Сообщение на тему охрана недр

Обновлено: 05.07.2024

Недра простираются от поверхности Земли до ее центра. Внешнюю сферу твердой Земли принято называть литосферой. Это наиболее разведанная часть недр. Строение литосферы неоднородно на материках и под океаном.

Недра Земли являются кладовой по добыче полезных ископаемых. В конце 20 века из недр извлекалось более 100млрд. т полезных ископаемых, т.е. около 20 т. на каждого жителя планеты. При этом 90% добываемых из недр пород остается в отвалах. Большое количество пород рассеивается по поверхности земли при перевозках полезных ископаемых к местам их переработки.

Безопасность пользования недрами достигается мероприятиями, которые не допускают нарушения равновесия и баланса круговорота веществ и энергии в природной среде. Процесс добычи полезных ископаемых из недр Земли требует все больше материальных, трудовых и финансовых ресурсов, применения новых технологий и оборудования.

¾ предупреждение истощения запасов полезных ископаемых за счет их рационального использования, разведка новых месторождений;

¾ предупреждение загрязнения недр и в первую очередь подземных питьевых и минеральных вод вредными отходами, промышленными стоками, химическими

соединениями от ливневых стоков;

¾ не допущение вредного воздействия недр на среду обитания людей и живой природы из-за нарушения и разрушения верхнего слоя при разработке полезных ископаемых;

¾ охрана уникальных объектов недр, подземных минеральных лечебных и питьевых вод.

Правовые меры по охране недр включают:

¾ обеспечение полного и комплексного изучения недр, наиболее полной добычи из них полезных ископаемых, их рациональное использование и извлечение всех компонентов;

¾ предотвращение вредного влияния работ по использованию недр на сохранность полезных ископаемых, качество подземных вод;

¾ предотвращение вредного воздействия добычи полезных ископаемых на природные комплексы (атмосферный воздух, почвы, водные объекты, животный и растительный мир);

¾ обеспечение сохранности памятников природы и истории.

Одна из функций охраны недр – учет природных богатств, который предусматривает установление месторождений и запасов полезных ископаемых, их качественных и количественных характеристик, сбор основных данных о природопользователях и их длительности. Учет ведется как на государственном, так и на местном уровнях. Общераспространенные полезные ископаемые (песок, гравий, щебень, глина, известняк) учитывают местные органы власти, которые дают так же разрешение на их использование.

Полезные ископаемые не общераспространенного характера (нефть, уголь, газ, различные руды) учитываются на федеральном уровне. На основании данных учета составляется Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых, в который включают сведения о количественном и качественном состоянии полезных ископаемых страны, их геолого-экономическую оценку, условия их разработки.

С предприятий-пользователей недрами взимаются следующие виды платежей:

¾ за право пользования недрами;

¾ отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы;

¾ за выдачу лицензий;

¾ акцизный сбор по отдельным видам сырья.

Кроме того, пользователи недр платят налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством.

Конкретные виды платы устанавливаются органами, которые выдают лицензии, и зависят от размера участка недр, их полезных свойств, степени экологической

опасности. Платежи включаются в себестоимость продукции.

Основными задачами охраны применяемых на производстве природных ресурсов являются:

¾ проведение геологической разведки с целью создания потенциальных запасов полезных ископаемых;

¾ полное и комплексное извлечение из месторождений всех входящих в него компонентов;

¾ вторичное использование всех видов отходов;

¾ предотвращение вредного влияния добычи полезных ископаемых на окружающую среду и людей;

¾ разработка технологий по улавливанию и переработке ценных веществ в выбросах, стоках и отходах производства;

¾ разработка заменителей природного сырья и их широкое применение.

Весьма актуально повышение коэффициента полезного использования минерального сырья. Миллиарды тонн угля и других полезных ископаемых оставлены в заброшенных шахтах и рудниках. При шахтной разработке угля его потери достигают 25% и более.

Полезность минерального сырья составляют не только основные, но и сопутствующими элементы. Например, в медно руде содержатся золото, серебро, кобальт, теллур и другие элементы. Медноколчеданные руды содержат до 5% цинка, до 46% серы, до 35% железа. В этих рудах содержатся также свинец, сурьма, золото, серебро и другие металлы.

Максимально полное использование минерального сырья – важнейшее условие сбережения природных ресурсов и сокращения загрязнения окружающей среды. За прошедшее столетие на земной поверхности скопилось более 20 млрд. т шлака, 3млрд. т золы, 1,5 млрд. т мышьяка, более 1 млрд. т никеля, около 900 тыс. т кобальта, до 600 тыс. т цинка и сурьмы и тысячи тонн других металлов, полезных ископаемых, чем за всю предыдущую историю человечества. В 20в. бурно развивались топливно-энергетическая, металлургическая, машиностроительная, агрохимическая, а также получили широкое развитие новые отрасли промышленного производства: автомобильная, авиационная, космическая и др. В промышленный оборот были вовлечены практически все элементы периодической системы Д. И. Менделеева, включая лантаноиды и актиноиды.

Вся выпускаемая новая техника содержит компоненты, в состав которых входят те или иные редкие и рассеянные элементы.

С распадом Советского Союза, Россия лишилась источников ряда дефицитных видов минерального сырья: месторождения марганца оказались на территории Украины, Грузии и Казахстана, хрома – в Казахстане, урана – на Украине, в Средней Азии и Казахстане, титана и каолина – на Украине, ртути в Киргизии. Кроме того, были сокращены геологоразведочные работы, а также были ликвидированы многие не выдержавшие конкуренции горнодобывающие предприятия.

Недра земли являются важным стратегическим природным ресурсом России, что обусловлено выгодным и довольно большим территориальным расположением страны. Вследствии этого, добыча минерального сырья, захоронение опасных отходов должны быть под постоянным надзором, именно поэтому все эти процессы регулирует правовая охрана недр России. При этом власти также выделяют много средств на дальнейшее исследование недр в прибрежных морских районах, а также глубин Мирового океана.

Так как недра являются государственной собственностью, в определенный момент возникла необходимость создания лицензированной системы пользования ресурсами недр и их соответствующей охраной как самого ценного источника ресурсов в стране. Так, благодаря правильному недропользованию, Россия получает больше половины бюджетного дохода, поэтому стоит уделить внимание правильной добыче материалов.

Отметим, что сейчас энергетический кризис набирает все больше оборотов, намечаются некоторые проблемы с исчезновением природных ресурсов, а властям стало намного сложнее осуществлять охрану недр прибрежных морей и континентальных шельфов.

Проблемой в случае обострения ситуации с истощением земельных ресурсов является тот факт, что именно недра имеют большой запас энергетических и биологических ресурсов, которые являются столь важными для России.

Проблемы со стороны модернизации законодательства

Больше всего российское общество заинтересовано в минерально-сырьевой базе, именно из-за провозглашения недр федеральной собственностью.

Собственностью страны, впрочем, не являются общераспространенные полезные ископаемые, что также значительно влияет на развитие частного металлургического бизнеса.

Ранее уже отмечалось, что доход России в большой мере зависит от данной сферы деятельности, недра в данном случае рассматриваются как национальное богатство. Чтобы иметь возможность развивать эту промышленную ветку, необходимо соблюдать порядок касательно недропользования. Большую роль в этом как раз играет законодательное регулирование, федеральные органы или же те исполнительные организации, которые имеют соответствующие полномочия представителей собственника.

Правовая охрана занимается не только осуществлением защиты земельных ресурсов, но также и ее недр, что очень выгодно для мсб.

Малый и средний бизнес (мсб) – предприниматели и организации, которые занимаются регулированием деятельности малых и средних фирм, при этом сами по себе не входят ни в какие объединения.

Так как со временем благодаря исследованием добывается все больше ценных энергетических ресурсов, важность охраны земли стала еще более важной. Ресурсы, добытые из недр, после использования невозможно восстановить – если взять тот же уголь, нефть или газ, использовать их можно только единожды практически без остаточных материалов. Это и есть их главное отличие от других природных источников энергии (ветровой, солнечной или водной). Такая ситуация требует постоянной актуализации правил касательно осуществления охраны ресурсов на национальном уровне, а также установления новых прав на владения этими материалами.

Проблема законодательного регулирования недропользования поднималась уже не раз на национальном уровне в виде научного рассмотрения, однако это всегда вызывало бурю острых дискуссий и непрофессиональной критики. Из-за слабой осведомленности в законах РФ касательно охраны недр, большинство граждан и политиков требуют национализации российских недр, что уже давно указано в законодательстве. Федеральный закон действует много лет, при этом в 2000 году был внесен целый ряд серьезных изменений, а правки вносились и после того, как были внесены главные изменения. Несмотря на большое количество поправок, на фоне других федеральных законов о защите окружающей среды законы об охране недр еще выглядят стабильными и регулируемыми.

Главная проблема осуществления регулирования охраны недр заключается в частых изменениях – для стабилизации законодательства в определенной сфере необходимо работать в определенном ритме десятилетиями без резких изменений. Все это нужно для достижения следующих целей:

  • упрочнение стабильности в сфере общественных отношений;
  • создание позитивного инвестиционного климата и его стимулирование к дальнейшему развитию;
  • надлежащее и безошибочное исполнения закона со стороны государственных органов правоприменителей.
  • выработка понятной практики для административных, судебных и арбитражных органов

Формы и причины регулирования законодательства

Отметим, что эффективность закона напрямую зависит от длительности его действия. Слишком частые изменение усложняют его осуществление, а физические и юридические лица постоянно чувствуют неуверенность касательно его стабильности, ведь даже небольшие правки могут значительно повлиять на общее состояние дел, поэтому и правки оценивают столь низко.

Также частые правки законов открывают новые пути для развития коррупции в стране.

Существует очень мало веских причин, когда действительно имеет смысл внести изменения в федеральные законы:

  1. Сильные объективные изменения или критическая социально-экономическая обстановка.
  2. Обоснованное желание властей с помощью правок провести серию правых серьезных изменений в самоуправлении ресурсами.

Проблема в случае формирования закона об осуществлении охраны сырья и недр заключалась во времени его утверждения: одновременно с ним вносилось множество правок и одновременно проводилось множество других реформ. Все эти процессы длились уже порядка двадцати лет, при этом страна переживала системный кризис. Из-за столь активного ритма, закон подвергался изменениям практически каждый год, бывали такие случаи, что о правках даже не успевали проинформировать исполнителей, как власти уже начинали рассматривать новую серию изменений касательного этого правового закона.

Такая мера не может приносить желаемого успеха в законотворчестве, это только поднимает бурю возмущения со стороны граждан и значительно снижает уровень авторитета закона в обществе. Более того, все это никак не повлияло на качественное изменение современной ситуации в экономике, политике и праве; реформы хоть и проводились постоянно, никакого видимого результата не принесли.

Требования общества касаемо правовой охраны недр

Довольно часто поднимается вопрос о том, чтобы наделить муниципальные органы определенными полномочиями для постоянного контроля рационального пользования природными ресурсами и осуществлением качественной охраны окружающей среды с помощью мсб. Делается это для того, чтобы снизить уровень передачи подземных богатств России. Однако федеральное законодательство всегда отклоняет данные запросы – их главной задачей в последнее время является регулирование организационно-правового механизма осуществления охраны. Общественность же постоянно требует от властей модернизировать требования касательно экологизации пользования недрами и регулированием соответствующей экономики.

Проведя инвентаризацию его элементов и тщательно изучив подведенные итоги применения этого механизма, можно понять, исчерпал ли он все свои возможности и пользоваться ним дальше уже нет смысла. Только в случае появления столь твердой убежденности нужно проводить изменения. Хоть власть и постоянно занимается изменением инструментов регулирования охраны недр (аукционы, лицензирование), однако только в определенном направлении. Может именно создание более качественного и современного подхода предоставить возможность более эффективно использовать и защищать недра и регулировать недропользование.

Ключевые моменты правовой организации защиты недр

Как считает общество, проблема регулирования охраны недр заключается не в правовых нормах, а в порядке их применения и развития минерально-сырьевой базы. Для качественного исполнения закона необходимо мобилизовать весь правовой арсенал, который предусмотрен законодательством. Важной частью охраны природных ресурсов является полное лишение лицензии в тех случаях, когда были доказаны грубые систематические нарушения – виноватые должны быть привлечены согласно соответствующим видам юридической ответственности.

Профессиональные юристы в свою очередь уверены, что главным ключом для успешной оптимизации регулирования недропользования является осуществление полного и непредвзятого контроля со стороны государства и муниципальных органов, при этом нужно придерживаться регламента ежедневно. Все должно происходить своевременно – исполнение государственных предписаний, недопущение отступлений в плане реализации государственных полномочий и т.д.

Чтобы достичь таких результатов со стороны власти, необходимо сделать следующее:

  • создать все условия для развития правового и лицензионного климата – это позволит качественно обеспечивать законность и правопорядок;
  • выработать государственную и политическую волю к осуществлению охраны недр.

Если говорить о правовом климате, то это довольно длительный процесс, хоть и максимально эффективный. Государственную волю же можно выработать намного быстрее, при этом общественное мнение может значительно в этом помочь. Власти уже сделали несколько шагов в этом направлении: было создано два отдельных исполнительных органа – охрана окружающей среды ООС (вместе с мсб) и агентство в сфере недропользования. Сейчас активно обсуждаются вопросы касательно лишения лицензий, если не были соблюдены экологические и другие условия правого недропользования, не были уплачены налоги или же были внесены другие изменения в КоАП.

Законодательство сейчас больше всего внимания уделяет внесением правок в закон, однако же это всего-лишь имитация какого-то движения в сторону улучшения общей ситуации, однако на деле результатов никаких не наблюдается. Сделано это только для отчетности о проведении каких-либо правок, в реальности же принятые поправки снова могут стать разочарованием для общества.

Последние изменения федерального закона об охране недр

В последнее время все более актуальным становиться местное предложения создания дополнений к основному закону, который будет направлен на совсем другие результаты в данной области. Все считают, что для достижения хоть какого-то позитивного результата вовсе не обязательно полностью переделывать закон, необходимо только уделить больше времени и продумать комплекс мероприятий, направленных на более справедливую плату в бюджет недропользования. Это поможет сформировать социальное государство и при этом учесть неразделимые интересы федерации и ее субъектов. В соответствии с правовыми нормами, Россия должна придерживаться суверенитета в отношении принадлежащих ей недр, только тогда можно обеспечить национальную безопасность; использовать же все ресурсы нужно согласно приоритетности народных нужд.

Уже неоднократно проводились попытки упорядочить регулирование прав России на использование недр, а также стимулировать повышение экологических требований для всех связанных с этим процессов. Главной причиной продолжает оставаться повышенный темп исчерпания ресурсов, поэтому стране нужно принимать более быстрые решение для исследования других перспективных земельных регионов.

Качество управления недропользованием в большое мере влияет и на размежевание компетенций и обязанностей касательно защиты минералов и других материалов, ведь это главный источник дохода страны. В связи с этим было принято много нормативно-правовых актов касательно осуществления охраны и регулировки пользования земельными ресурсами, направленных на снятие административных барьеров и улучшение общей энергетической ситуации. За последнее время Правительство РФ внесло следующие изменения:

  1. были рассмотрены заявки для получения права пользования недрами и проведения различного вида разведочных работ с целью поиска новых перспективных ресурсов – при этом финансирование будет происходить из бюджетной казны;
  2. проведение государственной экспертизы всех полезных ископаемых с целью определения стоимости участков недр, которые будут предоставляться для пользования;
  3. усилился контроль геологического изучения и рационального использования подземных ресурсов;
  4. создана правительственная комиссия для решения вопросов касательно топливно-энергетических комплексов и создания минерально-сырьевой базы.

Сводный доклад сейчас имеет довольно много информации касательно направлений деятельности РФ в плане работы федеральных органов для улучшения уровня защиты недр и рационального использования ресурсов. Большое значение также уделяется природопользованию и развитию минерально-сырьевой базы.


Недра представляют собой пласт земной коры, расположенный ниже слоя почвы, а в случае его отсутствия – под поверхностью земли, дном водоемов и водотоков. Они простираются до глубин, которые доступны для изучения и освоения. Рассмотрим далее, как должны осуществляться рациональное использование и охрана недр.

охрана недр

Общие сведения

Недра, расположенные в границах РФ, в том числе подземное пространство и присутствующие в нем ископаемые, энергетические и прочие ресурсы, принадлежат России на праве собственности. Эти участки не могут являться предметом купли-продажи, залога, наследования, дарения или сделок по иному их отчуждению. Недра могут только использоваться и переходить от одних лиц к другим в той мере, которая предусматривается федеральными законами.

Особый статус объектов

Его получают отдельные участки недр, содержащие, в том числе, месторождения ископаемых. Особым статусом наделяются объекты для гарантированного обеспечения госнужд дефицитным и стратегическим сырьем, наличие которого оказывает влияние на безопасность страны, своевременность выполнения обязательств по международным договорам, способствует защите суверенитета России. Целевое использование и охрана недр регламентируются ФЗ № 2395-1.

Особенности эксплуатации объектов

Правила охраны, использования недр предусматривают один вид деятельности субъектов на соответствующих участках. В качестве него выступает эксплуатация объектов. Использование недр может осуществляться в течение установленного срока либо производиться бессрочно. Исчисление периодов эксплуатации начинается с момента госрегистрации лицензий на деятельность. Минимальный срок использования – 1 год. Объекты могут предоставляться бессрочно для сооружения и эксплуатации подземных зданий и конструкций, не связанных с добычей ископаемых, связанных со строительством и функционированием газонефтехранилищ, захоронением отходов, а также созданием особо ценных геологических объектов и в прочих целях. На срок до 1 года передаются участки для разработки месторождений. Для геологического изучения объекты могут предоставляться на период до пяти лет. В процессе деятельности осуществляется разведка и охрана недр в соответствии с законодательством. Объекты для добычи подземной воды могут передаваться субъектам на срок до 25 лет. Для добычи ископаемых участки предоставляются на период отработки месторождения. Он исчисляется в соответствии с технико-экономическим обоснованием, которым подтверждается надлежащая разведка и охрана недр, а также эксплуатация в соответствии с установленными предписаниями.

охрана окружающей среды и недр

Лицензии

Право пользования участками недр предоставляется заинтересованным субъектам на основании решения уполномоченных структур госвласти соответствующего уровня в зависимости от целей эксплуатации. В качестве документа, удостоверяющего переданные юридические возможности, выступает лицензия. Она подтверждает право пользование участком в определенных границах, согласно указанной цели, на протяжении установленного периода при выполнении владельцем оговоренных заранее условий. Лицензия может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов деятельности. Выдача разрешений производится при получении предварительного согласования с органом управления или собственником земельных ресурсов на отвод части территории. Выделение участков в окончательных границах, оформление прав заинтересованного субъекта осуществляются в порядке, установленном в законодательстве. При этом предварительно должен быть утвержден проект работ, которые будут выполняться.

Правовая охрана недр

Законодательство предъявляет ряд требований к субъектам. Среди них:

  1. Недопущение самовольной эксплуатации объектов. Лицо, заинтересованное в пользовании недрами, должно выполнить определенные процедуры и получить лицензию.
  2. Обеспечение полноты изучения, комплексной эксплуатации и защиты объектов.
  3. Выполнение опережающего геологического исследования. Оно необходимо для получения достоверной оценки запасов ископаемых, свойств участка, предоставленного субъекту в целях, не связанных с разработкой месторождений.
  4. Выполнение государственной экспертизы и учета запасов.
  5. Обеспечение максимально полного извлечения основных ископаемых и сопутствующих им компонентов.
  6. Ведение достоверного учета добытых и оставляемых ресурсов при разработке месторождений.
  7. Охрана окружающей среды и недр от загрязнения, затопления, пожаров и прочих факторов, снижающих промышленную ценность участков либо качество ископаемых, а также усложняющих их добычу.
  8. Соблюдение порядка ликвидации и консервации предприятий, осуществляющих разработку месторождений, а также подземных сооружений, функционирование которых не связано с этой деятельностью.
  9. Предотвращение самовольной застройки участков залегания ископаемых, соблюдение правил использования указанных площадей в иных целях.
  10. Предупреждение скопления бытовых и промышленных отходов в районах водосбора и залегания подземной воды, предназначенной для питьевого или производственного снабжения.

разведка и охрана недр

За нарушение правил охраны, использования недр действие выданной субъекту лицензии может быть приостановлено, ограничено либо полностью прекращено. Санкции к виновным применяют уполномоченные структуры в порядке, установленном в законодательстве.

Правила охраны недр

Они были утверждены Постановлением Госгортехнадзора № 71 от 6.06.2003 г. Охрана недр, окружающей среды является обязанностью организаций (вне зависимости от их правовой формы и типа собственности) и ИП, составляющих и реализующих проекты, связанные и не связанные с добычей и переработкой ископаемых, выполняющих геологические и маркшейдерские работы в РФ, в границах ее континентального шельфа, а также морской экономической зоны страны. Вся документация должна согласовываться с органами госнадзора. Сооружение и эксплуатация объектов, выполнение мероприятий по извлечению и первичной переработке ископаемых, маркшейдерских и геологических работ с отступлением либо при отсутствии проектов, утвержденных в установленном порядке, запрещено.

Учет скважин

Он ведется каждым субъектом, осуществляющим деятельность в соответствии с лицензией. В пробуренный фонд входят скважины:

  1. Разведочные.
  2. Законсервированные.
  3. Ликвидационные.
  4. Нагнетательные.
  5. Добывающие.
  6. Специальные.
  7. Контрольные.

Эксплуатационный фонд составляют скважины, указанные выше, кроме ликвидированных и законсервированных. Он разделяется на:

  1. Действующие объекты. К ним относят скважины, находившиеся под закачкой (дававшие продукцию) в последнем месяце отчетного периода вне зависимости от количества дней их функционирования.
  2. Бездействующие объекты. Эту часть фонда составляют скважины, из которых не извлекалась продукция в последний месяц учетного периода.
  3. Объекты в освоении. К ним относятся скважины после бурения, завершенные строительством и не находившиеся под закачкой (не дававшие продукцию).

 нарушение правил охраны недр

Нормативные предписания

В процессе осуществления лицензируемой деятельности субъектами должна обеспечиваться не только охрана ресурсов (недр), но и защита здоровья и жизни населения, имущества граждан и организаций. При эксплуатации участков осуществляется систематический контроль состояния природного ареала, а также выполнения профилактических мероприятий. В случае если мероприятий, предусмотренных в проекте, недостаточно для того, чтобы охрана недр была обеспечена в полном объеме, в документацию вносятся необходимые корректировки. Территории, которые были нарушены вследствие выполнения горных работ, приводятся в состояние, пригодное для последующей эксплуатации. При осуществлении деятельности, затрагивающей почвенный покров, плодородный слой снимается, хранится и переносится на малопродуктивные либо рекультивируемые угодья. Охрана недр включает в себя мероприятия, препятствующие либо предупреждающие развитие ветровой, водной эрозии, заболачивание, засоление или иные форму потери качественных свойств грунта. Если деятельность связана с отбором подземных и поверхностных вод, в первую очередь обеспечивается удовлетворение бытовых и питьевых потребностей населения, защита объектов от загрязнения и истощение, предотвращение негативного влияния на них горных работ. Не допускается размещение хранилищ отходов и отвалов пород в пределах населенных пунктов. За нарушение правил охраны недр виновные несут ответственность в соответствии с законодательством.

Геологический госконтроль

Он включает в себя надзор за:

  1. Выполнением требований ФЗ № 2395-1, нормами которого регламентируется эксплуатация, охрана недр, утвержденных стандартов и прочих юридических актов, действие которых обязательно для всех субъектов, осуществляющих деятельность на выделенных им участках.
  2. Соблюдением порядка выдачи лицензий.
  3. Выполнением условий, определенных в разрешении.
  4. Ведением деятельности по геологическому исследованию и эксплуатации участков способами и методами, не допускающими необоснованные в экономическом плане потери ископаемых и снижение качества сырья.
  5. Соблюдением условий разрешений на виды работ, касающихся изучения недр.

правила охраны использования недр

рациональное использование и охрана недр

Участки континентального шельфа

Используемые и неэксплуатируемые площади на этой территории относятся к государственному фонду недр РФ. Владение, распоряжение ими, ведение на них деятельности осуществляется совместно регионами и Российской Федерацией. Особенности эксплуатации и предоставления участков континентального шельфа предусматриваются в ФЗ. Площади допускается предоставлять организациям и гражданам, в том числе иностранным, объединениям юрлиц, созданным на основе договора на совместную деятельность и не имеющим статус юридического лица, выступающим в качестве стороны соглашения о разделе полученной продукции. В последнем случае дополнительным условием является установление солидарной ответственности участников по обязательствам, вытекающим из контракта. Участки представлены в виде геометризированных блоков. Их параметры указываются в лицензии на осуществление регионального геологического изучения континентального шельфа, разведку, поиск, разработку минерального сырья. В разрешении, в числе прочего, приводится площадь дна моря с координатами границ и глубин. Для защиты отечественной промышленности и энергетики, обеспечения безопасности РФ допускается вводить ограничения на выделение участков на континентальном шельфе иностранным лицам. Отечественные научные деятели ведут в настоящее время обсуждение по вопросу определения и обоснования внешней границы шельфа. В соответствии с Конвенцией от 1978 г., по ряду признаков он может быть расширен за пределы 200-мильной экономической зоны РФ.

Запреты

Не допускается включать в лицензии заказники, заповедники и прочие особо охраняемые территории на континентальном шельфе, обладающие значением для сохранения, воспроизводства, миграции животных ценных видов. Эксплуатация участков должна осуществляться только теми субъектами, которым выдано разрешение. Запрещена переуступка прав иным лицам.

нарушение правил охраны использования недр

Заключение

Правительством РФ регулируются и контролируются буровые работы в пределах континентального шельфа, осуществляемые в любых целях. Отдельно регламентируются требования к прокладке трубопроводов и кабелей согласно международным нормам. Выполнение правил по охране недр является обязательным. Как выше было сказано, в законодательстве предусматривается ответственность за их невыполнение. В частности, виновным могут грозить дисциплинарные, административные (по статьям 8.7-8.11 КоАП), имущественные и уголовные (по ст. 216 и 255 УК) санкции. Особо строгое наказание предусматривается в случае выявления нанесения ущерба особо ценным территориям и организмам, населяющим их.

Недра простираются от поверхности Земли до ее центра. Внешнюю сферу твердой Земли принято называть литосферой. Это наиболее разведанная часть недр. Строение литосферы неоднородно на материках и под океаном.

Недра Земли являются кладовой по добыче полезных ископаемых. В конце 20 века из недр извлекалось более 100млрд. т полезных ископаемых, т.е. около 20 т. на каждого жителя планеты. При этом 90% добываемых из недр пород остается в отвалах. Большое количество пород рассеивается по поверхности земли при перевозках полезных ископаемых к местам их переработки.

Безопасность пользования недрами достигается мероприятиями, которые не допускают нарушения равновесия и баланса круговорота веществ и энергии в природной среде. Процесс добычи полезных ископаемых из недр Земли требует все больше материальных, трудовых и финансовых ресурсов, применения новых технологий и оборудования.

¾ предупреждение истощения запасов полезных ископаемых за счет их рационального использования, разведка новых месторождений;

¾ предупреждение загрязнения недр и в первую очередь подземных питьевых и минеральных вод вредными отходами, промышленными стоками, химическими

соединениями от ливневых стоков;

¾ не допущение вредного воздействия недр на среду обитания людей и живой природы из-за нарушения и разрушения верхнего слоя при разработке полезных ископаемых;

¾ охрана уникальных объектов недр, подземных минеральных лечебных и питьевых вод.

Правовые меры по охране недр включают:

¾ обеспечение полного и комплексного изучения недр, наиболее полной добычи из них полезных ископаемых, их рациональное использование и извлечение всех компонентов;

¾ предотвращение вредного влияния работ по использованию недр на сохранность полезных ископаемых, качество подземных вод;

¾ предотвращение вредного воздействия добычи полезных ископаемых на природные комплексы (атмосферный воздух, почвы, водные объекты, животный и растительный мир);

¾ обеспечение сохранности памятников природы и истории.

Одна из функций охраны недр – учет природных богатств, который предусматривает установление месторождений и запасов полезных ископаемых, их качественных и количественных характеристик, сбор основных данных о природопользователях и их длительности. Учет ведется как на государственном, так и на местном уровнях. Общераспространенные полезные ископаемые (песок, гравий, щебень, глина, известняк) учитывают местные органы власти, которые дают так же разрешение на их использование.

Полезные ископаемые не общераспространенного характера (нефть, уголь, газ, различные руды) учитываются на федеральном уровне. На основании данных учета составляется Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых, в который включают сведения о количественном и качественном состоянии полезных ископаемых страны, их геолого-экономическую оценку, условия их разработки.

С предприятий-пользователей недрами взимаются следующие виды платежей:

¾ за право пользования недрами;

¾ отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы;

¾ за выдачу лицензий;

¾ акцизный сбор по отдельным видам сырья.

Кроме того, пользователи недр платят налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством.

Конкретные виды платы устанавливаются органами, которые выдают лицензии, и зависят от размера участка недр, их полезных свойств, степени экологической

опасности. Платежи включаются в себестоимость продукции.

Основными задачами охраны применяемых на производстве природных ресурсов являются:

¾ проведение геологической разведки с целью создания потенциальных запасов полезных ископаемых;

¾ полное и комплексное извлечение из месторождений всех входящих в него компонентов;

¾ вторичное использование всех видов отходов;

¾ предотвращение вредного влияния добычи полезных ископаемых на окружающую среду и людей;

¾ разработка технологий по улавливанию и переработке ценных веществ в выбросах, стоках и отходах производства;

¾ разработка заменителей природного сырья и их широкое применение.

Весьма актуально повышение коэффициента полезного использования минерального сырья. Миллиарды тонн угля и других полезных ископаемых оставлены в заброшенных шахтах и рудниках. При шахтной разработке угля его потери достигают 25% и более.

Полезность минерального сырья составляют не только основные, но и сопутствующими элементы. Например, в медно руде содержатся золото, серебро, кобальт, теллур и другие элементы. Медноколчеданные руды содержат до 5% цинка, до 46% серы, до 35% железа. В этих рудах содержатся также свинец, сурьма, золото, серебро и другие металлы.

Максимально полное использование минерального сырья – важнейшее условие сбережения природных ресурсов и сокращения загрязнения окружающей среды. За прошедшее столетие на земной поверхности скопилось более 20 млрд. т шлака, 3млрд. т золы, 1,5 млрд. т мышьяка, более 1 млрд. т никеля, около 900 тыс. т кобальта, до 600 тыс. т цинка и сурьмы и тысячи тонн других металлов, полезных ископаемых, чем за всю предыдущую историю человечества. В 20в. бурно развивались топливно-энергетическая, металлургическая, машиностроительная, агрохимическая, а также получили широкое развитие новые отрасли промышленного производства: автомобильная, авиационная, космическая и др. В промышленный оборот были вовлечены практически все элементы периодической системы Д. И. Менделеева, включая лантаноиды и актиноиды.

Вся выпускаемая новая техника содержит компоненты, в состав которых входят те или иные редкие и рассеянные элементы.

С распадом Советского Союза, Россия лишилась источников ряда дефицитных видов минерального сырья: месторождения марганца оказались на территории Украины, Грузии и Казахстана, хрома – в Казахстане, урана – на Украине, в Средней Азии и Казахстане, титана и каолина – на Украине, ртути в Киргизии. Кроме того, были сокращены геологоразведочные работы, а также были ликвидированы многие не выдержавшие конкуренции горнодобывающие предприятия.


Недра представляют собой пласт земной коры, расположенный ниже слоя почвы, а в случае его отсутствия – под поверхностью земли, дном водоемов и водотоков. Они простираются до глубин, которые доступны для изучения и освоения. Рассмотрим далее, как должны осуществляться рациональное использование и охрана недр.

охрана недр

Общие сведения

Недра, расположенные в границах РФ, в том числе подземное пространство и присутствующие в нем ископаемые, энергетические и прочие ресурсы, принадлежат России на праве собственности. Эти участки не могут являться предметом купли-продажи, залога, наследования, дарения или сделок по иному их отчуждению. Недра могут только использоваться и переходить от одних лиц к другим в той мере, которая предусматривается федеральными законами.

Особый статус объектов

Его получают отдельные участки недр, содержащие, в том числе, месторождения ископаемых. Особым статусом наделяются объекты для гарантированного обеспечения госнужд дефицитным и стратегическим сырьем, наличие которого оказывает влияние на безопасность страны, своевременность выполнения обязательств по международным договорам, способствует защите суверенитета России. Целевое использование и охрана недр регламентируются ФЗ № 2395-1.

Особенности эксплуатации объектов

Правила охраны, использования недр предусматривают один вид деятельности субъектов на соответствующих участках. В качестве него выступает эксплуатация объектов. Использование недр может осуществляться в течение установленного срока либо производиться бессрочно. Исчисление периодов эксплуатации начинается с момента госрегистрации лицензий на деятельность. Минимальный срок использования – 1 год. Объекты могут предоставляться бессрочно для сооружения и эксплуатации подземных зданий и конструкций, не связанных с добычей ископаемых, связанных со строительством и функционированием газонефтехранилищ, захоронением отходов, а также созданием особо ценных геологических объектов и в прочих целях. На срок до 1 года передаются участки для разработки месторождений. Для геологического изучения объекты могут предоставляться на период до пяти лет. В процессе деятельности осуществляется разведка и охрана недр в соответствии с законодательством. Объекты для добычи подземной воды могут передаваться субъектам на срок до 25 лет. Для добычи ископаемых участки предоставляются на период отработки месторождения. Он исчисляется в соответствии с технико-экономическим обоснованием, которым подтверждается надлежащая разведка и охрана недр, а также эксплуатация в соответствии с установленными предписаниями.

охрана окружающей среды и недр

Лицензии

Право пользования участками недр предоставляется заинтересованным субъектам на основании решения уполномоченных структур госвласти соответствующего уровня в зависимости от целей эксплуатации. В качестве документа, удостоверяющего переданные юридические возможности, выступает лицензия. Она подтверждает право пользование участком в определенных границах, согласно указанной цели, на протяжении установленного периода при выполнении владельцем оговоренных заранее условий. Лицензия может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов деятельности. Выдача разрешений производится при получении предварительного согласования с органом управления или собственником земельных ресурсов на отвод части территории. Выделение участков в окончательных границах, оформление прав заинтересованного субъекта осуществляются в порядке, установленном в законодательстве. При этом предварительно должен быть утвержден проект работ, которые будут выполняться.

Правовая охрана недр

Законодательство предъявляет ряд требований к субъектам. Среди них:

  1. Недопущение самовольной эксплуатации объектов. Лицо, заинтересованное в пользовании недрами, должно выполнить определенные процедуры и получить лицензию.
  2. Обеспечение полноты изучения, комплексной эксплуатации и защиты объектов.
  3. Выполнение опережающего геологического исследования. Оно необходимо для получения достоверной оценки запасов ископаемых, свойств участка, предоставленного субъекту в целях, не связанных с разработкой месторождений.
  4. Выполнение государственной экспертизы и учета запасов.
  5. Обеспечение максимально полного извлечения основных ископаемых и сопутствующих им компонентов.
  6. Ведение достоверного учета добытых и оставляемых ресурсов при разработке месторождений.
  7. Охрана окружающей среды и недр от загрязнения, затопления, пожаров и прочих факторов, снижающих промышленную ценность участков либо качество ископаемых, а также усложняющих их добычу.
  8. Соблюдение порядка ликвидации и консервации предприятий, осуществляющих разработку месторождений, а также подземных сооружений, функционирование которых не связано с этой деятельностью.
  9. Предотвращение самовольной застройки участков залегания ископаемых, соблюдение правил использования указанных площадей в иных целях.
  10. Предупреждение скопления бытовых и промышленных отходов в районах водосбора и залегания подземной воды, предназначенной для питьевого или производственного снабжения.

разведка и охрана недр

За нарушение правил охраны, использования недр действие выданной субъекту лицензии может быть приостановлено, ограничено либо полностью прекращено. Санкции к виновным применяют уполномоченные структуры в порядке, установленном в законодательстве.

Правила охраны недр

Они были утверждены Постановлением Госгортехнадзора № 71 от 6.06.2003 г. Охрана недр, окружающей среды является обязанностью организаций (вне зависимости от их правовой формы и типа собственности) и ИП, составляющих и реализующих проекты, связанные и не связанные с добычей и переработкой ископаемых, выполняющих геологические и маркшейдерские работы в РФ, в границах ее континентального шельфа, а также морской экономической зоны страны. Вся документация должна согласовываться с органами госнадзора. Сооружение и эксплуатация объектов, выполнение мероприятий по извлечению и первичной переработке ископаемых, маркшейдерских и геологических работ с отступлением либо при отсутствии проектов, утвержденных в установленном порядке, запрещено.

Учет скважин

Он ведется каждым субъектом, осуществляющим деятельность в соответствии с лицензией. В пробуренный фонд входят скважины:

  1. Разведочные.
  2. Законсервированные.
  3. Ликвидационные.
  4. Нагнетательные.
  5. Добывающие.
  6. Специальные.
  7. Контрольные.

Эксплуатационный фонд составляют скважины, указанные выше, кроме ликвидированных и законсервированных. Он разделяется на:

  1. Действующие объекты. К ним относят скважины, находившиеся под закачкой (дававшие продукцию) в последнем месяце отчетного периода вне зависимости от количества дней их функционирования.
  2. Бездействующие объекты. Эту часть фонда составляют скважины, из которых не извлекалась продукция в последний месяц учетного периода.
  3. Объекты в освоении. К ним относятся скважины после бурения, завершенные строительством и не находившиеся под закачкой (не дававшие продукцию).

 нарушение правил охраны недр

Нормативные предписания

В процессе осуществления лицензируемой деятельности субъектами должна обеспечиваться не только охрана ресурсов (недр), но и защита здоровья и жизни населения, имущества граждан и организаций. При эксплуатации участков осуществляется систематический контроль состояния природного ареала, а также выполнения профилактических мероприятий. В случае если мероприятий, предусмотренных в проекте, недостаточно для того, чтобы охрана недр была обеспечена в полном объеме, в документацию вносятся необходимые корректировки. Территории, которые были нарушены вследствие выполнения горных работ, приводятся в состояние, пригодное для последующей эксплуатации. При осуществлении деятельности, затрагивающей почвенный покров, плодородный слой снимается, хранится и переносится на малопродуктивные либо рекультивируемые угодья. Охрана недр включает в себя мероприятия, препятствующие либо предупреждающие развитие ветровой, водной эрозии, заболачивание, засоление или иные форму потери качественных свойств грунта. Если деятельность связана с отбором подземных и поверхностных вод, в первую очередь обеспечивается удовлетворение бытовых и питьевых потребностей населения, защита объектов от загрязнения и истощение, предотвращение негативного влияния на них горных работ. Не допускается размещение хранилищ отходов и отвалов пород в пределах населенных пунктов. За нарушение правил охраны недр виновные несут ответственность в соответствии с законодательством.

Геологический госконтроль

Он включает в себя надзор за:

  1. Выполнением требований ФЗ № 2395-1, нормами которого регламентируется эксплуатация, охрана недр, утвержденных стандартов и прочих юридических актов, действие которых обязательно для всех субъектов, осуществляющих деятельность на выделенных им участках.
  2. Соблюдением порядка выдачи лицензий.
  3. Выполнением условий, определенных в разрешении.
  4. Ведением деятельности по геологическому исследованию и эксплуатации участков способами и методами, не допускающими необоснованные в экономическом плане потери ископаемых и снижение качества сырья.
  5. Соблюдением условий разрешений на виды работ, касающихся изучения недр.

правила охраны использования недр

рациональное использование и охрана недр

Участки континентального шельфа

Используемые и неэксплуатируемые площади на этой территории относятся к государственному фонду недр РФ. Владение, распоряжение ими, ведение на них деятельности осуществляется совместно регионами и Российской Федерацией. Особенности эксплуатации и предоставления участков континентального шельфа предусматриваются в ФЗ. Площади допускается предоставлять организациям и гражданам, в том числе иностранным, объединениям юрлиц, созданным на основе договора на совместную деятельность и не имеющим статус юридического лица, выступающим в качестве стороны соглашения о разделе полученной продукции. В последнем случае дополнительным условием является установление солидарной ответственности участников по обязательствам, вытекающим из контракта. Участки представлены в виде геометризированных блоков. Их параметры указываются в лицензии на осуществление регионального геологического изучения континентального шельфа, разведку, поиск, разработку минерального сырья. В разрешении, в числе прочего, приводится площадь дна моря с координатами границ и глубин. Для защиты отечественной промышленности и энергетики, обеспечения безопасности РФ допускается вводить ограничения на выделение участков на континентальном шельфе иностранным лицам. Отечественные научные деятели ведут в настоящее время обсуждение по вопросу определения и обоснования внешней границы шельфа. В соответствии с Конвенцией от 1978 г., по ряду признаков он может быть расширен за пределы 200-мильной экономической зоны РФ.

Запреты

Не допускается включать в лицензии заказники, заповедники и прочие особо охраняемые территории на континентальном шельфе, обладающие значением для сохранения, воспроизводства, миграции животных ценных видов. Эксплуатация участков должна осуществляться только теми субъектами, которым выдано разрешение. Запрещена переуступка прав иным лицам.

нарушение правил охраны использования недр

Заключение

Правительством РФ регулируются и контролируются буровые работы в пределах континентального шельфа, осуществляемые в любых целях. Отдельно регламентируются требования к прокладке трубопроводов и кабелей согласно международным нормам. Выполнение правил по охране недр является обязательным. Как выше было сказано, в законодательстве предусматривается ответственность за их невыполнение. В частности, виновным могут грозить дисциплинарные, административные (по статьям 8.7-8.11 КоАП), имущественные и уголовные (по ст. 216 и 255 УК) санкции. Особо строгое наказание предусматривается в случае выявления нанесения ущерба особо ценным территориям и организмам, населяющим их.

Читайте также: