Сообщение о деятели культуры серебряного века

Обновлено: 18.05.2024

Серебряным веком был назван рубеж XIX—XX вв. — время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

Народы Российской империи получили к этому времени собственный алфавит, у них появились своя литература, национальная интеллигенция. Закон, принятый Государственной думой, гарантировал каждому жителю России получение начального образования на родном языке. Выпуск газет и других периодических изданий за первое десятилетие XX в. увеличился более чем в десять раз.

Наука развивалась быстрыми темпами. Отставание России в промышленности не помешало нашим ученым внести в мировую науку огромный вклад, названный революцией в естествознании. Это касалось и физики, и математики, и биологии, и химии, и многих других отраслей науки. Имена П. Н. Лебедева, В. И. Вернадского, Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии И. И. Мечникова, И. П. Павлова, С. П. Боткина, Д. И. Менделеева и многих других стали гордостью России. В области авиации значительны достижения Н. Е. Жуковского, И. И. Сикорского.

В этот период опубликованы труды выдающихся философов И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, В. С. Соловьева, теоретиков революционного переустройства России Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Отечественная история пополнилась теоретическими работами В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова. А. Е. Преснякова, С. Ф. Платонова. Вышли первые труды будущих советских историков Е. В. Тарле, Б. Д. Грекова.

Книги русских писателей Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, И. А. Бунина, М. Горького, А. И. Куприна вошли в мировую литературную сокровищницу. В поэзии Серебряного века появилось новое направление — символизм. Представители этого течения противопоставили свое мировоззрение материализму, несущему, по их мнению, оскудение души человека. Поиск эстетического идеала был характерен для творчества поэтов А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама, отличавшихся глубоким проникновением во внутренний мир человека.

Памятник Анне Ахматовой в Санкт-Петербурге

Новаторство в русской живописи проявилось в полотнах художников И. Е. Репина, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, братьев А. М. и В. М. Васнецовых, призывавших к восстановлению первоначальной цели высокой живописи, которая, как они считали, была позабыта художниками предыдущих поколений. Традиции И. Е. Репина продолжил его ученик В. А. Серов — живописец, постоянно ищущий новые формы художественного отображения реальности, автор множества замечательных портретов, пейзажей, натюрмортов, картин на бытовые и исторические темы. Мир русской живописи начала XX в. изобиловал художественными объединениями разных направлений с различными взглядами. Все они внесли вклад в развитие русского искусства.

Архитектура серебряного века развивалась в направлении подчеркивания функционального назначения зданий. В основном это были богатые особняки и общественные здания. Их отличали пышное внешнее убранство, наличие лепнины. На фасадах домов изображались силуэты кораблей, башенных кранов, аэропланов. Разворачивалось городское строительство. Проводилась комплексная застройка в крупных городах России. В строительном деле начал применяться железобетон.

Большой подъем переживала и русская музыка. Традиции М. И. Глинки и П. И. Чайковского развивают А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский. Продолжали свою композиторскую и педагогическую деятельность С. И. Танеев, А. С. Аренский. Огромную работу по сохранению и пропаганде традиций русского народного музыкального творчества проводил В. В. Андреев. Неоценимый вклад в развитие отечественного театрального искусства внесли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов.

В целом русская национальная культура конца XIX начала XX в. развивалась на традиционной народной почве. В ее основу легли идеи независимости, поиска добра и справедливости.

Аватар

Серебряный век оказался довольно непродолжительным, его искусствено оборвали события, последовавшие за революцией 1917 года. Деятельность учёного, достигшего больших успехов, обычно длиться дольше – открытие редко получается сделать неожиданно, обычно ему предшествует многолетний кропотливый труд. Однако основная и самая выдающаяся часть карьеры профессора Розинга пришлась именно на Серебряный век.

Борис Львович Розинг – это русский изобретатель передачи телевизионного сигнала. Над этой технологией работали разные учёные во многих странах, о первенстве каждого из них идут споры, но в любом случае, Розинг трудился независимо от них. Его ученика Владимира Зворыкина в Америке называют отцом телевидения. Зворыкин волею судьбы оказался за Атлантическим океаном (выполнял задание правительства Колчака по закупке оборудования, когда пришла весть о поражении белого движения) и смог популяризировать телевидение, донести его до массовой аудитории с помощью компании другого эмигранта из России – Давида Сарнова (бежавшего, правда ещё от еврейских погромов, а не от советской власти). Однако сам Зворыкин никогда не скрывал, что использовал технологию своего учителя, внеся доработки, которые мог бы сделать и Розинг (а возможно, и сделал независимо от него), если бы имел такую возможность.

Борис Львович Розинг родился в Санкт-Петербурге в 1869 году в дворянской семье (род происходил от выслужившего в России голландского мастера). Закончил в родном городе гимназию, а потом физико-математический факультет столичного университета.

С 1892 года преподавал в Петербургском технологическом институте, с 1895 – в Константиновском артиллерийском училище. Был одним из инициаторов введения высшего женского образования в России, стал деканом электромеханического факультета открытых в 1906 году Петербургских Женских политехнических курсов, в 1915 году преобразованных в Петроградский Женский политехнический институт.

Главным детищем Розинга была телевизионная передача, то есть преобразование изображения в электромагнитный сигнал и после передачи по уже известной технологии радиосигнала расшифровка снова в изображение. Первая привилегия (русский аналог патента) получена Розингом в 1907 году, в 1911 году получены настоящие патенты в России, Великобритании, США и Германии. Мир поразила возможность показывать на расстоянии то, что видит перед собой принимающее устройство, находящееся далеко от расшифровывающего сигнал экрана. Розинг уже тогда предсказывал, что передачу можно вести хоть с Луны.

Аватар

Однако открытие самого принципа не означало получения качественной картинки. Передавать удавалось только контрастные чёрно-белые изображения без большой детализации. Фактически это были лишь геометрические фигуры на больших листах. В таком виде технология не могла пригодиться ни в коммерции, ни в военном деле.

Как и многие петроградские профессора, Розинг принял советскую власть. Такое решение помогало продолжить работу, даже открывала для неё новые перспективы, в то время как противоположная позиция принуждала к эмиграции с неопределёнными перспективами за границей – Борис Львович в свои 48 лет не захотел начинать всё заново на новом месте. Он стоял у истоков Кубанского государственного технологического университета (образован 16 июня 1918 года), основал физико-математическое общество в Екатеринодаре (позже Краснодаре).

В 1929 году во время выборов новых членов Академии наук не прошло трое кандидатов-коммунистов. По этому поводу разгорелась шумная компания в прессе. Академию обвиняли в антисоветских настроениях, призывали власти её реорганизовать и проверить деятельность этой организации. Три отвергнутых поначалу кандидата стали академиками, что на время успокоило газеты. Но механизм был запущен. В этом же году ГПУ начало так называемое Академическое дело. По нему проходило 115 человек, кроме того из Ленинградской академии наук были уволены 128 штатных сотрудников (из 960) и 520 сверхштатных (из 830). основной удар пришёлся по архивистам и историкам, но среди пострадавших были и представители естественных наук, причём не только ленинградцы.

Не известно, применялись ли к нему во время следствия пытки, но моральное воздействие наверняка было. Это негативно сказалось на здоровье учёного. 20 апреля 1933 года он умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 63 лет. В 1957 году его полностью реабилитировали.

Без революционных событий 1917 года, искусственно прервавших серебряный век и спокойное развитие России, Розинг наверняка смог бы довести своё изобретение до коммерческого использования – в России также были крупные корпорации, способные распространить телевидение, по крайней мере, по крупным городам страны. Тогда США закупали бы у России соответствующие технологии, а не наоборот. Но получилось так, что достижение русского учёного не получило должной поддержки на родине, а гениальный изолретатель стал жертвой сталинских репрессий, как и огромное число других деятелей Серебряного века.

Гост

ГОСТ

Конец XIX – начало ХХ веков ознаменовались появлением в русской литературе своеобразных поэтических течений. В салонах зазвучала поэзия нового века. Имена авторов непревзойдённой лирики прочно вошли в историю русской литературы, их творчество стало предметом изучения, их произведения – примером элегантной, интеллигентной литературы.

Условно, творчество представителей Серебряного века может быть представлено поэтическими течениями символизма, акмеизма, футуризма и имажинизма.

Поэты - символисты

Российские поэты-символисты продолжили традиции французских родоначальников жанра. Используя в своем творчестве символы, недосказанность и намёки, они создали целое направление в искусстве. Само их искусство было наполнено таинственностью и загадочностью. Через образы поэты создавали свой чувственный мир, чуждый ложной риторике. По мере развития направления стали появляться символистические школы и течения.

Традиционно представителей символизма разбивают на две группы: "старших" и "младших" символистов. "Старшие" символисты определяли поэзию, как познание мира через эстетические ценности. Поэт – это создатель личностных ценностей через художественную эстетику. К "старшим" символистам относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

Яркими представителями "младших" символистов являются Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. Течение появилось в 1900 году, в основе данного направления символизма - философско-религиозное понимание мира, сущности человека и его исканий.

Многие поэты серебряного века начинали свой творческий путь с символизма. Творческое наследие Иннокентия Анненского, Юлиана Анисимова, Юргиса Балтрушайтиса, Юрия Верховского, Максимилиана Волошина, Виктора Гофмана, Александра Добролюбова, Вильгельма Зоргенфрея, Ивана Коневского, Мирры Лохвицкой, Владимира Маккавейского, Софии Парнок, Владимира Пяста, Ивана Рукавишникова, Бориса Садовского, Мариэтты Шагинян является золотым фондом российской поэзии. Особое место в истории становления и развития символизма занимает поэзия Марины Цветаевой.

Поэты - акмеисты

Яркими представителями литературного течения являются:

Поэтическое наследие поэтов-акмеистов дополнила поэзия Георгия Адамовича, Клары Арсеневой, Вадима Гарднера, Георгия Иванова, Василия Комаровского, Валентина Кривича, Михаила Лозинского, Ирины Одоевцевой, Всеволода Рождественского, Дмитрия Цензора, Владимира Шилейко.

Поэты - футуристы

В отличие от акмеизма, рождённого в России, футуризм появился в Италии, а затем нашёл последователей по всему миру. В основании течения - понятия антикультуры, антиэстетики и антифилософии. Адепты футуризма призывали отказаться от норм, законов и традиций. Они отличались крайне эксцентричным и агрессивным поведением. В российской поэзии литераторы разбились на группировки. Самые известные из них – это кубофутуристы и эгофутуристы:

  • К группе кубофутуристов себя причисляли Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, Василий Каменский, Бенедикт Лившиц, Алексей Кручёных.
  • Основателем эгофутуризма в России является Игорь Северянин. В его круг вошли поэты: Пётр Ларионов, Сергей Алымов, Вадим Баян, Василиск Гнедов, Грааль-Апрельский, Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Иван Игнатьев, Павел Кокорин, Дмитрий Крючков, Иван Лукаш, Константин Олимпов, Георгий Шенгели, Вадим Шершеневич, Павел Широков.

Поэты – имажинисты

Серебряный век русской культуры пришелся на начало ХХ века, он совпал с эпохой модерна. Название свое получил уже после своего окончания. На авторство претендовали многие писатели и философы, но кому оно принадлежит, неизвестно. Точно лишь то, что понятие зародилось среди русских эмигрантов. Применяется термин исключительно к русской культуре, в основном к литературе (но не только).

Серебряный век в поэзии, музыке, философии

Культурный расцвет

Серебряный век продолжался недолго, менее четверти века — с 1900 по 1922 год. Начало периода совпадает со смертью В. Соловьева, известного религиозного мыслителя и поэта. В конце этой поры из Советской России были высланы мыслители и философы, неугодные новой власти.

Гении литературы

Небольшая продолжительность вовсе не означает, что эти годы были незначительными — наоборот, со временем их ценность даже выросла. Представители русской культуры первыми поняли, насколько вреден рационализм, бездуховность, отсутствие религиозных идеалов. Запад осознал это намного поздней.

Эпоха индустриализации совпала с небывалым расцветом всех видов творчества, она породила новые направления, вызывала бурные споры, дала толчок к рассвету философской мысли. Искусство серебряного века отличается своей элитарностью, утонченностью. Поэтому нельзя отождествлять всю литературу, что появилась в конце XIX — начале XX века, с Серебряным веком, ведь в этих хронологических границах существовало много направлений:

    .
  • Классический реализм.
  • Сатира.
  • Крестьянская поэзия.
  • Пролетарская поэзия.

Но это не просто вопрос хронологии. Скорей, образ мышления, присущий художникам, жившим в ту эпоху. И хотя они часто конфликтовали между собой, в итоге сознание потомков объединило их в особую плеяду.

Гении литературы

Ярче всего необычная эпоха проявила себя в творчестве деятелей пера. На стыке времен возникла целая плеяда звезд мирового значения. Всем хорошо известны писатели серебряного века русской литературы. Список их впечатляет:

 Яркие представители литературы

    .
  • Игорь Северянин.
  • Саша Черный.
  • Марина Цветаева.
  • Сергей Есенин.
  • Владислав Ходасевич.
  • Всеволод Рождественский.
  • Николай Гумилев.
  • Александр Блок.

Точный список составить затрудняются даже литературоведы, как и установить временные рамки. Условно для литераторов время расцвета началось с 1890 г., но наиболее жаркие споры вызывает дата его окончания. Часть считает, что конец наступил с началом Гражданской войны, другие называют дату смерти Александра Блока, расстрела Николая Гумилева или самоубийства Владимира Маяковского.

Культурный расцвет

Совершенно новым явлением стал символизм. Его приверженцы утверждали, что религия и вера — это основа не только искусства, но и всего человеческого бытия. Поэты были уверены, что через художественные символы они способны приобщиться к сфере запредельного. Поначалу новые взгляды вылились в декаданс — индивидуализм, состояние тоски и безнадежности были характерны для раннего творчества А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова.

После 1909 г. символизм вышел на новый уровень. Он начал демонстрировать презрение к рационалистической философии, предвещая гибель западной цивилизации. Появились славянофильские настроения, возник интерес к языческим корням русской души. Именно там символисты стремились отыскать истоки для возрождения духовности.

Время перемен

Образованию стали уделять повышенное внимание, эпоха ознаменовалось открытием новых школ. Власть решила ввести начальное обучение для всех. В России тогда было больше всего церковно-приходских школ (более 40 тысяч в 1905 году). Хотя реформа проводилась неумело, ее плоды были заметны:

 Новые тенденции в живописи и скульптуре

  • Выросло число учащихся начальных школ с 2,5 млн в 1900 г. до 6 млн в 1914 г.
  • Увеличилось количество земских училищ с 20 тыс. в 1904 до 28 тыс. в 1914 г.
  • Созданы коммерческие училища, дававшие, кроме общеобразовательной, специальную подготовку.
  • Введено совместное обучение девушек и юношей.
  • Выросло количество средних специальных учебных заведений (сельскохозяйственных, горных, железнодорожных, технических и промышленных).

Просвещение получило мощный толчок к развитию, открылись новые вузы, пединституты. Появилось более 30 высших курсов для женщин, после чего они получили массовый доступ к высшему образованию. Более половины студентов не имели дворянского происхождения, но смогли приобрести востребованную профессию.

Мир искусства серебряного века

Портретист Валентин Серов

Известнейший мастер той эпохи — портретист Валентин Серов, оказавший влияние на многих видных художников. В каждой мелочи он видел нечто большое, значительное. Портрет девушки становился под его кистью гимном красоты, любви и счастья. Он писал не только представителей интеллигенции, но также чиновников, членов царской семьи, банкиров. При этом всегда оставался смелым в характеристике своих героев. Серову удавалось сочетать классические традиции с новаторскими идеями, примером тому служат портреты М. А. Врубеля, И. Рубинштейн, Т. Н. Карсавиной.

Поиск новых направлений

Творчество серебряного века

Скульптура этого времени отличалась разнообразием. Лучший представитель школы реализма — С. Волнухин, автор памятника Ивану Федорову, первому печатнику. П. Трубецкой представлял импрессионизм. Известны были работы П. Трубецкого, который выполнил скульптурные портреты Л. Толстого, С. Витте, Ф. Шаляпина и др.

Выдающимися для своего времени были произведения С. Коненкова. Его скульптуры отразили поиски стиля реализма в новых направлениях. Он увлекался как Микеланджело, так и русским деревянным скульптурным творчеством, портретами. Все его работы несут отпечаток неповторимого стиля.

Модерн и не только

Развитие архитектуры

Как следствие технического прогресса стали появляться новые города, росла промышленность. Развивался транспорт, менялась общественная жизнь. Благодаря этому архитектура серебряного века получила возможности для изменений. Главное, что преображались не только крупные города, но и провинция.

Самым ярким представителем этого периода специалисты называют архитектора Ф. Шехтеля. Поначалу вдохновение он находил в готических образцах (примером может служить особняк С. П. Рябушинского, построенный в 1902 году), но затем Шехтель постоянно использовал традиции русского деревянного зодчества — как в здании московского Ярославского вокзала (1902−1904).

Достижения научного мира

Развитие науки и образования

Это было время прорыва не только для деятелей культуры. Оставили свой след в истории также деятели науки, которые открывали новые сферы. Основоположником гидро- и аэродинамики стал Н. Жуковский, создавший теорию гидравлического удара. Именно он открыл закон подъемной силы крыла самолета.

Основы воздухоплавания, ракетодинамики разработал К. Циолковский, проводивший эксперименты в области моделирования дирижаблей и самолетов. Циолковский изобрел автопилот, обосновал возможность космических полетов, предложил ракетный двигатель.

В. Вернадский, выдающийся русский ученый, своими трудами положил начало новым направлениям в радиологии, геохимии, биохимии. Если бы не его учения о ноосфере и биосфере, не появилась бы экология. Только в современном мире, который стоит на гране экологической катастрофы, можно сполна оценить, насколько новаторскими были его идеи.

Новое религиозное сознание

Поиски духовного самоопределения характерны для русского человека в любые времена. Но именно в те годы под влиянием философии находилась не только научная сфера, но и вся культура в целом. Лучшие умы пытались объединить духовное с материальным.

Религиозной мысли серебряного века

Ярчайшим представителем культурной эпохи стал В. С.Соловьев. Выросший в набожной среде, в юности пережил тяжелый духовный кризис, увлекался материализмом и атеизмом. В студенчестве взгляды его в очередной раз изменились.

Блестящие мыслители — Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, П. Флоренский — определили развитие философии, этики и культуры во всем мире. В частности, предвосхитили развитие экзистенциализма.

Непродолжительная эпоха повлияла на всю мировую культуру. Лучшие умы поколения обратили внимание общества на то, что необходим не только технический прогресс, но и возрождение духовных ценностей.

Читайте также: