Сообщение храмы 20 21 века

Обновлено: 18.05.2024

Открыли конференцию митрополит Рязанский и Михайловский Марк, протоиерей Андрей Юревич и главный архитектор г. Москвы Кузнецов Сергей Олегович.

007_byDovgulya_6946.jpg

022_byDovgulya_7082.jpg

056_byDovgulya_7437-1.jpg

045_byDovgulya_7351.jpg

1.jpg

2.jpg

4.jpg

3.jpg

049_byDovgulya_2856.jpg

5.jpg

Храм 2-ой московской общины старообрядцев Поморского согласия, 1907

6.jpg

Храм в Токмаковом пер. 1908 г., Москва.

7.jpg

Храм Успения и Покрова в Малом Гаврикове переулке в Москве,арх. И.Е. Бондаренко, 1910-1911 гг.

Выступление председателя комиссии САР по культовой архитектуре Михаила Кеслера было посвящено поискам стиля в храмовом зодчестве рубежа XX-XXI веков. По словам Михаила Юрьевича, в настоящий момент особенно остро стоит проблема постмодернистской десакрализации храмовой архитектуры. Он подчеркнул важность привлечения внимания церковной и светской культурной общественности к состоянию современной храмовой архитектуры в России и обозначил необходимость творческого осмысления проблемы новизны в отечественном церковном зодчестве.

063_byDovgulya_7521.jpg

rkyldc.jpg

Абрамцево, Спасская церковь, В.М.Васнецов, 1880-1882 гг.

8.jpg

Москва, старообрядческая ц. Покрова Б.М. 1912 г.

9.jpg

Балаково, ц. Троицы Живоначальной, Ф.О.Шехтель, 1912 г.

3_dGHaSrk.jpg

Тему, открытую Михаилом Юрьевичем, поддержал руководитель архитектурно-художественного центра Троице-Сергиевой лавры Александр Солдатов. Александр Николаевич добавил, что необходимо обратиться к опыту прошлого и найти золотую середину между традицией и новаторством, консерватизмом и привнесением современных технологий. Подлинной целью и задачей архитектора должен стать не поиск новых форм, а поиск истины в творении.

10.jpg

11_HMMyEhR.jpg

12.jpg

13.jpg

14_QQWhvav.jpg

15.jpg

Крестовоздвиженская церковь – южные ворота Рязани

16.jpg

Храмовый комплекс свт. Василия Рязанского

17.jpg

Б/У проект для строительства в Парке морской славы г. Рязани.

089_byDovgulya_8103-1.jpg

1.jpg

09.jpg

07.jpg

16_8tfXk6S.jpg

11_JChCljo.jpg

С заключительным словом выступил куратор конференции, митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Он поблагодарил выступавших за яркие интересные доклады, позволившие наиболее полно переосмыслить опыт храмового зодчества прошедшего столетия. Также митрополит выразил надежду, что будущие Рождественские чтения будут проходить в более широком формате и смогут привлечь к диалогу не только узкий круг экспертов, но и студентов профильных вузов и представителей смежных творческих профессий.

По благословению епископа Костромского и Галичского Ферапонта

Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище

Храм в конце XX – начале XXI веков

В 1994 году в заволжском микрорайоне Малышково в перестроенном деревянном здании бывшей начальной земской школы открылся храм во имя преподобного Серафима Саровского. В 2001-2003 годах в микрорайоне Паново был возведен каменный храм во имя святых апостолов Петра и Павла и преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских. Основу общин храмов в Малышкове и Панове также составили бывшие прихожане Александро-Антониновского храма.

Еще недавно совсем немыслимые перемены происходили и в жизни Александро-Антониновского прихода: в 1991 году о. Борис Втюрин открыл при храме воскресную школу для детей, в ноябре 1993 года преобразованную в воскресную школу для молодежи и взрослых.

С 1990 года в Александро-Антониновском храме регулярно совершает Божественную литургию Епископ (с 1994 года – Архиепископ) Костромской и Галичский Александр (Могилев). В 1993 году в истории Александро-Антониновского храма произошло первое (после предполагаемого посещения его в 1613 году будущим Патриархом Иосифом) посещение его Предстоятелем Русской Православной Церкви. 7 мая 1993 года во время своего первого приезда в Кострому храм в Селище посетил Патриарх Московский и всея Руси Алесий II. Высокого гостя сопровождали Архиепископ Костромской и Галичский Александр, глава администрации Костромской области В. П. Арбузов, представитель Президента Российской Федерации Ю. А. Литвинов, председатель Областного Совета народных депутатов Р. А. Карташов и др. У церковной ограды Патриарха Алексия II встречало множество селищенцев, а в церкви о. Борис Втюрин в своем слове кратко рассказал Его Святейшеству об истории храма, особо отметив роль о. Иоанна Костина. Выйдя наружу, Предстоя-тель Русской Православной Церкви полюбовался открывающимся отсюда видом на Волгу и Ипатиевский монастырь (523).

В 1994 году в истории Александро-Антониновского храма состоялось важное событие – иеромонах Русской Православной Церкви Андрей (Вейде), англичанин по национальности, настоятель храма святого преподобного Максима Исповедника в Турине (Италия) передал в дар храму святую реликвию – частицу мощей святого мученика Александра.

В 1997 году о. Борис Втюрин вторым из настоятелей Александро-Антониновского храма после о. Иоанна Костина был удостоен вы-сокой награды – митры.

В конце 90-х годов распоряжением Архиепископа Александра кладбище при Александро-Антониновской церкви было определено как епархиальное кладбище для почивших церковнослужителей Костромы и особо заслуженных мирян. Почти через год после похорон о. Бориса на нем был погребен протодиакон Леонид Васильевич Смирнов (1938 – 2001 гг.). Рукоположенный 15 июня 1969 года в сан диакона Архиепископом Кассианом он в последующие десятилетия последовательно служил (с 1982 года в сане протодиакона) в Вос-кресенском и Богоявленско-Анастасиином кафедральных соборах. Отец Леонид скоропостижно скончался 26 марта 2001 года в канун праздника Феодоровской иконы Божией Матери. 28 марта в Богояв-ленско-Анастасиином кафедральном соборе состоялось его отпевание, которое совершил Архиепископ Александр в сослужении Епископа Архангельского и Холмогорского Тихона (Степанова), всего городского духовенства и многих священнослужителей епархии, приехавших в Кострому на праздник. В тот же день останки о. Лео-нида были преданы земле рядом с могилой о. Бориса Втюрина вбли-зи от алтаря церкви (526).

После кончины о. Бориса Втюрина новым настоятелем храма стал протоиерей Игорь Шашков. Он родился 28 июня 1965 года в Кост-роме, в семье священника. Его родным отцом был протоиерей о. Ардалион Шашков (1933 – 1997 гг.), последние годы своей жизни слу-живший настоятелем Никольского храма в с. Саметь Костромского района. В 1982 году Игорь Шашков окончил в Костроме среднюю школу, в 1983-1985 гг. он служил в армии, в зенитно-ракетных войсках, в 1986-1990 году учился в Ивановском художественном училище (на отделении промышленной графики и рекламы). В 1992 го-ду он окончил Костромское духовное училище. 14 октября 1991 года в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Епископ Костромской и Галичский Александр рукоположил его в диакона, 24 ноября того же года в церкви Воскресения на Дебре состоялось его рукоположение в священника. С 27 декабря 1991 года по 8 апреля 1992 года о. Игорь был настоятелем Троицкой церкви в с. Костеневе под Костромой. В 1992-2000 гг. он служил в с. Палкине Антроповского района, где в 1993-1996 гг. им по образцу старых русских храмов была выстроена деревянная церковь, 2 октября 1996 года освященная во имя преподобного Серафима Саровского. Окончив в 2003 году заочный курс Костромской духовной семинарии, о. Игорь в том же году поступил на заочное отделении Шуйского государственного педагогического университета (кафедра религиоведения).

В 2003 году по инициативе о. Игоря был возобновлен старинный обычай, когда в Александров день в Александро-Антониновскую церковь приносили главную святыню Костромского края – Феодоровскую икону Божией Матери. Спустя 80 с лишним лет утром 23 июня 2003 года икона была принесена в храм. Божественную литургию в сослужении многочисленного духовенства совершил Архиепископ Костромской и Галичский Александр (527).

23 июня 2004 года в Селище состоялось празднование 225-летия закладки Александро-Антониновского храма в камне. Утром этого дня в Заволжье на теплоходе был доставлен чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери. Божественную литургию в переполненном храме совершил Архиепископ Костромской и Галичский Александр. После литургии состоялся многочисленный крестный ход, который вначале прошел вокруг церкви, а затем про-следовал к большому деревянному кресту, воздвигнутому накануне на месте разрушенного храма Василия Блаженного. Возле креста был отслужен молебен (528).

22 июня 2005 года на приходском кладбище в церковной ограде состоялось открытие и освящение мемориала, посвященного памяти всех селищенцев не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Этот мемориал был создан на средства, собранные местными жителями, при помощи администрации города Костромы и Костромского филиала Военно-мемориальной кампании (директор филиала – полковник в отставке М. С. Щемелев). Памятник устроен в виде развер-нутой книги, на двух беломраморных плитах-листах которой высечено сто девять имен *.

* Среди имен, высеченных на памятнике, значится и пропавший без вести в марте 1943 года селищинец Николай Павлович Сталлит (1916 – 1943 гг.) (529), отец которого, П. Х. Сталлит, как мы помним, в 30-е годы был одним из ярых борцов за закрытие Александ-ро-Антониновской церкви.

В июне 1989 года на обезображенном внешними и внутренними перестройками бывшем доме мягковской усадьбы была открыта ме-мориальная доска в честь Н. К. Михайловского и Н. Н. Купреянова. В 1995 году детской художественной школе № 2, которая последние десятилетия размещается в бывшем доме усадьбы Ратьковых, присвоено имя художника Н. Н. Купреянова. Рано или поздно будет возвращено первоначальное посвящение и селищенской библиотке, которая с 20-х годов носит имя А. В. Луначарского. Как бы мы не относились к Н. К. Михайловскому, но его имя неотделимо от истории Селища, библиотека в селе была основана в память о нем и было бы во всех отношениях справедливо, если бы ей вернули имя Н. К. Михайловского.

Уже давно обсуждается вопрос о воссоздании храма Василия Блаженного: в 2000 году архитектор-реставратор Л. С. Васильев на основании старых фотографий выполнил детальный проект его восстановления. Ведется подготовка к церковному прославлению как священномученика о. Павла Острогского. Думается, что его канони-зацией в приходе будет окончательно подведена черта под события-ми XX века.

Завершим же нашу книгу стихотворением, посвященным Александро-Антониновскому храму *.

Храм Александра-Антонины
Хранит Божественный покров,
Наш этот край священный дивный
Благословен вовек веков.

Бессмертьем вечным воссияет
Его небесная звезда,
Обитель Божия вселяет
С надеждой веру навсегда.

Торжественность его убранства
И красота икон святых,
Духовность силы постоянства
В свечах сияет восковых.

Здесь красота любви святая
Людские вылечит сердца,
Здесь ангелы поют, летая,
И славя вечного творца.

Здесь Дух святой нас окрыляет,
И постоянно в жизни нам
Он ежедневно помогает
Вкушать священный фимиам.

Благословил тогда Создатель
Строителей, людей святых,
Построить храм – наш созидатель,
Чтоб помнили всегда о них.

О тех известных, безызвестных,
Кто храм возвел здесь на века,
И, украшая, как невесту,
Чья возвела его рука.

Храм Александра-Антонины
Великий памятник святых,
Хвалу возносят херувимы,
И мы помолимся за них.

Благослови, Отец небесный,
Селищенский родимый край,
Чтоб он расцвел, как рай чудесный,
Прозренье счастья людям дай.

432 СП. 11.04.1931.

433 Архивный отдел Администрации Костромского района, ф. Р-155, д. 19, л. 1; д. 75, л. 1; д. 76, л. 1.

434 Порвал с религией.// СП. 6.12.1931.

435 Острогская Н. Б. О моем деде протоиерее Павле Острогском (рукопись).// Архив автора.

437 Доненко Н., протоиерей. Наследники царства. Симферополь, 2000, с. 326 – 327, 333 – 334, 341, 348 (далее – Доненко Н., протоиерей. Указ. соч.).

438 Государственный архив новейшей истории Костромской облас-ти (ГАНИКО), ф. 3656, оп. 2, ед. хр. 6179, л. 1.

439 Там же, л. 51.

440 Там же, л. 66.

441 ГАНИКО, ф. 3656, оп. 2, д. 6179, л. 64.

442 Академическое дело 1929-1931 гг. Документы и материалы следственного дела, сфабрикованного ОГПУ. Вып. I, СПб., 1993, с. VII.

443 ГАНИКО, ф. 3656, оп. 2, ед. хр. 6186, л. 4; Голубцов С. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999, с. 71– 73.

444 ГАНИКО, ф. 3656, оп. 2, ед. хр. 6179, л. 67.

445 Архивная справка УФСБ РФ по Новосибирской области от 12 марта 2002 г. (любезно предоставлена внучкой о. Павла Острогского Н. Б. Острогской).

446 ГАНИКО, ф. 3656, оп. 2, ед. хр. 6179, л. 47.

447 Острогская Н. Б. Мой дед протоиерей Павел Острогский (рукопись).// Архив автора.

448 ГАНИКО, ф. 3656, оп. 2, ед. хр. 6179, л. 51.

449 Там же, л. 53.

450 Там же, л. 125.

451 Там же, л. 38.

452 Там же, л. 67.

453 Там же, л. 50 – 53.

454 Конкретными делами отметить перевыборную кампанию Советов. В Селище, Опалиху, Ребровку – культуру, свет, чистоту.// СП. 15.10.1934.

455 Селище должно стать культурным.// СП. 21.10.1934.

456 Селище продолжает тонуть во тьме.// СП. 6.11.1934.

457 Костромской день.// СП. 6.02.1935.

458 ГАКО, ф. Р-2122, оп. 6, д. 564, л. 1.

459 Из семейного архива Н. Б. Острогской.

460 Архив Костромской епархии. Дело Александро-Антониновской церкви, т. VIII, ч. 2; Вечная память.// Благовест, № 1(33), январь 1997 г.

462 Взгляд в прошлое, с. 110.

463 Там же, с. 108 – 109.

464 Там же, с. 106 – 107.

465 Там же, с. 105.

466 Смуров В. За отсутствием состава преступления. Новые материалы о чекисте Я. К. Кульпе.// СП. 23.01.1990.

467 Доненко Н., протоиерей. Указ. соч., с. 354.

468 Вечная память!// Благовест. № 1(11), январь 1991 г.

469 Семейный архив Н. Б. Острогской.

470 ГАНИКО, ф. 3656, оп. 2, ед. хр. 6186, л. 46.

471 Там же, л. 48.

472 Голубцов С. Указ. соч., с. 79.

473 Хрящев В., Кузнецов В. Заволжье.// СП. 25.06.1938.

474 Шаров А. Антирелигиозная пропаганда в Заволжском районе.// СП. 21.05.1940.

475 Зонтиков Н. А. Церковь пророка Божия Илии на Городище в Костроме. К 350-летию возведения в камне. 1652 – 2002 гг. Кострома, 2003, с. 70 – 71 (далее – Зонтиков Н. А. Церковь пророка Божия Илии на Городище в Костроме).

476 ГАКО, ф. Р-884, оп. 3, л. 1.

477 Бедов П. И. В союзники взяли историю, с. 63.

478 Болотова Н. Война коснулась каждого.// Димитровскому району – 50 лет (спецвыпуск 1989 года)

479 Книга памяти. Т. 1, Ярославль, 1994, с. 166 (далее – Книга памяти. Т.1).

480 Там же, с. 359.

481 Там же, с. 124.

482 Там же, с. 124 – 125.

483 АОАКР, ф. 205, оп. 3, д. 2.

484 Книга памяти. Т. 1, с 386 – 535.

486 Зонтиков Н. А. Церковь пророка Божия Илии на Городище в Костроме, с. 56 – 58, 77 – 78.

487 Степанова М. Все время хотелось наесться досыта.// СП. 27.07.2005.

489 Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. 1, г. Кострома, ч. 3, Кострома, 1998, с. 106.

490 Вечная память почившим.// Журнал Московской Патриархии. 1973, № 5, с. 30.

491 ГАКО, ф. Р-2102, оп. 6, д. 563, л. 22 – 22 об.

492 Обновленческий раскол.// Материалы по истории Церкви. Кн. 27, М., 2002, с. 741.

493 ГАКО, ф. Р-2102, оп. 6, д. 654, л. 15.

494 Успенская Л. А. Воспоминания (рукопись).// Архив автора.

496 ГАКО, ф. Р-2102, оп. 5, д. 44, л. 2.

497 Там же, ф. Р-2102, оп. 6, д 564, л. 4 – 4 об.

499 ГАКО, ф. Р-2102, оп. 5, д. 44, л. 26.

501 Выборы в Учредительное собрание.// Известия Костромского губернского уездного земства. 29.10.1917, с. 7.

502 Улицы Костромы. Справочник. Ярославль, 1989, с. 27.

503 М. В. Задорин (некролог).// СП. 30.11.1962.

504 ГАКО, ф. Р-2102, оп. 6, д. 564, л. 6.

505 ГАКО, ф. Р-2102, оп. 6, д. 578, л. 1.

506 Викторов В. По существу одного вопроса.// СП. 27.12.1962.

507 ГАКО, ф. Р-2102, оп. 6, д. 578, л. 14.

508 Там же, л. 11.

510 ГАКО, ф. Р-2102, оп. 6, д. 564, л. 9.

511 Там же, л. 13 об.

512 Там же, л. 14.

513 Вечная память почившим.// Журнал Московской Патриархии. 1973, № 5, с. 30.

514 ГАКО, ф. Р-2102, оп. 6, д. 523, л. 1 – 1 об.

515 Письмо А. А. Григорова Ю. Б. Шмарову от 27.04.1981 г.// Ар-хив автора.

516 Письмо А. А. Григорова М. П. Римской-Корсаковой от 15.05.1987.

517 Архив Костромской епархии. Дело о. Бориса Втюрина.

518 Ярешко А. С. Колокольные звоны России. М., 1992, с. 76.

519 Архив Костромской епархии. Дело Ильинской церкви.

520 Морозов Г. И зазвонят над Костромой колокола.// Молодой ленинец. 30.06.1990.

521 Зензинов А. Дожили и дождались.// СП. 1.09.1990.

522 Афанасов А. Спасибо тебе, третий Спас! // Молодой ленинец. 1.09.1990.

524 Шастин В., протоиерей. Вечная память.// Благовест. № 5 (55), май 2000 г.

526 Вечная память.// Благовест. № 4(65), апрель 2001 г.

527 Дорога к храму.// СП. 20.06.2003.

528 Крестный ход в Селище.// СП. 25.06.2004.

529 Книга памяти. Т.1, Ярославль, 1994, с. 293.

Современные храмы

Актуальное

Современные храмы порой выглядят так, что их можно принять за что угодно: космический корабль, НЛО, телебашню или небоскреб — но только не за церковь.

Храм-НЛО, Таиланд

Буддистский храм в Клонг Люанг к северу от Бангкока основан в 1970-х годах и похож скорее на спортивный стадион или даже НЛО, чем на традиционный тайский храм.

Храм в Таиланде

Соковыжималка, Италия

Церковь Плачущей Мадонны в Сиракузах, открытую в 1994 году, местные жители тут же прозвали Соковыжималкой. Необычная башня была построена в честь чуда, случившегося в этих местах в 1953 году: в одном скромном доме икона Мадонны стала плакать настоящими слезами, что засвидетельствовали и паломники, и специальная комиссия.

Храм в Италии

Ноев ковчег, Испания

Архитекторы Vicens + Ramos построили несколько необычных храмов в Испании. Один из самых интересных был возведен в 2006 году в городе Ривас недалеко от Мадрида. Своими очертаниями он напоминает корабль, похожий на Ноев ковчег.

Храм в Испании

Глыбы бетона, Австрия

Церковь Пресвятой Троицы, или Вотрубакирхе, возведенная из 152 бетонных блоков на горе Санкт-Георгенберг в 1974 году, поначалу воспринималась местными жителями в штыки. Архитектор Фриц Вотруба пытался таким образом доказать, что бедность не безобразна, красота и счастье именно в простоте.

Храм в Австрии

Железный короб, Австрия

Еще один брутальный римско-католический новострой Вены — церковь Христос, Надежда Мира, или Донауситикирхе, архитектора Хайнца Тезара. Воинственное снаружи здание имеет умиротворяющий интерьер с необычным освещением.

Замок, Великобритания

Ливерпульский метропольный собор, построенный в 1960-х годах по проекту Фредерика Гибберда, напоминает сказочный дворец как снаружи, так и внутри: благодаря разноцветным окошкам там создается особая атмосфера.

Храм в Великобритании

Кубик Рубика, Нидерланды

В 2013 году в Роттердаме на месте старой церкви Святого Павла появилось нечто меньше всего похожее на храм. Кроме пространства для богослужений, здесь имеются комнаты, кухни и база отдыха для бездомных. Церковь пристроена к огромному центру с офисами, магазинами и ресторанами.

Космический корабль, Исландия

Церковь в исландском городке Стиккисхоульмюр, освященная в 1990 году, славится своим необыкновенным дизайном, а также удачным расположением: она находится на мысе полуострова Снайфедльснес и красиво смотрится как с моря, так и с земли. Кто-то сравнивает ее с космическим кораблем, кто-то — с открывашкой для бутылок.

Крест-окно, Япония

Построенная архитектором Тадао Андо в 1990 году в японском городе Ибараки церковь Света — это здание в духе минимализма с отверстием в стене в виде креста. Интерьер рождается за счет игры света, струящегося из столь необычного окна.

Церковь Света

Пещерный храм, Египет

Храм в Египте

Храм-спутник, Бразилия

Самая высокая церковь в Бразилии и во всей Южной Америке —Малая базилика Славной Богоматери в Маринге высотой 114 м с десятиметровым крестом на вершине. Строительство шло 13 лет, завершилось в 1972 году, статус собора башня получила лишь 10 лет спустя. На проект архитектора Жозе Аугусто Беллуччи вдохновили советские космические спутники.

Храм в Бразилии

Небоскреб, США

Храм в США

Хай-тек, США

Собор Христа — Света от Света — новый католический храм в американском городе Окленд. Это здание, построенное в XXI веке, не раз становилось предметом обсуждения благодаря своей дороговизне и эпатажному саду, посвященному жертвам сексуального насилия со стороны духовенства.

Храм в США

Храм-вагон, Россия


Русская Православная Церковь — крупнейшее религиозное объединение в нашей стране. В настоящее время она насчитывает 130 епархии в различных регионах России, в ближнем и дальнем Зарубежье.

С 1990 года Предстоятелем Русской Церкви являлся Святейший Патриарх Алексий II — пятнадцатый Патриарх в ее истории. После его смерти РПЦ возглавил Кирилл, который родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде. 25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.

Сегодня в Русской Православной Церкви 130 епархий (для сравнения — в 1989 году было 67), более 13000 приходов (с Украиной — около 22000) (для сравнения — в 1988 году было 6893), 569 монастырей (в 1980 — 18). Приведенные цифры наглядно свидетельствуют о всестороннем возрождении церковной жизни, происходящем под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов.[2]

Сетью учебных православных заведений руководит Учебный комитет. В настоящее время действуют 5 духовных академий (в 1991 — 2), 30 духовных семинарий (в 1988 — 3), 45 духовных училищ, которых до 90-х годов не было совсем. Открыты 2 Православных университета и Богословский институт, 9 Подготовительных пастырских курсов, 3 Епархиальных женских духовных училища, 7 школ катехизаторов, 3 школы псаломщиц. Кроме того, имеются 11 регентских и 4 иконописные школы и отделения, а также только в Москве 123 церковноприходских воскресных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, — около 6000 человек. Образованы учебные заведения, призванные распространять религиозное образование среди мирян. Координирует эту важную работу Отдел по религиозному образованию и катехизации. [3]

Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых к крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенно формой катехизации.

В области благотворительности работа осуществляется на общецерковном уровне через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Прежде всего следует отметить ряд успешно функционирующих медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно.

При центре психического здоровья Академии медицинских наук России создана психиатрическая служба, которая оказывает бесплатную помощь лицам, направленным на лечение приходами Московской епархии.

Это только некоторые из примеров конкретной деятельности вышеназванного Отдела.

В декабре 1990 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было решено создать церковную молодежную организацию. Вследствие этого решения на Первом съезде Православной молодежи было образовано Всецерковное православное молодежное движение, как официальная молодежная организация, учрежденная Русской Православной Церковью. Главными целями, которые ставились тогда перед Движением, было привлечение детей и подростков, юношей и девушек, ищущих свой путь к храму, в лоно Русской Православной Церкви, а также объединение групп молодых православных христиан для участия в программах социального служения, восстановления монастырей и храмов, проведения молодежных паломничеств, установления контактов со сверстниками-христианами из других стран.

Внешние контакты Русской Православной Церкви направляются Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата, в задачу которого входят:

  • осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье;
  • принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений;
  • осуществление связей Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными Церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации.

Теперь, когда время репрессий и запретов отошло в прошлое и Церковь вновь получила возможность свободного свидетельства о Христе, необходимость возрождения миссии в современном мире стала важнейшей и неотложной нашей задачей и одновременно острой потребностью общества.

В последние годы происходит тесное взаимодействие Русской Православной Церкви и Вооруженных сил РФ. С этой целью решением Святейшего Патриарха и Священного Синода был образован синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

Читайте также: