Сообщение факта оценка говорящего

Обновлено: 05.07.2024

Основа журналистского произведения — факт. Это понятие используется в двух значениях.

В первом случае подразумевают непосредственно фрагмент объективной реальности. Во втором говорят об отражении этого фрагмента.

Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать их соответствие действительности. Выразительность, наглядность, ситуативность, драматизм, конфликт, интрига — все это создает своеобразие формы журналистского текста.

Факт (от лат. factum — сделанное, свершившееся) — действительно существующее, невымышленное событие, явление — то, что произошло на самом деле, основанное на теоретическом обобщении.

Большое значение в тексте имеют мнения, объяснения, гипотезы. Объяснение — обозначение с помощью причинно-следственных связей; гипотеза — предположение, версия события. Работая над текстом, журналист систематизирует и группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания, уровню обобщенности. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.

Факт в журналистике — достоверное отражение фрагмента действительности, обладающее реальной репрезентативностью. С его помощью создается модель действительности. Используются разнородные факты.

В какой мере можно верить фактическим данным? Для журналистов важно:

из каких источников они получены;

какие цели преследовали люди, сообщившие о них;

четко различать факты науки и обыденные факты.

Факты науки всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах, они представляют собой итог обобщенных знаний, выверенное научное знание. В аналитических и публицистических жанрах журналисты охотно обращаются к научным данным. Используются сведения из социологических наук, экспертные заключения, статистические данные, результаты экспериментов. Они привлекаются в виде иллюстративного материала.

Статистические данные — традиционный способ предъявления фактов. Языком цифр можно объяснить, обрисовать явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития события, сделать выводы.

В основе обыденного факта лежат реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения. Эти факты носят синкретический характер. Специфика обыденных фактов в их жизнеподобии. Но они не способны раскрыть суть явления. С помощью них воссоздается привычный и узнаваемый читателями фон какого-либо фрагмента действительности: выявляются мотивы поведения людей.

Роль газеты — находить свежую информацию на темы, представляющие интерес для общества, и по возможности быстро и точно передавать ее читателям взвешенно и правдиво.

Определений новостей почти столь же много, как газетных текстов. Например, самое распространенное в Британии определение таково:

При характеристике новостей важно учитывать контекст.

Контекстом называется обстановка в определенном ареале распространения газеты, связанная с темой и событием и помогающая оценить его необычность.

Так, мы выяснили, что если собака укусит человека, это не новость. Но если какая-то порода собак принимается часто — и сильно — кусать людей, то это становится новостью. Это и есть контекст.

Источники информации

Источники информации для журналиста — это редакция, коллеги из других изданий; издания; информационные выпуски телевидения, пресс-службы; неформальное общение с людьми; разговоры после интервью; информанты из МВД, ФСБ, администрации и т. д.; люди в городском транспорте, на рынках, стадионах, театрах и т. д.

В журналистской практике выработано немало специальных методик по сбору информации, технических приемов, с помощью которых можно добыть нужную информацию.

Информацию журналисты получают, работая с документами, используя интервью, наблюдение, эксперимент (методы сбора информации). К группе документальных источников информации относятся тематические информационные бюллетени, выпускаемые государственными и негосударственными структурами.

Существуют также опосредованные источники информации — пресс-конференции, брифинги, презентации, пресс-релизы, специализированные информационные бюллетени.

Самые распространенные источники информации — представители официальных органов власти, Государственная дума. Функции Государственной думы — законодательная деятельность в тех сферах, которые касаются каждого гражданина. Это истинно публичный институт, где представлены народные представители. Формируется корпус парламентских корреспондентов. В Думе их аккредитовано более 1,5 тысяч.

Собирая информацию, журналист должен знать, какие данные секретны , поскольку их разглашение влечет за собой уголовную ответственность. К ним относятся прежде всего такие:

об объемах производства, поставок, о запасах стратегического сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых (по списку Правительства РФ);

о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

Не засекречиваются сведения:

о катастрофах, стихийных бедствиях и их последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии, демографии, образовании, культуре, сельском хозяйстве, а также о преступности;

о привилегиях, компенсациях и льготах для физических и юридических лиц;

о фактах нарушения прав и свобод человека;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов страны;

о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

На первом месте по закрытости стоят коммерческие структуры. На втором — работники исполнительных и правоохранительных органов. На третьем — работники госпредприятий и представители финансовых структур.

Мотивировка отказов в предоставлении документов:

ссылки на засекреченность информации;

запрет руководства давать информацию;

ссылки на отсутствие у сотрудника времени на поиск информации;

отсутствие требуемой информации;

без объяснения причин;

ссылки на неполноту информации;

опасение, что журналист исказит информацию, использует ее во вред;

нежелание сотрудничать с данным изданием;

нежелание будоражить общественное мнение;

личный страх иметь неприятности;

нежелание журналиста платить за информацию.

Своеобразные трудности встречают журналисты в случае, когда возникает необходимость в розыске бытовых документов — той совокупности официальных и личных материалов, которые обеспечивают информационное обслуживание людей в быту. Подавляющее большинство их не регистрируется. Обращение к документам такого рода (письмам, дневникам, обязательствам, распискам) требует от журналистов такта.

Заметка: предмет, структура, специфика жанра; виды заметок.

— Суть этого вопроса, — говорил мне Станислав­ский,— состоит в том, что артисту необходимо действо­вать на сцене так, как действует созданный автором образ.

Но этого достичь невозможно без глубокого раскры­тия всех обстоятельств жизни образа, это невозможно без того, чтобы не поставить себя в эти обстоятельства и с их точки зрения оценить тот факт, событие, которы­ми в данный момент живет образ.

Как это было в жизни? Вот главный вопрос, который Станиславский требовательно ставил перед актером и за­брасывал его бесконечным количеством вопросов, застав­ляя проникать в жизненные обстоятельства произведе­ния, спасая актера от штампованных театральных пред­ставлений.

Сколько трудностей актеру приходится преодолевать на этом пути!

Как мешают ему готовые представления о роли. Под­ходя к роли в классическом произведении, актер, еще по существу ни в чем не разобравшись, уже вспоминает, как играли эту роль знаменитые актеры, что об их ис­полнении писали, то есть попадает в плен театральных ас­социаций.

С этого момента начинается, по существу, сложный творческий процесс создания образа.

Л. Н. Толстой называл работу, которая предшество­вала решению той или иной творческой задачи, глубокой пахотой того поля, на котором он собирается сеять.

В этой страстной борьбе рождается понимание внут­ренних пружин поступков действующего лица. Рождает­ся понимание тех пружин, которые заставляют героя про­износить те или иные слова.

Пьеса начинается с события, оценка которого играет решающую роль для внутренней характеристики Софьи.

Тайное любовное свидание с Молчалиным.

Как могла Софья полюбить Молчалина? Как она могла предпочесть его Чацкому — Другу своих детских игр?

Мы знаем ряд вариантов понимания роли Софьи в исполнении наших крупных актрис.

Творческая индивидуальность актера и создает ту пленительную неповторяемость, то многообразие воплощения авторского замысла, которое делает искусство театра вечно живым.

Она хитро и последовательно проводит в жизнь свое решение выйти замуж за Молчалина.

Его бедность не смущает ее; она верит в его способ­ность стать незаменимым для Фамусова, Хлестовой и прочих людей ее круга.

Знаем мы и иное сценическое решение образа Софьи. В. А. Мичурина-Самойлова играла эту роль тоже очень интересно, но совсем по-другому.

Это была натура горячая, страстная.

Она когда-то любила Чацкого, любила его так же горячо и искренно, как он любил ее. Но он уехал. Уехал надолго. Забыл ее. И вот она одна, брошенная им, пы­тается заглушить свое чувство. Пережив разлуку с любимым человеком, не имея от него никаких вестей, она делает все, чтобы забыть его. Она выдумывает свою лю­бовь к Молчалину, ей приятно думать, что около нее человек, для которого она дороже всего на свете. Она находит в этом покой и утешение.

Но чувство к Чацкому не умерло. Оно живет, беспо­коит, мучает, оно властно требует противопоставления Чацкому другого идеала, чтобы вытеснить из сердца то­го, кто по собственной воле уехал.

В сцене из первого акта, когда Лиза пытается упрек­нуть Софью в том, что она забыла Чацкого, Мичурина-Самойлова резко прерывала Лизу, и в словах ее ответ­ного монолога:

Послушай, вольности ты лишней не бери.

Я очень ветрено быть может поступила,

И знаю, и винюсь; но где же изменила?

Кому? Чтоб укорять неверностью могли. —

Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далеко? —

звучала такая боль оскорбленного женского самолюбия, что, казалось, годы разлуки не утишили этой боли. А когда она говорила о Молчалине:

Кого люблю я, не таков:

Молчалин за других себя забыть готов. —

казалось, что она разговаривает не с Лизой, а мысленно доказывает Чацкому, что она любит другого, человека, который лучше, достойнее его.

Это оправдание поведения Софьи Мичурина-Самой­лова последовательно проводила по всей роли.

Встреча с Чацким глубоко потрясла ее, и она с тру­дом находила в себе силы, чтобы вести с ним неприну­жденный светский разговор.

Софья, по замыслу Грибоедова, играет одну из реша­ющих ролей в этом столкновении.

И в трактовке Степановой и в решении Мичуриной-Самойловой воплощен авторский замысел. Степанова делает это более обнаженным приемом. Мичурина-Са­мойлова, как бы очеловечивая Софью, все же не отхо­дит от авторского замысла. Может быть, ее Софья в результате еще страшнее, так как, будучи способной на большие чувства, она могла бы сделаться достойной под­ругой Чацкого. Но ее Софья заглушает все лучшее в себе во имя глупого женского самолюбия, находясь во власти косных взглядов своей среды. Естественно, что в процес­се нахождения в себе черт, сближающих актрису с дра­матургическим образом, Степанова и Мичурина-Самой­лова тренировали в себе разные психофизические качест­ва, пользовались разными аналогиями для того, чтобы вызвать в своей душе нужные им в соответствии со сво­им замыслом чувства.

Предъявляя такие требования к актеру, Станиславский говорит об актере-мыслителе, умеющем рассматривать любое частное явление в пьесе, исходя из всего богатства мыслей, заложенных в произведении.

Горький учит писателей суммировать и отбирать ти­пическое в жизненных фактах для правды в искусстве. Станиславский предъявляет актеру те же высокие требо­вания в области проникновения в существо отобранного драматургом факта. Он учил актера за каждой репликой авторского текста находить истинный смысл, побуждаю­щий его к действию, рождающий в нем стимул для про­изнесения той или иной мысли.

Авторский текст должен быть понят актером с такой точностью, чтобы он мог выразить его собственными словами, — только тогда Станиславский позволял актеру говорить словами автора.

— Часто ли вы думаете, — говорил Станиславский,— о том, сколько сил тратит писатель для того, чтобы об­разно и точно выразить словом всю сложность человече­ских переживаний? А вы не даете себе труда вникнуть в выраженную им мысль и механически пробалтываете слова.

«Начинаю подбирать слова.

Вы ушли, Сережа, в мир иной.

Вы ушли бесповоротно в мир иной.

Вы ушли, Есенин, в мир иной.

Какая из этих строчек лучше? Все дрянь! Почему?

Далее Маяковский пишет:

«Без всяких комментариев приведу постепенную об­работку слов в одной строке:

1) наши дни к веселью мало оборудованы;

2) наши дни под радость мало оборудованы;

3) наши дни под счастье мало оборудованы;

4) наша жизнь к веселью мало оборудована;

5) наша жизнь под радость мало оборудована;

6) наша жизнь под счастье мало оборудована;

7) для веселий планета наша мало оборудована;

8) для веселостей планета наша мало оборудована;

9) не особенно планета наша для веселий оборудована;

10) не особенно планета наша для веселья оборудована;

11) планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована;

и, наконец, последняя,12-я —

12) для веселия планета наша мало оборудовала.

И действительно, если подумать о черновиках Пуш­кина, Толстого, Маяковского с их бесконечными пере­черкиваниями, исправлениями, вставками, если подумать о том большом труде, настойчивости, требовательности к себе, которыми так характерно творчество наших вели­ких писателей, и сопоставить с бездумной халатностью целого ряда актеров и режиссеров в вопросе сценической интерпретации словесной ткани произведения, становится ясным, что перед нами стоит большая задача — учиться у наших художников слова, учиться у Станиславского, который поднял требования к раскрытию авторской мыс­ли на огромную высоту.

Работая над текстом, журналист систематизирует и группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания, уровню обобщенности. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.

Факт в журналистике — достоверное отражение фрагмента действительности, обладающее реальной репрезентативностью. С его помощью создается модель действительности. Используются разнородные факты.

В какой мере можно верить фактическим данным? Для журналистов важно:

• из каких источников они получены;

• какие цели преследовали люди, сообщившие о них;

• четко различать факты науки и обыденные факты.

Факты науки всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах, они представляют собой итог обобщенных знаний, выверенное научное знание. В аналитических и публицистических жанрах журналисты охотно обращаются к научным данным. Используются сведения из социологических наук, экспертные заключения, статистические данные, результаты экспериментов. Они привлекаются в Виде иллюстративного материала.

Суждение может быть разным по содержанию.

Факт соответствует самым абстрактным по своему характеру суждениям. Это интерпретация событий, наш образ ситуации. Образ, который в результате проверки (верификации) оказался истинным.

Итак, факт может быть достоверным или недостоверным. Установить факт, т. е. сделать его достоверным, значит осуществить его верификацию. Другой вопрос, что сделать это не всегда возможно, порой приходится пробиваться через оценку и комментарий автора.

Достоверный факт—это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации.

Недостоверный факт— это суждение о событии, верифицировать которое оказалось невозможным.

Если суждение в результате верификации оказалось ложным, то о факте как таковом вообще не может быть и речи.

У события есть только одно свойство или признак — того, что оно произошло (или не произошло). Состоявшиеся выборы губернатора — событие, суждений о котором может быть бесконечное множество. Часть из них возможно верифицировать (проверить); в процессе верификации некоторые из них не подтверждаются и оказываются ложными, другие — истинными, подтверждаются и тогда превращаются в факты.

Но есть и оценочные суждения — мнения, которые вообще не могут быть верифицированы. Они оценивают либо само событие, либо факт, т. е. истинное суждение о событии. События оцениваются эмоционально, факты — как правило, рационально. Оценки событий и фактов могут быть независимы друг от друга.

Суждений нередко бывает несколько, они образуют своего рода пучок признаков события. Последние должны характеризовать и участников события, и характер действия, и обстоятельства, при которых происходило событие, в частности его временные и пространственные границы.

Совокупность истинных суждений о событии, образующих завершенный сюжет этого события, может быть названа реальным фактом в отличие от отдельно взятого истинного суждения об этом событии — вербального факта.

Для правильной квалификации суждений о том или ином событии важно учитывать целостную структуру этого события (реального факта, ситуации). Такую структуру изучает особая научная дисциплина — теория речевых актов, или речевая прагматика. В ней, в частности, выделяются следующие важные понятия: пресуппозиция, мотивировка, ориентированность.

Пресуппозиция речевого акта — это характеристика отношения говорящего к ситуации общения. Например, знание о ситуации, в самом речевом акте прямо не выраженное, а лишь подразумеваемое.

Мотивировка речевого акта — один из видов пресуппозиции, а именно то, что заставляет обратиться к событию, чего хочет говорящий.

Ориентированность речевого акта предполагает важное различие его адресата и аудитории. Адресат — всегда конкретное лицо, группа, аудитория.

1.3 Факт и образ в журналистском произведении

Образ – это воспроизведение осознанного автором явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков – с помощью речи и т. д.

Среди видов образов в журналистском тексте часто встречаются иллюстративные. Они используются для того, чтобы выразить более широкие и злободневные общественные интересы, в основном публицистические, В жизни часто происходят такие события, интересные и важные своими общими, повторяющимися свойствами, имеющие нравственно-политическое значение. Журналисты стремятся информировать общество о таких повторяющихся событиях. Они ищут такое событие и таких лиц, в индивидуальности которых существенные свойства жизни, важные для общества, проявлялись бы особенно отчетливо, ярко, значительно. Иначе говоря, выбирают для своего изображения типические в своем роде явления жизни, которые могут служить хорошей иллюстрацией существенных особенностей, имеющих общественное значение. Назначение этих текстов заключается в том, чтобы воспроизвести реальных людей во всех их проявлениях. Публицистически-иллюстративные образы лишены гиперболизма. В них не имеет решающего значения и эмоциональная выразительность. Они воспроизводят типические явления такими, какими они были в действительности.

Но бывают и другого рода образы, авторы которых не ставит перед собой подобной задачи и изображают явления жизни не ради их типичности, а ради их неповторимой индивидуальности, если она интересна в том или ином отношении. Это фактографические образы.

В отличие от иллюстративных и фактографических изображений художественные образы всегда являются созданием творческой мысли и воображения автора.

Художественные образы наиболее близки к образам публицистически-иллюстративным. В них также воспроизводятся типические явления жизни в свете тех или иных общественных интересов и идеалов. Но происходит это иначе. Автор претворяет в этих образах индивидуальность явлений, чтобы они стали еще более типичными, чтобы они еще более отчетливо, ярко, законченно воплощали в себе существенные особенности. Он творчески типизирует жизнь.

Типизация — это такое воспроизведение жизни, в процессе которого существенные свойства ее явлений получают усиленное, преувеличенное (гиперболическое) выражение в их новых, вымышленных индивидуальных чертах. Поэтому типизация жизни может осуществляться посредством изображения ее явлений только в образах, а не в отвлеченных понятиях.

Другое отличительное свойство художественных образов — это их отчетливо ощутимая эмоциональность. Журналисты выражают в них свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением индивидуальных подробностей изображаемого — деталями, а также внешними средствами изображения — речью, сочетаниями звуков, мимикой и жестами, очертаниями и красками и т. д. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.

В современной российской практике производства судебно-лингвистической экспертизы и внесудебных лингвистических исследований отчетливо сформулирована проблема правоприменимости, т.е. правовой оценки спорного текста или высказывания.

Один из важнейших аспектов этой проблемы связан с необходимостью разграничения формы выражения информации, ставшей объектом лингвистического исследования: для юридической квалификации данной информации нужно определить, выражены ли указанные сведения в форме утверждения или в форме мнения.

Дело в том, что специалисты-лингвисты не уполномочены определять правдивость или ложность сведений, верифицировать высказывания - это дело суда, но они выявляют те фрагменты текста, которые могут быть верифицированы судом, т.е. подлежат истинностной оценке в принципе. Иными словами, лингвист устанавливает только языковую форму выражения спорной информации, которая может быть представлена в форме утверждения о фактах или в форме мнения. Только выявленная форма утверждения о фактах подлежит верификации и, как следствие, имеет возможность подлежать правовой квалификации в рамках соответствия иди несоответствия действительности (что уже в дальнейшем устанавливает суд на основании определения лингвистического исследования). Высказывание в форме мнения вообще не подлежит верификации и, как следствие, правовой квалификации 1 . Указанное разграничение имеет определяющую важность в делах о клевете, унижении чести и достоинства и прочих видах негативной информации о лице, о выявлении экстремистских высказываний и пр.

Информация, распространяемая автором в форме утверждений о фактах, подается в тексте как его знание и автоматически, другими словами, бессознательно воспринимается аудиторией как истинная. Именно к ней предъявляется требование соответствия действительности и применяется процедура верификации. Если в форме утверждений о фактах распространяются ложные сведения (ложность которых, равно как и умышленность распространения, доказывается следствием или соответствующей стороной в судебном процессе), то можно говорить о клевете или же, о добросовестном заблуждении автора, что влечет соответствующие правовые последствия.

Если же информация распространяется в форме выражения мнения, то она аудиторией заведомо воспринимается критически, как гипотетическая, не обязательно истинная; общественный резонанс от распространения такой информации слабее. Сведения, транслируемые в формах мнения, отображают не реальную действительность, не реальный мир, а тот образ действительности, который имеется в индивидуальном сознании автора или в коллективном сознании той группы людей, мнения и интересы которой отображает автор, - возможный мир, как называют его логики и лингвисты, или картину мира. Они рассказывают аудитории не о том, что есть в действительности, не о том, каков человек в жизни, а о том, какой образ действительности, какой образ этого человека сложился у данного автора. Картина мира изучается, описывается в особых терминах, но не оценивается по параметру соответствия действительности 2 .

В логическом анализе естественного языка выявлены объективные содержательные и языковые признаки, позволяющие разграничить утверждение и мнение.

Содержательными признаками утверждения являются следующие: 1) говорящий принимает на себя ответственность за истинность (т.е. соответствие действительности) положения дел, изложенного в высказывании, не ссылаясь на какие-л. чужие точки зрения; 2) говорящий излагает нечто в объективной форме, как объективный истинный факт, т.е. содержание высказывания в явной форме не соотносится с субъективными представлениями говорящего о действительности.

1 Судебные экспертизы в гражданском судопроизводстве: организация и практика/ под ред. Е.Р. Россинской. - М., 2011.

2 Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации / Под ред. М. В. Горбаневского. - М.: Галерия, 2001.

Этим утверждение отличается от мнения (предположения), которое, напротив, либо соотнесено с субъективными представлениями о действительности самого говорящего, либо ссылается на точку зрения других лиц. Оно не может соответствовать или не соответствовать действительности, так как отражает не реальную действительность, а ее восприятие человеком, не мир, но чью-то личную картину мира, однако оно может подтверждаться или не подтверждаться фактами, событиями объективной действительности. Мнение может характеризоваться как обоснованное или необоснованное, как доказанное или бездоказательное, но никогда не характеризуется как соответствующее или не соответствующее действительности 1 .

В работе А.А. Зализняк разграничиваются два типа мнения: мнение-предположение (то, что можно впоследствии проверить, опираясь на факты) - или просто предположение, и мнение-оценка, или просто мнение, которое отражает субъективную точку зрения, не подлежащую проверке или верификации, потому что ориентируется на систему ценностей, вкусовые предпочтения и т.п. 3

Именно мнение-оценка получило в практике экспертной деятельности лингвистов несколько нетерминологичное наименование субъективного оценочного суждения, признаком которого является выражение оценки, не подкрепленной верификацией, т.е. логически рациональными доводами (говорящий не мотивирует свою точку зрения, не пытается убедить в ней адресата с помощью аргументации, каких-либо логических доказательств). При этом широко используются языковые средства выражения оценочности и экспрессии.

Приведем в качестве примера разные языковые формы утверждения, мнения, оценочного суждения:

1) Чиновник X., занимаясь открытием филиалов (дилерских центров фирмы) в других городах, умышленно допустил ситуацию, когда дилерский центр в городе N. отошел к местному директору, - утверждение о фактах, строится в форме повествовательного предложения с реальной объективной модальностью, без показателей субъективной модальности или предположительности;

2) Наши источники сообщают, что X., занимаясь открытием филиалов (дилерских центров фирмы) в других городах, возможно, умышленно допустил ситуацию, когда дилерский центр в городе N. отошел к местному директору, - мнение, так как имеются показатели модальности предположительности (возможно) и ссылка на точку зрения других лиц (наши источники сообщают. );

1 Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2007.

2 Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов: Сб. научн. трудов / Общ. ред. Б.Ю. Городецкого. М., 1986. - С. 151-169.

3 Зализняк Анна А. Многозначность в языке и способы ее представления. - М., 2006. - С. 190.

4 Судебные экспертизы в гражданском судопроизводстве: организация и практика / под ред. Е.Р. Россинской. - М., 2011. - С. 131.

3) Некий X. устроил из городского управления кормушку для друзей и близких, - оценочное суждение, так как используются лексемы с негативной оценочностью (некий) и негативно-оценочные метафоры (кормушка) развернутые метафоры.

В заключение отметим, что свойство быть утверждением о фактах, оценочным утверждением, предположением и т. п. - это свойство самого высказывания, это форма выражения информации, объективно ему присущая. Именно это свойство, а не само фактическое соответствие или несоотвествие действительности, выявляется лингвистом.

Разные формы информации о мире и людях по-разному соотносятся с ее верифицируемостью. Претендовать на возможность истинностной оценки может только высказывание в форме утверждения. К информации, распространяемой в форме мнения и его разновидностей (предположения и сомнения, а также оценки), не предъявляется требование соответствия действительности. Если автор распространяет в форме мнения недостоверную или даже заведомо лживую информацию, то его нельзя обвинить, например, в клевете: ведь он отображает свою картину мира. Кроме того, право выражать мнение закреплено за гражданами России законодательно (Конституция РФ, ст. 29), оно в профессиональном аспекте касается журналистов, работников средств массовой коммуникации (Закон о СМИ, ст. 47, п. 9) и охраняется международными актами (в частности, Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод).

Гост

ГОСТ

Факт – это действительное, реальное событие, явление.

Понятие факта в журналистике

Теоретическая проблема факта в журналистике имеет, кроме терминологического аспекта, еще и чисто практическое значение. Теоретики и практики единодушны в том, что журналисты часто оказываются неспособны отделять факт от мнения.

Факт – это то, что действительно происходит, произошло или существует.

Первое деление факта – по соотношению объективного и субъективного (объективное – то, что не зависит от человеческого сознания содержания факта, субъективное – это форма, в которой осуществляется отражение объекта). И именно здесь проходит граница, отделяющая факт от мнения. Такое деление называется уровневым. Возникает вопрос – возможно ли в журналистском материале достичь объективного освещения события, учитывая сложную природу факта?

Объективность для журналиста – это такое освещение событий, которое исключает эмоции, отделяет факты от мнения. Объективность для многих – это точное освещение событий и фактов в форме беспристрастного описания. Теория объективности в последнее время допускает аналитическое освещение событий, что выходит за границы беспристрастного описания.

Факт в журналистике – это достоверное отражение реальности, которое обладает социальной репрезентативностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Факты позволяют журналисту создать модель многообразной действительности. Для того, чтобы события, процессы и явления были адекватно отражены в аналитических, информационных, художественно-публицистических материалах используются факты разного вида:

  • Исторические;
  • Социальные;
  • Юридические;
  • Литературные;
  • Культурологические и т.д.

М. Н. Ким разделяет факты на научные и обыденные. Научные факты – это факты, основанные на эмпирических наблюдениях, опытах, экспериментах. Научные факты являются итогом обобщений. К таким фактам часто обращаются публицисты и аналитики. Научные факты используются при создании материалов социологических исследований, статистических выкладок, экспертных заключений, результатов экспериментов.

Характерной чертой обыденных фактов является единство логического осознания происшедшего и эмоциональной реакции. Положительным качеством обыденных фактов является достоверность непосредственного наблюдения. В сознании человека это отражается как дискретный кусок действительности. М. Н. Ким характеризует обыденные факты по блокам:

  • Закулисные истории;
  • Высказанные мнения;
  • Оценки газетных публикаций.

Есть еще одна классификация, согласно которой факты делятся на:

  • Онтологические – это собственно жизненные события. Здесь главенствуют личностный интерес, случайность, субъективность;
  • Документальные – это факты, которые зафиксированы в каком-либо источнике события. любое свершившееся событие нуждается в свидетельстве, доказательстве его наличия. В журналистике источники таких фактов делятся на три группы: документы, очевидцы, наблюдение;
  • Гносеологические – это события, которые зафиксированы в источнике и осмыслены исследователем, а не просто репортеров, с позиций идеи, философии, научно-методологической позиции. Журналист на этом уровне должен обладать четкой гражданской позицией, развитым мировоззрением, быть хорошо знакомым с обсуждаемой сферой;
  • Концептуализированные – это факты, прошедшие проверку и отбор, истинные фактические сведения о предмете исследования. Как правило, для проверки таких фактов используется несколько источников.

Журналистское мнение

Мнение — это понятие о чём-либо, суждение, убеждение, вывод, точка зрения, заключение, заявление на тему, в котором невозможно достижение полной объективности. Мнение основано на интерпретации фактов, эмоциональном отношении к ним.

Различают следующие виды мнений:

  • Общественное;
  • Личное, персональное;
  • Официальное;
  • Партийное и т.д.

Основной задачей журналистики мнения является объяснение аудитории, как нужно интерпретировать событие. В таком журналистском материале должна содержаться оценка произошедшего, поэтому читателю нет необходимости делать свои выводы. Потребителей контента в современную эпоху развития интернета интересуют в первую очередь именно комментарии людей, компетентных в теме исследования. Журналист должен демонстрировать свои знания и свои мнения, однако он должен обладать достаточным опытом, чтобы не переступать черту. Журналист должен четко понимать, что он несет большую ответственность, становясь лидером мнений в соцсетях, и следовать профессиональной этике.

Современная журналистика в основном является журналистикой мнений. Журналист считает необходимым и важным не только рассказать аудитории о событии, показать сбалансированную информацию, но и поделиться своим мнением, высказать свою точку зрения.

Часто такой способ информирования нарушает один из основных принципов журналистики – принцип объективности. Люди видят мир глазами журналиста, и в таком случае не получают полной и объективной картины мира. В то же время журналистика мнений показывает новость с разных сторон, освещает все ее аспекты и дает возможность людям самим сделать выводы, сформировать свое мнение относительно этого события.

Комментарий – это мнение о событии.

Объективность связана с правдивостью – точным представлением фактов в жизни. Факт – это достоверное знание о произошедшем. Особо важную роль при этом играют сведения, которые журналист получил с места событий.

Журналистика мнения может быть также пропагандой (к примеру, идеологии, как в СССР).

Читайте также: