музыка сформировалась под воздействием культур наций, населяющих территорию Анадолы. В основном, национальные турецкие напевы состоят из тюркских элементов, гармонично сочетаемых с арабскими, греческими, балканскими и персидскими мотивами.

Современная турецкая музыка – это уникальный синтез классических европейских и азиатских мелодий.Протяжные звуки восточных композиций перемешаны с зажигательными ритмами, а темп задается ударными инструментами.

Во времена расцвета могущественной Османской империи обучать детей игре на музыкальных инструментах считалось престижным занятием. Все отпрыски знатных родов, находящихся в непосредственной близости ко двору Падишаха, умели играть на духовых или ударных инструментах. Женщины султанского гарема тоже брали уроки музыки. Все наложницы в обязательном порядке должны были уметь исполнять мелодии на лютне или цитре (разновидности струнных инструментов), петь хором и соло, тонко чувствовать музыкальные ритмы, чтобы двигаться в танце. Чуть позже, примерно в середине 17-го века, в Турции появилась скрипка. Впервые кеман – так при дворе султана называли скрипку – была привезена иностранными послами из Европы. Чарующие звуки скрипки так понравились султану и вельможам, что их жены и дети немедленно выписали себе европейских учителей для занятий.

Самый популярный духовой инструмент в Турции – это зурна. Резкие и мощные звуки зурны призывали воинов османского войска идти в атаку, провозглашали победу и подавали разные сигналы. Другой известный народный турецкий духовой инструмент – ней. Это разновидность флейты, которую чаще всего используют монахи-дервиши для своих ритуальных танцев. Дервиши говорят, что мистические звуки нея похожи на глас Аллаха.

Читайте также: