Подготовьте сообщение об истории развития одной из отраслей транспортного машиностроения в россии

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Машиностроительный комплекс включают машиностроение и металлообработку . Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью. Металлообработка включает пр-во металлических конструкций и изделии, а также ремонт машин и оборудования. Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии страны, в значительной степени оказывает влияние на НТП, на рост производительности труда. На долю машиностроения приходится около 1/5 объема выпускаемой продукции промышленности страны.

В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и пр-в.

К комплексным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая пром-ть; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная пром-ть; тракторное и с/х-ное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой пром-ти. В течение длительного периода темпы развития машиностроения опережали развитие пром-ти в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих НТП, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной пром-ти, пр-ва средств вычислительной техники, авиакосмического пр-ва.

Кризисная ситуация, назревшая к началу 1990-х в стране, существенно отразилась на отрасли. Снизилась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%. Отметился высокий уровень концентрации и монополизации пр-ва. Лишь около 1/4 новых технологий соответствовало мировому уровню. Распад СССР как единого государства и образование новых независимых республик способствовали усугублению распада в экономике . Поменялись налаженные связи по поставкам комплектующей и конечной продукции машиностроения.

Транспортное машиностроение , группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта. Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение. Предприятия автомобильной пром-ти построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6т) выпускают московский (ЗИЛ) и нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузоподъемности - Ульяновский завод (УАЗ). Новый центр по пр-ву большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г.Набережн Челны). Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса - в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили - в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили - в Серпухове, Набережных Челнах. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицыно). Автомобильная пром-ть включает также пр-во моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.

Значительное развитие получила ракетно-космическая пром-ть . Основные предприятия отрасли размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Сложность строительства современных судов обусловливается установкой на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому в судостроении сильно развито кооперирование с другими предприятиями, поставляющими не только оборудование, но и целые секции судов. Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), специализирующиеся на пр-ве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения - Архангельск, на Баренцевом г Мурманск. В этих центрах производятся также лесовозы.

Машиностроение делится на:

Материалоемкое (тяжмаш). Например, горношахтное, металлургическое, пр-во экскаваторов (сырье – металлургические базы, транспортный фактор, трудовой фактор).

Точное машиностроение. НТР – отрасли: электротехнические, приборостроение, оптимеханическое, радиотехническое. Получили развитие в середине 20 века (транспортный фактор, фактор квалифицированный рабочих кадров, фактор научно-технического прогресса).

Среднее машиностроение, где употребляется металл в меньшей степени (трудовые ресурсы, потребитель (отрасли), транспортный).

Автомобильное машиностроение

Одной из ведущих отраслей современного машиностроения является производство автомобилей. Это крайне сложный и многоэтапный технологический процесс, для осуществления которого необходимы мощная инженерно-техническая, ресурсная и промышленная базы, а также наличие квалифицированных и обученных кадров.

Автомобилестроение тесно связано с такими подотраслями машиностроения, как моторостроение, производство автокомплектующих, в том числе автомобильных шин, а также станко- и роботостроение для изготовления технологического оборудования.

Исходя из этого, характерной особенностью данного вида промышленного производства является высокий уровень капитальных затрат, а также расходов на оборудование. Не меньшее значение играет и квалифицированная рабочая сила, оплата труда которой также предполагает высокие издержки.

По озвученным выше причинам автомобилестроительная промышленность полного цикла представлена далеко не в каждой стране. Мировыми лидерами в данной отрасли являются США, Франция, Германия, Южная Корея, Китай, Япония. Отдельные производства имеются на территории Великобритании, Швеции, Италии, Чехии, Индии и некоторых других государств.

Общий обзор состояния автомобильного машиностроения в России

Россия входит в топ-15 стран мира по уровню развития автомобилестроительной отрасли. Так, по итогам 2018 года РФ занимала 13 место в рейтинге, основывающемся на общем количестве произведенных автомобилей. В этот год в России сошли с конвейера 1 млн 768 тысяч автотранспортных средств. Лидером списка стал Китай, где было произведено почти 28 млн автомобилей. Общемировой показатель составляет чуть менее 96 млн за 2018 год.

Промышленное автомобилестроение структурно состоит из нескольких подотраслей. Для удобства изложения условно следует выделить те из них, которые развиты на территории нашей страны.

Производство легковых автомобилей

Объективно Россия не является лидером в данной сфере, не покрывая даже потребности внутреннего рынка, однако имеющиеся еще со времен СССР мощности позволяют занимать весомую долю в объемах мирового производства.

Производство грузовых автомобилей и спецтехники

Имеющиеся заводы производят продукцию, которая применяется в других отраслях народного хозяйства страны, а также в оборонно-промышленном комплексе. Значительная доля грузового автотранспорта и спецтехники, произведенной отечественными предприятиями, экспортируется в другие государства.

Автобусостроение

По производству пассажирских автобусов Российская Федерация сохраняет одно из лидирующих мест в мире, несмотря на то что после распада Советского Союза именно данная отрасль потерпела наибольшие потери и была в крайне тяжелом положении в период с 90-х по начало 2000-х годов.

История развития отрасли в России

Один из первых автомобилей российского производства был представлен в 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде. Спустя чуть более 10 лет в Российской империи было налажено промышленное производство автотранспортных средств. Крупнейшим производителем стал Русско-Балтийский завод, располагавшийся в Риге. Впоследствии знаменитые Руссо-Балты выпускали и в других частях страны.

Революция 1917 года и связанные с ней последующие события отбросили развитие отечественного машиностроения на некоторый срок. Немного позже, в середине 20-х годов, ввели в строй заводы АМО (будущий ЗИС) и НАЗ (будущий ГАЗ). Производство было заточено на развитие грузового автомобилестроения, с чем советская промышленность справилась в полной мере к концу 30-х, став лидером по изготовлению грузовиков в Европе.

В послевоенный период большое внимание стало уделяться производству легковых автомобилей. Ключевая роль в том принадлежала строительству Волжского автозавода, которое велось с 1966 по 1970 год при участии итальянских специалистов.

В 90-е годы отечественная промышленность пережила спад, производство резко сократилось, а некоторые заводы были ликвидированы. Те же предприятия, которые сумели адаптироваться к новым условиям, успешно функционируют и в наше время.

Проблемы отрасли

Распад Советского Союза крайне негативно сказался на экономике и народном хозяйстве всех государств, которые ранее его составляли. Не стало исключением в данном случае и российское автомобилестроение. Уже в первую половину 90-х годов производство упало практически вдвое по сравнению с 1989 годом.

Причиной столь масштабного кризиса отрасли стал разрыв традиционных связей и производственных цепочек между бывшими советскими республиками. Также сыграли свою роль утрата рынков сбыта, падение уровня жизни населения, развал промышленного и сельскохозяйственного производства в целом.

Основной текущей проблемой современного отечественного автомобилестроения является низкий уровень вложений со стороны государства и частных инвесторов в развитие отрасли. По этой причине в значительной мере наблюдается техническая отсталость и небольшой объем современных промышленных мощностей. Это обстоятельство не позволяет конкурировать российскому легковому автопрому с автомобилями зарубежных производителей ни на внешних рынках, ни даже на отечественном. Последнее обстоятельство вынуждает Правительство РФ использовать жесткие протекционистские меры (к примеру, заградительные пошлины на иномарки) для поддержания искусственной конкурентоспособности отечественного автопрома внутри России, что также не идет ему на пользу в конечном итоге.

Кроме этого, устаревшее оборудование и производственные мощности, а также сложности, связанные с административными барьерами, порождают значительные издержки и удорожание производства автомобилей. Это означает, что в условиях кризиса и низкой покупательной способности населения страны уровень спроса остается не настолько высоким, сколько необходимо для кардинальной модернизации автопрома.

Следует отметить, что данные проблемы во многом касаются лишь производства легковых автомобилей. Грузовое автомобилестроение более развито и экономически устойчиво. Это связано, во-первых, с тем, что продукция соответствующих заводов используется для нужд армии и иных силовых ведомств. Во-вторых, грузовые автомобили и спецтехника с успехом экспортируются во многие страны мира, где они пользуются большим спросом.

Перспективы автомобилестроения в России

Из-за системного кризиса, причины которого возникли еще в 90-е годы прошлого столетия, развитие отечественного автомобилестроения происходит крайне медленно и во многом невозможно без прямой государственной поддержки.

Однако в последнее время имеются положительные тенденции и подвижки в этом направлении. Так, в 2015 году Минпром РФ принял программу развития автопрома в России до 2020 года. В рамках данного документа ведется следующая работа:

  • наращивание объемов инвестиций, направленных на техническое перевооружение крупнейших автопроизводителей страны;
  • развитие производства базовых комплектующих, а также локализация производства основной продукции;
  • расширение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
  • удовлетворение спроса на легковые автомобили на внутреннем рынке за счет увеличения выпуска отечественных моделей;
  • развитие экспортной составляющей.

Кроме этого, большое значение придается инвестициям мировых автогигантов в отечественную промышленность. Они могут осуществляться как в форме совместных предприятий по выпуску иностранных брендов автомобилей, так и в виде открытия собственных производств разных циклов на территории нашей страны.

Автомобильное машиностроение

Наиболее крупные производственные предприятия

На территории Российской Федерации имеется несколько крупных отечественных производств, где выпускают легковые и грузовые автомобили, а также автобусы. Кроме этого, существуют заводы иностранных автомобильных концернов, на которых, в большинстве случаев, производится сборка машин зарубежных брендов из импортных комплектующих. Российские автопроизводители:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Автомобильные заводы.

Также в России действует большое количество иностранных предприятий, выпускающих автомобили. Наиболее крупные:

История формирования и развития машиностроительной отрасли России

Машиностроение, как отрасль начала формироваться с XVIII столетия. В данном столетии были выпущены первые ткацкие станки, прядильные и паровые машины. Подтолкнуло машиностроительную отрасль на стремительный подъём разработка, инновационных на то время, оборудования для резки металла, кроме того, производство иных устройств для обработки металла. Итогом данного подъёма оказался переход от ручного труда к механизированному производству, благодаря чему начался этап машиностроительной эры.


Началом эры машиностроения считается 1712 год, когда в Англии увидел свет первый тепловой двигатель, который был разработан английским изобретателем Томасом Ньюкомен. А спустя некоторое время шотландский инженер, изобретатель-механик Джеймс Уатт усовершенствовал паровую машину Ньюкомена и изобрёл универсальную паровую установку двойного действия.

В Российскую империю машиностроение пришло в начале XIX столетия. Тогда, 1804 года, в Санкт-Петербурге запустили в работе первое промышленное предприятие, занимавшееся производством паровых двигателей. Некоторое время спустя, данное предприятие перепрофилировалось на изготовление оборудования для железной дороги, а также пароходов.

Эффективное развитие машиностроительная отрасли происходило на протяжении всего XIX столетия, и тогда сформировались ключевые регионы машиностроения Российской империи: Петербург и прибалтийские территории. И к окончанию XIX столетия на этот регион припадало около 80% производства машиностроительного оборудования и техники. Самыми продвинутыми в машиностроительной отрасли оказались машиностроение транспорта, а также машиностроение для сельского хозяйства.

Ключевым направлением машиностроения транспорта было производство оборудования и техники для железнодорожной отрасли, так как это определялось интенсивным сооружением железнодорожных путей. Ключевым сосредоточением производства вагонов и паровозов стали Санкт-Петербург, уральские предприятия и заводы центрального региона России.

Даже в XIX столетии Российская империя снабжала оборудованием машиностроения не исключительно собственные предприятия, а также, и иностранные компании.

В результате ввода в действие данного порядка стимулирования число больших заводов и фабрик машиностроение возросло практически в два раза. Станкостроительная отрасль начала развиваться с 1870 года. В тот год начал свою деятельность первое предприятие братьев Бромлей, которое занималось изготовлением оборудования для обработки металла и древесной продукции. К 1913 году производство достигло почти полторы тысячи элементарных станков.

Однако, невзирая на расширение станкостроительной отрасли, значительная доля станков поставлялась зарубежными предприятиями.

Намного предпочтительнее обстояли дела в машиностроительной отрасли, изготавливающей оборудование и технику для сельского хозяйства. На тот момент производился выпуск практически всех типов оборудования для сельского хозяйства. Индивидуальное внимание было уделено становлению оборонного машиностроения. Предприятия, которые изготавливали боевое снаряжение, являлись наиболее прогрессивными в технологическом плане.

По числу изготавливаемого оборудования и техники, предприятия Российской империи легко составляли конкуренцию передовым зарубежным предприятиям. Российские предприятия оснащались многочисленными технологическими ресурсами, а также высококвалифицированными сотрудниками. И это гарантировало поставки отличного вооружения для сухопутных и военно-морских войск Российской империи.

Спецзаказы военно-оборонной промышленности являлись довольно значимыми для формирования машиностроительной отрасли целиком.

Увеличение необходимости в оборудовании для разных народно-хозяйственных отраслей способствовало усовершенствованию и формированию предприятий машиностроения. Изучались и исследовались незнакомые материальные средства, общепроизводственная техника, в том числе инновационные технологии изготовления продукции. Важнейшим новшеством в машиностроительной отрасли явилось конвейерное производство.

К окончанию XIX столетия конвейерное производство располагало узкоспециализированной техникой, сформированной структурой устройств транспортных механизмов. При становлении серийного изготовления производился перевод на полу автоматизированному и автоматизированному оборудованию для обработки металла. Самое первое применение аналогичного оборудования было в Германии, в Советском Союзе данное оборудование начало свою работу 1935 года.

Современное состояние машиностроения

До распада Союза Советских Социалистических Республик машиностроительная отрасль прогрессировала семимильными шагами, особенный подъём пришёлся на время Великой Отечественной войны, когда население страны защищало себя от фашистских захватчиков. На тот момент изготовление техники для боевых действий осуществлялось на высококачественном уровне, и это помогло победить в Великой Отечественной войне.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Но, начиная с 1990 года отметился сокращение производства в машиностроительной отрасли. Однако есть смысл отметить, хоть и снизились экспортные поставки машиностроительного оборудования, несмотря на это, данная продукция была высоко востребованной. Особо огромную востребованность имела техника и оборудование оборонного назначения.

В 90-ые годы прошлого столетия пришлись на многочисленные увеличения стоимости на сырьё, металлопрокат, топливные ресурсы, что отрицательно отразилось на процессе развития машиностроительной отрасли. Большинство организаций перепрофилировались, и возвратить машиностроительную отрасль к прежнему состоянию получилось лишь к 1998 году, после ликвидации кризисного процесса.

В 1998 году, в следствии быстрого роста курса доллара, освободилось значительное количество сфер деятельности из-за подорожавшего импортного оборудования. Но в начале XXI столетия машиностроительная отрасль начала обеспечиваться инновационной генерацией программируемого оборудования для обработки металла. По отношению с 2006 годом, 2007 год показал рост изготовления машиностроительного оборудования и техники на более, чем 100%. Нынешние существенные тенденции формирования машиностроительной отрасли заключаются:

  1. В формировании больших интеграционных систем в отраслях, а также в объединении разнообразных средств производителей.
  2. В повышении уровня содействия государства авиастроительной, судостроительной, транспортной и энергетической отраслям машиностроительной промышленности.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Однако, кроме положительных тенденций развития, присутствуют и негативные моменты в формировании машиностроительной отрасли, это:

  • Наступательная ценовая политика трансатлантических предприятий.
  • Отрицательная макро экономическая конъектура, влияющая на понижение прибыльности производимого оборудования и техники.
  • Большая степень применения импортных деталей и запасных частей при производственных процессах.

И невзирая на предпринятые мероприятия, 2008 год для машиностроительной отрасли стал критическим и привел отрасль очень сильному кризисному положению. Машиностроительная отрасль Российской Федерации на сегодняшний день отстает по темпам внедрения инноваций, и, чтобы смягчить данный разрыв, необходимо понимать ключевые тенденции отрасли и то, каким образом воспринимать данные тенденции.

В 2018 году был проведён опрос более 300 руководителей в различных сегментах машиностроительной отрасли, по результатам которого аналитики подчеркнули пять тенденций для учёта роста доходов:

  1. Создание и внедрение бизнес-моделей на базе технологий связи, к примеру, монетизация технологий анализа больших данных.
  2. Совершенствование автономных систем (к примеру, машинное обучение и роботы).
  3. Пропаганда интернет-технологий.
  4. Увеличение потребительского спроса и нормативно-правовые преобразования вызовут положительные тенденции к всеобщей электрификации.
  5. Увеличение важности кибербезопасности.

Идеальное будущее машиностроения в Российской Федерации – это постоянное и всеобщее продвижение инновационных и компьютерных технологий, что будет стимулировать продуктивность и конкурентную способность предприятий. Российские предприятия в состоянии занять лидирующие позиции на мировом рынке инновационных технологий в сегментах машиностроительной отрасли, так как, российский бизнес удачно может конкурировать с зарубежными компаниями.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

В России первые серийные паровозы и вагоны начали выпускать в 1840-х годах на Александровском заводе в Петербурге. В 1860—1870-х началось изготовление подвижного состава на Коломенском, Невском, Людиновском и Воткинском заводах, на Брянском (1883), Путиловском (1894) и Сормовском (1897) заводах; в 1897—1900 годах были построены паровозостроительные заводы Харьковский и Луганский; производство вагонов организовано на Петербургском, Верхневолжском, Мытищинском и других заводах. [1]

В 1913 году было выпущено 477 паровозов, 12 тыс. грузовых вагонов и 1507 пассажирских вагонов. [2]

В 1922 году был начат серийный выпуск 4-осных грузовых вагонов, в 1928 году — пассажирских. В 1933—1941 годах были созданы грузовые паровозы типа 1—5—1 серии ФД и пассажирские типа 1—4—2 серии ИС мощностью 3150 л. с. (самые мощные в Европе). Была достигнута значительная унификация между грузовыми и пассажирскими локомотивами. Все грузовые вагоны изготавливались с автосцепкой и автоматическими тормозами, началось строительство цельнометаллических вагонов электропоездов и вагонов метрополитена. Вступил в строй Уральский вагоностроительный завод. Получили развитие специализация и кооперирование производства. Были созданы специализированные заводы тормозного оборудования, стального литья. Широкое применение сварки привело не только к упрощению и удешевлению постройки, но и к значительному облегчению конструкции подвижного состава. В 1940 году было изготовлено 914 магистральных паровозов, 30,9 тыс. грузовых и 1051 пассажирский вагон, оборудованные автосцепкой и автоматическими тормозами. [3]

Первый тепловоз появился в СССР 6 ноября 1924 на Октябрьской железной дороге. С начала 1930-х годов постепенно внедрялась электрическая и тепловозная тяга. Харьковский паровозостроительный завод после Великой Отечественной войны 1941—1945 создал и последовательно освоил производство тепловозов мощностью 1000 и 2000 л. с. в секции. [5]

С 1957 Ворошиловградский и Коломенский заводы прекратили производство паровозов и на базе кооперации с Харьковским заводом начали производство тепловозов. Значительно увеличилось производство электровозов на Новочеркасском заводе, с 1957 года стал выпускать электровозы Тбилисский завод. [6]

В 1972 году было начато изготовление тепловозов с четырёхтактными экономичными дизелями и электрической передачей переменно-постоянного тока. [7]

Среднегодовой темп роста производства продукции транспортного машиностроения России за период 2003—2007 годов составил 130,4 %. В 2000—2006 гг. транспортное машиностроение России демонстрировало высокие темпы роста: так, производство некоторых видов подвижного состава выросло в 10 и более раз.

Читайте также: