Сообщение этика и психология делового общения

Обновлено: 05.07.2024

Деловое общение направлено на получение коммерческого результата или личностной выгоды. Для успешного достижения этих целей существует психология делового общения. Она как наука созрела уже давно: написан не один десяток учебников, постоянно проводятся тренинги и вебинары. Однако порой достаточно прочесть несколько статей, чтоб эффективно применять психологические приемы в действительности.

Психология делового общения

Принципы делового общения включают в себя:

  • равенство участников;
  • признание других точек зрения;
  • обмен опытом;

Связь социальной психологии и делового общения очень тесна. Объектом изучения социальной психологии является человеческое общество, иными словами – коллектив. Практически на любой работе, будь Вы начальником или подчиненным, Вам придется взаимодействовать с коллективом . Самое главное в этом – эффективно влиться в него.

Существуют 3 основных формы делового общения:

  • начальника с подчиненными.
  • Равное с коллегами.
  • Подчиненного с начальником.

Деловое общение как социально психологическая проблема очень остро встает в контексте социальной психологии. Важным аспектом в работе любого коллектива являются межличностные отношения. Взаимоотношения в коллективах сложны и многообразны. Каждый член коллектива сам по себе – личность, у которой есть свои цели и потребности. Очень часто для эффективного сотрудничества необходимо жертвовать личными целями, а самое главное – сотрудничать с людьми, обладающими разными психотипами. Даже начальству порой приходится подстраиваться под своих подчиненных.

Психология делового общения разделяет собеседников на 4 типа: доминантный, мобильный, ригидный, интровертный. Психолингвистика в области деловых отношений обязывает найти и применить подход к каждому из них.

В бизнесе как нигде важна логика, умение грамотно и последовательно изложить мысль, выделив самое главное. Логические и психологические особенности деловых коммуникаций – это знания о психических особенностях оппонента и успешное применение их на практике. Логично выстроенная речь позволяет создать благоприятный психологический климат переговоров и оставит деловым партнерам наилучшие впечатления.

Психология и приемы делового общения

Психология общения включает в себя вербальные и невербальные приемы. Они помогают установить контакт, расположить собеседника к себе. Начнем с перечисления простых вербальных хитростей:

  • Обращайтесь к собеседнику по имени-отчеству.
  • Демонстрируйте искренний интерес к тому, что Вам говорят.
  • Будьте кратки: постарайтесь уложить Ваше предложение или отчет в 10 минут. Доказано, что первые 10 минут активного слушания – самые запоминающиеся.
  • Время от времени делайте паузы, дайте оппоненту вникнуть в Ваши слова. Задавайте наводящие вопросы, интересуйтесь мнением собеседника. Это подчеркнет его авторитет.
  • Не пренебрегайте комплиментами.

Следуйте таким принципам невербального общения:

  • при прямом контакте сдерживайте жестикуляцию;
  • следите за Вашим выражением лица;
  • смотрите собеседнику в глаза;
  • если это уместно – улыбайтесь;
  • контролируйте свои эмоции .

Помимо честных психологических приемов, которые созданы для улучшения отношений между партнерами, психология общения содержит ряд манипуляций, которые не вызовут у собеседника ничего, кроме раздражения. Психологические манипуляции в деловом общении взывают к чувствам оппонента: давление на жалость, использование возраста или социального положения как аргумента, увод разговора в сторону и т. д. Примеры:

– Доживёшь до моих лет – поймешь.

– Вы, как человек образованный, понимаете, что…

Использование таких методов противоречит принципу равенства, а потому совершенно недопустимо.

Психология управления и делового общения

Одна из основных задач, которая ставит перед собой психология делового общения как наука – поиск способов эффективного управления коллективом . У начальника, который владеет методами социальной психологии в деловом общении, подчиненные работают слаженно и эффективно.

Три базовых принципа работы с подчиненными:

  • Не дайте подчиненным увидеть себя в гневе или замешательстве, сохраняйте спокойствие и равновесие в любой ситуации.
  • Помните, что каждый Ваш сотрудник – личность. Ни в коем случае не относитесь к ним пренебрежительно.
  • Не нарушайте дисциплину. Хороший начальник не будет опаздывать на работу, курить у себя в кабинете и т. п. Своим поведением Вы даете пример подчиненным.

Пользуясь простыми методами делового общения, Вы можете значительно расположить к себе коллег или бизнес-партнеров. Главное держать себя в руках и не путать рабочее общение с повседневным.

Гост

ГОСТ

Психология делового общения - часть общей психологии

Объектом предмета этика и психология делового общения является психическая реальность, т.е. интеллектуальные, эмоциональные, волевые проявления человеческого сознания людей и подсознательные проявления человеческой психики. Предметом изучения этой научной дисциплины служат психологическая, нравственная составляющие деятельности и общения людей, психические процессы в разного рода рабочих и деловых группах.

Психология делового общения является частью системы психологических наук и, соответственно, опирается в своих изысканиях на категории и принципы, разработанные общей психологией: познание, эмоции, воля, способность, характер, сомнение, убеждение, неуверенность.

Психология делового общения руководствуется следующими принципами:

  • принцип причинности и детерминизма, который заключается в признании взаимосвязи психических явлений между собой и с иными материальными явлениями;
  • принцип системности, подразумевающий описание отдельных психических явлений как части целостной психической системы;
  • принцип развития, подразумевающий признание преобразования и динамики психических процессов.

Психология и этика делового общения акцентирует свое внимание на профессиональных психологических и практически ориентированных знаниях, обеспечивающих успех определенной деятельности.

Основные категории этики и психологии делового общения

1. Деловое общение

Деловым общением считается общение, обеспечивающее успех какого-либо общего дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей для осуществления поставленных целей.

Деловое общение помогает устанавливать и развивать отношения, основанные на сотрудничестве и партнерстве, между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами по бизнесу. Деловое общение подразумевает такие способы достижения общих целей, которые предполагают также достижение человеком лично значимых целей, удовлетворение интересов личного характера.

Готовые работы на аналогичную тему

2. Психология личности

Психология личности включает знания об источниках психической и иной активности личности, индивидуально-психических процессах и свойствах и их проявлении в деловом общении. Без этих знаний невозможно овладеть методами и способами управления человеческими ресурсами.

Знания психологии личности могут помочь определить степень эффективности деловых отношений с конкретным человеком.

3. Межличностное общение

4. Технологии делового общения

Для достижения высокого уровня делового общения необходимо уметь правильно пользоваться технологиями общения с опорой на психологические знания. Психология располагает достаточным количеством конкретных рекомендаций для различных форм делового общения. В дальнейшем изложении вы найдете некоторые из этих рекомендаций.

5. Психология рабочей группы

Деловая активность, как правило, подразумевает кооперацию, соединение усилий нескольких людей. Успешная кооперация требует принятия определенных общих правил поведения всеми участниками трудового процесса. В процессе формирования и совместной деятельности любой группы обнаруживаются такие явления, как групповая цель, потребности, групповое сознание, групповые нормы и интересы, морально-психологический климат в коллективе, корпоративная мораль. Эти феномены необходимо обязательно учитывать для эффективной работы коллектива.

Правила и нормы этики делового общения

Этика делового общения базируется на правилах и нормах поведения партнеров, способствующих развитию сотрудничества и укреплению деловых отношений. Основа данных норм и правил - это укрепление взаимного доверия, информирование партнеров о своих намерениях и действиях, исключение из процесса общения обмана и дезориентации.

Деловые отношения, построенные на нравственной основе, в итоге оказываются более выгодными, чем бизнес, в основе которого лежат безнравственные и аморальные отношения.

Читайте также: