Сообщение о дательном падеже 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

Познакомить учащихся с основным значением дательного падежа, его вопросами и предлогами; формировать сознательное употребление в речи существительных в дательном падеже.

Развивать творческие способности учащихся, чувства языка и речевого слуха; работать над развитием орфографической зоркости.

Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к познанию.

Оборудование: карточки со словарными словами, картинка с изображением Буратино и темой урока, таблица предлогов и вопросов дательного падежа, иллюстрация "Страна падежей", плакат с изображением сказочных героев и стихотворением, у учащихся на партах карточка с отпечатанным стихотворением.

Проверка готовности учащихся к уроку, мобилизация внимания учащихся.

Ребята, послушайте четверостишье и определите, какую букву мы будем сегодня повторять.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Расскажите всё, что вы знаете об этой букве.

Учитель показывает на доске письмо заглавной и строчной буквы Дд

Дети записывают в тетрадях:

Дд Дд Дд до ди де жд

На доске записаны слова:

Дождливый, дождевик, дождь, подожди

Какое слово здесь лишнее? Почему?

Какие слова мы называем родственными или однокоренными?

Запишите в тетрадь только однокоренные слова, выделите корень.

  • С какой орфограммой в корне слова вы встретились?
  • Как проверить безударную гласную в корне слова?
  • Какое из данных слов является проверочным словом?

III. Работа со словарными словами.

На доске карточки со словарными словами:

п..года, д..ревня, д..рога

Какая орфограмма встретилась в этих словах?

Запишите данные слова, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую гласную в корне слова.

Проверка: чтение и объяснение правописания слов.

Составьте (устно) с каждым из слов предложение.

Что такое предложение?

IV.Подготовка к восприятию новой темы (повторение)

1 ученик работает у доски.

Письмо с комментированием.

По краю дороги росли дикие кусты малины.

Сделать синтаксический разбор предложения.

  • Вспомните, сколько в русском языке падежей?
  • Назовите по порядку все падежи с вопросами.
  • В каком падеже будет стоять имя существительное, если в предложении оно является подлежащим?
  • Как определить падеж имени существительного?

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать
Надо на мысочки встать.

VI. Работа по теме.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одним падежом, а поможет нам в этом Буратино.

Вместе с ним мы откроем дверцу в "Страну Падежей".

(вывешивается картинка с изображением Буратино и открывается дверка в "Страну Падежей").

Прочитайте, как называется тема нашего урока.

На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже?

С какими предлогами употребляются?

Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что - то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.

Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ (на то он и дательный).

Например: ДАЮ (кому?) другу

ДАЮ (кому?) воробью

Предлоги употребляемые с дательным падежом К и ПО.

* Вернёмся к нашему предложению и найдём в нём имя существительное, употреблённое в дательном падеже. (по краю)

Как вы его нашли? (По предлогу и по вопросу)

Буратино сегодня пришёл к нам не с пустыми руками. Он принёс с собой стихотворение.

(на доске открывается плакат со стихотворением, у детей на парте листы со стихотворением)

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А ещё КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.

Прочитайте стихотворение и найдите в нём имена существительные, употреблённые в дательном падеже.

( на листочках дети крестиком указывают главное слово, ставят от него стрелочку с вопросом к существительному в Д.п. )

Самостоятельная работа. (Ученик работает на индивидуальной доске)

Составить и записать словосочетания, употребляя предлоги и ставя имена существительные в дательный падеж.

Полететь (ветер), идти (озеро),

плыть (вода), стучать (крыша),

гулять (парк), побежать (земля).

Проверка - индивидуальный опрос.

Запись под диктовку пословиц, объяснение их смысла.

Не бойся смотреть правде в глаза.

Человеку по работе воздаётся честь.

Скромность всякому к лицу.

Найдите имена существительные в дательном падеже, укажите падеж, выделите предлоги.

VIII. Развитее речи.

Вспомните, что такое текст?

На какой вопрос отвечает текст - описание?

Внимательно посмотрите на всё, что мы сегодня с вами писали на уроке. Используя материал урока, составьте и напишите мини - сочинение на тему: "Поздняя осень".

Постарайтесь использовать в своём тексте существительные в дательном падеже.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык. 4 класс Презентацию подготовила: учитель начальных классов Дуда.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский язык. 4 класс Презентацию подготовила: учитель начальных классов Дуда.

Русский язык. 4 класс Презентацию подготовила: учитель начальных классов Дудаева Залина Ломалиевна

«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать.

Школа, дом, трава, земля. Любой предмет обозначаю я. Кто? Учитель, врач, сосе.

Школа, дом, трава, земля. Любой предмет обозначаю я. Кто? Учитель, врач, сосед. Что? Диван, велосипед. Бываю разного я рода: Тротуар, окно, природа. Изменяюсь по числам, по падежам. Спешу я в гости к ученикам. Вот какая я часть речи удивительная, Называюсь я .

Падежи имени существительного Именительный Родительный Дательный Винительный.

Падежи имени существительного Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? лиса лисой лисе лису лисы о лисе

Склонение имён существительных 1 склонение 3 склонение 2 склонение лиса дерев.

Склонение имён существительных 1 склонение 3 склонение 2 склонение лиса дерево кот лошадь дядя поле рожь

Тема урока: Цели урока: Научиться распознавать сущ. в Д.п., ставить имена сущ.

Тема урока: Цели урока: Научиться распознавать сущ. в Д.п., ставить имена сущ. в Д.п.

Вопросы Предлоги Роль в предложении Окончания Кому? Чему? к, по второстепенн.

Вопросы Предлоги Роль в предложении Окончания Кому? Чему? к, по второстепенный член 1скл 2 скл 3 скл - Е - У, - И Где? Куда? - Ю


Папа и мама ушли к дяде Ване. У Саши и Вали – гости. 2) Азбука – к мудрости с.

Папа и мама ушли к дяде Ване. У Саши и Вали – гости. 2) Азбука – к мудрости ступенька. 3) По тайге кружила метель. Д.п. Д.п. Д.п. Д.п.

 лес, тропинка, в, пробежала, по, лисица.

лес, тропинка, в, пробежала, по, лисица.

Плывёт по реке, вижу сестру, подарок бабушке, вышел из школы, подошли к лесу.

Плывёт по реке, вижу сестру, подарок бабушке, вышел из школы, подошли к лесу, варенье из вишни, подъехали к городу, стоит у стены. Д.п. Д.п. Д.п. Д.п. Р.п. Р.п. Р.п. В.п.

Домашнее задание: страница 114, № 210 страниц 114, № 211 Запомнить признаки.

Домашнее задание: страница 114, № 210 страниц 114, № 211 Запомнить признаки определения Дательного падежа.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 586 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Изменение по падежам имён существительных

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.07.2018 2032
  • PPTX 935 кбайт
  • 288 скачиваний
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дудаева Залина Ломалиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель урока: “ Учить распознавать дательный падеж имен существительных”.

  1. Образовательные: пополнить знания учащихся о дательном падеже, употребления этого падежа в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение находить существительные в дательном падеже в предложении.
  2. Развивающие: развивать наблюдательность, развивать орфографическую зоркость произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
  3. Воспитательные : воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.

I. Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

II. Актуализация опорных знаний.

Ученик читает стихотворение

От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим её, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею всё сообща,

За то, что, когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

За то, что всегда без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце своё.

И просто за то, что она – наша мама,

Мы крепко и нежно любим её.

1. Работа с предложением (прочитать, объяснить о чем говорится, к какому празднику готовится вся страна, найти ошибки, объяснить орфограммы, записать в тетрадь)

От чистого серца, прастыми славами,

Довайте, друзья, поталкуем о маме.

Найти имена существительные, рассказать все о существительном:

- Что такое имя существительное?

- Назвать постоянные признаки имени существительного.

- Как изменяется имя существительное?

- Что значит изменить по падежам имя существительное?

- Что происходит при изменении формы слова?

- Для чего изменять окончания?) (Слайд 1)

2. Работа в парах с карточками (дописать названия падежей, расставить формы слов) (Слайд 2)

( маму, о маме, мама, мамой, мамы, маме)

III. Постановка проблемы.

– Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:

Я с детства не терплю:

– О каком падеже идёт речь? (Речь идёт о дательном падеже.)

IV. Открытие учащимися новых знаний.

1. Понятие о дательном падеже .

_ Расскажите, что вы знаете о дательном падеже.

(Желательно, чтобы на доске были записаны вопросы, вспомогательное слово, примеры словосочетаний с существительным в дательном падеже).

_ А почему дательный падеж называется именно так, сейчас узнаем. Лев

вы думаете почему? Уточните в толковом словаре.

_ В упр. 145 прочитаем, как Успенский пишет о дательном падеже.

  • Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Чтобы узнать дательный падеж, какое слово надо подставить к существительному?

– Что получится? (на доске опорный лист)

дать (чему?) земле

дать (кому?) писателю

дать (кому?) дочери

дать (чему?) классу

_ Какие окончания у сущ. в дательном падеже?

_ Ребята, а что нам дает мама? За что мы ее любим?

2. Наблюдение над предлогами в дательном падеже, ролью в предложении.

_ Упр. 146 (читают задание: составляют предложения с однородными членами и

записывают, находят грамматическую основу и чертят схемы предложений )

_ Какие предлоги употреблялись с сущ. в дательном падеже?

  • Запомните эти два предлога дательного падежа.
  • Каким членом предложения являются сущ. в дательном падеже?

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны –

И при этом все важны!

2. Для глаз (Слайд)

V. Первичное закрепление.

Работа в группах

_ Составить предложения из слов, объяснить значение пословиц, определить падеж выделенных слов

1. Птица радуется весне, а младенец – матери .

2. Слепой щенок и тот к матери ползет.

3. Каждый человек благодарен маме .

4. Любовь к Родине начинается с любви к матери . (Ю. Я. Яковлев)

_ Записать под диктовку одну пословицу. Подчеркнуть грамматическую основу,


В 3 и 4 классе школьники активно изучают тему падежей. В этой статье расскажем, сколько падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают.

О чем эта статья:

3 класс, 4 класс

Что такое падежи в русском языке

Падеж — это грамматическая категория некоторых частей речи, которая помогает согласовывать слова между собой в предложении. При изменении слов по падежам у них меняется окончание.

Давайте узнаем, какие бывают падежи в русском языке.

6 падежей русского языка:

Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными.

У каждого падежа есть вспомогательное слово — оно помогает определить, на какие вопросы отвечает конкретный падеж.

Повторим еще раз. У каждого падежа есть свои вопросы — они зависят от части речи и грамматических признаков.

Таблица падежей русского языка с вопросами

Прилагательные, причастия, порядковые числительные

какой? какая? какое? какие?

какого? какой? какого? каких?

какому? какой? какому? каким?

какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш)

скольких? (одуш) сколько? (неодуш)

каким? какой? каким? какими?

о каком? о какой? о каком? о каких?

Как правильно определить падеж:

гости пришли — (кто?) гости (Им. п.);

бояться темноты — бояться (чего?) темноты (Р. п.);

сказал сестре — сказал (кому?) сестре (Д. п.);

обнял маму — обнял (кого?) маму (В. п.);

наслаждаюсь закатом — наслаждаюсь (чем?) закатом (Тв. п.);

рассказываю о школе — рассказываю (о чем?) о школе (Пр. п.).

Теперь мы знаем названия падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Дальше нас ждут окончания!

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

От чего зависят падежные окончания:

от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа;

от категории склонения: окончания прилагательных и причастий зависят от категории рода.

Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний прилагательных и причастий. Чтобы не запутаться, сделали еще одну табличку.

Падежные окончания существительных и прилагательных

Падеж

Падежные окончания

Имена прилагательные, причастия

ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее

нулевое, ов, ев, ей

о, е, а, я, нулевое

нулевое, ы, и, а, я, ей

ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей

Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.

Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?

Примеры существительных в именительном падеже:

укусил (кто?) щенок;

закончился (что?) шампунь.

Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.

В предложении слово в именительном падеже может быть выражено:

Вода остыла. Пирог упал.

Главным членом назывного предложения.

Вечер. Улица. Фонарь.

Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.

Примеры существительных в родительном падеже:

книга (кого?) друга;

чтение (чего?) романа.

В следующей таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.

торта;

шарфа;

возраста;

хлебца;

договора.

Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:

Дополнение (Он устал от работы).

Несогласованное определение (Ей подарили букет цветов).

Обстоятельство (Сестра вернулась из путешествия).

У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции.

Дательный падеж

Примеры существительных в дательном падеже:

позвонить (кому?) маме;

приблизиться (к чему?) к цели.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных разных склонений в дательном падеже.

Существительные в дательном падеже могут выражать такие значения:

Субъектное — употребляется в безличных оборотах: студенту не думается, девочке грустно.

Объектное — употребляется в значении адресата или косвенного объекта: отдать другу, поручить курьеру.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, подойти к развилке.

Определительное: памятник Пушкину, цена словам.

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает объект действия. Иными словами, на кого или что направлено действие.

Примеры существительных в винительном падеже:

переписать (что?) диплом;

слушать (что?) музыку;

ждать (кого?) друга.

Слова в винительном падеже имеют особые падежные формы, которые отличаются у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в этой таблице:

Существительные в винительном падеже могут выражать разные значения:

Субъектное: машину трясет, мужчину укачивает.

Объектное: приготовить пирожки, посоветовать книгу.

Обстоятельственное: ждать целый месяц, встречаться каждый день.

Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных) и родительного падежа (у одушевлённых).

В предложениях существительные в винительном падеже могут быть дополнением и обстоятельством.

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие. Также он может выражать обстоятельства этого действия: место, время и т.д.

Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?

Примеры существительных в творительном падеже:

горжусь (чем?) победой;

наслаждаться (чем?) спектаклем;

быть (кем?) режиссером.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником.

Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками.

Определительное: чистка щеткой, она была неумехой.

Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.

Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:

гулять под (под чем?) зонтом;

конфликт между (между кем?) братьями;

говорить с (с кем?) другом.

Предложный падеж

Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем?.

Примеры имен существительных в предложном падеже:

говорить о (о чем?) планетах;

сидеть на (на чем?) стуле;

ехать в (в чем?) трамвае.

У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.

Какие значения может выражать предложный падеж в словосочетаниях:

Объектное: объявить о новостях, книга о приключениях.

Определительное: небо в облаках, поле в цветах.

Обстоятельственное: отдыхать в санатории, ужинать при свечах.

У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Обращайте внимание не только на окончание, но и на то, подходят ли вопросы предложного падежа.

Читайте также: