Сообщение использование в специальной педагогике методологии смежных наук

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет, задачи, методология и методы компаративных (сравнительных) исследований в специальной педагогике .

Предмет: анализ, сравнение и сопоставление состояния специального образования в мире и России.

задачи сравнительной специальной педагогики

поиск путей улучшения и нормализации жизненной и образовательной ситуации человека с ограниченными возможностями;

повышение качества жизни человека с овз средствами специального образования и включение его в социум

выявление отношение к людям с овз в различных по уровню экономического, политического, социального и культурного развития странах и регионах мира.

разработка новых, интернационально значимых решений проблем специального образования.

Феноменологический подход (изучение и описание нового феномена в спец.образовании )— знакомство и описание системы специального образования в той или иной стране, описание организации и содержания деятельности разных педагогических систем, форм организации, методов и т.п. без сопоставления с отечественными, или ранее известными зарубежными. Этот подход особенно характерен для начального этапа развития сравнительной специальной педагогики.

Аналитико-эмпирический подход предполагает изучение и анализ прежде всего количественных и, особенно, статистических данных о специальном образовании разных стран — количество образовательных учреждений для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями, число учащихся, находящихся в сфере внимания одного учителя, количество учащихся по категориям отклонений в развитии, по возрастам и пр.

Исторический подход предусматривает изучение исторического развития тех или иных феноменов специального образования, что делает более понятными многие его современные особенности.

Целостный системно-синтетический подход включает в себя комбинацию подходов и методов функционального анализа, исторической трактовки, аналитикоэмпирического изучения, системной социокультурной интерпретации условий и тенденций развития.

Наименее продуктивным признается имплицитный подход , при котором изучение, анализ и оценка феноменов специального образования какой либо страны или группы стран проводятся с позиций и на основе научных подходов, культурных, национальных и образовательных особенностей своей собственной страны.

Применяется также и вненациональный подход , согласно которому исследования сферы специального образования ведутся на основе сформированной интернациональным научным коллективом вненациональной концепции с использованием совместно разработанных методологий и совместно отобранных методов.

Как отмечают зарубежные компаративисты, во второй половине ХХ в. широкое распространение получил проблемный подход , когда для сравнительного исследования избирается какая либо актуальная проблема (возможно, выдвижение той или иной гипотезы ее решения), и ее изучение происходит на материале, полученном в 12 нескольких странах.

Методы научного исследования в специальной педагогике — это пути и способы познания педагогической действительности в сфере специального образования. Специальная педагогика, безус­ловно, широко применяет методы исследования, используемые педагогикой, а также общенаучные методы, при необходимости привлекает и методы исследования некоторых частных наук (на­пример, психологии, социологии).

Процесс добывания, объяснения и практического примене­ния научного знания требует обоснованного выбора и использо­вания разных методологических оснований и различных методов с учетом их взаимодополняемости. В каждом конкретном случае и выбор методов, и их соотношение определяются предметом и методологией исследования. Специфичными для специальной пе­дагогики являются отбор, совокупность и композиция методов научного исследования, которые должны быть адекватны зада­чам, на решение которых они направлены. Чтобы правильно вы­брать тот или иной метод исследования, нужно хорошо знать и его возможности в изучении определенного объекта, и границы этих возможностей, а также место данного метода в системе про­цедур исследования. Необходимо четко представлять, с какой целью избран именно этот метод, а не другой.

Современная философия науки выделяет три основные груп­пы методов исследования: это методы эмпирического познания, методы теоретического познания и метатеоретические методы по­знания. Ниже будет рассмотрена каждая из этих групп методов и возможности их применения в исследованиях в специальной пе­дагогике.

Междисциплинарный характер специальной педагогики, при­влечение ею частнонаучных теорий и концепций для решения собственных задач предполагают использование методов исследо­вания, относящихся к области как естественных, так и гумани­тарных наук.

Как указывалось в предыдущем параграфе, возможны два спо­соба познания — объяснительный (объективный) подход к действи­тельности и понимающий (или интерпретативный).

Первый относится к естественно-научным способам, второй — к гуманитарным. Гуманитарный способ познания опирается на феноменологический подход и педагогическую герменевтику; ес­тественно-научный привлекает эмпирические и эксперименталь­ные методы исследования, т.е. способы познания, используемые в точных науках.

Традиционно с момента зарождения экспериментальной пси­хологии и экспериментальной педагогики в специальной педаго-

гике широко представлено естественно-научное направление, в котором используются методы эмпирического психолого-педагоги­ческого исследования. К ним относятся:

операциональные методы — изучение литературы и других источ­ников, обобщение педагогического опыта, наблюдение, сравне­ние, анкетирование, опрос (интервью), измерение (тестирование), изучение продуктов деятельности исследуемого объекта, оценива­ние, рейтинг (экспертные оценки), педагогический консилиум;

экспериментальные методы — констатирующий эксперимент и формирующий, переходящий затем в опытную работу — отладку опытной педагогической модели в реальных условиях образова­тельной практики.

Исследователю следует учитывать специфичность применения некоторых эмпирических методов, направленных на изучение пси­хических процессов у испытуемых — детей и взрослых с ограни­ченными возможностями жизнедеятельности, особенностей их поведения, коммуникации и др. Например, при использовании таких методов, как беседа, опрос (интервью), анкетирование, можно получить неверные данные, когда в эксперименте участву­ют дети с нарушениями слуха или с умственной отсталостью, если не принимать во внимание своеобразие способов коммуни­кации, необходимость правильного выбора речевых средств, их лексико-грамматические характеристики. На результатах может ска­заться неспособность ребенка понять предлагаемую для анализа или обсуждения ситуацию, так как она находится за пределами его житейского опыта, или его неумение адекватно выразить име­ющееся у него мнение по интересующему экспериментатора во­просу. Малопонятная глухому испытуемому устная инструкция (вместо инструкции, данной в письменном виде или на жестовом языке) может существенно повлиять на результаты проводимого тестирования или анкетирования.

Современная история науки отмечает, что «многочисленные неудачи в логическом моделировании процесса индукции приве-

К группе эмпирических методов познания современная педаго­гика (Закирова А.Ф., 2000, 2001 и др.; Загвязинский В. И., Атаха-нов Р., 2001) относит герменевтические методы. В педагогике, как в общей, так и в специальной, значительное место занимают ка­тегории, которые не поддаются полному логическому анализу, -ценности, идеалы, вера, духовность, добро, истина, красота, твор чество, сострадание, человечность, защищенность, автономия, доверие и многое другое, т.е. категории, прямо связанные со ста новлением и развитием личности, с индивидуальностью человека.

В педагогической деятельности велика роль интуиции, веры в иозможности воспитанника, роль педагогического артистизма и импровизации. Для исследования указанных выше категорий ес­тественно-научные методы исследования, и особенно те, что пред­усматривают определенную формализацию изучаемых явлений, непригодны; возможностей рациональных методов также оказы­вается недостаточно, ибо они не позволяют проникнуть в суть названных качеств и процессов (Загвязинский В. И., Атаханов Р., 2001).

Важно учитывать и то обстоятельство, что современный иссле­дователь живет в многозначном мире, проникнутом плюрализ­мом норм и ценностей, оценок, точек зрения, моделей деятель­ности и способов решения одних и тех же задач, т.е. каждый ви­дит мир по-своему и поэтому все труднее всем вместе восприни­мать и оценивать его одинаково. Положение облегчает плюрализм интерпретаций, который зависит как от ситуаций, связей в кон­текстах, так и от знаний, интересов, приоритетов, ценностных ориентиров интерпретирующего. Приведем здесь классический пример различий интерпретации умственной отсталости. X. М.Зен-

1 Лебедев С. А. Структура, методы и развитие научного знания // Философия
науки / под ред. С.А.Лебедева. — М., 2005. — С. 195.

2 Там же.-С. 197-198.

1 Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. — Тю­
мень, 2001. — С. 75.

При неизбежных различиях в трактовках все же возможно до­стижение некоего взаимопонимания, если у человеческого сооб­щества будет сохраняться желание сосуществовать в едином для всех человеческом пространстве, при наличии главенствующей доминанты, состоящей в осознании социальной жизни как со­вместно, гармонично создаваемого мира жизни для всех людей.

При использовании герменевтических методов познания важ­но, чтобы выявленные данные были документированы, методы их получения названы и описаны, а их интерпретация сопостав­лена с интерпретациями сходных фактов, изученных другими ис­следователями.

Методы теоретического познания философия науки определя­ет как способы и правила деятельности мышления, направлен­ной на построение научных теорий, на обоснование и использо­вание их содержания (Лебедев С. А., 2005).

Существуют две группы методов теоретического познания.

1. Способы мыслительной деятельности, направленные на тео­ретическую реконструкцию (моделирование, репрезентация) эм­пирического уровня научного знания; к ним относятся: идеализа-

1 Цит. по: Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. -
М., 2003. - С. 66.

2 Там же. — С. 66, 67.

ция, моделирование, объяснение, понимание, подтверждение, опровержение, интерпретация, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

2. Средства и способы совершенствования самого теоретиче­ского знания: формализация, рефлексия, конструктивно-генети­ческий метод и др.

Остановимся на методах теоретического познания, примене­ние которых может оказаться успешным в специальной педаго­гике.

Идеализация — мысленное экспериментирование с объектом, и результате которого умозрительно выделяются интересующие исследователя свойства, характеристики и отбрасывается все не­значимое, несущественное; затем выделенные свойства абсо-пютизируются, что не принято в эмпирическом опыте. В совре­менной науке имеется немало примеров того, как вначале со­здается теоретическая конструкция с интересующими исследо­вателя свойствами, и только после этого подыскивается для нее класс реальных объектов или процессов. В исследованиях специ­альной педагогики подобный путь может быть продуктивен при разработке концепций, программ развития, при реформирова­нии, модернизации специального образования или отдельных его составляющих (например, стандарта специального образова­ния).

Моделирование, построение идеализированных объектов — такой метод используется в любой исследовательской работе. Существу­ют модели описания и модели объяснения. Первые не предполагают содержательных утверждений о сущности изучаемого круга явле­ний. В них не делается попытки свести описываемые связи к лежа­щим в их основе общим законам природы, с помощью которых они могли бы быть поняты. К моделям описания применим кри­терий полезности, а не критерий истинности. Это так называемые феноменологические теории, феноменологические описания. Они пред­лагают качественное описание того или иного часто еще неизвест­ного феномена. В таких случаях можно говорить о феноменологи­ческом подходе, который реализуется как один из гуманитарных методов исследования. К феноменологическим можно отнести сле­дующие описания — артикуляции звуков речи и дефектов их про­изнесения; особенностей развития речи детей раннего возраста; процессов развития детей с нарушениями редких нозологических групп; нового и удачного опыта педагогической помощи, когда его теоретико-методологическая основа еще полностью не иссле­дована, и т.п.

Модели объяснения — качественно иной вид познавательных мо­делей, отражающий стремление обеспечить истинное познание явлений, процессов. Эти модели обладают способностью к экстен­сивному расширению, к экстраполяции на новые области фактов.

Они позволяют прогнозировап> неизвестные качественные эффек­ты, стороны, элементы. Таким моделям присущи способность к адаптации, гибкость, возможность видоизменяться и совершен­ствоваться под влиянием новых экспериментальных фактов.

На этапе обработки полученных в исследовании данных в спе­циальной педагогике, как и в других областях знаний, широко используются математические методы, чаще всего методы мате­матической статистики. С их помощью становится возможным точно оценить результаты эксперимента и выразить их в количествен­ном эквиваленте. Статистические методики применяются при он ределении средних величин полученных показателей, выявлении ранговой .корреляции между рядами данных, установлении коэф­фициента вариации и т.п.

Метатеоретические методы исследования, по мнению пред­ставителей современной философии науки, предназначены для обеспечения целостного понимания конкретных научных теорий, их смысла, их назначения путем оценки выполнения этими тео­риями своих основополагающих функций:

объяснительной — выявление и оценка области эмпирической применимости теории;

прогностической — определение ее общих прогностических воз­можностей;

доказательной — оценка собственно теории и отдельных ее утверж­дений с проверкой на логическую непротиворечивость и доказуе­мость;

систематизирующей — уяснение полноты охвата истинных утверж­дений в конкретной предметной области;

мировоззренческой — определение вклада данной теории в на­учную картину мира, в теорию познания, в методологию и аксио­логию;

практической — выявление сфер практического приложения и величины ее практического резонанса.

Метатеоретические методы познания пока еще четко не опи­саны. Все же они могут быть представлены как построение мета теорий, предмет исследования которых составляют те или иные конкретно-научные теории, соответствие их свойств и характе-ристик современным научным стандартам познания; разработка концепций понимания, т.е. оценка теории на способность вы­полнять свои основные функции в соответствии со стандартами, принятыми в научном сообществе и разработанными в методо­логии науки; философская интерпретация некоторых теорий, т.е. приписывание им определенных философских оснований; выяв ление областей и границ применения конкретных теорий; фило-

софская оценка мировоззренческой и общекультурной значимо­сти теории и др.

В специальной педагогике кметатеорстическим исследованиям могут быть отнесены работы, посвященные изучению и анализу в мировоззренческом, объяснительном и практическом ключе тео­ретических концепций, научных подходов, разработанных вид­ными учеными-дефектологами — Л.С.Выготским, Р.М.Боскис, Р.Е.Левиной, С.А.Зыковым, Ф.Ф. Pay и некоторыми другими. Вместе с тем работ такой направленности в специальной педаго­гике пока немного.

В заключение следует подчеркнуть, что на каждом исследова­теле лежит большая ответственность за правильность выбора ме­тодологии и используемых методов. Недопустимо, например, в угоду модным тенденциям вольно и широко применять герме­невтический и феноменологический подходы, однако они умест­ны именно там, где это обусловлено спецификой предмета изу­чения.

Принимая во внимание особый, практико-ориентированный характер специальной педагогики и любой ее отрасли, представ­ляется важным не только получать количественные, констати­рующие результаты исследований, но в большей степени стре­миться к достижению качественных результатов, так как они ука­зывают вектор дальнейшего совершенствования и развития пе­дагогической помощи, обогащают практику специального обра­зования, а значит, способствуют улучшению, нормализации жиз­ненной ситуации людей с особыми образовательными потреб­ностями.

Контрольные вопросыи задания

1. Какова роль методологии в научном познании?

2. Назовите известные вам уровни методологии.

3. Что означает применение системного подхода в исследованиях по специальной педагогике?

4. Что такое синергетический подход? Каковы его возможности в пе­дагогических исследованиях?

5. Какова роль педагогической антропологии в определении методо­логии и методов исследования в специальной педагогике? Подготовьте реферат на эту тему.

6. Перечислите и кратко охарактеризуйте важнейшие теоретико-методологические, частнонаучные концепции в специальной педаго­гике.

7. Назовите и объясните направленность и значение эмпирических методов исследования.

8. Раскройте возможности использования в специальной педагогике гуманитарных методов исследования.

Литература для самостоятельной работы

Бельтюков В. И. Системный процесс саморазвития живой природы. -М.; СПб., 2006.

Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-пе­дагогического исследования. —- М., 2001.

Закирова А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. -Тюмень, 2001.

Ильенков Э. В. Философия и культура. — М., 1991.

Краевский В. В. Общие основы педагогики. — М., 2003.

Лечебная педагогика: история и современность. — Екатеринбург, 2005

Линьков В. В. Философия и специальная педагогика // Специальная педагогика: .учеб. пособие / под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2006.

Огурцов А. П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы // Человек. -2002. -№1.

Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. — М., 2004.

Суворов А. В. Саморазвитие как категория гуманистического подхода к личностной реабилитации // Понятийный аппарат педагогики и образо­вания. — Вып. 3. — Екатеринбург, 1998.

Педагогика / под ред. С.А.Смирнова. — М., 2004.

Философия науки / под ред. С.А.Лебедева. — М., 2005.

Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. -М., 2003.

_______________ РАЗДЕЛ II_______________

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИ

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач.

Методы научного исследования в специальной педагогике — это пути и способы познания педагогической действительности в сфере специального образования. Специальная педагогика, безусловно, широко применяет методы исследования, используемые педагогикой, а также общенаучные методы, при необходимости привлекает и методы исследования некоторых частных наук (например, психологии, социологии).

Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. К ним относятся:

- операциональные методы — изучение литературы и других источников, обобщение педагогического опыта, наблюдение, сравнение, анкетирование, опрос (интервью), измерение (тестирование), изучение продуктов деятельности исследуемого объекта, оценивание, рейтинг (экспертные оценки), педагогический консилиум;

- экспериментальные методы — констатирующий эксперимент и формирующий, переходящий затем в опытную работу — отладку опытной педагогической модели в реальных условиях образовательной практики.

Методами научного исследования в специальной педагогике являются – наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, также используются методы изучения психолого-педагогической документации, продуктов деятельности ребенка и др.

Метод наблюдения. Данный метод характеризуется непосредственным, в большинстве случаев - целеустремленным и систематическим, зрительным восприятием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдения могут быть стандартизированными (по определенной форме, плану) и нестандартизированными, выборочными и сплошными, включенными (совместная деятельность) и невключенными, прямыми и косвенными - инкогнито ("исподтишка").

Задачей наблюдения является накопление фактов и их научно-педагогический анализ. Результаты наблюдений дают педагогу основу для корректировки учебно-воспитательных воздействий, позволяют верно оценить сложившуюся педагогическую ситуацию, спроектировать дальнейшее изучение детей.

Недостатком наблюдений является их субъективность, так как каждый человек воспринимает явления по-своему, используя свой социокультурный и психо-эмоциональный капитал.

Применение данных методов в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда четко намечена цель предстоящей беседы или интервью, намечен круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволяют выяснить сущность интересующих исследователя проблем.

Метод анкетирования. Один из методов письменного опроса, который служит получению информации о типичности тех или иных явлений. На результативность анкетирования влияют: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих валидную (правдивую) информацию

Экспериментальные исследования имеют особое значение для обогащения теории и практики специального образования.

Метод педагогического эксперимента (от лат. experimentum - проба, опыт). Эксперимент - это активная форма познания объективной действительности в науке, когда явления изучаются при помощи целесообразно выбранных (естественный) или искусственно созданных (лабораторный) контролируемых условий с целью установления закономерных связей между ними.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Педагогический эксперимент применяется для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.

Педагогический эксперимент включает несколько этапов:

– постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его гипотез и задач;

– разработка методики исследования, методов обработки результатов;

– проведение констатирующего эксперимента с помощью выбранных экспериментальных заданий;

– количественная обработка и качественный анализ данных констатирующего эксперимента;

– формирующий (обучающий) эксперимент по специальной методике, сконструированной с учетом результатов констатирующего эксперимента;

– проверка эффективности экспериментального обучения в контрольном эксперименте;

– трансляция результатов исследования и внедрение разработанных инновационных технологий в практику.

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Существуют две группы методов теоретического познания, применение которых может оказаться успешным в специальной педагогике.

1. Способы мыслительной деятельности, направленные на теоретическую реконструкцию (моделирование, репрезентация) эмпирического уровня научного знания. К ним относятся: идеализация, моделирование, объяснение, понимание, подтверждение, опровержение, интерпретация, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

2. Средства и способы совершенствования самого теоретического знания: формализация, рефлексия, конструктивно-генетический метод и др.

На этапе обработки полученных в исследовании данных в специальной педагогике, как и в других областях знаний, широко используются математические методы, чаще всего методы математической статистики. С их помощью становится возможным точно оценить результаты эксперимента и выразить их в количественном эквиваленте.

МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, по мнению представителей современной философии науки, предназначены для обеспечения целостного понимания конкретных научных теорий, их смысла, их назначения путем оценки выполнения этими теориями своих основополагающих функций:

объяснительной — выявление и оценка области эмпирической применимости теории;

прогностической — определение ее общих прогностических возможностей;

доказательной — оценка собственно теории и отдельных ее утверждений с проверкой на логическую непротиворечивость и доказуемость;

систематизирующей — уяснение полноты охвата истинных утверждений в конкретной предметной области;

мировоззренческой — определение вклада данной теории в научную картину мира, в теорию познания, в методологию и аксиологию;

практической — выявление сфер практического приложения и величины ее практического резонанса.

В специальной педагогике к метатеоретическим исследованиям могут быть отнесены работы, посвященные изучению и анализу в мировоззренческом, объяснительном и практическом ключе теоретических концепций, научных подходов, разработанных видными учеными-дефектологами — Л.С.Выготским, Р.М.Боскис, Р.Е.Левиной, С.А.Зыковым, Ф.Ф. Pay и некоторыми другими.

МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ можно подразделить на три большие группы: методы исследования, методы профилактики и методы воздействия.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ слагаются из методов сбора информации и методов ее обработки.

К методам исследования, которыми пользуется специальная психология, относятся: эксперимент, наблюдение, беседа, сбор анамнестических данных и ряд других.


При использовании эксперимента в специальной психологии необходимо помнить о двух особенностях:

- организационно методическая сторона эксперимента во многом определяется формой нарушения в развитии;

- большинство методик создано в расчете на здоровых детей и могут оказаться не вполне валидными по отношению к детям с отклонениями в развитии.

Метод эксперимента подразделяется на индивидуальный и групповой; лабораторный и естественный; констатирующий и формирующий. Все перечисленные виды экспериментальной работы так или иначе используются в специальной психологии, но преимущество отдается индивидуальной форме.

И наконец, самое важное. Подавляющее большинство стандартизированных технологий отражают лишь наличный уровень психического развития испытуемого, зону его актуального развития.

Но для практики специальной психологии и особенно коррекционной педагогики этого мало: необходимо иметь прогноз, сведения о потенциальных возможностях ребенка, о зоне его ближайшего развития. От этого зависит не только эффективность дифференциальной диагностики, но и направление коррекционной работы и оценка ее продуктивности. Решение этих задач возможно только путем экспериментальной стратегии и прежде всего формирующего (обучающего) эксперимента.

Таким образом, стандартизированные методики в специальной психологии могут использоваться с определенными ограничениями, в виде вспомогательного средства при ведущей роли экспериментального подхода и качественного анализа полученного материала.

Метод наблюдения - целенаправленное восприятие изучаемого объекта. Наблюдение, в силу пассивной позиции исследователя по отношению к объекту познания, безусловно, проигрывает эксперименту во временных затратах. Но оно имеет и весьма важное преимущество. Эксперимент, в какой бы форме он ни реализовывался, всегда несет элемент искусственности, что не может не сказаться на характере и качестве результатов. Наблюдение воспроизводит объект изучения в естественных условиях, что повышает его экологическую валидность.

Наблюдение может быть эффективным, если отвечает ряду требований.

Прежде всего, оно должно быть целенаправленным, то есть исследователь наблюдает не вообще за всем многообразием поведения индивида, а выбирает лишь определенные, необходимые для изучения фрагменты.

Другой важной особенностью процесса наблюдения является его объективность.

Не менее продуктивно в сравнении с другими техниками в специальной психологии используются и методы беседы, сбора психологического анамнеза.

Беседа выступает как в качестве дополнения к эксперименту, так и вполне самостоятельно.

Ее проведение требует высокого профессионализма. Прежде всего, психолог должен установить хороший контакт с ребенком, создать атмосферу доверия и безопасности. Собеседник должен чувствовать заинтересованное отношение к себе. Следует просто и доходчиво объяснить причину, по которой с ним проводят данный разговор. Задаваемые вопросы должны быть понятны. Здесь также необходимо точно определить цель, основное содержание беседы, характер и последовательность предлагаемых вопросов, которые формулируются в процессе подготовки. Психолог тактично направляет беседу в нужном направлении, если исследуемый уходит в сторону, переформулирует вопросы, если они оказываются неясными. В процессе беседы фиксируются эмоциональные реакции, интонации испытуемых.

Анамнестический метод. Сбор анамнестических сведений — истории психического развития ребенка проводится путем бесед психолога с родителями, учителями, воспитателями ребенка, путем анализа имеющейся документации.

Беседа с родителями, учителями, воспитателями и другими взрослыми, знающими ребенка, может предоставить немало ценной информации. Сложность состоит в том, что эти данные не структурированы. Родителям зачастую трудно выделить главное, многие путают историю болезни с историей психического развития своего ребенка. Именно поэтому психолог должен точно направлять их рассказ, задавая конкретные вопросы об этапах и сторонах развития. При сборе психологического анамнеза в процессе беседы с родителями психолог не должен забывать, что тема, касающаяся специфичности их ребенка, может быть для них весьма болезненной. Поэтому формулирование вопросов должно быть предельно деликатны

Анамнестические сведения можно существенно пополнить, если история развития ребенка воспроизводится разными людьми (отцом и матерью, одним из родителей и учителем и т. д.).

К методам обработки информации современная специальная психология относит все способы анализа и интерпретации полученной информации (классификацию фактов, построение теоретических моделей, создание типологий), а также методы математической статистики (корреляционный анализ, факторный анализ).

В специальной психологии различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.

Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом.

Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.

Вторичная психопрофилактика как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка. Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не формируются патологические черты характера.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ - это метод психологического воздействия на человека, направленный на те психологические механизмы его взаимодействия со средой, которые нарушают социальную адаптацию. В специальной психологии психокоррекция является основным МЕТОДОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Можно рассматривать этот метод и как систему психологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или восполнение имеющихся недостатков психического развития детей.

Наука – информация, систематизированная человеческим сознанием и закреплённая на опр. носителях об опр. классе предметов и явлений. Наука – это явление информационное.

Все науки классифицируются по разным основаниям. 1 из оснований – своеобразие предмета или явления, кот. исследуют науки.

Науки, исследующие предметы и явления– естественные.

Науки, исследующие человека – гуманитарные – исследуют разные стороны, проявления жизни человека в обществе (соц. науки изучают взаимоотношения человека и общества, общества в целом; гуманитарные – педагогика, филология). Математические – точный инструмент для познания природы, не меняя её, придумана человеком (чаще относят к естеств. наукам, а так – это отдельная наука).

На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций.

С 90 х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии.


  1. Предмет исследования в специальной педагогике

Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей и разрабатывает теоретические и прикладные аспекты специального (особого) образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

Под предметом исследования специальной педагогики понимается процесс воспитания детей с проблемами в развитии

Часто предметом специальной педагогики становится процесс коррекции вторичных проблем психического (психомоторного)развития ребенка, реализуемый в ходе специально организованного обучения или воспитания.

Структура предмета в коррекционной педагогике может пониматься как структура коррекции вторичных проблем , реализуемая в процессе специально организованного обучения и воспитания


  1. Задачи исследования в специальной педагогике в обучении и воспитании

  • Выявление и учет детей с проблемами в развитии

  • Разработка методов ранней диагностики аномалий развития

  • Обоснование и разработка принципов организации и развития сети специальных учреждений для аномальных детей

  • Определение целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса в учреждениях для аномальных детей

  • Разработка системы профилактической, коррекционной, реабилитационной работы по предупреждению аномалий детства (информирование будущих и настоящих родителей о возможных причинах нарушений развития у детей)

  • Повышение эффективности процесса социализации аномально ребенка на разных этапах развития

  • Социальная адаптация

Специальная педагогика решает широкий круг задач.

К теоретическим задачам относятся:
• Разработка теоретико методологических основ специального обучения и воспитания.
• Разработка принципов, методов и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
• Изучение существующих педагогических систем образования лиц со специальными образовательными потребностями.
• Исследование, разработка и реализация педагогических средств предупреждения и преодоления отклонений в развитии у детей.


  1. Методы исследования в специальной педагогике

Теоретические методы исследования
II группа методов

Экспериментальные методы исследования

III группа методов

Методы качественного и количественного анализа + методы мат.статистики

I группа методов

Теоретические методы исследования

Включают в себя:

-анализ информации по исследуемой проблеме

-методы сравнения, сопоставления, взглядов на проблему исследования. Нужно выявить общее и отличительное в исследуемом предмете

-метод экспликации- это выработка собств. Точки зрения на проблему исследования по механизму компиляции (своё, сопоставляя взгляды разных авторов на эту проблему)

-метод экстраполяции-перенос выявленных тенденций и закономерностей на всю совокупность схожих, но не исследованных предметов исследований. При анализе экспериментальных данных. распространение результатов, полученных из наблюдений над 1 частью некоторого явления, на др. его часть

Используются при формулировке гипотез и рекомендаций по применению результатов экспериментального этапа исследования;

II группа методов

Экспериментальные методы исследования

А) методы эмпирического исследования

-методы пассивного исследования

Наблюдение, сбор анамнестических и катамнестических данных, анализ продуктов жизнедеятельности испытуемых

-методы анкетирования(закрытого, открытого)

Б) экспериментальные методы

Проводится в условиях, естественных для выбора предмета исследования

Проводится в создаваемых искусственных условиях

Направлен на определение параметров предметов исследования на начальном этапе экспериментального взаимодействия с ним.

Имеет своей целью изменить параметры исследованного предмета в работе

В условиях Констатирующего Эксперимента мы кол-во должны перевести в качество, а при Формирующем Эксперименте качество в количество.

Для оценки возможности зоны актуального развития рекомендован естественный эксперимент(Зона актуального развития – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Зона актуального разв-я опред-ся по уровню общего разв-я, степени сформированности тех или иных качеств, прочности усвоенного человеч-го опыта, творческого применения приобретенного.)

III группа методов

Методы качественного и количественного анализа + методы мат.статистики

Методы мат.статистики в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медиана — показатель середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок);

Методы качественного анализа направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. В отличие от количественных методов, они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических(основанные на опыте) данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы "что?" "как?" и "почему?", а не на вопрос "сколько?". Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки, рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы и т.п.

Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.

-Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

-Шкалирование присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам

Читайте также: