Сообщение чайковский времена года зима

Обновлено: 05.07.2024

Композиторов, которые написали произведения с таким названием, немного. Это Времена года Антонио Вивальди , оратория Йозефа Гайдна, балет А.К. Глазунова, Сюита для хора А.Г. Флярковского, фортепианный цикл П.И. Чайковского.

Времена года. 12 характеристических пьес для фортепиано П.И. Чайковского - это своеобразный музыкальный пейзаж, запечатлевший переходные состояния природы, подчиненные годичному круговороту холода и тепла, расцвета и увядания, последовательному чередованию зимы, весны, лета, осени. Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".

В качестве эпиграфов к пьесам П. И. Чайковского мы представляем поэтические пейзажи из сборника стихов О. Г. Левадной Времена года в Казани. Творчество казанской поэтессы Ольги Георгиевны Левадной - заметное явление в искусстве Татарстана. Она считается одной из самых неординарных и ярких поэтесс своего времени. Еще в 1992 году в отзыве к ее первому сборнику стихов известный писатель и критик А.Муравьев писал: Весь ее сборник - сообразная поэтическая исповедь. В Казани появился новый, несомненно, одаренный поэт. Сейчас её перу принадлежат семь сборников стихов. Она является членом Союза писателей России и Татарстана, лауреатом Литературной премии имени Гавриила Романовича Державина 2007 года за книгу Из крика птиц растут воспоминанья, изданной к 1000-летию Казани.

Полное название поэтического сборника, из которого взяты стихотворения как эпиграфы к пьесам Чайковского - Из крика птиц растут воспоминанья. Времена года в Казани. Книга состоит из четырёх разделов по девять стихотворений в каждом, кроме Лета - в нём тринадцать. Каждое стихотворение отличает оригинальность поэтического мышления, метафорическая насыщенность образов и яркая индивидуальность. В стихах этого сборника прослеживается неразделённость природы, личности и всего человечества. Каждое стихотворение напечатано на русском языке и в переводах на татарский, турецкий и английский языки.

В лекции - концерте Времена года следуют в такой последовательности - весна, лето, осень, зима.

У П. И. Чайковского три пьесы - Март. Песня жаворонка, Апрель. Подснежник, Май. Белые ночи. В концерте прозвучит Апрель.

Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. После зимней стужи и безжизненной поры очень трогательно выглядят небольшие голубые или белые цветочки, которые появляются сразу после таяния зимнего снега. Подснежник - один из самых любимых цветов в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания.

В цикле Чайковского - Июнь. Баркарола, июль. Песня косаря, Август. Жатва.

Прозвучит пьеса Баркарола. Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе бесчисленных каналов, по которым передвигались на лодках и при этом пели. Ритм и аккомпанемент песен подражали плавному движению лодки под равномерные всплески вёсел. В русской музыке первой половины XIX века получили большое распространение баркаролы. Они стали неотъемлемой частью русской лирической вокальной музыки, а также нашли свое отражение в русской поэзии и в живописи. "Баркарола" - еще один петербургский музыкальный пейзаж в цикле Чайковского "Времена года". Своим названием пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена северная столица России. Тепло и выразительно звучит широкая песенная мелодия в первой части пьесы. Она как бы "раскачивается" на волнах сопровождения, напоминающего традиционные для баркаролы гитарные, мандолинные переливы. В середине настроение музыки меняется и становится более радостным и беззаботным, словно даже слышатся быстрые и шумные всплески волн. Но затем все успокаивается и снова льется мечтательная, упоительная по своей красоте мелодия, теперь уже в сопровождении не только аккомпанемента, но и второго мелодического голоса. Звучит как бы дуэт двух певцов. Пьеса заканчивается постепенным замиранием всей музыки - словно лодка удаляется, а вместе с нею удаляются и исчезают голоса и всплески волн.

Картина Елены Титовой Лодки. Стихотворение О. Левадной.

Преодоление усталости, или устремлённость в будущее.

У Чайковского - Сентябрь. Охота, Октябрь. Осенняя песнь, Ноябрь. На тройке.

Октябрь. Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы - это одна из печальных страниц осенней жизни. "Осенняя песнь" занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является итогом всего повествования о жизни русской природы. В мелодии преобладают грустные интонации - вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным "вздохам", и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Заключительные фразы произведения с авторской пометкой "morendo", как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни. В пьесе пейзаж и настроение человека слиты воедино. "Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом", - писал композитор.

Картина Александра Новикова Осенний букет, стихотворение О. Левадной.

П.И. Чайковский сочинил Декабрь. Святки, Январь. У камелька, Февраль. Масленица.

Январь. У камелька. Камелёк - это специфически русское название небольшого камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали. Пьеса "У камелька" рисует картинку с элегически - мечтательным настроением. Первый раздел ее построен на выразительной теме, напоминающей интонации человеческого голоса. Это как бы коротенькие фразы, произносимые медленно, с расстановкой, в состоянии глубокой задумчивости. О таком эмоциональном состоянии можно встретить в письмах Чайковского: "Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, да прошло, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать сызнова. Приятно отдохнуть и оглядеться. И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое".

Январь У камелька

Январский вечер, за окном – зима, а у камелька (камина) уютно и тепло.

На душе – умиротворение. Звучит задумчивая, спокойная мелодия, будто размеренная речь.

Так приятно отдохнуть у камина! Можно просто глядеть на яркие языки пламени и прислушиваться к потрескиванию поленьев.

Фортепьянный цикл П.И. Чайковского Времена года – одно из самых популярных сочинений. Пьесы этого цикла исполняют музыканты разных уровней: от учащихся музыкальных школ до известных пианистов.

Незамысловатые, но трогательные музыкальные картинки покоряют сердца слушателей и исполнителей искренностью, чёткостью музыкального рисунка, неповторимым лиризмом, которым отличается любое произведение П.И. Чайковского.

418px . 1893 Времена года. П.И. Чайковский

История создания цикла

Содержание цикла

Сборник фортепьянных пьес П.И. Чайковского Времена года состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года. Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определённую пору года. Удивительно точно переданы малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только поэтического эпиграфа, который помогает настроиться на картину.

831273 Времена года. П.И. Чайковский

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет уголёк,

И свечка нагорела.

Камелёк – это камин, у которого зимой собиралась семья. Здесь музицировали, читали, беседовали или, как сказали бы сейчас, общались. Но иногда у камина просто сидели в размышлении, ведь известно, что огонь и вода всегда притягивают взгляд человека и побуждают к задумчивому созерцанию.

Музыка этой пьесы элегичная, спокойная, но в первой части слышны выразительные интонации, это как бы человеческая речь, короткие фразы, которыми обмениваются люди, задумчиво смотрящие на пламя.

Вторая часть более оживлённая, а третья как бы повторяет первую, но воспоминания, навеянные раздумьями, уступают место реальности…

599747798f85 Времена года. П.И. Чайковский

Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир.

Известно, что масленица – это последняя неделя перед Великим постом. Она отличается шумными гуляньями, блинами – всё это языческие традиции, но они плотно вошли в жизнь людей и считаются необходимыми атрибутами, предваряющими начало Великого поста, а также символизируют проводы зимы и встречу весны.

И вот эту картину народного гулянья рисует композитор в пьесе. Она состоит из калейдоскопических картинок, которые сменяют одна другую, но одна главная тема в пьесе присутствует постоянно: тема народного гулянья.

435525 Времена года. П.И. Чайковский

Поле зыблется цветами,

В небе льются светы волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Пение жаворонка в России связано с приходом весны. Лирическая мелодия весны и трели, имитирующие трели жаворонка, – вот основные темы этой пьесы. Музыкальная картинка настолько яркая, что даже маленькие дети, не зная названия пьесы, угадывают в ней звуки птичьего пения.

0014 014 solnyshko jasnoe grej grej Времена года. П.И. Чайковский

А подле сквозистый

У этой пьесы ритм вальса, но она наполнена нетерпеливым волнением, порывом, что свойственно первым чувствам, когда сердце полно ожиданием новых встреч… Весна пробуждает не только природу, но и человеческие чувства. Первый весенний цветок так же трогателен, как трогательна первая любовь, которую скрывают до поры до времени, но вот уже скрыть её невозможно – и она, как подснежник, вырывается наружу…

37087565 1 Времена года. П.И. Чайковский

Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает Май!

В этой пьесе создан городской пейзаж, знаменитые петербургские белые ночи, когда воздух полон романтического настроения, когда хочется гулять всю ночь и дышать весной, вздыхать от восторга, мечтать о счастье…

Чайковский любил Петербург, здесь прошла бо́льшая часть его жизни: учёба, становление как композитора, артистический успех.

4075823 3 Времена года. П.И. Чайковский

Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать.

Звёзды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

Баркарола – песнь лодочника в итальянской народной музыке, в частности, в Венеции, где по улицам передвигаются на лодках. Там они называются гондолами. Песни эти певучие и плавные, как плавным бывает движение лодки. Именно такой – нежной и певучей – является эта пьеса. Но пейзаж у Чайковского не итальянский, а петербургский, т.к. в городе на Неве много каналов и речек, по которым скользят лодки.

Музыка первой части пьесы звучит выразительно и широко, затем настроение становится беззаботным и радостным, а в третьей части мелодия вновь становится спокойной и постепенно удаляется, заканчиваясь журчанием воды.

91644406 22 myasoedov grigoriy stradnaya pora koscuy Времена года. П.И. Чайковский

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

Это сцена из народной деревенской жизни. Пьеса состоит из трёх частей и вся наполнена народными напевами – во время косьбы на Руси всегда пели. Первая и третья части – широкая и ритмичная песня, а средняя часть напоминает звуки русских народных инструментов.

30950626 Времена года. П.И. Чайковский

От возов всю ночь

32335739 Времена года. П.И. Чайковский

Пора, пора! Рога трубят,

Псари в охотничьих уборах;

Чем свет, уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах.

Охота в российских дворянских поместьях в XIX в. в осенние месяцы была самой главной забавой и чередой приключений, поэтому готовились к этому событию заранее. И вот наступал момент, когда охота была разрешена. Охотой занимались не столько ради промысла, сколько ради азарта, проявления силы, ловкости, мужества… И все эти чувства присутствуют в пьесе, даже призывный звук рога.

106243654 3649429 65731468 660 660 Времена года. П.И. Чайковский

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

Пожалуй, это самая известная пьеса цикла. Она входит в репертуар учеников музыкальной школы и является любимым произведением многих из них. И хотя тема пьесы – осень, грусть, увядание природы, но картина, нарисованная средствами музыки, настолько яркая и понятная, что маленькие музыканты с удовольствием сопереживают композитору в его чувстве грусти и любви к красоте русского осеннего пейзажа. То есть в этой пьесе слиты воедино пейзаж и чувства человека.

885064 bbbbbbbbbbbbbbbbbbb Времена года. П.И. Чайковский

Не гляди же с тоской на дорогу,

И за тройкой вослед не спеши.

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши.

В Средней России в ноябре уже выпадает снег, поэтому появление тройки лошадей с колокольчиками под дугой – явление обычное. Начинается пьеса широкой мелодией, которая символизирует русские просторы. Вдруг вдали слышен звон приближающихся колокольчиков, они всё ближе, ближе, и вот их звон переходит в песню ямщика.

Пронеслась тройка, и звон колокольчиков постепенно удаляется и затем исчезает.

791mtwvp Времена года. П.И. Чайковский

Святками в России называют время от Рождества до Крещения. Это весёлый праздник, в котором христианство переплетено с языческими верованиями: на Святки ходили ряженые, пели святочные песни, их угощали и одаривали подарками. Девушки гадали, ждали своих суженых.

Пётр Ильич Чайковский

12 пьес — 12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов:

И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.

А. С. Пушкин

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.

П. А. Вяземский.

Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

А. Н. Майков

Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином.

А. Н. Майков

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

А. А. Фет

Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять.

А. Н. Плещеев

Раззудись, плечо
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!

А. В. Кольцов

Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.

А. В. Кольцов

Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.

А. С. Пушкин

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят.

А. К. Толстой

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.

Н. А. Некрасов

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали.

В. А. Жуковский

Камелек — это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.

Масленица или масленая неделя — праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь. В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом Великого поста, предшествующего великому празднику Пасхи, Воскресения Христова.

Жаворонок — полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений — мечтательно-грустного и светлого — заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.

Подснежник — так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов.

Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно неординарного пейзажа периода белых ночей. Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение — это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Первый раздел строится на коротких мелодиях — вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, о мечтах о счастье. Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге.

Чайковский был привязан к Петербургу. Здесь прошла его юность, здесь он стал композитором, здесь он пережил радость признания и артистического успеха, здесь и завершил он свой жизненный путь и был похоронен в Петербурге.

Барка — это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. Песни эти были, как правило, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел. В русской музыке первой половины XIX века получили большое распространение баркаролы. Они стали неотъемлемой частью русской лирической вокальной музыки, а также нашли свое отражение и в русской поэзии и в живописи.

Косари — это преимущественно мужчины, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. Равномерные взмахи рук и кос, как правило, совпадали с ритмом трудовых песен, которые пели во время работы. Эти песни существовали на Руси с древнейших времен. Пели во время кошения трав дружно, весело. Косьба — также очень популярный в русском искусстве сюжет. Его воспевали многие русские поэты, запечатлевали в красках русские художники. А песен в народе было сложено великое множество.

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени — это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы — это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни.

Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных, элегических раздумий. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия — песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.

Святки — время от Рождества до Крещенья. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками.

История

Петр Ильич Чайковский

Данное предложение Чайковский отклонить не мог. Во-первых, с Бернардом он находился в дружеских отношениях и, начиная с 1873 года, довольно часто печатал в его журнале свои романсы . Во-вторых, обещанный за пьесы гонорар был настолько велик, что превосходил все ожидания Петра Ильича.

Следующий 1876 год у Чайковского был весьма насыщенным. С творческими целями композитор посетил Францию и Германию, но где бы он не находился, всегда помнил о своих обязательствах перед музыкальным журналом и строго по графику в Петербург отправлял новые сочинения.

Чайковский
Нувеллист

Интересные факты

колядки


Произведение начинает свободно парящая выразительная мелодия, способствующая созданию лишённого помпезности образа уютной домашней обстановки. Первая часть произведения написана в простой трёхчастной форме. После начального экспозиционного раздела, состоящего из двух периодов, следует развивающая середина. Её крутящаяся мелодическая линия придаёт романтическому вальсу зимний настрой, так как своими звуками символически подражает кружению вьюги. Далее следует повторение тематического материала начального раздела, и затем переход к средней части всей композиции, названной автором трио и тоже имеющей простую трёхчастную форму. Музыка данного раздела, наполненная таинственностью и загадочностью, создаёт новый образ, который ассоциируется с ожиданием удивительных чудес. Помимо того свежести восприятия этого музыкального материала способствует переход из основной Ля-бемоль мажорной тональности в диезную – Ми мажорную. Затем снова возвращается очаровательный вальс, и мы слышим точную репризу первой части, которая завершается довольно экспрессивной кодой.

Композиция написана в трёхдольном размере, основной тональности Ля мажор и заключена в сложную трехчастную форму с кодой. Крайние части произведения трехчастны, а тематический материал среднего раздела повторяется дважды.


Пьеса начинается с выразительной мелодичной темы, которую сопровождает мягкий аккомпанемент. Чётырёхголосное изложение материала, имитирующее звучание квартета струнных инструментов, придаёт музыке характер лёгкой меланхолии. В среднем разделе первой части настроение немного меняется и становится несколько взволнованным. Этому способствует подголосок в теноровом голосе, контрастирующий основной мелодической линии. Следующая далее реприза начального раздела, сокращённая композитором на два такта, заканчивается на значительном динамическом подъёме.

Музыкальный материал средней части произведения по характеру контрастен предыдущему. Он романтически выразителен, но из-за постоянных повторений первоначальной фразы звучит более взволнованно. Раздел заканчивается паузой с ферматой, что делает возможным мысленно настроиться на задумчивый и спокойный характер, присущий музыке первой части, которая затем повторяется с незначительными изменениями. Произведение заканчивается кодой, основанной на тематическом материале средней части композиции.


Композиция, написанная в тональности Ре мажор, в размере 2/4 и с авторским темповым указанием Allegro giusto, заключена в сложную трёхчастную форму. Уже первые звуки произведения вводят слушателя в атмосферу народного праздника. Изначально характерные аккорды ярко иллюстрируют звучание гармошки, движение её мехов и затем игривые переборы. В среднем эпизоде первой части воображение в тот же миг рисует разудалую пляску: сначала в исполнении солистов, а затем и других участников праздника. Далее следует повторение музыкального материала экспозиционного раздела, а затем средняя часть всей композиции, в которой композитор нарисовал совсем иной образ. Возможно это фрагмент одного из театрализованных представлений, которые пользовались большой популярностью на масленичных гуляниях. Темп становиться более сдержанным, а представленный музыкальный образ можно охарактеризовать как увесистый и немного неуклюжий. С приближением к репризе мелодическая линия поднимается выше, а длительности нот становятся короче, то есть опять слышится перезвон бубенцов, подводящий к повторению первой части, которая значительно сокращена. В заключение произведения музыка становиться тише, что создаёт ощущение, что праздник заканчивается, а фермата над паузой закрепляет это впечатление. Однако последние два такта пьесы звучат на три форте и воспринимаются как шутка автора.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также: