Сообщение икт и география

Обновлено: 02.07.2024

Информационно коммуникативные технологии — это совокупность способов, механизмов и средств, используемых для автоматизированного сбора, обработки, хранения и передачи информации.

С изобретением письменности человечество научилось хранить, извлекать и передавать информацию из поколения в поколение. Следующим толчком для становления современных ИКТ послужило возникновение книгопечатания в середине XVI века. После появления печатной книги, развитие информационных технологий прошло следующие эволюционные этапы:

Современный этап развития ИКТ характеризуется особенно сильным влиянием технологий на все процессы, протекающие в современном обществе. Обеспечивая мгновенное распространение информации, они образуют глобальное информационное пространство. ИКТ активно проникает в сферы человеческой деятельности, оптимизируя функционирование науки, образования, культуры, политики, бытовой отрасли, а также сферы экономической и национальной безопасности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что изучают с использованием информационно-коммуникационных технологий

Компьютеризация всех сфер жизнедеятельности современного человека требует подготовки специалистов, способных эффективно применять информационно-коммуникативные технологии в своей профессиональной деятельности. Базовая информационная компетенция в этих условиях становится универсальным навыком, необходимым в освоении большинства профессий.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС), ИКТ используются в самом начале образования школьника в следующих форматах:

  • овладение клавиатурным набором текста наряду с традиционным письмом;
  • проведение опытов в изучении окружающего мира с помощью цифровых гаджетов при изучении материалов учебника;
  • изучение современных видов искусства, таких как, например, фотография, вместе с классическими;
  • активное использование интернета в преподавании остальных предметов.

Понятие ИКТ знакомо всем школьникам. Каждый ученик имеет представление о том, что такое интернет, электронные учебники, видео-уроки, интерактивные доски. Более того, использование ИКТ в школах является требованием Министерства образования.

Средства ИКТ

Применение информационно-коммуникативных технологий осуществляется с использованием устройств вычислительной техники и систем телекоммуникации. К средствам, которые обеспечивают доступ к информационным ресурсам, относятся:

  • ЭВМ;
  • персональные компьютеры;
  • информационные сети;
  • средства хранения большого объема информации;
  • локальные вычислительные сети;
  • системы искусственного интеллекта;
  • машинная графика;
  • средства связи;
  • электронные средства образовательного назначения.

В педагогической практике классификация средств ИКТ включает в себя:

  • обучающие;
  • тренажеры;
  • информационно-поисковые и справочные;
  • демонстрационные;
  • имитационные;
  • лабораторные;
  • моделирующие;
  • расчетные;
  • учебно-игровые.

Виды информационно-коммуникационных технологии

Глобальное информационное пространство, в котором применяются ИКT очень масштабно и предполагает использование многочисленных принципов классификации технологий. К одним из базовых типов классификации видов ИКT относится классификация по предметной деятельности:

  1. Технологии организационного управления (реализации социально-экономической политики, системы организации ресурсов предприятия и т. д.).
  2. Технологии управления технологическими процессами (управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями).
  3. Технологии автоматизированного проектирования (моделирование, программирование).
  4. Образовательные технологии (оптимизация образовательного процесса).

В сфере образования информационно-коммуникационные технологии занимают все более значительную роль, подразделяясь на следующие виды:

  1. Программные продукты, которые обеспечивают качество разработки и эргономики (к примеру, офисные программы, позволяющие подготовиться к урокам, лекциям, семинарам).
  2. Специальные технологии, через которые осуществляются поиск и передача материала.
  3. Телекоммуникационные технологии, обеспечивающие коммуникацию между участниками образовательного процесса.

ИКТ оборудование

Применение информационно-коммуникативных технологий осуществляется на базе специального оборудования, которое используется для преобразования и хранения информации. К оборудованию для ИКТ относятся:

  • оборудование систем связи (посылающие и передающие устройства, устройства связи, программное обеспечение и т. д.);
  • средства измерения и управления (приборы для анализа и обработки информации, устройства диспетчерского контроля и т. д.);
  • средства вычислительной техники (устройства для автоматизации процесса вычислений по заданному алгоритму, цифровые вычислительные машины);
  • средства визуального и акустического отображения информации (видеосистемы, предназначенные для дистанционного отображения информации);
  • средства хранения информации и т. д.

Таким образом, оборудованием ИКТ называются все средства, интегрированные с целью обработки, сбора и хранения информации. Изучить все средства ИКТ невозможно, но их значительную часть мы применяем ежедневно.

Преимущества ИКТ

Информация и коммуникация в современном мире являются настоящими стратегическими ресурсами, которые одинаково важны как в управлении маленьким предприятием, так и в организации управления целого государства. Информационно-коммуникационные технологии играют одну из главных ролей во всех сферах жизни, для функционирования которых необходим большой поток информации.

Уникальные возможности ИКТ в профессиональной, образовательной и повседневной деятельности человека проявляются в следующих преимуществах:

  1. Быстрая обратная связь между пользователями ИКТ.
  2. Архивное хранение больших объемов информации.
  3. Возможность мгновенной передачи информации.
  4. Автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности.
  5. Автоматизация обработки большого количества информации.
  6. Организация новых форм взаимодействия.
  7. Возможность прогнозирования ожидаемых результатов на основе автоматического анализа данных.
  8. Облегченный доступ к информации.
  9. Обеспечение цифровой грамотности пользователей.
  10. Стимулирующее влияние на развитие науки.

ИКТ в образовании

Одним из основных направлений процессов компьютеризации общества в современном мире является информатизация системы образования. Базовые навыки информационно-коммуникационных технологий, которые человек осваивает во время обучения, применяются не только в сфере его профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Сегодняшняя система образования требует активного внедрения ИКТ, позволяющих использовать качественно новые возможности образовательного процесса. Применение ИКТ становится обязательным условием и выводит процесс преподавания и обучения на более высокий уровень. В настоящее время у каждого преподавателя есть доступ к возможностям, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии. Среди большого количества инструментов, можно выделить три группы:

  1. Изучение и использованиеинформации из интернета: электронные учебники, специализированные образовательные сайты, справочники и словари, программы для практической деятельности и т. д.
  2. Интерактивная подача и хранение информации: презентации, транслирование видео-роликов для многостороннего освещения темы, голосовая или видеозапись лекций и семинаров, мгновенное распространение материала между студентами и т. д.
  3. Дистанционное образование и виды коммуникации: форумы, вебинары, чаты, онлайн конференции, электронная почта и т. д.

Перечисленные инструменты обеспечивают не только быстрое распространение информации, но и непрерывную связь студентов и преподавателей, что очень важно для педагогики. Использование ИКТ в обучении помогает педагогу:

Мастер-класс был проведен в рамках районного семинара учителей истории и географии Чеховского муниципального района Московской области и состоял из 4 частей:

– представление информационно-коммуникационных технологий, наиболее часто используемых в учебно-воспитательном процессе;
– знакомство в результате выполнения практических заданий с комментированием и обучением на компьютерах с элементами программ Word, Excel, Power Point, Movie Maker, удобных для использования в учебных целях на уроках истории и географии;
– вопросы-ответы;
– знакомство с условиями и положениями конкурсов для педагогов, использующих ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

Введение

В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения.
Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.
Уроки географии и истории с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей
  • овладение современными информационнo-коммуникационными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • интерактивные доски,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,
  • интерактивные конференции и конкурсы,
  • материалы для дистанционного обучения,
  • научно-исследовательские работы и проекты.
  • дистанционное обучение

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ.
В зависимости от дидактических целей и специфики курса истории и географии, как учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе учителя используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point и Movie Maker.
Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.
Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов.
Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования с целью глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого презентации может происходить по-разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала
После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
Чаще всего в своей практике учитель проводит уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Объяснение же нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее.
Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.
Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point

1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;
2) уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,
3) уроки-наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

Часть 1. Презентация Power Point и особенности ее применения. Общие сведения

  • это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление докладчика или учителя.
  • Какова цель, которую должна решить презентация?
  • Через какие задачи будет достигнута цель?
  • Какова аудитория, перед которой предстоит выступать?
  • Каковы мотивы аудитории, чтобы Вас слушать?
  • В каких технических условиях будет демонстрироваться презентация?

Условия презентации

1. Проецирование на большой экран (участники следят за показом со своих мест, изменить порядок и быстроту кадров не могут).
2. Демонстрация на компьютерах слушателей (но управление презентацией осуществляется только автором).
3. Самостоятельный просмотр готовой презентации на компьютере в автоматическом или управляемом слушателем, а не автором, режиме.

Проецирование на большой экран подходит для докладов, отчетов, лекций, ознакомительных уроков, конференций.
Демонстрация на компьютерах слушателей подходит для семинаров, текущих уроков, учебных практических занятий по образцу.
Управляемая слушателем, готовая презентация подходит для повторения материала, описания предстоящей практической работы, справочных материалов, самотестирования

Презентации для докладов

Презентации для демонстрации на компьютере

Требования к презентациям

В официальной презентации можно сознательно пойти на такой прием, как быстрое перелистывание (только в середине выступления) вспомогательных слайдов на ссылке с таблицами, схемами, диаграммами, что бы показать глубину и объем Ваших материалов, а слушателей предупредив, что Вы не хотите отвлекать их подробностями исследования, за что они будут Вам благодарны. Если вы демонстрируете схему и диаграмму не поленитесь еще раз напомнить, что выделено и каким цветом, чтобы облегчить восприятие и не раздражать зрителя необходимостью вчитываться в условные знаки.
Если на выступление Вам отведено 10 минут, то Ваша презентация не должна содержать более 20–25 слайдов (на каждый слайд с вашим пояснением по 25–30 секунд).

В официально-эмоциональной презентации (не перед начальством, а перед единомышленниками) можно допустить отход от единого шаблона оформления, разбив материал на 2–3 части, выделив какую то из них для создания эмоционального настроя (смена планов от портретного к общему, яркие фотографии без пояснений, показывающих достижения Вашей деятельности. )

Презентации-плакаты должны иметь минимум текстового сопровождения, обязательно единый светлый шаблон, много карт, схем, фотографий, приятное звуковое сопровождение. Информация на слайдах может либо пояснять содержимое кадра, либо расширять его.
Например: раскрывая устройство автомобиля, для пояснения следует поместить его фотографию и технические характеристики, а расширяя информацию – фотографию, данные о применении, рекордах, видах.
В гуманитарных науках, например, поместить портрет деятеля, а наслаивать его действия, или менять портреты в хронологической последовательности.
Если Вы рассчитываете на диалог с аудиторией, то в презентации допустимы множественные анимации и эффекты, разветвления текста и ссылки, которые Вы используете в зависимости от реакции слушателей.

Презентации для самостоятельного изучения и работы лучше настраивать по щелчку мыши, чтобы не подгонять зрителя, можно выделить специальные дополнительные интересные факты, используя гиперссылки.

Презентации-информационные ролики должны работать в полностью автоматическом режиме.

Презентации-рекламные ролики, должны быть созданы по законам кино: эффектное название, интригующее начало, нарастание темпа событий, в конце полный калейдоскоп событий, фотографий, накладывающихся друг на друга мелким и крупным планом. Чтобы не сделать презентацию скучной, избегайте анимации заголовков на пустом слайде, слишком крупных текстов, блеклых или очень темных фонов, лишних кадров!

Часть 2. Методические рекомендации. Порядок действий при создании презентации:

Гиперссылки позволяют быстро найти все необходимые слайды из плана и не тратить время на перелистывание всей презентации.
13. Презентации для уроков должны содержать: 1.титульный лист с названием урока, (желательно эпиграфом, цитатой), 2.слайд с целями урока для учащихся, 3.слайд с планом урока и видами работ, которые предстоит выполнить учащимся, 4.слайд с анонсированием домашнего задания, который потом повторится еще раз в конце урока, 5. слайды (2–3) с заданиями по актуализации опорных знаний, тестами, 6. слайды с материалами по новой теме (10–12), 7. слайд с вопросами для закрепления изученного, 8. слайд с выводами по теме.

Практическое задание:

Цель: научиться создавать в презентации систему гиперссылок и автоматической смены слайдов.

– Создайте небольшую презентацию или предложенный образец и просмотрите их в быстром режиме, познакомьтесь с содержанием для составления план из 4–5 пунктов.
– Настройте систему гиперссылок в предложенном Вам варианте уже готовой презентации, для чего создайте новый первый слайд без заголовков, напечатайте на нем Вами составленный план.

Образец плана представления темы:

– Морские границы России
– Рекордсмены морей
– Особенности морей Тихого океана
– Использование морей
– Общая характеристика морей и океанов России
– Особенности морей Северного Ледовитого океана
– Особенности морей Атлантического океана
– Проблемы экологии морей и пути их решения

Порядок действий:

Часть 3. Методические рекомендации по созданию уроков с использованием программы Movie Maker

Порядок действий при создании фрагментов уроков с программой Movie Maker.

Практическое задание:

1. Просмотрите еще раз инструкцию о работе в программе Movie Maker.
2. Создайте свой небольшой в 10–15 кадров фильм.
3. Не забудьте провести операции над фильмом:

– импорт изображений,
– импорт музыки;
– создание видеопереходов;
– создание титров и названий;
– сохранение фильма на компьютере (Приложение 3).

    Российская гос. юношеская библиотека. Портал информационной поддержки ЕГЭ. Министерство образования Московской области. Большой энциклопедический и исторический словарь. Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники. ЕГЭ в Московской области. Все ВУЗы России, справочник для поступающих. Все для поступающих. Коллекция анимашек и картин по истории и географии. Культура письменной речи. Крылатые слова и выражения. Портал новостей образования, вузов, тестов, рефератов.

Все материалы мастер-класса были записаны на диски и переданы педагогам (Приложение 4)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Одним из факторов, определяющих качество образования, является совершенствование методической подготовки учителя. Под предметно-методологической компетентностью учителя понимается совокупность знаний в области преподаваемого предмета, уровень ориентации в современных исследованиях по нему; владение методиками преподавания и умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса, технологию, методику.

Предметно-методологическая компетентность учителя представляет собой педагогическую адаптированную систему:

умения планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по предмету;

умения выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику;

готовности организовывать различные формы занятий по учебному предмету;

умения реализовывать деятельностные подходы к обучению и умение организовывать учебную работу школьников с учетом их реальных учебных возможностей;

готовности к применению инновационных технологий обучения;

опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Применение компьютера на уроке разными специалистами оценивается по-разному. Вместе с тем полного отрицания использования компьютера в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере, целесообразности и месте компьютера в обучении. Однако приход компьютера в школу неизбежен, он во многом способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера. Вводить компьютерные элементы можно в уроки любых предметов. Пошаговый алгоритм деятельности по внедрению компьютерных технологий в систему работы:

Изучение тематической литературы по данному вопросу.

Овладение компьютерной грамотностью.

Изучение педагогических программных средств по своему предмету, оценка их достоинств и недостатков.

В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета выделяются следующие виды компьютерных программ:

Учебные (наставнические) программы – ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.

Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.

Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений.

Демонстрационные программы – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования.

Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии. Перечислю некоторые учебные электронные мультимедиа издания, используемые мною в работе.

Учебные электронные мультимедиа издания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса географии:

Все эти издания имеют примерно аналогичную структуру:

Собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса Мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса.

Контрольные вопросы и тесты.

Словарь терминов и понятий, список персоналий.

Блок дистанционного обучения.

Интеграция выбранных программ в урок.

Исследованиями установлено, что основным источником познавательного интереса является процесс сосредоточенной, углубленной деятельности, направленной на решение познавательной задачи. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, помогает повысить наглядность обучения. Принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на представленные в средствах наглядности образы, модели, знаки. Комплекс интерактивных и аудиовизуальных средств выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении географии. Компьютер на уроках при этом можно использовать с самыми разными функциями:

способ диагностирования учебных возможностей учащихся;

источник информации, тренинговое устройство;

средство контроля и оценивание качества обучения.

Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Учитель, один раз подготовив компьютерный урок, уже не сможет от него отказаться, так как он имеет несомненные достоинства:

обогащает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса;

способствует дифференциации и индивидуализации обучения;

мотивирует учебную деятельность учащихся;

освобождает от субъективных оценок;

способствует развитию самообразования;

делает учебный материал более доступным;

облегчает решение многих дидактических задач.

Слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию географической картины мира.

Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Считаю целесообразным применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности учащихся. Образовательные ресурсы Всемирной паутины могут быть полезны:

учителю для поиска дополнительной и обновленной информации в процессе подготовки к урокам;

ученикам для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих работ (докладов, рефератов, учебных конференций и т.д.).

Электронная почта может быть использована:

учителем для обмена учебно-методической информацией со своими коллегами, методистами, учеными;

учеником для обмена учебными творческими работами со своими сверстниками;

учителем и учеником для взаимного обмена информацией в процессе реализации задач дистанционного обучения и телекоммуникационных проектов.

Телеконференции могут быть полезными:

учителям при обсуждении в режиме on-line наиболее актуальных вопросов содержания и методов обучения географии;

ученикам при участии в различного рода образовательных и познавательных телекоммуникационных проектах.

Такой подход к образованию включает в себя формирование информационной культуры новых поколений. Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание. Информационная культура касается всех предметов (в том числе и географии), ее умения являются общеобразовательными. Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса.

Сегодня образовательный стандарт нового поколения ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Традиционные методы обучения направлены на совершенствование информационной системы обучения и не дают возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыследеятельностный, а традиционный знаниево-информационный подход, адресованный к памяти ученика и не собирающий личностные образования в природосообразную целостную систему

Опыт работы учителя географии Новогригорьевской общеобразовательной школы

Гаращенко Светланы Фёдоровны.

Тема опыта: Использование современных инновационных и информациооных технологий на уроках географии

Сегодня образовательный стандарт нового поколения ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Традиционные методы обучения направлены на совершенствование информационной системы обучения и не дают возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыследеятельностный, а традиционный знаниево-информационный подход, адресованный к памяти ученика и не собирающий личностные образования в природосообразную целостную систему.

А для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. И когда мы видим, что интерес к учению у детей падает, они с трудом познают изучаемый программный материал, то делаем для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей и нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности,особое значение приобретают такие качества педагога, как способности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и методики его преподавания.

Быть учителем в наше время – значит владеть искусством создания личности средствами своего предмета. Задача учителя географии в этих условиях – формирование у школьников географической культуры как части общей культуры человека.

Какие принципы лежат в основе моей педагогической деятельности? Что самое главное для меня как учителя, работающего в 21 веке?

Во-первых, много знать и стараться узнать еще больше. Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Я считаю, что ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому стараюсь строить обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным. Ведущую роль в моей работе играют творческие методы обучения.

Я, как учитель географии , в своей практической деятельности широко использую информационно-коммуникационные и инновационные технологии . Применение информационных компьютерных технологий не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

  • повышает мотивацию учащихся к учению;
  • активизирует познавательную деятельность;
  • развивает мышление и творческие способности ребёнка;
  • формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Основная моя задача - мотивировать ученика в его занятиях географией . Как же добиться того, чтобы наши дети,хотели учиться, стремились к знаниям и накапливали их.

Как увлечь детей?

Как учительское надо превратить в ученическое хочу?

Современные интерактивные, информационно коммуникативные технологии все более активно вторгаются в процесс обучения как детей и подростков, так и взрослых. Работа с компьютером охватывает все новые сферы деятельности: игра, обучение, общение и т.п. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации.

Большинство учащихся являются визуалами, поэтому для объяснения нового материала наряду со словесной формой использую мультимедийные презентации, новизна подачи материала активизирует познавательную деятельность детей. Современные электронные учебные пособия, которые обладают способностью взаимодействия с учеником, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании. Приход компьютера в школу во многом облегчил труд учителя.. Вводить компьютерные интерактивные элементы можно в любые уроки. У учителя географии в современных условиях имеются очень большие возможности использования интерактивных и информационно коммуникативных технологий обучения.

Использование компьютера позволяет значительно экономить время, эффективно осуществлять контроль знаний, результаты объективны, повышается мотивация учения за счет новизны деятельности. Применение компьютера на уроке, позволило сделать его более интересным, наглядным, динамичным. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запомнить материал. Мой опыт по использованию информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у учащихся, часто переходящий в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам. В связи с тем, что у нас в школе нет возможности систематически проводить уроки географии в компьютерном классе, я использую мультимедийный проектор и компьютер.. В кабинете географии создана богатая библиотека мультимедийных ресурсов.

Это, прежде всего, набор интерактивных наглядных пособий:

– мультимедийные учебники по географии для учащихся 6-11-х классов;

– коллекция интерактивных пособий “Готовимся к ЗНО;;

– серия электронных учебных пособий “Электронные уроки и тесты”;

– демонстрационный материал по географии – интерактивные наглядные пособия;

– Виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки географии” 6-10-й класс;

– тренажеры и программы тестирования;

– материалы для дистанционного обучения,

– научно-исследовательские работы и проекты;

– образовательные ресурсы Интернета,

– DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

– видео коллекция “Золотой глобус”; “Великие чудеса природы”; “Планета Земля”.

Основные направления использования ИКТ в моей работе при проектировании уроков :

В настоящее время разработано множество различных электронных изданий по географии, распространяемых на CD-ROM. Вполне возможно их использование в рамках традиционной поурочной системы преподавания в сочетании с традиционными дидактическими материалами (демонстрационный эксперимент, полиграфические таблицы, карточки, рабочие тетради, видеофрагменты и т.д.).

2 .Уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, практических работ, докладов учащихся.

3. Тестирование на компьютерах.

4. Проектная работа по географии .

Традиционным является проект на лучшую тематическую презентацию по предмету.

5. Технологические методы и приемы :

  • Вспомните географическую карту региона и назовите объекты.



В данном случае таким признаком является географическое положение государств: в горной области Анд или на равнинно-плоскогорной части материка.




Дается перечень названий природных зон, типов почв,

видов растений, животных и др.

Дается перечень климатических поясов материка,

названия и другая информация, объединенная сходными признаками


  • При изучении нового материала, когда идет активизация мыслительной деятельности учащихся.
  • При закреплении пройденного на конкретном уроке.
  • А также при повторении целой темы, когда идет фронтальный опрос всего класса.


Сопоставление географических карт.
Метод наложения карт.

  • Таблица имеет вертикальные и горизонтальные колонки, которые заполняются учениками.
  • Вертикальные колонки – обычно содержат исходные данные географического объекта (географические названия):
  • Горизонтальные колонки – природные компоненты, которые присущи изучаемым географическим объектам, понятиям, явлениям.


  • Применяю этот технологический метод на определенных этапах уроков.
  • Особенно удачно его можно использовать при изучении нового материала, когда необходимо проследить логическую цепочку, активизировать мыслительную деятельность учеников.






На уроках мне помогают не только мультимедийные учебники, энциклопедии, но и созданные мною презентации уроков. Для их создания использую программу Microsoft Office Power Point. Программа позволяет создавать слайды, на которых можно показать диаграммы, схемы, фотографии, удобно выводить на экран планы практических работ, описаний и т.п. Презентации удобны тем, что учитель может сама отбирать материал, который нужен именно для данного урока и в нужной последовательности. Компьютерную презентацию можно использовать как в течение всего урока, так и на отдельном этапе. Использование мультимедийных технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более современным. Использование интерактивных технологий - это развитие новых форм мышления, это развитие детей. Зачастую, дети сегодня лучше разбираются в информационных технологиях, нежели учителя. Знание информационных технологий поможет учителю еще лучше понимать своих учеников.

Новизна подачи нового материала помогли быстро установить контакт с учащимися и вовлечь их в работу. Применение компьютерных технологий решает проблему развития междисциплинарного мышления школьников, легче создается целостный образ территории, что очень важно при изучении страноведения и краеведения. При выполнении работы с использованием компьютерных технологий, проявляются творческие качества ребят: умение оформить свою работу, фантазия ребенка. Т.е. программы по географии направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой деятельности.

Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий. Уже сегодня многие ученики с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой.

В наши дни каждому – ребенку, подростку, взрослому – необходимо иметь хотя бы общее преставление о технологиях, окружающих его в школе, дома, на улице. Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями, предоставляемыми новыми технологиями во всех сферах человеческой деятельности, нужно быть достаточно подготовленным, обладать набором знаний и умений.

Применение интерактивных, информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни – должна закладываться в школе. Сколько раз ребенок за время своей учебы в школе слышит от учителей и родителей фразу: " Нужно хорошо учиться, потому что . ". А дальше – очень убедительные, по мнению взрослых, доказательства. Убедительные для взрослых, но не для детей. Использование же ИКТ расставит все точки над і, потому что ученик будет четко представлять, зачем ему действительно нужно учиться. Он будет видеть реальную перспективу учебы и готовиться к новому контенту общества третьего тысячелетия.

Использование на уроках географии интерактивных, информационных технологий позволяет вести преподавание предмета ориентировано на личностно-ориентированное обучение, которое является основой учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяет вести обучение в сотрудничестве, создавать ситуацию успеха каждому ученику и на каждом уроке, получать дополнительные знания, обеспечивать публичные выступления, возможность исправлять ошибки, повышать свой познавательный уровень.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Пример. Тема урока: Состав топливно-энергетического комплекса. География 9 класс.


Сейчас в группах (по 4 человека) вы должны ответить на вопросы и аргументировать их.(Учитель заранее называет группе номер вопроса.)

1. Херсонская область расположена на юге Украины.

2. В состав области входит 19 районов.

3. Херсонская область является однонациональной областью.

4. На западе наша область граничит с Николаевской областью.

5. Геническ лежит на юге Херсонской области.

6. С.Новогригорьевка образовалось в 1861 году

Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.

Цель : оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.

Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.

Описание приема .

  • Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.
  • Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:

V – то, что было известно учащимся ранее;

+ – новая, неожиданная информация;

– – информация, противоречащая взглядам учащихся;

? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).

Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.

Читайте также: