Сообщение о щепкине кратко

Обновлено: 08.05.2024

Щепкин (Михаил Семенович) - знаменитый артист, сын дворового человека графа Волкенштейна, управлявшего всеми имениями своего помещика. Родился 6 ноября 1788 г. в селе Красном, Курской губернии, Обоянского уезда. Ему было семь лет, когда на домашнем театре своего барина он увидел впервые оперу "Новое семейство" и так поразился зрелищем, что с этого времени стал бредить сценой. Отданный в народное училище в городе Судже, он как-то сыграл роль слуги Розмарина в комедии Сумарокова "Вздорщица", и это окончательно поразило воображенье впечатлительного и способного ребенка. Продолжая затем учение в Белгороде и живя у местного священника, обучавшего его Закону Божию и латинскому языку, он 13 лет от роду поступил в 3 класс губернского училища в Курске и скоро переведен был в 4-й (последний) класс. Превосходно занимаясь, он много читал, руководимый И.Ф. Богдановичем , автором "Душеньки", который встречал его в доме графа Волкенштейна. Страсть к театру поддерживалась в Щепкине братьями Барсовыми, антрепренерами курского частного театра, где он приобрел некоторые познания в сценическом искусстве и был допущен в 1803 г. к исполнению роли в пьесе Княжнина "Несчастье от кареты". Определенный, по воле помещика, помощником землемера, межевавшего земли графа Волкенштейна, Щепкин 16 лет блестяще выдержал выпускной экзамен и, по приказанию помещика, произнес приветственную речь попечителю Харьковского университета, приезжавшему открывать гимназию, преобразованную из курского губернского училища. За превосходное исполнение поручения помещик "позволил Щепкину заниматься, чем хочет". Щепкин тотчас поступил к Барсовым и в 1805 г. сыграл роль почтаря Андрея в драме "Зоя", не без успеха. Лет около двадцати вел он кочевую жизнь, пока, наконец, не был принят в 1823 г. на казенную сцену, в московскую труппу, на амплуа первых комиков. Перед этим он играл с громадным успехом в Полтаве, где, при содействии князя Репнина и при его денежной помощи, выкупился из крепостной зависимости. Он уже поражал своей игрой, совершенно случайно подслушав у себя тот правдивый тон, который стал основой игры великого артиста. Ф.Ф. Кокошкин , директор московского театра, ввел Щепкина в круг писателей и профессоров университета, которые, по собственным словам артиста, "научили его мыслить и глубоко понимать русское искусство". В 1825 г. Щепкин дебютировал в Санкт-Петербурге, где также изумлял своей игрой и сделался общим любимцем, перезнакомясь со всеми литературными корифеями. Пушкин относился к нему с глубоким уважением и убедил его вести "Записки". Самым блестящим периодом сценической деятельности Щепкина был промежуток времени с 1825 по 1855 годы, когда, по выражению Погодина , он являлся "достойным помощником, дополнителем и истолкователем великих мастеров сцены, от Шекспира и Мольера до наших отечественных писателей - Фонвизина, Капниста, Грибоедова, Гоголя, Шаховского, Загоскина и Островского". У Щепкина был высокий, неподражаемый комический талант, в соединении с юмором и поразительной веселостью, ему одному свойственными. Игра его, чуждая малейшей фальши, заключавшая в себя бездну чувства, искренности и правды, магически действовала на зрителей. Эту игру Белинский признавал творческою, гениальною: "Щепкин - художник; для него изучить роль не значит один раз приготовиться для нее, а потом повторять себя в ней: для него каждое новое представление есть новое изучение". Щепкин был крайне самобытен и своеобразен в передаче самых трудных характеров, придавая им колорит блестящий, яркий, поражая естественностью и непринужденностью игры. Его гениальному исполнению равно были доступны и иноземные характеры и типы, и чисто русские, со всеми оттенками национальности, со всеми чертами страны или века, в которых эти характеры и типы существуют. Многие мольеровские типы Щепкин передавал так, что сами французы нередко могли бы нам позавидовать; никто не играл стариков Мольера лучше Щепкина. С неподражаемым талантом воссоздавал он малорусские типы и часто знакомил публику с Украиной и ее нравами нагляднее, чем история и поэзия. Евреи, начиная от шекспировского Шейлока и кончая нашими корчмарями в Белоруссии, ни на одной сцене не передавались с такой верностью, как в исполнении Щепкина. Видевшие знаменитого Тальму на парижской сцене, а Щепкина в Москве, исполнявшими одну и ту же роль в пьесе Казимира Делавиня "Урок старикам" - не знали, кому из этих артистов отдать преимущество. Исполнение ролей Фамусова и гоголевского Сквозника-Дмухановского было истинным торжеством таланта Щепкина. Последней роли, по свидетельству многих очевидцев, великий артист придавал, так сказать, родовые черты провинциала; смотря на него в этой роли, можно было подумать, что не артист исполнял роль, написанную Гоголем , а творец "Ревизора" написал своего городничего с исполнителя. Несмотря на свой могучий талант, Щепкин работал над развитием его с необычайной энергией, не доверяя своему вдохновению, и нередко пересоздавал роль, отыскивая в типе и характере черты, не замеченные им ранее. Служба несколько тяготила его, в особенности когда он уподоблялся поденщику и должен был нести на своих плечах крайне плохой репертуар. Его возмущало и отношение публики к такому репертуару. "Мне бы легче было, - писал Щепкин сыну, - если б меня иногда ошикали, даже это порадовало бы меня за будущий русский театр; я видел бы, что публика умнеет, что ей одной фамилии недостаточно, а нужно дело". Так честно смотрел он на искусство, которое не любил, а обожал. "Жить для Щепкина, - говорит С.Т. Аксаков , - значило играть на театре; играть - значило жить". Театр был для него утешением в горе и даже целебным средством. Многие были свидетелями, как артист выходил на сцену совершенно больной и сходил с нее здоровым. Как удивительный, почти идеальный образец, Щепкин имел самое благотворное влияние на московскую труппу; благодаря ему она достигла совершенства в свои блестящие дни. Помимо своей игры, Щепкин услаждал москвичей мастерским чтением гоголевских произведений на литературных вечерах, которые устраивал с 1843 г. Человек с гибким умом, пылким воображением, необыкновенно добрый, приветливый, отличный собеседник, коротко знавший Россию, по его собственному выражению, от дворца до лакейской, он интересовал весь цвет интеллигенции того времени; его дружбой дорожили Пушкин, Гоголь, Белинский, Грановский , Кудрявцев . В 1855 г. было с большим торжеством отпраздновано 50-летие его служения сцене. В 1863 г., по совету врачей, он уехал на Южный берег Крыма и скончался, 11 августа, в Ялте. "Записки и письма Щепкина" изданы в Москве в 1864 г. П. Быков.

Щепкин Михаил Семенович

День рождения М.С. Щепкина – 6 (17) ноября 1788 года. Он появился на свет в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в крепостном сословии. Отец Семён Григорьевич служил камердинером, а затем управляющим имениями графа Г.С. Волькенштейна. Мать Мария Тимофеевна была умелой любимой служанкой супруги графа.

Крепостной Семён Щепкин был на особом положении среди барской дворни. Он происходил из поповского рода и в крепость попал по оплошности своего деда. Он знал грамоту, был толковым помощником своего хозяина, который брал его с собой во все поездки. Своему сыну Мише он старался открыть дорогу к знаниям. Двое старших детей у них с женой умерли.

Мишу любили и баловали все, включая господ. Он рос бойким смышлёным мальчиком. С пяти лет ключник хлебного магазина стал прививать ему грамоту. Мальчик учился по азбуке, Часослову и Псалтыри. Затем его учителем был священник. Когда отец стал управляющим у графа, семья поселилась в уездном городке Судже. Здесь Миша был отдан в народное училище, в котором учился с 1799 по 1801 годы.

Портрет Михаила Щепкина в молодости

Портрет Михаила Щепкина в молодости

Биография

Михаил Щепкин в старости

Личная судьба

Известно, что у М. Щепкина был один брак. В 1810 году он познакомился с девушкой-сиротой, турчанкой по национальности. Во время русско-турецкой войны она была младенцем подобрана солдатами при осаде Анапы. Русский полковник Чаликов, в будущем генерал-майор, взял девочку на воспитание. Она выросла в приёмной семье и получила имя Елена Дмитриевна Чаликова.

Жена — Елена Дмитриевна

Жена — Елена Дмитриевна

В 1812 году она вышла замуж за Михаила Щепкина, который тогда ещё был крепостным, и в такое же сословие добровольно пошла она. Но жизнь вознаградила супругов. Со временем они оказались свободными от оков и родили четверых детей, судьбы которых сложились счастливо. Дочери Александра и Фаина стали актрисами, сын Дмитрий – филологом, второй сын, Николай, – издателем. Существуют ещё сведения о третьем сыне – Михаиле, ставшем юристом.

Заслуги в искусстве

Имя Михаила Семёновича Щепкина вписано золотыми буквами в историю русской театральной школы. Не получив актёрского образования, он на собственном сценическом опыте выстроил принципы театрального мастерства. Они по сути стали основой системы К.С. Станиславского и были взяты на вооружение Малым театром на многие десятилетия.

Портрет Михаила Щепкина (худ. Тарас Шевченко)

Портрет Михаила Щепкина (худ. Тарас Шевченко)

Щепкин Михаил

Михаи́л Семёнович Ще́пкин (6 (17 ноября) 1788, село Красное, Обоянский уезд, Курская губерния — 11 (23) августа 1863, Ялта) — русский и украинский актёр, один из основоположников русской актёрской школы.

М. С. Щепкин родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных графа Г. С. Волькенштейна.

После распада театра Котляревского в 1821 году Щепкин вернулся в труппу Штейна, выступал в Тульском театре.

Чиновник Конторы московских театров В. И. Головин вспоминал позднее:

В 1853 году во время единственной своей поездки за границу М. С. Щепкин встречался с А. И. Герценом; затем писал ему:

Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.

Михаил Щепкин скончался 11 (23) августа 1863 года в Ялте. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.


Щепкин Михаил Семёнович (6(17).XI.1788 – 11(23).VIII.1863) — русский актер, реформатор театра, основоположник реализма в русском театральном искусстве. Родился в с. Красное Обоянского уезда Курской губ. (ныне — Яковлевского р-на Белгородской области). Отец его, Семен Григорьевич, был крепостной человек графа Г.С. Волькенштейна, выполнявший обязанности управляющего поместьем.

В 1863 году, по совету врачей, он уехал на южный берег Крыма и скончался в Ялте 11 августа. Похоронен в Москве на Пятницком кладбище.

В декабре 1911 по решению городской Думы Курскому драматическому театру было присвоено имя Щепкина (в настоящее время в этом здании находится кинотеатр им. Щепкина). В Центральном округе Курска 25 октября 1957 г. его именем названа улица, на которой находится кинотеатр им. Щепкина. Мемориальная доска на Доме офицеров напоминает о начале артистической карьеры Щепкина на сцене Дворянского собрания (авторы — куряне скульптор Н. Криволапов и архитектор В. Михайлов). В Москве его имя присвоено театральному училищу-ВУЗу при Малом театре, а в 1980г. во дворе этого училища был установлен бронзовый памятник Щепкину. Автор — скульптор А.В. Тарасенко. В с. Красном, на родине Щепкина установлена скульптура работы В.М. Клыкова. Его имя присвоено также Белгородскому государственному академическому драматическому театру.

Читайте также: