Сообщение деятель культуры 19 века

Обновлено: 05.07.2024

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий — духовенства и дворян. В первой половине XVIII в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа — крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. — разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется и том. что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

Одним из самых знаменитых деятелей культуры девятнадцатого века является Александр Сергеевич Пушкин.

Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы, начало всех начал ее - таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин также впервые - на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым полноправно ввел литературу русскую в качестве еще одной и значительнейшей национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.

Великим открытием Пушкина было освоение действительности во всем ее многообразии как источника и материала поэтического творчества. Говорят, Пушкин открыл в литературе окно в мир. Нет, это окно было открыто в русской поэзии до него. Он же разрушил все перегородки, все средостения, отделявшие поэзию от жизни; ничего не было с тех пор в мире, в обществе, в природе, в жизни человеческой души, что не стало бы предметом искусства. Он же открыл метод поэтического творчества, который позволил поэту не быть "эхом", повторяющим каждый звук (нет ничего более неверного такого плоского понимания глубокой и вдохновенной пушкинской декларации). Сферой поэзии при Пушкине стало самое существенное в жизни человека - гражданский и патриотический подвиг, мечты, горе народа, лирика природы и любви. Все осветил поэт великой мыслью. Вот почему поэзия Пушкина воспринимается нами как целостное жизненное единство, как своеобразная и грандиозная художественная картина мира.

Поэзия Пушкина отразила все "впечатленья бытия". В ней отозвались его героическое и трагическое время, отблески сражений национально-освободительной войны, чаяния восставших на Сенатской площади. Дух европейских революций, крестьянских бунтов - словом эпоха

В нынешнем подходе к интерпретации образа поэта учитывается весь опыт изучений и толкований его личности и наследия. Причем опыт этот не ограничивается рамками только нашей страны. Расширяются исследования интернациональных восприятий и интерпретаций Пушкина. Западных ученых, биографов и читателей поэта все больше привлекают особенности пушкинского исторического мышления, философские мотивы его творчества, неисчерпаемость гения, его удивительный протеизм. При однозначности и спорности ряда трактовок, предлагаемых западными исследователями и комментаторами творчества, их влечет тайна пушкинского духа. Внимание к художественному наследию, к отдельным произведениям сочетается со все более явным тяготением к постижению поэта как личности. В уникальности гения западный мир открывает особенности русского характера, пример творческого и нравственного совершенства.

". за два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в "литературное наследие" По определению Ю. М. Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они "идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим" .


Пушкин жил и работал XIX веке, а в двадцатом веке были свои наиболее отличившиеся авторы, например, Шолохов Михаи́л Алекса́ндрович.

Художник Василий Григорьевич Перов – яркий представитель русского критического реализма в изобразительном искусстве 19 века. Он родился в декабре 1833 года в городе Тобольске в семье прокурора Г. К. Криденера. Родители обвенчались уже после его рождения, поэтому он не носил фамилию отца. Перовым его называл в детстве учитель грамоты, это прозвище и стало его фамилией.

Живопись В. Г. Перова разнообразна в жанровом отношении: это и портреты, и религиозные сцены, и исторические сюжеты. Несомненно, главным достижением В. Г. Перова были картины социально-критической направленности, в которых художник изображал быт простых людей, их невежество и иллюзии.



Творчество художника Виктора Михайловича Васнецова занимает особое место в русскойживописи 19 века. Вдохновение для написания картин он черпал в народной поэзии, русских сказках и былинах, в повседневной жизни простого народа. Благодаря этому все его картиныочень поэтичны и близки по духу русским людям. В. М. Васнецов родился в 1848 году в вятском селе Лопьял в семье священника. Очень рано в нем пробудился интерес к народной культуре и, одновременно с этим, к живописи. По семейной традиции, мальчик должен был стать священником, но любовь к искусству заставила В. М. Васнецова сделать другой выбор.



Иван Константинович Айвазовский (Айвазян) родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Древний город, разрушенный недавней войной, пришел в полный упадок из-за эпидемии чумы в 1812 году. На старинных рисунках мы видим на месте когда-то богатого города груды развалин с едва различимыми следами пустынных улиц да отдельные уцелевшие дома.


Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов – создатель своеобразных элегий в живописи Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 14 апреля 1870 года в Саратове в семье железнодорожного служащего.


В его работах не происходит ничего, а точнее, происходит самое главное: гнутся под тяжестью мокрого первого снега деревья, блестят только что омытые дождем крыши, солнечный свет пронизывает лесную чащу. Все едино, прекрасно-одушевленно и хрупко. Эта хрупкость и мимолетность просто требуют того, чтобы быть запечатленными. И художник откликается на это безмолвное требование.

Он работает непрерывно, жизнь и искусство для него оказываются перепутанными, переплетенными. Творчество самой высокой пробы становится частью его повседневного быта; должно быть, оттого он с какой-то моцартовской беспечностью относился к своим уже завершенным работам и их дальнейшей судьбе. Когда в середине 30-х видный художественный критик А. Чегодаев решил отобрать на выставку несколько его произведений. Лев Александрович выдвинул из-под дивана обшарпанный чемодан. Он был доверху набит акварелями - помятыми, с краями то загнутыми для того, чтобы поместить листы в чемодан, то изгрызанными кем-то, - как выяснилось, собакой. Один лист был съеден примерно на треть. Потрясенный увиденным, искусствовед обратился к реставраторам.

Теперь эта спасенная акварель – одна из лучших работ Бруни среди тех, к сожалению, немногих, что хранятся в Третьяковской галерее. Розовая лягушка замерла между тонких травинок. Можно с долгим глубокомыслием рассуждать о том, что в визуальных искусствах аналогом звука выступает жест, движение, а пространство всегда – вместилище таинственной тишины и что в данной работе Льва Александровича именно пространство листа, превращаясь в пространство мира, имеет такое определяющее значение. Но, наверное, лучше просто остановиться посреди затягивающей жизненной суеты, чтобы посмотреть и увидеть. И с остротой, доступной обычно лишь детям да художникам, пережить удивление и восторг перед каждой каплей этого мира.


Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник, мастер батальной картины. Родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце, в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду.


Воробьев Максим Никифорович (1787 – 1855) – художник-живописец, пейзажист, мастер городского пейзажа. Занимает значительное место в истории русской живописи как художник и как наставник целого поколения русских пейзажистов. Сын вахтера Академии художеств, Воробьев в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в академию и оказал большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре (профессор Томас де-Томон) и пейзажной живописи; наставниками его в последнем были Ф.Я. Алексеев и, вероятно, М.М. Иванов (пейзажист). Родживописи, избранный молодым художником или, вернее, назначенный ему академическим начальством, был архитектурно-пейзажный.

Он, как и никто другой, не мог создать талантов, так что в длинном списке его учеников встречается больше тружеников (например, братья Чернецовы), чем талантов. Тем не менее в числе последних есть такие имена, как безвременно умерший Лебедев, Л. Лагорио и прекратившийхудожественную деятельность М.К. Клодт; А.П. Боголюбов, И.И. Шишкин, вначале были учениками Воробьева так же, как и братья Горавские и Гине, Дорогов.


Николай Николаевич Ге – знаменитый русский живописец. Родился 15 февраля 1831 году в Воронеже. Семья Ге родом из Франции, прадед Ге эмигрировал в Россию в конце восемнадцатого века и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком. Детство свое Николай Николаевич провел в деревне, 10 лет от роду был привезен в Киев и помещен в Первую киевскую гимназию, по окончании которой поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского университета. В 1850 году. Ге бросил университет и поступил в АкадемиюХудожеств, где занимался под руководством П. Басина.


Мария Константиновна Башкирцева – русская художница. Родилась 11 ноября 1860 года близ Полтавы, в богатой дворянской семье. Первые годы Башкирцева провела в Харьковской области (в то время – губернии), в имении своей матери. В мае 1870 года Башкирцевы отправились за границу и, посетив Австрию, Германию и Швейцарию, поселились в Ницце. Здесь протекала ранняя юность будущей художницы, с детства проявлявшей многостороннюю даровитость и живую любознательность.





Илья Ефимович Репин - великий русский живописец. Родился 24 июля (по другим данным августа) 1844 года в Чугуеве, ныне Харьковской области, скончался 29 сентября 1930 года в селении Репино Ленинградской области. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863 года) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской Академии художеств.

Девятнадцатый век стал эпохой расцвета русской литературы. По мнению исследователей, такому бурному развитию культуры способствовали реформы Петра I и царствование Екатерины. Русские писатели 19 века сумели не только создать культурный фундамент для своих потомков, но и оставить множество ценных наблюдений о русском человеке и его душе.

  • Краткая характеристика XIX века
  • Александр Сергеевич Пушкин
  • Михаил Юрьевич Лермонтов
  • Фёдор Михайлович Достоевский
  • Иван Сергеевич Тургенев
  • Лев Николаевич Толстой

Русские писатели 19 века

Краткая характеристика XIX века

Девятнадцатый век для России характеризуется лихорадочным ритмом жизни, а также началом развития разных направлений — от культурных до сугубо технических. Помимо этого, изменениям подвергается и русский литературный язык — историк Николай Михайлович Карамзин сблизил его с живой разговорной речью, введя в оборот множество ранее незнакомых слов (впечатление, гармония, катастрофа и т. д. ).

Поэты русской классики

Александр Сергеевич Пушкин

Произведения Пушкина

Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю — 26 мая) в Москве. Рождение великого поэта зафиксировано в метрической книге церкви Богоявления в Елохове. В царскосельском лицее дар будущего поэта был замечен. Сам Пушкин признавался, что наибольшее влияние на его творчество оказали Жуковский, Батюшков (мастер лёгкой поэзии) и Карамзин, а из зарубежных авторов — Вольтер, Мольер, Руссо и Лафонтен.

Лучшие произведения Пушкина

Скончался великий поэт в результате дуэли с приёмным сыном нидерландского посланника Дантесом (Жоржем де Геккерном) 10 февраля 1837 года в Санкт-Петербурге. По подсчётам историков, это была минимум 21-я дуэль в жизни поэта и вторая по счёту с Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение (пуля перебила шейку бедра и проникла в живот) и умер в течение двух дней. На месте дуэли установлен памятник.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Произведения Лермонтова

Лермонтов родился 15 октября 1814 года (по старому стилю — 3 октября) в Москве. Будущий великий поэт и современник Пушкина с детства характеризовался как человек вспыльчивый, мечтательный, своевольный, во многих отношениях жестокий и очень гордый. Михаила воспитывала преимущественно бабушка в селе Тарханы, однако мальчика тяготили излишние заботы и внимание.

Лермонтов рано пристрастился к чтению и уже к 15 годам он читал французских, английских и немецких литераторов только в оригинале. Более всего поэт предпочитал русскую литературу, особенно сказки. Во время обучения в пансионе Лермонтов проявил свою склонность к воспоминаниям. В его ранних стихах наметились основные черты эмоционального характера — чувство одиночества, разочарования в мире, безутешный поиск близкого по духу человека, разлад с окружающей действительностью. К этому периоду относятся следующие произведения:

Самые знаменитые произведения русских поэтов

27 июля 1841 года в Пятигорске состоялась дуэль Лермонтова и Мартынова, в результате которой писатель скончался. Многие исследователи убеждены, что главным виновником и инициатором поединка являлся именно Михаил Юрьевич, который, имея желчный и невыносимый характер, спровоцировал самолюбивого отставного майора на выяснение отношений.

Существует легенда, будто поэту на дуэли выпала честь стрелять первым. Лермонтов взвёл курок и выстрелил в небо, показывая тем самым, что лично он не имеет претензий к сопернику. Мартынов же использовал свой шанс и одним выстрелом в грудь убил поэта.

Фёдор Михайлович Достоевский

Фёдор Михайлович Достоевский

Один из самых значительных русских писателей, философов, публицистов и мыслителей родился 11 ноября 1821 года в семье бедного врача-ординатора в Москве. На семейных вечерах Достоевские читали произведения Пушкина, Карамзина, Державина, а также Анны Радклиф — писательницы, которая основала жанр готического романа.

Во многих биографиях писателей чтение книг и сказок играло огромную роль для подрастающих гениев. Так происходило и в семье Достоевских. По воспоминаниям Фёдора Михайловича, его детские годы проходили в атмосфере постоянных слушаний различных поэм и рассказов. В сентябре 1834 года будущий писатель поступает в частный пансион, где проявляет себя как вдумчивый, глубокий и любознательный ученик.

С возрастом, поступив в инженерное училище и продолжая свою литературную деятельность, Фёдор стал посещать различные кружки (к примеру, С. Ф. Дурова, Петрашева и коммуниста Спешнева), читал запрещённую литературу, за что попал в ссылку на каторгу (первоначальный приговор — смертная казнь).

В последних произведениях в полной мере проявились основные характерные черты творчества Достоевского — острый психологизм, реализм, многолюдность (бо́льшая часть его повестей и романов содержит множество персонажей, среди которых сложно выделить главных и второстепенных). Особое внимание писатель уделял сюжету и детективной тематике. Умер Достоевский 28 января 1881 года от туберкулёза лёгких.

Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой

Величайший российский романист, просветитель и один из самых выдающихся писателей и мыслителей XIX века родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. Его фамилия была известна во многих странах мира. На протяжении четырёх лет подряд он номинировался на Нобелевскую премию по литературе (с 1902 по 1905 год), а впоследствии отказался от номинаций.

Творчество Толстого является переходным мостом между русской литературой XIX и XX веков. Помимо этого, писатель оказал влияние на эволюцию европейского гуманизма и на развитие реализма в общемировой литературе.

Основной целью творчества Толстого становится жизнь человеческой души, её реакции на социальные противоречия, а также нравственное совершенствование человека и переосмысление своего места в жизни. Религиозно-философская позиция писателя проявляется в осуждении духовенства и пышных религиозных обрядов.

Толстого также возмущало разное отношение священнослужителей к людям с различным достатком. В двадцатых числах февраля 1901 года Лев Николаевич Толстой был отлучён от Православной церкви. Скончался писатель 20 ноября 1910 года в рязанской деревне на станции Астапово, которая теперь носит его имя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Александр Сергеевич Грибоедов (1795 — 1829) Выполнили: Саргсян София Альберт.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Александр Сергеевич Грибоедов (1795 — 1829) Выполнили: Саргсян София Альберт.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795 — 1829) Выполнили: Саргсян София Альберт Пашаян Учитель: Гурова Ольга Петровна

ДЕТСТВО Алекса́ндр Серге́евич Грибое́дов родился в Москве 15 января 1795, в.

ДЕТСТВО Алекса́ндр Серге́евич Грибое́дов родился в Москве 15 января 1795, в обеспеченной родовитой семье.При царе Алексее Михайловиче был разрядным дьяком и одним из пяти составителей Соборного уложения 1649 года Фёдор Акимович Грибоедов.

По свидетельству родственников, в детстве Александр был необыкновенно развит.

По свидетельству родственников, в детстве Александр был необыкновенно развит. Существуют сведения,что он приходился внучатым племянником Александру Радищеву.В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, В 1803 году его отдали в Московский университетский,а через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году окончил словесное отделение университета со степенью кандидата словесных наук,но не оставил учёбу, а поступил на этико-политическое отделение философского факультета. В 1810 году получил степень кандидата прав и остался в университете

Творчество По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации к та.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он — автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепианная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

ПОСЛЕ СМЕРТИ Летом 1829 года на могиле Грибоедова побывал Александр Пушкин. П.

Читайте также: