Сообщение на тему крупные российские предприниматели бывшие крепостные
Обновлено: 05.07.2024
Россия была в общем историческом тренде до 1917 года. После этой даты о феномене предпринимательства у нас забыли надолго. И только в конце XX века эта дисциплина пережила свое второе рождение, обретя статус подлинной научности, и благодаря современным исследованиям была открыта новая, неизвестная и очень яркая страница нашей истории.
Как все начиналось? Чтобы не уходить вглубь веков, обратимся к концу XVIII века. 17 марта 1775 года вышел манифест императрицы Екатерины II, разрешивший всем и каждому заниматься мелкой торговлей и производством. Тогда, согласно исследованиям, наша деревня ожила. Появились промыслы, мелкие предприятия. И это определило дальнейшее развитие предпринимательства в России.
В целом у нас четко просматривались две тенденции. Первая — рост снизу. Крестьяне и государственные крепостные создавали мастерские в виде домашней мануфактуры. Затем — индивидуальные фирмы, из которых в дальнейшем выросли крупные промышленные предприятия. Это характерно, например, для текстильной промышленности, которая развивалась, по сути, без помощи государства, благодаря усилиям крепостных крестьян, сумевших выкупиться на волю, заплатив при этом немалую сумму своему бывшему помещику. Эта деятельность предприимчивых (или, как тогда говорили современники, капиталистых) крестьян в научной литературе получила название протоиндустриальной активности. То есть это все то, что предшествовало индустриальному росту в стране.
Вторая тенденция — рост сверху. Государство стимулировало развитие определенных отраслей, чтобы решить экономические проблемы страны, преодолеть отставание России от стран Западной Европы. Так происходило с горнодобывающей и металлургической промышленностью, с железнодорожным строительством. Но мы с вами говорим о текстильной промышленности, которая на рубеже XIX–XX веков являлась ведущей, передовой отраслью отечественной индустрии, очень энергично развивающейся на протяжении всего XIX века.
Первая в России механическая бумагопрядильная фабрика, как нетрудно догадаться, появилась в Петербурге в 1798 году. Это была Императорская Александровская мануфактура. Но самое главное — она была казенным предприятием. И в дальнейшем эта фабрика стала образцом для создания других фабрик по всей России. Но все-таки сердцем текстильной промышленности России стал так называемый Центрально-промышленный район (он в статистических документах начала XX века еще назывался Московской промышленной зоной). Этот регион объединил девять губерний, в том числе Владимирскую, Калужскую, Костромскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую. И вот современная Ивановская область в те времена была частью обширной Владимирской губернии. В этом регионе, в самом сердце страны, в европейской ее части, становление промышленности шло естественным образом благодаря предприимчивости крестьян. Здесь, в Ивановском крае, была скудная почва — суглинки, или красная глина с высоким содержанием песка, а это значит, что земледельческий труд не мог дать высоких доходов и, соответственно, не мог прокормить большую крестьянскую семью в течение всего года. А помещикам надо было платить оброк, и население вынуждено было отвлекаться на разные промысловые занятия, с тем чтобы получить хоть приработок.
Уже на рубеже XVI–XVII веков село Иваново становится центром производства льняных холстов. Тут я сразу хочу заметить, что лен — это очень трудоемкая культура, с ней очень трудно работать: она быстро портится, требует особых условий хранения. И тем не менее из этой культуры в России выделывались прекрасные ткани, в том числе и тончайший батист. Представьте себе тонкую ткань — но вы берете в руки иголку и протыкаете ее, словно твердую бумагу.
Во второй половине XVII века в Ивановском крае уже занимались отбелкой, окраской полотен в различные цвета. Было много так называемых набойных изб, где холсты с помощью деревянных манер (трафаретов) и масляных красок украшались разнообразными рисунками. Набойку делали и на заказ, и на продажу. Развитию набойки способствовало также то обстоятельство, что в крае было много маленьких речек и ручьев, то есть воды, которая необходима для промывания окрашенных полотен. А также здесь была дешевая рабочая сила, крестьянские руки. И, главное, близость к крупным торговым центрам — Москве, а самое главное — к Нижнему Новгороду с его прекрасной ярмаркой Новгородская ярмарка была крупнейшей ярмаркой в Российской империи, главным торговым событием года. Окончательно закрыта в 1930 году. .
Все секреты набойного дела и оборудования передавались по наследству, от отца к сыну. Манеры, или трафареты, изготавливались для большей прочности из очень плотных пород дерева, таких как дуб, граб, бук, орех. Эти секреты часто записывались от руки шифрованным образом, чтобы никто посторонний не мог их разгадать. Представьте себе, вы видите шифрованную запись конца XVII — начала XVIII века. Если переводить это на современный язык, то мы имеем дело с ноу-хау — это то, что определяет конкурентное преимущество того или иного мастера.
Одна из первых полотняных мануфактур в Иванове появилась уже в середине XVIII века, в 1751 году. Ее основателем стал крепостной графа Шереметева — Ямановский. Одновременно с этой фабрикой появились и фабрики других крестьян Шереметева — Гарелиных. Вот эти две фамилии положили начало процессу, c которого мы ведем отсчет становления современной текстильной промышленности в Иванове.
Важную роль в художественном оформлении тканей играли красители. Сначала, как я уже говорила, использовались масляные краски. А затем, вплоть до широкого внедрения искусственных красителей, в течение века (с конца XVIII до середины 70-х годов XIX века) использовались минеральные и растительные краски — на всех ситценабивных предприятиях Ивановского края. Основными красителями тогда являлись растения марена и индиго. Между прочим, эти краски давали довольно устойчивый цвет, он не линял.
Этот краткий экскурс в предысторию ивановской текстильной промышленности говорит о том, что у местного населения сложился устойчивый навык к ремесленным занятиям. Это значительно облегчило переход к мануфактурному производству. Но здесь я бы хотела подчеркнуть и значение таких профессий, как резчик по дереву, гравер и колорист. Для ситценабивного дела это ключевые профессии. Здесь мы уже имеем дело не просто с техническими навыками, которые необходимы в промышленном труде, но с художественным чутьем. Колорист — очень важная профессия для текстильной промышленности. Надо было создавать цветовую гамму; не все цвета сочетаются, и увидеть цветовую гармонию дано не каждому.
Современная ивановская текстильная промышленность зародилась в начале XIX века, когда мануфактуры Михаила Ивановича Ямановского и Мефодия Ивановича Гарелина изменили свою специализацию, переключившись на бумажное производство. И тот и другой были крестьянами графа Шереметева. Именно в этот момент оба отказываются от полотняного производства и целиком переориентируются на производство бумажное. Одновременно они занимались ручным ситценабивным производством в форме так называемой рассеянной мануфактуры. Что это означает? Работа раздавалась на дом крестьянам. Они ее выполняли в своих светелках и потом приносили сделанную работу хозяину. В данном случае — предпринимателю.
С моей точки зрения, Ивановский край дает поразительный пример развития мануфактурного производства. Сейчас я займу ваше внимание некоторыми цифрами, но они очень красноречивы. В вотчинном крае, в селе Иваново, в годы XVIII столетия действовало 226 набивных изб, которые насчитывали 633 работника. Из вот этого числа 73 мастерские производили набойку силами своей семьи, то есть это был типичный пример домашнего мелкотоварного производства. А в остальных случаях уже применялась наемная рабочая сила. При этом в те же годы действовало семь заведений, которые давали работу 25 наемным оброчным крестьянам из соседних областей, из Ивановского края. Я хочу обратить ваше внимание на то, что 25 наемных рабочих для 80-х годов XVIII века — это очень большая цифра. В этих заведениях владельцы ввели рациональное разделение труда, тем самым сумели повысить его производительность и в конце концов увеличили прибыль предпринимателя. И вот через несколько лет эти, казалось бы, на первый взгляд небольшие заведения в 25 человек выросли в крупные капиталистические мануфактуры, во главе которых стояли крестьяне-фабриканты, такие как Гарелин, Грачев, Ямановский и многие другие. Уже через 20 лет, в 1808 году, в Иванове насчитывалось только 81 заведение, то есть мы видим сокращение их количества. Но они собрали три тысячи работников, и 13 из этих 80 были самыми крупными мануфактурами, которые аккумулировали более 90 % всех рабочих.
В 1812–1836 годах ручное ситценабивное производство демонстрирует очень бурный рост. Оно быстро расширяется, вовлекая в свою сферу все большее количество крестьян-отходников. А в последующие годы начинается упадок в связи с применением механических прядильных и ткацких станков, колерных машин и других приспособлений. Первая паровая машина была внедрена в производство в 1832 году братьями Гарелиными; первая плоскопечатная машина — перротина — в 1847 году (тоже на фабриках Гарелина). Применение механических станков и паровой силы резко повысило производительность труда. Хочу обратить ваше внимание на то, что бывшие крепостные крестьяне, не имевшие систематического инженерного образования, понимали важность технического совершенствования и старались сделать так, чтобы их фабрики соответствовали тому уровню развития техники, которая существовала на тот момент.
В конце 1820-х годов крестьяне-фабриканты стали выкупаться на волю. Первым был крестьянин Савва Шомов (он получил вольную в 1825 году), и уже за ним последовали Гарелины, Бурылины, Гандурины и многие другие. Фабрики, переходившие на паровую тягу и использовавшие механические станки, стали очень быстро расширяться. В середине XIX века обнаруживается тенденция к соединению различных стадий текстильного производства под крышей одного предприятия: одна фирма могла иметь и ткацкий цех, и прядильный, и набивной, и красильно-отбельный.
В 1844 году возникает Вознесенская слобода. Первая фабрика, появившаяся здесь, основана выкупившимся крестьянином Бабуриным. Таким образом, рядом с промысловым селом Иваново выросли и быстро стали развиваться слободы. Они отличались от Иванова тем, что их население не было крепостным. И еще одна знаменательная дата: в 1871 году село Иваново объединяется с Вознесенским Посадом в город Иваново-Вознесенск. Механизация производства ивановских мануфактур привела к быстрому росту текстильной промышленности Иваново-Вознесенска, который становится крупным промышленным центром Владимирской губернии. Во второй половине XIX — начале XX века характерными чертами развития становятся постоянное увеличение размеров предприятий, увеличение капиталов и увеличение количества рабочих, занятых на предприятии.
Другой характерной чертой развития текстильной промышленности является создание социальной инфраструктуры фабрики. Что это означает? Что при фабриках появились ясли, родильные приюты, богадельни для престарелых, библиотеки, кинозалы, а иногда даже и театральные залы. Но первыми появились школы — и они появились еще до отмены крепостного права. Конечно, ивановские фабрики немного уступали, например, предприятиям предпринимателя Саввы Морозова с точки зрения размеров вложенного капитала, количества занятых рабочих, размеров цехов. Но вот с точки зрения благотворительной и меценатской деятельности они, конечно, были на равных.
И сейчас, наверное, самое время поговорить об очень известных ивановских фабрикантах и их благотворительной деятельности. В первую очередь я бы хотела сказать о Якове Петровиче Гарелине. В 1844 году, когда ему было всего лишь 24 года, Яков Петрович получил в наследство от отца ситценабивную фабрику. Он наладил производство, модернизировал предприятие, закупив более ста иностранных станков, но в 1878 году сдал ситценабивную фабрику в аренду кинешемским купцам Грязновым, а сам погрузился в общественную деятельность. В течение десяти лет он был городским головой в Иваново-Вознесенске и много потрудился на благоустройство города. Благодаря его стараниям появились парк и библиотека (слава богу, она сейчас носит его имя, установлен памятник).
Но мне как историку очень приятно рассказать о совершенно другой его деятельности: Гарелин был действительным членом Императорского Русского географического общества и Императорского общества истории и древностей. Среди самых его знаменательных деяний следует упомянуть следующее: в 1886 году он передал Румянцевскому музею — сейчас это Библиотека имени Ленина — коллекцию юридических актов Суздальской земли XVII века. В общей сложности его коллекция насчитывала три тысячи экземпляров. Это бесценный исторический источник!
И, конечно, я с большим удовольствием хотела бы рассказать о другом известном ивановском предпринимателе — Дмитрии Геннадьевиче Бурылине. В 1914 году в Иваново-Вознесенске открылся Музей промышленности и искусства, а его закладка состоялась двумя годами ранее. Экспонаты, которые были выставлены в этом музее, Дмитрий Геннадьевич собирал практически всю жизнь. Но началось все с коллекции старых книг и монет, которые он получил от своего деда — Диодора Андреевича Бурылина. В конце XIX века эта коллекция насчитывала уже свыше ста тысяч экземпляров. Музей промышленности и искусства стал просветительским центром в Иваново-Вознесенске; при нем имелась обсерватория, кинозал, биологическая станция, концертный зал, лекторий и библиотека. Библиотека была собрана самим Дмитрием Геннадьевичем и насчитывала 25 тысяч томов. И, что очень важно, при музее действовала Рисовальная школа — филиал петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица. Это коммерческое учебное заведение готовило кадры для русской промышленности.
В заключение я хотела бы сказать о том, что благотворительность и меценатство — это общероссийская традиция. И Иваново — это не только Гарелины и Бурылины. Это и многие другие известные российские предприниматели, такие как Морозов, который стал основателем Художественного театра То есть Московского Художественного театра (МХАТа), первоначально — Художественно-общедоступный театр. в Москве. Или же Нечаев-Мальцов, который перечислил почти два миллиона рублей на то, чтобы в Москве был создан Музей изобразительных искусств Имеется в виду Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. . Промышленная деятельность вела передовых предпринимателей к пониманию того, что они служат родине и все, что они делают, должно остаться здесь, в России, и служить России. Это была главная цель их предпринимательской деятельности.
А если вернуться в целом к развитию текстильной промышленности, то она и в начале XX века давала позитивный тренд, то есть развивалась поступательно. Но с нами в 1917 году случилась трагедия, произошел прерыв непрерывности, прерыв поступательного развития. Россия стала страной, которую можно образно сравнить с птицей, подстреленной на взлете.
В обывательском сознании образ крепостных крестьян неразрывно связан с мучительным трудом, абсолютным бесправием и безнадежной неволей. И чаще всего было именно так. Крестьянским имуществом всецело распоряжался помещик, он же властвовал и над жизнями подопечных. Но случалось, что даже в таких обстоятельствах некоторым крепостным удавалось, что называется, выбиться в люди, построить успешную карьеру и разбогатеть.
Об экс-подневольных, получивших свободу и оставшихся в истории России известными личностями, – в нашей подборке.
Богач, ходивший в крепостных советника Александра II
Савва Морозов был собственностью помещика Рюмина, доверенного лица императора. Работал извозчиком, пастухом, ткачом, заслужив честным трудом доверие приказчика. На этом основании Морозов и получил разрешение заниматься на дому кустарным производством. Предприниматель, получив ткацкий опыт в крепостничестве, научился изготавливать ткань, которую продавал в Москве скупщикам и владельцам фабрик. В 27 лет Морозов женился на дочери красильщика, которая помогла ему основать ткацкую фабрику на 10 станков и два десятка наемных рабочих. Предприятие приносило не менее тысячи рублей годовой прибыли, что сегодня эквивалентно полутора миллионам рублей. Сколоченный капитал позволил Савве в 1821-м выкупить всю свою семью из крепостничества и стать основателем династии богатейших купцов Морозовых.
Крепостная любовь графа Шереметьева
У дочери крепостного кузнеца Ивана Ковалёва с раннего детства проявились необычные вокально-актерские данные. К семи годам Прасковья попала в народный театр графа Шереметьева, где с легкостью освоила итальянский, французский, нотную грамоту, обучилась игре на клавесине и арфе. В 13 ее знали, как первую актрису драмы, а главным почитателем ее сценического мастерства стал сам Николай Петрович Шереметев. Он и дал Прасковье Ковалевой фамилию Жемчугова. Со временем насладиться игрой Прасковьи Жемчуговой съезжались бывалые театралы из множества городов.
Её ум и красота настолько пленили богатого покровителя, что он сделал девушку своей женой, предварительно получив разрешение церковных иерархов на брак. Но у этого брака был короткий срок, и спустя два года новоиспеченная графиня умерла от чахотки. Граф Шереметьев остался на руках с маленьким сыном и до конца жизни продолжал дела молодой супруги в области благотворительности. Романтическая история любви графа и крепостной положена в сюжеты множества фильмов.
Как просвещенное общество освободило художника Тропинина
Крепостной Тропинин отошел к графу Моркову вместе с приданным его дочери. Заметив явный талант подопечного, Морковы отправили юношу на учебу в Императорскую академию художеств. Молодой художник очень быстро стал популярным в столице после выполнения нескольких портретных работ для аристократов. Морков обеспокоился ситуацией и вернул крестьянина в свое имение, назначив пастухом.
В 1812-м помещик возглавил отряд московского ополчения, взяв в поход Тропинина. Художник вернулся к любимому делу, рисуя знатных особ. Видя результаты его таланта, просвещенное общество требовало свободы для живописца. Морков, долгое время находившийся под этим давлением, в 1823 году отпустил Тропинина. Свобода стала пасхальным подарком 47-летнему крестьянину, вскоре получившему официальный статус художника-академика. Вытащить из неволи супругу и детей он смог только спустя 5 лет.
Короли торговли братья Елисеевы
Как поклонники выкупили актера Щепкина
Подневольным в свое время был и основоположник русской актёрской школы Щепкин. Стартовую роль он сыграл, будучи студентом народного училища. В дальнейшем выступал в крепостном театре графа Волькенштейна. В 1805-м с позволения помещика Михаил впервые вышел на профессиональную сцену, и его талант высоко оценили искушенные зрители. Выдающийся артист был любимцем тысяч, но оставался во всём зависимым от хозяев. Когда парень задумал жениться на вольной девушке, ее не остановило даже то, что по крепостным законам она автоматически становилась собственностью хозяев мужа. В их семье родилось четверо подряд детей. В 34-летнем возрасте Щепкин обрел свободу, которую ему подарили влиятельные поклонники.
Князь Репнин-Волконский организовал спектакль, позволивший по подписке выкупить у Волькенштейнов крепостного Щепкина. Эта сделка обошлась в 10 тысяч рублей, и увесистую долю князь оплатил из собственных средств. Впоследствии актер работал в московском Малом театре, а сыгранные им образы вошли в золотой хрестоматийный фонд актерской школы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Экономика России в XIX веке. Предпринимательство в Российской империи. В первой половине XIX века экономика России существенно отставала от развития других Европейских стран. Во всём мире шёл процесс модернизации. В Российской империи всё было иначе, в деревнях по прежнему трудились крестьяне, в городах было незначительное количество мануфактур и не велось строительство фабрик и заводов. Капиталистическое производство в России не развивалось, потому что существовало крепостное право и на мануфактурах развивался подневольный труд, который не был эффективен. Так же в первой половине XIX века промышленность, основанная на крепостном труде, находилась в кризисе. В 30-х гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Его развитие сдерживалось слабым развитием кредита (создание частных кредитных банков запрещалось, а казённые банки кредитовали в первую очередь дворян под залог имений), практическим отсутствием рынка свободной силы.
Происхождение рода Штиглицев. Штиглицы – баронский род, основателем которого был Лазарус Штиглиц. Он был придворным банкиром из Германии. В конце XVIII века, Николай и Людвиг Штиглицы поселились в России. Николай занимался откупами и имел контору в Одессе, а Людвиг (отец А.Л.Штиглица) был придворным банкиром. Позже за оказанные правительству услуги и усердие к распространению торговли, был возведен в баронское Российской империи достоинство. Род записан в пятую часть родословной книги Санкт-Петербургской губернии. Так же у семьи Штиглицев есть свой герб, представляющий собой щит, разделённый на три части. В верхней половине в голубом поле изображён парящий чёрный одноглавый орёл, обращённый в правую сторону. В нижней части в правом красном поле три золотые летящие вверх пчелы, в левом серебряном поле сидящая на ветке горлица. Щит увенчан баронскою короною и шлемом, на поверхности коего положена баронская корона. Герб барона Штиглица внесён в Часть 10 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.
Биография Штиглица. В 1840г. Александр окончил Дерптский университет, затем поступил на службу в Министерство финансов Российской империи, на должность члена Мануфактурного совета. После смерти отца, как единственный сын, унаследовал всё его огромное состояние, а также и дела его банкирского дома, и занял должность придворного банкира. Через банкирский дом барона Штиглица правительство России поддерживало отношения с банкирскими домами Амстердама, Лондона и Парижа. Так же Штиглиц занимался предпринимательской деятельностью. В Нарве у него была суконная и льнопрядильная фабрики. В середине XIX века он совместно с Фелейзеном занимался постройками железных дорог. Александр был женат на Каролине Карловне Миллер, их единственный сын Людивиг умер младенцем. Бездетная чета Штиглицев в 1844 году удочерила внебрачную дочь великого князя Михаила Павловича, девочка была подброшена к ним в дом и получила имя Надежды Михайловны Юневой. Умер от воспаления лёгких. Похоронен в Ивангороде, в церкви Святой Троицы.
Государственный банк Российской империи Государственный банк Российской империи – центральный банк в дореволюционной России, который был учреждён в 1860 году, указом Александра II. Государственный банк был важнейшим звеном государственной системы, органом проведения экономической политики правительства. Изначальный капитал банка составлял 15 млн. рублей. Являясь в соответствии с уставом банком краткосрочного и среднесрочного коммерческого кредитования (не более 9 месяцев), он был крупнейшим кредитным учреждением страны.
Академия Штиглица. Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица" (Академия Штиглица) — один из российских вузов, ведущий подготовку специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Основан в 1876 году на средства, пожертвованные бароном Александром Штиглицем. С первых лет создания, это учебное заведение стало очень популярным среди молодёжи Латвии, желающей получить образование в области декоративно-прикладного искусства. Училище было создано по аналогии с учебными заведениями развитых стран Западной Европы: Англии, Австрии, Германии. После окончания войны в 1945 году, ученики этой академии принимали активное участие в восстановлении памятников архитектуры. На данный момент это учебное заведение является одним из престижных ВУЗов нашей страны в области архитектуры и художественной промышленности
Особняк А.Л.Штиглица. Особняк был построен в 1859-1862 гг., архитектором А. И. Кракау для Александра Людвиговича Штиглица. Находится в городе Санкт-Петербург, по адресу Английская набережная, дом 68. На постройку этого здания, ушла значительно большая сума – 3,5 млн. рублей. Изначально на месте особняка находились два жилых здания. Интерьеры дворца сочетают в себе все представления середины XIX века о стиле, красоте и комфорте. Через пять лет после окончания строительства, Александр Штиглиц заказывает известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца. Премацци написал семнадцать акварелей, в которых очень точно отражены были малейшие детали интерьера; все они были заключены в кожаный альбом, на обложке которого был герб баронов фон Штиглиц. Ныне этот шедевр находится в собрании Эрмитажа. Благодаря этому мы можем в точности оценить всю ту роскошь, с которой был решён дворец внутри; кроме того, мы можем видеть богатейшую коллекцию живописи, находившуюся у Штиглица. До 1887 года, дворец принадлежал А.Л.Штиглицу, а позже князю Павлу Александровичу (младшему сыну Александра II). Дворец был куплен у Н. М. Половцевой, приемной дочери барона.
Читайте также: