Сообщение экстаз святой терезы

Обновлено: 01.06.2024

Экстаз святой Терезы Авильской - шедевр Джованни Лоренцо Бернини, украшающий церковь Санта Мария делла Виттория (Chiesa di S. Maria della Vittoria) в Риме. Современное здание церкви было построено в начале XVII века по проекту Карло Мадерно. Позднее к работам подключился архитектор Джованни Баттиста Сория, который в 1624 году спроектировал главный фасад церкви. Финансировал строительство кардинал Шипионе Боргезе. Он прославился, как меценат и коллекционер античного искусства. Спонсором строительства церкви Санта Мария делла Виттория кардинал Боргезе согласился стать не бескорыстно. За свои услуги он получил ценнейшую скульптуру "Спящего Гермафродита", которую нашли в 1608 году во время раскопок при строительстве церки.

Эта находка позже получила название "Гермафродит Боргезе", когда стала частью знаменитой коллекции кардинала. Сейчас "Спящий Гермафродит" хранится в Лувре, куда он попал в 1807 году после сделки, которую Наполеон заключил со своим шурином из рода Боргезе. Про махинации Наполеона, в результате которых многие мировые шедевры оказались во Франции, можно прочитать в моей статье "Париж. Лувр" .
Ложе, на котором лежит скульптура гермафродита, была создана Бернини в 1620 году по заказу кардинала. К обустройству интерьеров церкви Санта Мария делла Виттория Бернини привлекли уже после смерти Шипионе Боргезе. Великий мастер пережил не одного кардинала.

Самая известная капелла в церкви Санта Мария делла Виттория оформлена Бернини в 1652 году для кардинала Федерико Корнаро. Представители семейства Корнаро были очень богатыми и влиятельными заказчиками. Гениальный Бернини превратил часовню в театральную сцену с боковыми ложами, в которых скульптурные изваяния представителей семейства понтифика замерли в созерцании "Экстаза святой Терезы Авильской". Мраморная композиция выполнена по мотивам видений святой Терезы - испанской монахини, которую при жизни преследовала инквизиция. После смерти монахиню причислили к лику святых, а испанцы стали её почитать, как свою небесную покровительницу. В мемуарах бойкая монахиня живо описала, как однажды во сне ей явился ангел и пронзил её сердце золотой стрелой, отчего она испытала "сладостную муку". Бернини удалось воплотить в мраморе чудесное видение святой Терезы. По словам самого скульптора, он смог победить мрамор, сделав его гибким, как воск, смог уподобить скульптуру живописи. Его послушный мрамор способен изгибаться и течь, передавая структуру человеческого тела и фактуру ткани.

Остальные капеллы церкви в своём убранстве соревнуются в праве соответствовать высоко заданной планке великого Бернини. Колонны из цветного мрамора, изящные позолоченные декоративные элементы и витиеватая лепнина дополняют скульптурные композиции из белоснежного каррарского мрамора.

Украшение церкви продолжалось на протяжении нескольких веков. В её интерьерах отразилась целая эпоха.

Старинные часы.Мир невозможен без времени. Время уносит все: длинный ряд годов умеет.

Ничего не прошу, ни о чём не жалею… Кони жизни летят — остановки не жди. За оставшийся миг мож.

Памяти Зинаиды Кириенко: Какую тайну хранила актриса и почему раскрыла её только Сергею Герасимову .

Город старый, город новый: Времена перемешались, И от.

-Ссылки

-Метки

-Резюме

Браило Ирина Викторовна

-Рубрики

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика



Тереза. Фрагмент.

Святая Тереза, охваченная томлением, изображена с запрокинутой головой, лежащей на парящих облаках. Чтобы передать чувства, которые испытывает Тереза, Бернини демонстрирует обморочное состояние и упоение героини, изображая приоткрытый рот, закрытые глаза.

Традиционная интерпретация скульптуры относительно проста. Экстаз святой Терезы демонстрирует всепоглощающее чувство наслаждения, испытываемое при служении Христу, что согласуется с целями католической контрреформации.

Рядом находится ангел в плотском обличье с занесённой над сердцем Терезы золотой стрелой.


С двух сторон от скульптуры находятся рельефы, изображающие членов семьи кардинала Корнаро, которые находясь в стилизованных театральных ложах, наблюдают за видением Терезы, испанской монахини, впоследствии ставшей святой.



Вокруг композиции – обрамление в виде самостоятельного алтаря с цветными мраморными колоннами. За ансамблем скрыто окно, через которое проникает свет и усиливает эффект божественного сияния бронзовых лучей.


Работа Бернини – синтез живописи, скульптуры, архитектуры и декорирования. Знаменитую работу Бернини изваял из белоснежного каррарского мрамора, цветной мрамор, полудрагоценные камни, объемные яркие фрески на своде капеллы с изображением небес.


Мастер умело вписывает скульптуру в покрытый росписью интерьер церкви и достигает необычного эффекта изысканности, утонченности, передает сложность мистического образа. Скульптурная группа огорожена перилами, но они не отдаляют мраморные фигуры от верующих, а делают зрителей своеобразными участниками событий. Лучи из бронзы, покрытой золотом, представляющие божественную природу явления ангела Святой Терезе.


Известно, что в скульптуре Джованни Лоренцо Бернини отразились его личные переживания. Он был безумно влюблен в Констанцию Буонарелли, юную жену своего помощника. Он называл ее ангелом, а свою любовь к ней ощущал как священный экстаз. В образе Святой Терезы мастер отразил и черты возлюбленной, и свою страстную любовь к ней, по его представлению, имеющую божественное начало.

Святая Тереза Авильская

Святая Тереза Авильская (28 марта 1515 - 4 октября 1582) - испанская монахиня-кармелитка, автор мистических сочинений.

Рожденная в дворянской семье, Тереза с детства отличалась особой набожностью . В юности, несмотря на мысли о монастыре, Тереза не оставалась в стороне от светских увлечений, она сильно увлеклась рыцарскими романами и даже сама написала один. Её отец и слышать не хотел о монашестве — знатная, умная и красивая девушка, по его мнению и мнению общества, могла составить блестящую партию.

Святая Тереза Авильская

Однако в возрасте 20 лет Тереза решилась на рискованный шаг — она тайно бежала из дома и поступила в кармелитский монастырь Благовещения. Отец Терезы в конце концов примирился с выбором дочери.



Вторая половина жизни Терезы была посвящена главным образом созданию новых кармелитских монастырей и написанию книг. Она умерла в 1582 году во время очередного путешествия, в монастыре Альба де Тормес.

Святая Тереза Авильская

Наблюдая за жизнью монастыря, в котором было более 200 сестёр и где она провела более 20 лет жизни, видя явления, далёкие от идеала монашества, она пришла к выводу, что монашескую жизнь можно было бы лучше организовать в небольших общинах. Терезе пришлось долго бороться за право основать свой монастырь по новому уставу, пока наконец она не добилась разрешения от папы Пия IV

Святая Тереза Авильская

Монастырь Святого Иосифа посещал генеральный настоятель кармелитов Х. Рубео, который одобрил реформу. Это позволило продолжить создание реформированных кармелитских монастырей, новые монастыри появились в Медина-дель-Кампо (1567), Малагоне и Вальядолиде (1568), Толедо и Пастране (1569), Саламанке (1570), Альба-де-Тормесе (1571), Сеговии (1574), Ваеасе и Севилье (1575), Караваке (1576)



Как описывала позднее Тереза в своих книгах, жизнь в монастыре подарила ей необычный духовный и мистический опыт. Ей были явлены видения Сына Божия и херувима, пронзившего её сердце огненным копьём. Мистикой проникнуты и сочинения святой Терезы.

Писать Тереза начала более по послушанию, нежели в силу желания. Ко времени начала литературной деятельности ей было уже более 50 лет, но за сравнительно небольшой отрезок времени она сумела оставить после себя большое литературное наследие, фактически став не только первым богословом-женщиной в истории Католической церкви, но и первой испанской писательницей

Святая Тереза Авильская

"Слева подле себя я видела ангела в телесном облике. Такое со мной если и бывает, то очень редко. Хотя меня подчас и посещают видения ангелов, я всегда их вижу духовным видением, о котором я упоминала. Между тем Господь наш иногда желает, чтобы я видела ангела в телесном облике. Этот ангел не велик, а скорее мал и очень красив – его лицо пылает, словно он принадлежит к высшим ангелам, которые представляются нам огненными и называются у нас херувимами. В руке у него я вижу длинное золотое копье, на острие которого, кажется, блистает огонь. Этот ангел иногда является, чтобы вонзать свое копье мне в сердце, проникая им в самые мои внутренности. Когда он затем извлекает копье, мне кажется, что он извлекает вместе с ним и внутренности и оставляет меня пылать великой любовью к Богу. Боль при этом так велика, что я не могу сдерживать стоны, однако она столь сладостна, что я не могу желать, чтобы она покинула меня. Душа моя не удовлетворяется ничем, кроме Бога, и поэтому боль моя не телесна, а духовна, хотя тело тоже участвует в ней, и в значительной мере. Эти любовные ласки души и Бога так сладостны, что я молю Бога, чтобы Он по доброте Своей дал их испытать всем, кто думает, что я лгу."


В 1970 году Тереза Авильская была возведена в достоинство Учителя Церкви. Она стала первой женщиной, удостоенной этого титула.


Экстаз блаженной Людовики Альбертони. Бернини.

Умирающая возлежит на ложе, укутанная в одежды, в состоянии религиозного экстаза, ожидая нисхождения Святого Духа. Скульптура выполнена из мрамора разных цветов: фигура из белого мрамора, покрывало из красного с белыми прожилками.


Заказ

Тереза. Фрагмент.

Состав скульптуры

Чтобы передать чувства, которые испытывает Тереза, Бернини демонстрирует обморочное состояние и упоение героини, изображая приоткрытый рот, закрытые глаза. Драматизма сцене придает тяжелая драпировка и контрастирующая с чистотой лица текстура ткани. Молодой ангел с любовью смотрит на Терезу, готовясь пронзить ее сердце и завершить мистическое единение с Богом.

Экстаз святой Терезы. Фото.

Заключение

Традиционная интерпретация скульптуры относительно проста. Экстаз святой Терезы демонстрирует всепоглощающее чувство наслаждения, испытываемое при служении Христу, что согласуется с целями католической контрреформации.

После смерти Иннокентия Бернини восстановил свое видное положение, что позволило ему сосредоточиться на барочной архитектуре и поработать над базиликой Святого Петра в Риме, а также над другими известными проектами.

Скульптура Экстаз Святой Терезы

  • Статуя Экстаз Святой Терезы
  • Где находится статуя Венеры Милосской
  • Другая Мать Тереза: Почему ее канонизация вызвала возмущение

Описание

Скульптурная группа Экстаз Святой Терезы – одно из лучших творений великого Бернини. Она представляет из себя мраморную композицию в стиле барокко, повествующую о мистическом озарении испанской монахини. Фигуры Терезы и ангела, сошедшего к ней с небес в сновидении, выполнены из белого мрамора. Божественный свет озарения сделан в виде бронзовых лучей на заднем фоне группы. Композиция заключена в колоннаду из цветного мрамора.

Мрамор в руках мастера Джованни Бернини превратился в материал, подобный воску. Черты лиц и монахини, и ангела выглядят настолько естественно, что зритель невольно ждет движения и дальнейшего развития сцены. Естественный свет добавляет визуального очарования и полноты реальности картины.

История создания

На создание этой скульптурной группы Бернини сподвигли письма монахини из Испании. Тереза не вымышленный исторический персонаж, а реально жившая женщина. Ее жизнь была связана со служением Господу, посвящена защите униженных и убогих, проповедованию христианской веры. За благие стремления и дела Тереза подвергалась гонениям со стороны инквизиции.

К святым героиня была причислена только после смерти. Свои мысли и сновидения Тереза записывала, а до нас они дошли в виде писем-посланий для христиан. Одно из таких писем, в котором она откровенно повествует о своем мистическом сновидении, и послужило стимулом для создания скульптуры.

Тонкость слога и необычайно умное изложение заставили задуматься Бернини о бренности существования, о знаках, которые подает нам Господь. Впечатления и чувства от прочтенного мастер выразил в камне, который в его руках превратился в пластичный и живой материал.

О героине- Святой Терезе

Тереса Авильская родилась в начале 16 века в семье испанского дворянина, потомка евреев, крещенных по традициям христианства. Девочка с детства была набожной, рано научилась читать, а уже в 12 с небольшим лет написала первый литературный труд – роман о рыцарстве.

В 20 лет Тереза бежала из дома и тайно приняла постриг в кармелитском монастыре. Тяжелая болезнь заставила ее вернуться под опеку отца, но после выздоровления девушка вновь пожелала жить в монастыре. Очень быстро вокруг молодой монахини образовался круг приверженцев тех идей, которые не всегда соответствовали канонам инквизиции. За это Терезу пытались отлучить от церкви, выслать в глухие районы страны.

· собственная автобиография и описания жизни великих людей тех времен;

· философские сочинения религиозной тематики;

· художественные романы и стихотворения;

· нравоучительные писания и обращения;

· письма о знамениях Божьих.

В 1614 году Тереза была причислена к лику блаженных по католическим канонам, а в 1622 – канонизирована Григорием 15. В 1920 году монахиня была внесена в список Учителей Церкви Папой Римским Павлом 6.

Где находится скульптура

Алтарная скульптурная группа Экстаз Святой Терезы Бернини находится в небольшой римской церкви под названием Санта-Мария-делла-Витториа (Santa Maria della Vitoria) в районе Трастевере. Храм отличается театрализованным дизайном убранства, но христианские каноны в нем строго соблюдаются. Здесь нельзя оголять плечи и колени, женщины должны входить внутрь с покрытой головой.

Санта-Мария-делла-Витториа – это не только памятник архитектуры и искусства, а еще и действующий храм, где проходят службы и христианские католические обряды. Но центром внимания для туристов является одна из капелл храма, где находится скульптура Экстаз Святой Терезы.


Алтарная композиция работы Джанлоренцо Бернини в церкви Санта-Мария-делла-Витториа изображает эпизод, описанный в автобиографической книге Терезы Авильской так:

"Я увидела маленького Ангела. Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и во внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем вырывает он и внутренности мои. Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы окончилась эта боль. Чем глубже входило копье во внутренности мои, тем больше росла эта мука, тем была она сладостнее".

Читайте также: