Сообщение джонатан свифт путешествие гулливера

Обновлено: 29.04.2024

Многие из нас привыкли воспринимать роман "Путешествие Гулливера", только через его первую часть "Гулливер в стране лилипутов". Но на самом деле эта книга наделала много шума в 18 веке, была запрещена в Англии как острый сатирический памфлет, а в наши дни она остается актуальной благодаря идеям "защиты животных", "равенства мужчин и женщин", "справедливости при управлении государством". Но обо всем по порядку.

Итак, Джонатан Свифт. Преподаватель, публицист, философ и священник, ирландец по происхождению. Читая о нем, понимаю, что он был горяч, как все ирландцы, умен и талантлив. Он видел не просто проблемы отдельных людей, но и общества в целом. При этом отлично понимал, что никто не любит критики, особенно власть имущие, поэтому свое самое знаменитое произведение "Путешествие Гулливера" выпустил как анонимную книжку.

Почему книгу и почему анонимно?

18 век не 21, нельзя просто писать что вздумается в интернете, подписываясь "хитрый жук". Книга была основным средством коммуникации, именно через книги авторы могли донести свою точку зрения, высказать идеи и мысли. Итак, Свифт написал очень острую сатирическую книгу, и прекрасно понимал, что и за меньшее в "Тауэр" попадают. Поэтому опубликовать ее следует анонимно. Рукопись "Путешествий" издателю Мотту подбросили друзья Свифта.

Представьте себе эту сцену, утро, вы - издатель, спускаетесь к завтраку и тут в окно летит камень с привязанной к нему рукописью. Не берусь утверждать, что все было так, и камень попал в лоб издателю, но что рукопись попала деловому человеку в сердце, голову и кошелек, это точно. После того, как первый тираж разлетелся среди читателей и цензоров (куда уж без них), книгу запретили. Но успели вывезти во Францию, где ее перевели на французский и многократно переиздавали.

Свифт пишет "Путешествия Гулливера", но это не точно. Может быть это не он )) И книга не его. Фото из открытых источников

Свифт пишет "Путешествия Гулливера", но это не точно. Может быть это не он )) И книга не его. Фото из открытых источников

Почему, спросите вы?

Это сейчас Франция и Англия дружат против России члены единой Европы, а в 18 веке терпеть не могли друг друга. Постоянно находились в состоянии войны. А тут книга, которая так тонко высмеивает английский строй, изображает их старейшие партии Вигов и Тори, как лилипутов все отличие которых в высоте каблука. Единственное, о чем жалели французы, так это то что не сами написали эту книгу. "Путешествия Гулливера" стали невероятно популярны и долгое время на другие языки их переводили именно с французского.

Сколько частей в книге и о чем они на самом деле?

В книге четыре части путешествие в Лилипутию, Бробдингнег (Страну Великанов), Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию и наконец в страну гуигнгнмов.

Вся сатира направленная против современного Свифту английского общества скрыта именно в первой части. Я уже упоминала, что Свифт изобразил Вигов и Тори как лилипутов, разница между которыми только в высоте каблука. Прошелся он и по политической карьере. В Лилипутии должность получали люди, которые дольше всех смогут устоять на канате. Эквилибристика - это основное качество хорошего политика.

Досталось и церкви. Противоречия между протестантами и католиками нашли отражение в описании бессмысленной войны за единственно верное решение с какой стороны разбивать вареное яйцо.

А вишенкой на торте, если кто ставил под сомнение что речь идет именно об Англии, было описание императора Лилипутии с "выразительными мужественными чертами лица с австрийской губой и орлиным носом". Трудно представить более точный портрет английского короля Георга.

Бробдингнег (Страна Великанов)

Не такой человек был Свифт, чтобы все поругать, высмеять и оставить как есть. Бробдингег (Страна Великанов), это идеал страны по мнению Джонатана Свифта. Не случайно Гулливер во второй части становится маленьким наблюдателем огромного мира. Свифт подчеркивает ничтожность человечества, его стремление вечно создавать себе проблемы, не способность выстроить гармоничное государство.

Мой краткий исторический очерк нашей страны за последнее столетие поверг короля в крайнее изумление. Он объявил, что, по его мнению, эта история есть не что иное, как куча заговоров, смут, избuений, революций и высылок, являющихся худшим результатом жадности, партийности, лицемерия, вероломства, жестокостu, бешенства, безумuя, ненавuсти, зависти, сластолюбuя, злобы и честолюбия… Потом, взяв меня в руки и тихо лаская, обратился ко мне со следующими словами, которых я никогда не забуду, как не забуду и тона, каким они были сказаны:

— Мой маленький друг Грильдриг, вы произнесли удивительнейший панегирик вашему отечеству; вы ясно доказали, что невежество, леность и порок являются подчас единственными качествами, присущими законодателю; что законы лучше всего объясняются, истолковываются и применяются на практике теми, кто более всего заинтересован и способен извращать, запутывать и обходить их… Из сказанного вами не видно, чтобы для занятия у вас высокого положения требовалось обладание какими-нибудь достоинствами; ещё менее видно, чтобы люди жаловались высокими званиями на основании их добродетелей, чтобы духовенство получало повышение за своё благочестие или учёность, военные — за свою храбрость и благородное поведение, судьи — за свою неподкупность, сенаторы — за любовь к отечеству и государственные советники — за свою мудрость.

Многие исследователи творчества Свифта отмечают, что он создал первый роман утопию. Так как Страна великанов носит некоторые утопические черты: ее жители прекрасно знают математику, историю и поэзию, при этом в остальных областях знаний у них существенные пробелы. Ими правит просвещённый Монарх, не заинтересованный в расширение своих границ, захвате новых земель и войнах. Все законы должны состоять не более чем из 22 слов, писать комментарии и пояснения к законам - преступление.

Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию

Не думайте, что это просто набор букв. Свифт затрагивает в этой главе проблемы, которые актуальны и в наше время.

Лапута - это летающий остров, мужчины которого творцы, а значит немного не от мира сего. Единственные здравомыслящие люди острова - это благородные дамы, а так же простые не знатные люди. Только с ними Гулливер может вести нормальную беседу. Помним, что это 18 век, где благородной даме отводиться роль покорной матери и жены. Наличие собственного мнения, тем более здравого, у женщин считалось таким же чудом, как говорящая лошадь.

Бальнибарби - это колония Лапуты. Тут всем заправляют прожектеры. Все их проекты не работают, но правительство страны упорно продолжает их продвигать. Таких примеров можно найти массу и нашей современной жизни. И не только в масштабе государства, но и отдельно взятого предприятия.

Лаггнегг, Глаббдобдриб

Посредством этих двух путешествий Свифт сравнивает людей прошлого и настоящего и показывает мир, где люди могут жить вечно, при этом все болезни и хвори остались с ними. Смело могу сказать, что эти главы философские, а не политические. Гулливер находится в мире людей, которые достигли всех мечтаний человечества, но при этом не стали счастливыми, а скорее наоборот.

Путешествие в страну гуигнгнмов

Это моя любимая глава. В ней Свифт говорит о защите животных, об их бесправным положении. Могу сказать точно, что никто до Свифта и много времени после него не поднимал эту тему в обществе. Право владеть животными, распоряжаться их жизнью, отдавать в цирки и зоопарки для многих до сих пор само собой разумеющееся.

Что сделал Свифт в своей книге?

Он меняет местами человека и лошадей. В этой стране лошади разумны, гуманны и образованы. При этом работают на них еху люди-животные, отличающиеся низким интеллектом. Гулливера признают за еху с высоким интеллектом, и содержат на правах пленника, но не раба. Вернувшись из последнего странствия, Гулливер больше не может по прежнему смотреть на общество людей, видя все его пороки и недостатки. Он становится нелюдим, и больше времени проводит в обществе животных.

А вы давно перечитывали книгу "Путешествия Гулливера"? Какая глава ваша любимая и почему? Как считаете в наши дни книга актуальна? Давайте обсудим.

История создания

Автор опубликовал роман без указания своего авторства, и книга сразу стала пользоваться популярностью, хоть и была подвержена цензуре. Самым распространенным изданием стал перевод французского писателя Пьера Дефонтена, после чего роман переводился уже не с английского языка, а с французского.

Позже стали возникать продолжения и подражания истории Гулливера, оперетты и даже краткие детские версии романа, в основном посвященные первой части.

Жанр, направление

Роман написан в эпоху Просвещения или Позднего Классицизма, для которой жанр путешествия был очень популярен. Произведения данного направления отличаются поучительным характером, вниманием к деталям и отсутствием противоречивых героев.

Главный герой Лемюэль Гулливер в результате кораблекрушения попадает в Лилипутию, где маленькие человечки принимают его за чудовище. Он спасает их от жителей соседнего острова Блефуску, но, несмотря на это, лилипуты собираются его убить, из-за чего Гулливеру приходится сбежать от них.

В ходе второго путешествия Лемюэль попадает в Бробдингнег, страну великанов. О нем заботится девочка Грюмдальклич. Маленький Гулливер попадает к королю, где постепенно осознает ничтожность человечества. Домой мореплаватель попадает случайно, когда гигантский орел улетает с коробкой, которая была временным жилищем путешественника.

Третье путешествие переносит Гулливера в страну Бальнибарби, на летающий город Лапута, где с удивлением наблюдает за глупостью жителей, замаскированную под ученость. На материковой части в столице Лагадо он посещает академию, где видит бессмысленные изобретения местных ученых. На острове Глаббдобдриб, вызывая души умерших исторических личностей, он узнает о них правду, скрываемую историками. На острове Лаггнегг он встречает мучающихся от бессмертия струльдбругов, после чего через Японию возвращается в Англию.

Четвертое путешествие заносит Гулливера на остров, где разумные лошади гуигнгнмы используют труд одичавших существ еху. Главного героя изгоняют, так как он похож на еху. Лемюэль долго не может привыкнуть к людям, общество которых становится ему невыносимо.

Главные герои и их характеристика

Темы и проблемы

Основной темой произведения являются человек и моральные принципы, по которым он старается жить. Свифт поднимает вопросы о том, кто такой человек, как он выглядит со стороны, правильно ли он поступает и каково его место в этом мире.

Основная идея

Произведение Джонатана Свифта является иллюстрацией того, что мир многообразен и непостижим, людям все еще предстоит разгадать смысл мироздания. А пока несовершенный и слабый человек обладает гигантским самомнением, считает себя высшим существом, но не только не может всё знать, но и часто сам рискует стать хуже животных.

Многие люди потеряли человеческий облик, изобретая оружие, ссорясь и обманывая. Человек мелочен, жесток, глуп и безобразен в своем поведении. Писатель не просто голословно обвиняет человечество во всех возможных грехах, а предлагает альтернативные варианты существования. Его главная мысль – необходимость исправления общества через последовательный отказ от пороков невежества.

Чему учит?

Главный герой становится своеобразным наблюдателем со стороны. Читатель, знакомясь с книгой, вместе с ним понимает, что человеку необходимо оставаться человеком. Следует объективно оценивать свое влияние на окружающий мир, вести разумную жизнь и не погружаться в пороки, постепенно превращающие личность в дикаря.

Люди должны задуматься над тем, к чему пришло человечество, и попытаться изменить мир хотя бы в той ситуации, когда это зависит от каждого из них.

Критика

Многие годы церковь запрещала книгу, а представители государства укорачивали ее, чтобы урезать опасные политические размышления. Однако для ирландского народа декан собора Святого Патрика остался легендарным борцом за права угнетенных бедняков, об его общественной деятельности и литературном таланте простые горожане не забывали.

Жанровая направленность произведения представляет собой фантастический сатирически-философский роман в стиле путешествия, основной тематикой которого является проявление человеческих моральных принципов.

Главным героем романа является Лемюэль Гулливер, представленный в образе уроженца Англии, корабельного хирурга, капитана судна, морского путешественника, отличающегося любознательностью, способностью легкой адаптации к новым условиях, быстрого изучения иностранных языков. Гулливер имеет семью в лице супруги Мэри и двоих детей, но живет с ними нечасто, поскольку вынужден заниматься зарабатыванием денег.

Композиционная структура романа состоит из четырех частей, в первой из которой главный герой в результате кораблекрушения оказывается в стране Лилипутии, населенных маленькими человечками, вторая часть повествует о путешествии героя в страну Бробдингнег, населением которой являются великаны, в третьей части представляется посещение героем летающего города Лапуты, расположенного в стране Бальнибарби, а четвертая часть переносит героя в островную часть, где жителями являются лошади гуигнгнмы, имеющие разум.

Центральная тема романа представляется в виде авторских размышлений о человеческой сущности и ее месте в жизни, а также правильности людских поступков. В романе поднимаются несколько проблем, одними из которых являются испорченность человеческого общества, мелочность государственного управления, незначительность и жестокость человека, потеря здравого смысла, а также достижение идеала на фоне падения людской нравственности.

Отличительной особенностью романа является авторские иллюстрации о многообразии, непостижимости мира и смысла мироздания, в котором человечество проявляет всевозможные грехи, поэтому писателем предлагается вариант в виде последовательного отказа от невежественных пороков.

Второстепенными персонажами романа представляются лилипуты в образе организованного народа, выполняющего сложную работу, великаны, незнакомые с убийствами и военными действиями, жители летающего города, умеющие вызывать умершие души, а также гуигнгнмы, лошади, владеющие разумный языком, увлекающиеся поэзией, не признающие денег, власти, оружия и войны, которым прислуживают еху, одомашненные животные, лишенные положительных человеческих качеств, ненавидящие друг друга, питающиеся падалью.

Своеобразие произведения состоит в представлении главного героя романа в качестве стороннего наблюдателя, рассуждающего о необходимости изменения человеческого мира в виде объективной оценки окружающей среды, ведения разумной жизни, отказа от совершения негативных поступков, превращающих человека в дикую личность.

Кроме того, роман отличает отсутствие противоречивых персонажей и внимание к повествовательным деталям.

Смысловая нагрузка романа заключается в сохранении человеческого облика в виде искоренения самомнения, эгоизма, жестокости, злобы, ненависти.

Анализ №2

Главный герой Лемюэль Гулливер родился благодаря английской прозе XVII века, основанной на романтизме путешествий эпохи географических открытий.

Задумкой Свифта было искоренение людских пороков, благодаря прочтению его романа, но после его публикации автор изменил свое мнение. Людские пороки не искоренить, всегда будут рождаться новые.

Изначально жители с осторожностью отнеслись к пришельцу. Но осознав, что великан имеет дружеские намерения, как любое общество, лилипуты начинают использовать его в своих целях. В данном случае, как главное и мощное оружие против государства на острове Блефуску.

Страна же великанов Бробдингнег рисуется Джонатаном Свифтом противоположностью Лилипутии. Жители, в основном занимающиеся земледелием, просты и бесхитростны. В основе их жизненных ценностей и логики лежат малые основы моральной этики, поэзии и математики, использующейся только применительно, в прикладном виде.

Их не интересуют хитросплетения жестоких законов Англии. Их собственные законы коротки, просты и понятны.

В третьем путешествии Гулливер попадает к волшебникам. Местные жители открывают герою глаза на бессмертие. Изумленный герой полагал, что всю бессмертную жизнь человек имеет возможность расти и развиваться.

Но жители страны точно знают, что после определенного возраста их привычная жизнь прекращается, старость забирает свое и остается только жить, не имея возможностей молодости и не имея возможности умереть.

Завершение произведения не столь радужно, как хотелось бы. В последнем путешествии Гулливер попадает в страну бесхитростных разумных лошадей, совершенно не умеющих лгать, но им это и не нужно. Примитивного языка хватает для обрисовки сути происходящего.

Сам же герой на их фоне выглядит отвратительным созданием, что окончательно отворачивает его от людей. Местные еху обладают всеми пороками английского общества, разумным вариантом которых он себя и видит.

Гулливер не желает больше находиться в обществе людей, его привозят туда насильно и еще очень долгое время он привыкает и учится заново жить с собственной семьей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ книги Путешествие Гулливера Джонатана Свифта

Популярные сегодня темы

Одним из ведущих персонажей романа О. де Бальзака "Евгения Гранде" выступает молодой парижанин Шарль Гранде. Впервые читатель знакомится с молодым денди, когда он приезжает по просьбе отца

Мечта и реальность, что же это такое? Мечта это то что мы придумываем себе изо дня в день, то что мы хотим, это вымысел и у каждого он свой. Это наш личный внутренний мир, наши фантазии

Человек - социальное существо. Он не может сформироваться как личность самостоятельно. То, какие решения мы принимаем, как меняем жизненные ценности, зависит от окружающих нас людей.

Эта картина похожа больше на черновик, набросок, но главная фигура прорисована очень четко.

С точки зрения троповедения книга также интересна как один из первых примеров подробного продумывания вымышленных стран — с масштабами, языками, историей, религиями. Это, конечно, сделано ради пародирования литературы путешествий и сатиры над современниками, но тем не менее[1].

История создания

Свифт является деятелем Эпохи Просвещения, которая охватывает практически всю первую половину восемнадцатого века. Это время вошло в историю человечества как время прогресса и реформ, время рассвета человеческого самосознания. Многие мыслители Просвещения отстаивали идеи свободы равенства, возвеличивали человеческий разум и человека, как главные мерила бытия, отвергали христианское учение о смирении перед ликом божественного. Свифт же, не отрицая общих положений Просвещения, придерживался более консервативных взглядов. Будучи священником, он считал, что человечество слишком возгордилось, поставив себя над природой и даже Богом.

В 1720 году он решил создать роман, в котором хотел показать хрупкость и непостоянство человеческого величия, его незначительность перед лицом божественного замысла и высмеять человеческие пороки, ограниченность и предрассудки. Работа над книгой отняла у Свифта пять лет, в 1726 году роман наконец-то увидел свет.

Жанр и направление

Биография и образ Гулливера

Родился герой в Ноттингемшире, в семье мелкого помещика. Мальчик тянулся к знаниям с самого детства, после школы обучался в Кембридже, а потом практиковался у хирурга. Но настоящей страстью парня оставались путешествия. Совмещая увлечение и работу, он заступил на должность судового врача.

Говоря о характеристике персонажа, нельзя не сказать о его честности. Мужчина не стеснялся предстать в смешном или непривлекательном свете перед читателями. Это патриот, для которого вопрос чести стоит на первом месте. Ценит дружеские отношения, а вот вопросы более интимных чувств героя волнуют в последнюю очередь. Философские размышления и серьезные умозаключения — не самая сильная сторона персонажа.

Более того, писатель часто словами путешественника высмеивал те вещи, которые он говорил серьезно, и даже с неким восторгом.

View this post on Instagram

A post shared by ugorskoe_detstvo (@ugorskoe_detstvo) on Oct 25, 2019 at 7:21am PDT

Джонатан Свифт разделил повествование на четыре части, давая возможность читателю увидеть четырех героев в образе путешественника. В Лилипутии он грозен и велик, исполин, несущий силу и добродетель среди беззащитных малышей.

В Бробдингнеге, стране великанов, Гулливер становится придворным шутом, так как уступает ростом всем, кто его окружает. При этом его ум и знания оценены представителем голубых кровей.

В летающей Лапуте персонаж предстает пассивным наблюдателем, способным к описанию, но не действиям. В государстве, которое населяют разумные лошади, персонаж испытывает огромную антипатию к самому себе.

Отовсюду Гулливер возвращается в родную Англию, так как не может найти себе место в других странах. В стране гуигнгнмов мужчина остается чужим, потому что мыслит разумно на территории лошадей, но является представителем безумного мира. В финале герой осознает, что изменения в мире невозможны или не будут осуществлены под воздействием слова.

Сам Свифт после публикации книги сокрушался над тем, что слышит обсуждения произведения, но не видит действий, которые привели бы к реформации в обществе и модернизировали бы его.

Суть: о чём произведение?

Роман рассказывает нам о жизни корабельного врача Лемюэля Гулливера и состоит из четырёх частей.

Лилипутия

В первой части Гулливер переживает кораблекрушение, очнувшись, он обнаруживает, что был взят в плен целым государством маленьких человечков, называющих себя лилипутами. Сначала героя держат связанным, но постепенно ему удаётся выучить язык аборигенов, завоевать их доверие и получить свободу, принеся присягу верности королю Лилипутии.

В королевстве узнают, что имперцы готовят свой флот к нападению, и главный герой, пройдя через море и добравшись до берегов Блефуску, вручную перетаскивает весь имперский флот к берегам Лилипутии. Лемюэль становится героем, король просит его окончательно уничтожить Блефуску, но он отказывается, понимая абсурдность этой войны.

Через некоторое время, сочувствующий герою аристократ тайно сообщает герою, что против него готовится заговор. Король приказал своим слугам ослепить Гулливера во сне за неподчинение. Лемюэль поспешно покидает королевство и снова доходит до берегов Блефуски, где встречается с императором и, найдя лодку, отплывает домой. В море его подбирает английское судно и возвращает домой.

Страна великанов

Однако, пробыв с семьёй не более трёх месяцев, Гулливер снова нанимается врачом на корабль и уплывает. Во время высадки на неизведанный остров моряки натыкаются на великана, Лемюэль отделяется от остальных и попадает на великанскую ферму, где становится любимой игрушкой дочери хозяина и местной диковинкой. Хозяин-великан возит Гулливера по ярмаркам и зарабатывает на нём деньги, однако такая жизнь подрывает здоровье героя, и фермер, думая, что он умирает, продаёт его королевской семье.

Во дворце Лемюэль становится любимцем короля и королевы, который оказываются просвещёнными и мудрыми правителями. Слушая рассказы главного героя о человеческом обществе, король великанов приходит в ужас от абсурдности и жестокости войн, которые ведут люди. Гулливер хочет научить великанов создавать порох, но король отказывается от столь ужасного оружия. Однажды королевская семья отправляется на отдых и берёт с собой Лемюэля в специальном ящике, когда жилище Гулливера оставляют без присмотра, огромный орёл хватает его и уносит в неизвестном направлении вместе с героем. В итоге птица роняет ящик в море, где героя снова спасают и возвращают домой.

Лапута

Через два месяца герой снова отправляется в плаванье. На этот раз на его корабль нападают голландские и японские пираты. Гулливера сажают в лодку и оставляют море на произвол судьбы, однако тот замечает остров, летящий по небу. Сумев привлечь внимание, Лемюэль в очередной раз избегает гибели.

Выясняется, что летающий остров носит название Лапута и населён просвещёнными господами и их слугами. Жители и остров представляют собой странное зрелище. Жители Лапуты пребывают в постоянных раздумьях о высоком, поэтому слуги должны постоянно бить их бычьими пузырями по лицам. Жители Лапуты не изучают прикладные науки, считая их недостойными себя, поэтому повседневный быт на острове организован из рук вон плохо. Лапута управляет многими землями континента и навязывает им свои идеалы. Люди не могут противиться воле короля летающего острова, иначе Лапута просто закрывает собой небо над непокорными селениями, лишая людей света и влаги.

После этого герой посещает остров магов, где самый старый чародей на сутки оживляет великих полководцев, правителей и учёных, чтобы они прислуживали в его дворце, а также государство Лаггнегг, где его заставляют ползать на животе у подножия трона местного правителя и слизывать с него пыль. В этой стране рождаются бессмертные люди, который очень страдают от многочисленных болезней и недугов и из-за этого становятся злыми, чёрствыми и завистливыми.

Покинув Лаггнегг, Гулливер доплывает до Японии. Там, в Нагасаки, ему улыбается удача, он встречает голландских моряков, которые помогают ему вернутся в Европу.

Страна лошадей

Не пробыв с семьёй и полугода, Лемюэль снова отправляется в плавание уже как капитан корабля. На острове Барбадос он подбирает новых людей в команду, но те оказываются пиратами, захватывают его корабль и высаживают Гулливера на неизведанном берегу.

В глубине джунглей героя окружают обезьяноподобные твари, но, когда к ним приближается серый конь в яблоках, они разбегаются. Вскоре появляется ещё один конь. Что-то обсудив между собой, лошади берут Гулливера под свою опеки и ведут его в свой город.

Уплыв из страны лошадей, Гулливер желает навсегда поселиться в одиночестве на необитаемом острове, но его подбирает португальский корабль. Моряки решают, что Лемюэль, рассказывающий о разумных лошадях и не желающий возвращаться домой, сошёл с ума.

В конце романа Гулливера всё-таки возвращают домой, но жизнь среди презираемых им людей оказывается ему немила. Единственной отрадой для героя становятся ежедневные беседы с двумя жеребятами.

По-хорошему стоило бы создать два раздела: непосредственные адаптации и произведения с отдалёнными мотивами. Однако, градации между тем и этим такие плавные, что разделительную черту при желании можно поставить где угодно, так что разобьём раздел лишь по видам медиа (тем более, что книги от оригинала обычно всё же дальше, чем фильмы и мультфильмы).

Поскольку большинство экранизаций предназначены для детей, они сняты в духе светлее и мягче.

Советский Гулливер Мультфильм 1939 года

  1. Приключения
    – на протяжении всего романа герой оказывается в не привычной для себя среде и сталкивается с ситуациями, которые ставят под сомнения его взгляды и убеждения. Приключения Гулливера работают не как испытания, преодолевая которые герой становится сильнее и лучше, а как непреодолимые превратности судьбы, перед которыми герой оказывается бессильным, по воле случая становясь то всемогущим великаном, то домашним питомцем. В итоге жизнь, наполненная самыми невообразимыми приключениями, не помогает ему стать лучше, а напротив, ломает его, принося ему только горечь и разочарование.
  2. Просвещение
    – Свифт не был противником Просвещения, как такового, но в своём романе он подверг разбору многие его аспекты. В частности, он показал зыбкость и иллюзорность господствующего положения человека на примере того, как Гулливер ещё не давно с насмешкой глядевший на абсурдный конфликт лилипутов, сталкивается куда более продвинутыми и более просвещёнными существами, которые видят в людях только дикарей, бездумно уничтожающих самих себя.
  3. Сатира на общество
    – роман остро высмеивает действительность, которая окружала Свифта. В стране Лилипутов главный герой наблюдает пустые и лишённые смысла дворцовые интриги, абсурдную войну из-за яйца, тщеславие и глупость мирских владык. Маленькие человечки служат кривым отражением человеческого общества и всех его пороков. Устами по-настоящему просвещённого короля великанов Свифт высмеивает войны и насилие, именно этот персонаж замечает, что простой рабочий человек приносит куда больше пользы, чем политики и правители. На примере Лапуты и её вассалов писатель высмеивает возгордившихся учёных, которым высокие научные материи заменяют реальный мир. Страна лошадей является насмешкой над человеческой гордыней, слепотой и ограниченностью людей, мнящих себя центром Вселенной, а также демонстрацией прогрессивных идей, доведённых до абсурда.
  4. Быт и нравы английского общества
    – характерен и портрет типичного англичанина, данный Свифтом в лице своего героя – Лэмюэля Гулливера. На протяжении почти всего романа он мнит себя умным и порядочным человеком, но на деле демонстрирует приверженность многим порокам, предстаёт перед нами плохим семьянином, а в конце, насмотревшись на идеальное общество лошадей, держащих людей в рабстве, и вовсе начинает почитать всех представителей человечества, кроме себя, за скот. В конце повествования гордыня и невежество приводят героя к мировоззренческому кризису и безумию.

Другие персонажи

Скайреш Болголам и Флимнап – недоброжелатели Гулливера в Лилипутии.

Рельдресель – госсекретарь в Лилипутии

Фермер-великан – показывал Гулливера на ярмарках за деньги.

Король Бробдингнега – мудрый правитель, которому были чужды нравы англичан.

Королева Бробдингнега – выкупила Гулливера у фермера.

Мьюноди – сановник в Бальнибарби, который вел свое хозяйство по старым правилам.

А ещё у нас есть:

Проблемы

  1. Жестокость
    – фантастические страны, обозначающие у Свифта реальный мир, показаны максимально натуралистично и приземлённо. Войны, интриги, предательства, рабство и диктатуры встречаются на пути героя постоянно. Всё это было обыденностью в общественной жизни того времени и остаётся обыденностью и в наши дни.
  2. Невежество
    – и главный герой, и почти все фантастические существа, которые встречаются на его пути, мня себя просвещёнными и разумными, на деле оказываются ограниченными самодовольными невеждами, различающимися между собой только глубиной своего падения.
  3. Безнравственность
    – как и в случае с невежеством, лишь немногие персонажи в романе показывают настоящую нравственность, большая же часть героев безнравственны и эгоистичны.

Содержание

Основная идея

Критика

Автор: Михаил Щепин

Как ты думаешь, человечки были трусами? Объясни.

Я так не думаю. Они проявили мужество в первый день прибытия нежданного гостя.

Но, конечно, нередко великан вызывал сильное опасение и пугливость.

От удивления Гулливер громко вскрикнул.

Человечки заметались и бросились в рассыпную.

Минуты две — три никто больше не подходил к Гулливеру.

Они нарочно подсыпали в бочки с вином сонного порошка, чтобы усыпить своего огромного гостя.

Читайте также: