Сообщение цели в виде проблемного задания

Обновлено: 13.05.2024

Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность.

Программа трудового обучения ориентирована на обеспечение развития творческих способностей каждого ученика, формирование творческой личности школьника, подготовка его к самостоятельной творческой познавательной деятельности. Важнейшим средством развития творческого технического мышления школьников является самостоятельное решение им системы постепенно усложняющихся проблемных задач, решаемых на уроке. Для выполнения любого изделия (поделки), ученик должен научиться выстраивать цепочку действий, благодаря которым он сможет достигнуть необходимого результата и таким образом, решить поставленную задачу, а значит достигнуть цели.

Поэтому образовательный процесс можно представить как смену взаимосвязанных деятельностей учителя и ученика.

Показателями успешного осуществления учителем целеполагающей деятельности являются:

· Готовность учащихся к активной учебной деятельности (Н: интерес к предмету, ситуация яркого пятна на каждом уроке).

· Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися (Н: домысливание).

· Преемственность и перспективность в постановке целей учебного занятия (Н: использование полученных ранее знаний и умений).

· Формулирование целей в действиях учащихся (Н: последовательность работы).

· Понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала (Н: чему научились на уроке).

· Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии (Н: проектирование).

Используемые педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:

· Указание целей учебного занятия на доске (Н: способы обработки используемых материалов).

· “Ассоциативный ряд” (Н: соотношение частей поделки с фигурами или предметами).

· Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений и процессов (Н: свойства используемых материалов).

· Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия (образец изделия на различных этапах изготовления).

· “Постановка привлекательной цели” (перечень необходимых материалов на следующий урок).

В процессе работы пришла к выводу, что эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:

· Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.

· Использование многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.

· Осознание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.

· Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.

· Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.

· Осуществление учащимися контроля своих достижений.

На каждом уроке стараюсь показать учащимся важность изучаемой темы, добиваюсь осознания ими близких и далеких целей; ученикам задаю такие вопросы:

- Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему? Чему мы научимся, выполняя данную работу?

- С чего надо начать? А что будем делать потом?

- Почему эти материалы лучше подходят? Какими свойствами они обладают?

- С какой целью выполняем это задание? Что вы будете делать с готовой поделкой? Кому подарите?

Обязательно вместе с учащимися определяем тему урока и ставим цели (сначала - общую учебную цель, а затем уже свою собственную, т.к. используя одну технику, всегда предлагаю использовать свое воображение, придумать свой вариант и результат может быть отличным от образца):

- Что должны узнать на уроке?

- Чему научиться? Что применить?

- Какова цель сегодняшнего урока?

- А ваша личная цель? Чего хотите достичь в конце урока?

Важно образовательный процесс делать открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, ставятся те или иные цели и задачи.

В конце урока обязательна рефлексия (при проверке готовых работ оценивание результатов самими учащимися):

- Какие цели ставили?

- Достигли ли своей цели? Почему?

- Почему не получилось?

- Над чем стоит еще поработать?

Возникает сравнение своей деятельности с внешним эталоном, оценка своего личного продвижения и своей успешности, оценка себя в деятельности с учетом оценки других, самоконтроль своих действий с уже имеющимся в сознании планом, корректировка полученного результата.

А значит у учащихся постепенно повышается доля самостоятельности в постановке целей; происходит изменение основы целеполагания – от эмоциональной (любопытство, интерес) к осмыслению практической и личностной значимости изучаемой темы; расширяются границы планируемого.

ВложениеРазмер
vystuplenie.docx 18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление в рамках семинара

Приемы работы над целеполаганием

на уроках технологии

учитель технологии Петряева Л.А.

Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.

Программа трудового обучения ориентирована на обеспечение развития творческих способностей каждого ученика, формирование творческой личности школьника, подготовка его к самостоятельной творческой познавательной деятельности. Важнейшим средством развития творческого технического мышления школьников является самостоятельное решение им системы постепенно усложняющихся проблемных задач, решаемых на уроке. Для выполнения любого изделия (поделки), ученик должен научиться выстраивать цепочку действий, благодаря которым он сможет достигнуть необходимого результата и таким образом, решить поставленную задачу, а значит достигнуть цели.

Поэтому образовательный процесс можно представить как смену взаимосвязанных деятельностей учителя и ученика.

Показателями успешного осуществления учителем целеполагающей деятельности являются:

Используемые педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:

В процессе работы пришла к выводу, что эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:

  1. Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
  2. Использование многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.
  3. Осознание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
  4. Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
  5. Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
  6. Осуществление учащимися контроля своих достижений.

На каждом уроке стараюсь показать учащимся важность изучаемой темы, добиваюсь осознания ими близких и далеких целей; ученикам задаю такие вопросы:

- Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему? Чему мы научимся, выполняя данную работу?

- С чего надо начать? А что будем делать потом?

- Почему эти материалы лучше подходят? Какими свойствами они обладают?

- С какой целью выполняем это задание? Что вы будете делать с готовой поделкой? Кому подарите?

Обязательно вместе с учащимися определяем тему урока и ставим цели (сначала - общую учебную цель, а затем уже свою собственную, т.к. используя одну технику, всегда предлагаю использовать свое воображение, придумать свой вариант и результат может быть отличным от образца):

- Что должны узнать на уроке?

- Чему научиться? Что применить?

- Какова цель сегодняшнего урока?

- А ваша личная цель? Чего хотите достичь в конце урока?

Важно образовательный процесс делать открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, ставятся те или иные цели и задачи.

В конце урока обязательна рефлексия (при проверке готовых работ оценивание результатов самими учащимися):

- Какие цели ставили?

- Достигли ли своей цели? Почему?

- Почему не получилось?

- Над чем стоит еще поработать?

Возникает сравнение своей деятельности с внешним эталоном, оценка своего личного продвижения и своей успешности, оценка себя в деятельности с учетом оценки других, самоконтроль своих действий с уже имеющимся в сознании планом, корректировка полученного результата.

А значит у учащихся постепенно повышается доля самостоятельности в постановке целей; происходит изменение основы целеполагания – от эмоциональной (любопытство, интерес) к осмыслению практической и личностной значимости изучаемой темы; расширяются границы планируемого.

Одним из требований, предъявляемых к современному уроку, является организация целеполагающей деятельности учащихся. Анализ практической деятельности учителей показывает, что, как правило, цели учебной деятельности определяются и формулируются самим педагогом. Некоторые учителя, особенно учителя младших классов, думают, что цель урока – это дело учителя. Но, не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте. А многие ученики приходят в раздражение, быстро утомляются, у них снижается работоспособность, ухудшаются самочувствие и настроение, потому, что учителя знают, что будет происходить на уроке, а они – нет. И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать.

Без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается на здоровье.

Итак, проблема в самом общем виде приобретает следующую формулировку: как учителю начальных классов создать условия для целеполагающей деятельности учащихся, какие эффективные приемы и средства нужно использовать, как поставить ребенка в позицию целеполагания на разных этапах обучения, на разных учебных предметах, на различных типах уроков.

Известно, что образовательный процесс – специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, учащихся между собой, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Образовательный процесс можно представить как смену взаимосвязанных деятельностей учителя и ученика.

  1. Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
  2. Использование учителем многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.
  3. Осознание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
  4. Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
  5. Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
  6. Осуществление учащимися контроля своих достижений.
  • Так первый урок в первом классе начинаю с беседы:

- Зачем дети идут в школу?

- Для чего вы пришли в школу?

  • В последующем на каждом уроке стараюсь показать учащимся важность изучаемой темы, добиваюсь осознания ими близких и далеких целей; ученикам задаю такие вопросы:

- Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему?

- С чего начнем? А что будем делать потом?

  • Обязательно вместе с учащимися определяем тему урока и ставим цели (сначала - общую учебную цель, а затем уже свою собственную):

- Что должны узнать на уроке?

- Какова цель сегодняшнего урока?

- А ваша личная цель?

- Какие цели ставили?

- Достигли ли своей цели? Почему?

- Над чем стоит еще поработать?

Для обучения приёмам целеполагания в первом классе использую таблицы, в которых условными значками разного цвета учащиеся обозначают, какую цель на данном уроке поставили и в какой мере её достигли. (Приложение 1 и Приложение 2, видеофрагмент урока математики в 1 классе).

Приведу примеры некоторых приемов постановки целей на различных типах уроков, проведенных по программе Л. В. Занкова.

2 класс. Математика (изучение и первичное закрепление новых знаний).

Тема: Периметр многоугольника.

Цель: Познакомить с понятием “периметр”, научить находить периметр многоугольника.

Урок начинаю с актуализации знаний. На доске начерчены ломаные (замкнутые и незамкнутые) и кривые линии. Дети с помощью ниточек, проволоки, тесемочек находят длину у замкнутой ломаной линии, или многоугольника. После чего сообщаю тему урока.

- Ребята, вы сами не зная того, нашли периметр многоугольника. Это и есть тема нашего урока. А какая будет цель урока?

- Узнать, что такое периметр.

- Научиться находить периметр многоугольника.

После выполнения некоторых заданий, выясняем, могут ли знания, полученные на уроке, пригодиться в жизни?

Ученики говорят, что можно вычислить длину забора, найти длину сторон платочка, чтобы пришить тесьму и т. д.

В конце урока провели Рефлексию.

- Какое открытие совершили на уроке?

- Что вы не знали, а сейчас знаете?

- Все ли задания у вас получились? Почему?

Ученики отметили, что получились не все задания, так как это только первый урок по теме.

1) 2 кл. Математика. (Закрепление знаний и способов деятельности).

Тема: Определение времени суток по часам.

Цель: Закрепить умение пользоваться часами. Организовать самостоятельную работу по определению времени.

I. Тему урока ученики читают на доске.

II. Постановка проблемы.

1) На доске модель часов, на которой стрелки неправильно показывают время: часовая показывает ровно 9 часов, а минутная уже 15 минут.

- Который час показывают эти часы?

(Дети говорят, что на модели неправильное расположение стрелок, поправляют стрелки и читают время правильно: 9 часов 15 минут, 15 минут десятого и т.д.).

2) Правильно ли написана вывеска на магазине?

Дети говорят, что покупателям будет не понятно, в какое время суток открыт магазин, нужно уточнить – магазин работает до 6 часов утра или вечера, находят эти ошибки и исправляют их.

- Почему произошли такие ошибки, а могут ли быть подобные ошибки у вас?

III. Определение целей урока.

Учитель: Какова же цель нашего урока? Как вы определите её для себя?

- Учиться правильно определять время по часам и уметь показывать на модели часов.

- Применять полученные знания в жизни.

- Я умею определять время, но иногда ошибаюсь, мне нужно быть внимательным, хорошо работать на уроке.

Учитель: Моя цель предложить вам такие задания, которые бы помогли вам достичь целей.

Так на уроке была поставлена цель и намечен план работы.

  • постепенное повышение доли самостоятельности ученика в постановке целей;
  • изменение основы целеполагания – от эмоциональной (любопытство, интерес) к осмыслению социальной, практической и личностной значимости изучаемой темы;
  • расширение границ планируемого – от осознания близких целей до ясного представления отдаленного будущего;
  • развитие рефлексивных способностей ребенка, которые позволят выработать свои внутренние механизмы самоуправления учением в целом (при этом ученик становится субъектом учебной деятельности);
  • изменение формы фиксации целеполагающей деятельности у учащихся - от таблицы, предложенной учителем, до ведения тетрадей самоконтроля.

На основе данных параметров выстроилась определенная технология организации целеполагающей деятельности учащихся в начальной школе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [1]

Типы уроков по ФГОС:

урок усвоения новых знаний:

урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

урок систематизации и обобщения знаний и умений

урок контроля знаний и умений

урок коррекции знаний, умений и навыков.

В каждом из этих типов урока есть этап: Постановка цели и задач урока.

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

учет уровня знаний и опыта детей;

доступность, т.е. разрешимая степень трудности;

толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;

вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Цели должны быть:

реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы

соотносимы с типом и содержанием урока

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:

Работа над понятием

Ситуация яркого пятна

Проблема предыдущего урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Некоторые приемы целеполагания, которые могут быть использованы на уроках.

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена существительные?" построили план действий:

Повторить знания об имени существительном.

Определить, с какими частями речи сочетается.

Изменить несколько существительных.

Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Подводящий диалог

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову).
Проблема предыдущего урока

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Использование технологической карты

Ассоциативный ряд

Использование результатов предварительного социологического опроса

Постановка целей по изучению явлений, процессов и др.

Постановка целей через показ конечных реультатов

Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала

Составление карт мыследеятельности

Устный счет, математический диктант

Метод целессобразных задач

Нарисуй картину

Мозговая атака

Постановка привлекательной цели

В начале урока дается отгадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

Дополнение реальной ситуации фантастикой

Источники информации

Использованная литература

Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие /

М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с.

Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.


Статья "Цель и целеполагание на уроке ФГОС"

Светлана Трушина 16.12.2014 116857 2 Компетентностный подход в обучении

Трушина Светлана Юрьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательнаяк казачья школа"
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка

Цель и целеполагание на уроке ФГОС



Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Домысливание
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.




Читайте также: