Сообщение исследования двигательных возможностей лиц с речевой патологией

Обновлено: 02.07.2024

Введение
Формирование речевой функции у ребёнка во многом обусловлена унаследованными и приобретенными анатомо-физиологическими особенностями. В качестве органов, непосредственно продуцирующих речь, в основном работают органы дыхания и жевания. Кроме органов дыхания, голосовой аппарат включает в себя вибраторы (голосовые связки), резонаторы (гортань, полость рта и носа) и артикуляторы, наиболее важные из которых - язык, губы, зубы, нижняя челюсть и мягкое небо, образуют из звуков слоги и слова. В зависимости от того, какой из этих артикуляторов влияет на проблему произношения, дислалии классифицируются на палатинальные, лингвальные, дентальные и лабиальные. Палатолалии – нарушения речи, обусловленные патологией неба; глоссолалии – аномалиями размеров языка или нарушением его функций; дентолалии – аномалиями формы или положения зубов.

Но нарушения произношения звуков часто обусловлено не только зубочелюстными деформациями – более, чем в 60% случаев нарушение звукопроизношения обусловлено миофункциональными проблемами, т. е. нарушением функции мышц и мягких тканей челюстно-лицевой области. Причины этих проблем разнообразны- по мнению физиологов они обусловлены возрастными особенностями развития ребёнка. С физиологической точки зрения такие нарушения проявляются как повышение или снижение активности мышц языка и губ, а также ассиметрией работы жевательных мышц. Электромиографические исследования лицевой мускулатуры выявили, что суммарный тонус мышц лица в целом постоянен, и недостаток активности жевательных мышц всегда компенсируется увеличением активности мимических мышц и мышц языка. Из этого следует, что тренировка или развитие одной из групп мышц, как правило, не даёт ощутимого эффекта. Поэтому при выявлении миофункциональных нарушений необходим междисциплинарный подход к диагностике и лечению детей. Различные индивидуальные устройства для миофункциональной коррекции могут назначаться как стоматологом или ортодонтом, так и логопедом. Это вестибулярные пластинки различных модификаций, а также детские силиконовые трейнеры, корректирующие позицию и активность губ и языка, что способствует восстановлению миодинамического равновесия в челюстно-лицевой области.

Нарушение произношения фонемы Р.

Нарушение произношения фонемы Р наблюдается при укороченной уздечке языка, сужении челюстей, глубоком прикусе, нарушении подвижности кончика и края языка. У этих детей часто наблюдается сколиоз и слабость мышц шеи. Детям младше пяти лет логопед может назначить использование вестибулярной пластинки с бусинкой. С ней особенно эффективны будут упражнения для двигательных мышц языка.

При необходимости (по направлению ортодонта и хирурга-стоматолога) в 2±2,5 года проводится пластика уздечки языка. Для детей после пяти лет рекомендуется активная тренировка с использованием профилактического трейнера - отгибая маркерный язычок силиконового тренажёра ребёнок учится сбалансированной работе всех мышц языка, а также обеспечивает нагрузку на жевательную мускулатуру.
Артикуляция при воспроизведении звуков Т и Д.

Детям до пяти лет, для повышения эффективности занятий с логопедом, рекомендуется использовать пластинку с упором (заслонкой) для языка. Пластинку нужно носить час в день и со второй недели дополнять ночным ношением. Перед занятиями с логопедом необходимо в течение 20-30 минут заниматься разминкой мышцы, поднимающей язык. Для этого может использоваться пластинка с бусинкой или трейнер. В трейнере роль бусинки выполняет маркерный язычок – его надо отгибать кончиком языка вниз. Такую тренировку желательно проводить и дома 1 раз в день.

Для коррекции открытого прикуса детям в возрасте до пяти лет стоматологи рекомендуют ночное ношение пластинки Стоппи, детям старше пяти лет – использование трейнера ночью и час в день.

Артикуляция при воспроизведении звуков Ш и Ж.

Артикуляционную тренировку проводят с использованием вестибулярной пластинки с бусинкой. Ребенку предлагается губами удерживать пластинку, в то время, как логопед с ощутимым усилием вытягивает её за кольцо, словно отнимая. Это способствует стимуляции круговой мышцы рта и коррекции язычного наклона зубов. На следующем этапе можно усложнить задачу, предложив ребенку одновременно катать бусинку языком по нёбу.

Стоматологи с целью коррекции глубокого прикуса и дистального положения нижней челюсти (прогнатии) детям до 5 лет рекомендуют ночное ношение вестибулярной пластинки с козырьком, а детям старше пяти лет - трейнера.

Артикуляция при воспроизведении звуков С и З.

Фонемы С и З относятся к группе язычно-зубных звуков. При произношении этих фонем верхние и нижние резцы сближены приблизительно на 1–1,5 мм и расположены или в одной фронтальной плоскости, или же нижние резцы находятся чуть лингвальнее. Язык в средней своей части приподнят, расширен. Кончик языка упирается в нижние резцы, а боковые его края прилегают к небным поверхностям верхних боковых зубов. Посредине спинки языка образуется продольный V-образный желобок. Струя воздуха, проходя по последнему, образует выраженный свистящий звук. Образование звука З отличается от артикуляционного уклада звука С незначительным поднятием спинки языка к твердому небу и вибрацией голосовых связок. Четкость и чистота фонем С и З зависит от ширины речевого промежутка — щели между верхними и нижними резцами при произношении этих звуков. Если щель сделать несколько шире, то согласный звук С получится менее отчетливым, со свистящим шумом.

Детям в возрасте до пяти лет для логопедической коррекции рекомендуется использование пластинки с заслонкой для языка во время ночного сна, а также активная тренировка с применением пластинки с бусинкой 2-3 раза в течение дня по 15 минут. Пластинка с бусинкой помогает развивать двигательные мышцы языка.

Для автоматизации правильной позиции языка в помощь логопедам разработана новая модификация пластинки с бусинкой, в которой бусинка располагается на альвеолах, за верхними резцами. Эта пластинку можно использовать как для активной дневной тренировки, так и для ночного пассивного ношения.

Стоматологи рекомендуют детям старше пяти лет с целью коррекции открытого прикуса использовать трейнер. Язычок трейнера способствует запоминанию правильного положения кончика языка при ночном глотании слюны.

Миофункциональные нарушения у детей наиболее эффективно корректируются при раннем выявлении и грамотном междисциплинарном взаимодействии логопеда и детского стоматолога. В большинстве случаев такой комплексный подход к реабилитации детей с речевыми нарушениями обеспечивает высокую стабильность результатов логопедической коррекции.

В данной статье рассмотрены современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи. Определено состояние физического, двигательного и психического развития детей старшего дошкольного возраста,рассмотрен анализ показателей личностного развития детей.

ВложениеРазмер
nauchnaya_statya_no1.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Климкина О.В.

Кафедра: коррекционная педагогика и специальная психология

Научный руководитель: к.п.н., профессор ДавидовичЛ.Р.

Современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи

В данной статье рассмотрены современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи. Определено состояние физического, двигательного и психического развития детей старшего дошкольного возраста, рассмотрен анализ показателей личностного развития детей.

общее недоразвитие речи, мелкая моторика, координационные способности, двигательная память.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е Левиной и коллективом ученых НИИ дефектологии (Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.И. Жаренкова и др.), которые, основываясь на методе системного анализа нарушений, разработали периодизацию общего недоразвития речи.

Реализация принципа системности и развития привели ученых к обнаружению сложных и неоднородных связей в изучаемых речевых отклонениях. Понимание сложности рассматриваемых явлений потребовали разностороннего и целостного анализа патологии речи. М.М.Манассеин, В.Ф.Олтушевский,И.А.Сикорский,И.К.Хмелевский стали разрабатывать этиопатогенетический и системный метод изучения речевых нарушений .

Общее недоразвитие речи является распространенной патологией у современных детей.

Речевые расстройства напрямую связаны с психо-моторным развитием. Проблема взаимообусловленности нарушений психо-моторной сферы и речевой взаимосвязаны. Многие авторы в своих работах раскрывают как своевременное и целенаправленное устранение нарушений психо-моторной сферы влияет на коррекцию речевого развития (в первую очередь, экспрессивной речи), а также способствует развитию пространственных представлений, активизации мыслительной деятельности, лучшему усвоению программы обучения.

Методологическую основу исследования психо-моторного недоразвития речи составили фундаментальные положения о сложной структуре речевой деятельности, о взаимосвязи процессов развития речи и других психических функций (Л.С.Выготский [2] , А.Р.Лурия [7] ,, А.А.Леонтьев) [6] учение об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития при нормльном и нарушенном онтогенезе (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, В.И.Лубовский и др.), учение о функциональных системах (П.К.Анохин), учение о динамической локализации высших психических функций (И.М.Сеченов, А.Р.Лурия и др.), концепция о единстве биологического и социального в процессе психического развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.)

Многочисленными исследованиями доказано, что психика ребенка формируется прижизненно под влиянием условий окружающей среды, целенаправленного воспитания и обучения. Одновременно с этим процесс психического развития определяется состоянием биологических предпосылок, являющихся материальным субстратом высших психических функций. Биологической основой рассматриваемых речевых и неречевых психических процессов являются постепенно усложняющиеся в онтогенезе системы высших психических функций ( А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия) [6, 7].

Различные формы органических и функциональных нарушений речи часто сопровождаются той или иной патологией в области двигательной сферы. Подробное исследование моторики у детей с речевой патологией позволяет строить дифференцированную работу по коррекции двигательной сферы дошкольников с учетом клинической формы речевой патологии и конкретного уровня нарушения управления движениями.

Для детей с общим недоразвитием речи характерно замедление формирования двигательной сферы (В.П.Дудьев, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, и др.).

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются различные расстройства регуляции мышечного тонуса, статической координации и выносливости. Наиболее выражены данные проявления у дошкольников с дизартрией. Исследователи выявили у дошкольников с общим недоразвитием речи неуклюжесть, неловкость, слабость мимических движений, нарушения координации движений, быстроты и ловкости. В результате у детей возникают затруднения при согласовании двигательного акта с пространственно-временными параметрами.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются особенности двигательной памяти: пропуск, замены, перестановки частей двигательных программ. Также необходимо отметить недостаточную координацию ручной моторики. У испытуемых обнаруживается застревание на позах, длительный поиск нужного положения пальцев рук. Особенно выражены нарушения речевой моторики, что объясняется сложностью организации и дифференцированностью речевых движений, а также недостаточностью глубокой проприоцептивной чувствительности, сигнализирующей о состоянии костно-мышечно-суставного аппарата (Белова-Давид Р.А., 1969)

Дети с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень двигательного воображения, от которого во многом зависит успешность реализации еще никогда не выполнявшихся действий.

Трудности в наглядно-действенном мышлении в структуре психо-моторных действий приводят к тому, что дети не могут предвосхищать двигательные действия.

Обследование общей моторики детей с общим недоразвитием речи определило некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У большинства детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и точности их выполнения. Наибольшие трудности составляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям.

При обследовании детей с общим недоразвитием речи было выявлено, что они отстают в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Для этих детей наибольшую трудность составляют следующие задания: перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге. Типичным для этих детей при выполнении заданий является недостаточный самоконтроль.

Анализ показателей личностного развития (уровень притязаний, самоанализ, самообслуживание, самооценка и т.д.) детей с общим недоразвитием речи показал следующее: у большинства детей наблюдался низкий уровень притязаний, стремление к более трудным целям. Отсутствие умения анализировать, планировать свою деятельность, недостаточный уровень инициативности и творческого подхода к решению задач, преодолению трудностей во время выполнения деятельности. Также у детей с общим недоразвитием речи отсутствует привычка к трудовому усилию, наблюдается невысокий уровень самостоятельности, целеустремленности и организованности. У некоторых детей отсутствует чувство долга и ответственности, частное игнорирование самообслуживания, а также отсутствует навык самоконтроля и адекватной оценки своей работы.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается значительное отставание от нормы в развитии координационных способностей, формирования мелкой моторики рук проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.).

Дети с общим недоразвитием речи имеют слабую двигательную память, что сказывается на переключаемости движений и самоконтроля.

От уровня двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении проб показателя психо-моторного развития зависит быстрота и прочность запоминания значительного числа последовательных действий (как простых, так и сложнокоординированных), длительность сохранения их, оперативность использования в необходимых случаях (при реализации двигательных программ, хранящихся в памяти).

Дети с общим недоразвитием речи с трудом удерживают равновесие тела. Наибольшие сложности вызывают следующие упражнения: ходьба и бег спиной вперед, стойки на одной ноге с различным положением рук, приседание на одной ноге. Также может наблюдаться низкий уровень развития произвольного управления своими движениями. Особенно слабое умение подчинять свои движения основной двигательной задаче, т.е. выполнять осмысленные движения. Дети недостаточно тонко регулируют изменения своих движений по усилию, пространственной характеристике, времени, а также не умеют координировать сложные одновременные движения.

При определении сторон тела большую сложность для детей с общим недоразвитием речи составляет выделение лево-право, дети путаются, не могут запомнить задание, не уверенно выполняют движения. Ориентировка в пространстве помещения также вызывает ряд сложностей: дети не могут организовать круг, полукруг, построиться в шеренгу, не могут запомнить свое место.

Трудности, имеющиеся у таких детей, сказываются на всех формах общения и межличностного взаимодействия. Тому в значительной степени способствуют сопутствующие речевым дефектам невротические проявления. У многих детей наблюдается повышенный уровень тревожности, который колеблется в зависимости от изменений условий, ощущение неуверенности в себе, которое приводит к тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке. Для многих характерна крайняя зависимость от мнения других. В то же время у детей можно наблюдать агрессивные реакции, если при осуществлении своих стремлений они встречают препятствия. Для одних детей характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, в излишней двигательной активности: ребенок производит множество движений ногами, руками, вертится, не может длительное время сидеть спокойно. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью. В целом их эмоционально-волевая сфера имеет те же особенности, что и у детей с нормально развитой речью, но фиксация на речевом дефекте порождает у ребенка чувство ущемленности, а это в свою очередь делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детского коллектива.

В старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи могут наблюдаться такие особенности высшей нервной деятельности, как инертность, медлительность и пониженная переключаемость психических процессов. Быстрая утомляемость коры головного мозга приводит к низкой работоспособности детей. Неадекватность ответных реакций характеру раздражений, приводит к генеразации возбуждений, которая, в свою очередь, выражается массой дополнительных движений ног, рук, туловища.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить огромную роль своевременной коррекции имеющихся и профилактики возможных нарушений развития двигательной сферы дошкольника.

Эффективность целенаправленной педагогической работы по психо-моторному развитию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи во многом зависит от разработки научно-обоснованной системы фронтального специального обучения для групп с однородными отклонениями в речевом развитии.

Проанализировав психо-моторное развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно сделать вывод о специфических проявлениях нарушений общей и мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи на всех уровнях организации движений, об уровне двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроле при выполнении проб показателя психомоторного развития.

1. Буторин Г.Г. Основы детской патопсихологии с элементами дефектологии (Таблицы и схемы): Учеб. Пособие/ Буторин Г.Г., Агавелян М.Г. – Челябинск, 2001.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.

3. Гордон Е.Б. К вопросу о коррекции письма у детей // Особый ребенок: Исслед. и опыт помощи: Науч.-практ. сб. – 1998. №1 с. 117-119.

5. Зорина С.В. Нарушения в овладении предложно-падежными конструкциями у дошкольников с задержкой психического развития // Речевая деятельность в норме и патологии: Матер. Межотрасл. Науч.-метод. Конф., СПб, 11-13 нояб., 1998. –Спб, 1999 с.116-119.

6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.-М.,1969.

7. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи. – СПб.: Питер, 2002.

9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.

10 Терентьева В.И. Дефектология с основами социальной психологии: Курс лекций.- Красноярск: Изд-во Красноярского гос.ун-та, 2000.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях общеразвивающего вида организованы логопедические пункты. Однако это имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрицательную стороны (детям с тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах). А в связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах, в дошкольные учреждения общеразвивающего вида стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Кафедра коррекционной психологии и педагогики

Выполнила: студентка 2 года обучения

1. Характеристика основных звеньев системы логоритмического воздействия:

-развитие координации общих движений и тонкой произвольной моторики, мимики лица;

-речевого дыхания, воспитание чувства темпа и ритма в движении;

-личностных качеств: активности, самостоятельности;

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях общеразвивающего вида организованы логопедические пункты. Однако это имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрицательную стороны (детям с тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах). А в связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах, в дошкольные учреждения общеразвивающего вида стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта.

Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте же дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются до 20 человек. Причем, одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями: ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.

Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в тонких движениях кистей и пальцев рук, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому работа по формированию и совершенствованию произвольной моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Чем больше уделяется внимание этому вопросу, тем эффективней и быстрее будет достигнут положительный результат.

Поэтому целью работы является коррекция устной речи дошкольников с помощью игр и упражнений, направленных на развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной).

Исходя из цели работы вытекают задачи.

Проводить коррекционную работу по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, развивать дыхание, голос, вырабатывать умеренный темп речи и ее интонационную выразительность.

Формировать и развивать основные психомоторные качества (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, воспитывать чувство ритма и темпа, активизировать все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Совершенствовать лексико-грамматическую структуру языка.

Реализация работы по развитию произвольной моторики ведется в нескольких направлениях.

Развитие компонентов двигательной сферы ребенка.

Понимая значимость и важность работы по развитию моторики у детей с нарушением речи, необходимо активнее включать в занятия с детьми различные упражнения и игры для развития всех компонентов двигательной сферы ребенка: общей и артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук.

Артикуляционная и лицевая моторика.

Работа по развитию артикуляционной и лицевой моторики включает в себя:

игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия;

Цель работы: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. В тоже время, неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

Совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение артикуляционной гимнастики, то есть системы упражнений для развития речевых органов.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность — от простых упражнений к более сложным. В ходе упражнений все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы можно было контролировать качество движения, а ребенок мог ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому артикуляционная гимнастика проводиться ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.

Для этого необходимо использовать игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия подбираются картинки, игрушки, сказочные герои, привлекаются стихотворные тексты.

Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи. Для того, чтобы сгладить эти недостатки возможно использование приемов логопедического самомассажа, целью которого является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация тонуса данных мышц.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, необходимы игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия.

Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Мимические упражнения хорошо выполнять под соответствующую настроенную музыку. Кроме простых мимических упражнений можно разыгрывать с дошкольниками этюды на выражение основных эмоций. Эти игровые творческие задания помогут детям научиться понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое собственное.

Мелкая моторика пальцев рук.

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Функция руки и речи развивается параллельно. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.

В начале обучения проводятся игры, в которых дети выполняют упражнения с легкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения сопровождаются чтением стихов. Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.

Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения: перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются, так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу).

Хорошо научить детей работать в определенном темпе, под счет, но темп и инструкцию ребенок должен задавать себе сам.

Цель работы: совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, учить ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, закрепление понятия правостороннего и левостороннего движения, развитие глазомера.

Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.

Несформированность крупной (грубой) моторики (движения руками, ногами, туловищем и т.д.) проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести), в выраженных затруднениях при выполнении упражнений по показу или словесной инструкции.

Устранение недостатков в моторном развитии детей осуществляется в основном средствами коррекционно-физического воспитания через организацию оптимального двигательного режима.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Дети, имеющие речевую патологию, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети-речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные группы мышц.

Упражнения с элементами релаксации активно применяются на логопедических занятиях. Они предлагаются дошкольникам в сочетании с движениями. Это делает возможным обучать детей расслаблению различных групп мышц по контрасту с их напряжением. Благодаря специально подобранным упражнениям у дошкольников постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, управлять движениями своего тела.

Способность детей расслаблять и напрягать определенные мышцы вырабатывается в игровой форме и сопровождается или речевой командой педагога или музыкой соответствующего характера (громкой – в момент напряжения и тихой – в момент расслабления). Упражнения на регуляцию мышечного тонуса могут выполняться детьми как с предметами (мячами, флажками, бубнами, обручами), так и без них.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Для того, чтобы предотвратить, можно использовать игры и упражнения с мячом, которые направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга.

К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия.


Диагнозы, которые относятся к ОНР

ТНР – это не какой-то один диагноз, а собирательный термин, который включает в себя различные нарушения. Соответственно, коррекция должна основываться на конкретном дефекте, который выявлен у ребенка.

К тяжелым нарушениям речи относятся:

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением речевых центров мозга. При этом нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

Афазия – частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон мозга. Этот диагноз ставится только детям старше 3-4 лет (т.е. речь должна быть уже сформирована).

Заикание (логоневроз)– речевое нарушение, которое в большинстве случаев возникает в раннем возрасте. Представляет собой нарушение темпо-ритмической стороны речи, для которого характерно повторение слогов, слов, частые запинки и т.д.

ОНР (общее недоразвитие речи). К тяжелым нарушениям речи относится первая и вторая степень ОНР. Для первой степени характерно полное отсутствие речи, поэтому ребенок изъясняется только жестами, мимикой и т.д. При второй степени ОНР речь находится в зачаточном состоянии. Ребенок использует искаженные слова, он может строить лепетные предложения.

В некоторых источниках к ТНР относят и другие нарушения:

Дисфония (нарушение высоты, силы и тембра голоса).

Тахилалия (патологически ускоренный темп речи) и брадилалия (замедленная речь).

Каждое из этих нарушений может быть разной степени тяжести. В ряде случаев расстройство настолько тяжелое, что ребенок признается комиссией ограниченным в своих возможностях. Это уже является поводом к назначению группы инвалидности.

Читайте также: