Сообщение 2 взаимодействие классного руководителя с семьей ученика и педагогическим коллективом
Обновлено: 19.05.2024
В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей — одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.
Для того чтобы совместная деятельность была успешной, по моему мнению, необходимо не просто выполнять требования родителей, но и вовлекать их в работу классного руководителя по формированию коллектива, контролю учебы, организации внеурочных мероприятий. Что я и делаю, начинаю с первых дней общения с ребенком. Главная моя задача на данном этапе добиться доверительного отношения родителей, потому что я отчетливо понимаю, что родителю важно знать под контролем какого профессионала находиться его ребенок во время учебной деятельности.
Цель моей работы: Добиться партнерского отношения с родителями.
Задачи: Проанализировать свою работу как классный руководитель.
Выявить лучшие методы воспитания, в формировании личности ребенка.
Глава 1. Педагогическое общение
1.1.Стили педагогического общения
Методы воспитания учащихся невозможны без организации общения с ними. Педагог, работающий с младшими школьниками, должен понимать, что малышам необходимо сотрудничество с педагогом, которое выражается вербально и невербально. Это помогает младшим школьникам преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.
Большое значение в работе с младшими школьниками имеет стиль общения педагога с детьми. В педагогической литературе выделяют шесть стилей педагогического общения.
Стиль увлечённости. Педагог относится к общению с детьми творчески, учитывает индивидуальные особенности характера учащихся, особенности эмоциональной сферы. Учитель пытается объединить их творческой деятельностью, которая им интересна и значима.
Стиль дружеского общения. Дружеское расположение к ребятам, желание общаться с ними, интерес к их жизни может перерасти в творческое деловое сотрудничество, однако, это возможно, если педагог в дружеском расположении к детям имеет меру. Иногда такое общение приводит к тому, что дети видят в педагоге лишь собеседника человека, с которым можно поделиться секретом, спросить совет, но распоряжения и требования которого серьёзно не воспринимаются.
Стиль диалогического общения. Общение- диалог-это общение, построенное на уважении прав учащихся, взаимном доверии друг другу, желании педагога слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Диалогическое общение способствует обмену социальными ролями, возможности войти в роль другого, содействуя восприятию человека человеком. Диалогическое общение помогает реализовать очень важную функцию общения- сопереживание. Сопереживание чувств участников процесса взаимодействия формирует у взрослых и детей способности становиться на точку зрения собеседника. Это создаёт условия для развития и совершенствования детского коллектива.
Стиль дистанциирования. Наиболее распространенным стилем общения в сегодняшней школе является дистанциированное общение. Такой стиль в общении с учащимися избирают как опытные, так и начинающие педагоги. Начинающие педагоги избирают такой стиль зачастую из-за боязни потерять свой авторитет в глазах учащихся. Более опытные педагоги считают, что дистанция даёт возможность увереннее управлять классом, делает успешным процесс обучения и воспитания. В результате такого общения процесс воспитания становится формальным, из общения с детьми уходит искренность, творчество, сопереживание друг другу.
Стиль устрашения. Использование в общении с учащимися стиля устрашения говорит о неумении педагога организовать продуктивную
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй.
Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают действия, проводимые школой по отношению к обучению детей, и участвуют в их реализации. Одна из важнейших задач классного руководителя - способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.
Дети, родители, учителя - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Перечислим несколько форм совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике.
Классное собрание:
Это разговор равноправных заинтересованных людей. Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может иметь форму конференции, диспута, коллективного творческого дела.
Формы познавательной деятельности :
общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.
Формы трудовой деятельности :
оформление кабинета, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.
Формы досуга :
совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.
Таким образом, организуя совместную деятельность родителей и детей, классный руководитель обеспечивает формирование доброжелательных и взаимозаинтересованных отношений в семье, привлекает родителей к решению проблем детей и всего классного коллектива.
Родители, классный руководитель - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные совместные цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Классный руководитель формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Его работа также направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.
Ирина Юрьевна Молокова
Взаимодействие классного руководителя с семьёй обучающегося.
Что нужно знать для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? Статья знакомит с особенностями взаимодействия классного руководителя с семьёй обучающихся коррекционной школы. Рассматриваются основные задачи, направления, принципы, методы работы классного руководителя. Описывается опыт работы.
Развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но, в свою очередь, наиболее системно, последовательно, всестороннее развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
С первых дней поступления ребёнка в школу мы, учителя начальных классов, являясь классными руководителями, находимся в тесном контакте с законными представителями ребёнка (становимся одним целым).
Функции классного руководителя разнообразны, сотрудничество с семьёй своих учеников – одно из важных направлений его деятельности.
1. Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно сотрудничает школа и семья.
2. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Именно от его работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению, социализации детей, и участвуют в ее реализации.
Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются:
содействие сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей;
создание комфортных условий для ребенка в семье, образовательном учреждении;
всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка
Сотрудничество с семьей, я как классный руководитель, осуществляю по следующим направлениям:
1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей (законных представителей).
Педагогическая культура родителей обучающихся – один из самых действенных факторов их развития, воспитания и социализации, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающихся. Данное направление реализуется путем проведения тематических родительских собраний.
Современная семья и ее роль в воспитании ребенка.
Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
Роль семьи в обучении и воспитании, социализации ребенка с ОВЗ.
Все беседы с родителями завершаю конкретными рекомендациями, которые понятны людям с разной родительской мотивацией.
50% родителей обучающихся класса испытывают трудности в вопросах обучения, воспитания, социализации своих детей с ограниченными возможностями, так как старшие дети в семье имеют сохранный интеллект, и родители видят разницу в развитии детей. В связи с этим моя задача помочь не только своим ученикам стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.
2. Профориентационная работа с родителями.
Профориентационная работа – это целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых я выполняю направляющую и координирующую роль. В течение учебного года на родительских собраниях рассматриваются следующие вопросы профориентации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья:
Трудовое воспитание младшего школьника в семье.
Особенности физического развития младшего школьника.
Роль семьи в подготовке детей к сознательному выбору профессии.
Психологические особенности ребёнка; развитие склонностей и способностей ребёнка как основное условие трудовой деятельности и успешного выбора профессии.
3. Совершенствование межличностных отношений педагога, обучающихся и родителей.
Совместно с родителями организуем мероприятия, праздники, акций, встречи (где родители являются не наблюдателями, а организаторами и участниками) :
Осень к нам в окно стучится.
10 000 добрых дел.
Скоро Новый год.
Аты - баты шли солдаты.
Данное взаимодействие позволяет лучше узнать родителям своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, производят огромный воспитательный эффект.
4. Расширение партнёрских взаимоотношений с родителями.
Осуществляется через привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительского комитета классного коллектива учащихся. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и вне учебного плана.
В основе сотрудничества семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Сотрудничество с родителями учащихся младших школьников возможно при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.
Опыт показывает, что кропотливая, ежедневная работа с родителями обучающихся приносит положительные результаты: родители постепенно становятся первыми помощниками во всем. Они не гости в школе, а равноправные члены классного коллектива. Они с желанием идут в школу, живут жизнью своих детей, являются помощниками классного руководителя.
Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:
в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить сотрудничество между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье и школе.
От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Для педагога положительным результатом сотрудничества является повышение уважения со стороны родителей, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, творческий подход к работе. Для родителей – лучшее знание своих детей, ощущение своей значимости в школе.
Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учёбе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном положении.
1. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя/ Е. А. Гордиенко, Г. С. Юсупова; под ред. В. В. Воронковой. – М. : Шк. Пресс, 1994. – 416с. 2.
3. Совместная работа школы, семьи и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. – Т. : Медицина, 1985. – 55 с.
5. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко// Просвещение – 1969. – 359с.
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике 1. Знать порядок номеров наизусть. 2. Следить за дисциплиной поправлять детей корректно. 3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать.
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность.
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в рамках ФГОС до Педагогическое сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – является важным условием в реализации ОО Художественно-эстетическое.
Взаимодействие с семьёй. Самым красивым, родным и любимым (фотоотчёт) Взаимодействие с семьёй. Самым красивым, родным и любимым В последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери. Есть в нашем.
Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьёй в вопросах патриотического воспитания. Доступны ли детям дошкольного возраста чувства гражданственности и патриотизма? Детям старшего дошкольного возраста доступно чувство любви.
Одна из важнейших задач классного руководителя — способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.
Дети, родители, учителя — члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.
Классный руководитель и семья должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы в его самоопределении и самореализации, в преодолении трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
В основе сотрудничества семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Сотрудничество классного руководителя и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы, которая предполагает прежде всего всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка:
■ состав семьи, возраст, профессия родителей;
■ бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальная обеспеченность;
■ активность участия родителей в воспитании детей;
■ ценностные ориентации родителей и детей;
■ выполнение ребенком режима дня;
■ досуг родителей и детей;
■ распределение обязанностей в семье;
■ традиции, семейные праздники;
■ увлечения, способности родителей и детей;
■ взаимоотношения в семье.
На основе полученных данных классный руководитель составляет паспорт каждой семьи.
Классный руководитель также выявляет возможности родителей для привлечения их к организации учебно-воспитательной работы в классе и школе, выполнению различных видов работы. В то же время классный руководитель выявляет заказ родителей на содержание и обучение детей.
Для формирования сотруднических отношений между родителями и детьми классный руководитель рассматривает классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу с учащимися и родителями на два самостоятельных направления. Полезнее возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий ради воспитания своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и постоянный поиск решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель заинтересовывает и остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Одна из важнейших задач классного руководителя — способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.
Дети, родители, учителя — члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.
Классный руководитель и семья должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы в его самоопределении и самореализации, в преодолении трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
В основе сотрудничества семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Сотрудничество классного руководителя и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы, которая предполагает прежде всего всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка:
■ состав семьи, возраст, профессия родителей;
■ бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальная обеспеченность;
■ активность участия родителей в воспитании детей;
■ ценностные ориентации родителей и детей;
■ выполнение ребенком режима дня;
■ досуг родителей и детей;
■ распределение обязанностей в семье;
■ традиции, семейные праздники;
■ увлечения, способности родителей и детей;
■ взаимоотношения в семье.
На основе полученных данных классный руководитель составляет паспорт каждой семьи.
Классный руководитель также выявляет возможности родителей для привлечения их к организации учебно-воспитательной работы в классе и школе, выполнению различных видов работы. В то же время классный руководитель выявляет заказ родителей на содержание и обучение детей.
Для формирования сотруднических отношений между родителями и детьми классный руководитель рассматривает классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу с учащимися и родителями на два самостоятельных направления. Полезнее возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий ради воспитания своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и постоянный поиск решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель заинтересовывает и остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Читайте также: