Приют спокойствие труд вдохновение сообщение

Обновлено: 05.07.2024

2 Цели: 1. Подготовить учащихся к изучению биографии поэта. 2. Открыть детскому восприятию пушкинские места, источники поэтического вдохновения А.С.Пушкина. Задача: Создать настроение для оживления воображения детей путем включения познавательного интереса через путешествие.

4 Восемь раз приезжал Пушкин в свое родовое гнездо МихайловскоеПетровское Тригорское Пушкинские горы

7 В июле 1824 года Пушкин приехал в Михайловское ссыльным поэтом Большую часть времени он проводил в своем кабинете, который служил ему одновременно и спальней, и столовой. Ганнибаловский дом, в котором жил Пушкин, не сохранился, но сейчас он восстановлен таким, каким был в начале X IX века

12 Соседей Пушкин избегал. Любил бывать лишь в Тригорском, в гостеприимной семье Осиповых- Вульф.

13 Окружавшие Тригорское холмы волновали воображение А.С.Пушкина своей древней историей. На берегу Сороти, между Тригорским и Михайловским, сохранились остатки древнего укрепления- Савкина горка.

Если вы не знаете, что такое благодать, поезжайте на Владимирскую землю, в город Покров, в Свято-Введенскую островную пустынь.

Ранним субботним утром, когда вокруг ещё сверкала роса, подъехали мы к берегу Введенского озера. Сердце забилось от восторга:

Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновения!

Пушкинские строчки невольно вырвались сами: трудно себе даже представить, что в 80 километрах от Москвы можно найти место двойным кордоном (лесом и озером), отделённое от остального мира. Посмотрите и вы!

Спокойствие.

В истории монастыря были периоды взлётов и падений: потеря самостоятельности, прирастание земель, строительство церквей, поддержка меценатов и купечества. Сейчас над островом торжественно возвышаются Никольский (1878) и величественный Введенский (1894) храмы. После революции, как и многие, монастырь был закрыт. До 1931 года здесь были сначала дом престарелых и инвалидов, затем детский дом. С 1932 года в монастырских помещениях была организована трудовая воспитательная колония для девушек-подростков. В 1940 году началась перестройка зданий: во Введенском храме устроили школу, в Никольском - клуб и кинозал для колонисток.

Но удивительное спокойствие монастырь сохранил абсолютно: оно разлито в воздухе. Когда мы зашли на мост, стайка уток-нырков совершенно на нас не обратила внимания. Они продолжили охоту, а не ринулись к нам в ожидании подачек. ( Посмотрите на них!) Какая-то другая птица продолжала сидеть в гнезде посреди воды, а, по рассказам местных обитателей, чайки высиживают птенцов прямо в траве по краю озера, не боясь соседства с людьми.

Труды.

Вдохновение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : Дать учащимся первоначальное и общее представление о возможных взаимосвязях музыки, живописи и литературы, в передачи образа осени через произведения урока: стихи А.С.Пушкина, "Осень", "Пастораль" Г.В.Свиридова, "Осенняя песнь" П.И.Чайковского, "Осенние дожди" В.Попкова и вызвать интерес к этой области.

Воспитательная: Представить искусство музыки, живописи и слова - как выражение мысли и чувства человека, средство общения людей.

Образовательная: Знакомство с новыми значениями: пастораль, лирика в поэзии и в музыке, сведения об А.С. Пушкине в селе Михайловском, знакомство с репродукцией картины Попкова В. "Осенние дожди" (Пушкин). Создание условий применения усвоенных знаний на практике.

Развивающая: Развитие художественного воображения, умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве.

Тип урока : вводный.

Форма проведения урока : урок-путешествие.

Используемые технологии: современные компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Материально-техническое обеспечение урока:

Дополнительное оформление :

Стихи А. С. Пушкина " Унылая пора", "Уж небо осенью дышало"

Конспект урока

Организационный момент:

На нашем уроке мы откроем альбом А.С. Пушкина.

Изучение нового материала:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Так называл А.С.Пушкин своё родовое имение – село Михайловское.

Итак, мы с вами в Михайловском…

Необыкновенно хороши окрестности Михайловского, особенно сосновые леса с маленькими прозрачными озерами, холмы с извилистыми песчаными дорогами и тропинками, хорош весь этот простор не уныло пологой равнины, а богатой суровой роскошью северной природы. Здесь можно было часами ходить пешком и целые дни проводить верхом на лошади.

Осенью 1824 г. Начинается знаменитый период жизни А. Пушкина, заполненный чтением, творческим трудом и спокойным сельским досугом в обществе любимой няни и в дружеском общении с семьей Осиповых, соседей из Тригорского.

Музыка и стихи, которые сейчас прозвучали, перенесли нас в эти удивительные места.

Природа здесь неяркая, неброская.

Но именно она когда-то очаровала А. Пушкина, а он очаровал ею нас в своих стихах.

Больше всех времён года любил поэт осень.

Послушайте какими словами Пушкин изобразил осень.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

О каком времени года идёт речь в этом стихотворении? (осень)

Какая это осень ранняя или поздняя?

-Почему вы так думаете?

-Какое настроение вызывает это стихотворение? (Грусти, печали)

-Во всех ли строках звучит эта грусть? (нет)

А если мы это стихотворение переложим на музыку, то в каком ладу она будет звучать?

-В мажоре или миноре?

Я не случайно предложила вам прослушать стихи, а не прочитать их – каждая строчка у Александра Пушкина звучит какой-то своей, особой удивительно прекрасной мелодией.

Вполне возможно, одной из мелодий, которые вы сейчас услышите.

Вы должны прослушать эти произведения и ответить на вопрос: Какое из прослушанных произведений созвучно с стихотворением Пушкина?

Последнее прослушанное произведение называется Пастораль – это жанр в литературе, живописи, рисующий простую сельскую жизнь.

Созвучны ли звуки музыки с вашими чувствами? (ответы обучающихся)

Но вот что я заметила во время слушания, по вашим глазам я видела, как вы, переживали вместе с Чайковским и Свиридовым. Такое состояние называется Лирика (это собственные переживания) в музыке, живописи, поэзии.

Но давайте вернёмся к прослушанным произведениям. Какое из прослушанных произведений более созвучно стихотворению А. С. Пушкина, его настроению в Михайловском? (ответы обучающихся)

- Созвучна ли "Осенняя песня" П.И.Чайковского со стихами Пушкина?

- Почему Чайковский назвал ее "Осенней песней"?

- Ну, что скажите, похожи эти произведения?

- Чем? ( Настроение, минор – мажор, один и тот же образ раскрывают).

- Какими чувствами наполнена музыка? (передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека - любующегося красотой осени - золотой, яркой, солнечной или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок?)

- Стонущие, поникшие, плачущие интонации, которыми композитор выражает душевное состояние человека его прощание с теплом и светом.

- Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность - выражает задумчивость, щемящую грусть, а может и одиночество, ведь увядание природы часто в сознании людей связывается с увяданием жизни.

Когда у поэта спросили, каков его кабинет, он ответил: "Деревня - вот мой кабинет!", подразумевая под словом деревня и свой деревянный дом, и избушку няни, и всю природу вокруг. Мы вместе с А. С. Пушкиным выйдем из кабинета и остановимся на крыльце дома.

Образ осени раскрывается не только в музыке, поэзии, но и в живописи.

Рассмотрите картину художника ВИКТОРА ПОПКОВА в учебнике на странице 42.

-Какое время года изображено?

-Какими красками изображена эта осень? (сочными, ярко-желтыми)

-А в каком ладу звучит эта картина? (маж. и мин.)

-Обратите внимание на одежду Пушкина (звучат интонации минора)

Смена мажора и минора несет в себе тревожное предчувствие ухода теплых дней, ярких красок природы

Художник изобразил Александра Сергеевича Пушкина, задумчиво глядящего вдаль. На картине осень, известный поэт стоит, опершись на колонну. Какие мысли бродят в его голове, какие гениальные замыслы навевает на него этот унылый и мрачный пейзаж? Об этом можно только догадываться …

Релаксация (Мелодия дождя) Вот деревья гнутся под порывами дождя, теряя последнюю листву. Вот Пушкин стоит, обхватив себя рукою за плечо. Сразу на ум приходит шум дождевых капель по земле и крыше, мы как будто слышим шум сурового осеннего ветра, его порывы раздувают полы чёрного сюртука. Но поэт и не думает уходить с холодной улицы, плохая погода – не помеха ему.

- Задумчив и тих осенний лес.

- Представьте, что вы осенние листья(встаньте).

- Тянитесь к солнцу, теплу, (подтянулись)

- Ветер качает вас (наклоны в стороны).

- Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место)"

Подведение итогов урока.

Давайте подведем итог урока. Сегодня мы путешествовали по прекрасным местам Псковского края.

- Назовите населённый пункт, в котором мы заочно побывали? (село Михайловское)

- С чьим именем навсегда связано это село? (Александр Сергеевич Пушкин)

Весь мир восхищается стихами А. Пушкина. Их знает каждый:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

- Вспомните имя композитора? (Пётр Чайковский)

- Какое настроение создало у вас это сочинение? (ответы обучающихся)

Искусство А. Пушкина, В. Попкова, П. Чайковского – это родственный взгляд на мир.

Как же сильно и нежно можно любить свою Родину, чтобы создать такие Шедевры!

Познакомившись с первой страницей альбома, мы почувствовали и услышали, увидели родной край сердцем композитора, художника, поэта.

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок по теме урока

Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали! И я предлагаю каждому из вас оценить свою работу на уроке и выставить оценки на листочках, которые находятся у вас на партах.

И в заключении хочется сказать, конечно, осень несёт нам печальное, грустное настроение, теплые дни уходят, увядают яркие краски, а я предлагаю нам закончить урок на радостной, позитивной ноте.

воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.

понимать особенности построения музыкальных и литературных произведений;

знать смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

уметь наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов.

Материально-техническое оснащение: фортепиано, музыкальный центр, компьютер.

нотная хрестоматия, 4 класс;

фонохрестоматия, 4 класс;

комплекс медиауроков по музыке, 4 класс;

1. Организационный момент.

Я здороваюсь везде – дома и на улице,

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, маленький дубок! Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Мне здороваться не лень.

Листья пожелтели, птицы улетели. Осенью, осенью.

Лужи на дороге, холод на пороге. Осенью, осенью.

Теплые сапожки – не промокнут ножки. Осенью, осенью.

Хмурая погода, грустная природа. Осенью, осенью.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы вновь встречаемся с музыкой и литературой на страницах нового раздела. Что вы можете сказать о ваших прошлых уроках?

Учитель: Посмотрите на рисунки в нашем кабинете, вспомните, что вы исполнили, когда распевались. Как, по вашему, о чем мы сегодня будем говорить?

Ученики: Сегодня на уроке мы встретимся с осенними произведениями, ведь осень самое любимое время года Александра Сергеевича Пушкина.

Учитель: Итак, осень будет царствовать в стихах и музыке на нашем уроке. Что привлекало поэта в этом времени года, чем осень интересна нам?

Ученики: Красивая природа, спокойствие, немного печали, возможность задуматься.

3. Усвоение новых знаний.

Ученик читает стихотворение:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум, и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Учитель: Удивительные слова. В каждой строчке мы видим новую картину. Попробуем соединить это стихотворение с музыкой. Какой она будет?

Ученики: Мелодия будет спокойной, немного печальной, ведь мы прощаемся с цветными красками, с птицами, с теплом. Нас ожидает зима.

Учитель: Созвучна эта музыка со стихами А.С. Пушкина?

Ученики: Да, конечно. В музыке чувствуется и настроение человека, и дыхание природы.

Разминка (пальцы, кисти рук, плечи)

Дождик бегает по крыше, (бом, бом, бом)

По веселой, звонкой крыше. (бом, бом, бом)

Дома, дома посидите, (бом, бом, бом)

Никуда не выходите, (бом, бом, бом)

Почитайте, поиграйте. (бом, бом, бом)

Я уйду, тогда – гуляйте. (бом, бом, бом)

Учитель: Откройте учебники на странице 42.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Мы с вами в Михайловском, в родовом имении Пушкиных. Необыкновенно хороши окрестности Михайловского, особенно сосновые леса с маленькими прозрачными озерами, холмы с извилистыми песчаными дорогами и тропинками, хорош весь этот простор не уныло пологой равнины, а богатой суровой роскошью северной природы. Здесь можно было часами ходить пешком и целые дни проводить верхом на лошади. Осенью 1824 г. начинается знаменитый период жизни А.С. Пушкина, заполненный чтением, творческим трудом и спокойным сельским досугом в обществе любимой няни. Музыка и стихи, которые сейчас прозвучали, перенесли нас в эти удивительные места.

Ученики читают стихи А.С. Пушкина.

4. Закрепление новых знаний.

Учитель: Это лирическое произведение, показывающее деревенский пейзаж, называется пастораль.

Ученики: На картине тишина, покой, есть возможность помечтать, посмотреть вдаль.

Учитель: Мы сегодня с вами говорили о любимом времени года А.С. Пушкина (осень), посмотрели на места, где он был счастлив (Михайловское). Слушали музыкальные произведения (перечислить), рисующие осенний пейзаж. Говорили о разных выразительных средствах в живописи, музыке, стихах.

5. Домашнее задание. стр. 42-43, прочитать, ответить на вопросы, вспомнить стихи

А.С. Пушкина о зиме.

Что больше всего вам запомнилось на уроке?
Выбери одну из цветных нот:
Я работал на уроке много и с увлечением;
Мне было интересно, но я был не очень активен;
Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен.

Ландшафты жизни

Несмотря на меланхолию первых месяцев ссылки, первая осень была плодотворной для поэта, с зимы начались и частые посещения усадьбы Тригорское, где кроме хозяйки и девиц имелась обширная библиотека с книгами, необходимыми поэту для работы. Да и с обитательницами усадьбы сложились дружеские, порой романтические отношения.

Последнее лето ссылки в июне и июле 1826 года Пушкин проводит в обществе самобытного поэта Николая Языкова (1803–1846). Студент Дерптского университета гостил на каникулах в Тригорском у своего друга Алексея Вульфа. Молодые люди вели разговоры о жизни и русской литературе, гуляли, купались в Сороти, а вечерами устраивали пирушки со жженкой, которую обычно варила Евпраксия (Зизи), дочь хозяйки усадьбы Тригорское.

В 1911 году в принадлежащем Псковскому Дворянству селе Михайловском, была учреждается колония литераторов, имени поэта Александра Пушкина. Пушкинская колония литераторов стала приютом для вдов писателей и престарелых, больных писателей. Здесь временно проживали и работали писатели, учителя народных сельских и городских школ.

Об этом и последующих трагических событиях оставила воспоминания ныне незаслуженно забытая русская писательница В.В. Тимофеева-Починковская, которая жила в Михайловском.

Как писали в советских издания [1] , летом 1917 года местные крестьяне обратились в Совет народных и солдатских депутатов с ходатайством об изъятии у псковского дворянства села Михайловского и передаче его в общегосударственную собственность. Они просил и разрешение устроить в селе Михайловском на собранные народные деньги «Всероссийский университет имени Александра Пушкина с низшим, среднем и высшим отделением. Как отмечали в советском путеводителе 1967 года издания, в пушкинские места пришел настоящий, заботливый хозяин — народ.

Читайте также: