Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности сообщение
Обновлено: 04.07.2024
В сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций
В сфере гражданской обороны
О Белгороде
Органы местного самоуправления
Деятельность
Пресс-служба
Юридическая помощь
Управы Белгорода
Инициативное бюджетирование
Приемная главы администрации города
Пресс-служба администрации города
© 2005-2021
Информационное наполнение и сопровождение: пресс-служба Администрации Белгорода
308000, г. Белгород, Гражданский проспект, 38
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий:
− регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан,
− закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС,
− определяет ответственность всех уровней власти и граждан.
Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников.
Правовые основы безопасности жизнедеятельности
Правовую и организационную основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.
Право - это система юридических актов, регулирующая все общественные отношения в стране (государственные, административные, хозяйственные, гражданские и уголовные).
С точки зрения права, законодательство Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на современном этапе представлено:
В Конституции Российской Федерации базовой статьей является статья 37, которая гласит:
"1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск."
Статья 41 Конституции Российской Федерации провозглашает утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
"Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом".
Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает:
- Федеральными конституционными законами;
Для реализации требований законов РФ принимаются подзаконные акты, определяющие порядок их исполнения, среди которых:
- нормативные правовые акты РФ – Указы и Поручения Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – приказы министерств и ведомств;
- нормативные акты субъектов РФ – законы субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, приказы региональных министерств и ведомств.
Для осуществления практической деятельности применяют нормы и правила ведения работ.
- Гигиенические нормативы (ГН);
- Санитарные нормы (СН);
- Санитарные правила (СП);
- Санитарные правила и нормы (СанПиН);
- Строительные нормы и правила (СНиПы);
- Правила безопасности (ПБ);
- Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);
- Отраслевые стандарты (ОСТы).
Гражданское (конституционное) право закрепляет основы общественно-политической системы государства, основные права и обязанности граждан и государственных органов управления. Ряд положений действующей Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, относится к правовым основам обеспечения безопасности жизнедеятельности (глава 1, статья 7; глава 2, статьи 36, 37, 41, 42, 55, 56 и 58). В конституционных документах субъектов Российской Федерации также содержатся основные положения государственного права по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на подведомственной территории.
В целях реализации положений Конституции Российской Федерации разработаны и в соответствующем порядке утверждены: Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция общественной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации и другие основополагающие документы.
Административное право – совокупность законодательных актов, указов высших должностных лиц и постановлений органов исполнительной власти, а также ведомственных актов, регламентирующих общественные отношения в области государственного управления.
Кроме того, представительными органами субъектов Российской Федерации принят большой комплекс законов, по тематике соответствующих федеральным, но учитывающий специфику региона, края или области. Указы высших должностных лиц и постановления органов исполнительной власти (федеральных, субъектов федерации и местных) устанавливают в соответствии с действующими законами систему и полномочия органов управления безопасностью жизнедеятельности на подведомственных территориях.
В области безопасности жизнедеятельности Правительство Российской Федерации, на основе федеральных законов, принимает подзаконные нормативные правовые акты, конкретизирующие меры защиты жизни и здоровья граждан.
В соответствии с законодательством, безопасность жизнедеятельности достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Информационный материал
Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:
- правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
- права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
- полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
- права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
- права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти разработать и узаконить цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.
Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принимать правовые акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона.
Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять положение о гражданской обороне в регионах.
Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.
Более подробно правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности будет рассмотрена и изучена, по каждому направлению отдельно, на семинарских и практических занятиях.
Заключение
В Российской Федерации, как и в других странах, безопасность жизнедеятельности основана на системе национальной безопасности. Помимо ее законодательством Российской Федерации предусмотрены: безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности и иные виды безопасности. Каждому виду безопасности соответствуют сложные технологические системы, объединяющие специфические и общие структуры и процессы.
Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области безопасности жизнедеятельности человека, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что проблемы безопасности жизнедеятельности носят системный характер и их решение возможно лишь при объединении усилий многих научных и практических направлений деятельности человека в современном мире. К ним, прежде всего, следует отнести медицину, экологию, эргономику, психологию, а также деятельность законодательной и исполнительной власти, усилия общества и каждого конкретного человека.
- БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
- ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
- ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
- БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
- ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ
Читайте также: