Сообщение бумага как материал для творчества

Обновлено: 30.06.2024

Бумага – универсальный инструмент для детского творчества. Как в детском саду, так и в школе, бумага широко используется детьми для рисования, поделок, скрапбукинга. Чаще всего применяют цветную классическую бумага, также большой популярностью пользуется бумага для оригами. В этой статье мы поговорим об основных видах бумаги для детей и о том, как правильно выбрать подходящий ее для определенного вида детского творчества.

Бумага – самый популярный материал для детского творчества

Бумага – самый популярный материал для детского творчества

Какие бывают виды бумаги для детского сада и начальной школы?

Пример детских поделок при комбинации разных видов бумаги

Пример детских поделок при комбинации разных видов бумаги

Определить качество покупаемой бумаги можно по следующим характеристикам:

  • Плохая бумага низкоплотная и легко мнется. Если хотите, чтобы ребенок был доволен, покупайте бумагу с плотностью не менее 60 г/м2.
  • У низкокачественной бумаги окрашенная часть просвечивается и размокает от клея, качественная имеет яркую поверхность и хорошо переносит обработку скрепляющими веществами.

Гофрированная бумага широко востребована в творчестве детей дошкольного возраста

Гофрированная бумага широко востребована в творчестве детей дошкольного возраста

Варианты использования различных видов бумаги и картона для детей дошкольного возраста и начальной школы

В зависимости от типа бумаги, она может применяться для создания творческих поделок, оригами, аппликаций. Картон чаще используется на занятиях в детском саду, потому что с ним легче справляются дети младшего возраста. В школе предпочтение отдается бумаге. В начальных классах, чаще всего, классической (для аппликаций, рисунков), а в средней школе – крепированной, квилинг-бумаге или скрапбукингу (для поделок, композиций и даже изготовления карнавальных костюмов).

Примеры сложных объемных композиций из бумаги и картона

Примеры сложных объемных композиций из бумаги и картона

Из картона можно делать очень красивые поделки. Выделяют следующие виды картона:

  1. Мелованный. Такой тип лучше покупать для занятий с детьми, он отличается однородным цветом и более гладкой поверхностью. Поделки и аппликации из мелованного картона будут яркими и красивыми, и ребенок останется доволен наглядными результатами творческого процесса.
  2. Немелованный. Такой картон дешевле, его выгоднее покупать для изготовления крупных декораций и элементов оформления. Имеет шероховатую поверхность, менее яркий потому вблизи смотрится не так выигрышно.

Существуют различные виды картона для творчества детей в начальной школе

Существуют различные виды картона для творчества детей в начальной школе

Цветной картон, как и бумага, может быть односторонним и двухсторонним. Односторонний предпочтительнее как основа для аппликаций. Его используют для вырезания элементов, которые планируется наклеиваться друг на друга.

Для изготовления фигурок и других объемных поделок стоит выбирать двухсторонний картон. Из него также делают памятные открытки, сувенирные карточки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с многообразием техник при работе с бумагой.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества п. Судиславль Костромской области

Теоретическое исследование на тему:

Чекодаева Светлана Леонидовна – педагог

дополнительного образования детей

Бумажное искусство в жизни человека.

Глава 1. История бумаги.

Глава 2. Бумажное искусство в жизни человека.

Глава 3. Виды искусства из бумаги.

3.1 Квиллинг - искусство бумагокручения.

3.2 Ажурное волшебство или художественное вырезание из бумаги.

Бумажное искусство.

Искусство является неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире. Занятия искусством, творчеством снимают напряжение, расслабляют, помогают человеку раскрыться, развивают эстетический вкус, помогают видеть и чувствовать красоту и просто скрашивают досуг. К сожалению, всё больше детей перестают заниматься творчеством, ребятам больше нравятся технические новинки: телефоны, планшеты и т.д. Многим уже и надоели компьютерные игры, но чем заняться, они не знают.

Объект исследования – творчество художников и дизайнеров, работающих с бумагой.

Предмет анализа – художественные техники, используемые при работе с бумагой.

Методы исследования:

- анализ теоретических источников по теме исследования;

- практическое выполнение одной из анализируемых технологий.

Цель исследования: выявить виды (художественные техники) творческой работы с бумагой, которые могут заинтересовать учащихся, создать ЭОР для ознакомления с последними направлениями в данном виде искусства.

Практическое значение исследования заключается в популяризации декоративно – прикладного искусства.

Достижение цели потребовало решения следующих задач:

собрать информацию и показать удивительный мир бумажного искусства;

познакомиться с различными техниками творческой деятельности из бумаги;

систематизировать информацию и выяснить, какие виды искусства из бумаги популярны в наше время и могут заинтересовать учащихся;

создать ЭОР для популяризации прикладного творчества среди учащихся.

"Только труд во всей его многогранности, направленный на познание, освоение мира, на самовыражение, самоутверждение личности в творчестве, только насыщение свободного времени трудом, обогащающим духовную жизнь, может дать человеку счастье" [с. 475].1

Бумага - одно из величайших изобретений человечества, родившееся на Востоке, и можно ещё много говорить о разных формах бумажного творчества. Ведь бумагу называют уникальным материалом для реализации своих идей, поскольку этот материал такой же хрупкий, как свобода, и такой же сильный, как стремление к этой самой свободе, свободе творчества. Фантазия людей безгранична, человек каждый день создает что-то новое, всё более необычное… Бумага ещё и самый доступный материал для школьника!

Времена, когда бумага считалась основным средством выражения таланта, давно прошли. В настоящее время многие художники и дизайнеры используют для воплощения своих идей цифровые инструменты. Тем не менее, есть нечто необъяснимое в том, что люди изобретают всё новые виды ручного бумажного творчества, доводя их до уровня искусства…

Глава 1. История бумаги

Бумага – необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших и величайших его завоеваний. Так какова же история бумаги?

Появилась бумага в результате многовековых поисков материала для закрепления мыслей, чувств, отношений. Бумага была впервые получена во II в. в Китае. Считается, что бумагу изобрел Цай Лунь. Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить монополию на ее изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей – в Средней Азии, Японии, Корее и др. Почти полторы тысячи лет тому назад искусством производства бумаги овладели в Индии. Кампучии, во Вьетнаме. Здесь научились делать бумагу из старых парусов, пеньковых и льняных тряпок, старых сетей и канатов. В Японии стали вырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет после появления первых образцов японская бумага превзошла по качеству китайскую, которую изготовляли из бамбуковых стеблей. В этих странах вырабатывали много различных видов бумаги и научились разнообразному их применению. В торжественных случаях художественно оформленные листы "серебряной" и "золотой" бумаги навешивали на триумфальные арки, а также создавали всевозможные украшения. Прозрачную бумагу использовали вместо стекол, вставляя ее в оконные рамы. Производились бумажные платки, веера, зонтики, салфетки. Бумажными обоями оклеивали комнаты, но это могли позволить себе только богатые люди. Вырабатывался и особый вид душистой бумаги, которую для благовоний сжигали в храмах. В июле 751 года произошла битва на реке Талас (на границе современных Казахстана и Киргизии), в которой арабы нанесли поражение китайцам и сумели взять в плен нескольких бумажных мастеров. От этих ценных пленников арабы переняли опыт производства бумаги, а потом сами усовершенствовали его.

В Россию производство бумаги пришло в средине XVI века, во время правления царя Ивана IV. Но настоящий подъем российской бумажной промышленности пришелся на период правления Петра I. Для поощрения собственного бумажного производства в России дальновидный Петр I запретил применять в канцеляриях заграничную бумагу.

Глава 2. Бумажное искусство в жизни человека

В XX веке бумага получила повсеместное распространение, причём сейчас она является не только признанным информационным носителем, но и отличным упаковочным материалом, отделочным материалом (обои), платежным средством (бумажные деньги), фильтром и т. д. Этот перечень каждый может продолжать так долго, как позволят его осведомленность и фантазия. Сейчас существует такое великое множество видов бумаги (от толстых картонов до тончайших калек), что просто невозможно представить себе, как могло бы выглядеть современное общество, если бы ее не существовало… А самое главное, бумага открыла безграничные возможности для воплощения творческой фантазии человека. Ведь уже в XVI веке в Европе изобрели папье–маше, а с XVIII века в России получили своё развитие такие знаменитые промыслы как Федоскино, Холуй, Палех, которые использовали папье-маше как основу для традиционной лаковой миниатюры.

Бумажное творчество и искусство многогранно и находит воплощение практически во всем, от обычной открытки до самой, что ни есть, мебели.

Кто из нас в детстве не любил бумагу? Что мы с ней только не делали: рвали, резали, клеили и даже картины создавали. Помните, в детском саду к празднику 23 февраля или 8 Марта детки обязательно делали открытки и дарили их папам и мамам.

Говорят, что бумага стерпит все. Она и терпит, превращаясь то в одни скульптуры, то в другие, позволяя себя резать и покрывать дырками. Но ей, бумаге, грех жаловаться на свою судьбу, поскольку все это ради искусства, а искусство всегда требует жертв.

Так давайте посмотрим на этот удивительный мир бумажного искусства.

Глава 3. Виды искусства из бумаги

3.1 Квиллинг - искусство бумагокручения

Квиллинг, от английского слова quill (птичье перо), - это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Квиллинг ещё называют "бумажной филигранью".

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — иcкусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки.

Видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Искусство возникло в средневековой Европе, где монахини создавали обрамление для икон и обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски.

В XV веке это считалось искусством, а в XIX — дамским развлечением. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. Эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, например, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает.

Квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

В наше время искусство квиллинга очень актуально. Во многих городах существуют клубы, любители проводят фестивали и конкурсы, делятся новыми находками. Их произведения напоминают шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.


Квиллингом можно заниматься в любом возрасте, создавая удивительные изделия – ведь полёт фантазии ограничить нельзя! Любое творческое хобби может стать профессией. Так квиллинг открытки москвички Юлии Бродской из обычного хобби перерос в настоящую профессию. На сегодняшний день квиллинг открытки Юлии Бродской стали широко известны благодаря тому, что их не раз публиковали популярные журналы. Юлия часто сотрудничает с модными европейскими рекламными агентствами, делая рекламные постеры в технике квиллинга.


3.2 Ажурное волшебство или художественное вырезание из бумаги

Художественное вырезание из бумаги - уникальный вид искусства, который на протяжении веков остается одним из наиболее популярных видов народного творчества во многих странах мира. Искусство вырезания из бумаги имеет интересную историю, берущую начало в древнем Китае после изобретения там бумаги, и красивое название – вытинанка, переводимое с польского как “вырезанная из бумаги картинка”. Вырезка из бумаги – обошла практически всю планету и впитала в себя богатство мировых традиций символики, орнаментики, сюжетной композиции.

Бумажные кружева Хины Аоямы (Hina Aoyama) никого не могут оставить равнодушным, ведь это неописуемая красота! Работы этой японской художницы выглядят воздушными и легкими, как слабое дуновение ветерка в первых лучиках солнышка. Для работы ей не нужно ничего, кроме бумаги и обычных ножниц. Это просто невероятный пример ювелирности и мастерства.

Хина Аояма родилась в японском городе Иокогама, однако сейчас живет и работает в Париже. Хрупкие произведения искусства в виде нежных бабочек или витиеватых кружев письма поражают своей аккуратностью. По словам самой художницы, на создание одной работы может уходить от нескольких часов до целых недель кропотливой работы. Хина старается смешивать разные техники, чтобы подчеркнуть свой собственный стиль в жанре paper art. Используя ножницы, она вырезает из бумаги тексты или рисунки, приклеивает их к ткани или стеклу, и получается такая красота. И все это делается своими руками и ножницами!


Художница Эльза Мора (Elsa Mora) вырезает из бумаги - искуснейшие шедевры: тончайшие фигурки. Они настолько хрупкие и невесомые, что, кажется, стоит к ним прикоснуться - и они тут же растают. И в этих изящных бумажных скульптурах - любовь и нежность, семья и уважение, материнство и детство, в общем, все то, что чтит и ценит автор работ.


Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж — сравнительно молодое направление в искусстве. Оно детище прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своих мыслей, чувств и настроений. Родоначальником коллажа считают французского художника-кубиста Жоржа Брака. В 1913 году он первым использовал оригинальный прием — наклеивание на картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получилась более эффектной, художник подмешал в краску песок ( Бутылка, стакан и трубка. Коллаж. 1913 г). Вскоре к нему присоединился единомышленник — великий Пабло Пикассо. В течение пяти лет они работали совместно. В дело шли клочки газет, обоев, плакатов, куски тканей, визитные карточки. В результате творческого поиска обнаружилось, что даже самые обычные материалы в сочетании друг с другом на специально подобранном фоне становятся необыкновенно выразительными (П.Пикассо .Гитара, ноты и стакан вина. Коллаж. 1912 г.


Искусство коллажа не потеряло актуальности и сегодня, и я считаю, что этот вид творчества может быть очень интересен для детей. Ведь создание коллажей дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Творческий дуэт Алексея Ляпунова и Лены Эрлих тому подтверждение. В этой технике они делают дивные иллюстрации! Занимаясь коллажем, делая иллюстрации, новосибирский арт-тандем "Тоже Люди" (Алексей Ляпунов и Лена Эрлих) продолжают работать с любимым материалом, осваивать и создавать новые техники, сегодня они известны своими замечательными бумажными скульптурами, изображающими великих музыкантов современности в немного карикатурном, но весьма забавном и оригинальном виде.





Например, декупаж свечи - это отличный способ сделать подарок близким своими руками на какой угодно праздник. Красиво оформленная свеча станет украшением праздничного стола, она радует глаз и согревает сердце. Для того чтобы сделать такое чудо самим, нужно взять свечку, салфетку и ложку. Выполняя декупаж свечи, воспользуйтесь специальным клеем, предназначенным именно для этой техники декупажа, или ложкой. При нагревании парафин тает - этим свойством мы воспользуемся. Салфетка - впитывающий материал, расплавленный парафин легко пройдёт сквозь неё. Потребуется ловкость и сноровка, если вы захотите быстро прогреть бок свечи и разложить на ней салфетку, лучше медленно, но уверенно поработать ложкой. Декупаж свечи - весьма специфичная работа, относительно других техник декупажа сохраняется только принцип "аппликация вместо росписи". Попробуйте сами и при терпеливом подходе у вас получится много замечательных декоративных свечей.


Работая над своим исследованием, я сделала вывод: творческие техники с бумагой самые приемлемые для использования на занятиях ДПИ . Ведь бумажное искусство - это целый творческий мир со своими секретами мастерства, главный из которых - усидчивость и кропотливость. Обычно под "бумажным искусством" имеют в виду оригами или папье - маше, работы в этих техниках тоже очень красивы, но они давно освоены и часто применяются. Поэтому я в своей работе проанализировала и другие виды бумажного искусства, которые мало используются в рамках школы.

Квиллинг - это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. В Западной Европе им увлекаются много людей самых разных профессий и возрастов. А в Корее квиллинг даже входит в программу школьников. Занятие этим искусством находят очень полезным, так как оно развивает мелкую моторику рук, снимает агрессию, успокаивает, и, что очень важно, развивает вкус. Ну а про фантазию можно и не писать. К занятиям квиллингом можно с успехом привлечь ребят, познакомив их с удивительным творчеством Юлии Бродской. Открытки из квиллинга – чудесный подарок близким на любой праздник!

Техники коллажа и декупажа схожи и очень привлекательны потому, что далеко не каждый вид декорирования по красоте и эффектности может сравниться с декупажем. В наше время никого не удивишь покупной вещью, наоборот, особенную ценность имеют уникальные, выполненные в единственном экземпляре вещи, а их можно создать только своими руками.

Декупаж - несложная и быстрая техника , позволяющая делать вещи в любых стилях, – всё зависит лишь от желания.

Вывод: бумажное творчество – один из самых простых, увлекательных и доступных видов деятельности в творчестве. Здесь учащимся даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Безграничная фантазия ребят способна сотворить с помощью этого материала целый увлекательный мир. Нет более притягательного материала для творчества. Он покладистый и капризный одновременно, откликается на самые различные идеи и диктует свою неповторимую стилистику. Я считаю, что учащихся необходимо знакомить с новыми техниками и видами творчества – их множество, в своей работе я рассказа лишь о некоторых. Хорошим средством для популяризации прикладного творчества среди учащихся будут электронные образовательные ресурсы, которые могут создавать сами ученики. Это могут быть ЭОР с обзором новинок или полным анализом одного вида искусства, а может, знакомство с мастерами бумажных дел.

Список литературы

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги : Кн. педагогов и родителей. - М.: Просвещение, 1992

Воронова О.в.Декупаж: новые идеи, оригинальные техники, - М.: Эксмо,2010.

Какая бывает цветная бумага: виды и особенности

Классическая цветная бумага бывает двух видов – односторонняя и двухсторонняя. Первая подойдет для всяческих аппликаций и украшения поделок, где в готовом изделии видна только ее наружная окрашенная сторона. Для изготовления объемных поделок нужна бумага, у которой обе стороны одного цвета. Двухсторонняя цветная бумага более универсальна и поэтому ее выгодно покупать для занятий в школе и в детском саду.

Поделки из цветной бумаги

Качественная бархатная бумага имеет однородную текстуру, не осыпается и не мажет руки, не заламывается на сгибах. Для детей очень удобно покупать наборы самоклеящейся бархатной бумаги, работать с которой легче и даже интереснее.

Голографическая и фольгированная бумага очень нравится детям. Блестящие и переливающиеся элементы украсят любую поделку и аппликацию, дополнят карнавальный костюм. Из фольги и голографической бумаги получаются также волшебные украшения для праздничного оформления комнаты.

Крепированная бумага чаще всего используется для изготовления объемных украшений и поделок – шаров, цветов, помпонов, бантов. Благодаря своим свойствам и богатой палитре всевозможных оттенков она широко используется в оформлении праздника и декорировании подарков.

Бумага для оригами более плотная по сравнению с обычной и отличается насыщенными цветами. Она не рвется при выворачивании и не истирается на сгибах. Чаще всего она продается листами квадратной формы, потому что именно квадрат является основой большинства фигурок оригами.

Бумага для оригами

Бумага для квиллинга – это тонкие полоски плотной цветной бумаги, которые легко скручиваются и хорошо держат форму. Квиллинг в последнее время очень популярен как среди взрослых, так и среди подростков, ведь с помощью этой техники можно создавать настоящие произведения искусства – красивые картины, оригинальные открытки, уникальный декор. Занятия квиллингом будут интересны детям среднего и старшего школьного возраста.

Бумага для скрапбукинга по своей плотности ближе к картону, она используется для декорирования открыток и приглашений, изготовления коробочек и бонбоньерок, украшения страничек в дневниках и альбомах. Она может быть однотонной или с красивым тематическим принтом, с разной текстурой или рифлением.

Виды цветного картона для детского творчества

Цветной картон, как и бумага, может быть односторонним и двухсторонним. Принцип выбора тот же – односторонний используется как основа для аппликаций и поделок, а также для вырезания элементов, которые будут наклеиваться на основу неокрашенной стороной. Для изготовления фигурок и других объемных поделок стоит купить двухсторонний картон. Он также идеально подойдет для изготовления открыток – так они будут красивыми и снаружи, и внутри.

Поделки из цветного картона

Немелованный картон более дешевый, его выгоднее покупать для изготовления крупных декораций и элементов оформления стендов или сцены. Он имеет шероховатую поверхность и обладает менее яркими цветами, потому вблизи смотрится не так выигрышно. Для занятий с детьми лучше купить мелованный картон, который отличается чистым однородным цветом и имеет более гладкую поверхность. Поделки и аппликации из него будут яркими и красивыми, и ребенок останется доволен результатами своего творчества.

Гофрированный картон с рельефной поверхностью очень интересно смотрится в комбинации с другими материалами в аппликациях. Элементы из него имеют собственный объем и поделки выглядят необычно и оригинально. Таким картоном можно красиво украсить фоторамку или открытку для мамы или бабушки.

Бархатный картон очень красиво смотрится в различных поделках и открытках. Работать с ним очень приятно, а готовые поделки из него наполнены заботой и теплом.

Перламутровый, фольгированный и флуоресцентный карто н – еще один необычный материал, который позволит разнообразить детское творчество и воплотить яркие фантазии ребенка. Он идеально подходит для создания сказочных сюжетов, его блестящие цвета добавят аппликации или поделке волшебства и загадочности. Детям очень нравятся золотые и серебряные цвета – из них можно вырезать украшения и короны для себя и любимых героев.

Для занятий дома купите обязательно разные варианты цветной бумаги и картона, ведь повод для творческих порывов всегда найдется. Предложите ребенку изготовить украшения к приближающемуся празднику и открытки для родных и друзей – он будет рад заняться полезным делом и порадовать близких своими красочными поделками. Помните, когда дети видят, какие красивые и чудесные вещи они могут создать своими руками, они более мотивированы к занятиям творчеством. Поэтому ваша задача – обеспечить их яркими и качественными материалами, которые позволят им проявить фантазию и воплотить в реальность свои задумки.

Для человечества важно распространение и передача различной информации и знаний, поэтому знать, где и когда появилась бумага, интересно всем. Бумага представляет собой войлок, толщина которого около 0,2 мм, производят её из растительных волокон, мелко измельчённых.

Необходимая для современного человека бумага имеет интересную, почти детективную историю.

История возникновения бумаги

Берестяная грамота

До создания бумаги люди пользовались в качестве носителей информации различным материалом:

Папирус - применяли в Египте ещё за 4000 лет до нашей эры, использовали обработанные стебли гигантского травянистого многолетнего растения.

Пергамент - изготавливали ремесленники Малой Азии с помощью сложнейшей технологии с использованием телячьей кожи. Он отличался большей прочностью, эластичностью и долговечностью.

На Руси писали на бересте – берёзовой коре.

Все изобретения, связанные с носителями информации, сохранялись в тайне, так как приносили доход своим производителям. Но самым строжайшим секретом, который долго не был разгадан, было изобретение технологического процесса изготовления бумаги китайцами.

Бумага в древнем Китае

Первая бумага, появившаяся в Китае ещё до нашей эры, изготавливалась из шёлка, а уже позднее из растительных волокон.

610 год известен тем, что в Японию прибыл представитель странствующих буддийских монахов Дан-хо, который и раскрыл секрет получения бумаги и туши. Японские монахи не только переняли секреты производства так нужного для всех материала, но и добились его более высокого качества.

Японцы и оригами

Затем именно в Японии в VIII веке вслед за бумажными мастерскими появились первые фабрики.

Индийские производители изобрели способ производства бумаги из старого тряпья, которое после смачивания растиралось при помощи мельничных жерновов.

История возникновения бумажного производства содержит многочисленные интересные факты:

в восьмом веке арабы, победившие китайцев в сражении, переняли у пленных мастеров секреты состава бумаги;

испанские первооткрыватели способствовали распространению бумаги по многим странам мира;

персидским путешественником Насир Хосровом в 11 веке было замечено как используют обёрточную бумагу на базаре;

к концу 12 века началось появление бумажных мастерских в европейских странах;

изготовление бумажной продукции из дерева началось в 19 веке.

Изобретение технологии изготовления бумаги в Китае

Данный материал изобрели в Китае, что подтверждают обрывки бумаги, найденные в гробнице из пещеры Баоцян провинции Шэньси на севере страны. Дата производства этих обрывков относится к 11 веку до нашей эры.

Производство бумаги в древнем Китае

Процесс изготовления проходил следующим образом:

После замачивания в воде кору тутового дерева делили: внешний грубый слой шёл на изготовление бумаги низшего класса, из мягкого внутреннего изготавливали тонкую и дорогую.

Разделённые волокна варили в чанах, куда добавляли золу или известковое молочко.

Сваренную массу промывали, обрабатывали молотками.

Размельчённую массу проклеивали растительными соками, разбавленными водой, иногда заменяли сок на крахмальный клейстер.

Специальной формой отливали листы.

Немного подсушенный лист досушивали на солнце.

Придумал усовершенствованный рецепт производства этого ценного материала Цай Лунь, сановник из Китая – родины бумаги.

До этого момента, а доклад Цай Луня императору был представлен в 105 году, на производство бумаги требовалось много труда и затрат. Обобщив и усовершенствовав известные ранее технологии получения бумаги, он объяснил принцип, образующий листовой материал из отдельных волокон растений.

Изготовление бумаги в Китае

Цай Лунем было предложено соединить волокна шелковицы с пенькой, тряпками и древесной золой, которые толклись, смешивались с водой и выкладывались на форму для сушки, а так же разглаживались с использованием камней. С применением новой технологии бумажные листы получались более прочные, белоснежный цвет бумаги позволял использовать их для письма.

Будучи незнатного происхождения, Цай Лунь за изобретательность и трудолюбие был поощрён княжеским титулом. Начинал он службу при дворе императора простым евнухом.

Производство бумаги в России

Собственное российское производство бумаги появилось во времена царя Ивана Грозного. Попытки изготовления этого ценного материала проводились в подмосковном селе Ивантеевка. Планы Ивана Грозного по импортозамещению дорогостоящей бумаги столкнулись с интересами Тевтонского ордена и даже были одной из причин начала Ливонской войны.

Производство бумаги на Руси

Следующим этапом получения собственной российской бумаги было распоряжение патриарха Никона о возведении бумажных мельниц в 17 веке. Начинания патриарха, столкнувшись с финансовыми проблемами, постепенно сошли на нет.

Во времена правления Петра I возросла необходимость в большом количестве бумаги. По указу императора строились бумажные предприятия по европейскому образцу. Был так же издан указ о сборе сырья в виде изношенных полотен и тряпок и запрет в применении заграничной бумаги.

Во времена второй половины 18 века бумаги стало импортироваться в два раза меньше. При императоре Александре I было разрешено открытие частных типографий и рост бумажной продукции увеличился. Тяжёлый труд рабочих на бумажных фабриках и отсталые технологии тормозили увеличение роста продукции. Уже в начале 19 века произошло усовершенствование бумагоделательных машин.

Читайте также: