Сообщение на тему психоанализ
Обновлено: 08.07.2024
ПСИХОАНАЛИЗ, психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856–1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней (см. ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА).
Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами (см. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ).
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Зигмунд Фрейд.
Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза. Процесс формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения. Если это не удается или удается лишь частично, достигается компромисс. Какие-то неосознаваемые желания все же достигают сознания в ослабленном или искаженном виде, что сопровождается такими знаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики. Таким образом, согласно Фрейду, у невротических симптомов есть смысл: в символический форме они отражают безуспешные попытки личности разрешить внутренние противоречия (см. также НЕВРОЗ).
Психоаналитическая теория рассматривает и другие феномены, раскрывающие природу компромисса между различными конфликтующими тенденциями в психике; это могут быть оговорки, суеверия, определенные религиозные ритуалы, забывание имен, потеря предметов, выбор одежды и мебели, выбор профессии, любимое занятие и даже определенные черты характера.
Последователи Фрейда.
Альфред Адлер считал, что фрейдовский психоанализ недооценивает роль социальных факторов, подчеркивая первичность сексуальных влечений. Причины индивидуальных конфликтов он связывал с более поверхностно лежащими факторами, особенно с чувством неполноценности и ощущением неопределенности своего социального статуса, физических способностей или сексуальных возможностей. Многие из представлений Адлера внесли вклад в дальнейшее развитие концепций самооценки и особенно в анализ ее нарушений при т.н. нарциссических личностных расстройствах (см. АДЛЕР, АЛЬФРЕД).
Отто Ранк (1884–1939) был поражен открытиями, которые были сделаны в ходе исследования отрицательных последствий разлуки ребенка с матерью. Он развил гипотезу Фрейда о травме рождения как прототипе тревожной ситуации и предложил систему психотерапии, основанную на преодолении травмы разлуки. Ранк считал волю решающим фактором в отношениях между пациентом и психоаналитиком, и его система психотерапии известна как терапия воли (см. РАНК, ОТТО).
Дальнейшее развитие психоанализа.
Главная тема современных психоаналитических исследований – это значение привязанности младенца к матери. Проблемы, возникающие на этой стадии прежде всего из-за холодности или безразличия матери, могут сыграть решающую роль в возникновении тяжелых личностных расстройств. Взаимодействие матери и ребенка, по-видимому, является критическим для развития личности и самооценки.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОАНАЛИЗА
Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый из них – принцип детерминизма. Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно выявить связь между текущим психическим опытом и событиями прошлого.
Второй принцип носит название топографического подхода. Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать.
Согласно динамическому принципу, психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от инстинктивного поведения животных. Инстинкт у животных – стереотипный ответ, обычно явно направленный на выживание и вызываемый особыми стимулами в особых ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения.
Четвертый принцип был назван генетическим подходом. Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход – не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства.
Влияние каждой конкретной жизненной ситуации зависит от стадии развития индивида. Самый ранний психологический опыт младенца – глобальное сенсорное воздействие. В этой фазе еще нет дифференциации Я и остального мира, младенец не понимает, где его тело, а где все остальное. Представление о себе самом как о чем-то независимом, развивается в два–три года. Отдельные предметы внешнего мира, такие как одеяло или мягкая игрушка, в одно время могут восприниматься как часть самого себя, а в другое – как часть внешнего мира.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
ПСИХОАНАЛИЗ И КУЛЬТУРА
В литературе и искусстве глубоко вытесненные конфликты и тайные фантазии, которые тщательно затушевывались или даже не упоминались в произведениях прошлых веков, теперь благодаря психоанализу выражаются открыто и встречают понимание. Значение психоанализа было оценено художниками и теми, кто изучал гуманитарные дисциплины и науки об обществе, намного раньше, чем представителями фундаментальной науки и философии. Тема бессознательной мотивации и защитного искажения влечений неизменно присутствует в наши дни в работах литературных критиков и историков искусства, а также в сочинениях биографического жанра.
Психоаналитические подходы оказали влияние и на социальные науки. Открытие универсальности эдипова комплекса и инцестуозных табу предлагало новое понимание примитивных систем родства и общей природы социальной организации. В полевых исследованиях, проведенных этнографами, знающими психоаналитические теории и методологию, было собрано множество фактов, связанных с сексуальной идентификацией, ролевыми моделями, динамикой воспитания детей и формирования характера, смыслом церемоний инициации, значением ритуалов в анимистических и религиозных культах. Психоаналитические понятия и методы успешно прилагались и к проблемам социальных отношений в технически развитых обществах. Изучение взаимовлияния между конфликтами, характерными для разных фаз индивидуального развития, и опытом взросления в определенной культуре породило новую науку – этнопсихологию. Аналогичное изучение взаимозависимости между конфликтами в жизни одаренных лидеров и национальным историческим контекстом дало жизнь еще одной дисциплине – исторической психологии.
Вслед за психиатрией и психологией влиянию психоаналитических принципов в значительной мере подверглась и деятельность социальных служб, работники которых при оценке нужд клиента и в своих контактах с ним тоже стали учитывать динамику сознательного и бессознательного. Во многих случаях исчезает различие между социальной работой и психотерапией. Ясно, что к таким проблемам, как размещение детей в семьях, усыновление и воспитание в чужой семье, а также ко многим другим вопросам, связанным с детьми, необходимо подходить с учетом психоаналитических открытий, касающихся динамики психологических процессов.
Философия психоанализа совершила переворот в философии, она обратила внимание не просто на человека, а на его внутренний мир, психику. Психоанализ изначально был медицинской дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовок, сделали психоанализ одной из ведущих философских теорий современной науки.
Все симптомы невротических заболеваний Фрейд усматривает в забытых сексуальных переживаниях детства. Исходя из этого, Фрейд строит свое учение о детской сексуальности. Он выделяет 3 фазы: 1 – фаза детской сексуальности – оральная, получение удовольствий от сосания материнской груди и еды. 2 – садистко – анальная, связана с эрогенностью слизистых оболочек кишечника (удовольствие от опорожнения). 3 – фаллистическая – высшая ступень, – когда ребенок заостряет внимание на половых органах. На этой стадии и могут возникнуть неврозы и фобии (страхи).
Фрейд внес психоанализ во все основные философские науки: философию сознания, этику, эстетику, антропологию. Фрейд имел множество учеником, но все они отошли от его учения, повергли его критике.
Одним из наиболее выдающихся учеников Фрейда был Карл Густав ЮНГ (1875 – 1961) – швейцарский психиатр и философ. Однако Юнг отказался от главного принципа Фрейда от теории сексуальности.
Фромм занимался философией человека, он пытался определить сущность человека как био – социального существа. «Человек часть природы и частица общества и одно и другое неразделимы.
Человек – это единственное существо, осознающие смысл своей жизни. Смысл человеческой жизни – это борьба с превратностями судьбы. Фромм выделяет 3 главных противоречия человеческой жизни: 1) это противоречие между жизнью и смертью, 2) противоречие между, тем, что человек хочет и то, что может (могу – хочу), 3) противоречие между стремлением был со всеми и стремлением к одиночеству.
Проявить себя человек может только в обществе справедливости, – это социализм (учение Фромма часто называют фрейдомарксизм). Однако Фромм критиковал Маркса, говорил, что Маркс не понял человека, который по своей природе эгоистичен; общество можно изменить, лишь изменив человека.
Психоанализ подошел к проблеме внутреннего мира человека. Долговое время фрейдизм оставался ведущим течением в философии ХХ века, появились его новые последователи. Фрейдизм – направление, охватывающее психологию, философию, медицину, социологию и другие науки. Психоанализ имеет большое практическое значение, врач – психоаналитик сейчас становится важной составляющей практической медицины и психологии.
Основы психоанализа были сформированы на рубеже XIX-XX веков. Сегодня, несмотря на то, что по-прежнему не утихают споры относительно этой концепции, она стала важной и неотъемлемой частью современной культуры, оказав значительное влияние на философию, медицину, религию и культуру. Любой образованный и любознательный человек должен иметь представление о том, что такое психоанализ и разбираться в основных составляющих его терминах.
Основателем психоаналитической теории является австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг). Он получил образование в Венском университете, проходил стажировку во Франции, в Берлине, а затем занялся частной практикой, работал с пациентами различных возрастов, пытаясь отыскать эффективные способы лечения неврозов, психических расстройств и объяснить их причины.
Длительная и профессиональная непрерывная практика подтолкнула его к формированию собственной концепции, которую он неоднократно излагал в своих многочисленных работах, рассказывая о том, что такое бессознательное, какую роль оно играет в жизни человека и как использовать эти знания в практической деятельности в различных областях знания.
Терапия, основанная на этом понятии, заключалась в том, что под действием гипноза он заставлял вспомнить человека о пережитых эмоциях во время травмирующего события. От этой процедуры наступало облегчение. Но однажды Фрейд пришёл к выводу, что не все пациенты поддаются гипнозу и это подтолкнуло его к поиску новых техник воздействия. Так вскоре появился метод, основанный на свободных ассоциациях.
Пациентам предлагалось говорить все возникающие у них ассоциации, фантазии в процессе обсуждения каких-либо вопросов, трактовании сновидений. Это позволяло выстроить гипотезы относительно истоков заболевания. Так родилась психоаналитическая теория.
По Фрейду, из всех открытий, которые когда-либо сделало человечество, можно выделить 3, которые нанесли существенный ущерб человеческому нарциссизму:
1. Космологическая теория Николая Коперника, доказавшая, что наша планета не является центром Вселенной, а представляет собой всего лишь одну из планет небольшой системы.
2. Биологическая концепция Чарльза Дарвина, согласно которой человек не является высшей силой, а произошёл от животных, в результате общего для всех живых существ естественного отбора.
3. Открытие самим Фрейдом бессознательного и его превосходства над сознанием.
Теория психоанализа
Теория психоанализа содержит в себе философско-психологические позиции, является методом исследования человеческой психики, применяется для диагностики различного рода психических заболеваний и их лечения.
Учёный полагал, что то, что человек вытесняет из сознания никуда не девается, а переходит в область бессознательного и продолжает влиять на дальнейшую жизнь, выплывая под различными масками. З. Фрейд подробно рассмотрел структуру человеческой психики и сделал заключение, что она состоит из трёх элементов:
Сверх-я (super-ego, das Űber Ich),
Подобная структура сравнима с айсбергом:
в котором, то, что на поверхности – супер-эго.
Это совесть, мораль, принципы, долг, воспитание, рамки и нормы поведения, установленные обществом.
Невидимая часть айсберга – бессознательное.
Это инстинкты, подавленные желания, страхи, комплексы, сексуальное влечение, всё то, что человек старается спрятать от окружающих.
Эго находится на стыке двух частей. Эго – это сам человек, его личность, которая поступает в зависимости от того, какая часть в нём сильнее.
Если бессознательное берёт верх в определённой ситуации, то человек следует своим желаниям и инстинктам, если берёт верх супер-эго, то поступает так, как правильно, как принято в обществе.
Если человек поддаётся бессознательному и поступает так, как ему хочется, а не как нужно, то наступают угрызения совести, в человеке начинает проявляться супер-эго, которое чувством вины напоминает о том, что он поступил неправильно. А если индивид ущемляет свои желания и действует в соответствии с долгом, нормами морали, подавленное бессознательное начинает себя проявлять в разных формах: сновидениях, обмолвках, описках, ошибках, а в отдельных случаях проявляется в форме неврозов и душевных болезней. Австрийский учёный придавал всем ошибкам, оговоркам большое значение, полагая, что они неслучайны и являются проявлением бессознательного.
Вследствие событий Первой мировой войны З. Фрейд несколько подкорректировал свою концепцию и определил два первичных начала, проявляющих себя как в отдельном человеке, так и в бытии общества и космоса: жизнь (эрос) и смерть (танатос). Эти понятия проявляются в стремлении к созиданию и разрушению, удовлетворению желаний и самоуничтожению.
Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.
Зигмунд Фрейд
Психоанализ в психологии
Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.
Зигмунд Фрейд
Психоаналитическое направление
Психоаналитическое направление является одним из самых распространённых и многосторонних концепций, которые восходят к психоанализу. Сегодня данное направление обычно используется в нескольких значениях.
Первое – это теория, родоначальником которой является З. Фрейд.
Второе – это метод лечения психических расстройств личности.
Третье – это метод, используемый для определения неосознанных мотивов, которые определяют поведение человека.
Идеи З. Фрейда доминировали практически всю первую половину двадцатого века, однако они были дополнены многими исследователями начиная с его ближайшего ученика К. Г. Юнга.
Его дочь А. Фрейд тоже работала в данном направлении, но в основном с детьми в возрасте от 7 до 9 лет и смогла создать теорию метапсихологического профиля ребёнка, чем пользуются многие психотерапевты и до сегодняшнего дня.
М. Кляйн положила начало психосоматике, впервые заговорив о том, что люди часто реагируют телом на всевозможные внешние обстоятельства и раздражители. Также она обратила внимание на то, что люди могут сами себя наказывать за какие-либо поступки.
Д. Винникотт впервые указал на то, что можно быть одиноким в присутствии другого человека, также он стал основателем ассоциативных карт.
Э. Эриксон развил теорию идентичности человека.
Ш. Ференци посвятил множество работ, раскрывающих психологическое исследование травмирующих событий и стресса.
Ж. Лакан дал свою точку зрения на отношения человека с другими людьми, подробно исследовал фактор тревоги. От его работ отталкивались многие психологи и даже эзотерики.
Начиная со второй половины двадцатого века психоаналитическое направление многие учёные ставить под сомнение, поскольку используемые в нём методы в основном сводились к наблюдению. С развитием медицины и психиатрии для лечения психических расстройств стали всё чаще применять медикаментозное лечение. А начиная с 80-х годов прошлого столетия основные понятия психоанализа стали считать устаревшими, и З. Фрейд ушёл в историю.
В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение.
Зигмунд Фрейд
Методы психоанализа
Классический метод, используемый в психоанализе – это вербализация мыслей и переживаний пациента, который рассказывает о своих сновидениях, фантазиях, мечтах, о разных событиях, отношениях, о том, какие у него это вызывает эмоции и чувства. Психотерапевт, исходя из услышанного, делает выводы и заключения, пытается отыскать истоки возникших проблем, уставить причинно-следственные связи и поясняет пациенту почему именно так в его жизни происходит.
Один из распространённых методов – ассоциативный (метод свободных ассоциаций). Пациент называет всё, что приходит к нему в голову, насколько бы абсурдным, непристойным и нелепым это не казалось.
При заключительном этапе психотерапии используется принцип проработки, при котором пациент ещё раз проговаривает, признаёт и принимает причины травмирующих для него событий. Это позволяет ему со временем избавиться от них и не переносить на новые отношения и обстоятельства. Все методы психоанализа подробно изложены в пяти клинических случаях из практики З. Фрейда.
Начните работу с психологом прямо сейчас
Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.
Зигмунд Фрейд
Современный психоанализ
Несмотря на то что со времён З. Фрейда прошло много лет, а психология и психиатрия не стоят месте, основные термины психоанализа, такие как бессознательное, эго, сублимация вросли в нашу жизнь и даже часто используются в повседневном обиходе. Это довольно сложная теория, которая применяется строго индивидуально и не может дать прогнозируемого результата. По утверждению философа К. Поппера, психоанализ нельзя считать строго научной концепцией, поскольку его нельзя опровергнуть, но в то же время с помощью него можно объяснить абсолютно все происходящие события и поступки людей.
Несмотря на то что теория З. Фрейда часто служила объектом для шуток и анекдотов из-за чересчур доминирующего в ней понятия сексуальности, многие психотерапевты и по сей день ею пользуются, полагая, что в ней есть много рационального. "Хотел сказать одно, а сказал другое – и это неслучайно".
Многие психологи до сих пор психоаналитической теорией объясняют супружеские измены. Когда один из супругов говорит, что любит другого, но в тоже время изменяет. З. Фрейд сказал бы, что такое вполне может быть, поскольку, по его мнению, такие понятия как любовь и желание являются разными и бывает так, что они не совпадают. Можно любить одного человека, а желать другого и наоборот.
Признание проблемы – половина успеха в её разрешении.
Зигмунд Фрейд
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вам нужна помощь в преодолении психологических проблем, проконсультируйтесь со специалистом!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
по дисциплине Основы философии
ЗИГМУНД ФРЕЙД. ПСИХОАНАЛИЗ
студентка 4 курса
Психоанализ и его основные идеи……………………………………..
Структура психики по З. Фрейду……………………………………….
Механизмы психологической защиты………………………………….
Толкование сновидений по З. Фрейду………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
Психоанализ рассматривает концепцию о том, что человеческие поступки - это результат борьбы желаний и идеалов, а сознание лишь часть психики, а не ее суть. Эту идею можно назвать революционным в психологии и философии.
Считается, что психоанализ - это метод лечения неврозов, разработанный австрийским врачом и психологом XX века Зигмундом Фрейдом. Но психоанализ – это также специфический метод изучения психики, применимый к любому человеку. Психоанализ был использован ученым для изучения психических явлений индивидуального и общественного сознания, что повлияло на психологию, медицину, философию, социологию, антропологию и искусство. Система взглядов З.Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени. Теории З. Фрейда не теряют своей актуальности и интереса в наши дни.
Работы Зигмунда Фрейда изменили облик психологии в XX столетии, осветив коренные вопросы устройства внутреннего мира личности. Именно З.Фрейду принадлежит открытие неосознаваемых личностью могущественных стремлений, лежащих за пределами сознания.
Сущность психоанализа рассматривается на трех уровнях: как метод психотерапии, как метод изучения психологии личности и как систему научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.
История психоанализа
Будучи лечащим врачом, З. Фрейд столкнулся с непроизвольностью переживаний и мотивов, которые становятся причиной нервно - психических заболеваний. Это побудило в нем поиски средств избавления от конфликтов между сознанием и бессознательными побуждениями. Так возник фрейдовский метод - психоанализ.
В работах З. Фрейда объясняется процесс разделения психики. В основу данной теории психоанализа легли также понятия о психических инстанциях и другие его идеи. Австрийский психолог и психиатр З. Фрейд во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.
Таким образом, зачатки фрейдовского психоанализа можно наблюдать в идеях Г.Лейбница, Ч. Дарвина, В. Вундта. Как психиатр, в целях поиска лечения своих пациентов, З. Фрейд разделил психику человека на 2 уровня: сознание и бессознательное. Это деление не сразу было принято обществом из-за отвержения убеждения о всегда сознательном поведении человека и преувеличенном значении сексуальных влечений.
Психоанализ и его основные идеи
С точки зрения психологии психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - решение) - это часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.
Сущность психоанализа рассматривается на трех уровнях:
1) психоанализ - как метод психотерапии;
2) психоанализ - как метод изучения психологии личности;
3) психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.
Диапазон трактовок психоанализа велик. Для полного понимания психоанализа необходимо учитывать все характеристики данной теории, изложенные З.Фрейдом в своих работах:
- психоанализ - часть психологии как науки, исследование бессознательного;
- незаменимое средство научного исследования;
- способ исследования психических процессов;
- наука о бессознательном психическом;
- один из видов самопознания;
- медицинский метод, направленный на лечение отдельных форм нервности посредством определенных методов.
В теории психоанализ нацелен на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования психики человека. В клинической практике психоанализ направлен на устранение невротических симптомов путем осознания пациентом своих бессознательных влечений и желаний с целью понимания и разрешения внутрипсихических конфликтов.
Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознание и бессознательное . Именно данное деление дает психоанализу возможность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни.
К основным психоаналитическим идеям относятся следующие:
- события первых лет имеют первостепенное значение для всей последующей жизни;
- эдипов комплекс - проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям;
- психический аппарат состоит из трех областей: бессознательного Оно - влечения и инстинкты;сознательного Я, несущего функции самосохранения и контроля над требованиями Оно; и гиперморального Сверх - Я, олицетворяющего собой социальные требования, совесть;
- основополагающие влечения человека - влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос), включающее в себе инстинкт разрушения.
Исходя из этого, можно сказать, что психоанализ имеет много трактовок, и чтобы понять фрейдовскую психоаналитическую идею, необходимо учитывать все значения данного анализа. Психоанализ – это часть психотерапии, наука о бессознательном психическом, один из видов самопознания, а также искусство толкования. Основные идеи психоанализа утверждают: в психике нет ничего случайного, детство оказывает большое значение для всей последующей жизни, существует эдипов комплекс, психический аппарат состоит из 3 областей – Оно, Я, Сверх-Я, основополагающие влечения человека – влечения к жизни или смерти.
Структура психики по З. Фрейду
З. Фрейд утверждал, что сознание не является основой психики, а только лишь ее частью.
Личность человека организуется в три структуры, которые Фрейд назвал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер - Эго (Сверх – Я).
Ид – примитивные, инстинктивные стороны личности, незнающие ограничений. Сфера бессознательного = подсознание. Принцип удовольствия.
Эго – структура психики, ответственная за принятие решений, Эго ограничивает проявление Ид в соответствиями с ограничениями внешнего мира. Принцип реальности, разумности. Сфера сознательного.
Супер - Эго – усвоенные личностью ценности культуры, нормы морали, права, этики, которые подавляют естественные инстинкты и влечения людей. Сфера должного, сверхсознания. Принцип самоконтроля.
Мощнейшие силы Ид включают сексуальный инстинкт и агрессию. Ид не знает ценностей, добра и зла, морали. Стимулы Ид требуют удовлетворения, не считаясь с обстоятельствами. Они действуют по принципу наслаждения, который ищет возможности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая боли. Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляется как напряженность
Эго, Я служит посредником между Ид и внешним миром. Эго сознает реальность, манипулирует ею и регулирует деятельность Ид, сдерживая вожделеющие порывы Ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психическое напряжение снято.
Третий компонент структуры личности Супер-Эго (сверх-Я) возникает в раннем возрасте, когда ребенок усваивает правила поведения, внушаемые при помощи системы поощрений и наказаний. Те виды действий, которые осуждаются или поощряются, служат основой для развития сознания, которое составной частью входит в Супер-Эго. Поведение ребенка изначально контролируется родителями. Но только в Супер-Эго сформировалась модель надлежащего поведения, поведение направляется при помощи самоконтроля, человек сам вырабатывает для себя поощрения и наказания. Супер-Эго представляет собой моральность. Супер-Эго не может не конфликтовать с Ид. В отличие от Эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний Ид до более подходящего случая, Супер-Эго намеревается подавить эти вожделения.
В итоге, Эго предстает как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится справляться с настойчивостью и нетерпением Ид, соотносить действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением Супер-Эго к совершенству. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком.
Когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает тревога. Это своего рода предупреждение о том, что Эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах тревоги: объективная, невротическая, моральная.
Тревога создает чувство напряженности, заставляя сознание предпринимать действия для снижения напряженности. Эго возводит преграду против тревоги - защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности.
Таким образом, структура психики по З. Фрейду состоит из 3 элементов: Ид (Оно), Эго (Я), Супер - Эго (Сверх – Я). Они соответствуют разным областям психики (сфера бессознательного, сознательного и должного, или сверхсознания). Каждый элемент функционирует по своему принципу: удовольствие, реальность, самоконтроль. Эго, являясь посредником между Ид и Супер-Эго, снимает психическое напряжение и организовывает деятельность механизмов психологической защиты человека.
Механизмы психологической защиты
Фрейд описал несколько основных защитных механизмов: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия и отрицание.
Вытеснение — это подавление подсознательных влечений и переживаний, создающих угрозу для самосознания и вытеснение их в сферу бессознательно.
Проекция — это приписывание другим своих собственных неприемлемых переживаний.
Замещение — это направление энергии влечения на более безопасный объект.
Рационализация — это то, что в обыденной жизни называют самооправданием. Человек стремится дать рациональное объяснение поступкам, совершенным под влиянием инстинктивных влечений.
Реактивное образование (гиперконцентрация) — это более сложный защитный механизм, включающий две стадии. На первой стадии неприемлемое переживание подавляется, а на второй на его месте образуется прямо противоположное чувство.
Фрейд утверждал, что защитные механизмы действуют на подсознательном уровне, и все люди время от времени прибегают к ним. В тех случаях, когда с их помощью не удается снизить напряжение, возникают неврозы — белее или менее заметные расстройства нормальной психической деятельности.
Таким образом, З. Фрейд выделил в психике человека 7 механизмов защиты, которые позволяют оградить личность от травмирующих событий, явлений, переживаний, тревоги. Все они проявляются по-разному и их процесс соответствует названию: регрессия, проекция, замещение, рационализация, вытеснение, компенсация, гиперкомпенсация. У каждого человека существуют ведущие защитные механизмы, которыми он пользуется бессознательно.
Развитие личности
По З. Фрейду, существует 4 источника напряжения, за счет которых происходит развитие личности: физиологический рост, фрустрации, конфликты, угрозы. Личность вынуждена овладевать новыми способами редукции напряжения. Это и есть развитие. Есть два метода, посредством которых личность обучается разрешать фрустрации, конфликты, тревоги: идентификация и смещение.
Идентификация - это метод, при помощи которого человек принимает черты другого и делает их частью собственной личности. Человек моделирует поведение по чьему-то другому. Он не столько копирует поведение, сколько стремится сделать его своим более - менее постоянным приобретением. Часто это неосознаваемый процесс. Можно идентифицироваться с воображаемыми персонажами, неживыми объектами, идеями и др. Итоговая структура личности представляет аккумуляцию ряда идентификаций в различные периоды жизни.
Смещение - это другой метод, разрешающий фрустрации, тревоги, конфликты. Когда изначальный объект-выбор недоступен в силу внешних и внутренних барьеров, происходит смещение, и так до тех пор, пока не будет найден объект, позволяющий снять напряжение.
Через воспитание, которое определяет смещение, ребёнок узнает, что допустимо сосать леденец, а не большой палец ноги. Вся система интересов, предпочтений, ценностей, отношений, привязанностей возникла благодаря смещению. Если бы психика не была способна к смещению и распределению энергии, не было бы развития личности.
Из вышесказанного следует, что развитие личности, по З. Фрейду, вытекает из 4 источников: физиологический рост, фрустрации, конфликты и угрозы. Личность разрешает фрустрации, конфликты и тревоги с помощью 2 методов: идентификации и смещения. Первый метод заключается в моделировании поведения другого человека, которое происходит бессознательно и позволяет снизить напряжение. Второй метод – смещение – появление замещающего объекта - используется при недоступности объекта в связи с наличием барьеров, не позволяющих снять напряжение. Развитие личности строится на данных процессах.
Толкование сновидений по З. Фрейду
Сновидение является результатом борьбы и совмещения двух противоречий, исходящих от сознания и бессознательного. Этот конфликт отражается на характере сновидений, придавая им более или менее реалистический характер. Сознание и бессознательное во сне действуют с удвоенной энергией, как бы наслаждаясь отсутствием обычно разделяющего их барьера.
Основные положения теории сновидений Фрейда заключаются в следующем:
Сновидение, по З. Фрейду, — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон. Поэтому второе положение это функция сновидения. Третье же положение заключается в том, что сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами.
З. Фрейд выделяет два смысла сна:
1) биологический – отдых;
2) психологический - потеря интереса к внешнему миру.
Сновидение делится на две группы:
дневные впечатления, остатки;
З. Фрейд сформулировал две гипотезы:
сновидения — это способ, которым психика отыгрывает подавленные, забытые или просто недоступные желания. То есть, он считал, что в сновидениях нам снится то, чего бы мы хотели сделать или получить в повседневной жизни.
необходимо рассматривать образы сновидения в форме метафор, аналогий, знаков и символов.
Таким образом, толкование сновидений в психоанализе З .Фрейда играет важную роль. Сновидение является компромиссом между желаемым и реальностью, а также несет в себе биологический и психологический смысл. З. Фрейд утверждает, что если сны не наполнены дневными впечатлениями или обрывками, то их необходимо рассматривать как метафоры, аналогии, знаки и символы, но не в прямом смысле.
Еще до появления фрейдовского психоанализа, его идеи прослеживались в работах философов–предшественников З. Фрейда: Г. Лейбница, Ч. Дарвина, В. Вундта. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. Оно было создано ученым для поиска средств избавления от внутренних конфликтов и нервно-психических заболеваний своих пациентов. Деление психики не сразу было принято обществом, и австрийский врач XX века Зигмунд Фрейд называл причины непринятия: отвержение убеждения о всегда сознательном поведении человека и значении сексуальных влечений в его поступках.
Чтобы осознать фрейдовскую психоаналитическую идею, необходимо учитывать все значения данного анализа. В целом, психоанализ – это часть психотерапии, наука о бессознательном психическом, один из видов самопознания, а также искусство толкования. Основные идеи психоанализа утверждают: в психике нет ничего случайного, детство оказывает большое значение для всей последующей жизни, существует эдипов комплекс, психический аппарат состоит из 3 областей – Оно, Я, Сверх-Я, основополагающие влечения человека – влечения к жизни или смерти. Важным компонентом теории Фрейда является учение о трех принципах психической деятельности: постоянства, удовольствия и реальности.
З. Фрейд выделил три основных структуры психики – Ид, Эго и Супер - Эго. Конфликт между Ид и Супер – Эго вызывает чувство тревоги. Фрейд выделил три типа тревоги: фрустрации, конфликты и угрозы; и семь защитных механизмов – своеобразных преград против тревоги: регрессия, проекция, замещение, рационализация, вытеснение, компенсация, гиперкомпенсация .
Личность разрешает фрустрации, конфликты и тревоги с помощью 2 методов: идентификации и смещения, которые заключаются в моделировании поведения другого человека и появления замещающего объекта. Развитие личности, как утверждает З. Фрейд, строится на данных процессах.
Толкованию сновидений в психоанализе З. Фрейда отводится особое место. Сновидение является компромиссом между желаемым и реальностью, а также несет в себе биологический и психологический смысл. З. Фрейд утверждает, что если сны не наполнены дневными впечатлениями или обрывками, то их необходимо рассматривать как метафоры, аналогии, знаки и символы, но не в прямом смысле.
Наиболее существенная часть психоаналитической теории Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность идей о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.
Таким образом, психоанализ является и наукой, и искусством, и занимает среднее место между медициной и философией.
Читайте также: