Сообщение герб родного края

Обновлено: 15.05.2024

Историю, надежду, путь вперед
Хранит, передает нам герб Коряжмы.
Нас всех к служенью Истине зовет.

Сегодня "ведущие позиции" занимает проблема формирования этнического самосознания, поэтому основное внимание сосредотачивается на воспитании трудолюбивой и любознательной личности, знающей историю и традиции своего края и уважающей живущих рядом людей.

У каждого человека есть малая родина - место, где он родился и вырос. Для нас - это Коряжма.

На уроках окружающего мира я познакомила свих учеников с историей нашего города. Они узнали, что 15 августа 1985 года Указом Президиума Верховного Совета поселок Коряжма получил статус города. Коряжма - муниципальное образование, которое полностью живёт по законам местного самоуправления. А атрибутом этого является герб города.

Тема о гербе города заинтересовала меня, потому что, по-моему мнению, каждый уважающий себя гражданин города обязан знать историю символов родного города.

Учащиеся провели анкетирование в своём классе среди учащихся и родителей. Вот какие результаты получились. На вопрос: " Знаете ли Вы историю создания герба нашего города?" больше 70 % опрошенных ответили - нет, а на вопрос: "Хотели бы Вы участвовать в создании макета герба города?" - все согласились и решили создать макет герба города Коряжмы.


В своём исследовании мы с учениками прошли по страницам истории герба Муниципального образования "Город Коряжма" Архангельской области (далее герб города Коряжмы).

Объект исследования: герб города.

Предмет исследования: герб города Коряжмы.

Цель исследования: создать макет герба города Коряжмы.

1. Познакомиться с историей появления и создания гербов.

2. Посетить архивный отдел в Администрации города и познакомиться с архивным материалом по проблеме "История создания герба города Коряжмы".

3. Создать макет герба города Коряжмы.

Гипотеза: есть ли необходимость в создании герба города Коряжмы?

Формы и методы работы с детьми

- дидактические игры "Кто что делает", "Распредели поручения"

- сюжетно-ролевая игра "Выдели лидера"

- экскурсии в архивный отдел Администрации города Коряжмы

- занятие "Гербы русских городов"

- занятие "Возникновение Коряжмы. Её символы"

- изготовление макета "Герб нашего города"

- составление творческих рассказов "Что такое герб?", "История возникновения гербов", "История возникновения герба города Коряжмы"

- беседы с детьми "Геральдика - наука о гербах", "Что изображают на гербах".

Ознакомление с художественной литературой

- знакомство с творчеством Е. Кучбарской, стихотворение о гербе; работа с толковыми словарями В. И. Даля и С.И. Ожегова

Формы и методы работы с родителями

- Беседы с родителями о важности данной проблемы

- Изготовление основы макета

Значимость: данный проект может быть использован учителями на уроках с краеведческой тематикой.

Информационной базой исследования стали такие источники информации как справочная литература, архивные документы, ресурсы сети Интернет.

Основная часть

  • "Герб - это эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах".?
  • "Герб, род щита, с изображением на нём знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду и прочим"?
  • После занятия "Гербы русских городов" мом ученики узнали, что:
  • Герб - слово польского и немецкого происхождения и дословно переводится как "наследство".
  • Герб - официальный символ страны, государства, города, семьи.
  • Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба - стабильность, постоянство в употреблении. Герб позволяет узнать своего владельца, а также судить о его положении, правах и привилегиях.
  • Герб всегда являлся символом достоинства и чести. Гербы составляются по определённым правилам. Геральдика - наука о гербах.

История появления и создания гербов.

Специалисты по геральдике считают, что первые гербы возникли в XI-XII в.в. в среде западноевропейского рыцарства. Рыцари, как известно, с головы до ног были закованы в металл: шлемы, кольчуги, латы, наколенники, щиты, сапоги. Узнать, кто именно скрывается под вооружением, было невозможно. Поэтому для того, чтобы различать друг друга, рыцари стали устанавливать на своих рыцарских щитах изображения, знаки. Впоследствии они стали родовыми, передавались от отца к сыну и получили название гербов, которые являлись символами достоинства и чести. Позднее появились корпоративные (гербы ремесленных цехов, купеческих гильдий, университетов, учреждений, церковных объединений и др.), затем городские, территориальные и государственные.

В России сначала появился герб государственный.

В XII веке при царе Алексее Михайловиче в России появились первые городские гербы. У каждого городского герба тоже было свое особое наследство. На небольшой площади герба лаконично отображалась информация о красоте и богатстве земли, о ратных и трудовых подвигах, о народных сказаниях, легендах, о жизни и занятии горожан.

На гербе отражалось историческое, легендарное прошлое города, его экономическая жизнь.

Чаще всего на них изображали людей, животных, птиц, деревья, солнце, луну, звезды, огонь, воду, оружие и предметы, сделанные руками человека. Часто встречались изображения легендарных животных и птиц: дракона, птицы Феникс, единорога, пегаса, грифона - зверя с туловищем льва, крыльями и орлиной головой.

История создания герба города Коряжмы.

На занятии "Возникновение Коряжмы. Её символы" я рассказала о том, что Коряжма - муниципальное образование, которое полностью живёт по законам местного самоуправления.

А одним из атрибутов этого является герб города. Моих учеников заинтересовала история этого символа? Им как можно больше захотелось узнать о гербе нашего города. Для этого мы с учениками отправился в Администрацию города в архивный отдел. Там нас встретила и познакомила с историей создания герба заведующая архивным отделом.

В Коряжме герб появился 29 января 1988 года.

Автор герба Алексей Григорьевич Баскаков.


Описание этого символа лаконично и выразительно: "Щит разделен лазоревой правой перевязью на зеленое и червлёное поля. В первом поле серебряный храм, во втором - зеленая ель и серебряный рулон бумаги".

Перевязь символизирует реку Вычегду, рулон бумаги - Котласский целлюлозно-бумажный комбинат.

Утвержден также и "полный герб" Коряжмы. Полный герб утвержден постановлением Главы Администрации города Коряжма № 947 от 18 декабря 1995 года.

За основу полного герба взят герб города, где языком геральдических символов гармонично отражены природные особенности расположения города и основной профиль деятельности местного населения. Герб был утвержден Решением Исполнительного комитета Коряжемского городского Совета народных депутатов № 33 от 29.01.88 г.

Описание герба: " Щит разделен голубой перевязью справа. В верхней части в зеленом поле изображение церкви; в нижней части в красном поле стилизованные зеленая ель и белый рулон бумаги. Щит увенчан красной башенной короной с тремя зубцами, над которой воин в доспехах с пламенеющим мечом поражает черного дьявола с черными крыльями; щит окружен еловыми ветвями, соединенными серебряной лентой.

Изучив историю возникновения гербов, правила их составления, мои ученики представили описание герба города Коряжмы.


* "Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова

** "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И.Даль

Символика герба:

Церковь показывает то, что город расположен на месте Коряжемского монастыря, построенного в XV веке. Название "Коряжма" происходит от древнего монашеского одеяния "коряжки", которое носили послушники монастыря.

Ель и рулон бумаги в красном поле символизируют ведущее производственное предприятие города - Котласский целлюлозно-бумажный комбинат, профиль работы которого связан с переработкой леса.

Голубая перевязь говорит о том, что город расположен на берегу реки Вычегды, ставшей неотъемлемой частью городского пейзажа.

Красная башенная корона показывает то, что город не является районным центром. О принадлежности города к Архангельской области говорит воин - Архангел Михаил - основной элемент герба Архангельской губернии 1878 года и современного герба областного центра - Архангельска.

Серебряная лента, символизирующая реку Вычегду, и еловые ветви в украшении герба дополняют описание герба, отражая природные особенности района.

Автор герба: Алексей Баскаков ( г. Коряжма).

Автор украшений и дизайна полного герба: Константин Моченов (г. Химки)

Художник: Роберт Маланичев (г. Москва)

По настоянию Геральдического совета при президенте РФ в 2002 году герб был упрощен: убран архангел, венок, изменилась прорисовка храма и бумажного рулона.

Этапы работы изготовления макета герба города Коряжма.

2. Посещение Архивного отдела Администрации города.

3. Изучение символов герба нашего города.

5. Изготовление макета герба города Коряжмы. (Приложение 3)

Заключение

Каждый уважающий себя гражданин города обязан знать историю символов родного города.

  • приобрели знания по истории создания герба города Коряжмы, трактовке основных элементов и выборе цвета этого символа;
  • создали макет герба города.

Подвели итоги в форме анкетирования. Участникам проекта были предложены вопросы. Вот такие прозвучали ответы:

  1. Выполнили ли вы то, что задумали? (да, несомненно, конечно)
  2. Что было сделано хорошо? (эскиз макета герба, подготовительная работа, сам макет герба нашего города)
  3. Что было сделано плохо? (учиться работать в команде без шума)
  4. Что было выполнить легко, а что неожиданно трудно? (легко нарезать бумагу, только долго; а трудно довести работу до конца)
  5. Кто бы мог сказать вам спасибо за этот проект? (учитель, родители, ребята из детского сада, Глава города)
  • Родители - отлично поработали;
  • Учителя - молодцы!;
  • Наши друзья - здорово

В чём я с ними согласен, а в чём - нет? (согласны с тем, что работа интересная, работать было весело, а трудностей мы не боимся, потому, что МЫ вместе выполняли наш проект - ученики, классный руководитель и родители)

Наследство наше означает герб.
Оно - как воздух, как вода и хлеб.
И как огонь нам в жизни очень нужен -
Герб укрепляет в вере наши души.
Историю, надежду, путь вперед
Хранит, передает нам герб Коряжмы.
Нас всех к служенью Истине зовет.
Всему народу стал он сердцу ближе.

Библиографический список

3. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. М., "АЗЪ", 1994 г.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.В 4т. Т1:А-З/ Владимир Иванович Даль. - 4 - е изд. Стереотип. - М.: Рус. Яз. - Медиа, 2007

Содержание

2. Герб и геральдика. Законы геральдики.

3. История использования растений в геральдике.

4. Растения, изображенные на гербах городов и районов Тульской области,

их биологические особенности.

5. Растения как символы районных центров и городов Тульской области

5.1. Дуб - символ мужества и чести.

5.2. Злаки - символ земледелия.

5.3. Цветы и травы и – символ природы и плодородия.

6. Животные как геральдические символы.

7. Животные, изображенные на гербах городов и районов Тульской области, их биологические особенности и символическое значение.

7.1. Бобр - символ труда, богатства фауны.

7.2. Вол - символ плодородия, труда и терпения.

7.3. Лев – символ власти, силы, храбрости, отваги, великодушия.

7.4. Голубь – символ мира, брака, плодовитости, красоты, чести.

7.5. Орел - символ власти и господства, великодушия и прозорливости.

7.6. Толстолобик – символ рыбной ловли.

8. Социологический опрос, анкетирование: отношение учащихся к символике Тульского края.

9. Итоги результатов социологического опроса.

11. Выводы по исследовательской работе.

12. Информационные источники.

Ни одно государство на высокой стадии своего развития немыслимо без государственных символов – герба и флага. Меняются эпохи и правители, вместе с ними меняются и эмблемы государств, как зеркало происходящих исторических и политических преобразований.

Каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. Олицетворяют родную землю ее символы. Наше государство имеет свою символику, свои символы имеет каждая область нашей страны.

Помимо государственных символов страны и символов субъектов Российской Федерации активно создаётся символика городов, районных центров, поселений.

Символическим изображением, которое показывает исторические традиции города, районного центра, поселка, является герб. Он является носителем символических изображений – это фигуры, астрономические объекты, предметы, архитектурные сооружения, портреты знаковых личностей стран и др. Однако объектом нашего внимания стали биологические символы – животные и растения – в эмблематике Тульского края.

Актуальность исследования связана с необходимостью более полного и всестороннего изучения геральдических особенностей городов и районов родного края, по-новому взглянуть на роль гербов в нашей жизни, обратить особое внимание на гербы городов и районных центров нашей области, на которых имеются изображения флоры и фауны, привлечь внимание моих сверстников к истории происхождения гербов.

Я также решила выяснить, насколько важной эта проблема является для учащихся нашей школы. Разговаривая с одноклассниками, заметила, они много знают о государственных символах России, а вот содержание символов городов своей области им практически незнакомы, так как, на мой взгляд, недостаточно источников информации по данной проблеме.

Поэтому и цель моего исследования соответствующая, заключающаяся в расширении знаний о гербах городов и районов Тульской области, на которых изображены растения и животные, в изучении истории появления этих символов на гербах, в определении биологических особенностей растений, животных, изображенных на гербах городов и районных центров нашей области.

Гипотеза моего исследования : геральдика – интереснейшая наука, изучая которую можно очень многое узнать о многогранных особенностях не только той или иной страны, своего государства, региона, но и отдельного города или района. Изучение геральдики – это не только расширение своего кругозора и интеллектуального потенциала, а также проявление уважения к прошлому, к достояниям культуры, к тем, кто создавал национальные символы. В каждом государственном символе заложен глубокий смысл, каждый отражает происхождение страны, поселения, города или края, его историю, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследовательской работы :

• Найти, изучить и проанализировать информацию из литературных источников (энциклопедические книги, журналы, газеты, справочных материалов и Интернет-ресурсов о геральдических символах, символике растений и животных, использовании их описания и научиться самостоятельно обрабатывать и применять полученную информацию.

• Найти изображения гербов городов и районных центров Тульской области, на которых изображены растения и животные, и исследовать наглядный материал.

• Выяснить, какие изображения флоры и фауны встречаются на гербах и почему именно они стали символами данного района.

• Уточнить, символизирует ли это растение (животное) природу или отображает хозяйственные особенности территории, встречаются ли эти растения (животные) на территории района сегодня.

• Выявить причины, обусловившие выбор конкретного растения, животного в качестве геральдического символа определённого населённого пункта.

• Изучить биологические особенности данного растения, животного.

• Проанализировать, обобщить и систематизировать результаты, сформулировать выводы и оформить результаты.

Для решения данных задач использовались следующие методы: поиск информации, анализ и систематизация теоретических источников по исследуемой теме, опрос, анализ и обобщение, моделирование.

Новизна исследования заключается в попытке систематизации информации о растениях и животных, используемых в геральдике Тульского края.

Объектом моего изучения стала геральдика городов и районных центров Тульской области

Предмет исследования : символы флоры и фауны в геральдике городов и районов Тульской области

Сроки исследования : 2015-2016 учебный год

Этапы исследовательской работы :

1. Подготовительный этап: выбор темы исследовательской работы,

определение целей, задач, методов исследования, выдвижение гипотезы,

поиск и сбор информации (литературные и справочные материалы, картографические источники, Интернет-ресурсы).

2. Основной этап - исследовательский : изучение и анализ теоретических источников о гербах, растениях и животных, изображенных на гербах, законах геральдики, сбор изображений гербов и фотографий с видами городов; уточнение, символизируют ли они природу или являются важными для экономики района; определение с помощью справочной литературы биологических особенностей изображенных растений и животных; проведение социологического опроса, анализ данных, полученных в результате социологического опроса.

3. Заключительно-обобщающий этап: подведение итогов исследования, формулировка выводов, оформление результатов исследовательской работы и представление результатов своей работы перед одноклассниками.

Использование различных растений в геральдике имеет большое значение и длительную историю. Растения символизируют жизненную силу, жизненный цикл, питание, изобилие.

Дерево – один из центральных традиционных символов. Часто символическое дерево не принадлежит к какому-либо определённому роду. Хотя популярны: дуб, сосна, ель, липа, берёза, олива, пальма, лавр, чуть меньше – яблоня, груша, вишня, тис, кедр и баобаб. Многие гербы украшают изображения плодов, символизируя собой изобилие и достаток. Это: виноград, орехи, гранат, яблоко, груша, а также жёлуди, шишки ели и сосны, малина. Изображение в гербах хлебных злаков - символ благополучия и трудолюбия. Надо сказать, что это относительно новое современное веяние, возникшее в 20-м веке. Самое древнее гербовое украшение – это цветы и травы - символы природы. Хризантемы, розы, лилии, лотос чаще всего из цветов украшают гербы.

Я изучила 36 гербов Тульской области. Растения использованы в символике 16 гербов – это : Арсеньевский, Белевский, Богородицкий, Дубенский, Воловский, Заокский, Кимовский, Плавский, Тепло-Огаревский, Чернский, Щекинсий районы, г. Епифань, пос. Крапивна, поселок Первомайский, поселение Кудашевское.

В качестве изображения на этих гербах часто встречается дерево дуб, а также ветви или листья дуба. Символика дуба на гербе многозначна : символ крепости, долголетия, стойкости, плодовитости. Дуб также символизирует лесные богатства Тульской области.

Злаковые растения на гербах городов и районных центров Тульской области как символы земледелия, плодородия, урожая, богатства и процветания. Колосья на гербах, скорее всего, символизируют экономику сельскохозяйственных районов.

Реже, чем дуб и злаки, в геральдике Тульской области встречаются изображения трав – символы природы: богородская трава, называемая в России тимьян; конопля - одна из древнейших сельскохозяйственных культур; крапива двудомная.

Жизнь людей на Земле всегда была тесно связана с жизнью животных. Животные, как и растения, относятся к геральдическим символам. Каждое изображение животных в геральдике имеет определенный смысл. Сегодня изображения представителей фауны могут быть чётко разделены на фантастических и реальныхэ Они делятся на животных-охотников и животных-жертв.

На семи гербах Тульского края встречаются следующие животные: бобр, вол, лев, голубь, орёл, толстолобик.

Представители фауны изображены на следующих гербах Тульского края :

города Донского, города Суворова, города Кимовска, города Чекалин (Лихвин, Воловского района, Одоевского района, Суворовского района, Каменского района.

В своей исследовательской работе я попыталась ответить на многие вопросы.

Геральдическая символика Тульской области формировалась под огромным влиянием местной флоры и фауны.

Таким образом мы видим, что изображение растений и животных в символике нашей области отнюдь не случайно – каждое из них отображает особенности флоры и фауны того или иного района, основные занятия и промыслы народов, населяющих Тульскую область.

Каждое из растений и животных значимо для своей территории и является его достоянием и гордостью.

Знакомство с природой родного края

Знакомство с природой родного края На этой недели мы с ребятами знакомились с растениями нашего края. Это очень широкая и интересная тема и для детей и для взрослых. Для того.

Казачий уголок родного края

Казачий уголок родного края Уже с раннего детства воспитатели прививают своих воспитанников уважению к национальным традициям своего народа, толерантности, бережного.

Ознакомление детей с природой родного края Любовь к природе – это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать.

Приобщение дошкольников к культуре родного края «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие на тему:

" Символика российской государственности.

(для детей младшего и среднего школьного возраста)

Подготовила: Чуракова Елена Валерьевна

педагог дополнительного образования

Липецк – 2016

Оформление: флаги РФ и Липецка, карта Липецкой области с несколькими гербами районов; словарь.

Музыкальное оформление: песни из районов области.

Оборудование: цветное тесто, стеки, валики, стаканы с водой, шаблоны, карточки – вид герба.

ТСО: мультимедийный экран.

Цель: формировать познавательный интерес к истории России и своей малой родины – Липецкой области.

Задачи:

расширить представление учащихся о государственных символах России;

познакомить с гербами районов Липецкой области;

совершенствовать приемы лепки по эскизу, шаблону.

развивать глазомер, чувство формы;

развивать навыки работы с инструментами;

развивать самостоятельность, творческую деятельность, мелкую моторику пальцев;

осуществлять межпредметные связи с историей, музыкой.

воспитывать гражданина и патриота своей Родины;

прививать интерес к истории родного края.

Вступление:

- проверка готовности детей к занятию.

Теоретическая часть:

- тестирование по пройденному материалу;

- символика герба Липецкой области;

- знакомство с гербом Данковского района из материалов летней исследовательской экспедиции

Практическая часть:

- повторение этапов лепки;

- лепка гербов районов Липецкой области.

Подведение итогов:

- анализ работ детьми;

- представление своего герба;

- заключительное слово педагога;

- уборка рабочих мест.

Тип занятия – комбинированный.

Мультимедийной экран: тема занятия.

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Все стареет, Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

И дорог немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути,

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

Сегодня мы поговорим о том, что составляет гордость нашей страны – это государственные символы; поговорим о символах Липецкой земли, познакомимся с материалами летней исследовательской экспедиции в Данковский район и сделаем несколько гербов районов нашей области.

Педагог: Какие государственные символы вы знаете?

Учащийся: Флаг, гимн, герб.

Мультимедийной экран: словарь:

Гимн – от греческого hymnos , торжественная песня (Ожегов).

Педагог: Расскажите, что вы знаете о флаге?

Мультимедийной экран флаги России и Липецкой области.

Учащийся: Флагом называют прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. Флаг является символом объединения и власти.

Педагог: Все вы знаете, как выглядит флаг – 3 полосы: белого, голубого и красного цветов. Объясните значение этих цветов.

Учащийся: Белый – великодушие, чистота. Синий (голубой) – верность, честность. Красный – мужество, смелость, любовь.

Педагог: Среди символов особое место занимает государственный гимн. Что он собой представляет?

Учащийся: Это музыкальное произведение, хвалебная, торжественная песня.

Педагог: Назовите авторов стихов и музыки? (Утвержден 8 декабря 2000 г. С 1 января 2001 года.)

Учащийся: Стихи С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова.

Стихотворение о гимне:

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

Россией гордимся, России - верны,

И нет на планете лучше страны.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Экспресс - проверка теста.

Мультимедийной экран: текст с правильными ответами.

Дети сверяют свои ответы с ответами на экране.

Учащийся: На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой, двуглавый,

В Европе с Азией страна

Меж океанов и морей,

От запада к востоку

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами – короны.

И всадник на коне верхом,

И змей копьем сраженный.

Мультимедийной экран: герб Липецкой области.

II . Теоретическая часть:

Педагог: Герб нашей малой Родины – Липецкой области представляет собой – красный (червленый) щит, где на пяти зеленых холмах – золотая липа. Гербовой щит увенчан золотой короной и окружен лентой ордена Ленина, которые символизируют губернскую власть. В геральдике липа олицетворяет сердечность, символизирует жизнь. А цвет золота – символ богатства, справедливости, великодушия.

Современная территория Липецкой области образована 6 января 1954 года. Она расположена на исторических землях – Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской и Тамбовской областях. 5 областей – в гербе – 5 холмов. Зеленые холмы говорят о благодатности, плодородии здешних земель.

Основная фигура герба – золотая липа. Липа в геральдике – олицетворение сердечности и доброжелательности, символизирует жизнь, липа всегда давала человеку одежду и обувь, укрытие и посуду, промышленные и музыкальные инструменты; чай из цветков липы считается целебным и всем известны целебные свойства липового меда.

Красный цвет щита – это символ труда, мужества, красоты.

Корона указывает на статус Липецкой области как субъекта Российской Федерации.

Лента ордена Ленина, которым область была награждена в 1967 году - показывает ее заслуги.

Таким образом, в гербе и флаге Липецкой области языком геральдических символов отражены история, природные особенности и богатства нашего края.

Педагог: Вот ведь как бывает: сразу все районы Липецкой области в 2013 году отмечали 85-летний юбилей! Торжества уже состоялись. Мы с вами уже говорили, что педагоги и дети нашего Дома детского творчества каждый год отправляются в летнюю исследовательскую экспедицию по изучению истории, традиций, культуры и ремесел разных районов нашей области. Мы побывали уже во всех 18 районах. Об 11 экспедиции в Данковский район, расскажет вам ее участница. Она познакомит с гербом Данковского района . (См. Приложение)

Мультимедийной экран: герб Дансковского района, материалы из экспедиции в Дансковский район.

III . Практическая часть.

Педагог: Приступим к практической части нашего занятия. Вам предстоит индивидуальная работа по выполнению одного из гербов района Липецкой области.

(На столе у каждого есть эскиз герба, необходимые шаблоны для лепки, инструменты).

Учащиеся: Этапы выполнения работы:

раскатываем тесто тонким слоем в пласт ≈ 05, см;

наложив на тесто шаблон, обрезаем тесто по контуру формы щита – это основа герба; убираем лишнее и заглаживаем края;

лепка или выполнение по шаблону отдельных элементов;

склеивание деталей между собой;

создание фактуры поверхности, нанесение необходимых рельефных рисунков;

сделать отверстие, как у медальона, чтобы можно было повесить;

педагог напоминает об осанке, технике безопасности, оказывает индивидуальную помощь.

Во время выполнения работы негромко звучит музыка: песни о разных районах Липецкой области. Педагог помогает детям в работе, осуществляет контроль за качеством выполнения работ.

IV . Подведение итогов.

Педагог: Подведем итоги занятия, посмотрим, что же у нас получилось. Внимательно рассмотрите свою работу, и скажите, все ли у вас получилось? Что помешало? Поменяйтесь работами, оцените достоинства и недостатки своего соседа по парте.

Выступления детей о гербах Липецкой области.

Мультимедийной экран: гербы районов Липецкой области.

После выступлений, учащиеся прикалывают герб на нарисованную карту Липецкой области.

Педагог: Посмотрите на заполненную карту Липецкой области. Можно сказать, что наша земля плодородна, богата и благодатна (зеленый цвет), красива, мужественный и трудолюбивый народ живет в области (красный цвет), лазурь говорит о символе чести и добродетели, реках; золото – прочность, стабильность и величие.

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

(Ответы детей).

Символы государства, области, города, района – это их история и их сегодняшний день. Они вобрали в себя традиции национальной культуры, исторический путь, достижения и победы. А символика отражает то, чем гордятся народы страны, государство и общество. Ко всем государственным символам надо относиться бережно и с уважением.

Литература:

Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации – М.: Айрис дидактика, 2003.

Немеркнущие символы России: сборник методических материалов по использованию государственной символики России и Липецкой области – Липецк, Комитет по делам молодежи Липецкой области, 2007.

Государственные символы России – М.: Новая школа, 2002.

Символы государства //Читаем, учимся, играем, № 9, 2004.

Овеянные славою флаг наш и герб: сборник работ участников Всероссийского творческого конкурса, посвященного истории государственной символики РФ – М.: Министерство образования и науки РФ, 2006.

Педсовет, № 10, 2006.

www . heraldik . ru | regions |48. htm .

Приложение

Герб и достопримечательности Данковского района

Знаменитые люди района: Степан Дмитриевич Нечаев, князья Муромцевы и С.Д. Нечаев. У него была известная дружба с Грибоедовым, Крыловым и художником Тропининым, который написал портрет С. Д. Нечаева. Нечаев встречался с А.С. Пушкиным. По инициативе и непосредственном участии С.Д. Нечаева, в 1850 году был воздвигнут памятник на Куликовом поле. В своем доме, в с. Полибино, Нечаев создал первый музей истории битвы на поле Куликовом.

Одним из интереснейших памятников архитектуры республиканского значения Данковского района является усадебный комплекс в селе Полибино, построенный в стиле раннего классицизма. Полибинский дворец относился к числу лучших дворцов Российской империи. Достопримечательностью усадьбы была водонапорная башня сетчатой конструкции высотой 45 м с резервуаром емкостью 9500 ведер, выполненная по проекту выдающегося инженера В.Г. Шухова. Куплена Ю.С. Нечавым-Мальцевым на Нижегородской промышленной выставке в 1896 году. Московская телевизионная башня на Шаболовке является точной копией Шуховской башни.

Сарнецкая Людмила Михайловна

В работе ученик изучил материалы истории своего города и рассказал одноклассникам о гербе города.

ВложениеРазмер
proekt_gerb.docx 21.71 КБ

Предварительный просмотр:

VIII городская научно-практическая конференция

Руководитель: Сарнецкая Л.М.,

учитель начальных классов

  1. Введение……………………………3
  2. Практическая часть
  3. Теоретическая часть……………….4
  4. Результаты исследования…………6
  5. Список литературы………………..7

Каждый человек должен знать историю своего родного государства или города. Герб очень важен для владельца. Я считаю, что герб – это не просто эмблема, это лицо государства или города.

Я очень заинтересовался этой темой после того, как на уроке окружающего мира учительница рассказала о геральдике нашей страны. Мне захотелось узнать есть ли у нашего города свой герб? Я решил, что эта тема понравится моим одноклассникам. Но знают ли они что-нибудь о гербе нашего города?

Мой учитель Людмила Михайловна поддержала меня и помогла провести опрос среди учащихся первых классов.

Для ребят я подготовил анкету с вопросами.

Знают, что изображено на гербе нашего города 15 человек. Что обозначают елочки и снежинки знают только 11 человек.

22 человека знают дату образования Зимы.

16 человек знают, что в нашем городе развита лесная промышленность

Я уверен, что после моего доклада знания одноклассников будут шире.

Целью моей работы стало расширение знаний своих и моих одноклассников о гербе города.

• изучить герб города Зима;

• поделиться своими знаниями с одноклассниками.

В ходе работы я проводил :

• изучал материалы городских библиотек и краеведческого музея.

• использовал Интернет – ресурсы.

Росту поселения способствовал Московский гужевой тракт, проложенный в Приангарье во второй половине 18 века. Он дал основу для развития извозного промысла и земледелия, потребовал устройства через Оку постоянной паромной переправы. Вплоть до начала строительства железной дороги Зима развивалась вместе с Московским трактом и к концу 19 века представляла собой довольно зажиточное село.

Поселение получило название по имени небольшой речки Зимы — левого притока Оки. Сама речка названа по имени бурятского рода зэмэ, обитавшего в этой местности.

Существует древняя наука о гербах – геральдика. Люди, которые занимаются этой наукой, называются – геральдистами. Эта наука точно определяет, что и как может быть нанесено на герб и объясняет значение фигур. В Средневековье был разработан специальный геральдический язык.

Каждое государство, город или поселение имеет свой герб.

Создание гербов – дело государственное. Герб утверждается городским советом, потому что является официальным символом.

27 ноября 2008 года решением городской Думы был утвержден Зиминский герб.

Автор герба — Оксана Афанасьева

Полный герб Зимы имеет следующее описание ( зачитать)

В серебряном поле под лазоревой главой, обремененной тремя отвлеченными елями в цвет поля - узкое кольцо с вписанной в него восьмилучевой снежинкой, все лазоревое.

Что же означают эти элементы?

Выбранные для герба фигуры и цвета отражают его природные и производственные особенности.

Образ зимней снежинки: в нем косвенно зашифровано название города.

Припорошенные снегом ели говорят о богатстве здешних мест хвойными породами деревьев, а также имеющиеся в городе лесоперерабатывающие предприятия. Ель, как одно из вечнозеленых деревьев России - символ вечности, у древних народов ель считалась символом цельности и честности.

Снежинка стилизованная под колесо - символ железнодорожного транспорта и его производственных структур. Колесо - символ вечного, поступательного движения вперед. Спицы колеса - аналогия солнечных лучей.

Герб Зимы очень красочный, как и мой Родной Край. Собирая материал для доклада, я узнал много нового о родных местах. Я увидел красоту Зиминской природы, но это уже совсем другая история…

Теперь я знаю и об этом расскажу своим одноклассникам, что (слайд 7)

  • Город Зима образован в 1743 году ( в этом году мы будем отмечать городу 270 лет)
  • В городе большое количество лесоперерабатывающих предприятий.
  • На гербе Зимы изображены три ели, зимняя снежинка стилизованная под колесо.

Я думаю, что задачи данной работы решены и цель достигнута. Ребята узнали много нового о своём городе. Думаю, после моего доклада, одноклассники захотят узнать ещё больше о нашем Крае, и может быть это будет мой следующий шаг…

Исследовательский проект

2.2.Что означают цвета и фигуры на гербе Алтайского края.

2.3. История герба Алтайского края.

ГЛАВА III. Михайловский район. .

3.1.История образования с. Михайловское и Михайловского района……………….

3.2. Многообразие Михайловского района ……………………………….

Список источников и литературы…………………………………….

Какой глубокий смысл заложен в одном коротком слове – Родина. И для каждого человека это слово содержит что – то своё, личное, особенное. Есть Родина большая – это наша страна, Россия, в которой мы живем и которую можем назвать Отечеством, потому что наши деды, прадеды защищали эту землю, чтобы сохранить её для следующих поколений. А с чего начинается Родина? Наверное, у каждого человека будет свой ответ. Мы считаем, что с годами мнение человека меняется, но смысл остается. Когда человек думает о Родине, он вспоминает о своем родном доме, о своем городе или селе, в котором он родился, где провел детство- это и есть малая Родина . Это отлогие склоны берегов рек и озер, цветущие сады, и у самого мостика, как невесты в подвенечных платьях весной, белеющие яблони, трава в росе, запах свежего хлеба, маленький котёнок, громкий смех друзей, мамины нежные руки.

Мы живём в селе Михайловское Михайловского района Алтайского края. На уроках окружающего мира мы изучаем родной край, его богатую и интересную историю. В первом и втором классе узнали историю создания герба нашей Родины - России. Нам стало интересно, узнать о создании и истории герба Алтайского края и Михайловского района..

Каждый человек должен знать историю своей страны и края, где он живет, символы своего государства и обязательно малой Родины. Знание о гербе своей малой Родины поможет нам обратиться в прошлое узнать исторические данные о создании герба о фигурах, которые размещены на нем, что поможет нам узнать больше об истории края, расширит наш кругозор, а так же поможет воспитать такие чувства как уважение, патриотизм и любовь к родному краю, поэтому эта тема актуальна.

Цель исследования : определить особенности герба Алтайского края.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

• проанализировать специальную литературу по теме исследования;

• выяснить историю образования герба Алтайского края;

• дать понятия герб и геральдика.

Объектом исследования является герб Алтайского края Российской Федерации.

Предметом настоящего исследования является знание символов своей малой Родины и историю их создания.

Основные методы нашего исследования: наблюдение, теоретический анализ и обобщение литературных источников, интернета, отражающих состояние исследуемой проблемы, интервью, описательный метод.

Практическая значимость заключается в расширении области знаний о гербе Алтайского края. Все желающее могут познакомиться с материалами данной работы для того, чтобы узнать и изучить историю герба Алтайского края.

Данное исследование может быть использовано как на уроках окружающего мира в начальной школе, так и во внеклассной работе.

Работа состоит из введения, где мы обосновываем выбор темы исследовательской работы, устанавливаем цели и задачи нашей работы.

ГЛАВА I. Геральдика

1.1. Что такое геральдика?

Геральдика — специальная историческая дисциплина , занимающаяся изучением гербов , а также традиция и практика их использования . [8]

Прообразы гербов – различные символические изображения , помещаемые на военные доспехи , знамена , перстни и личные вещи – применялись еще в древности . Легендарные герои , и реальные исторические личности , например , цари и полководцы , часто имели личные эмблемы . Так , шлем Александра Македонского украшал морской конь , шлем Ахиллеса – орёл . Щиты также украшались разнообразными эмблемами , например , изображение отсеченной головы Медузы Горгоны .[8]

Считается , что гербы появились в 10 веке . Но выяснить точную дату сложно . Первые гербы , изображенные на печатях , приложенных к документам , относятся к 11 веку .

Для создания гербов в геральдике используется определенный набор цветов , так называемые геральдические цвета .

Геральдические цвета разделяются на металлы , меха и финифти ( эмали и тинктуры ). В геральдике используются семь цветов : два металла и пять эмалей . Первоначально было только четыре цвета – красный , синий . Черный и белый , но затем появились дополнительные цвета : зеленый , желтый и пурпурный . Особым типом геральдических цветов являются меха – горностаевый и беличий . [8]

Металлы : металла два , золото и серебро . Там , где золотую или серебряную краски применить нельзя , золото изображается желтым цветом , а серебро белым . Графически золото показывается точками , а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством .

1.2. Что такое герб?

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля, говорится, что герб — это род щита, с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду и пр. [ 1, 26]

Герб — эмблема государства. Он представляет собой взаимосвязанную систему образов и цвета, которая несёт идею целостности государства и неразрывно связан с её историей, традициями и ментальностью.

Внешний вид этого официального знака закреплен в Конституции.

Свой герб есть у России, он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите? Орёл — царь птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие, благородство.

Наша страна — самая большая в мире. Она занимает одну шестую часть земной суши и превышает семнадцать миллионов квадратных километров. Ей нет равных по территории. Посмотри, как широко простёр свои крылья орёл на гербе России. Одна его голова обращена на запад, другая — на восток. Это очень символично. Ведь Россия расположена сразу в двух частях света: большая часть её площади находится в Азии, меньшая — в Европе.

В самом центре герба, на груди орла, помещён ещё один герб с изображением всадника, который острым копьём поражает чёрного змея — дракона. Догадываешься, что означает этот герб в гербе? Маленький герб со всадником-змееборцем — герб Москвы, столицы нашего государства.

Москва — сердце России. Она сыграла очень большую роль в истории, и потому по праву эмблема великого города (святой Георгий Победоносец, разящий змея) присутствует на государственном гербе страны.

1.3. Форма и фигуры герба

Пространство щита называется полем герба. Щит может быть одноцветным или многоцветным – поделенным определенным образом. (Приложение 1)

Есть еще одна большая группа составных частей герба. Эти фигуры также называются не геральдическими. Они подразделяются на три вида: искусственные, естественные и легендарные. Как правило, самым узнаваемым элементом герба становится уникальный рисунок. Поэтому рыцари (а потом и города) старались изобразить на своем щите что-то редкое и оригинальное. К естественным фигурам относятся рисунки животных и птиц. Обладатели гербов подбирали их согласно фауне родных краев. Кроме того, правила геральдики совсем не запрещали изображение рек, гор – в общем, всего того, что создала природа. Искусственные фигуры представляют собой рисунки оружия и доспехов. Особенно популярны они были у рыцарей и воинов, которые таким образом подчеркивали свою любовь к военному ремеслу. Наконец, самой любопытной и неординарной группой можно назвать легендарные фигуры. Это рисунки вымышленных существ, популярных в геральдике. Даже самые ревностные христиане могли изобразить на своем гербе кентавров, грифонов и других персонажей античной мифологии. Самым известным в этом ряду является, наверное, фигура двуглавого орла. Эта мифическая птица была изображена на гербе Византийской империи. Оттуда вместе с православием и другими греческими реалиями она перешла на Русь. Первым двуглавого орла в качестве собственного символа в Москве начал использовать Иван III в XV веке. [8]

ГЛАВА II. Герб Алтайского края

2.1. Официальный символ края

Эталоны герба Алтайского края (цветной и чёрно-белый варианты) находятся на хранении в Государственном архиве Алтайского края, а также на постоянной экспозиции Алтайского государственного краеведческого музея.

2.2. Что означают цвета и фигуры на гербе Алтайского края?

Создатели герба сосредоточились скорее на его экономическом потенциале (колосья и печь), а также на его культурном наследии (ваза).

Верхняя часть щита возвращает нас в XVIII век, когда были построены первые заводы и фабрики в Алтайском крае . В частности, в Барнауле – главном городе края, работали сереброплавильные и медеплавильные предприятия. Печь символизирует развитие горнодобывающей промышленности и металлургии.[5]

2.3. История герба Алтайского края

До 1917 года регион был в составе Томской губернии. После выхода из неё была создана Алтайская губерния с центральным городом – Барнаулом. В то время у города давно был свой герб, а вот о символике нет никаких данных.

С 1925 года регион вошёл в состав Сибирского, а затем и Западно-Сибирского края, и только в 1937 году отделился, став Алтайским краем. Распоряжение о создании герба для него появилось в 1994 году. Тогда было решено взять изображение доменной печи из символики Барнаула, а также поместить изображение Колыванской вазы и колосьев пшеницы.[4]

Всего было представлено около 10 вариантов. На некоторых, кроме синего и красного цветов, присутствовал зелёный, жёлтый или белый. Колосья пшеницы иногда размещались прямо на щите. Окончательный вариант утвердили в 2000 году. [8]

До́менная печь , до́мна — большая металлургическая вертикально расположенная печь шахтного типа для выплавки чугуна. Важнейшей особенностью доменного процесса является его непрерывность в течение всей кампании печи (от строительства печи до её капитального ремонта ) и противоток поднимающихся вверх фурменных газов с непрерывно опускающимся и наращиваемым сверху новыми порциями шихты столбом материалов. [8]

Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире.

В 1819 году унтершихтмейстер И.С. Колычев, добывая на Ревневской каменоломне блоки для колонн, обнаружил яшмовую глыбу длиной около десяти метров.

Нам стало интересно, знают ли школьники герб своей малой родины? Поэтому решили провести опрос среди учащихся 2-6 классов ( всего 36 человек):

- з наете ли вы, что изображено на гербе Алтайского края — да ответили 12 учащихся 2 класса, 11 человек учащихся 6 класса, нет ответили 12 человек 2 класса и 5 учащихся 6 класса;

- как вы считаете, должны ли школьники знать о гербе своей малой Родины — да ответили 16 учащихся 2 класса и 14 учащихся 6 класса, нет ответили — 10 учащихся 2 класса и 2 учащихся 6 класса;

- как вы считаете, должны ли достопримечательности края отражать его символику — да ответили 15 учащихся 2 класса, 14 учащихся 6 класса, нет — 5 учащихся 2 класса и 2 учащихся 6 класса; не знаю — 4 учащихся 6 класса.

Исходя из результатов анкетирования мы можем сделать следующие выводы:

- большинство опрошенных знают о том, что изображено на гербе Алтайского края и считают, что необходимо знать символы своей малой Родины и достопримечательности — это основная составляющая символов края.

Выводы по содержанию 2 главы:

Глава III. Михайловский район

3.1. История образования с. Михайловское и Михайловского района

Михайловский район расположен в юго-западной части Алтайского края на Кулундинской равнине. Его территория вошла в состав Российского государства в первой четверти ХVIII столетия. Освоение этой земли русским населением началось далеко не сразу. Длительное время Кулундинская степная равнина оставалась зоной отхожих промыслов: охоты, рыболовства, соляного промысла. Заходили сюда и кочевые казахи. [3, 75]

По имени бая -владельца огромных табунов Мирсы и озера (по казахски — Куль) основанную деревню назвали Марзагул.

Основан Марзагуль в 1873 году семьями пермяков. На следующий год, по их вызову, прибыло 19 семей из Тобольской губернии. С 1885 по 1890 гг. прибыли еще тоболяки, уходившие с родины после неурожаев, а с 1891 года стали являться и саратовцы. [3,108] Понравились им эти места. Степь- глазом не окинешь. К земле не касалась рука человека. Травы по пояс. Не тронутый дремучий лес с изобилием непуганых диких животных, грибы, ягоды. Рядом с лесом озеро богатое рыбой.

В мае 1924 года образован наш Михайловский район с центром в селе Михайловка. Это закреплено Постановлением Сибревкома «Об утверждении районного-волостного деления Омской губернии от 24 сентября 1924 года. [ 3, 7]

В 18 км к югу от районного центра с. Михайловка расположено уникальное Малиновое Озеро. В лучах заходящего солнца озеро особенно ярко отражает малиновый цвет. В розовых красках лежат его берега.

Еще одно чудо природы — на дне водоемов скопились огромные запасы соды. В 1930 году на базе уникального содового месторождения на берегу озера Танатар был основан Михайловский завод.[3,226 ]

• 3.1. Многообразие Михайловского района

Михайловский район, площадью 3100 км 2, занимает просторы Кулундинской степи на юго-западе Алтайского края. Численность его населения составляет два десятка тысяч. Климат в этом районе резко континентальный, средняя температура зимой -17, летом +21.
Сельское хозяйство является основным экономическим направлением Михайловского района. В районе хорошо развиты зернопроизводство, мясомолочное производство. На территории нашего района находится завод химических реактивов , лесное хозяйство.
Главными природным и достопримечательностями Михайловского района являются пресные и соленые озера. Среди них особенно выделяется Малиновое озеро. Это озеро удивительно своим ярким розово-малиновым цветом. Такую цветовую гамму озеро приобрело благодаря проживающим в нем планктоновым рачкам. Не только цветом известно Малиновое озеро, но и своими целебными свойствами. Купание в нем напоминает морские ванны.

Еще одна достопримечательность — это Касмалинский бор. К сожалению, он пострадал от пожара, пришедшего из Казахстана. Но в настоящее время идет восстановление этого уникального бора.

Мы побывали в Администрации Михайловского района и взяли интервью у начальника управления по социальной политике Паршина Сергея Ивановича, о символике и достопримечательностях района.

Нам стало интересно нужен ли нашему району герб и мы провели опрос взрослого населения — это 24 человека (родители нашего класса):

- как вы считаете, должны ли школьники знать символы своей малой Родины — да ответили 24;

- нужен ли нашему району герб — да ответили 18, нет ответили — 6;

- с чем для вас ассоциируется малая Родина — Касмалинский бор — 14; Малиновое озеро — 10 ;

- какие фигуры должны быть изображены на гербе района: колосья пшеницы— 16 ; косуля-15; лось — 2 ; марьин корень — 1 , Малиновое озеро -14 , бор -23 ; завод химических реактивов- 3.

Исходя из результатов анкетирования мы можем сделать следующие выводы:

- взрослое население района, считает, что герб, как официальный символ представляющий наш район необходим, хотя были и такие, кто высказывался отрицательно.

Выводы по содержанию 3 главы:

В 1861 году крестьяне получили свободу, а что для них эта свобода, если им негде выращивать хлеб и нечем кормить семью. И потянулись ходоки из центральных районов России, где не хватало земель для сельскохозяйственных работ, в новое необжитое место — кулундинскую степь. И стали появляться в наших местах новые поселения — деревни, заимки, села, выселки, так и появилось наше село, а потом и район.

Герб района – это символ, позволяющий создать определенное мнение о малой родине. Герб – сердце территории, которое присутствует во всем, что с ним связано. И мы решили создать эскиз (макет) герба Михайловского района.

Герб изобразили на французском щите прямоугольной формы с закругленными нижними углами и острием посредине.

Композиция щита горизонтально делится на две части. В верхней части на голубом фоне расположен бор. Посередине Малиновое озеро фон красный. На нём находится изображение косули. Обрамляют щит густые пучки колосьев пшеницы, обвитые голубой или же лазоревой лентой.

Проведя анкетирование, мы еще раз убедились, что старшее поколение продемонстрировало большую осведомлённость, по истории своей малой Родины, но и учащиеся продемонстрировали свои знания о гербе Алтайского края и достопримечательностях края и района .

Мы предполагаем продолжить работу по исследуемой теме и продолжить работу по изучению гербов регионов Российской Федерации городов и районов Алтайского края.

Список использованных источников и литературы

• Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В двенадцати томах. Том 3. Пог-При.-М.: Мир книги, 2003.-386с.

Читайте также: