Человеческий фактор причина сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Даже при эффективной системе менеджмента в области охраны труда и качественном обучении работников, инциденты все равно происходят: как минимизировать вероятность возникновения несчастного случая рассказал директор SRG-ECO Николай Сачков.

Основные тезисы:

  • Как интегрировать методы оценки человеческого фактора в используемую методику оценки и управления рисками
  • Примеры взаимосвязи человеческого фактора и аварийности
  • Развитие компетенций по управлению личностными характеристиками позволяет управлять рисками на предприятии

Как показывает статистика, 70% несчастных случаев и аварий случаются по причине человеческого фактора , 45% из них – по причинам особенностей человеческого поведения. Таким образом, 30% происшествий могут происходить независимо от качественного уровня системы менеджмента.

Конечно же, исключить полностью человеческий фактор при работах на опасных производствах невозможно, но этим фактором совершенно точно можно управлять.

На наш взгляд, помимо этого необходимо оперировать и набором личных характеристик, которые определяют отношение к таким составляющим корпоративной жизни как коллектив, ценности компании, рабочие задачи и многим другим.

Сегодня уже очевидно, что для безопасности на производстве существуют особенные показатели личности, которые влияют на небезопасное поведение, и с помощью результатов анализа этих показателей можно добиться снижения уровня травматизма, повышения эффективность труда!

Пример

Крупная металлургическая компания запустила у себя на производстве оценку профиля безопасности персонала. Оценка проводилась среди действующих сотрудников. По результатам оценки выявлено:

  • Была зафиксирована корреляция между результатами оценки и реальными происшествиями на производстве. Виновниками аварии действительно становились люди с низким показателем надежности.
  • Были выделены подразделения с высокой концентрацией ненадёжных сотрудников. Это позволило произвести штатные перестановки внутри компании с целью снижения риска в отдельных местах.
  • Сотрудники с экстремально низкими показателями надежности были дополнительно интервьюированы и переведены на менее опасные участки работы.
  • Сотрудникам были назначены дополнительные обучающие курсы для развития личностных показателей (коммуникации, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость и др.)

Следует отметить, что для реализации подобных проектов необходима поддержка ТОП-менеджмента и выделение ресурсов в компании. Со стороны HR необходима помощь в вовлечении персонала и мотивировании руководителей для того, чтобы все сотрудники прошли тестирование. Департамент ОТиПБ, в свою очередь, обеспечивает анализ реальных происшествий и интеграцию результата оценки персонала в систему управления профессиональными рисками.

Однако нельзя забывать и про то, что неправильная организация работ может привести к происшествию, несмотря на высокую надежность и качественную профессиональную подготовку персонала.

На основе этих данных можно определить вероятность возникновения инцидентов из-за особенностей поведения работника. По сути, это и есть риск человеческого фактора. Развитие компетенций по управлению личностными характеристиками или внедрение организационно-управленческих компенсирующих действий позволяет этими рисками управлять и снижать их.

К таким компетенциям можно отнести:

  • Эффективные коммуникации;
  • Управление эмоциями и самоорганизация;
  • Управление рабочим временем;
  • Критическое мышление.

Часто причинами происшествий становится низкое качество инструктажа на рабочем месте, при этом мы понимаем, что люди, которые проводят инструктаж, не обладают элементарными навыками коммуникации и презентации. Развитие таких навыков позволяет построить процесс обучения сотрудников, который будет достигать конечной цели – информирование работников о реальных рисках на предприятиях и понимание, как минимизировать эти риски.

Часто работники попадают в опасные ситуации из-за того, что боятся показаться некомпетентными или нелояльными руководству. И это происходит из-за отсутствия навыков критического мышления и способности давать качественную обратную связь руководителю.

Исследования и сбор данных экспертами SRG-ECO показал следующие результаты:

Человеческий фактор и аварийность

  • Аварийность в первую очередь связывается с неиспользованием имеющихся знаний (около 35%) или с недостатком знаний (около 25%), особенно для новых и сложных объектов (по данным о роли ЧФ при авариях);
  • Недостаток знаний по отдельным поражающим факторам (до 10–15%), по неизвестным и не предусмотренным нормами (до 5–10%) создают вторую группу составляющих ЧФ;
  • Прямые промахи и ошибки (до 5–10%) в устойчивой и регламентированной системе могут быть устранены или снижены при переходе на автоматизированные системы разработки проектов, технологий и контроля.

Субъективные факторы надежности

  • Вероятность наступления события часто оценивается личным опытом;
  • Незнакомые ситуации оцениваются как маловероятные;
  • Личный опыт влияет на осознание вероятности событий: приводит к переоценке, если они уже были, и к недооценке, если таких не случалось;
  • Сформированное представление о вероятности события сложно изменить: если информация противоречит устоявшемуся образу, человек ей просто не поверит;
  • Человек недооценивает возможность вероятных событий и переоценивает возможность маловероятных;
  • Человек переоценивает вероятность двух последовательных независимых событий, устанавливая между ними причинно-следственную связь.

Личная значимость последствий

  • Человек оценивает последствия с точки зрения личных угроз (угроза жизни, здоровью, карьере и т.д.), поэтому при оценке значимости важна роль ЛПР.

Распределение угрозы во времени и в пространстве

  • Человек больше переживает за масштабные катастрофы, нежели за частые, мелкие аварии. А оценка негативных последствий выше, если они близко к значимым для человека местам.

Связь между возможными последствиями и их вероятностью

  • Человек недооценивает вероятность катастроф с серьезными последствиями (н-р, наводнение) и переоценивает высоковероятные события с меньшими потерями (н-р, ДТП).

Контролируемость ситуации

  • На оценку надежности ситуации влияет использование своих знаний, навыков в целях предупреждения негативных последствий.

Возможность свободного выбора

  • Человек допускает более высокий уровень риска событий, где исход зависит его выбора.

Личностные характеристики, принимающего решение

  • Склонность к небезопасному поведению определяется особенностями личности: уровнем образования, образом жизни и т.д.

Для того чтобы использовать вышеуказанные данные в управлении профессиональными рисками, компания должна интегрировать методы оценки человеческого факторов и поведения в используемую методику оценки и управления рисками. Сегодня существуют различные методики оценки человеческого фактора, как правило, они давно апробированы за пределами России ввиду более раннего развития психологии как науки.

Учитывая тот факт, что стандарты поведения и культурные аспекты влияют на поведение и нормирование человеческого фактора, компания SRG-ECO приняла решение разработать собственную методику оценки человеческого фактора: диагностико-превентивную систему оценки человеческого фактора HALP (Human Aspect in Labor Protection) .

Методика была создана на основе многолетних исследований экспертов компании SRG-ECO под портрет среднестатистического рабочего в России. Сейчас она успешно прошла апробацию и уже используется в ряде крупных компаний.

Инструмент представляет собой специальное онлайн-тестирование для оценки личностных черт работников , которые влияют на небезопасное поведение. Методика оценивает более 20 поведенческих тенденций для штатных ситуаций (к примеру, склонность к риску, социальная ответственность, соперничество, отрицание тревоги) и типы неконструктивной профессиональной позиции (например, оптимизм, инфантильность, халатность). Все они подразделяются на четыре группы: опасное поведение, злоупотребление, несотрудничество и конфликтность.

Кроме того, методика способна диагностировать преобладающие типы поведения работника в экстренной ситуации. Результатом оценки является расчет риска человеческого фактора и рекомендации по его минимизации и корректировке.

Сама по себе личностная черта как отдельный показатель значения не имеет, ценность несет именно интегральная оценка личностных черт. У отдельного человека может быть низкая склонность к рискованным действиям, но соответствующий уровень инертности и заниженный уровень тревожности, что не позволит ему правильно оценить риск в рабочих действиях, и сотрудник может стать виновником серьезной аварии.

При определении вероятности несчастных случаев, то крайне важно проводить анализ в совокупности с оценкой профессиональных рисков. Сейчас работодатели привыкают оценивать риски, но мало кто учитывает личностные черты сотрудника, хотя именно они могут предопределить, произойдет происшествие или нет.

На протяжении многих веков и столетий человек создает вокруг себя систему для комфортного пребывания в среде обитания. Что под собой подразумевает комфорт — это не только удобство использования каких-либо технологий, но и безопасность, защита от негативных факторов. Человечество ежедневно разрабатывает новые системы, механизмы. Ошибки случаются, никто от них не застрахован. Часто человеческий фактор влияет на безопасность. Различных рефератов и работ на эту тему написано огромное множество.

Безопасность и человеческий фактор

Наше время

В XXI веке появилась тенденция создавать такие системы, где люди были бы задействованы минимально. Роботы, автомобиль с автопилотом, поезда — все это результат деятельности человека. Но он здесь не является главным: он не принимает решения, не ведет автомобиль, не управляет поездом. Он является разве что оператором и следит за функционированием всех систем.

Почему история привела нас к этому и продолжает вести? Общество на пороге появления в нашей жизни еще одного инструмента — искусственного интеллекта. Разработчики новых систем стараются исключить работника из многих отраслей промышленности, сделать все максимально автоматизированным и интерактивным, так как человек допускает ошибки, принимает неверные решения, опирается на свои эмоции в принятии решений.

История появления термина

Сейчас же этот термин используют повсеместно. Услышать, что в какой-либо аварии виноват человек, можно в утренних новостях. Любая организация хочет видеть в своей команде работника с определенным темпераментом. Требуется очень внимательный сотрудник для работы в производственной фирме.

Определение понятия

  • чувствами;
  • воображением;
  • традициями;
  • привычками;
  • характеристиками и многим другим.

Теперь нужно связать эти два понятия. Можно сказать, что речь пойдет о причинах в тех или иных сферах жизни. Только эти причины — дело рук человека, какие его действия могут повлиять на развитие промышленности или ее спад, на происшествия или катастрофы.

  1. Авиация.
  2. Космическая промышленность, космические полеты.
  3. ДТП (дорожно-транспортные происшествия).
  4. Медицина и. т. д.

На самом деле список можно продолжать очень долго, ведь придется перечислить все промышленные отрасли и не только.

Основная причина человеческого фактора

Ошибка — это еще одна человеческая черта. Часто говорят, что люди учатся на ошибках и в них нет ничего страшного. Человек решает задачу, думая, что нашел верное решение. Но почему-то его выбор приводит к ошибке. Почему так произошло? Возможно, он просто не знал каких-либо данных, может быть, он поспешил, и результат привел к ошибке.

Но вот в чем проблема: человек осознанно решал эту задачу, осознанно выбирал ответ. Хорошо, если речь идет о задаче по математике. Но что если речь шла бы о взлете на самолете с неисправным двигателем? Значит, неправильное решение может серьезно снизить уровень безопасности многих людей.

Что движет человеком при принятии неправильного решения? Вот основные причины принятия ошибочного и порой даже опасного решения:

  • физическое и/или психологическое состояние;
  • отсутствие опыта и знаний;
  • отсутствие информации;
  • отсутствие возможности посоветоваться, получить поддержку.

Психологическое состояние человека

Психология поведения присутствует в любом поступке. В современном мире люди частно нервничают, испытывают чувство тревоги. Переживание за выступление на презентации, обеспокоенность за проделанную работу, боязнь не успеть, опоздать.

Человек переживает при принятии решения

Бывает такое, что человек боится за сами последствия после принятия решения, переживает, что при допущении ошибки, его могут отругать, наказать. Уже только мысль о возможности принятия неверного решения пугает его. В результате этих мыслей человек теряется, не может сосредоточиться на происходящем. Его охватывает страх и испуг. Он находится в экстремальной ситуации, надо срочно принимать решение, но страх не позволяет мыслить ясно. Конечно, это оказывает сильное влияние на решение.

Еще одним фактором могут служить личные проблемы. Трудности на работе, тяжелые отношения в семье, финансовые проблемы — все это может сильно влиять на психологическое состояние. В этом случае все мысли возвращаются к этим проблемам.

Самый очевидный пример, где психологическое состояние человека проверяют довольно часто и требуют следить за ним, — авиация. Несмотря на то что сейчас в современных самолетах есть автопилот, в кабине экипажа все равно присутствует два человека. В случае экстренной или аварийно ситуации только человек может принять решение, чтобы изменить положение дел. Пилот не может поддаваться страху и панике, хотя на его решение может оставаться несколько секунд.

С этим фактором можно столкнуться не только в кабине экипажа, но и на базах обслуживания. Сервисный инженер забыл закрутить шайбу на руле высоты, потому что он очень спешил попасть домой, чтобы решить свои проблемы с женой. Казалось бы, маленькая деталь и небольшая ссора с женой, а все это может привести к катастрофическому исходу.

Отсутствие опыта

К сожалению, часто случается, что каким-либо серьезным проектом управляет недостаточно компетентный человек. Слишком молодой или просто никогда не работавший в этой отрасли. На человека возложена огромная ответственность, например, провести испытание реактора на атомной электростанции. Уже возложенная ответственность оказывает на него высокое давление, он находится под чьим-то влиянием, например, своего руководителя.

Допустим, он просто не знал, в какой момент нужно было нажимать кнопку и остановить испытания. Подобная ошибка может привести к возникновению глобальной техногенной катастрофе.

Нехватка информации

Диспетчер дает распоряжение на посадку самолета

Следующий пример. В темное время суток на трассе едет автомобиль с выключенными фарами. Он не видит перед собой пешеходного перехода. Какие будут последствия?

Все это примеры отсутствия информации. Это еще один фактор, который может повлиять на последствия решения.

Оказание поддержки

Без совета некоторые решения даются довольно трудно. Как правило, это приводит к сомнению в правильности решения. Сомнения могут вызвать стресс, а стресс может привести к ошибке. Вот почему в самолете два пилота и с ними поддерживает связь диспетчер. При полетах в космос всегда должна поддерживаться связь с Землей, чтобы космонавт мог получить совет или рекомендацию к дальнейшим действиям. Так ему будет спокойнее выполнять свою работу. Поддержка нужна каждому человеку — это еще одна наша особенность.

Ошибка или польза

Человеческий фактор может являться причиной аварии

Человеческий фактор играет огромную роль в жизни людей. В современном мире с современными технологиями это именно тот фактор, учет которого ведется при любых разработках и реализации любых идей.

Многие примеры показывают, что человеческий фактор может являться причиной аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации. Но кто, если не человек сможет предотвратить крушение самолета, выйти на верную орбиту, предотвратить взрыв реактора, остановить вспыхнувшую эпидемию. Он совершил нечеловеческие усилия, чтобы предотвратить катастрофу. Человеческий фактор имеет и положительные стороны.

Основой школы человеческих отношений является перенос центра тяжести в управлении задач на человека. Такая система зародилась в современном менеджменте в 1930-е гг. вместе с традициями школы поведенческих наук, которые активно развиваются в сегодня в современном мире. По воззрениям школы человеческих отношений, человеческий фактор является ключевым элементом эффективного управления, при этом каждое отдельно взятое предприятие является индивидуальной социальной системой.

В 1980-х гг. в момент, когда в советской России появился и стал наиболее заметно проявляться дефицит трудовых ресурсов, последние стали восприниматься как фактор производства – человеческий фактор.

В этом время многие исследователи изучали роль человеческого фактора, среди наиболее заметных учёных были М. А. Виноградов, Н. И. Гвоздева, С. А. Кузьмина, Л. С. Чижова и некоторые другие. В это время общественная и научная мысль пришли к достаточно критическому выводу, что именно человеческий фактор стал причиной глубочайшего кризиса, поскольку именно человек представляет собой главное условие и фактор производства. В этой связи можно было говорить о том, что если у него нет стимула для эффективного труда, то нельзя говорить об экономическом развитии и прогрессе общества. Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в понятие человеческого фактора заложен более глубокий и широкий смысл, нежели в понятие рабочей силы и трудовых ресурсов. Чуть позднее данное понятие было замещено иными: трудовой потенциал, человеческий капитал и человеческий ресурс.

Человеческий фактор – это система взаимодействующий, занимающих разное классовое положение структур, слоёв и групп населения, деятельность и взаимодействие которых обеспечивает прогресс и развитие экономики и общества в целом.

Под понятием человеческий фактор попадают работники предприятий, организаций и учреждений, которые объединены для осуществления совместной деятельности. С точки зрения структуры, человеческий фактор представляет собой личность, рабочую группу, трудовой коллектив, иначе говоря, не только коллективный работник, а даже коллективный субъект общественной жизни, которому характерна социальная, демографическая, экономическая и политическая структура.

Человеческий фактор необходимо исследовать как проявление всей совокупности личностно-психологических и социокультурных характеристик и свойств людей, которые воздействуют на его трудовую активность. Такое понятие определяет главную роль человека в ходе производства. Оно свойственно человеку со всем его многообразием чувств и помыслов, как человека трудящегося, так и человека как гражданина и семьянина.

Человек – участник общественного развития

Принимая во внимание, что человек является полноправным и сознательным участником общественного развития вместе со своими жизненными потребностями он определяет приоритетным реализацию своих творческих способностей, информации и участие в управлении.

Понятия "трудовые ресурсы" и "человеческий фактор" являются настолько разными, что, рассматривая их необходимо выбирать разные подходы и способы изучения.

Надо отметить, что понятие человеческого фактора содержит некую ограничительную черту в сравнении с понятием трудовых ресурсов: в пределах первого понятия люди представляются как как фактор внешних по отношению к ним процессов развития, а не как главная ценность общества.

Увеличение роль человеческого фактора объясняется структурными изменениями в экономике. Современные производственные мощности требуют предоставления высококвалифицированной рабочей силы. Они оказывают прямое воздействие на человека, толкая его на совершение конкретных действий, что не может сказаться на качественных характеристиках человеческих ресурсов.

Глобальные перемены в характере рабочей силы оказывают влияние на изменение роли человеческого фактора в современной компании. С этим связана ещё одна проблема, с которой сталкиваются на предприятиях, а именно изменения в организационной структуре управления.

Прежде всего, стоит отметить, что технологическая революция, основой которой являются достижения в компьютерной сфере, воздействие на трудовой процесс. Компьютеры достаточно упростили коммуникацию внутри организаций и между компаниями в мировом масштабе. Их можно считать техникой, которая максимально упростила жизнь и работу менеджеров, увеличилась их мобильность, когда человек имеет возможность работать из любой точки мира за пределами офиса.

Сегодня можно говорить о таком явлении, как постепенное исчезновение непрофессионального труда. Всякая деятельность требует специальный навыков и знаний, важность профессионального образования постоянно возрастает.

В современном мире можно говорить о том, что знания быстро стареют – это является ещё одним фактором, который свойственен природе труда. Знания требуют постоянного обновления, что свидетельствует о предъявлении дополнительных требований к работникам, которые просто обязаны следить за инновациями в своей сфере.

Рабочие и служащие, которые находятся на низких организационных уровнях, несут ответственность за счёт делегирования им полномочий от руководителей. Руководители должны быть уверены в том, что доверенное лицо выполнит их поручения качественно. Такое возможно только в том случае, если персонал располагает достаточной информацией и делах компании, а также имеет достаточную компетенцию.

Человеческий фактор – это термин, который имеет экономико-политическую структуру и представляет собой предмет интересов современной теории систем, психологии труда, эргономики и социологии.

Говоря об активизации человеческого фактора, необходимо его изучать с позиции социально-психологических аспектов трудовой деятельности работника.

В первую очередь, надо отметить то, что сформировалась взаимосвязь между элементами и этапами производства. Каждая отрасль, будь то техническая, организационная и экономическая, связаны производственной деятельностью и находятся в прямой зависимости от человеческого фактора, от климата, которых сложился в коллективе и может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие трудового потенциала каждого работника в отдельности и коллектива в целом.

Во-вторых, интенсивное развитие производства и ускорении процесса технического переоснащения активно воздействуют на изменения условий трудовой деятельности и на реализацию трудового потенциала каждого работника.

В-третьих, важно понимать, что система управления производством зачастую опаздывает, а иногда и совсем не готова к решению вопросов мобилизации кадров, которых требует изменчивость социальных интересов.

Таким образом, можно говорить о том, что увеличение технического уровня является определяющим фактором в развитии экономического потенциала предприятий и компаний, а человеческих фактор представляет собой воплощение способности творить, изобретать и придумывать что-то новое.

Направления активизации человеческого фактора

Сегодня говорят о трёх направлениях активизации человеческого фактора, среди них выделяют следующие:

Челове́ческий фа́ктор — многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях [1] .

Конструкторы различной техники, устройств и т. п. стараются предусмотреть, не допустить и уменьшить последствия такого поведения человека. Термин используется в психологии, инжиниринге, индустриальном дизайне, статистике, эргономике и антропометрии.

Выражение человеческий фактор часто используется, как объяснение причин катастроф и аварий, повлёкших за собой убытки или человеческие жертвы.

Содержание

Человеческий фактор как причина ошибочных действий

Причины, способствующие ошибочным действиям человека, можно объединить в несколько групп:

  • недостатки информационного обеспечения, отсутствие учёта человеческого фактора;
  • ошибки, вызванные внешними факторами;
  • ошибки, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека;
  • ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения.

Отсутствие полной уверенности в успешности выполнения предстоящего действия, сомнения в возможности достижения цели деятельности порождают эмоциональную напряженность, которая проявляется как чрезмерное волнение, интенсивное переживание человеком процесса деятельности и ожидаемых результатов. Эмоциональная напряженность ведет к ухудшению организации деятельности, перевозбуждению или общей заторможенности и скованности в поведении, возрастании вероятности ошибочных действий. Степень эмоциональной напряженности зависит от оценки человеком своей готовности к действиям в данных обстоятельствах и ответственности за их результаты. Появлению напряженности способствуют такие индивидуальные особенности человека, как излишняя впечатлительность, чрезмерная старательность, недостаточная общая выносливость, импульсивность в поведении.

Источником ошибок может служить снижение внимания в привычной и спокойной обстановке. В такой ситуации человек расслабляется и не ожидает возникновения какого-либо осложнения. При монотонной работе иногда появляются ошибки, которые практически никогда не встречаются в напряженных ситуациях.

Ошибки в выполнении тех или иных действий могут быть связаны с неудовлетворительным психическим состоянием человека. При этом у человека подавленное настроение, повышенная раздражительность, замедленность реакций, а иногда, наоборот, излишние волнение, суетливость, ненужная говорливость. У человека рассеивается внимание, возникают ошибки при выполнении необходимых действий, в особенности при неожиданных отказах оборудования или внезапных изменениях ситуации.

Причинами, способствующими появлению такого состояния, могут быть переживание какого-либо неприятного события, утомление, начинающееся заболевание, а также неуверенность в своих силах или недостаточная подготовленность к данному сложному или новому виду деятельности.

Причиной появления ошибок человека могут быть отсутствие или недостаточность информационной поддержки (специальные обработчики таких ситуаций в программном обеспечении, наглядные материалы и инструкции); особенно сильно эта проблема проявляется в экстремальных ситуациях и в условиях дефицита времени на принятие решения.

Литература

См. также

Примечания

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 июня 2012.

  • Организационная психология
  • Менеджмент
  • Риски
  • Эргономика

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Человеческий фактор" в других словарях:

Человеческий фактор — 1) психологические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности; 2) причина несчастного случая, аварии, происшествия в результате неправильных действий человека. Вклад Ч.ф. в… … Словарь черезвычайных ситуаций

Человеческий фактор — исторически сложившаяся в обществе совокупность основных социальных качеств людей: ценностные ориентиры; нравственные принципы; нормы поведения в сфере труда, досуга, потребления; жизненные планы; уровень знаний и информированности; характер… … Словарь бизнес-терминов

человеческий фактор — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN human factor … Справочник технического переводчика

человеческий фактор — о роли и значении человека в общественной жизни, в социальных процессах; обо всем, что связано в этих процессах с человеком как субъектом деятельности. Выражение – из заглавия книги Бенджамина Сибома “Человеческий фактор в предпринимательстве”… … Справочник по фразеологии

человеческий фактор — rus человеческий фактор (м) eng human factor fra facteur (m) humain deu menschlicher Factor (m), humane Komponente (f) spa factor (m) humano … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

человеческий фактор — žmogaus faktorius statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. human factor vok. menschlicher Faktor, m rus. человеческий фактор, m pranc. facteur humain, m … Automatikos terminų žodynas

человеческий фактор — žmogaus veiksnys statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. human factor vok. Human Faktor, m rus. человеческий фактор, m pranc. facteur humain, m … Radioelektronikos terminų žodynas

человеческий фактор — 3.6.2 человеческий фактор (human factor): Оценка возможностей и ограничений, относящихся к эксплуатирующему и обслуживающему персоналу, а также влияния действий персонала на функционирование и обслуживание изделия, позволяющие рассматривать эти… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Читайте также: